Епископ нафанаил оболенский. Ключ к сокровищнице. Служение в Китае и Индии

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого Никиты, епископа Новгородского

Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакий затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душе пагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу 1 с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич 2 ; пошли немедленно сына своего Святополка 3 на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом.

Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец 4 . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета.

Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях.

Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих 5 , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол 6 . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения.

Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны.

Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми 7 . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Тропарь, глас 4:

Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Кондак, глас 6:

Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ынне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящыяся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный.

________________________________________________________________________ 1 Изяслав Ярославич - великий князь Киевский с 1054 - 1068 г. 2 Глеб Святославич - князь Новгородский, старший сын Великого князя Киевского Святослава, был убит финнами в 1078 году. 3 Святополк II (Михаил) Изяславич, сын Великого князя Киевского Изяслава, о 1078 года князь Новгородский, с 1093 - 1114 год князь Киевский. 4 Память преп. Никона Печерского 23-го марта; память преп. Иоанна, так называемого Ветхопещерника, -19-го апреля; память преп. Пимена постника - 27-го августа; память св. Исайи, епископа Ростовского, - 15-го мая; память преп. Матфея прозорливца - 5-го октября; память Исаакия затворника - 14-го февраля; память преп. Агапита -1-го июня; память Григория чудотворца - 8-го января; память преп. Нестора Летописца - 27-го октября; память преп. Григория - 8-го августа; память Феоктиста, епископа Черниговского - 6-го августа; память преп. Онисифора прозорливца - 9-го ноября. 5 Иоан.21:16 - 17. 6 Святой Никита был посвящен в сан епископа Новгородского в 1096 году. 7 Задолго до открытия мощей святого Никиты, епископа Новгородского, его чтили в лике святых; еще в первой половине XIII века праздновалась память его. В настоящее время нетленные мощи его открыто почивают в Софийском Новгородском соборе. По месяцам.

