Все об интонации. Компоненты интонации

Чувство перспективы делает речь лё гк ой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувст в овать перспективу в слове (когда все слоги бег у т под ударный слог), в предложении (когда все с л ова стремятся к главному слову), в мысли (когда все пред ло жения направляются к самому важному предло ж ению, в котором и заключён центр мысли), во всём выст упл ении (когда все отдельные части целого не зату ма нивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её н аи более убедительно и ярко).
Техника владения персп
е ктивой интонации предполагает умелое поль зо вание и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от мед ле нного к быстрому темпу произнесения де л ают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчу ще йся на месте.

Кроме логической выразительности , бол ьш ое значение имеет выразительность эмоциональная . Мы с ль, не согретая чувс тв ами, будет неубедительной и может привести к не пр авильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным сод е ржанием при условии, когда диктор должным о бр азом оценивает мысль, проявляет своё от но шение к ней. При этом в речи ведущего появ ля ются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и п ау зы, обусловленные чувствами, настрое н ием, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое со вп адение желательно.

Развитие силового и звуко в ысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непо ср едственному совершенствованию интонации, её мо ду ляции, способности переливать звук из о д ного тона в другой. Интонационная мелодия непов то рима и индивидуальна, т.к. речь - это непосре дст венно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним че ло веком - принадлежит одной личности. По ня тие "интонация речи" - глубоко и многообразно. Это резу ль тат проявления конкретной задачи в ко нкр етных обстоятельствах. Но изучение общих закономер но стей рождения интонации, натренированность гол о са в интонировании позволяют ярче проявиться непо вто римости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэ т ому он должен особенно заботиться о вырази те льности интонации, зная, что монотонность приводит к со нл ивости. Начинающий диктор должен обр ат ить серьёзное внимание на интонирование знаков препи нан ия. Вот несколько упражнений:

Упражнение "добьюсь ответа"


Возьмите текст:

Виде л и ли Лидию?
Полили ли лилию?
Поли
л и ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопр ос ы с нарастающей силой. С каждым вопр ос ом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетич ес кой линии в интонации. В последнем вопросе после са м ого высокого тона: "Полили?" - звук понижае т ся на словах "иль нет?".

Вопросительные знаки постарайтесь "уви де ть" и точно нарисуйте их голосом:

Почему чер ну шкой назван
Голуб
ой , как лён, цветок,
А посёлок яс
н оглазый
Носит имя "Волчий лог"?
Почему н
аз вали Белой
Реку, синюю до дна?
Почему на
з вали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Поче
м у нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нараст ан ием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фоне тич еская линия вопросительного знака идёт вверх. Так и д ол жно быть, т.к. с нарастанием удивления уве л ичивается диапазон голоса. При высшем удивлении воп р осительную фигуру голоса можно повто ря ть на каждом слове. Это усилит действ е нность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на сло в ах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить св
о й измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой
спор ить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от П
ер ми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кр
е мля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною
св еркая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убежд ён ность, всю силу и действенность этих строк нужно д ел ать вопросительные интонации на каждом с ло ве. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так на зы ваемого "полного вопроса". Необходимо, чт об ы голос выражал вопросительные знаки в различной его с ил е, загибе голоса, с более стремительными или полз ущ ими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков пре пи нания является двоеточие:
Небольшая ос
тан овка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выст а вляет или точно указывает на то, что сл е дует.

Радивыми по дм ечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся усп
еха ми до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомен ду ется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтерес ов ать слушателей тем, что будет сказано дальше. О б ратить их внимание на самое важное, подго то вить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование та ки х знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рв а ная, без ярко выраженного по ниж ения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на за пя тых. Запятая в предложении - усиливает о бщ ение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слу ша телями. Вообще, запятая обладает чудоде йс твенными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для пре д упреждения рука, заставляет слушателей терп ел иво ждать продолжения недоконченной фразы", гово ри л Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пыл а ющий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизм ен ной или почти неизменной высоте тона. Для пре одо ления этого недостатка, надо тренир о вать голос не только по расширению диапазона, но и модул я ции звуков речи. В речи даже одна ударная гласная только м е лодически может быть выделена пятью способ а ми: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повыш ае тся к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Внач ал е повышается, потом понижается; н ао борот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "г ну ть" голос, для того чтобы им можно было свободно моду ли ровать.

