Святая пульхерия. Святая царица пульхерия. Соправительница царя Феодосия

благоверных за её борьбу с ересями, память 10 сентября (по юлианскому календарю).

Происхождение и детство

Мать Пульхерии происходила родом из франков , историк Филосторгий так характеризует эту женщину: «Эта супруга императора была совершенно чужда вялости своего мужа. Напротив, в ней было немало свойственной варварам отваги. » Уже в детстве Пульхерия проявила свой характер, взявшись за строгое воспитание младших сестёр Аркадии и Марины и брата Феодосия , унаследовавшего в возрасте 7 лет византийский трон в 408 году после смерти отца. Византийский двор превратился в подобие монастыря. О благочестивых нравах, установленных там Феодосием под влиянием сестры, с восторгом писал современник Сократ Схоластик : «В царском дворце он учредил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе со своими сестрами пел во славу Божию антифоны ».

В правление Пульхерии обострились религиозные распри на востоке. В египетской Александрии в 415 году во время таких волнений толпой была растерзана женщина-математик и философ Ипатия . В Персидской державе началась резня христиан, после того, как епископ христиан в г. Сузе Авда разрушил один зороастрийский храм. В 420 году Византия вступила в войну с персами, успешно завершив её в подписанием договора, по которому христианам предоставлялась свобода вероисповедания в пределах государства Сассанидов .

Интригу Хрисафий направил против Пульхерии. Он подбил Евдокию просить императора, чтобы Пульхерия была посвящена в диакониссы , что удалило бы её от мирских дел. Патриарх Флавиан предупредил Пульхерию, и та скрылась в пригороде Константинополя (Евдомоне).

Византийская царица

В Константинополе Пульхерия построила 3 храма: Влахернская церковь , монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии. Согласно Никифору Каллисту , Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии ; в храме Одигитрии поставила икону с портретом Богоматери ; во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери , присланные из Иерусалима архиепископом Ювеналием .

Пульхерия скончалась в 453 году , завещав всё своё имущество бедным. Признана святой в западной и восточной церквях, день памяти 10 сентября в католической и православной (греческая царица Пульхерия) церквях, 7 августа в восточных календарях.

Напишите отзыв о статье "Пульхерия"

Примечания

  1. Отец Элии Евдокии был франк Флавий Бавтон , военачальник Римской империи и консул 385 года. О матери ничего не известно.
  2. Филосторгий, «Церковная история», кн.11
  3. О том, как Пульхерия воспитывала собственным примером брата и сестер в «христианских истинах» рассказали Феофан и особенно подробно Созомен (9.1)
  4. Сократ Схоластик, «Церковная история», 7.22
  5. Catholic Encyclopedia (1913) / St. Pulcheria
  6. Созомен, «Церковная история», 9.1. По изд. 1851 г., -С.Петербург
  7. Феодорит , «Церковная история», 5.39
  8. Сократ Схоластик, «Церковная история», 7.29
  9. «Богородица » (Богоматерь), что подчеркивает божественную природу Христа. Несторий говорил, что нельзя превращать мать Христа в богиню, потому что это приведет к языческому политеизму.
  10. Суда : pi, 2145 (Pulcheria)
  11. Catholic Encyclopedia (1913)/St. Pulcheria. Также письмо римского папы Льва I от 13 апреля, 451 («Leonis epist.», lxxix, in Migne, LVI, 785 sq.) в котором он признаёт решающую роль Пульхерии в преодолении несторианской и др. ересей.
  12. Феофан, л. м. 5940. По словам Феофана Хрисафий хотел возвести в сан Константинопольского патриарха своего человека, архимандрита Евтихия, вместо епископа Флавиана (447-449 гг.). Однако опала Пульхерии произошла ранее избрания Флавиана на пост патриарха. Когда она вернулась к власти после ухода Евдокии в Иерусалим, то действительно защищала Флавиана.
  13. Иоанн из Никиу - епископ конца VII века в Никиу, египетском городе.
  14. Иоанн из Никиу , «Хроника», LXXXVII.29
  15. Иоанн Малала , XIV.366
  16. Феофан, л. м. 5942
  17. «Пасхальная хроника»
  18. По другим источникам эта икона хранилась в Влахернском храме
  19. Никифор Каллист , «Церковная история», xvi-xviii

Ссылки

  • (англ.) . Проверено 23 октября 2008. .
  • (англ.) . Проверено 23 октября 2008. .

Отрывок, характеризующий Пульхерия

Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.

Дочь императора Восточной Римской империи Аркадия и Евдокии. Когда император скончался, в году, престол унаследовал её младший брат Феодосий II , которому было всего восемь лет. Опекуном его был назначен умный и добродетельный вельможа Анфимий. Пульхерия далего превосходила брата дарованиями ума и твёрдостью воли, и вскоре сделалась на деле соправительницей и наставницей Феодосия. Прекрасно владея греческим и латынью, она получила разностороннее историческое, философское и богословское образование. С молодых лет она искренне полюбила благочестие и являлась твердой последовательницей православного вероучения. В году она была объявлена августой , соправительницей императора.

Соправительница царя Феодосия

Недостаток опыта в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума и доброжелательностью. Она не решала государственных дел без молитвы и советов с добропорядочными вельможами. При Пульхерии внутренние волнения в стране утихли, с соседними державами был поддержан или восстановлен мир, сбор податей упорядочен, армия и флот приведены в хорошее состояние.

Брату она обеспечила широкое образование и старалась внушить, что без веры и благочестия лучшие дарования бесполезны. Она также воспитывала своих младших сестёр, Аркадию (+ 444) и Марину (+ 449). Чуждая мирской жизни, Пульхерия дала обет остаться девственницей до гроба и запечатлела его памятником: в Соборном храме был поставлен престол из золота и драгоценных камней с надписью: "Обет девства". Сестры её также решили посвятить себя служению Богу. Дворец при Пульхерии был истинно христианским домом, где не было место ни роскоши, ни праздности. Вместе с сёстрами Пульхерия совершала подвиги покаяния и молитвы, а в их покои не ступала нога мужчины. Строгим постом и трудами она усмиряла греховные помыслы. Соправительница принимала просителей и министров только в определённое время и на людях. Всё это способствовало укреплению нравственности в империи, - обеты царевен преграждали путь придворным интригам.

