Функции политики и ее виды. Структура политики. Функции политики в государстве и обществе Функции политики которые способствуют

9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное значение государственного управления обществом.

Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, разделяют на внутренние и внешние. Существование любого современного общества осуществляется в двух сферах: внутри страны и на международной арене. По продолжительности действия функции государства разделяют на постоянные и временные.

Внутренние функции – это главные направления деятельности государства в пределах конкретной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К основным направлениям внутренних функций можно отнести: организацию общества; обеспечение общественной безопасности; принятие и реализацию законов; поддержание общественного порядка; разработку национально-государственной идеологии; формирование нормативно-ценностной базы общества; регулирование экономических, социальных и политических отношений; создание необходимых условий для развития культуры.

Государством осуществляются следующие внутренние функции:

Экономическая: формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условия для предпринимательской деятельности.

Социальная: оказание социальной помощи нуждающимся членам общества; выделение необходимых средств на здравоохранение, образование, науку, отдых и т. д.

Финансового контроля: выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для обеспечения социальных и общегосударственных нужд.

Охраны правопорядка: обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Экологическая: система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление, улучшение окружающей среды.

Основными внешними функциями государства являются следующие:

Защита государственных интересов на международной арене;

Поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне;

Участие в решении глобальных проблем человечества;

Развитие взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества с другими государствами.

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное значение государственного управления обществом.Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере

автора Автор неизвестен

13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

14. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

автора Колосова Светлана

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Государства 3 Чад4 ГанаЗаирМалиТого5 АлжирБенинГабонКенияКонгоЛивияНигерСуданТунис6 АнголаГамбияГвинеяЛесотоЗамбияЕгипетМалавиРуандаСахара

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Государства 4 Куба5 БелизГаити6 КанадаПанамаЯмайка7 Мексика8 Гондурас9 Багамские

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Государства 5 НауруСамоа (Западное)ТонгаФиджи7 Вануату8 Зеландия

Из книги Пауль Энтони Самуэльсон автора Красова Ольга

Экономическая роль и функции государства. П.Э. Самуэльсон отдает должное принципу А. Смита, согласно которому каждый агент рыночной экономики, преследуя собственный эгоистический интерес в процессе производства и обмена, «невидимой рукой» (свободной конкуренцией без

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Институт государства Электронные деньги приведут к постепенному отмиранию самого института государства. Государственные функции, выполняемые в настоящее время целой армией государственных чиновников, которые и образуют государственный аппарат, зачастую

автора Пашкевич Дмитрий

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. В современных обществах количество функций может быть различным. Как сфера руководства и управления общественными процессами политика может касаться различных областей деятельности человека.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т.д. политику. Рассмотрим основные функции политики в современном обществе .

  • 1. Управленческая, регулятивная функция. Политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их, используя социальное принуждение и насилие. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений.
  • 2. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
  • 3. Функция политической социализации. Политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
  • 4. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика систематизирует общественное взаимодействие, обеспечивая их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.
  • 5. Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
  • 6 Рационализаторская функция. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества. при этом, основные функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество, к которым относятся :

  • - поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
  • - разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
  • - авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • - предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • - конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции разъясняет английский политолог Р.Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимо-действие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций, это:

  • - поддержание классового или социального господства;
  • - защита основополагающих прав человека;
  • - привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • - обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Конечно, это не все функции политики. Количество их нестабильно, они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Так, например, функции налоговой политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

При этом, чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована.

Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни.

власть партийный государство политика

Под термином «политика» принять понимать руководство, помогающее принимать решения и осуществлять действия, облегчающие путь к достижению намеченной цели. При этом у лиц, осуществляющих ее, остается неограниченная свобода действий.

Сущность политики

Философ Платон первым определил суть политического искусства. Он рассматривал его как навык составлять из индивидуальностей единое государственное целое.

Сущность политики заключается в формировании сферы общих интересов и социального блага. Она реализует интегративную функцию и выступает в роли искусства приведения интересов различных групп к единому целому.

Практикующие политики занимаются поиском временных решений, но это не значит, что данная сфера деятельности не берет в учет вечные законы науки и философии - они также значимы. Именно базовые модели и понятия служат границей, за которые дипломатические решения не должны выходить, вписываясь в моральные принципы. Высшая сущность политики заключается в реализации смысла человеческой жизни.

Функции в государстве и обществе

Роль и значение политики в качестве социального института обуславливается обязанностями, выполняемыми в общественной среде. Функции политики и их количество зависят от условий развития конкретного общества.