Слишком высокий тонведущего. Та ка я интонация неприятно действует на слух и раздр аж ает слушателей. Если у вас высокий голос, не об ходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все при в едённые упражнения, в которых трени ру ется понижение тона .

Слишком низкий тон. Причина та к ой интонации в большинстве случаев в отсутствии эн ер гичности и увлечённости диктора. Повыше н ию тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к нед ос таткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонац ио нные обороты. Точная и правдивая интонация, возни ка ющая вследствие соответствующего изменения вы соты тона, определённого темпоритма и умелого при ме нения логических и эмоциональных выразительных с ре дств интонации, делает вещание диктора доход чи вым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел -

Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка.

Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

31. Типы интонационных конструкций в русском языке

В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК):

ИК-1 (понижение тона на гласном центра):

После разговора он задумался .

ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):

А куда же мне идти ?

ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):

Разве могу забыть ?

ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):

А как же ужин ?

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):

Я не видел её два года!

ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):

Какой интересный фильм!

ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):

Выполнил задание ? – Выполнил !

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм. Слова и формы различаются составом образующих их звуковых единиц. Различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них звуков (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством звуков (ср.: луг и плуг); последовательностью одних и тех же звуков (ср.: кот и ток) и, наконец, только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.). Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем остальном они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы, противопоставленные друг другу в тождественной фонетической позиции, выполняют в языке функциональную роль, выступая в качестве средства различения данных словоформ, т. е. в качестве фонем языка. Следовательно, фонема - это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставляя словоформы [дал] - [дол] - [дул] и расчленяя их по составляющим эти формы звуковым единицам - [д/а/л] - [д/о/л] - [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными 1а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции - под ударением между твердыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители словоформ, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть одного немаловажного обстоятельства. Дело заключается в том, что звуковые единицы всегда выступают в соседстве с другими единицами и испытывают на себе их влияние; иод таким влиянием они могут изменять свое качество, т. е. присущие им признаки. Выше (см. § 64) уже говорилось об изменении ударных гласных звуков под влиянием соседних твердых и мягких согласных: непередние гласные под влиянием мягких согласных испытывают передвижку вперед, а передние под влиянием твердых передвигаются назад или в позиции между мягкими приобретают напряженность и закрытость. Если сопоставить словоформы [вал] - [в’-ал] - [ва"л’с] - [в’ал’], то можно установить, что в этих словоформах есть «разные» звуки [а] - от [а] непереднего до [а] переднего образования, но у всех этих [а] есть два одинаковых признака: все они нижнего подъема и нелабиализованные; различие же их заключается в непереднем-переднем характере звука. Следовательно, у всех этих [а] есть дза признака, которые не зависят от позиции гласного (т. е. от качества соседних согласных), и один зависимый от этой позиции признак. Независимыми признаками оказываются степень подъема языка и отсутствие лабиализации, а зависимым - ряд образования звука. Если сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол], [л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [¦а] - [-о] и [-а] - [*у], не совпадающими полностью с [а] - [о] в [вал] - [вол] и с [а] - [у] в [лак] - [лук], но имеющими одинаковые признаки степени подъема языка и отсутствия-наличия лабиализации. Итак, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных (см. §61) нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Теперь, когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, фонема -¦ это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема - это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Ведь если, исходя из сказанного о постоянных признаках гласных русского языка, определять гласные фонемы по двум их конститутивным признакам, то надо будет сказать, что фонема (а) \ например,- это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, (о) - среднего подъема лабиализованная, (и) - верхнего подъема нелабиализованная и т. д. и что по этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу. Однако в этом случае фонема (а) выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б’ас’], фонема (о) - ив словоформе [м’-от], и в словоформе [т’бт’]я, фонема (и) - ив словоформе [п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой данной словоформе звук речи иной по сравнению со звуком в другой словоформе. Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков. Итак,фонема недана нам в непосредственном наблюдении, ибо это- абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении - в речи - даны аллофоны фонем, т. е. звуки речи, определяющиеся совокупностью постоянных и переменных признаков звуковых единиц. Общее определение фонемы может быть сформулировано следующим образом: фонема - это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противо- поставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами. Если фонема есть обобщение ее аллофонов, в которых она реально выступает, а аллофоны как звуки включают в себя переменные, позиционно обусловленные признаки, то, следовательно, это обобщение есть «снятие» всего позиционного и сведение по существу неограниченного ряда звуков речи к ограниченному числу фонем, которые и выполняют в языке функциональную роль различителей слов и их форм. Так, например, в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик, [в’ёл’]ить выступает четыре «вида» [а], отличающихся друг от друга характером положения языка по отношению к передней-непередней зоне образования, и изменение этого характера целиком зависит от твердости-мягкости соседних согласных. «Снятие» этого признака позволяет установить, что все эти четыре [а] могут быть «объединены» в одно по наличию у них общих признаков - нижнего подъема и отсутствия лабиализации,- независимых от фонетической позиции, т. е. постоянных; и именно поэтому эти четыре [а] могут быть представлены как четыре аллофона одной фонемы (а). Отождествление различных звуковых «представителей» той или иной фонемы позволяет установить ограниченное число фонем, которые сбэспечивают все потребности языка в различении словоформ. Возможность обзспечить потребности языка небольшим числом фонем связана с многообразием сочетаний и с разветвленной системой противопоставления фонем в тождественных фонетических условиях. Характер сочетаемости и противопоставленности фонем определяет специфику фонологической системы данного языка на данном этапе его развития, точно так же как и специфику этой системы по сравнению с фонологическими системами других языков.



