Увеличить резкость в фотошопе. Как увеличить резкость фотографии в фотошопе

Пожалуй, каждый фотограф сталкивался с проблемой ошибок фокусировки. Особенно обидно при этом бывает, когда резкость отсутствует на лучшей фотографии серии. Понятно, что явные ошибки автофокуса видны сразу и с ними уже ничего не поделать (разве что переснять). Но бывают случаи, когда на «волшебном экранчике» фотоаппарата все хорошо, лишний дубль обычно не делается, и проблему «замыленности» изображения приходится решать уже на этапе постобработки.

Эта статья Стива Ласмина поможет читателям разобраться, что делать с фотографиями в «излишне мягком» фокусе, как бороться с хроническим фронт- или бэк-фокусом объектива на этапе постобработки и что делать, если резкость обошла глаза модели.

Существует множество способов повышения резкости. Наиболее часто при этом используют фильтры, основанные на методе «нерезкого маскирования». Эта методика пришла еще из пленочной фотографии, в цифровую эпоху получив широкое распространение и множество вариантов использования. Самый популярный и самый простой из них - всем известный фильтр Adobe Photoshop фильтр Filter → Unsharp Mask.

Говоря упрощенно, повышение резкости методами нерезкого маскирования основано на повышении контраста в областях на границах тональных областей. То есть, при нерезком маскировании (использовании фильтра Unsharp Mask и/или аналогичных) повышения резкости с формальной точки зрения не происходит, однако мелкие детали становятся более контрастными и заметными, оттого создается визуальный эффект более резкого изображения.

Метод нерезкого маскирования как нельзя лучше подходит для возвращения/придания «звенящей» резкости при подготовке фотографии к размещению в Интернете. Действительно, при уменьшении фотографий происходит «пересчет» пикселей, следствием которого становится легкое замыливание изображения. Это особенно заметно на границах небольших тонких объектов (например, ресниц). Правильно настроив фильтры нерезкого маскирования, можно с легкостью избавиться от этого нежелательного эффекта.

Нестандартное решение для повышения резкости изображений предлагает компания Adobe в своем плагине Adobe Camera Raw (ACR), который также служит движком популярного универсального raw-конвертера Adobe Lightroom. Его можно использовать сразу, еще в процессе raw-конвертации, а с недавних пор он стал доступен в качестве обычного фильтра Adobe Photoshop для применения на любом этапе работы с изображением.

Сложная и, на первый взгляд, ненаглядная процедура настройки ACR довольно часто отпугивает начинающих фотографов от использования данного фильтра-плагина в контексте работы с резкостью фотографий. Между тем, он способен действительно повысить резкость деталей изображения: образуются новые четкие границы объектов, отсутствуют визуально заметные ореолы, а также не изменяются контраст и цвет деталей.

Небольшая ложка дегтя - общее падение детализации при использовании ACR с агрессивными настройками, но с этим вполне можно бороться, локализируя его применение с помощью обычных масок.

Практика повышения резкости нерезкой фотографии

Рассмотрим алгоритм работы с нерезким снимком от raw-конвертации до сохранения.

В качестве примера возьмем фотографию, снятую в raw-формате с небольшой глубиной резкости. Проблема данного снимка очевидна - глаза модели не попали в зону резкости и смотрятся слегка размытыми. Откроем raw-файл в Adobe Photoshop и при стандартных настройках получим следующее:

Как видно, изображение достаточно замыленно и требует нашего вмешательства.

Примечание . В случае, если необходимо увеличить резкость сразу всего изображения, следующие настройки ACR (Adobe Camera Raw) лучше применять сразу на этапе raw-конвертации. Создадим копию слоя (Ctrl+J, либо перетаскивание фонового слоя изображения на значок нового слоя) и воспользуемся на ней фильтром Filter → Camera Raw Filter (Ctrl+Shift+A).

Войдем во кладку Detail (Детализация):

Здесь расположены четыре ползунка, связанные с детализацией изображения: Amount - степень воздействия, Radius - отвечает за размер деталей, резкость которых будет усиливаться, Detail - степень воздействия на мелкие детали и шум, Masking - позволяет ограничить воздействие только на наиболее крупные, контрастные границы.

Стоит отметить, что поведение ползунков не является интуитивно понятным. Например, если просто потянуть за первый ползунок, ничего хорошего не получится.

Вот, что выходит при значениях Amount = 150, Radius = 1, Detail = 25, Masking = 0:

Поэтому поступить придется немного хитрее и начать настройку с ползунка Radius. Однако, прямое воздействие на него ненаглядно.