Святитель Никита, епископ Новгородский

Почти девятьсот лет почивают нетленные мощи святителя Никиты Новгородского в Софийском кафедральном соборе города Новгорода, подавая благодатную помощь и исцеления всем с верою притекающим к раке с его святыми мощами. Святитель Никита был шестым по счету правящим архиереем от основания Новгородской епархии с 1096 года по 1108 год.
Где и когда родился святитель Никита и кто были его родители, а также о годах его детства и отрочества, о том не дошло до нас никаких известий. Известно только, что в княжение великого князя Киевского Изяслава Ярославовича (1054-1078) святитель Никита был уже юным иноком Киево-Печерского монастыря, и здесь испытал великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике. Юный инок Никита, с благоговением взирая на высокие подвиги Печерских братий и отчасти увлекаясь мирской славой и честью, пожелал сделаться затворником. Несмотря на внушения игумена монастыря преподобного Никона о преждевременности такого многотрудного дела для молодого монаха, инок Никита затворился в своей кельи и молился в ней неисходно.
Но прошло несколько дней и его искусил диавол. Однажды, воспевая молитвы, Никита услышал голос, молящийся вместе с ним, и почувствовал неизъяснимое благоухание. Прельщенный инок подумал: "Если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь такого благоухания Святого Духа". Никита стал с большим жаром молиться, взывая: "Господи, явись мне Сам, чтобы я мог видеть Тебя". И тогда был к нему голос: "Не явлюсь тебе, потому что ты юн, чтобы ты не возгордился и не упал". Юный же затворник со слезами говорил: "Не прельщусь я Господи! Игумен мой научил меня не внимать обольщениям диавола. Я готов исполнить Твои повеления".
С той минуты взял над ним власть обольститель и сказал: "Невозможно человеку во плоти видеть меня, но я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его волю".
И тотчас предстал пред Никитою бес в образе ангела. Юный инок поклонился ему, как ангелу. И тогда сказал ему бес: "Ты больше не молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу всех о твоем спасении".
Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молиться за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал.
Однажды инок Никита послал сказать князю Изяславу, чтобы он скорее отправил сына своего Святополка на Новгородский престол, так как князь Глеб Святославович убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит. Случилось это 30 мая 1078 года. И с того времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник - пророк, и во многом слушались его. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей, - убить ли, украсть ли, то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, бес - мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его.
Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать Евангелия и прочих книг Нового Завета. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом рода человеческого. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть. Он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте.
Придя в себя по молитвам святой братии Печерской, Никита исповедал и оплакал перед ними свой грех, а затем обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистою и смиренною жизнию он приобрел высокие добродетели, слава о которых разнеслась далеко за пределы Киевской земли.
В 1096 году святой Никита был посвящен во епископа Великого Новгородва, где Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. Великий Новгород обязан ему чудесным спасением от двух страшных бедствий. В 1098 году, на втором году своего святительства, епископ Никита своими молитвами прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с хлебами и травами.
Святитель Никита был озабочен устройством и украшением храмов в Новгороде. При жизни святителя в Новгород чудесным образом прибыл преподобный Антоний Римлянин и по благословению и совету святителя Никиты основал свой монастырь в честь Рождества Богородицы. Именно святитель Никита выпросил место у новгородских посадников для обители преподобного Антония.
Святитель Никита имел намерение украсить живописью стены храма Святой Софии; но это не удалось ему при жизни и лишь спустя несколько месяцев после его кончины на собранные им средства была произведена роспись собора.
Преставился святитель Никита 13 февраля 1108 года и был погребен в Софийском соборе в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Местное празднование памяти святителю Никите началось, вероятно, вскоре после его кончины. Повсеместное же празднование установлено было, если не на Московских соборах 1547 и 1549 годов, то вслед за открытием его мощей, которое совершилось в 1558 году 13 мая.
Нетленные мощи святителя Никиты были обретены при следующих обстоятельствах. В 1551 году вечером в Великую Субботу, когда христиане собирались в Софийский собор, чтобы слушать чтение Деяний апостольских пред Пасхальной заутреней, пришел в собор и боярин, который ведал царские дела в городе. Обходя соборные паперти, занятые гробницами епископов, зашел боярин в придел Богоотец Иоакима и Анны, в котором находилась гробница святителя Никиты в некотором запустении. Выйдя из придела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ дверей, ведущих в алтарь, сел и вскоре задремал. Во сне он услышал голос, который говорил ему: "Покрыт должен быть гроб епископа Никиты".
Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святителя Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-по-малу об этом узнали и другие жители города, время от времени посматривали в щель гробницы и дивились виденному.
Так продолжалось до 1558 года, когда aрхиепископ Пимен (1552-1570), убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митрополиту, которые с великою радостью повелели ему открыть гробницу святого, переложить тело его в новую гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому.
Когда открыли гробницу, то увидели, что тело святого покоилось на земле ниже церковного помоста; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено светом; правая рука его благословляющая лежала на груди, левая же простерта вдоль тела. Облачив святителя в новые архиерейские одежды снова положили его в гробнице на прежнее место.
По обретению мощей был отслужен молебен и всеношное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужители сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидимым.
Спустя некоторое время по обретении мощей святителя Никиты, один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в нетленности их. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до груди. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Так Господь спустя 450 лет со дня кончины прославил своего угодника нетлением его святых мощей.
Между тем при мощах святителя Никиты, по обретению их, совершилось немало чудес: получали исцеление хромые, расслабленные, больные, бесноватые, но особенно получали исцеление больные глазами, слепые или с испорченным зрением.
Когда обретены были честные мощи святителя Никиты, и совершилось поразительное исцеление одного расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам чудотворца со своими недугами. Среди больных была праведная старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. Шла в то время литургия. Ксения молилась Господу об исцелении, обращаясь с молитвой и к святителю Никите. После усердной молитвы у гроба святого она получила исцеление, прозрев на оба глаза, к удивлению бывших в храме Святой Софии.
Однако не только в Софийском соборе, но на всяком месте и при всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верою и молитвою прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победою русских в войне с Ливонцами. При взятии г.Нарвы и в русском и в неприятельском войске видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Нарвы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчаным крестом и отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина города Нарвы - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ святителя Никиты.
В 1805 году мощи святителя Никиты были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила; а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.
После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи святителя, упакованные в бумажный мещок, валялись в хранилище музея. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но недолго пребывали они там. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа, где и пребывали до 1993 года.
13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостолва Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.
Ныне мощи святителя Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркою между пределами Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе. И ныне у раки с мощами святителя Никиты получают благодатную помощь и исцеления все с верою и любовью притекающие.
Вспоминая чудесную помощь святителя Никиты, подаваемую особенно слепцам и всем больным зрением, попросим и мы его молитвенной помощи многострадальному русскому народу, да исцелит народ наш от духовной слепоты и укажет ему спасительный путь к храму Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Память святителю Никите, епископу Новгородскому , Церковь чтит несколько раз в году: 12 февраля (30 января ст.ст.), 13 мая (30 апреля ст.ст.) и 27 мая (14 ст.ст.). Святитель Никита имеет благодать сохранения от пожара и молнии.