Интонация

Интона́ция

сущ. , ж. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? интона́ции , чему? интона́ции , (вижу) что? интона́цию , чем? интона́цией , о чём? об интона́ции ; мн. что? интона́ции , (нет) чего? интона́ций , чему? интона́циям , (вижу) что? интона́ции , чем? интона́циями , о чём? об интона́циях

1. Интонация - это тон, манера вашей речи, которые выражают ваши чувства и отношение к человеку, с которым вы говорите, или к предмету, о котором вы говорите.

В его голосе слышалась командная интонация. | Она говорила со мной с доверительной интонацией. | Одно и то же слово, сказанное с разной интонацией, может разозлить, рассмешить, вызвать припадок гнева или потоки слёз.

2. Интонация - это смена высоких и низких тонов в речи.

Вопросительная интонация. | Повествовательная интонация.

интонацио́нный прил.

Интонационное однообразие.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "интонация" в других словарях:

    Лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Одной из важнейших функций интонации целого… … Литературная энциклопедия

    Интонация - ИНТОНАЦИЯ представляет собою совокупность и изменяемость высоты нот, на какие произносятся слоги и фонемы любой фразы, стихотворной или разговорной, безразлично. Очевидно, что любая фонема во фразе имеет совершенно определенную высоту, и тем… … Словарь литературных терминов

    - (лат. intonatio, от intonare, греметь, производить сильный шум, от tonus, тон, звук). 1) задавание тона. 2) возгласы священнослужителя, устанавливающего тональность. 3) выговор; особенности ударения при произношении слов. Словарь иностранных словСловарь иностранных слов русского языка

    интонация - и, ж. intonation f., нем. Intonation <лат. intonatio громкое произнесение.1. Совокупность звуковых средств языка, организующих речь. БАС 1. Линев говорил медленно, и записывать было нетрудно. Но нельзя было передать тех оттенков слова, тех… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИНТОНАЦИЯ, интонации, жен. (лат. intonatio). 1. Ритмико мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (линг.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация. 2. Тон, манера произношения, выговор … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    - (от лат. intono громко произношу) 1) совокупность просодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    - (музыка) высотная организация звуков или степень точности их воспроизведения. Интонация (лингвистика) род несегментных единиц языка … Википедия

