Интересные факты о слухе человека. Строение уха человека — интересные факты Изображение уха для детей

Ухо является парным органов слуха, сложным вестибулярно-слуховым органом. Ухо выполняет две основные и несомненно важные функции:

  • улавливание звуковых импульсов;
  • способность удерживание равновесия, поддержание тела в определенном положении.

Данный орган располагается в зоне височных костей черепа, образуя снаружи ушные раковины. Человеческое ухо воспринимает звуковые волны, длина которых варьируется в пределах 20 м. - 1,6 см.

Строение уха неоднородно. Оно состоит из трех отделов:

  • наружный;
  • средний;
  • внутренний.

Каждое из отделов имеет собственное строение. Соединенные вместе, отделы формируют удлиненную своеобразную трубу, которая уходит вглубь головы. Предлагаю ознакомиться со строением уха человека по схеме с описанием.

Наружное ухо

Рассмотрим строение внешнего уха. Данная область начинается с ушной раковины и продолжается наружным слуховым проходом. Ушная раковинаимеет вид сложного упругого хряща, покрытого кожей. Нижняя часть называется мочкой – она представляет собой складку, состоящую из жировой ткани (в большей степени) и кожи. Ушная раковина наиболее всего чувствительна к различным повреждениям, поэтому у борцов она практически всегда деформирована.

Ушная раковина работает в качестве приемника звуковых волн, которые затемперемещаются во внутреннюю область слухового аппарата. У человека она выполняет намного меньше функций, чем у животного, поэтому находиться в неподвижном состоянии. Звери могут водить ушами в разные стороны, поэтому максимально точно определяют источник звука.

Складки, из которых состоит ушная раковина, перемещают звуки в слуховой проход с небольшой частотой искажения. Искажения, в свою очередь, зависят от вертикальной, либо горизонтальной локации волн. Все это дает возможность мозгу получать более уточненную информацию о расположении источника звука.

Основная функция ушной раковины заключается в улавливании звуковых сигналов. Ее продолжением является хрящ наружного прохода 25-30 мм в длину. Постепенно хрящевая область переходит в костную. Ее наружная область выстлана кожей и содержит сальные, серные (видоизмененные потовые) железы.

Наружное ухо от среднего разделяет барабанная перепонка. Звуки, которые улавливает ушная раковина, ударяясь о барабанную перепонку, вызывают определенные колебания.Колебания барабанной перепонки посылаются в полость среднего уха.

Интересно знать. Во избежание разрыва барабанной перепонки солдатам в ожидании громкого взрыва рекомендовалось как можно шире открывать рот.

Теперь посмотрим, как устроено среднее ухо. Барабанная полость является основной частью среднего уха. Она представляет из себя пространство объемом примерно 1 кубический сантиметр, находящееся в области височной кости.

Здесь располагаются три маленькие слуховые косточки:

  • молоточек:
  • наковальня;
  • стремечко.

Их функция заключается в передаче звуковых колебаний из области наружного ухо во внутреннее. Во время передачи косточки усиливают колебания. Данные косточки являются самыми маленькими костными фрагментами скелета человека. Они представляют некую цепочку, по которой передаются колебания.

В полости среднего уха располагается евстахиева или слуховая труба, которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой. За счет евстахиевой трубы, давление воздуха, проходящего внутри и снаружи от барабанной перепонки, выравнивается.Если этого не происходит, перепонка может разорваться.

При изменении внешнего давления «закладывает уши (снять симптом можно, совершая последовательные глотательные движения).Основная функция среднего уха заключается в проведении звуковых вибраций от барабанной перепонки к овальному отверстию, которое ведет в область внутреннего уха.

Внутреннее ухо является самым сложным из всех отделов из-за своей формы.

«Лабиринт» (структура внутреннего уха) состоит из двух частей:

  • височной;
  • костной.

Височный лабиринт находится внутрикостного. Между ними естьнебольшое пространство, заполненное эндолимфой (специальной жидкостью). В этой области располагается такой слуховой орган, как улитка. Тут же находится орган равновесия (вестибулярный аппарат). Далее приведена схема внутреннего уха человека с описанием.

Улитка представляет собой костный спиралевидный канал, разделенный на две части перегородкой. Перепончатая перегородка, в свою очередь, подразделяется на верхнюю и нижнюю лестницы, которые соединяются в верхней части улитки.Основная мембрана содержит в себе звуковоспринимающий аппарат–кортиев орган. Данная мембрана состоит из множества волокон, каждое из которых реагирует на определенный звук.

Со строением ушной раковины, всех частей внутреннего уха мы разобрались, давайте теперь рассмотрим строение уха и вестибулярного аппарата.

Важно. Орган равновесия вестибулярный аппарат является частью внутреннего уха.

Вестибулярный аппарат – периферический центр органа равновесия вестибулярногоанализатора. Он является составляющей частью внутреннего уха и расположен в височной черепной кости, а если говорить точнее, что в пирамиде, самой каменистой части черепа. Внутреннее ухо, которое называется лабиринтом, состоит из улитки, вестибулярного отдела и преддверия.