Житие святителя Никиты, епископа Новгородского

Будущий святитель Никита, епископ Новгородский, был родом из Киева. В юности он принял иноческий постриг в Киево-Печерской обители и вскоре, несмотря на возражения игумена Никона, пожелал уйти в затвор. В затворе святой Никита впал в искушение, поскольку не послушал игумена Никона, а понадеялся на себя, взяв трудный для молодого инока подвиг. Киево-Печерский патерик сообщает, что он был повергнут искушению от дьявола и не выдержал его:

…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего.

Инок Никита прельстился, оставил молитву и занялся чтением и книжной премудростью. Он превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские монахи явились к нему и, помолившись, прогнали от него беса. После этого инок Никита, оставив по благословению иноков затвор, стал проводить жизнь в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Бог, по Своему милосердию и молитвам монахов, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году Никита был поставлен митрополитом Киевским Ефремом (XI век) в епископский сан и назначен на новгородскую кафедру; в «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом. За время епископства Никиты было построено несколько храмов (Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре). Епископ Никита за свою благочестивую жизнь был удостоен от Бога дара чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. В 1108 году епископ Никита преставился и был погребен в новгородском Софийском соборе.

Почитание святителя Никиты, епископа Новгородского

В 1547 году на первом Макарьевском соборе епископ Никита был канонизирован Русской Православной Церковью. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены нетленные мощи святителя Никиты. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, а сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию, чтобы уточнить иконописную традицию. Ф.Г. Солнцев в своем труде «Древности Российского государства » отметил:

При открытии св. мощей его в 1550 г. найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет. Все облачение состоит из фелони, епитрахили, поручей, палицы, штофных коричневого цвета, гарусного пояса, омофора из белого люстрина, из синей гродетуровой (из плотной тафты) шапочки, опушенной горностаевым мехом; на ней вышиты золотом кресты и серафимы со словами Серафимъ. Такая шапочка служила митрой. К этой епископской утвари XI в. принадлежит архиерейский посох, о коем ниже будет сказано, и железные вериги весом в 20 ф., найденные на мощах Иерарха. В день открытия нетленных его останков принесена была новгородцами ко гробу его железная лампада, хранящаяся в ризнице, с круговой прорезной надписью: «Свеча Великаго Новгорода всехъ православныхъ хрестьянъ, поставлена новому чудотворцу Никите ….

В 1956 году мощи святителя Никиты были перенесены епископом Сергием (Голубцовым; 1906-1982 гг.) из Софийского собора в Никольский собор, а в 1962 году - в храм во имя апостола Филиппа. В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор. Первое Житие святителя Никиты встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Архимандрит пишет:

После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места, и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе - потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием - на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!» Тогда же диакон Иларион, который помогал настоятелю храма привести в порядок мощи святых, дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение.

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию.

Тропарь и кондак святителю Никите, епископу Новгородскому

Тропарь, глас 4

Насладися Богомудре воздержания, и желание плоти своея обуздав, на престоле святительства седе. И яко звезда многосветлая просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито. Моля Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 6

Архиерейства саном почтеся, чисте Чистейшему предстоя, прилежно моление за люди своя принося. Яко и дождь молитвою сведе, овогдаже и граду запаления угаси. И ныне святителю Никито, моли Христа Бога, спасти страну нашу, и люди твоя молящиеся. Да вси вопием ти, радуйся святителю отче предивный.

Святитель Никита, епископ Новгородский. Иконы

Известно, что иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую бороду на лице епископа Никиты. Симеон задремал и услышал в тонком сне голос:

Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою.

Образ святителя написан был так, как он сам повелел. На иконах епископ Никита изображается в святительском облачении с Евангелием в руках. На иконе «Святитель Никита, епископ Новгородский, и преподобный Сергий Радонежский» у святителя Никиты изображена небольшая борода, вероятно, потому что наличие бороды отвечало средневековому пониманию образа Божия в человеке.