Для того чтобы настроить параметр радиуса, при клике на него и последующем перетаскивании необходимо удерживать клавишу Alt. Тогда превью изображения станет серым с малоразличимыми деталями (как текстура при частотном разложении или прямом воздействии фильтра High Pass).

Для получения максимально качественного результата необходимо настроить параметр Radius таким образом, чтобы детали, резкость которых нужно повысить, стали наиболее явными, но «микрообъемы» мелких объектов и контрастные ореолы вокруг них еще не начали появляться.

Определившись со значением радиуса, можно переходить к настройке общей степени воздействия, ползунку Amount. При его перетаскивании также можно удерживать Alt, тогда превью станет черно-белым, что в некоторых случаях облегчает работу.

В отличие от первой попытки воздействия на ползунок Amount (до настройки Radius) теперь происходит усиливание не только шумов, но и нужных деталей.

Теперь, чтобы шумы не усиливались, настроим параметр степени воздействия на общую детализированность, используя ползунок Detail. Если при клике на него или перетаскивании удерживать клавишу Alt, появится превью, показывающее, какие детали будут попадать под воздействие наших усилий по повышению резкости, однако обычно простое итоговое превью является более наглядным.

При значениях Detail = 100 максимально проявляются шумы, при малых же значениях Detail воздействие происходит только на крупные, «полезные» детали.

Стоит отметить, что значение Detail не всегда стоит уменьшать до нуля: в этом случае картинка может начать казаться более размытой, чем была изначально, так как на фоне новых резких деталей глаз начинает воспринимать отсутствие естественного «комфортного» шума как отсутствие фокуса. Обычно значение Detail выбирают в районе 3-15 (чаще всего 3-7).

Последний ползунок Masking используется достаточно редко. В отличии от Detail, который плавно воздействует на общую степень детализации, Masking позволяет строго разграничить зоны, где происходит повышение резкости (где воздействуют три предыдущие ползунка), а где - нет.

При повышении значения параметра Masking воздействие на изображение по площади уменьшается и остается на экстремальном значении только на контрастных границах. Если при клике на ползунок или его перетаскивании удерживать клавишу Alt, можно увидеть, где будет происходить увеличение резкости, а какие зоны будут из исключены из-под воздействия.

При значении Masking = 80. Соответствующая контурная маска выглядела бы следующим образом:

А результат при параметрах Masking = 80, Detail = 100 (для наибольшей наглядности примера) был бы таким:

Именно по причине такого «рваного» результата, вместо Masking обычно используют уменьшенные значения Detail, а Masking оставляют равным нулю. Тем не менее, в тех редких случаях, когда необходимо полностью исключить воздействие на зоны с малой детализацией, а параметр Detail уводить совсем в ноль не хочется, Masking успешно помогает добиться желаемого результата.

Рассмотрев принципы работы и настройки для ползунков, настроим параметры для нашего изображения и в результате, нажав на OK, получим:

Теперь, если нам необходимо повысить резкость не всего изображения, а только некоторых его частей, создадим для слоя черную маску (Alt + Клик по значку маски) и мягкой белой кистью прорисуем по ней в тех местах, где это необходимо.

Как добиться еще большего качества

При поднятии резкости фильтром-плагином Filter → Camera Raw Filter или в процессе конвертации raw-файла в ACR/Lightroom не создаются визуально видимые ореолы вокруг контрастных объектов и не происходит изменение контраста, яркости или цвета деталей, а при грамотной настройке действительно удается буквально «вытянуть» детали из зоны нерезкости. При этом, пиксельная детализация всего изображения несколько падает — в процессе повышения резкости этим фильтром происходит по сути объединение нескольких соседних, близких друг другу по цвету и яркости пикселей в одно явно очерченное пятнышко, что чем-то напоминает воздействие фильтра Filter → Median (Медиана)

Для получения еще более качественного результата работы следует выполнить еще один блок действий. После увеличения резкости описанным способом изображение необходимо уменьшить в количество раз, равное параметру Radius (или большее). После чего - увеличить резкость уже средствами классического нерезкого маскирования (Filter → Unsharp Mask с параметрами Amount = 60-150, Radius = 0.3 или аналогичный) для компенсации падения резкости при уменьшении разрешения.

Страшно сделать такое с фотографией, правда? :) Не стоит бояться потери качества - практика показывает, что при соответствующей предпечатной подготовке 6-мегапиксельные изображения (3000 точек по большей стороне) прекрасно выглядят на отпечатках размером А3.