В слуховой системе человека выделяется три полукружных канала в виде полуколец, концы которых открыты и как бы впаиваются в кость преддверия. Поскольку каналы располагаются в трех разных плоскостях, их называют фронтальным, сагиттальным, горизонтальным. Среднее и внутреннее ухо связываются между собой круглым и овальным окном (данные окна закрытые).

Овальное располагается в кости преддверия, закрывает его стремя (слуховая косточка). Понять, полностью закрыто окно или нет, можно по основанию стремени. Второе окошко расположено в капсуле первого улиточного завитка, оно закрывается плотной, но довольно эластичной мембраной.

Внутри костного лабиринта находится перепончатый, пространство между их стенками заполняет особая жидкость – перилимфа. Перепончатый лабиринт является замкнутым и заполняется эндолимфой. Он состоит из трех отделов – мешочки преддверия, полукружные каналы, улитковый ход. Внутри системы есть надежные барьеры, которые препятствуют смешиванию физиологических жидкостей.

При некоторых болезнях уха, головного мозга барьеры могут разрушаться, жидкость смешиваются, и страдает слуховая функция. По канальцам может распространяться инфекция, которая приводит к развитию мозговых абсцессов, менингитов, арахноидитов.

Другая возможная проблема вестибулярного аппарата – нарушение равновесия между давлениями в перилимфатическом и эндалимфатическом пространствах. Именно баланс давление отвечает за здоровый тонус лабиринта и нормальную работу рецепторов. Если изменяется давление, развиваются вестибулярные, слуховые расстройства.

Рассматривая строение уха и вестибулярного аппарата, нельзя не упомянуть рецепторные клетки – они располагаются в перепончатой зоне полукружных каналов области преддверия и отвечают за равновесие. У каждого канала на одном из концов полукольца есть расширение, в котором располагаются рецепторы (ампула).

Скопления рецепторов называются купулами (заслонками). Они похожи на границу между утркулюсом и полукружными каналами. Если происходит смещение выходящих из нервных клеток волосков, организм получает сигнал о необходимости переместить тело или голову в пространстве.

Мешочки преддверия содержат скопления других нервных клеток – они образуют отолитовый аппарат. Волоски клеточных структур размещаются в отолитах – кристаллах, омываемых эндолимфатической жидкостью. Отолиты саккулюсной части располагаются во фронтальных плоскостях, соотношение их размещения в левом и правом лабиринтах составляет 45 градусов.

Отолиты утрикулюсного элемента находятся в сагиттальной плоскости, между собой они расположены горизонтально. Волокна нервных клеток, которые отходят в стороны, собираются в нервные пучки и впоследствии выходит с лицевым нервом через слуховой проход в мозговой ствол (то есть попадают в черепную полость). Тут они уже образуют целостные скопления – ядра.

Между ядрами существует мощная связь перекрестного типа, нервные пути, которые идут от рецепторов, носят название афферентных, они передают сигнал с периферии к центральной части системы. Есть также эфферентные связи, которые отвечают за передачу импульсов от центральных частей мозга к вестибулярным рецепторам.

Наслаждаться звуками природы, слышать голоса близких людей, чувствовать даже самые легкие прикосновения, различать разнообразные вкусы, запахи, цвета, любоваться прекрасными видами - всё это доступно нам благодаря верным помощникам - органам чувств: зрению, слуху, осязанию, вкусу и обонянию.

Традиционно выделяют пять органов чувств. Но различных ощущений, которые испытывает человек, на самом деле гораздо больше, чем органов чувств.

Например, под осязанием понимают восприятие холода, тепла, боли, давления, прикосновения и множества других ощущений.

Также мы можем ощущать напряженность мышц, движение суставов, такие состояния, как голод, жажда, тошнота, боль.

Рецепторы этих ощущений находятся во внутренних органах.

Каким образом мозг помогает нам чувствовать?

Очень важно понимать, что ни одна часть организма человека не "гуляет сама по себе".

Клетки организма объединены в ткани, ткани в органы, а те, в свою очередь, в системы органов.

Существует четко отлаженная, подчиняющаяся единому руководству - головному мозгу - единая функциональная система организма.

И изменения в какой-то одной структуре обязательно отразятся на всем организме в целом.

Получение организмом любых сведений и формирование ответной реакции возможно только благодаря "сотрудничеству" между органами чувств и головным мозгом.

Именно поэтому между ними существуют многочисленные связи - проводящие пути, состоящие из нервных волокон.

На самом деле все импульсы, воспринимаемые нашими рецепторами, принципиально одинаковы, но ощущения почему-то возникают разные.

Отмечено, к примеру, что звон колокольчика вызывает совершенно такие же импульсы, как и надавливание на кожу булавкой.

Почему же при получении одинаковых нервных импульсов у нас формируется целая гамма различных ощущений?