    Интонация - (от латинского intono громко произношу), совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра и других просодических элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ИНТОНАЦИЯ, и, жен. 1. Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания. Вопросительная и. Повествовательная и. 2. Манера произношения, отражающая какие н. чувства говорящего, тон. Угрожающая и.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Интонация как ценность. Протосмыслы. Древняя Русь , Н. С. Серегина. Данная работа представляет собой попытку сосредоточиться на таком мало уловимом предмете исследования, как музыкальная интонация в ее соотнесении с ценностными ориентирами культуры. Эта тема,…

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

1. Что такое интонация?

2. Из каких компонентов состоит интонация?

3. Какие виды мелодики свойственны русскому языку?

4. Каковы основные функции интонации?

Интонация – очень важная и развитая сторона русского языка: очень многое в речи передается не словами, а интонацией.

Так, предложения, одинаковые по своему лексическому составу и синтаксическому построению, могут различаться по интонации и, как следствие, по смыслу. Например, предложение: Какая у него профессия – может быть произнесено с шестью разными интонациями, и в соответствии с этим оно будет иметь разные значения:

1. Какая у него профессия. (Данное повествовательное предложение может быть использовано в качестве заголовка к статье о чьей-либо профессии).

2. Какая у него профессия? (Обычное вопросительное предложение с целью узнать чью-либо профессию).

3. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение-переспрос, т.е. воспроизведение вопроса отвечающим, например:

– Какая у него профессия?

– Какая у него профессия? Летчик.

(Вопрос-переспрос характеризуется специфическим ускоренным темпом).

4. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение – припоминание произносится с замедленным темпом).

5. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее восхищение, положительную оценку, т.е. оно означает, что профессия очень хороша).

6. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее отрицательную оценку, т.е. оно имеет значение: нет у него никакой профессии).

Предложения, разные по лексическому составу, могут быть одинаковы по интонации, например: Ты написал реферат? Ты пойдешь в кино? Алишер сдал лабораторную работу?

Интонация – это повышение и понижение тона с целью выделения смысловых частей в речи и выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит.

Интонация состоит из следующих компонентов:

1. ударения,

2. мелодики,

4. темпа речи,

5. тембра речи.

Логическое ударение. От словесного ударения, т.е. ударения, присущего каждому отдельному слову, отличают логическое (смысловое) ударение. Логическое ударение является важнейшим компонентом русской интонации. Оно служит для выделения самого важного по смыслу слова. Например, предложение: Мы ходили в музей, можно прочитать по-разному, если менять в нем логическое ударение:

1. Мы ходили в музей. (Подчеркивается, что именно мы ходили в музей).

2. Мы ходили в музей. (Утверждается, что ходили).

3. Мы ходили в музей. (Делается акцент на том, куда ходили).

Слово, стоящее под ударением, может выделяться с помощью разных средств. Если подударенное слово стоит не в конце предложения, то оно выделяется силой (интенсивностью) словесного ударения, повышением тона голоса, увеличением длительности его звучания. Если подударное слово стоит в конце предложения, то оно выделяется только длительностью, замедлением темпа.

Неправильное размещение смыслового ударения искажает смысл высказывания или его интонационный рисунок, типичный для русской речи.

Упражнение 118.

Прочитайте предложения, расставьте словесные ударения. Затем прочитайте, делая логическое ударение на выделенных словах.

1. Я подарил брату книгу. 2. Я подарил брату книгу. 3. Я подарил брату книгу. 4. Я подарил брату книгу.

Упражнение 119.

Прочитайте с разным логическим ударением предложение: Летом мы отправимся в туристический поход, отвечая на вопросы:

1. Когда мы отправимся?

