Родные сталина. Родословное древо сталина. "Вижу просветленные лики России"

Детство и родословная

Слова «выходец из Гори» для тех, кто знаком с историей Российской империи и Советского Союза, являются идиомой, не требующей пояснений. И обозначать они могут только одного человека – Иосифа Виссарионовича Джугашвили-Сталина, который появился на свет в этом городе 9 (21) декабря 1879 года. Есть, правда, версия, что на самом деле это событие произошло 6 (18) декабря 1878 года.

Впрочем, уроженцами города Гори, основанного еще легендарным царем Давидом Строителем, который объединил Грузию, были и композитор Вано Мурадели, и философ Мераб Мамардашвили. Но всех затмевает Сталин – революционер, диктатор, «отец народов», – горячие споры о котором кипят и поныне как среди профессиональных историков, так и в самых разных слоях общества.

Его прадед был пастухом, а дед – виноградарем в селе Диди-Лило. Отец будущего вождя, Виссарион Иванович Джугашвили, сначала трудился как сапожник-кустарь, а потом поступил рабочим на обувную фабрику Адельханова в Тифлисе (будущий Тбилиси). Затем он переехал в Гори и стал владельцем мастерской.


Отец И. Сталина, Виссарион Джугашвили


Иосиф был долгожданным сыном, более того – последней надеждой родителей, особенно матери Екатерины Георгиевны. Она была дочерью крестьянина-садовода Георгия Геладзе из села Гамбареули, трудилась на поденных работах и к моменту появления на свет Иосифа успела похоронить двух сыновей, умерших во младенчестве.

Но, увы, вскоре после появления наследника дела его отца пошли совсем плохо. Мастерская Виссариона Джугашвили захирела, и он с горя запил. Кончилось тем, что родители маленького Сосо фактически расстались. Отец попробовал было оставить мальчика при себе, но натолкнулся на категорическое сопротивление жены.

Иосифу был пять лет, когда он тяжело заболел оспой. Благодаря заботам матери и собственной счастливой судьбе мальчик поправился, однако лицо его навсегда осталось испещрено оспинами. Через год после этого он попал под колеса мчавшегося экипажа, но, несмотря на серьезные травмы, выжил. После этого случая левая рука у него с трудом сгибалась.

Прошел еще год, и Екатерина Георгиевна, всей душой желавшая, чтобы сын выбился в люди, собралась отдать его учиться в Горийское православное духовное училище. Но Сосо практически не владел русским языком, на котором велось обучение. Поэтому Екатерина Георгиевна обратилась к местному священнику Христофору Чарквиани с просьбой, чтобы его дети помогли Иосифу освоить русский язык. И эта учеба оказалась настолько успешной, что через два года, в 1888 году, юный Джугашвили продемонстрировал на вступительных испытаниях отличные познания и был принят сразу во второй подготовительный класс.

А начиная с 1889 года Иосиф учился в духовном училище. В июле 1894 года он окончил Горийское духовное училище и был отмечен как лучший ученик.

Четыре года назад безусловными хитами первой выставки стали ранее не выставлявшиеся генеалогические древа российских политиков -- Ленина, Сталина, Ельцина и Путина. Посетители той выставки могли узнать, что родословная первого президента России Бориса Ельцина прослеживается до некоего «сына Елцина (именно так -- без мягкого знака) Аники Сергеева», рожденного в 1726 году. Генеалогическое древо «отца народов» Иосифа Сталина не отличается особой пышностью. На фоне древ других известных политиков оно вообще смотрится каким-то саксаулом. Так, исследователи установили, что у Сталина был дед Вано Джугашвили и прадед -- некий Заза Дзукат-Дзукаев-Дзукашвили. На прадеде Сталина, собственно говоря, и заканчивается его родословная. Ни о бабушке, ни о прабабушке Иосифа Виссарионовича составителям ничего не известно. И тому есть объективные причины: в связи с политической ситуацией архивы Грузии закрыты для российских исследователей. Генеалогическое древо Ленина гораздо более пышное, нежели у Сталина. Что, впрочем, тоже понятно. На генеалогию Ленина работал в советское время целый научный институт. И сведения не обо всех родственниках вождя были общедоступны. Например, тот факт, что в роду Владимира Ильича были евреи, некоторое время тщательно скрывался от общественности.