В идеале социум – это сбалансированная система, согласованная внутри, которая соединяет различные сферы человеческой жизни. Каждая отрасль помогает индивидууму реализовать его потребности с использованием специфических для нее методов. Но очень часто члены переходных или традиционных обществ незрелость некоторых отраслей компенсируют большим влиянием политики. В таких ситуациях она начинает выполнять не свои функции и постепенно вмешивается во все сферы гражданской жизнедеятельности. А это провоцирует резкое уменьшение шансов для индивидуумов на самореализацию личности.

Социум, которые развивается с использованием политико-идеологических методов, несколько ограничен в развивающих ресурсах, но все же имеет шансы достичь больших успехов. Такие общества, как правило, идут не от развития внутренней мотивации - взамен они используют внешнюю, то есть насилие и страх. Ниже рассмотрим, какие существуют функции государственной политики.

Ключевое предназначение политики

Современное общество формирует основные функции политики, без которых оно просто не может нормально развиваться.

Рассмотрим их перечень:

  1. Функция обеспечения эффективности деятельности и мобилизации. Формулируя цели, имеющие большое значение, политика реализует их, создавая усовершенствованный механизм мотивации. Также она предоставляет человеку эффективный способ удовлетворить социальные потребности и даже поменять социальный статус.
  2. Функция обеспечения стабильности социума и его целостности. Реализуется благодаря способности политики определять ориентиры проектов будущего, их социальную направленность и обеспечивать необходимыми ресурсами.
  3. Регулятивная и управленческая функции политики. Благодаря выражению значимых интересов и потребностей небольших скоплений людей в обществе удается обеспечить взаимодействие этих сфер жизнедеятельности, влияя на них через принятия решений политической направленности. Именно воздействие на прямые интересы социальных групп помогает политике регулировать и управлять процессами в обществе через насилие и принуждение.
  4. Функция политической социализации. Включение личности в социальные отношения предоставляет шанс реализовать индивидуальные либо групповые интересы. Со временем индивидуум накапливает опыт и навыки преобразования, которые помогают эффективно выполнять необходимую роль.
  5. Гуманитарная функция. Используется для обеспечения свобод и прав индивидуумов, организованности, мира между гражданами.
  6. Функция рационализации. Заключается в выработке политикой общих механизмов и правил для реализации интересов - как индивидуальных, так и общественных.

Вышеописанные функции политики помогают рационализировать конфликтные ситуации и улаживать их цивилизованным путем.

Заключение

Политика – это явление, которое может иметь в своем потенциале явные и латентные функции, способные видоизменяться в зависимости от взаимодействующих субъектов деятельности.

Функции политики в обществе обусловливают ее роль и значение как Количество их нестабильно. Чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована. Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни. Социальные функции политики, которые она выполняет в данном случае, не совсем ей свойственны. Она чересчур вмешивается во все сферы вплоть до его подмены. Благодаря такому воздействию, резко ограничиваются возможности для самореализации личности. Такое явление характерно для обществ, которые развиваются с помощью политико-идеологических методов. Они могут достичь больших успехов, несмотря на ограниченный круг ресурсов. В таких обществах применением насилия и внушением страха формируется внешняя мотивация работы. А (потребности, интересы) не учитываются совсем.

Функции политики в современном социуме тоже многочисленны. Но можно выделить лишь несколько основных, без которых общество не способно развиваться нормально.

  1. Функция обеспечения его стабильности и целостности. Суть ее состоит в том, что политика определяет на будущее проекты, ориентиры и вектор Также она обеспечивает ресурсами для выполнения запланированного.
  2. Функция мобилизации совместной деятельности и ее эффективности. Политика формулирует цели постепенного развития, которые имеют цену и значимость. Чтобы обеспечить их реализацию, она мотивирует индивида, предоставляя ему возможности для того, чтобы он с помощью власти мог удовлетворить свои социальные потребности или изменить статус в обществе.
  3. Регулятивная и управленческая функции политики. Это значит, что она выражает касающиеся власти и имеющие значимость потребности и интересы разных общественных групп. Тем самым политика с помощью принятия решений в своей сфере влияет на них и гарантирует их взаимодействие. Также воздействуя на заинтересованность отдельных групп, она посредством социального насилия и принуждения управляет процессами в обществе, регулирует их.
  4. Функция рационализации. Выражается в том, что политика создает общие механизмы и правила для представления и реализации интересов конкретного индивида или групп. Тем самым она цивилизованно предупреждает или улаживает возможные противоречия и конфликты, то есть рационализирует их.
  5. Функция Она проявляется во включении личности в в наделении ее опытом, способностями к преобразовательным действиям, к эффективному выполнению своих ролей. При этом для реализации интересов групп и индивидов открываются огромные возможности.
  6. Гуманитарная функция. Она выражается в том, что личность приобретает гарантии своих прав и свобод. Кроме того, в обществе обеспечивается мир, порядок и организованность.