2. Кто отправится?

3. Отправимся ли?

4. Куда отправимся?

5. В какой поход?

Упражнение 120.

Прочитайте вопросительные предложения, перемещая в каждом из них смысловые ударения в зависимости от ответов, данных в скобках.

2. Он купил билеты на поезд? (Да, купил. Нет, на самолет).

3. Вы были вчера на заседании? (Нет, был декан. Да, был. Нет, на конференции).

4. Ты пойдешь завтра в театр? (Да, в театр. Нет, в кино. Да, пойду. Нет, буду вечером заниматься. Нет, сегодня. Да, завтра. Нет, сестра. Да, я).

Упражнение 121.

Из данных в скобках ответов выберите соответствующие вопросу, учитывая указанное смысловое ударение. Постройте и прочитайте диалоги, соблюдая правильное ударение в вопросах.

1. Художник много ездил по Средней Азии? (Да, по Средней Азии. Нет, ездил писатель. Да, много.) 2. Художник путешествовал с другом? (Нет, с проводником. Да, путешествовал. Да, художник.)

Мелодика. Повышение или понижение высоты основного тона голоса называется мелодикой. Мелодика является важным средством передачи и восприятия смысла речи, средством выражения различных синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений. С помощью мелодики выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действиям, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Предложения, состоящие из одних и тех же слов и одинаковые по синтаксическому построению, в зависимости от особенностей мелодики могут приобретать разный смысл, например: Она не придет. Она не придет? Она не придет!

В русской речи различают четыре вида мелодики:

3. Восходяще-нисходящая, то есть повышение тона в начале и понижение в конце, в результате чего наблюдается своеобразный излом мелодической линии, воспринимающийся как пауза; такое движение тона характерно для произнесения обособленных оборотов и придаточных определительных, стоящих в середине предложения;

4. Ровная мелодика, то есть одинаковая высота тона на протяжении определенного отрезка речи, характерная для произнесения вводных и вставных конструкций, обращений.

Упражнение 122.

Сравните предложения, отличающиеся мелодикой.

1. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. (К. Паустовский)

2. Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? (А.Пушкин)

3. Нет на свете человека счастливей меня!

4. Скромная природа тех мест, где я провел первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышной красотою. (И.С. Микитов)

5. Всякое искусство – и об этом очень хорошо знают актеры на сцене – есть диалог между художником и публикой. (В. Солженицын)

Упражнение 123.

Фразы разной интонационной структуры произнесите с правильной интонацией.

1. Конференция по русскому языку переносится на следующую неделю. Разве конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Неужели конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Переносится ли конференция по русскому языку на следующую неделю? Точно ли конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Почему это конференцию по русскому языку перенесли на следующую неделю? Как могли перенести конференцию по русскому языку на следующую неделю!

2. – Какой сегодня день?

– Сегодня суббота.

– Сегодня суббота?!

3. – Кем он работает? Инженером?

– Какой он инженер! Знаю я таких инженеров!

4. Мы сегодня были на концерте Кумуш Раззаковой. Какой замечательный голос!

5. Дайте, пожалуйста, эту книгу. Дайте эту книгу. Дайте мне книгу немедленно! Не дадите ли вы мне эту книгу?

Упражнение 124.

Прослушайте текст. Проследите за мелодикой предложений. Прочитайте вслух. Выделите и читайте синтагмы, отличающиеся нисходящей и восходящей мелодикой.

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, мимо кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядами где-то на пороге ворот… Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Ее нет! Где она? Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом.

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути.

(Ю. Олеша)

Комментарии к тексту: обаятелен (кр. ф. прил. обаятельный) – обладающий притягательной силой, очаровательный; метафора – слово, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.

Задания к тексту:

1. Определите основную мысль текста.