Память его празднуется месяца января в 31-й день, месяца февраля в 10-й день, месяца апреля в 30-й день, месяца мая в 14-й день и месяца октября в 4-й день

+ 1108

На Новгородской кафедре c 1096 по 1107 или 1108 гг.

C вятой Никита святительствовал в Новгороде в счастливое княжение здесь Мстислава Владимировича Храброго - сына Мономахова. Он в сонме иерархов Новгородских более известен как строгий подвижник, по выражению составителя службы, он был «делатель винограда Христова, ум божественный, орган духовный, светильник света и струя любви неистощимая». Жизнеописатели исключительно занимаются описанием его подвигов. С этой стороны жизнь святителя весьма поучительна, потому что Господь и ему, как некогда апостолу Петру, попустил пасть, но, внимая его покаянию, восставил его, чтобы сам он, быв искушен, мог оказать помощь и искушаемым.

Святитель Никита был родом киевлянин и один из первых пострижеников Печерской обители, в памяти которых еще живо сохранились духовные подвиги первых основателей лавры. Желая стать наряду со многими, сиявшими тогда святостью жизни подвижниками Печерскими, Никита пожелал затвора. Опытный игумен долго уговаривал его остаться в обители для услужения братии, указывал на его молодость, неопытность и опасность сего подвига, указывал на поучительный пример Исаакия, который в то время еще был в живых, но юный подвижник ни о чем, кроме затвора, не хотел и слышать. Наконец пламенное его желание было исполнено. Никита, напутствуемый благословением и молитвами старцев, удалился в уединенную келью и завалил в нее вход. Но в уединенной пещере недолго продолжались его мирные подвиги. Искушение, некогда постигшее Исаакия, постигло теперь и юношу Никиту. Однажды, когда он стоял на молитве, вдруг ему послышался голос некоего, невидимо молящегося с ним, и в то же время пещера наполнилась необыкновенным благоуханием. Неопытный Никита эту прелесть духа принял за посещение ангела Божия и начал умолять невидимого гостя, чтобы тот явился ему чувственным образом. Но таинственный голос отвечал: «Не явлюсь тебе ради твоей юности, чтобы ты не превознесся», - утверждая еще более этими хитрыми словами затворника в его прелести. Когда же он начал умолять со слезами и дал обещание во всем исполнять его волю, тогда искуситель явился ему чувственно, и обольщенный поклонился ему. «Теперь тебе уже не для чего молиться, - сказал ему враг Бога и людей, - ибо я за тебя стану воссылать мольбы, ты же читай только книги и подавай полезные советы приходящим к тебе». Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник, ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него.

Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее, ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к великому князю Изяславу сказать: «Сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот что обличило пророка: Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета, но ничего не мог сказать из Нового Завета и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия Печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные Никон игумен и преемник его - Иоанн, Пимен постник, Исаия - епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола, епископ Тмутораканский, Феоктист, епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий, творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам незадолго пред тем временем тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы и едва был спасен молитвами святых отцов Печерских. Этот живой сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силой своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели его из затвора и стали спрашивать его о Ветхом Завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть, и это подтвердил клятвой. «К сим же, - прибавляет списатель его жития, - и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте».

Освободившись таким образом молитвами святых отцов от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех и долго и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание и проводил столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелию». Спасенный братской молитвой, Никита вскоре и сам был избран орудием спасения других.

В 1096 г. скончался в Новгороде епископ Герман, и на его место святителем за свои высокие добродетели был избран святой Никита, рукоположен киевским митрополитом Ефремом и в том же году прибыл на свой престол. С этого времени труды и заботы святителя Никиты умножились, но подвиги, которыми он украшался в Печерской обители, и теперь не уменьшились. Железные вериги, снятые с мощей святителя, весом в 14 фунтов, - верный тому свидетель, что святитель до самой кончины своей ревностно подвизался против плоти. За то и Господь вскоре прославил его даром чудотворений, который был так благотворен для паствы. На другой год его святительства в Новгороде сделался ужасный пожар. Святитель помолился, его слезная молитва потушила страшный пламень. В другой раз в Новгороде и его окрестностях была страшная засуха, грозившая всем ужасной гибелью. Святитель опять помолился, и Господь послал обильный дождь на пажити. Силой своей молитвы он ограждал свою паству даже за пределами Новгорода. Летописец, сказав о походе Мстислава - князя Новгородского, против Олега и о двух победах первого над последним, заключает свой рассказ тем, что Мстислав возвратился в Новгород «во свой град молитвами преподобного Никиты, епископа новгородского».