Когда Феодосию исполнилось 20 лет, Пульхерия решила найти ему невесту. Выбор её пал на Афинаиду , которая была красива и хорошо образована. Вскоре после крещения с именем Евдокия и брака, Евдокия-Афинаида в году была объявлена августой, а Пульхерия, хотя и оставалась соправительницей на деле, постаралась отойти в тень. Все государственные дела решались от имени Феодосия, он же подписывал все указы.

Однако, добродушный и доверчивый Феодосий, привыкнув полагаться на сестру, часто подписывал указы не глядя, чем пользовались чиновники для ограбления казны и притеснения личных врагов и невинных. Доходило до того, что управление целыми странами и народами можно было купить у публичных банкиров, а законы оказывались бездействены . Пульхерия как-то решила преподать императору урок и подложила в стопку бумаг документ, передававший императрицу Евдокию в рабство ей, Пульхерии. Когда император призвал к себе жену, Пульхерия не отпустила её из своих покоев, предъявив царский указ о том, что Евдокия - её собственность. Вняв укору, Феодосий обещал быть осторожнее.

Царевна Пульхерия радела об утверждении Православия и освящения столицы святынями. При содействии царевны Пульхерии был созван в году в городе Ефесе III Вселенский Собор против несторианства . Она была покровительница таких святителей как Кирилл Александрийский и Флавиан Константинопольский . По её же совету император Феодосий отправил в Иерусалим большую сумму денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими камнями для водружения на лобном месте . Иерусалимский первосвятитель в знак признательности послал царю часть мощей святого первомученика Стефана . Святыня была встречена с подобающими почестями и положена в построенном Пульхерией в столице храме во имя первомученика . Благочестивая Пульхерия отдала почести и святителю Иоанну Златоусту : его мощи были перенесены из заточения и торжественно положены в храме Апостолов .

В опале

Однако, между тем отношения между Пульхерией и Евдокией стали портиться и в 430-х годах императрица удалилась от двора в Иерусалим , до года. Около того времени место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Хризаф убедил царя что Пульхерия имеет слишком много власти, и Феодосий потребовал у Константинопольского патриарха, чтобы тот посвятил Пульхерию в диакониссы . Святитель отказывался, указывая что не может посвящать кого-либо без воли посвящаемого, но император настаивал . Тогда патриарх уведомил Пульхерию о замысле и она отошла от правления и удалилась из города в Евдомон .

Уединившись, Пульхерия проводила благочестивую жизнь, читая душеполезные книги, молясь и отдаваясь подвигам покаяния. Однако, тем временем по воле Хризафа империю захлестнула волна террора против православных, монофизит Евтихий стал любимцем двора, а в некоторых областях начались народные волнения. В году императрица Евдокия была уличена в связи с неким Павлианом и сама удалилась на покаяние в Иерусалим . Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Наконец она решилась встретиться с братом и открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей .

Императрица

В году, после кончины императора Феодосия II, Пульхерия призвала опытного и благочестивого полководца Маркиана пока никто не ещё знал о смерти царя. Она сказала, что избирает его из всего сената, как достойнешего, и предлагает ему императорский престол и свою руку, с условием что он соблюдёт её девство. Маркиан согласился, и Пульхерия, призвав Царьградского патриарха и сенат, объявила его царём . Маркиан вступил во второй брак с Пульхерией, но не нарушил своего обещания и она осталось девой.

Заботами царицы Пульхерии был созван в году IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства . Блаженная императрица основала в столице много богоугодных заведений, больниц, странноприимных домов. При ней были построены три знаменитых храма Богоматери: Влахернский , Одигитриевский и Халкопратийский . Икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой и доставленная из Палестины еще императрицей Евдокией, была поставлена в храме Одигитрии . Пульхерия также основывала монашеские обители, назначая для их содержания постоянную сумму денег и определённое количество хлеба. В частности, с её именем связано основание обителей на месте Афонских Эсфигмена и Ксиропотама . Дела империи не препятствовали её молитве, чтению, посещению бедных и прислуживанию больным.

Девственная императрица была почитательницей Божией Матери . Не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, она одно время хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. Она также учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ , родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. - іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей - 21 сентября 1752 г. Прославленіе - 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку - 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День десятый.

Житіе святой царицы Пульxеріи.

Г реческій императоръ Аркадій , умирая, оставилъ послѣ себя восмилѣтняго сына Ѳеодосія и трехъ дочерей - Пульхерію, Аркадію и Марину. Пульхерія, бывшая по лѣтамъ старше брата, отличалась разумомъ и скромностію. То былъ великій даръ Божественнаго Промысла Греческому царству - въ помощь юному Ѳеодосію и въ защиту православія отъ нападеній еретиковъ . Мудрая не по лѣтамъ, она принята была братомъ въ соцарствованіе и получила титулъ Августы . Ей было 16 лѣтъ, когда, достигши власти, она начала управлять греческою имперіею не съ разумѣніемъ жены, а съ мудростію мужа, вызывая удивленіе всего тогдашняго міра: такъ дано было ей отъ Бога за чистоту ея жизни. Ибо по любви своей къ Богу, а также заботясь о мирѣ и спокойствіи своихъ подданныхъ, она отказалась отъ замужества, чтобы не было какихъ-либо раздоровъ между ея мужемъ и братомъ, и, обручивъ себя Богу, до смерти пребывала въ дѣвствѣ: а въ знакъ порученія своего дѣвства Богу устроила въ соборной церкви св. престолъ изъ золота и драгоцѣнныхъ камней, дивной работы и многоцѣнный. Сестеръ своихъ она также убѣждала хранить дѣвство, и онѣ дали Богу обѣтъ хранить дѣвическую чистоту до самой кончины своей и жили вмѣстѣ съ нею въ постѣ и молитвахъ, повинуясь ей не только какъ старшей сестрѣ, но и какъ матери и царицѣ.

