Зосима, епископ (Давыдов Игорь Васильевич). Битва за хлеб

Судьба Зосимы Панева — повод не для одной статьи. Практически невозможно в рамках нескольких журнальных страниц рассказать об этом человеке. Ему самому, чтобы описать свою жизнь, не хватило восьми лет и трех книг. Поэтому здесь — лишь штрихи к портрету великого человека.

Зосима Васильевич Панев родился 27 сентября 1914 года в деревне Кырс (Усть-Вымский район) в крестьянской семье. Необычное имя ему дал отец Василий Александрович. Он был человеком грамотным и по-своему оригинальным. Выписывал газеты и журналы, применял прогрессивные методы труда на земле, а своим детям давал мудреные имена. Второго своего сына, а всего у него было восемь детей, назвал в честь чудотворца Зосимы Соловецкого.
К сожалению, судьба Василия Александровича сложилась трагично. В 1941 году по ложному навету он был арестован, сидел на зоне в Нижнем Чове и там же умер через год от брюшного тифа. Его жене, Александре Андреевне, пришлось одной поднимать детей. Не было такой работы, которую Зосима и его братья не умели бы делать: пахали, боронили, сеяли, скирдовали, рубили, кололи и возили дрова, ухаживали за скотиной.

После окончания школы Зосима поступает в Усть-Вымский педагогический техникум, где сразу включается в активную общественную жизнь. В 1931 году его принимают в комсомол и почти сразу же избирают секретарем комсомольской организации техникума. Потом работает учителем, затем директором школы. Несмотря на молодой возраст — Паневу не было еще и 20, он проявляет недюжинные организаторские способности. Всего за год он выводит свою школу на первое место по успеваемости в районе!

В 1939 году молодого директора забирают на фронт. Советско-финская война 1939-1940 годов стала для Панева суровым испытанием на прочность. Он принимал участие в боях с первого до последнего дня, пережил 56-дневное окружение, много раз был на грани смерти и просто чудом остался жив.

Битва за хлеб

После демобилизации в 1940 году жизнь Зосимы круто меняется. Первому секретарю Коми обкома партии Алексею Тараненко удалось уговорить 25-летнего Панева поменять профессию и перейти на партийную работу. В первый же день Великой Отечественной войны Панев, тогда уже работник обкома, собирает свой военный рюкзак, чтобы ехать на фронт. Но повоевать ему во второй раз не удалось. На фронт не пустил Тараненко — доводы были такие: кто будет обеспечивать фронт хлебом, одеждой, оружием, если все уедут?

— В годы войны мы жили в Визинге, отца почти не видели, — вспоминает дочь Надежда Панева. — Все руководители работали по ночам. Отец уходил на работу в 11, мы были давно в школе, а приходил только под утро. Выходных не было. Мама вспоминала, что своими хлебными карточками отец не пользовался, а отдавал их нам, детям. Говорил, что на работе мне дают крепкий чай с печеньем, этим и питался. У нас есть фото тех лет, отец на нем худой, от голода он падал в обмороки.

В тылу шла изнурительная работа — битва за хлеб. Центральные и южные районы, основные его поставщики, были оккупированы. Вся нагрузка по поставке зерна на фронт легла на Север. На полях же остались одни старики, женщины и дети. Титаническими усилиями
в 1944 году Сысольский район перевыполнил план по хлебозаготовкам в полтора раза. Собранного урожая хватило и на фронт отправить, и самих тружеников тыла накормить. За трудовые успехи Панев был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина.

Стремительный взлет

В октябре 1950 года, в возрасте 36 лет, Панев назначается председателем Совета Министров республики. Он проработал на этой должности до марта 1963 года, когда по болезни вышел на временную инвалидность. Эти 12 с половиной лет на посту председателя Зосима Васильевич считал самыми сложными и результативными в своей жизни.

Если северные города Коми бурно строились и развивались, то Сыктывкар продолжал оставаться провинциальным захолустьем. В городе не было ни метра асфальта, острый дефицит электричества, отсутствовали канализация, водопровод, почти сплошь деревянные дома, не хватало больниц, школ, культурных центров и даже бань. Приехавший в 1951 году в Сыктывкар с комиссией ЦК партии Юрий Андропов отчитал Панева, сказал, что по сравнению с другими городами столица Коми — дыра.