Примером святой своей жизни святитель Никита немало содействовал к распространению и поддержанию благочестия в своей пастве. При нем Новгород украсился святыми храмами. Из церквей тогдашнего времени замечательна Благовещенская на Городище, построенная Мстиславом, сыном Мономаха, в 1103 г., которая существует доныне. При нем же в Новгороде положено начало иноческой жизни преподобным Антонием Римлянином, который приплыл сюда чудесно на камне за год с небольшим до кончины святителя.

Достойно замечания первое дружеское свидание этих двух угодников Божиих. Здесь вполне открылась святая душа архипастыря. «Как скоро дошел слух до епископа Никиты о чудесном пришельце, - сказано в житии преподобного, - святитель тотчас пожелал видеть его. Движимый радостью и страхом, с глубоким смирением пошел к нему преподобный. Святитель ввел его в свою келью. Входя, преподобный сотворил обычную молитву и, когда святитель сказал «аминь», со страхом и любовью принял от него благословение, как от руки Божией. Провидя уже, по научению Божию, все чудесное в жизни преподобного, святитель, несмотря на то, начал расспрашивать его об отечестве, откуда и как он прибыл в Великий Новгород. Преподобный не хотел было открывать святителю таинственно-чудесного события в своей жизни, славы ради человеческой. «Мне ли, брате, - сказал тогда святитель, - не поведаешь своей тайны. Или не знаешь, что Бог откроет нашему смирению все, яже о тебе, а ты тогда заслужишь осуждение преслушника воли Божией?» И потом настоятельно, еще и с заклинанием, попросил у него ответа. Преподобный пал после сего ниц пред святителем и горько плакал, умоляя никому не открывать его тайны, пока он жив, и потом откровенно рассказал ему о месте своего рождения и воспитания, и о том, как прибыл в Новгород. Слушая эту чудную повесть, святитель подумал, что видит пред собой не человека, но ангела Божия, встал со своего места, положил в сторону пастырский жезл и от умиления и радости долго молился Господу, дивному и славному в истинных и верных рабах своих. После молитвы, на которую преподобный сказал «аминь», смиренный святитель Божий пал пред ним на землю и сам начал просить его молитв, то же сделал и преподобный, умоляя святителя благословить его и молиться за него, а себя называя грешным и недостойным. «Ты удостоен чрезвычайных даров от Господа, - говорил преподобному святитель Никита, - ты уподобился древним чудотворцам – Илии Фесвитянину или апостолам, которые из различных мест Божественною силою принесены были к успению Пресвятые Богородицы. Тобою, своим угодником, осенил и благословил Господь наш город, людей новопросвещенных святою верою». «Ты - архиерей Бога Вышнего, - говорил ему преподобный, - ты - помазанник Божий, тебе должно молиться за нас». И долго находились они преклоненными на землю, проливая обильные слезы и прося один у другого молитв и благословения, как бы соревнуя друг другу в смирении, которое так естественно душе с правильно развитым сознанием и христианской совестью. Наконец святитель, встав, воздвигнул и преподобного, благословил его, братски облобызал и долго с любовью беседовал с ним. После этого он стал уговаривать преподобного остаться жить с ним до смерти, но Антоний отвечал: «Господа ради, святче Божий, не нуди мене. Я должен подвизаться в терпении на том самом месте, где повелел мне Господь». Не настаивая более на своем желании, святитель еще раз благословил его, отпустил с миром на указанное ему Богом место. Таково было первое свидание святителя с преподобным Антонием».

Святая и самая тесная дружба связывала обоих святых мужей и после - до самой кончины святителя. Сразу после чудесного прибытия преподобного Антония в Новгород положено основание и его будущей обители. Искренно полюбя Римлянина, святитель Никита приказал близ камня его построить малую деревянную церковь, которую сам и освятил, и «тогда же едину келейцу постави» на прибежище инокам. На следующий год приготовлено было место для основания и каменной, доныне существующей церкви Рождества Богородицы. Незадолго до кончины святитель вместе с преподобным размерял место для храма и сам начал копать ров для основания, но церковь построена уже при его преемнике, епископе Иоанне.