Результат же, как видно, полностью себя оправдывает. Справа - результат после поднятия резкости описанным способом после уменьшения в 2.1 раз и подходящего поднятия резкости двукратным применением Unsharp Mask с разными параметрами. Слева - оригинал, после уменьшения и полностью такого же повышения резкости двукратным применением Unsharp Mask.

© Стив Ласмин, сентябрь 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


В этом уроке вы узнаете несколько способов повышения резкости изображения, позволяющих «обойти» недостатки встроенных фильтров резкости в фотошоп. Какие же это недостатки? Начнем по порядку:

1. Вокруг контрастных объектов могут возникнуть цветовые ореолы.
2. Возрастает цветовой и монохроматический шум. Если второй не так уж страшен, от него даже не всегда нужно избавляться, то первый буквально режет глаза.
3. На отсканированных фотографиях вышеперечисленные недостатки проявляются еще сильнее, кроме того увеличивается зернистость, изначально им присущая.

Как правило, в процессе работы над улучшением фотографии резкость приходится повышать несколько раз, что может еще больше усугубить положение.
Как же избежать подобных проблем? Начинающих (да и не только) пользователей это нередко ставит в тупик. Но существует несколько способов, плюс их вариации и комбинации, которые позволяют повышать резкость, не увеличивая шумы и артефакты. Итак, начинаем работу.

1 способ:

1. Открываем наше изображение. Сразу же переводим его в режим Lab Изображение-Режим-Lab (Image-Mode-Lab).

2. Выбираем палитру Каналы (Channels) , нажимаем CTRL+1, чтобы выбрать канал Яркость (Lightness), затем ~ , чтобы видеть изображение в цвете.

3. Применяем к данному каналу Фильтр-Резкость-Контурная резкость (Filter- Sharpen-Unsharp Mask).

Настройки зависят от конкретного изображения. Многие не знают, как правильно пользоваться этим фильтром. Сейчас мы исправим этот пробел в знаниях.
Итак, первое, что нужно сделать - установить значение Эффект (Amount) в пределах 80 - 150, в зависимости от разрешения изображения. Затем понемногу увеличиваем значения Радиуса (Radius) до появления видимых огрехов и артефактов. Далее увеличиваем значение Порога (Threshold) до исчезновения данных шероховатостей, но сохранения эффекта резкости контуров.

4. Нажимает CTRL+ ~ , чтобы выбрать композитный канал. Затем, как в пункте 1, переводим изображение обратно в режим RGB.

2 способ:

1. Открываем изображение. Копируем на новый слой CTRL+J.
2. К этому слою применяем Фильтр-Другие-Цветовой контрас т (Filter-Other-High Pass), с радиусом около 1 (зависит от разрешения изображения, но большой ставить не рекомендую, далее объясню почему).

3. Нажимаем CTRL+SHIFT+U , чтобы обесцветить изображение. Это очень важный момент! Так как мы убрали с данного слоя информацию о цвете (а она безусловно есть, хотя слой выглядит серым), это позволит избежать увеличения цветовых шумов.

4. Меняем режим наложения слоя на Перекрытие (Overlay). Можно это сделать в палитре Слои, либо нажав SHIFT+ALT+O.

5. Если результат вас не устраивает, например, резкость повысилась слишком сильно, нужно уменьшить непрозрачность слоя. Если же нужно увеличить эффект, скопируйте слой нужное количество раз (CTRL+J).

Если пытаться сразу сильно увеличить резкость, установив большое значение радиуса в пункте 2, это приведет к ухудшению качества изображения.

3 способ: тот же второй, но адаптированный для отсканированных фотографий. Думаю, многие оценят его эффективность. Рисунков не привожу, чтобы не повторяться.

1. Открываем изображение, копируем на новый слой.
2. Повторяем пункт 2 из предыдущего способа, но значение радиуса устанавливаем значительно больше, примерно от 4 и выше, в зависимости от разрешения.
3. Далее нужно размыть слой с помощью Фильтр - Шум - Пыль и царапины (Filter-Noise-Dust & Scratches), так, чтобы удалить зерно, но оставить контуры изображений.
4. Затем повторяем действия 3-5 из предыдущего рецепта.

Для того, чтобы в будущем не тратить время на выполнение этих действий, можно создать экшены, то есть операции, для каждого выбранного способа.

В одном из следующих уроков вы узнаете еще один способ повышения резкости. Он достаточно сложен, поэтому я не стал загромождать данный урок его описанием.

Желаю творческих успехов!