Органы чувств состоят из рецепторной части, воспринимающей раздражение, проводниковой части, по которой нервные импульсы поступают в мозг к нервным центрам, расположенным в коре головного мозга.

Здесь происходит обработка полученной информации и вырабатывается тактика дальнейшего поведения организма.

Ощущение, которое формируется у человека после воздействия импульса, зависит от вида воспринимающего рецептора: холодовые, тепловые, болевые и т.д., а также от участка коры головного мозга, к которому это возбуждение приходит.

Получается, что органы чувств только воспринимают и передают информацию, а чувствуем мы на самом деле мозгом.

Рассмотрим более детально строение одного из важнейших органов чувств, который обеспечивает восприятие звука.

Ухо - орган слуха

Как вы думаете, сколько у человека ушей? Скажете два? А вот и неправильно. У человека... шесть ушей.

Не верите? Давайте посчитаем: наружное ухо - раз, среднее ухо - два, внутреннее ухо -три. И это только с одной стороны головы. А с обеих сторон - шесть.

И ничего страшного в этом нет. Наоборот, такое количество ушей делает нас очень чуткими.

В ухе расположены органы двух различных чувств: слуха и равновесия. Эти органы залегают в глубине височной кости черепа.

Для проведения же звуковых волн из внешней среды внутрь необходим ряд дополнительных структур.

Как мы уже говорили, ухо можно разделить на наружную, среднюю и внутреннюю части.

Наружное ухо состоит из двух частей: покрытого кожей хрящевого выроста, или ушной раковины, и наружного слухового прохода, ведущего от раковины к среднему уху.

Наружный слуховой проход покрыт кожей, имеющей сальные железы и волоски.

Волоски задерживают соринки, а сальные железы вырабатывают серу, без которой наружному уху пришлось бы очень туго.

Среднее ухо - это небольшая камера, содержащая три крошечные последовательно соединенные косточки: молоточек, наковальню и стремя.

Они получили эти названия благодаря своей форме. Эти косточки передают звуковые волны через полость среднего уха.

Среднее ухо наполнено воздухом и сообщается с носоглоткой через специальную евстахиеву трубу.

Благодаря этому сообщению в среднем ухе поддерживается то же давление, что и снаружи.

Вот почему при резком перепаде атмосферного давления (например, при взлете или посадке самолета) закладывает уши.

Чтобы избавиться от этого ощущения, нужно сделать резкое глотательное движение.

Внутреннее ухо состоит из сложной системы сообщающихся между собой каналов и полостей, которую часто и очень удачно называют лабиринтом.

Внутри него находятся три канала: канал преддверия, барабанный канал и канал улитки.

Внутри канала улитки находится кортиев орган - истинный рецептор слуха, состоящий из волосковых клеток, которые воспринимают сигнал и немедленно передают его в мозг. Готово! Сигнал дошел до пункта назначения.

Как мы слышим различные звуки?

С механической точки зрения происходит вот что. Звуки, которые мы слышим, поступают от различных вибрирующих, то есть совершающих поступательные движения, предметов.

Эта вибрация заставляет двигаться окружающие молекулы воздуха, которые вызывают движение у расположенных рядом с ними молекул.

Так создается общее движение молекул в воздухе, что мы называем звуковой волной.

Мы ничего не услышим, пока звуковая волна не пройдет через ушное отверстие и не достигнет барабанной перепонки.

Барабанная перепонка действует как поверхность барабана, заставляя колебаться три маленькие косточки в среднем ухе в ритме звука.

В результате этого жидкость во внутреннем ухе начинает перемещаться, воздействуя на маленькие чувствительные клетки - волоски.

Эти волосковые клетки преобразуют движение в нервные импульсы, которые передаются в мозг, а дальше начинается один из важнейших этапов формирования звука: мозг анализирует колебания и определяет их в качестве звука.

Но вибрации бывают разные и соответственно звуки они тоже производят разные.

Звуки различаются по трем основным характеристикам: громкости, частоте и тональности.

Громкость зависит от расстояния между вибрирующим предметом и ухом человека.

Частота зависит от скорости вибрации звучащего объекта.

Тональность зависит от количества и силы обертонов (гармоник), присутствующих в звуке. Это происходит, когда высокие и низкие звуки перемешиваются.

Но разные звуки производят и разные движения в нашем ухе, в наш мозг проводятся разные нервные импульсы.

Именно это обеспечивает человеку уникальную возможность - слышать разные звуки.

Человеческое ухо очень чувствительно. Вероятно, нельзя представить себе более эффективный слуховой прибор.

В своем развитии оно достигло такого совершенства, что дальнейшее увеличение чувствительности было бы бесполезным.

Если бы чувствительность уха была еще выше, оно улавливало бы только беспорядочное движение воздуха, и мы бы слышали лишь шипение и жужжание.

Ухо почти не утомляется. Несмотря на непрерывные шумовые воздействия, оно сохраняет остроту слуха, и его утомление исчезает через несколько минут.