Слова Андропова тогда сильно задели Зосиму Панева. В своей книге «Вехи в пути» он пишет: «Стало обидно и больно, мое национальное самолюбие было ущемлено. А ведь коми народ — один из самых образованных в России». Об этом писал еще Питирим Сорокин. Он приводил статистику, по которой до революции 1917 года коми занимали по грамотности четвертое место в России, после русских, немцев и евреев.

Чтобы вывести Сыктывкар из послевоенного кризиса, превратить захолустную окраину в процветающий регион, каким республика станет к середине 1960-х, понадобились недюжинные усилия руководителей. Именно в послевоенные годы республика сделала рывок в своем развитии. Создавались и развивались новые отрасли хозяйства, строились дороги, электростанции, развивалась наука, социальное обеспечение, торговля, связь, здравоохранение, образование, культура. Многие послевоенные трудности республика преодолела благодаря таланту и пробивным качествам Зосимы Панева.

Счастливый 58-й

Самым удачным для Коми Панев считал 1958 год. Именно тогда колхозы перестали привлекать к лесозаготовкам, а республика освободилась от непосильного «ярма» — сдавать государству хлеб, лен, сено, шерсть. Тогда же началось строительство двух крайне важных, судьбоносных для города объектов — Сыктывкарского лесопромышленного комплекса и железной дороги.

Но добиться их строительства было непросто. Это было похоже на заколдованный круг — без железной дороги невозможно вытащить столицу Коми из тупика, в котором она оказалась. А чтобы получить согласие на ее строительство, нужно экономическое обоснование: что по ней возить. Семь лет труда, хождения по московским кабинетам, расчетов, убеждений, дискуссий. Семь лет надежд, разочарований, побед… И только в 1958 году наконец вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве под Сыктывкаром нового целлюлозно-бумажного комбината.

Зосима Панев стал «крестным отцом» многих важных новостроек республики — среди них Национальная библиотека, театр оперы и балета Коми, Сыктывкарский государственный университет.

Отстаивая интересы республики, Зосима Панев порой рисковал и карьерой. В середине 50-х вышло постановление Президиума ЦК КПСС, которое запрещало открывать в стране новые театры. А в августе 1958 года оперой «Евгений Онегин» начал свою работу Сыктывкарский государственный музыкальный театр. И никто тогда не догадывался, что открыт он был самовольно. Ответственность за возможные последствия такого решения взял на себя Председатель Совета Министров. Когда правда все-таки открылась, Зосима Панев получил строгое административное взыскание, но своего добился — у Сыктывкара был свой театр, существование которого в ноябре 1958 года правительство РСФСР вынуждено было официально признать.

Чтобы выбить для города строительство Национальной библиотеки, Паневу пришлось трижды ездить в Москву, обращался к председателю Президиума Верховного Совета СССР Ворошилову (он тогда ведал вопросами культуры в Совете Министров СССР) и Маленкову (он был председателем Совета Министров страны).

В «активе» Зосимы Панева — и спасенный от закрытия Коми филиал Академии наук СССР. В начале 1961 года Никита Хрущев собирался «сократить» научные центры в регионах. Зосима Панев не спасовал — твердо решил драться за филиал и убедил руководство в необходимости его сохранения.

Менее чем за 10 лет авторитет Коми республики значительно вырос. О регионе уже не понаслышке знало руководство страны. С мнением его первых лиц приходилось считаться. Зосиме Паневу не раз приходилось быть первопроходцем, «прорубать окна» в различных сферах жизни республики. Так не без его инициативы и помощи в 1956 году была построена первая в республике автодорога с твердым покрытием Сыктывкар — Вогваздино, а также первый совмещенный мост (автомобильный и железнодорожный) через Вычегду. А сколько сил и энергии было потрачено на то, чтобы превратить столицу Коми в современный благоустроенный город! В те годы в Сыктывкаре был построен водопровод, канализация, спортзал, Дворец пионеров , больницы, поликлиники, жилые дома и баня №3.

«Последняя инстанция»

С 1963 по 1972 год Зосима Васильевич Панев работал первым заместителем председателя Совета Министров Коми АССР, а с 1972 по 1984, до выхода на пенсию — председателем Президиума Верховного Совета Коми АССР. Об этом периоде своей жизни он не успел написать подробных воспоминаний. Он был поистине «народным президентом». Многие обращались к нему за помощью, как в «последнюю инстанцию».