Родословная Владимира Путина прослежена исследователями наиболее тщательно. Как следует из родословной нынешнего российского премьера, все его предки были крепостными крестьянами Тверской губернии и принадлежали сначала дворянскому роду князей Романовых, а затем князьям Апраксиным. Поскольку все без исключения предки премьера являлись крепостными, фамилий у них не было -- фамилии у крестьян появились только после отмены крепостного права в 1861 году. Фамилии крестьянам давались, только если те занимались так называемыми отхожими промыслами. В этом случае полиция была вынуждена выдавать им паспорта. Самый известный человек из рода премьера -- его родной дед Спиридон Иванович Путин (1879--1965). Как известно, он был поваром, который готовил, в частности, для Надежды Крупской и Иосифа Сталина.

Родословную Владимира Путина составили сотрудники Российского государственного архива древних актов. Исследователям удалось проследить 12 поколений этого рода, вплоть до конца ХVI века. Исследователи полагают, что в глобальном смысле все друг другу родственники и свойственники. Поэтому каждый россиянин может считать себя родственником (кровное родство) или по крайне мере свойственником (родство через мужа или жену) президента или премьер-министра.

Гвоздем VIII Всероссийской генеалогической выставки обещало стать древо нынешнего президента страны Дмитрия Медведева. Однако этого не произошло. «Во-первых, древо Дмитрия Анатольевича еще не закончено, -- говорит председатель нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций Татьяна Грачева. -- Кроме того, исследователь родословной президента, который занимался этим по польской линии родственников нашего главы государства, не дал согласия вывешивать его исследование на публике».

"Предки очень мстительны"

По словам Татьяны Грачевой, люди, интересующиеся генеалогией, чаще всего знакомятся через Интернет. И стараются привлечь внимание власти к бедственному положению российских архивов. Например, пару лет назад Союз возрождения родословных традиций провел выставку в Государственной думе. Из всех депутатов интерес к генеалогии проявил только Владимир Жириновский, который попросил повесить на выставке свое семейное древо. Однако затем сам же его и снял -- древо Владимира Вольфовича было оформлено на простом листе ватмана и заметно уступало в качестве дизайна тем, что были взяты в музейные деревянные рамы.

Как узнать свою родословную? Этим можно заняться самому. «Я знаю людей, которые специально покупают компьютер, чтобы заниматься исследованием своей родословной», -- говорит Татьяна Грачева. Иногда приходится искать годами. Подтвердить свою родословную в странах Западной Европы стоит очень дорого. У нас это удовольствие, если заказать поиск своих корней специалистам, тоже недешевое. «Если вам сразу назовут четкую сумму за ваше генеалогическое древо, может разворачиваться и уходить, потому что ни один уважающий себя исследователь никогда не скажет четкую сумму», -- говорит г-жа Грачева. Например, родословная только по одной линии, скажем по отцовской, от наших дней до первой российской переписи, произошедшей в 1710 году, будет стоить никак не менее 100 тыс. руб. Материнская линия -- еще как минимум 100 тыс. И то это если не углубляться в боковые побеги вашего генеалогического древа. А «в глубину» есть возможность дойти до ХVI века.

Многие люди желают изменить свою родословную, сделать ее более, так сказать, представительной. Соорудить фальшивое генеалогическое древо «по заказу» в принципе можно, и люди, готовые это сделать, находятся. Впрочем, специалисты не советуют фальсифицировать собственную историю. «Предки очень мстительны, -- убеждена Татьяна Грачева. -- Искажение истории собственного рода добра не принесет. Люди, например, иногда пытаются доказать, что какой-то их предок был дворянин. А когда они узнают, что на самом деле он был, допустим, священник, отказываются от своей затеи восстановить генеалогическое древо».

Есть и другие нюансы составления родословных. Например, когда-то в России было так называемое личное и потомственное дворянство. Первое можно было выслужить. Но для этого нужно было подать особое прошение властям. Однако, например, в конце ХIХ века подавали прошение на дворянство далеко не все, кто мог бы на него претендовать. Возможно, предчувствовали, что через некоторое время быть дворянином в России будет не просто непрестижно, но и смертельно опасно.

Хотя сегодняшние потомки таких несостоявшихся в свое время дворян думают совсем наоборот и всеми правдами и неправдами пытаются все-таки стать отростком дворянского рода. Это так называемые ассоциированные дворяне. Или скорее дворянки, потому что абсолютное большинство желающих приобщиться к дворянству -- женщины. А родство по женской линии не считалось основанием для предоставления дворянства. Вот и выходят из положения страждущие с помощью всякого рода ухищрений, среди которых и фальсификация генеалогического древа.