П ульхерія была вмѣсто матери и брату своему, императору Ѳеодосію, и всячески заботилась о немъ, научая его страху Божію. Хорошо зная греческій и латинскій языки, она сама была его учительницею и учила его не только книгамъ, но и благонравію; она давала ему наставленія въ томъ, каковъ онъ долженъ быть въ бесѣдѣ, какъ долженъ вообще держать себя, какъ - наказывать и миловать виновныхъ, словомъ - учила его всему тому, что необходимо для добраго правителя. И доброе сѣмя пало не на худую землю, ибо онъ во всемъ слушался ея; и полученное имъ доброе воспитаніе привело къ тому, что, достигши зрѣлаго возраста, онъ болѣе другихъ царей былъ добръ, кротокъ, терпѣливъ, незлобивъ, мудръ, разсудителенъ и милосердъ; но, кромѣ воспитанія, и молитвы святой Пульхеріи помогали ему въ жизни. Она устроила благолѣпный храмъ во имя Пречистой Богородицы во Влахернахъ и многія другія церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищимъ. Ея заботами греческое царство пребывало, кромѣ внутреннихъ еретическихъ волненій, въ мирѣ и тишинѣ.

К огда Ѳеодосію пошелъ двадцатый годъ и настало время ему вступить въ супружество, блаженная Пульхерія озабочена была пріисканіемъ ему достойной жены. Въ это время изъ Аѳинъ прибыла въ Царьградъ одна дѣвица, по имени Аѳинаида, языческой вѣры, прекрасная собою, скромная и разумная, дочь славнаго философа Аѳинскаго Леонтія, наученная отцомъ астрономіи , геометріи и всякой Еллинской мудрости и превосходившая разумомъ многихъ мудрецовъ. Въ Царьградъ явилась она по слѣдующему поводу. Отецъ ея, умирая, раздѣлилъ все свое достояніе между двумя сыновьями своими Валеріемъ и Аэціемъ, а ей не оставилъ ничего, кромѣ нѣсколькихъ золотыхъ монетъ; когда же родственники и сосѣди спрашивали его, что онъ оставляетъ своей дочери, Леонтій отвѣчалъ:

- «Д овольно съ нея ея красоты и мудрости». По смерти отца, два брата раздѣлили между собою все отцовское имущество, а сестрѣ не дали ничего: съ жалобою на братьевъ она и явилась въ Константинополь. Увидѣвъ ее, святая Пульхерія обратила вниманіе на ея красоту, благонравіе и умъ, и рѣшила женить на ней брата. Но сначала она привела ее къ вѣрѣ Христовой и приблизила ее къ себѣ, какъ родную дочь, и только тогда уже какъ достойную брака съ царемъ выдала за Ѳеодосія. Во св. крещеніи ей было дано имя Евдокіи. Отъ брака ея съ Ѳеодосіемъ родилась дочь Евдокія, бывшая впослѣдствіи замужемъ за Римскимъ императоромъ Валентиніаномъ III .

В ъ царствованіе императоровъ Ѳеодосія и Валентиніана , стараніями блаженной Пульхеріи, былъ собранъ третій вселенскій соборъ въ Ефесѣ противъ нечестиваго Несторія . Пульхерія имѣла великую ревность по благочестіи и своими увѣщаніями обратила брата, который началъ было увлекаться ересью и отдаляться отъ истиннаго ученія , и утвердила его въ православіи, за что и почтена была многими похвалами отъ святыхъ отцевъ. Но прошло нѣсколько лѣтъ, и врагъ рода человѣческаго, не желая болѣе терпѣть ударовъ, наносимыхъ ереси святою Пульхеріею, вооружился противъ нея и замыслилъ удалить ее отъ царскаго престола и отъ власти, что и удалось ему на нѣкоторое время, такъ какъ Богъ попускаетъ иногда, чтобы святые угодники подвергались искушеніямъ. Искушеніе святой Пульхеріи началось слѣдующимъ образомъ. У императора Ѳеодосія былъ одинъ евнухъ , по имени Хрисафій, любимецъ и совѣтникъ императора, человѣкъ лукавый, злобный и сребролюбивый. Онъ враждебно относился къ патріарху Флавіану , преемнику святаго Прокла. Флавіанъ былъ вполнѣ достоинъ патріаршества за свое благочестіе и безукоризненную жизнь, а Хрисафій былъ еретикъ и потому не сочувствовалъ поставленію Флавіана въ патріархи. Желая возвести на Флавіана какое-нибудь обвиненіе, Хрисафій потребовалъ отъ него, чтобы онъ поднесъ императору какой-либо даръ «на благословеніе», какъ новопоставленный святитель. Флавіанъ, приказавъ изготовить нѣсколько хлѣбовъ изъ чистой муки, отправилъ ихъ во дворецъ; но Хрисафій не принялъ ихъ, говоря, что «на благословеніе» патріархъ долженъ прислать не хлѣбы, а золото. Патріархъ чрезъ посланныхъ отвѣтилъ:

- «Х рисафій хорошо знаетъ, что церковное золото и серебро - Божіе, и никому не можетъ быть отдано, кромѣ развѣ нищихъ».

Э тимъ онъ еще болѣе вооружилъ противъ себя Хрисафія, который сталъ изыскивать способъ погубить патріарха, но, видя, что блаженная Пульхерія по благочестію своему сильно держитъ сторону патріарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, онъ сталъ строить новыя козни и противъ нея: онъ началъ сѣять раздоръ между нею и царицею Евдокіею, всякими способами стараясь нарушить ихъ взаимную любовь.