— После смерти папы, когда я навещала могилу, многие незнакомые мне люди подходили ко мне на улице и на кладбище, чтобы поклониться ему и рассказать свою историю, — вспоминает дочь Надежда Панева. — Одним из них он помог получить квартиру, другим — устроить ребенка в детский сад, в больницу, восстановить справедливость, устроиться на работу, получить заслуженную пенсию… Он пытался сделать все возможное, чтобы помочь людям — и они ценили это. «Весь смысл жизни, — писал Зосима Панев в мемуарах, — я видел в оказании помощи людям, в улучшении их реальной жизни».

Трудовой стаж Зосимы Панева - 51 год. Его безусловно можно назвать политическим долгожителем: 34 года, с 1950 по 1984 год, он занимал ключевые посты: председателя Совета Министров и председателя Президиума Верховного Совета тогдашней Коми АССР. За заслуги в развитии экономики и культуры Коми награжден восемью орденами, в том числе — двумя орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени.

После выхода на пенсию в 1984 году Зосима Панев (ему было 70 лет), он прожил десять лет. Но и на заслуженном отдыхе нашел выход своей созидательной энергии — он начал писать мемуары и воспоминания. Успел написать три книги, первые две вышли еще при его жизни, последняя, объединившая все три книги, увидела свет в 2000 году.

О том, что Зосима Панев был не только государственным деятелем, но и хорошим семьянином, говорит шутливая почетная грамота, которую он сам подписал жене на очередной юбилей: «Награждается жена Катюша за верность, преданность, долготерпение, хорошее воспитание моих детей и внуков».

{ольга иванова}

При подготовке материала был использован очерк Н.Паневой «Энергия созидания», статья Н.Козлова для «Книги памяти», фото из семейного архива Паневых.

Семья

Благодатное воздействие богослужебной жизни Троице-Сергиевой Лавры и несомненное влияние архимандрита Илариона (Троицкого) и о. Павла Флоренского стало определяющим в его стремлении к священству. Он глубоко почитал о. Иоанна Кронштадтского и сохранял как благословение образ прп. Иоанна Рыльского , написанный с портрета о. Иоанна и переданный ему Верой Верховцевой - духовной дочерью о. Иоанна.

Наделенный идеальным слухом и певческими данными, он ещё в семинарии обучился певческому искусству и с успехом заменял регента. В студенческие годы Зосима Васильевич управлял вторым академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста, где служил о. Павел Флоренский. Под руководством о. Павла он писал кандидатское сочинение «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам». Годы обучения в академии воспитали в нём верность и преданность Православной Церкви. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни , получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни.

За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, отец которой, Георгий Прохорович, по профессии железнодорожный мастер, был большим почитателем преподобного Варнавы Гефсиманского, к которому часто обращался за советами. Венчание совершил отец Павел Флоренский. Участие отца Павла в судьбе отца Зосимы имело и дальнейшее продолжение: сын отца Зосимы - Трубачёв, Сергей Зосимович в 1946 году вступил в брак с дочерью священника Павла Флоренского - Ольгой (1918-1998). В этом браке родились детиː Мария (1951), искусствовед, научный сотрудник Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря , и Александр (в монашестве Андроник , 1952), игумен , насельник Троице-Сергиевой Лавры, доцент Московской духовной академии - продолжатель священства обоих родов.

Рукоположение

В марте 1918 года Зосима Трубачёв был рукоположен в сан диакона , а 25 апреля патриарх Тихон в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположил его в сан священника. Первым местом его служения стал храм Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии.

С конца 1918 года стал служить в Богородице-Рождественском храме села Подосиновец в Вологодской епархии. За несколько месяцев до приезда сюда отца Зосимы настоятель храма протоиерей Николай Подьяков претерпел мученическую кончину от рук безбожников.

Уроженец Вологодской губернии, он хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого ткали полотно и шили одежду, её носили все местные жители. Поселившись в Подосиновце, отец Зосима целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни. Он посещал больных в отдалённых селениях прихода , устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь всем нуждающимся. Отец Зосима очень любил детей. На Рождество Христово в доме священника всегда устраивалась ёлка для приходских детей, пелись рождественские песнопения и детские игровые песни. Он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту Наташу Груздеву, дочку утонувшего помора; впоследствии она стала членом семьи священника.