Когда на одно ухо некоторое время воздействует сильный шум, другое тоже обнаруживает утомление - теряется острота слуха.

Это указывает на то, что утомление локализуется не только в самом ухе, но и частично в головном мозге.

Как ухаживать за ушами?

Наши уши требуют бережного обращения и ежедневного ухода.

В наружном слуховом проходе выделяется желтовато-коричневая масса - сера, скопления которой могут образовать серные пробки и становиться причиной снижения слуха.

Уход за здоровыми ушами выражается в регулярном мытье их теплой водой с мылом, не допуская при этом попадания воды или мыла внутрь среднего уха.

Ни в коем случае не следует чистить наружный слуховой проход острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку или стенки прохода.

Отсутствие надлежащего ухода приводит к скоплению ушной серы и закупориванию слухового прохода, воспалению слизистой оболочки, образованию корочек, трещин или язвочек.

Даже при надлежащем уходе иногда наши уши начинают "хандрить".

Ничего не поделаешь, ведь они не могут быть стопроцентно защищены от вредных внешних воздействий и попадания инфекции.

Легкая глухота - может возникнуть в результате образования серной пробки в наружном слуховом проходе.

Боль в ухе - чаще всего возникает из-за воспаления среднего уха.

При закупорке евстахиевой трубы в среднем ухе повышается давление. Таким образом оно оказывается зажатым между костями черепа.

Как же тут не возникнуть сильнейшей боли? Гораздо реже боль в ухе связана с заболеванием зубов.

Звон в ушах - если звон в ушах беспокоит лишь изредка, не стоит волноваться.

Однако настойчивый звон в ушах может быть симптомом заболевания внутреннего уха.

Значит, пришло время отправиться к врачу. Берегите уши! И будьте здоровы.

Ирина Антонова

Ухо – достаточно уязвимая система. Особенно хрупким является строение уха человека для детей грудного и младшего возраста. Причина кроется в его незрелости, через которую в детском возрасте даже банальный вирус легко может дать осложнения на уши.

Свойства органов слуха

Ухо человека имеет способность, которая заключается в улавливании звуковых волн и преобразовании их в электрические импульсы.

Человеческие органы слуха способны воспринимать очень громкие звуки, и еле слышный шорох. Ухо человека во взрослом возрасте способно улавливать звуки от 12 до 20 тысяч Герц, в детском возрасте – до 22 тысяч Герц.

Кроме того, благодаря органам слуха, человек свободно ориентируется в пространстве и сохраняет равновесие.

Ухо взрослого человека

Природа создала уникальным ухо человека-строение его такой:

  • Внешнее ухо.
  • Среднее ухо.
  • Внутреннее ухо.
  • Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Особенностью ушной раковины имеется бугристость, благодаря которой акустика переданных далее звуков чистая, без искажений.

    Наружное ухо улавливает все звуковые тональности, а мозг, куда поступает информация с внутреннего уха, анализирует ее и точно определяет, откуда именно доносится звук. Весь этот процесс занимает всего сотую долю секунды.

    Ушная раковина также способна усиливать звук.

    В слуховом проходе находятся специальные железки, вырабатывающие специфическое вещество – ушную серу. Она защищает внутреннюю часть уха от вредного воздействия окружающей среды.

    Среднее ухо состоит из барабанной перепонки, барабанной полости, сосцевидного отростка, слуховой (евстахиевой) трубы.

    Барабанная перепонка представляет собой тонкую мембрану, изолирующую среднее ухо он внешнего. По краям она натянута, а в середине расслаблена, имеет конусообразную форму. Со стороны наружного уха перепонка имеет тоненькие ворсинки, с внутренней стороны – слизистую оболочку.

    Под воздействием звуковых волн барабанная перепонка колеблется. Благодаря разному натяжению и своей формой она может передавать разночастотные звуковые волны.

    Барабанная полость является маленькой нишей, в которой располагаются крохотные косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Приведенные в движение малюсенькими мышцами, они перенаправляют звуковые волны в слуховой лабиринт. Тут же в углублении расположен сосцевидный отросток. Это небольшая косточка, в толще которой располагаются соединенные между собой воздухоносные клетки.

    Барабанная полость и носоглотка соединяются друг с другом, благодаря слуховой (евстахиевой) трубы. Поверхность ее ворсистая. При попадании в среднее ухо частичек пыли эти ворсинки начинают двигаться и выталкивают посторонние предметы в носоглотку.

    В нижней части среднего уха есть отверстие во внутреннее ухо. Строение его представляет собой костяной лабиринт, который разделяют на части тоненькие мембранки.

    Внутри лабиринта располагается еще один лабиринт из тонких пленок – внутренний, состоящий из соединительной ткани.

    В середине внутреннего уха размещена улитка. Это тоненькие канальчики около 32 мм длиной, свернутый в спираль. В его полости находится лимфа. Именно в улитке звуковые волны преобразуются в электромагнитные. В самом центре лабиринта на задней стенке находится периферический рецептор органа равновесия.