Сам себе шестиюродный брат

По словам Татьяны Грачевой, составление крестьянской родословной для нее гораздо интереснее, чем дворянской. С точки зрения поиска документов дворянские корни найти сложнее -- хотя бы потому, что дворяне не сидели на одном месте. Крестьяне же, как правило, жили на одном месте. А если куда и переселялись, то в ревизских сказках или купчих крепостях всегда отражалось, куда и кому помещики продали своих крестьян.

Огромного количества предков, число которых вроде бы должно увеличиваться по мере продвижения в глубь веков, ни у кого не получается. Потому что где-то на уровне пятого поколения, как правило, родственники женятся между собой. Существует прецедент, когда человек является сам себе шестиюродным братом.

Закон о персональных данных позволяет обнародовать данные о родственных связях тех или иных людей, которые умерли за 100 лет до нынешнего момента, то есть до 1909 года. Данные об этих людях во всех архивах находятся в свободном доступе. С другой стороны, никаких законов, касающихся собственно генеалогии, в России нет. Прежде чем выдавать родословные, нужно проводить историческую экспертизу, поскольку многие дворяне еще в царские времена фальсифицировали свои родословные.

В Союзе возрождения родословных традиций считают, что российское общество переживает генеалогический бум. И приводят в доказательство такой аргумент: если, например, четыре года назад на генеалогическом форуме в Интернете общалось примерно 3 тыс. человек, то сегодня количество доморощенных исследователей генеалогических древ, только зарегистрированных в Сети, перевалило за 50 тысяч.

«В России сегодня нет национальной идеи, а ведь наша страна всегда была очень патриархальна и семья для российского общества была главным стержнем, -- говорит Татьяна Грачева. -- Сегодня интерес к семейной истории огромен. Люди поняли, что семья -- это главное, и начали поиски своих корней».