2. Объясните, почему в тексте много вопросительных и восклицательных предложений. Прочитайте поочередно повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Пауза. Остановка, перерыв в звучании называется паузой. Пауза является средством членения речевого потока на звенья. По продолжительности различают паузы большие и малые, что условно принято обозначать - //, /. В письменной речи паузы обозначаются различными знаками препинания: точкой, двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой, однако полного соответствия между паузами и знаками препинания нет.

Сравните: На небе / неподвижно стоят перистые облака,/ похожие на рассыпанный снег//.

На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег.

(А.П.Чехов)

Николай Ростов отвернулся / и как будто отыскивая что-то / стал смотреть вдаль...

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая что-то, стал смотреть вдаль…

(Л.Толстой)

Иногда перерыва в звучании нет, однако изменение мелодики, темпа, стык смысловых ударений на слух могут восприниматься как пауза, например: За заводами кончался город / и начиналось поле. (А.Чехов); Встает заря / во мгле холодной. (А.Пушкин)

Пауза является средством подчеркивания смысловых и эмоциональных отношений, например: Лес рубят / щепки летят (пословица); В углу стоял медведь / из шоколада.

Упражнение 125.

Прослушайте предложения и скажите, чем они различаются по смыслу и интонации. Повторите их за диктором или преподавателем.

И поверженная, черемуха не отстала от своих соседок –

И поверженная черемуха не отстала от своих соседок.

Расставьте знаки пауз.

Упражнение 126.

В следующих предложениях укажите возможные паузы. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Объясните, как изменяется смысл при изменении места паузы.

Образец: Казнить,/ нельзя помиловать.

Казнить нельзя,/ помиловать.

1. Девушка пыталась развлечь его рассказами. 2. Оля говорила мать больна. 3. Утомленная Маша заснула сидя за столом. 4. Женя чувствовала сестра просто так не уступит. 5. Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем. 6. Сережа сказал Петя уже давно ушел домой.

Упражнение 127.

Прочтите приведенный текст, соблюдая правильную интонацию. Спишите этот текст, проследите, всегда ли паузы совпадают со знаками препинания.

Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки. Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.

Проще говоря – природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

(К.Паустовский)

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Передайте содержание текста.

Темп. Темп (скорость) речи зависит от быстроты следования одного звука за другим. Ускорением и замедлением темпа передаются смысловые оттенки высказывания. Быстрый темп используется для создания впечатления динамичности событий, например:

Швед, / русский – колет,/ рубит,/ режет.//

Бой барабанный,/ клики,/ скрежет/

Гром пушек,/ топот,/ ржанье,/ стон/,

И смерть, и ад со всех сторон. (А.Пушкин)

Замедлением темпа выделяется наиболее важное в смысловом плане слово. Это придает ему особую весомость, торжественность, например: Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее – иль пусто,/ иль темно…

(М Лермонтов)

Тембр. Предложения могут быть произнесены с различной эмоциональностью. Например, фраза «Благодарю вас», может выражать простую благодарность, высказанную как бы мимоходом, с минимальной эмоцией, или большую признательность или, наконец, глубокую, искреннюю благодарность. Но эта же фраза может выражать и злую иронию, если она сказана с другим тембром, « с иронией в голосе». Все зависит от тембра: тембр голоса при благодарности и при иронии будет разным.

Когда говорят: «Это было сказано с радостью в голосе», или «с ненавистью», или «с изумлением», «с нежностью», «с любовью», «с презрением», тогда имеется в виду тембровая окраска.

Упражнение 128.

Прослушайте текст. Понаблюдайте за темпом (замедления отмечены разрядкой, ускорения – курсивом). Обратите внимание на темп повествования в первой части текста и во второй.

Лес и степь.

Вы отъехали / версты четыре. Край неба / а л е е т; в б е р е з а х / просыпаются,/ неловко перелетают галки;/ воробьи чирикают около черных скирд. Светлеет воздух,/ видней дорога,/ яснеет небо,/ белеют тучки,/ зеленеют поля. А между тем / заря разгорается,/ вот уже золотые полосы протянулись по небу,/ в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют,/ предрассветный ветер подул,/ и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком;/ сердце в вас встрепенется как птица.