В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги Клавдии Георгиевны родились трое детей: Сергей (1919), Анастасия (1922) и Алексей (1924). С младшим сыном священника в младенческом возрасте произошло событие, которое вся семья однозначно восприняла как чудо. В один из праздничных дней собрались родные и гости; отец Зосима держал мальчика на руках, но кто-то его позвал. Он положил ребёнка на подоконник и поспешно вышел. Через несколько мгновений мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, он тотчас впал в забытьё и как бы уснул. Отец Зосима ушёл в другую комнату и стал горячо молиться. Мальчик проснулся вполне здоровым.

Служил отец Зосима внутренне собранно, сосредоточенно, истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо и убеждённо. На праздник Крещения Господня водоосвящение в Подосиновце происходило на реке Юг . Летом водосвятные молебны совершались перед храмом на огромном камне-валуне.

В 1922 году священника впервые арестовали во время кампании по изъятию церковных ценностей и заключили в тюрьму в Великом Устюге . Вскоре, однако, он был освобождён и вернулся служить в Подосиновец.

В 1924 году отец Зосима перешёл служить в Ивановскую епархию, которую возглавлял в то время епископ Августин (Беляев) . Около двух лет отец Зосима возглавлял «тихоновскую» Крестовоздвиженскую общину при близлежащих Крестовоздвиженском и Казанском храмах города Кохмы .

В середине 1920-х годов православные Иваново-Вознесенскаа переживали один из самых тяжёлых периодов своей церковной истории. Обновленцы при поддержке властей захватили почти все храмы в городе. Епископу Августину запретили жить в кафедральном городе, и он приезжал в Иваново только для совершения богослужений, по ходатайству верующих перед властями. В отце Зосиме владыка нашел твёрдого и мужественного защитника православия, и в 1925 году направил его служить во Введенский храм в Иванове, так как настоятель этого храма отпал в обновленчество , и многие из клира храма склонялись к тому же. Отец Зосима был назначен настоятелем и возведён в сан протоиерея. Введенский храм построен в начале XX века. Внутри он был украшен резным деревянным иконостасом с иконами, исполненными в стиле древнего письма. Стараниями протоиерея Зосимы отдельно от храма была заложена и выстроена небольшая колокольня; он освятил колокола и установил порядок ежедневного звона. По воскресеньям после вечернего богослужения отец Зосима проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников. Каждую неделю по вторникам читался акафист перед чтимой иконой Божией Матери «Нечаянная Радость ». Он тратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений, преодолеть привычку причта к небрежному отправлению чинопоследований , в особенности таинства исповеди , настойчиво отстаивал обиходные традиции церковного пения, стремясь передать хору своё молитвенное настроение.

Чтобы привлечь православных к обновленцам, власти разрешали им совершать крестные ходы по городу, в то время как православные на это права не имели, а в случае неповиновения им угрожали различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменить крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму, как и всё духовенство, охраняли прихожане храма, ивановские рабочие. Они, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих.всенощной ; на другой день побывали в пустыньке, на камне, где молился преподобный, и на источнике. На обратном пути остановились в Дивееве и прошли с молитвой вдоль Богородичной канавки. Отец Зосима побывал у блаженной Марии Ивановны, которая, отступив от своего обыкновения при посетителях бушевать и ругаться, приняла его весьма ласково.

Отец Зосима был характера общительного, легко сближался с людьми и церковными, и мирскими, к нему тянулись люди и простые, и образованные. Но при этом он всегда оставался священником, лицом, облечённым во иерейский сан, и интерес к различным сторонам жизни не заглушал в нём внутренней молитвенной настроенности.

Арест

В 1926 г. власти арестовали епископа Августина и выслали в Среднюю Азию. В Иванове остались его дочери, которые ещё во младенчестве лишились матери. Протоиерей Зосима обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь сиротам. Как только это стало известно властям, они арестовали священника. 7 сентября 1928 г. Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорила протоиерея Зосиму к трем годам ссылки в город Вельск Вологодской области с запрещением служить. В 1929 г. наказание был ужесточено, и он был заключен в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на лесоразработки неподалеку от станции Няндома Архангельской области, там о. Зосима встретился с высланным Павлом Александровичем Голубцовым (впоследствии архиепископом Сергием).