М ежду тѣмъ произошло слѣдующее событіе. У императора Ѳеодосія былъ обычай подписывать бумаги, не читая, чтó въ нихъ написано. Пульхерія, по своей всегдашней заботѣ о немъ, пожелала исправить его и отъ этого недостатка; заготовивши грамату отъ лица императора, въ которой говорилось, что императоръ, по просьбѣ Пульхеріи, отдаетъ ей въ рабство свою жену и объявляетъ, что съ этого времени онъ уже не имѣетъ надъ Евдокіею никакой власти, - поднесла эту грамоту Ѳеодосію для подписи. Тотъ, по своему обычаю не прочитавъ грамоты и не зная, что въ ней написано, приложилъ къ ней свою руку. Пульхерія, взявши грамату, пригласила къ себѣ во дворецъ императрицу Евдокію и пріятною бесѣдою и почтительнымъ обхожденіемъ задерживала ее у себя долгое время, а когда императоръ прислалъ за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерія съ улыбкою отвѣчала:

- «П усть императоръ знаетъ, что онъ уже не имѣетъ власти надъ своею супругою, ибо онъ отдалъ мнѣ ее въ рабство и подтвердилъ это своимъ императорскимъ указомъ».

П ослѣ того она сама отправилась къ брату и сказала ему:

- «С мотри, какъ дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая ихъ», - и показала ему тотъ указъ.

Т акою своею находчивостію она заставила императора быть съ того времени осмотрительнѣе - разсматривать и читать бумаги, которыя ему приходилось подписывать.

У знавъ объ этомъ, лукавый Хрисафій явился къ императрицѣ Евдокіи и сказалъ ей:

- «С мотри, чтó дѣлаетъ съ тобою Пульхерія, какъ она унижаетъ тебя: хочетъ имѣть тебя своею рабою; долго ли ты будешь терпѣть отъ нея? развѣ ты не такая же царица, какъ и она? развѣ ты не ближе всѣхъ къ царю, будучи съ нимъ единымъ тѣломъ?»

Т акими и подобными имъ рѣчами онъ вызвалъ въ Евдокіи гнѣвъ на Пульхерію, и она стала настраивать мужа, чтобы тотъ, отнявъ у сестры власть, царствовалъ одинъ. Научаемый женою и Хрисафіемъ, царь, хотя и готовъ былъ сдѣлать по ихъ желанію, но стыдился подвергнуть безчестію свою сестру и учительницу, старшую его лѣтами. Посему Евдокія и Хрисафій стали просить патріарха, чтобы онъ убѣдилъ Пульхерію, когда она явится въ храмъ, принять на себя званіе діакониссы, въ виду ея чистой и святой жизни. Въ то время былъ обычай: дѣвицъ и вдовъ, извѣстныхъ чистотою жизни, понуждать, хотя-бы и противъ ихъ желанія, къ служенію въ діакониссахъ; именно чрезъ это враги святой Пульхеріи надѣялись удалить ее отъ власти . Патріархъ тайно извѣстилъ ее объ ихъ проискахъ. Но Пульхерія, понявъ умыселъ брата и видя вражду къ себѣ со стороны Евдокіи и Хрисафія, сама оставила царскую власть, ушла съ служившими ей дѣвицами изъ дворца въ уединенную мѣстность и тамъ въ молчаніи проводила благочестивую жизнь.

М ежду тѣмъ еретикъ Хрисафій, выждавъ удобное время для осуществленія своихъ злобныхъ замысловъ, возстановилъ царя противъ патріарха. И вотъ, для Церкви Божіей наступило время смутъ, ибо въ отсутствіе Пульхеріи, защитницы благочестія, еретики стали дѣйствовать безъ всякой боязни, пока Богъ не открылъ духовныя очи царя, такъ что онъ, наконецъ, созналъ свое заблужденіе, убѣдился въ несправедливости гнѣва своей супруги на святую Пульхерію и понялъ злобу Хрисафія.

О днажды императору Ѳеодосію принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красотѣ и величинѣ, онъ отослалъ его своей супругѣ, а та, подержавъ его у себя, не съѣла сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему въ то время больнымъ. Павлинъ, ничего не зная, послалъ яблоко царю. Получивъ яблоко, царь узналъ его, отправился къ царицѣ и спросилъ ее:

- «Г дѣ яблоко, которое я прислалъ тебѣ?»

О на, не зная, что то яблоко опять попало въ руки мужа, отвѣчала:

- «Я его съѣла».

Т огда царь, показавъ ей яблоко, спросилъ:

- «А это что?»

О нъ страшно разгнѣвался на жену и всячески поносилъ ее, думая, что она прелюбодѣйствуетъ съ Павлиномъ. Послѣдняго императоръ отправилъ въ ссылку въ Каппадокію , а женѣ запретилъ показываться на глаза. Но вмѣстѣ съ тѣмъ онъ пришелъ въ сильный гнѣвъ и на Хрисафія, такъ какъ узналъ, что онъ былъ причиною многихъ золъ. Сначала царь отнялъ у Хрисафія имѣніе, а потомъ осудилъ въ ссылку. Самъ Богъ наказалъ Хрисафія за безвинное оскорбленіе святой Пульхеріи. Плывя въ ссылку на кораблѣ, Хрисафій утонулъ въ морѣ, а неповинный ни въ чемъ Павлинъ, находясь въ ссылкѣ, былъ, по повелѣнію императора, усѣченъ мечемъ. Впослѣдствіи сама Евдокія, умирая, съ клятвою засвидѣтельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Богъ попустилъ приключиться съ ними такому несчастію - Павлину во спасеніе души, а царицѣ въ наказаніе. Царица, услышавъ о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тѣмъ, что изъ-за нея неповинно погибъ столь благоразумный и цѣломудренный человѣкъ, и стала просить у мужа позволенія поклониться св. мѣстамъ. Получивъ позволеніе, она отправилась въ Іерусалимъ и тамъ раздала богатую милостыню, соорудила многіе храмы и устроила монастыри. Въ Іерусалимѣ она оставалась долгое время, - пока усиленными просьбами не смягчила гнѣвъ супруга и не примирилась съ святой Пульхеріей, которой, въ знакъ мира и ненарушимой любви, она послала образъ Пречистой Богородицы, писанный, по преданію, святымъ евангелистомъ Лукою.