Свежо,/ весело,/ любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей/ д е р е в н я;/ вон подальше / д р у г а я,/ с белой церковью,/ вон березовый лесок на горе;/ за ним болото,/ куда вы едете. Живее, кони,/ живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось,/ не больше. Солнце быстро поднимается;/ небо чисто. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни/ к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид!

(И.Тургенев)

Комментарии к тексту:

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км; алеть – становиться алым (ярко- красным); скирда – большой, обычно продолговатый стог сена; потянулись – начали двигаться одна за другой; клубиться – подниматься клубами (шарообразно); встрепенуться – внезапно вздрогнуть.

Прочитайте текст, делая смысловые ударения на выделенных (жирным шрифтом) словах. Прочитайте текст еще раз; следите за темпом речи и тембровой окраской эмоциональных восклицаний.

Упражнение 129.

Произнесите предложение, соблюдая тембровую окраску.

1. Зачем ты это сделал? (угроза);

2.Зачем ты это сделал? (обычный вопрос);

3.Зачем ты это сделал? (душевная боль);

4.Зачем ты это сделал? (отчитывание);

5.Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления);

6.Зачем ты это сделал? (недоумение);

Упражнение 130.

Прочитайте предложения:

1. Мороз и солнце, день чудесный! (А.Пушкин)

2.Погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. (А.Чехов)

а) тоном диктора телевидения, сообщающего прогноз погоды; б) тоном человека, который уснул под завывание метели и утром удивился перемене погоды; в) тоном ученика, скучающего на уроке и с тоской глядящего в окно; г) тоном пушкинского героя, который радостно будит спящую подругу, предвкушая веселую и приятную прогулку.

Повторите каждый вариант интонирования вместе с преподавателем, а затем самостоятельно.

Упражнение 131.

Составьте предложения с обращениями. Произнесите каждое обращение: а) ласково; б) иронически; в) раздраженно–гневно. Укажите особенности каждого варианта интонирования.

Основные функции интонации. В русской речи интонация выполняет пять основных функций: смыслоразличительную, выделительную, объединительную, разграничительную, эмоционально – экспрессивную.

Смыслоразличение – это основная функция интонации. Интонация используется для различения смысла и оттенка смысла высказывания. Важнейшими средствами смыслоразличения являются логическое (смысловое) ударение, мелодика и паузы (их место и количество).

Своеобразная мелодика и тембр могут придать высказыванию противоположный смысл, например: Замеча-а-ательно! Красота-а! (произнесено восторженно - одобрительно, со значением «что-то хорошее, достойное похвалы и восхищения») и Замеча-а-ательно!, Красота-а!.. (произнесено иронически–неодобрительно, со значением «что-то плохое, вызывающее возмущение» и т. п.).

Со смыслоразличительной функцией тесно связана выделительная функция интонации. Усиление словесного ударения и замедление темпа речи служат для выделения в потоке речи наиболее важных по смыслу слов. Замедлением темпа выделяется наиболее важное предложение.

Объединительная функция интонации проявляется в том, что с помощью интонации (точнее мелодики) слова объединяются в синтагму, синтагмы – в предложения, а предложения – в так называемое сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое).

Разграничительная функция интонации проявляется в том, что интонация расчленяет речевой поток на предложения, синтагмы, слова и служит одним из звуковых средств выражения синтаксического членения речи.

Эмоционально-экспрессивную функцию интонация выполняет, когда используется для выражения эмоционального состояния говорящего (то есть его настроения), а также для выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Основными средствами обозначения эмоционально - экспрессивных оттенков русской речи служит тембр и мелодика.

С помощью экспрессивной интонации (удлинения звуков ударного слога в выделенном слове) можно передать большую степень признака: А на улице тума-ан - тума-ан… (о густом тумане); положительные эмоции: Он такой сла-авный. Такой до-обрый!; отрицательные эмоции: Он такой г-гадкий человек! и т.п..