    Не менее уязвимо, чем среднее, внутреннее ухо, строение которого также отличается повышенной хрупкостью. Запущенный отит среднего уха, черепно-мозговые травмы, инфекции могут вызывать воспаление слизистых оболочек лабиринта (лабиринтит).

    В результате начинаются сильные головокружения, тошнота, рвота, нарушается координация движений, возможно самопроизвольное беспорядочное движение глазных яблок. Приступы головокружения могут повторяться по несколько раз на день, а в тяжелых случаях – каждый час.

    Немного другая анатомия

    Строение уха человека у взрослых и детей немного отличается.

    У детей его анатомические особенности таковы:

  • Барабанная перепонка имеет форму круга. У новорожденных она толще и располагается горизонтально. У детей старшего возраста угол наклона составляет 40-45 градусов.
  • Барабанная полость располагается в толще височной кости и разделяется на верхний, средний и нижний отделы. У малышей до года ее стенки состоят только из соединительной ткани. В более позднем возрасте они частично зарастают костной тканью.
  • Слуховые косточки в барабанной полости очень хрупкие, состоят из хрящевой ткани.
  • Сосцевидный отросток отсутствует. На его месте виднеется только маленький хрящевидный бугорок.
  • У детей слуховая (евстахиева) труба располагается на одном уровне с носоглоткой. Она короткая и широкая.
  • У малышей до года в слуховом проходе сохраняется миксоидная ткань.
  • Такое различие строения ушей делает органы слуха в детском возрасте очень уязвимы к воздействию факторов окружающей среды. Нередки инфекционные заболевания ушей у детей, особенно младшего возраста. Наиболее распространенное заболевание – отит среднего уха, в результате которого блокируется слуховая труба, за барабанной перепонкой скапливается жидкость. В тяжелых случаях из ушей выделяется гной и может идти кровь.

    Опасность воспаления среднего уха уменьшается по мере развития органов слуха у детей. Окончательно среднее ухо формируется до 12 лет, а полностью слуховые органы созревают до 14-19 лет.

    В статье разберемся, как проверить слух у детей.

    С появлением в семье ребенка следует больше времени уделять его здоровью, в том числе и состоянию органов слуха. Разнообразные инфекции способны спровоцировать серьезные последствия. Наиболее распространенными осложнениями принято считать нарушение речи, неспособность к социализации в окружающем мире, тугоухость.

    Чем раньше проблемы с ушами будут замечены родителями, тем быстрее удастся выявить и устранить причины воспаления, предотвратить вероятные осложнения. Для обнаружения нарушений важно периодически проводить у детей с самого рождения проверку слуха.

    Чем чревато нарушение слуха?

    Достоверно известно, что даже незначительные нарушения слуха способны приводить к серьезным отклонениям в процессе развития ребенка. Нарушения в строении органа слуха могут обладать временным характером. В подобных ситуациях оснований для переживания родителей нет.

    Но запущенные состояния требуют помощи, вплоть до проведения хирургических вмешательств. Важно понимать, что последствия таких нарушений могут приобрести необратимый характер, вплоть до полной потери слуха.

    Проверка слуха у новорожденных проводится в роддомах.

    В более зрелом возрасте

    Не исключены ситуации, когда нарушения появляются в более взрослом возрасте. Двух-трехлетний ребенок уже умеет разговаривать, но нарушение слуха может спровоцировать потерю речи. В таких ситуациях необходимо обращаться за специализированной помощью педагогов и врачей для сохранения способности общаться.

    Именно поэтому необходимо тщательно следить за процессом развития ребенка, контролировать его слух и при выявлении малейших отклонений обращаться за помощью специалистов. Тесты на слух довольно просты.

    Слух у ребенка может снижаться по причине наследственных патологических состояний и в результате некоторых заболеваний, среди которых простуда, грипп, отит, скарлатина, корь, свинка. Также не исключено снижение остроты слуха вследствие длительного использования антибиотических препаратов.

    Как проверить слух у детей? Первоначально проверку можно осуществить дома. Но полное обследование у врача все же следует организовать в первые месяцы после рождения ребенка. Как правило, проводит ее отоларинголог в поликлинике.

    человека: схема

    Ухо является парным органом, отвечающим за восприятие звуков, контроль равновесия и ориентацию в пространстве. Локализуется в височной области черепной коробки, имеется вывод - наружные ушные раковины.

    Ухо устроено следующим образом:

    • Внешнее ухо - эта часть слуховой системы, сюда входит ушная раковина и наружный слуховой проход.
    • Среднее ухо состоит из четырех частей - барабанная перепонка и слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя).
    • Внутреннее ухо. Главная его составляющая - лабиринт, который является сложной конструкцией по форме и выполняемым функциям.

    При взаимодействии всех отделов осуществляется передача звуковых волн, преобразованных в нейронный импульс и поступающих в мозг человеку.

    Схема строения уха человека представлена ниже.