П ослѣ того какъ императрица Евдокія отправилась въ Іерусалимъ, Ѳеодосій обратился къ святой Пульхеріи съ просьбою возратиться опять на царство; но она не пожелала сего, предпочитая уединенное служеніе Единому Богу владычествованію надъ многими странами. Тогда царь вторично умолялъ ее возвратиться во дворецъ и раздѣлить съ нимъ управленіе царствомъ, и не прекращалъ своихъ просьбъ до тѣхъ поръ, пока не достигъ просимаго: святая Пульхерія съ великими почестями возвратилась въ свой царскій дворецъ. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: въ Церкви настала тишина, и Греческая имперія наслаждалась миромъ. - По прошествіи довольно продолжительнаго времени, возвратилась изъ Іерусалима и императрица Евдокія, принеся съ собою руку святаго первомученика Стефана. Когда Евдокія по пути внесла ее въ Халкидонъ , святый Стефанъ ночью явился Пульхеріи и сказалъ:

- «В отъ, ты получила желаемое, ибо я уже пришелъ въ Халкидонъ».

В оставъ на утро, Пульхерія вмѣстѣ съ Ѳеодосіемъ отправилась въ срѣтеніе рукѣ святаго первомученика; здѣсь же они съ любовію приняли и императрицу Евдокію.

Н а 42-мъ году отъ роду императоръ Ѳеодосій заболѣлъ и, чувствуя приближеніе смерти, повѣдалъ святой Пульхеріи объ откровеніи, бывшемъ ему въ Ефесѣ въ церкви святаго Іоанна Богослова. Когда онъ стоялъ тамъ на молитвѣ, ему было открыто, что послѣ его смерти преемникомъ его будетъ воинъ Маркіанъ. Посему Ѳеодосій просилъ Пульхерію содѣйствовать Маркіану въ достиженіи престола.

М аркіанъ былъ родомъ изъ Ѳракіи , сынъ воина и самъ храбрый воинъ, человѣкъ зрѣлыхъ лѣтъ, разумный и добраго нрава. Предъизбранный свыше на царство отъ юности, онъ чудесно хранимъ былъ отъ смерти. Однажды, идя въ Филиппополь , онъ нашелъ на пути трупъ человѣка, недавно убитаго, и остановился надъ нимъ, растроганный жалостью къ убитому. Желая сотворить дѣло милосердія, - предать мертваго погребенію, - онъ началъ копать для сего яму; и вотъ, проходившіе тѣмъ же путемъ увидѣли Маркіана, погребающаго мертвеца; думая, что онъ совершилъ убійство, они схватили его и, приведя въ городъ, предали суду. Такъ какъ не было никого, кто бы засвидѣтельствовалъ о его невиновности, а собственнымъ его оправданіямъ не дали вѣры, то онъ, какъ убійца, былъ осужденъ на смерть. Когда уже готовы были приступить къ его казни, - въ сіе самое время Божественнымъ откровеніемъ указанъ былъ дѣйствительный убійца. Послѣдній воспріялъ по дѣламъ своимъ, а Маркіанъ былъ съ честью отпущенъ. Затѣмъ онъ служилъ въ греческомъ войскѣ подъ начальствотъ Аспара. Во время войны съ Вандалами , когда послѣдніе одолѣли Грековъ и многихъ взяли въ плѣнъ, вмѣстѣ съ другими былъ взятъ также Маркіанъ и приведенъ къ вождю Вандаловъ Гизериху. Однажды Гизерихъ, желая посмотрѣть на плѣнниковъ, взошелъ въ полдень въ сильный жаръ на возвышеное мѣсто и увидѣлъ издалека Маркіана, спящаго на землѣ, а надъ нимъ орелъ, спустившись, устроилъ какъ-бы палатку, простерши крылъя и прикрывая его отъ солнечныхъ лучей. Видя то, Гизерихъ уразумѣлъ будущее своего плѣнника и, призвавъ его къ себѣ и разспросивъ его объ имени и происхожденіи, сказалъ:

- «Е сли хочешь быть живъ, цѣлъ и свободенъ, поклянись мнѣ, что когда ты взойдешь на царскій престолъ, никогда не будешь воевать съ Вандалами, но будешь жить съ нами въ мирѣ».

М аркіанъ поклялся въ томъ, чего желалъ Гизерихъ, и былъ съ честью отпущенъ на родину.

В озвратившись изъ плѣна, Маркіанъ опять занялъ видное мѣсто въ греческомъ войскѣ. Однажды, во время похода Грековъ противъ Персовъ, Маркіанъ на пути разболѣлся и остался въ одномъ Ликійскомъ городѣ - Сидинѣ; здѣсь его приняли въ свой домъ добрые люди - два брата Татіанъ и Іуліанъ, которые, весьма полюбивъ его, тщательно заботились о его здоровьѣ. Вскорѣ же по выздоровленіи его, оба брата отправились вмѣстѣ съ нимъ охотиться на птицъ. Когда наступилъ полдень и солнечный жаръ усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всѣхъ проснулся Татіанъ и такъ-же, какъ нѣкогда Гизерихъ, увидѣлъ большого орла, парящаго надъ соннымъ Маркіаномъ, осѣняющаго его простертыми крыльями и заслоняющаго отъ солнечнаго жара. Увидѣвъ это, Татіанъ разбудилъ младшаго брата своего Іуліана, и оба они дивились чудесному явленію. Когда затѣмъ всталъ и Маркіанъ, орелъ улетѣлъ, а братья предсказывали Маркіану, что онъ будетъ царемъ, и спрашивали, какую окажетъ онъ имъ благодарность и милость, когда воцарится. Онъ сказалъ имъ:

- «Е сли предсказаніе ваше сбудется, то вы будете мнѣ вмѣсто отца».