Желая оставить по себе память в храме Святой Софии, Никита хотел было украсить его настенным писанием, но смерть помешала исполниться его усердному желанию. А потому собор был расписан уже после его кончины стяжанием, как замечено в летописи, святого Никиты епископа, согласно завещанию его. Поныне еще цел каменный корпус, построенный святителем Никитой для Новгородского владыки, он и в памятниках, и в народном предании известен под именем Никитского, как построенный святителем Никитой. В летописях ничего не говорится о том, принимал ли какое-нибудь участие святитель Никита в делах внешней новгородской политики. Вероятно, при тогдашней неурядице во всех краях России, он много заботился о соблюдении миролюбивого духа в своей пастве. Этим отчасти и объясняется то, почему новгородцы мало участвовали в тогдашней междоусобной войне князей, и если поднимали оружие против Олега Святославича Черниговского, то единственно за свою личную безопасность.

Одиннадцать лет правил паствой святитель Никита. Он преставился в 31 день января 1107 или 1108 г. и был погребен в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Мощи его скрывались в земле 450 лет и были открыты в самую тяжкую годину для Новгорода, когда собирались над ним все ужасы гнева Иоанна IV . Почивший святитель опять явился, как бы живой, посреди скорбной своей паствы. За семь лет до открытия мощей его, именно в 1551 г., один благочестивый царедворец, которому поручено было строение дел церковных в Новгороде, внимая в пасхальную ночь чтению деяний апостольских в Софийском храме, поскорбел духом о небрежении, в каком находилась гробница древнего великого святителя Никиты. Движимый тогда непостижимым тайным чувством, он возымел пламенное желание дознать хранились ли внутри гроба мощи святителя? Провертев отверстие в верхней доске каменной раки и опустив туда свечу, он поражен был изумлением. Он увидел, что тело угодника не было подвержено тлению ни в одном из членов. Тогда же он поусердствовал сделать на раку богатый покров, и в таком положении оставалась она при архиепископах Феодосии и Серапионе. Между тем православные, движимые верой, приходили ежедневно посмотреть сквозь отверстие на нетленные останки их древнего пастыря, и все пламенно желали их открытия. Наконец в 1558 г. архиепископ Пимен, донес о чудном явлении мощей святителя Никиты царю Иоанну и митрополиту Макарию. Получив благословение первосвятителя и согласие царя на открытие мощей, архиепископ Пимен увидел во сне мужа с едва заметной бородой и услышал слова: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестой епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает мощи мои явить народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к заутрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец по имени Исаакий, который в эту ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевавшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей и молился о победе царя над врагами и об изобилии плодов земных. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей святителя Никиты. Прежде приготовил Пимен новое полное облачение на нетленное тело угодника и, подняв крышку, в присутствии всего духовного собора обрел усопшего совершенно целым. В нетленных чертах лица сохранился даже отпечаток того духовного подвига и небесного мира, с каким заснул он на земле. Правая рука лежала на персях, и персты ее были сложены для благословения, а левая была простерта. Самая одежда на святителе, состоящая из простой священнической фелони, коришневого штофа с зелеными окраинами, и поверх нее был омофор, не только не истлела, находясь 450 лет под землей, но и могла служить для священнодействия преемников усопшего. Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего все сверхъестественное, и благодать Божию, и все чудеса христианства. Святитель с молитвой облечен был в новые ризы, и нетленное тело его было поставлено посреди храма. Народ, обрадованный явлением своего древнего архипастыря, еще при жизни засвидетельствованного чудесами, теперь во множестве притекал к нему с молитвой о своих нуждах, и тогда же, по словам очевидца торжественного открытия, многие слепые, сухие, расслабленные и другие недужные мужи и жены получили исцеление от прикосновения к нетленным останкам. И не только в Новгороде, но и вдали от него: в рядах русских воинов, осаждавших ливонский город Нарву, святитель Никита являл свою чудесную силу и помощь в день открытия мощей его. Многие ливонцы видели тогда между русскими полками ездившего по берегу реки Наровы мужа безбородого, в ризах святительских, с жезлом и крестом. Это был не иной кто, как святитель Христов Никита. В это же время, в Нарве один немец пивовар бросил в огонь, разведенный под котлом, две иконы, похищенные из Ивангорода. На одной из них изображена была Богоматерь с Предвечным Младенцем, а на другой - угодники Божии: Николай чудотворец, Власий, Козьма и Дамиан. Внезапно поднялся сильный ветер, и пламя, разливаясь из-под котла, охватило весь город. Не только дома, но и стены, и ворота сгорели, а войска русские, вместе с жителями Ивангорода, воспользовавшись смятением немцев, быстро переправились через реку и овладели Нарвой (Ругодивым) без приступа и стенобитных орудий. К довершению чудного события обе иконы, брошенные в огонь злочестивыми последователями Лютера, были найдены невредимыми на месте пивоварения. Таковы чудесные знамения на помощь и славу правоверных и на посрамление неверия совершались при открытии мощей святителя Никиты и вне Новгорода, в стране чужой. Архиепископ поставил их сначала с правой стороны алтаря Софийского, а потом перенес их на то место, где они почивали прежде.