    Причины нарушений слуха

    Все у малышей можно условно подразделить на три разновидности:

    1. Сенсоневральная форма.
    2. Кондуктивная.
    3. Смешанная (кондуктивно-нейросенсорная).

    Все они могут носить как патологический характер, так и быть приобретенными. Локализоваться могут одновременно в обоих ушах, но, как правило, затрагивают только одно ухо.

    Кондуктивные нарушения развиваются вследствие травматизации уха или заболевания. Кроме того, кондуктивная тугоухость может появляться в результате аномалий развития среднего, наружного уха.

    К кондуктивным нарушениям относятся также отиты любой разновидности, воспалительные процессы в глотке, носу, появление серных пробок, попадание в ухо инородных предметов. Как правило, нарушения такой формы с легкостью поддаются терапии.

    К сенсоневральным нарушениям принято относить нарушения в строении среднего, внутреннего уха. Возникает подобная проблема вследствие травматизации среднего уха, недоношенности малыша, других дородовых заболеваний. В связи с этим сенсоневральные нарушения часто возникают из-за предрасположенности наследственного характера.

    Следует обращать внимание на здоровье ребенка, если во время беременности у матери возникали следующие болезни:

    1. Паротит.
    2. Менингит.
    3. Воспаления вирусной природы, к примеру, краснуха, простуда, грипп.

    Подобные нарушения способны спровоцировать и длительные курсы терапии антибиотическими препаратами.

    К сожалению, терапия такого вида тугоухости (МКБ 10 - H90.3) занимает продолжительное время, период реабилитации затягивается. При этом в максимальном количестве случаев терапия оказывается нерезультативной. в таком состоянии является практически невозможным.

    Смешанные нарушения развиваются в результате воздействия нескольких факторов одновременно. Терапия таких нарушений предполагает использование специальных медикаментозных средств и ношение специализированных звукоусилителей.

    Методы проверки слуха рассмотрим ниже.

    Предпосылки возникновения нарушений слуха

    Следует обращать внимание на здоровье органов слуха, если ребенок в возрасте до года не пугается и не вздрагивает от громких звуков. Также признаками нарушения служат следующие факты:

    1. Ребенок не реагирует на чужую речь.
    2. Ребенок не поворачивается на голос родителей.
    3. Ребенок во время сна не реагирует на громкие звуки.
    4. Не поворачивает голову на звук, исходящий сзади.
    5. Не обращает внимания на игрушки, издающие звуки.
    6. К годовалому возрасту не понимает значения некоторых простых слов.
    7. Ребенок не начинает издавать новые звуки.

    Признаки нарушений слуха у детей 1-3 лет несколько иные:

    1. Ребенок 1-2 лет не имеет связной речи.
    2. Происходит заметное нарушение в процессе формирования звукооборотов.
    3. Ребенок не воспринимает речь, часто переспрашивает.
    4. Ребенок не понимает речи человека, находящегося в другой комнате.
    5. Ребенок больше внимания обращает не на речь, а на мимику.

    Проверка в домашних условиях

    Итак, в домашних условиях? Определить его состояние могут несколько простых методик. Для этого потребуются издающие громкие звуки игрушки: гармошки, дудки, погремушки. Необходимо встать от ребенка на расстоянии 6 метров и издавать игрушками звуки. Малыш в первые секунды должен замирать, а затем поворачивать глаза или голову в сторону, откуда исходит звук.

    Закрепить эффект можно следующим образом: издавать звуки попеременно в зоне видимости ребенка и за его спиной.

    Имеется и другой тест на слух, который носит название «гороховая проба». Для проведения его понадобится три пустых непрозрачных бутылочки. В первую и вторую следует засыпать крупу (гречку, горох), третью - оставить пустой.

    После этого родителю следует сесть на коротком расстоянии перед малышом и взять одну наполненную и пустую емкость. Затем следует начать трясти баночками на тридцатисантиметровом расстоянии от ребенка. Спустя минуту баночки необходимо поменять местами. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакциями ребенка - он должен поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук. Реакция малыша позволит с легкостью определить, слышит он звук или нет.

    Такую методику для проверки слуха можно использовать только у детей старше 4 месяцев.

    Проверка слуха у ребенка от 3 лет

    Как проверить слух у детей, должен знать каждый родитель. У детей трехлетнего возраста проверить слух можно при помощи обыкновенной речи. Следует встать от ребенка на шестиметровом расстоянии. Смотреть на проверяющего ребенок при этом не должен, поэтому лучше поставить его боком, прикрыв второе ухо рукой или турундой.

    Начинать говорить слова следует шепотом. Если ребенок произнесенного не разбирает, проверяющий начинает подходить ближе. С целью проверки способности слышать высококонтрастные звуки необходимо отойти от ребенка на расстояние 15 метров. Говорить слова необходимо четко и громко, ребенок должен, при этом, повторять их.

    Слова, которые произносит проверяющий, должны быть понятны ребенку.

    Важно понимать, что степень тугоухости тем выше, чем меньше расстояние, на котором ребенок не может разобрать и повторить слова. При обнаружении такого отклонения необходимо проконсультироваться с врачом.