П ослѣ того Маркіанъ началъ пріобрѣтать все бóльшую и бóльшую славу, ибо Самъ Богъ прославлялъ мужа, котораго избралъ по сердцу своему. Между тѣмъ скончался благочестивый императоръ Ѳеодосій Младшій, а супруга его Евдокія опять удалилась въ Іерусалимъ и тамъ, проживъ благочестиво нѣсколько лѣтъ, тоже скончалась и погребена была въ созданной ею церкви святаго первомученика Стефана. По смерти Ѳеодосія, святая Пульхерія, согласившись съ придворными и военачальниками, избрала на царство Маркіана, какъ мужа достойнаго и угоднаго Богу. Воцарившись, Маркіанъ вызвалъ ко двору двухъ вышеупомянутыхъ братьевъ Татіана и Іуліана и, почтивъ ихъ высокими званіями, поставилъ правителями - одного Ѳракіи, другого - Ликіи . Также исполнилъ онъ свою клятву Гизериху, сохранивъ съ нимъ миръ ненарушимый до конца царствованія. По воцареніи Маркіана, святая Пульхерія пожелала было снова возвратиться въ свое уединеніе, но новоизбранный царь и весь синклитъ просили ее не оставлять ихъ, а помочь управлять царствомъ, такъ какъ она премудра и опытна въ дѣлахъ правленія; но это было возможно для нея не иначе, какъ сдѣлавшись супругою императора. Она указывала имъ на обѣщанное ею Богу дѣвство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркіанъ объявилъ, что онъ также далъ Богу обѣтъ хранить чистоту. Тогда ради нуждъ святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерія согласилась вступить въ супружество съ Маркіаномъ, съ тѣмъ однако, чтобы ей до конца жизни остаться дѣвственною, ибо сего требовали - и данное Богу обѣщаніе и природное цѣломудріе обоихъ супруговъ, и далеко уже немолодыя лѣта ихъ: ей было тогда 51 годъ, да и императоръ былъ уже немолодъ. Такимъ образомъ Пульхерія называлась женою его, а на самомъ дѣлѣ была не женою, а сестрою, соцарствующей ему и правящею съ великою пользою для всей Церкви Божіей и для всего царства; точно также и Маркіанъ назывался ея мужемъ, а на самомъ дѣлѣ былъ ей не мужемъ, а братомъ, соцарствующимъ ей, какъ царской дочери, унаслѣдовавшей престолъ своего отца. Итакъ, въ то время можно было видѣть на греческомъ престолѣ какъ-бы царствующую дѣвственную чистоту, ибо царствовали - и царь, чистый душою и тѣломъ, и царица - дѣва, хранящая себя непорочною.

О , дѣвственное супружество, мало гдѣ видѣнное или слышанное! Да дивится сему міръ, полный нечистыхъ похотей! Да стыдятся люди, служащіе плотскимъ страстямъ и наслажденіямъ, слыша о такомъ супружествѣ сей благочестивой царской четы, которое уподобилось ангельской чистотѣ!

З аботами святой царицы, кромѣ вышеупомянутаго собора въ Ефесѣ, созванъ былъ соборъ святыхъ отцевъ въ Халкидонѣ противъ нечестиваго Діоскора и архимандрита Евтихія . Она всѣми силами отстаивала православіе, такъ что нѣкоторые писатели ей именно приписываютъ защиту вѣры на обоихъ этихъ соборахъ.

Т акая ревность Пульхеріи по благочестіи и ея великая мудрость происходили оттого, что Духъ Святый обиталъ въ ея душѣ и чистомъ сердцѣ, какъ въ Своемъ святомъ храмѣ, и наполнялъ ее Своими великими дарами.

П роживъ 54 года и раздавъ все свое имѣніе церквамъ, монастырямъ и нищимъ, святая Пульхерія преставилась ко Господу, Коему послужила всѣмъ своимъ сердцемъ .

Е я молитвами, Господи, не лиши и насъ Царствія Твоего небеснаго. Аминь.

Пульхерия родилась в Константинополе в 399 году, спустя 4 года после того, как её дедушка император Феодосий Великий официально разделил свои владения между сыновьями. Папа Пульхерии Флавий Аркадий стал властелином Восточной Римской империи. Правителем он был неплохим, но чересчур мягкохарактерным. По крайней мере, в императорской семье всем заправляла его жена Евдоксия. Красавица вертела безвольным мужем как хотела. В городе шушукались, что она изменяет императору направо и налево. Её распутство осуждал с амвона даже константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, за что угодил в опалу. Евдоксия родила императору четырех дочерей и сына. Правда, по слухам, истинным отцом маленького Феодосия был высокопоставленный чиновник Иоанн.

Когда Пульхерии исполнилось пять лет, её мать умерла. Еще через четыре года скончался император Аркадий. Девятилетняя Пульхерия вдруг оказалась главой семьи (её старшая сестра Флацилла умерла в совсем раннем возрасте). По римским законам императором мог стать только мужчина, поэтому византийскую корону возложили на голову семилетнего Феодосия. Следующие шесть лет государственными делами управлял префект претория, то есть столичный губернатор Анфемий Флавий. Он сумел наладить снабжение Константинополя хлебом, возвел вокруг города высокие крепкие стены и с помощью дипломатии сумел сохранить в неприкосновенности восточные и северные рубежи Византии, осаждавшиеся персами и гуннами. В 414 году власть крепко взяла в свои маленькие руки 15-летняя Пульхерия. Дальнейших следов Анфемия историки отыскать не сумели. Некоторые из них предположили, что Анфемий хотел жениться на юной Пульхерии, но эта попытка закончилась для него плачевно.