В этой статье я расскажу о методе локального повышения резкости, которым пользуюсь сам.

Поскольку я специализируюсь на портретной ретуши для глянца и рекламы, то и здесь буду говорить о повышении резкости применительно к обработке портрета. Хотя, безусловно, все сказанное ниже можно применять и при работе с фотографиями других жанров.

Локальное повышение резкости

Как правило, при обработке портрета не требуется повышать резкость по всему изображению. Чтобы фотография казалась зрителю резкой, будет вполне достаточно, если резкими будут выглядеть ключевые детали. В подавляющем большинстве случаев достаточно сделать резкими только глаза (радужку и ресницы), чтобы даже самый мягкий портрет казался, как говорят, «звеняще резким». Реже требуется дополнительно повысить резкость на губах, украшениях, пуговицах на одежде и т.п.

Самый эффективный способ выборочного повышения резкости ретушеры часто называют «High Pass», поскольку он основывается на применении одноименно фильтра в Photoshop. Разберем весь процесс по порядку.

Наш исходный кадр:

Итак, приступим.

1. Дублируем исходный слой (ctrl+j).

2. Выбираем фильтр High Pass в меню Filter => Other

3. Выбираем значение Radius

Это ключевой этап всего процесса, от которого в наибольшей степени будет зависеть конечный результат. Не забудьте увеличить фотографию до 100% и поставить галочку в чекбоксе «Preview». Наша задача – найти минимальное значение, при котором на фотографии появляются те элементы, резкость которых мы хотим увеличить. В данном случае наш крупноплановый портрет имеет разрешение около 12 мегапикселей, и подходящее нам значение Radius будет варьироваться в диапазоне от 1,5 до 2,5 пикселей. Попробуйте несколько раз, и вы быстро научитесь выставлять нужное значение «на глазок».

4. Меняем режим наложения слоя на Overlay

5. В меню Image => Adjustments выбираем пункт Brightness/Contrast

6. Повышаем контраст на 50%

7. Закрываем слой, с которым мы производили все эти преобразования, черной маской. Напомню, что для получения черной маски необходимо удерживать alt в момент её создания.


8. Теперь берем белую кисть и убираем маску в тех частях изображения, где требуется повышение резкости. Не забывайте снижать жесткость кисти (параметр hardness), чтобы не оставлять следов её применения. Конечно же, как и всегда при работе с маской, вы можете манипулировать прозрачностью кисти.

В данном случае я пройдусь кисточкой по радужной оболочке глаза и линии роста ресниц. После чего, уменьшив размер кисти, аккуратно проведу ей по каждой ресничке. Затем, уменьшив прозрачность до 50%, я проводу кистью по верхнему веку. И, наконец, совсем немного (прозрачность процентов 30%) подниму резкость на бровях и губах. Думаю, этого будет достаточно.

Помните, что наиболее резкие места на фотографии всегда притягивают взгляд зрителя. Некоторые фотографы используют данный эффект чтобы привлечь внимание к наиболее важным элементам снимка. Или, к примеру, выделить наиболее важного человека в группе.

9. Закончив работу над маской, вы можете поэкспериментировать с прозрачностью слоя, если эффект кажется вам чрезмерным.

Из огромного колличества способов повышения резкости фотографии в Photoshop порекомендую вам попробовать вот этот. Потребуется немного умения работы со слоями. Этот метод сохраняет все детали фотографии и не портит изображение. Для упрощения процесса обработки своих фотографий можете создать Action.

Шаг 1.

Открываем изображение в Photoshop

Шаг 2.

Увеличиваем резкость фото при помощи фильтра Резкость (Sharpen)Фильтр - Усиление резкости - Контурная резкость (Filter- Sharpen - Unsharp Mask)

Шаг 3.

Увеличиваем размер изображения в два раза. Изображение - Размер

изображения (Image - Image Size) . В моём примере получились вот такие размеры:

Шаг 4.

Создаем дубликат слоя, нажатием CTRL+J или перетаскиванием слоя на соответствующую иконку.

Шаг 5.

К дублированному слою применяем Фильтр - Усиление резкости -

Резкость + (Filter - Sharpen - Sharpen More ).

Шаг 6.

Устанавливаем непрозрачность для дублированного слоя на 40–60%

(зависит от количества мелких или крупных деталей на снимке ). У меня непрозрачность составляет:

Шаг 7.

Объединяем слои CNTRL+E и возвращаем размер изображения в первоночальный. Изображение - Размер изображения (Image -Image

Size ), вводим значение 50% :

Шаг 8.