Конечно, это не все функции политики. Они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Так, например, политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков


Функции политики - это основные направления ее влияния на общество

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества . Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности . Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции . Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации . Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации . Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция . Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.

Выделим основные функции политики в обществе . К ним относятся:

Управленческая (политическое руководство обществом);
интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
теоретико-прогностическая, цель которой - выработка концепции, курса развития общества;
артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
социализации личности - функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

38.Партии в Украине: партийный спектр Украины.

Итак, на сегодня партийная система Украины характеризуется как переходная от атомизированы со значительным количеством начисленных маловлиятельных партий в стабильной системы поляризованного плюрализма.

Современный правый политическое движение в Украине активизировался в ноябре 1990 года, когда министерством юстиции Украины было зарегистрировано Украинскую республиканскую партию. На заре независимости, в 1991 -1992 годах казалось, что политическое господство перейдет от коммунистов к политическим партиям национальной ориентации, а сегодня они даже не представлены в парламенте самостоятельной силой.

Сегодня к этим партиям можно отнести к 30 политических партий, которые с политическими партиями начала XX века объединяет идейный и духовный связь - борьба за независимую, соборную, независимую Украину. Эти партии заявляют, что стоят на страже украинской национальной идеи, украинской государственности, национальной демократии. Национализм для них - совокупность идей, взглядов, политической практики национально-освободительных движений, соперничающих за право коренной нации на создание собственного национального государства, как Всеукраинское объединение "Батькивщина", ВО "Свобода", Конгресс украинских националистов, Народный Рух Украины, Народный Рух Украины за единство, Партия Христианско-Демократический Союз.

Современный левое движение в Украине восстановился 1991 года, когда Министерство юстиции зарегистрировало Коммунистическую партию Украины. Однако 30 августа 1991 года, после провала путча Государственного комитета по чрезвычайному положению. Президиум Верховной Рады Украины запретила деятельность КПУ. Но уже в октябре 1991г. на обломках КПУ возникла Социалистическая партия Украины. Наиболее системно вопросы общей политики выражены в 12 партий левого направления: Прогрессивная социалистическая партия Украины; Коммунистическая партия Украины; Демократическая партия Украины; Социал-демократическая партия Украины; Республиканская партия Украины; Партия регионов; СДПУ (О); Всеукраинская политическая партия "Братство"; Социалистическая партия Украины (СПУ); Партия защитников Отечества; Партия пенсионеров Украины; Коммунистическая партия рабочих и крестьян.

В многопартийной системе современной Украины в центристских партий можно отнести к 50 партий. Большинство партий этого направления считают себя сторонниками либерализма - идеологии свободы предпринимательства и торговли, парламентского строя, плюралистической демократии, широких свобод в политической, экономической и других сферах жизни общества.


39.Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.

Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Полити́ческое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Постепенное расслоение номенклатуры, формирования зародышей предпринимательского класса, освобождение массового сознания от патерналистских, эгалитарных и национально-романтических иллюзий создает благоприятную почву для появления предпринимательской и современной политической и административной элиты. Общенациональным лидером считается президент как высшее должностное лицо в государстве.

В Украине всегда существовала проблема национальной политической элиты, способной решать сложные государственно задачи в конкретной исторической ситуации.

Коммунистический режим уничтожил не только национальные слои, но и социальную почву для воспроизведения национальной элиты, способной по-современному мыслить и действовать. Роль элиты в тоталитарном обществе выполняла номенклатура, черты которой в значительной степени не соответствовали современной элитарной модели, существовавшей в демократических цивилизованных странах.

Исключительно бюрократический механизм формирования номенклатурных кадров не предусматривал спроса на профессиональных политиков с высокими интеллектуальными качествами, а в основном был ориентирован на лиц, преданных системе, определенном номенклатурном клановые и способных к тонким аппаратных манипуляций.

Правящая элита в Украине на этом этапе общественного и государственного развития оказалась несостоятельного к быстрым комплексных реформ из-за того, что:

1) состояла в основном из выходцев социально-классовых групп, которые объективно боялись потерять власть;

2) не обладала кадрами, которые отличались высокой активностью, решительностью и современной управленческой компетентностью;

3) испытывала сильного сопротивления со стороны антигосударственных и антиреформистських сил;

4) расстройство механизмов общественного контроля привел к углублению моральной деградации части ее представителей, оказалось в распространении таких явлений, как клептократия, коррупция и нарциссизм;

5) определяющим в политическом курсе был принцип «главное не реформы, а сохранение государственности и национально-культурное возрождение».