С именем И.В. Сталина связано много легенд. Легендами окружено и его появление на свет.
В повести А. Адамовича «Каратели» (глава «Дублер») описывается, как в воспаленном мозгу вождя неожиданно выстраиваются факты: приезд Александра III в Тифлис, его пребывание во дворце наместника на Кавказе, молоденькая служанка, которую «внезапно сплавили в глухое Гори», торопливая ее выдача «замуж за незаметного осетина-сапожника», появление у молодоженов первенца, нареченного Иосифом; и невольно мелькает догадка: а не был ли он, сын сапожника, «нищим принцем»?
Версия эффектная, но она рассыпается во прах при первом же соприкосновении с фактами. Достаточно сказать, что Иосиф появился на свет через четыре с половиной года после свадьбы его родителей, и был у них третьим сыном.
Однако, оказывается, Александр III не единственный «претендент» на отцовство вождя народов. В очереди «претендентов» мы видим известного исследователя Центральной Азии Н.М. Пржевальского, горийского виноторговца Якова Егнатошвили, «влиятельного чиновника при царе», некоего «зажиточного князя» и даже «купца-еврея» .
Никаких доказательств на этот счет не приводится. И вряд ли они могут быть приведены. Поэтому мы должны исходить из имеющихся документов. А они свидетельствуют, что отцом И.В. Сталина был крестьянин Виссарион (Бесо) Иванович Джугашвили, родившийся в 1850 г. в селении Диди Лило.
Фамилия «Джугашвили» буквально означает «сын Джуги», но в Грузии нет имени Джуга, а в грузинском языке отсутствует слово с подобным корнем. Это значит: или данная фамилия не грузинского происхождения, или же первоначально она писалась иначе.
Впервые вопрос о ее происхождении был поднят в 1939 г. академиком И.Джавахишвили в его статье, которая так и называется: «Откуда пошла фамилия вождя народов». По его мнению, когда-то предки И.В. Джугашвили именовались «Берошвили». Затем они поселились в кахетинском селении Джугаани и уже по его названию получили фамилию Джугашвили.
К сожалению, названная статья И. Джавахишвили до сих пор не опубликована. Хранится она в архиве бывшего Грузинского филиала Института марксизма-ленинизма (ГФ ИМЛ), оставаясь почти недоступной исследователям. Во всяком случае, в 1995 г. мне такая возможность предоставлена не была. В такой ситуации представляется затруднительным судить как об обоснованности, так и о необоснованности приведенной выше версии.
В связи с этим заслуживает внимания хранящаяся в архиве бывшего ГФ ИМЛ рукопись статьи неизвестного автора под названием «Детские и школьные годы Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина)» . Написанная при жизни вождя, она содержит совершенно иное объяснение происхождения его фамилии: «По рассказу Ольги Касрадзе (близко знавшей Джугашвили) и крестьян из селения Лило, – читаем мы здесь,– фамилия «Джугашвили», как они слышали от самого Виссариона, произошла следующим образом: их прадед жил в горах Мтиулетии (современная Южная Осетия – А.О.) и служил пастухом. Он очень любил животных, ревностно оберегал стадо от всяких невзгод и печали, и поэтому ему дали прозвище «Джогисшвили» (что означает «сын стада»)». Это прозвище позднее трансформировалось в фамилию «Джугашвили» .
Убедительность этой версии придает то, что она нашла свое отражение в воспоминаниях матери И.В. Сталина – Екатерины Джугашвили, на основании которых, по всей видимости, И.Джавахишвили и утверждал, что первоначально «Джугашвили» именовались «Берошвили» .
Если первый Джогисшвили приходился Бесо прадедом, он мог жить в XVIII веке, когда в горах Мтиулетии еще шла борьба между грузинской народностью мохеве и вторгшимися на их территорию с севера осетинами. Как известно, к концу XVIII – началу XIX вв. эта борьба завершилась победой осетин, которые не только подчинили себе, но и заселили территорию мохеве, позднее составившую северную часть Горийского уезда, а сейчас называющуюся Южной Осетией. К какой из двух этнических групп, между которыми шла борьба, принадлежал прадед Бесо Джугашвили, мы не знаем.
Первого Джугашвили, чье имя нам известно, звали Заза.
«Есть сведения, – вспоминал Г.И. Елисабедашвили, – что дед Висариона жил в Анануре (Душетский уезд) и его звали Заза. Устроив восстание и спасаясь от князя Эристави, он сбежал в Горийский уезд. Здесь то же самое повторилось, и он скрывался в горах, где есть церковь Герис-тави (т. е. вершина Гери – А.О.). Когда там его проследили, он оттуда перешел в Диди Лило и жил там до смерти» .
«Прадед Сталина по линии отца Заза Джугашвили, – писал А.М. Цихитатришвили, – участвовал в крестьянском восстаниии в Анануре (Душетский уезд Тифлисской губернии), был арестован, бежал в Горийский уезд и здесь стал крепостным князей Эристави. Снова принял участие в крестьянском волнении и снова бежал. Был пастухом в Герис-тави, а затем поселился в Диди Лило, селении близ Тифлиса» .
Возникает вопрос: не он ли фигурировал в показаниях священника Иосифа Пурцеладзе из селения Мерети. Эти показания были даны им 8 декабря 1805 г. майору Рейху и касались участников одного из первых антирусских восстаний в Грузии, возглавлявшегося князем Элизбаром Эристави. «Я знаю и видел, – сообщил И. Пурцеладзе, – что к сыну кулар агаси Элизбару хаживали осетины, жившие по ту и сю сторону; не проходило и ночи, чтобы одни из них не приходили, другие не уходили, Элизбаром посылаемые люди были Заза Джука-швили и Таури-хата, но Заза чаще хаживал днем и приводил осетин по ночам» .