Ныне мощи святителя почивают открыто в богатой серебряной раке, в которую были переложены с великим торжеством 30 апреля 1846 г.

«Много высокого видел я, - говорит очевидец - описатель сего торжества, - на священных торжествах православной Родины, но ничего подобного не видел». Рака поставлена в арке стены, отделяющей придел Рождества Богородицы от придела Богоотец Иоакима и Анны, где святитель был погребен. Память его совершается 31 января - в день преставления, и 30 апреля – в память обретения мощей.

Тропарь, глас 4

Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 6

Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси; яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ныне, святителю Никито, моли Христа Бога, спасти люди твоя молящиеся, да вси вопием ти: радуйся святителю, отче предивный.

Воздержания и желание плоти твоея обуздав,
на престоле святительства сел еси.

Тропарь святому

Святитель Никита Новгородский жил на рубеже XI и XII веков и ещё в молодости стал иноком Киево-Печёрского монастыря. Однако, ещё в самом начале своего духовного пути он захотел стать затворником. Игумен и старцы обители предупреждали неопытного монаха об опасности, о том, что он ещё не готов к такому подвигу, но Никита не слушал советов наставников. Он затворился от мира и стал молиться в уединении.

Прошло несколько дней, и Никита почувствовал, что по всей его келье разлился удивительный, прекрасный запах и услышал некий голос, который, казалось, молился вместе с ним. И вдруг монах увидел возле себя беса в образе Ангела. Он был настолько прекрасен, что Никита поверил ему и поклонился нечистому духу, как Посланнику Божию. Бес же сказал иноку: «С сегодняшнего дня ты должен перестать молиться, но начни читать книги. Я же сам буду теперь молить за тебя Бога». Никита с радостью послушался и углубился в изучение Ветхого Завета. Теперь он каждый день читал Писание, которое скоро выучил наизусть, а рядом с собой постоянно видел ангела молящегося о нём. Никита был счастлив.

Бес открывал монаху многие тайны, и скоро Никита приобрёл славу пророка. Люди стали приходить к нему за советом и духовной беседой. Прельщённый Никита блестяще учил людей словами Ветхого Завета, но всячески избегал имени Иисуса Христа. Это заметили его Печёрские учителя. Старцы поняли, что молодой инок находится под влиянием тёмной силы. Игумен вместе с братией стали все вместе молиться о его спасении и с Божией помощью прогнали нечистого духа. Когда старцы стали беседовать с Никитой, то оказалось, что он забыл все знания, данные ему бесом — он не помнил ни одного слова из Писания, разучившись даже писать и читать. Так что монахом пришлось вновь обучать его грамоте.

С тех пор Никита искренне раскаялся и стал на верный путь смирения и послушания. Видя его искренние слёзы и новые, уже настоящие, подвиги, милосердный Господь принял покаяние святого и возвёл его в сан Епископа.

В 1096 году Никита стал архипастырем Великого Новгорода и прославился своей добротой и милосердием. Летописи сохранили упоминание о двух чудесах, совершенных епископом Никитой при жизни: однажды во время засухи после молитвы святителя внезапно на землю пролился дождь; в другой раз, во время сильного городского пожара Никита также помолился ко Господу, и огонь погас.

Больше 10 лет нёс святой Никита епископское служение, и в мире скончался в 1108 году. Его мощи покоятся ныне в Новгороде в храме святого апостола Филиппа.