Дублируем этот слой и применяем Фильтр - Усиление резкости

- Контурная резкость (Filter-Sharpen-Unsharp Mask)

И в завершении изменяем прозрачность дублированного слоя на 5–30%

(зависит от количества мелких или крупных деталей на снимке и выбранной резкости в шаге 2 )

Объединяем слои и сохраняем изображение.

Вот результат нашей работы.

В этом уроке вы узнаете несколько способов повышения резкости изображения, позволяющих «обойти» недостатки встроенных фильтров резкости в фотошоп. Какие же это недостатки? Начнем по порядку:

1. Вокруг контрастных объектов могут возникнуть цветовые ореолы.
2. Возрастает цветовой и монохроматический шум. Если второй не так уж страшен, от него даже не всегда нужно избавляться, то первый буквально режет глаза.
3. На отсканированных фотографиях вышеперечисленные недостатки проявляются еще сильнее, кроме того увеличивается зернистость, изначально им присущая.

Как правило, в процессе работы над улучшением фотографии резкость приходится повышать несколько раз, что может еще больше усугубить положение.
Как же избежать подобных проблем? Начинающих (да и не только) пользователей это нередко ставит в тупик. Но существует несколько способов, плюс их вариации и комбинации, которые позволяют повышать резкость, не увеличивая шумы и артефакты. Итак, начинаем работу.

1 способ:

1. Открываем наше изображение. Сразу же переводим его в режим Lab Изображение-Режим-Lab (Image-Mode-Lab).

2. Выбираем палитру Каналы (Channels) , нажимаем CTRL+1, чтобы выбрать канал Яркость (Lightness), затем ~ , чтобы видеть изображение в цвете.

3. Применяем к данному каналу Фильтр-Резкость-Контурная резкость (Filter- Sharpen-Unsharp Mask).

Настройки зависят от конкретного изображения. Многие не знают, как правильно пользоваться этим фильтром. Сейчас мы исправим этот пробел в знаниях.
Итак, первое, что нужно сделать - установить значение Эффект (Amount) в пределах 80 - 150, в зависимости от разрешения изображения. Затем понемногу увеличиваем значения Радиуса (Radius) до появления видимых огрехов и артефактов. Далее увеличиваем значение Порога (Threshold) до исчезновения данных шероховатостей, но сохранения эффекта резкости контуров.

4. Нажимает CTRL+ ~ , чтобы выбрать композитный канал. Затем, как в пункте 1, переводим изображение обратно в режим RGB.

2 способ:

1. Открываем изображение. Копируем на новый слой CTRL+J.
2. К этому слою применяем Фильтр-Другие-Цветовой контрас т (Filter-Other-High Pass), с радиусом около 1 (зависит от разрешения изображения, но большой ставить не рекомендую, далее объясню почему).

3. Нажимаем CTRL+SHIFT+U , чтобы обесцветить изображение. Это очень важный момент! Так как мы убрали с данного слоя информацию о цвете (а она безусловно есть, хотя слой выглядит серым), это позволит избежать увеличения цветовых шумов.

4. Меняем режим наложения слоя на Перекрытие (Overlay). Можно это сделать в палитре Слои, либо нажав SHIFT+ALT+O.

5. Если результат вас не устраивает, например, резкость повысилась слишком сильно, нужно уменьшить непрозрачность слоя. Если же нужно увеличить эффект, скопируйте слой нужное количество раз (CTRL+J).

Если пытаться сразу сильно увеличить резкость, установив большое значение радиуса в пункте 2, это приведет к ухудшению качества изображения.

3 способ: тот же второй, но адаптированный для отсканированных фотографий. Думаю, многие оценят его эффективность. Рисунков не привожу, чтобы не повторяться.

1. Открываем изображение, копируем на новый слой.
2. Повторяем пункт 2 из предыдущего способа, но значение радиуса устанавливаем значительно больше, примерно от 4 и выше, в зависимости от разрешения.
3. Далее нужно размыть слой с помощью Фильтр - Шум - Пыль и царапины (Filter-Noise-Dust & Scratches), так, чтобы удалить зерно, но оставить контуры изображений.
4. Затем повторяем действия 3-5 из предыдущего рецепта.

Для того, чтобы в будущем не тратить время на выполнение этих действий, можно создать экшены, то есть операции, для каждого выбранного способа.

В одном из следующих уроков вы узнаете еще один способ повышения резкости. Он достаточно сложен, поэтому я не стал загромождать данный урок его описанием.

Желаю творческих успехов!