4 июля 414 года Пульхерия провозгласила себя регентшей при младшем брате с чином августы. Византийский сенат не замедлил это законодательно утвердить. Новая правительница, призвав в свидетели весь византийский народ, дала обет безбрачия, посвятив свою девственность богу. Сегодня трудно сказать, что именно послужило причиной такого поступка, но её подданным чистота помыслов новой августы явно пришлась по душе.

Монеты с изображением августы Пульхерии. Около 420 года. Источник: wikipedia.org

Не могли не понравиться благочестивым византийцам и порядки, заведенные Пульхерией в императорском дворце. Теперь он разительно отличался от времен её мамочки. Дворец стал больше напоминать монастырь. Его обитатели проводили большую часть времени в совместных молитвах, а вход в личные покои августы был запрещен всем мужчинам кроме Феодосия и дворцовых евнухов. Пульхерия явно обладала способностями харизматичного лидера: под её влиянием обеты безбрачия дали её младшие сёстры Аркадия и Марина.

Юный император Феодосий государственными делами интересовался мало, но старшая сестра упорно готовила его к управлению империей. Это напоминало тренировку: Пульхерия учила Феодосия приличествующей государю походке, правильному восседанию на троне, умению разговаривать с подданными, повышая голос лишь в необходимые моменты. Кто бы ни был отцом Феодосия, характером он явно походил на покойного императора Аркадия — был таким же мягким и безвольным. Он покорно терпел сестринскую дрессировку, а, едва освободившись, тут же бежал в дворцовую библиотеку, где часами читал и переписывал старинные манускрипты. За любовь к чистописанию и образцовый почерк император даже получил прозвище, под которым остался в истории, — Феодосий II Каллиграф.


Бюст Феодосия II. V век, Источник: wikipedia.org

Пульхерия же, потренировав брата, принималась за государственные дела. Больше всего она уделяла внимания поддержке церкви или филантропии. Августа возводила храмы и приюты для бедняков. Постепенно богадельни составили целый район Константинополя, который получил название Пульхерианай. Августа всячески содействовала распространению и укреплению христианства в империи и за её пределами, а также борьбе с инаковерующими. Она одобрила зверскую расправу над александрийской ученой Гипатией, с которой фанатичные христиане острыми раковинами содрали кожу и мясо лишь за то, что та не разделяла их веру. Пульхерия от имени Феодосия запретила строительство новых синагог в Константинополе, и повелела снести старые. Её покровительство христианским проповедникам в Персии привело к войне Византии с восточным соседом.

Непосредственным поводом для неё стало разорение персидскими христианами зороастрийского святилища. Персы возмутились такому оскорблению их религиозных чувств, и по всей стране начались погромы христиан. Тут уж встала на дыбы Византия и объявила Персии войну. Проблема заключалась в том, что войско по традиции должен был возглавлять император, а Феодосий не умел и не хотел командовать. Тогда Пульхерия придумала «духовное руководство» армией и объявила собственную девственность покровительницей византийского войска. Двухлетняя война закончилась мирным договором, по которому стороны остались при своих. В Византии этот итог был объявлен славной победой, которой страна оказалась обязанной непорочности августы Пульхерии.

Пока на восточных рубежах империи шли боевые действия, Феодосий был занят личными делами: сестра подыскала ему невесту. Гречанка Афинаида была хороша собой, но бедна. Она обратилась к Пульхерии за помощью в дележе небольшого отцовского наследства. Красавица понравилась августе, и та осведомилась, девственна ли гречанка. Убедившись в непорочности Афинаиды, Пульхерия представила её брату. Красота гречанки так впечатлила императора, что её тут же окрестили под именем Евдокии и 7 июня 421 года сыграли свадьбу.

Молодая жена оказалась умна и образована. Феодосий в ней души не чаял. В январе 423 года после рождения первой дочери, он объявил Евдокию августой, уровняв таким образом её с сестрой. Это не понравилось Пульхерии. Еще большую её тревогу вызвали новые порядки во дворце. Получившей эллинское воспитание Евдокии монастырский уклад был совсем не по душе, и во дворце стали звучать не только молитвы, но и стихи, и даже, о, ужас, весёлые песни. Влияние Пульхерии на брата явно ослабевало. Она начала настоящую борьбу с невесткой за императора. Еще больше эту борьбу обострили внутрицерковные распри.

В 428 году константинопольским архиепископом стал Несторий. Он был ярым противником всяческих ересей, которые, по его мнению, слишком расплодились в Византии, однако понимал, что только огнём и мечом еретиков не вразумить. Несторий предпринял реформу церковных обрядов, задумав включить в них элементы еретических вероучений, чтобы вернуть раскольников в лоно истиной церкви. То, что у него получилось в итоге, возмутило ортодоксов, и они объявили еретиком самого Нестория. Помимо обрядов, правоверное священство в обеих римских империях возмущали и взгляды Нестория. Тот осмеливался рассуждать о человеческой и божественной природе Христа и отказывался величать деву Марию именами, которых нет в Евангелии. «Она не богородица, проповедовал Несторий, — ведь она родила человеческого младенца, а не бога». Максимум, на что он соглашался, так это называть Марию христородицей.


Большинству обычных верующих подобные тонкости были непонятны, но Пульхерия почувствовала в этом покушение на принявший к тому времени государственный размах культ собственной непорочности и объявила Несторию настоящую войну. В этом её поддерживал александрийский епископ Кирилл, тот самый, под руководством которого убивали несчастную Гипатию.

Император с женой симпатизировали Несторию, что тоже бесило Пульхерию. Ходили слухи, что архиепископ в разговоре с Феодосием обвинил его сестру в многочисленных романтических связях, и чуть ли не в проституции, но это вряд ли могло быть в действительности: трудно представить, что у богобоязненного монарха и архиепископа зашел разговор о сексуальной жизни членов императорской семьи.