В связи с этим обращает на себя внимание статья Е. Стуруа «Сталин в период учебы в Гори», опубликованная в 1939 г. на страницах ленинградской газеты «Смена». В ней говорилось: «Его (т. е. Сталина – А.О.) предки в начале прошлого столетия проживали в Арагвинском ущелье. В 1802–1804 гг. они принимали участие в крестьянских выступлениях против царских колонизаторов и дворянства. После подавления восстания они переселились в селение Диди Лило» .
Где именно жил Заза Джугашвили, мы не знаем. Можно лишь утверждать, что одним из таких мест могло быть селение Гери, находившееся в северной части Горийского уезда неподалеку от названного выше селения Мерети и будущей столицы Южной Осетии Цхинвали. По всей видимости, именно здесь находилась и та церковь Герис-тави, которую упоминал Г.И. Елисабедашвили.
Селение Гери расположено на берегу Большой Лиахвы и удалено от Гори на расстояние около 30 км. В 1869 г. это был горный аул, в котором насчитывалось 52 «дыма» и 341 человек. Причем все они были осетинами.
О том, что предки И.В.Сталина когда-то действительно жили в Гери свидетельствуют воспоминания жены его троюродного брата Нины Ивановны Джугашвили (урожденной Циклаури). «Мой свекор, Георгий Джугашвили, – вспоминала она, – рассказывал, что их предки – выходцы из Гери – переселились в Диди Лило. Он с удивлением добавлял, что ему непонятно это переселение. Так как из окрестностей Диди Лило семь деревень сбежало из-за сильных ветров» .
И далее: «Точно не могу сказать, кто переселился из Гери – Иван (отец Виссариона) или Николай (отец моего свекра Георгия) или же их отец, но Георгий и Виссарион рождены в селении Диди Лило и жили на восточной окраине села (около теперешнего сельсовета) (писано в 1949 – А.О.). Тут они жили в одной землянке (теперь на этом месте построен дом, дом сыновей Георгия – Сандро и Никола)» .
Об этом же писал и А.М. Цихитатришвили: «Предки Джугашвили рождены не в Гори. Они жили в селении Гери (Горийский уезд, Лиахвинское ущелье). Как все крестьяне этого ущелья они были крепостными князей Мачабели… О том, что живущие в Лило Джугашвили являются выходцами из Гери, я слышал как от своего отца, так и от самой тети Кеке (матери И.В. Сталина – А.О.). Кроме того, из моей памяти не изгладилось, что Бесо и Кеке часто вспоминали Гери и ходили туда молиться как в молельню своих предков» .
В воспоминаниях А.М.Цихитатришвили содержится и описание обстоятельств при которых произошло переселение Джугашвили из Гери в Диди Лило. «У Джугашвили, – отмечал он, – был старый дедушка, не то Зура, не то Заза (если только я не ошибаюсь), который находился в сношениях с князем Мачабели. После его смерти его дети и внуки с частью деревни собрали свои пожитки и попросили нового владетеля Мачабели, бежавшего из персидского плена и известного своей добротой, поселить их где-нибудь по направлению к Кахетии. Этот Мачабели как бежавший из плена был награжден тогдашним правительством большими поместьями и дианбегством в Йоркском ущелье до Тифлиса. Он уважил просьбу горцев и поселил их в Лило» .
Удалось установить, что в данном случае речь идет о правнуке князя Баадура Мачабели – Хусейне (Михаиле Васильевиче), бежавшем из Турции, принявшем христианство и перешедшим на рускую службу. Получив чин подполковника, он в 1812 г. был назначен правителем селений Лило, Марткопи и Нори. А поскольку, как установил, грузинский историк А.Г. Матиашвили, впервые фамилия Джугашвили упоминается в документах селения Диди Лило в 1819 г. , можно утверждать, что сюда Джугашвили переселились не ранее 1812 и не позднее 1819 г.
Селение Лило располагалось северо-восточнее Тифлиса на расстоянии примерно 15 км от него. В ведомости 1802 г. о разделении Грузии на уезды оно значится как казенное, а о его жителях сказано: «окрещенные из осетин» . Со временем это селение расстроилось, и часть его жителей перебралась на новое место, образовав два новых селения Диди Лило, что означает Большое Лило, и Патара Лило, т. е. Малое Лило. По всей видимости, именно здесь М.В. Мачабели и получил земельное пожалование.
По свидетельству А.Г. Матиашвили, первого Джугашвили, упоминаемого в документах, звали Иосиф. В 1819 г. у него родился сын, получивший известность под именем Вано или Иван, но имевший несколько имен, в том числе и имя Милий. Как утверждала Н.И. Джугашвили, у Вано был брат Николо (умер в 1927, был женат на Марте Пухашвили) .
Николо имел сына Георгия и двух внуков: Сандро (1884–1923) и Николо (1888–1945). Николо был женат на Машо Каркусадзе и умер бездетным, его могила сохранилась в селении Диди Лило. Сандро от брака с Ниной Ивановной, урожденной Циклаури, из селения Швиндадзе (р. ок. 1902), имел только одну дочь Елену (1918–1961), ставшую женой Георгия Арсошвили (не вернулся с Великой Отечественной войны). После него остались дочь Венера (1937–1961), умершая незамужней, и сын Нукзар (р. 1940). Таким образом, эта ветвь Джугашвили пресеклась. Сейчас в Диди Лило живут потомки Джугашвили лишь по женской линии – Арсошвили: Нукзар Георгиевич, его жена Маквелина Вахтанговна Квелашвили (р. 1941) и их дети: Георгий (1964) и Манана (1965), сын Коба (1973) в 1996 г. служил на границе.