    Как проверить слух у детей на аппарате?

    Проверка на аппарате

    Если обнаружены малейшие воспаления в ухе или болезненность, следует отвести ребенка на осмотр к педиатру, который определит необходимость консультации отоларинголога или сурдолога.

    Проверить слух у ребенка на аппарате можно по нескольким направлениям. Если отмечена острая или частичная следует использовать следующие методики.

    1. Самым маленьким пациентам осматривают наружный слуховой проход и используют физиологические методы.
    2. Осмотр, основанный на рефлекторных проявлениях. Он предполагает анализ безусловных рефлексов, возникающих в ответ на звуки: реакция мимики, глаз, вздрагивание, сокращение мышц.
    3. Осмотр на предмет рефлексов, возникающих в ответ на действия.
    4. Анализ регистрирующих звуковые волны.
    5. Методики, опирающиеся на телесные ощущения.
    6. Устное обследование.

    Аудиометрия

    Тем не менее, наиболее распространенным способом анализа остроты слуха является процедура аудиометрии. Она позволяет получить графические результаты исследования, наглядно указывающие на вид патологии и степень ее развития. Проводят аудиометрию с использованием специализированного оборудования - аудиометра.

    Заключается процедура в том, что ребенок, слыша звуки различной частоты и интенсивности, сигнализирует посредством кнопки о своем восприятии.

    Аудиометрия бывает двух видов - электронная и речевая. Разница между ними существенная. Электронная аудиометрия фиксирует тип нарушения и его степень, речевая аудиометрия, в свою очередь, может лишь свидетельствовать о наличии какого-либо нарушения, не предоставляя возможности получить информацию о степени запущенности заболевания.

    Заключение

    Таким образом, при обнаружении первых симптомов нарушения слуха у маленького ребенка, важно как можно скорее обратиться за помощью специалиста, который определит причину нарушения и порекомендует эффективную терапию. Лечение тугоухости (МКБ 10 - H90.3) начинать следует своевременно, так как слух и способность разговаривать напрямую влияют на степень социализации ребенка и его дальнейшее развитие. Ни в коем случае не следует оставлять проблемы со слухом без какого-либо внимания. Ведь серьезные осложнения со слухом у ребенка может спровоцировать даже перенесенный беременной матерью грипп.

    Строение уха человека. Почему и как мы слышим. Особенности и интересные факты. Почему мы воспринимаем звуки неравномерно. Правильный уход за ушами.

    Многие считают, что слух является обычной особенностью организма. Это не очень верное мнение. Строение уха человека — это сложный и интересный механизм. Достаточно взять последние медицинские публикации и убедиться в этом. С основным принципом работы этого чувства все понятно. Какой-то объект, событие «волнуют» частицы воздуха. Это колебание улавливается ухом и обрабатывается мозгом.

    Для восприятия звука частота вибраций источника возмущения воздуха должна быть велика. В этом случае каждая вновь возмущенная молекула будет приводить в движение близлежащие частицы и так далее. Такое толкание молекул является причиной колебаний давления воздуха, которое распространяется по всем направлениям. В итоге образуются звуковые волны. Сила, с которой молекулы воздуха отскакивают туда и обратно, определяет громкость звука. Количество колебаний молекул воздуха, происходящих в одну секунду, называется высотой звука. Таким образом, звук является не более чем крошечным колебанием давления.

    Изучение амплитудно-частотной характеристики

    Если взять строение уха человека молодого человека, то для него доступен широкий спектр звуковых колебаний 20-20000 Гц. Надо понимать, что качество восприятия различных звуков разниться. Звуки средней интенсивности мы улавливаем лучше всего. Звук, являющийся таким же громким, как аналог, но более высоким, будет восприниматься человеческим ухом как более тихий.

    С каждым годом степень восприятия верхнего диапазона спектра звуковых колебаний ухудшается. Так, человек к 30-35 гадам достигает максимального значения на незначительном уровне в 14 тыс. Гц. Такая особенность нашего организма воплощена в некоторых хитроумных приборах. Ярким примером может служить специальное звуковое устройство, которые мы называем ультразвуковым отпугивателем комаров. Звук данного «репеллента» доступен лишь молодым людям. В качестве другого примера можно привести рингтон. Подростки могут смело отправляют смс с таким сигналом на занятиях, если возраст преподавателя превышает 30 лет. Учитель в таких годах не способен уловить рингтон.

    Наружное ухо

    Сбор звуковых волн начинается с наружного уха. Легко распознаваемые части наружного уха представляют собой две складки хряща сложной формы, покрытые кожей и украшающие голову с двух сторон. Они называются ушными раковинами и, как правило, получают наибольшее внимание, хотя их значение удивительно несущественно. Единственное их предназначение в том, чтобы направлять звук в слуховой проход, наподобие воронки.