В 1932 г. священнику разрешили переехать в Юрьев-Польский. Он устроился работать счетоводом, а в свободные дни управлял хором в единственном действующем в городе храме во имя святых бессребренников Космы и Дамиана. После ссылки и заключения о. Зосима стал сосредоточен и сдержан, но не изменил ни своих убеждений, ни твердого намерения продолжать церковное служение.

Летом 1934 г., когда закончился срок ссылки, отец Зосима поспешил навестить свою мать, которая жила в то время в Архангельске, а затем, приехав в Москву для устройства своего церковного служения, он был направлен служить в храм в село Раменье Шаховского района Московской области (авг. 1934).

В 1934 г. в Москву из заключения вернулся епископ Августин, и заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) направил его на Калужскую кафедру. Протоиерей Зосима встретился с епископом, и тот предложил ему служить в Калужской епархии. Давно и хорошо зная владыку Августина, о. Зосима с радостью согласился и был назначен настоятелем Казанского храма в г. Малоярославце и благочинным приходов в Малоярославецком районе (1934). Он духовно окормлял свою паству, многих ссыльных монахинь и духовенство, среди которых был и вернувшийся из концлагеря священноисповедник Роман Медведь , которого во время его смертельной болезни о. Зосима посещал каждый день до самой кончины.

Мученическая кончина

26 января 1938 г. власти вновь арестовали протоиерея Зосиму, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 29 января следователь допросил священника, спросив, признает ли он себя виновным в том, что вел активную контрреволюционную работу против советской власти. О. Зосима категорически отказался признать себя виновным в возводимых на него обвинениях. Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Клочков
Зосима Вениаминович

дата рождения: 07.03.1888

Образование:
В 1902 г. окончил с отличием Великоустюжское духовное училище (переведен в 1-й класс ВДС без экзаменов в 1-м разряде).
"IV класс.
После испытаний, произведенных в присутствии г. депутата от Правления Вологодской духовной Семинарии, удостоиваются перевода в первый класс духовной Семинарии.
А. Не подвергаясь приемным испытаниям в первом разряде: 1) ... Клочков Зосима..."
(Выписка из "Разрядного списка учеников Устюжскаго духовнаго училища, составленный после испытаний в мае и июне месяцах 1902 года")

В 1908 г. окончил полный курс Вологодской Духовной Семинарии (ВДС) во 2-м разряде.

С 1912 г. счетовод в Обществе потребителей в Пыелдино.
7 лет служил учителем земского училища в с. Пыелдино, три года заведовал Деревянской 2-классной школой по подготовке учителей церковного ведомства (с 1914 по 1916г).
29.12.1914 г. "кончивший курс семинарии, учитель Зосима Клочков... определен на вторую священническую вакансию при Деревянской Христорождественнской ц. Устьсысольскаго у."
18.01.1915 г. "определенный на священническую вакансию к
Деревянской Христорождественнской ц. Устьсысольскаго у. учитель Сартаполовскаго земскаго училища Зосима Клочков... рукоположен в сан священника"
02.10.1915 г. "резолюциею Преосвященнейшаго Алексия, Епископа Велико-Устюжскаго,... за № 1255 за усердное и успешное ведение учебно-воспитательнаго дела в минувшем 1914-1915 учебном году преподано Архипастырское благословление с пропечатанием в Волог. Епарх. Ведомостях... Г) Деревянской второклассной школы - заведующий и законоучитель священник Зосима Клочков..."
В январе 1916 г. по собственной инициативе организовал в с. Деревянске "Общество трезвости". В числе прочих на организационном собрании Общества обсуждался вопрос обращения в Устьсысольскую земскую управу об ассигновании на нужды Общества 100 рублей для покупки подвижного кинематографа.
В 1917 г. организовал Потребительское Общество в с.Деревянск.
В 1919 г. - священник в с.Поруб. Работал в кооперации.
Во время набега белых оказывал содействие красным, давал подводы для военных надобностей.
13.05.1925 г. опубликован отказ от служения церкви: "Бросил поповать раз-навсегда с 29.04.1925 г.".
1926 г. - бывший служитель культа, счетовод, живет в Спаспорубе, лишенец.