Элиту этого периода можно назвать идеологической том, что ее деятельность в основном направлялась на разъяснение необходимости реформ, а не на их решительно осуществления. Этой элите не удалось осуществить основных реформистских приоритетов: принять новую конституцию, вывести страну из экономического кризиса, провести административную реформу.

На смену идеологической элите пришла технократическая элита, представители которой рекрутированы из промышленно-предпринимательских кругов центральных и южных регионов Украины, а также прагматическое ориентированных политиков разных политических сил. Доминантой политического курса технократической элиты стала реализация национальной идеи в государственно-политическом и экономическом аспектах.

40.Политическая этика: определение и содержание.

Политическая этика - это область, аспект общей этики, исследует моральные принципы политики и власти (в широком смысле), профессиональной этике субъектов политической деятельности (в узком смысле).

Этика ответственности - это когда главным является не процедура, а последствия.

Юридическая этика в целом исследует юридический процесс, который включает даже те моменты, когда отсутствуют действия юриста. То есть на основе законов логики, особенно юридической логики, можно вывести закономерности юридической этики, дойти ожидаемого результата. Иными словами, юридическая этика обосновывает существование и вне сознания, чувствами и профессиональной деятельностью юриста, хотя основой является эффективность реализации юристом норм права.

Правовая этика свойственна не только специалистам в области права, но и тем лицам, которые находятся в определенных правовых отношениях. Например, гражданин Украины, пересекая границу в качестве туриста, следовательно, Этика права выполняет своеобразную функцию. Она рассматривает не право, я. человека в праве, анализирует ценностное отношение человека к праву. Это отношение предполагает такую ​​оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуально выбрана и внутренне свободный, оценку, которая имеет нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре и зле, о долге перед другими и перед собой.

41.Политическая идеология: понятие и типология.

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённогообщественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка.

Политическая идеология - сложное и противоречивое духовное образование. Она призвана раскрыть специфику двух видов развития - политического и идеологического - и одновременно показать их взаимодействие, влияние политики на идеологию и идеологии на политический процесс. Научное осмысление сущности идеологии началось тогда, когда получили развитие идеологии либерализма, консерватизма, а впоследствии и марксизма. Никогда политика без идеологии не существовавшую (и не будет существовать), ибо идеология необходимым структурным элементом политики. В

1) Возникновение политической идеологии связывается с необходимостью легитимации власти (Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето). То есть с помощью идеологии чиновники обосновывают законность и справедливость существующих социальных институтов, общественного строя и своей власти в обществе. Благодаря идеологии уже на уровне идей возникает взаимном элиты и масс.

2) К. Маркс и Ф. Энгельс в своей совместной работе "Немецкая идеология" отмечали, что идеология - это: а) идеалистическая концепция, согласно которой мир предстает как воплощение мыслей, принципов; б) тип мышления, когда осознается зависимость личных идей от материальных идей (интересов) классов; в) ложное, иллюзорное отражение действительности в политических, философских, религиозных, нравственных и других формах. Итак, согласно тезису Маркса, идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих и оценивают социальную действительность с позиций интересов конкретных классов, скрывая отношения господства и подчинения.

3) К. Мангейм (1893-1947) в своем труде "Идеология и утопия" не разделял марксистскую ортодоксии и отмечал, что общественное бытие не сводится к экономическим отношениям в сфере материального производства. Поэтому идеология - это не обязательно сознательное надувательство. Идеология - это обоснование, апология (защита) существующего строя. Она способна соединять людей, аккумулировать их политическую энергию, и, при определенных условиях, возможные идеологические диверсии.

4) Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет во второй половине XX в. требовали отказа от "идеологии", поскольку идеология не может содержать объективных реальных знаний. Такие знания дает только наука, а идеология выражает субъективные социально-классовые интересы

5) Р. Арон отмечал, что идеология выражает историческую перспективу, стремление будущего. Поэтому идеология не может быть истинной или ложной. Это проект будущего, в который постоянно вносятся коррективы. Поэтому идеология скорее непрерывный диалог, чем-то окончательно доказано, утверждено.

9) Идеология - результат массового сознания (неоанархисты).

В науке существует множество политических идеологий.

Традиционно выделяют 5 основных идеологий:

консерватизм,

либерализм,

социал-демократия,

коммунизм,

национализм.

Консервати́зм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Либерали́зм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека . Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.

Социал-демократия - социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы .

Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства .Коммунизм - общее название учений, провозглашающих целью отмену частной собственности и освобождение человека и общества от экономического и социального гнёта.

Национали́зм (фр. nationalisme ) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях сгосударственной властью.