    В дополнение ко всему конструкция ушных раковин такова, что помогает предотвратить попадание внутрь нежелательных веществ (мух, грязи и так далее).
    Некоторые животные могут двигать ушными раковинами, чтобы лучше захватить звуки, но большинство людей этого не умеют. Если представить, что у вас нет ушных раковин…, вы не сможете носить очки, но слышать будете прекрасно.

    Удаление серных пробок

    В основном ушная сера с загрязнениями со временем выходит наружу. Этому способствуют жевательные движения. В итоге она высыхает и отпадает. Так очищается слуховой проход.
    Не стоит думать, что ушная сера всегда является такой услужливой. У многих из нас ушная сера особенно твердая или вязкая. Сера скапливается внутри слухового прохода и в конечном итоге закупоривает его. Сей факт вызывает боли и негативно сказывается на слухе, так как препятствует проникновению звука. В реальности такая проблема характерна для каждого из нас, так как степень вязкости пробок может меняться резко и безо всяких причин.

    Теперь рассмотрим, как справиться с серными пробками? Откажитесь от использования ватных палочек. Они будут безопасными до тех пор, пока будет иметь место только поверхностная чистка. При глубокой чистке возрастает вероятность дополнительного прессования серы, а это станет причиной полной закупорки слухового прохода. Есть и другие причины отказа от ватных палочек – можно повредить барабанную перепонку, палочка может оставить микроцарапины на поверхности внутреннего слухового канал, а это гарант инфицирования и, соответственно, болей.

    Как тогда решить проблему? Если для вас нехарактерна проблема с серными пробками, то вам не придется предпринимать каких-либо активных действий. Вам нужно будет понять только одно – сера – это «родное» образование, и она без внешних воздействий покинет слуховой канал.

    Другое дело, если вас часто мучают сильно засорившиеся серой уши. В таких случаях важно соблюдать следующие правила и рекомендации. Во-первых, используйте ежедневно минеральные масла. Достаточно закапать по паре капель в каждое ухо. Такая процедура решит проблему за две недели. По истечению этого срока вам останется лишь удалить остатки серы посредством промывания теплой водой. Если ухо полностью «утрамбовано», то решить проблему своими силами будет проблематично. Рациональнее и эффективнее будет помощь врача, который располагает специальными растворами и инструментарием.

    Среднее ухо

    Это второй отдел слухового аппарата. В нем волны, которые порождаются легкими колебаниями внешнего давления, превращаются в то, что мы привыкли называть звуком. Сначала идет ударение волн о перепонку, находящейся в конце слухового канала. Далее следует вибрация перепонки. После колебания направляются через набор из трех косточек (кстати, это самые маленькие кости). Поскольку косточки переводят звуковые колебания с барабанной перепонки на значительно меньшую поверхность, они усиливают звук по меньшей мере в 22 раза. Без этих крошечных костей для людей не были бы доступны шорохи, шепот.

    Внутренняя поверхность этого отдела имеет слизь, а его полость заполнена воздухом. Такая особенность организации второго отдела слухового аппарата сопряжена с определенными проблемами, например, при внезапной смене атмосферного давления. В таком случае существенная разница между внутренним давлением в среднем ухе и внешним атмосферным толкает или тянет барабанные перепонки, вызывает болезненные ощущения. Чтобы избавиться от такой боли нужно выровнять давление посредством проходного отверстия – евстахиевой трубы, которая соединяет внутреннее ухо и заднюю стенку глотки. Чаще она слегка сжата, но в результате жевания, глотания или зевания открывается и тем самым выравнивает давление.

    Внутреннее ухо

    Этот отдел важен как для нашего слуха, так и для других органов чувств – полукружных каналов. Речь идет о трех трубках, органах чувства равновесия и положения тела. Места расположения трубок – три взаимно перпендикулярные плоскости. Такая топография позволяет им контролировать движение во всех направлениях. В процессе движения жидкость труб смещается, тем самым давит на чувствительные реснички, которые расположены внутри каналов. В результате мозг получает информацию об изменениях положения тела.
    Кроме этого во внутреннем ухе расположена улитка, которая имеет форму ракушки. Ее смело можно назвать финишной чертой системы слуха при многократной передаче звуковых волн. Подобно полукружным каналам, в улитке имеется жидкость. На ее стенках присутствуют волосковые клетки (в принципе, это все сходства). Когда косточки среднего уха ударяются об улитку, жидкость, находящаяся внутри, начинает колебаться, приводя в движение крошечные волоски.

    Различная высота звука приводит к тому, что жидкость перемещается в разных направлениях и покачивает только определенные чувствительные волоски. В результате электрический импульс поступает в мозг и преобразуется в звук. Отметим, что данные волоски являются самым распространенным источником утраты слуха. Дело в том, что утраченные волоски не восстанавливаются.

    Почему мы воспринимаем разные звуки неравномерно

    Дело в том, что строение уха человека таково, что расположение микроскопических ресничек на стенке улитки неравномерное. Это обуславливает лучшую слышимость звука определенной частоты. Яркий пример самого доступного для нас звука – человеческая речь.