Жена: Анфиса Венедиктовна, ур. Колмакова. 1919 г. - живет в Порубе.

Дети 1919г.: Дмитрий - 7л.; Петр - 3 г.; Вера - 5 л.

Источники:
Л. Торопова, А. Малыхина «Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края».
Вологодские Епархиальные Ведомости
Вологодский листок (1916), №16, с.3 (выписки Шершень В.В.)

14.02.1912-02.01.2000

Образование: Загорский педагогический техникум.

Член Союза художников (с нач 1950-х). В многодетной крестьянской семье он был девятым и младшим ребенком. Среди односельчан Синицыны были знамениты тем, что все их дети, окончив семилетнюю школу, становились учителями. Николай тоже стал учиться в Загорском педагогическом техникуме, но выбрал для себя стезю учителя рисования, художника. Во время учебы в Загорске часто посещал хранилища Лавры, бесконечно вглядывался в чудотворные иконы. Православная духовная культура оказала сильное влияние на юношу, предопределила эстетику его творчества. В начале тридцатых годов он обосновался в Москве. Поселился недалеко от площади трех вокзалов и стал преподавать рисование и черчение в бывшей 9-й гимназии, в советское время ставшей школой № 25 (ныне УВК 1800). Синицын много читает, пишет, выезжает на этюды. Рождается самобытный график. К этому же времени относится и начало его увлечения собирательством картин, гравюр, рисунков. В 1943 состоялось его знакомство с Остроумовой-Лебедевой, которое во многом предопределило его творческую судьбу. Синицын приехал к О.-Л. в Ленинград, только-только освобожденный после блокады. Он стал самым верным другом и учеником старой художницы, всячески помогал ей. Она же называла своего молодого друга «душеприказчиком», своим «московским представителем» и заключила с ним «договор о дружбе». До самого последнего дня Анны Петровны Николай Синицын трогательно о ней заботился, а потом сделал все для увековечения памяти художницы. Под руководством О.-Л. Синицын изучал искусство гравирования. С ее «благословения» рождается цикл гравюр, посвященных Царицынскому парку. Исполнял оттиски А.П.Остроумовой-Лебедевой. Не имея официального признания, Николай Васильевич, однако, был известен в художественной среде. Его учениками, друзьями и собеседниками были Н.Калита, Д.Краснопевцев, Я.Манухин, Л.Дурасов, Ю.Берковский, А.Зверев, Т.Скородумова. (Отрывок из статьи А.В. Шульгина. Журнал "Социальное партнерство", 2006, N 3).

В Соборах Архангельских и Московских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников

За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, дочерью железнодорожного мастера.

В г. из заключения вернулся еп. Августин (Беляев) , перемещенный на Калужскую кафедру . О. Зосима встретился с епископом, и тот предложил ему поехать вместе с ним.

12 августа г. о. Зосима был назначен настоятелем Казанского храма г. Малоярославец и благочинным в Малоярославецком районе. О. Зосима окормлял ссыльных монахинь и духовенство, в т. ч. вернувшегося из заключения прот. Романа Медведя , которого во время его болезни Зосима посещал каждый день до самой кончины.

26 января г. арестован по обвинению в «активной контрреволюционной работе», заключен в Таганскую тюрьму в Москве .

Свидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, будто отец Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, но мы, верующие, должны до смерти защищать веру Христову; коммунисты надругались над православной верой, тысячи ни в чем не повинных священников томятся в тюрьмах, коммунисты силой принуждают народ к неверию в Бога, но это им не удастся... Свидетели говорили, что протоиерей Зосима имеет обширные связи с гонимыми советской властью людьми, которые высылаются ею как враги народа; эти люди пели у священника на клиросе, и к нему приезжало много духовенства из Москвы.

29 января следователь допросил священника, спросив, признает ли он себя виновным в том, что вел активную контрреволюционную работу против советской власти. Отец Зосима категорически отказался признать себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 февраля Особой тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу.

Расстрелян 26 февраля года на полигоне Бутово под Москвой. Погребен в безвестной общей могиле.

На письменный запрос родственников о судьбе о.Зосимы осенью 1938 г. последовал ответ: "10 лет без права переписки".