Во многом благодаря активной деятельности Пульхерии, в 431 году в Эфесе специально для обсуждения персонального дела Нестория был созван Вселенский собор. Несмотря на поддержку константинопольского архиепископа лично императором, собор осудил несторианскую ересь. Собравшееся священство сделало это не только под влиянием теологических аргументов, но и под давлением воинствующих адептов Кирилла Александрийского. Они угрожали делегатам собора физической расправой, если те не низложат Нестория. Пришлось архиепископу уйти в отставку. Пульхерия торжествовала победу и не преминула её отпраздновать. В столичных соборах звонили колокола, а по улицам Константинополя бродили толпы, кричавшие «Да здравствует дева Мария! Да здравствует дева Пульхерия!».



Торжественная процессия, возглавляемая Пульхерией и Феодосием II. (Резьба по слоновой кости)

23 сентября (10 сентября по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением (семнадцатый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, канун седмицы, на которой празднуется великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Липецких святых, Собору Алтайских святых , а также память 29 поименно известных угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Благоверная царица Пульхерия . Святая V столетия , дочь императора Аркадия, царствовавшего в Восточной Римской империи в 395-408 годах от Рождества Христова, соправительница и наставница своего родного брата, императора Феодосия II Младшего (правил в 408-450 годах ), а затем — супруга императора Маркиана, царствовавшего в 450-457 годах .

Важно отметить, что во время правления своего брата Феодосия II святая Пульхерия была оклеветана его женой Евдокией и изгнана. Однако во времена, когда в Империи начались серьезные нестроения, брат раскаялся и пригласил сестру снова помогать ему в правлении.

В 450 году , за три года до своей блаженной кончины, 51-летняя Пульхерия вышла замуж за преемника Феодосия, полководца Маркиана, сделав его императором, став ему наставницей и помощницей, но сохранив в этом браке девство.

Святая Пульхерия многое сделала для уврачевания церковных смут и борьбы против ересей, которые раздирали Церковь Христову в V веке . Так, именно она инициировала низвержение с Константинопольской архиепископской кафедры ересиарха Нестория в 431 году , а в 451 году по инициативе святой Пульхерии был созван Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне против монфизитской ереси Диоскора и Евтихия.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора Вифинские . Эти святые страдалицы за Христа и Его Церковь сподобились мученических венцов в малоазийской области Вифиния в начале IV столетия от Рождества Христова. Святые Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами-христианками, в юности давшими обет безбрачия. Уединившись в пустынном месте, они все время проводили в молитве и аскетических подвигах.

Господь даровал святым сестрам способность исцелять больных молитвой, а потому слава о девах очень быстро распространилась по всей Вифинии. Однажды о будущих мученицах узнал правитель области Фронтон, приказавший арестовать их и подвергнуть пыткам. Первой во время истязаний отошла ко Господу Минодора, но даже вид истерзанной старшей сестры не поколебал в Митродоре и Нимфодоре верности Христу. После страшных пыток погибли и младшие сестры.

Язычники пытались сжечь тела святых мучениц, но сильный дождь не позволил надругаться над мощами, а молния поразила нечестивого правителя Фронтона и его слуг. Вифинские христиане благоговейно погребли страдалиц, и сегодня частицы их мощей почивают в том числе в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора Вифинские. Фото: www.pravoslavie.ru

Апостолы от 70-ти Апеллий, Лукий и Климент . Эти святые I столетия от Рождества Христова входят в число семидесяти апостолов, среди которых как ученики Самого Спасителя, которых Он избрал вслед за первыми 12-ю апостолами, так и ряд учеников других апостолов. Апостол Апеллий был епископом в городе Смирне, апостол Лукий — в Лаодикии Сирской, а апостол Климент — в Сардике. О каждом из них имеются краткие упоминания в Священном Писании, а именно — в Посланиях первоверховного апостола Павла .

Мученик Варипсав, пустынник . Святой страдалец I — начала II столетий от Рождества Христова. Согласно кратким житийным сведениям, отшельник Варипсав был хранителем величайшей святыни — собранной в сосуд в день Распятия Господня Крови и воды, которые истекли из ребра Христова. Святой Варипсав был убит разбойниками, пожелавшими завладеть этой святыней.

Святители Петр и Павел, епископы Никейские . Святые, занимавшие Никейскую епископскую кафедру в разные годы, но равно прославившиеся как защитники истинной веры. Известно, что святитель Петр был борцом против иконоборческой ереси в первой половине IX века от Рождества Христова, за что претерпел страдания. Известны несколько писем преподобного Феодора Студита к святителю Петру, относящиеся к 816-823 годам .

Преподобный Павел Печерский, Послушливый . Русский святой XIII - XIV столетий от Рождества Христова, совершавший монашеские подвиги в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Святой Павел проходил самые трудные послушания, никогда не роптал, совершая их с непрестанной молитвой. За это преподобный Павел и получил прозвание Послушливый.

Преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский, Вологодский чудотворец . Русский святой XV века , выходец из знатного княжеского рода, оставивший мир и в двадцатилетнем возрасте принявший монашеский постриг в Кубенском Спасо-Каменном монастыре. Несмотря на происхождение, святой Иоасаф безропотно совершал аскетические духовные подвиги, прославившись глубокой молитвенностью, строжайшим постничеством и любовью к священным книгам. Преподобный прожил недолгую земную жизнь, после пяти лет монашеских подвигов он мирно отошел ко Господу в 1453 году от Рождества Христова.

Преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский, Вологодский чудотворец. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученики Исмаил Кудрявцев, Евгений Попов, Иоанн Софронов, Константин Колпецкий, Петр Григорьев, Василий Малинин, Глеб Апухтин, Василий Максимов, Иоанн Попов, Петр Юрков, Николай Павлинов, Палладий Попов, пресвитеры, преподобномученики Мелетий (Федюнев), иеромонах, и Гавриил (Яцик), архимандрит, мученик Симеон Туркин, мученица Татиана Гримблит (1937). Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий (1938) . Православные священнослужители, в том числе один в архиерейском сане, и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в годы так называемого Большого террора (1937-1938 ) эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!