О каком общении говорится в левой колонке

Учебник для 5 класса (часть 1)

Русский язык

§ 2. Общение устное и письменное

Рассмотрите рисунки. На каком из них показано устное общение, а на каком - письменное?

4 . О каком общении говорится в левой колонке, о каком - в правой? Расскажите, чем отличается устное общение от письменного.

5 . Рассмотрите схему. Почему слова говорение - слушание, письмо -чтение соединены двойными стрелками?

6 . В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.

1. Что написано пером, того не вырубишь и топором. 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 4. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 7. От учтивых слов язык не отсохнет.

7 . Спишите текст. О чём в нём говорится? Выучите наизусть весь текст или одно-два предложения (на выбор). Приготовьтесь произнести его торжественно.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.

(К. Паустовский)

На уроках русского языка (как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также слушать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

8 . Приведите примеры ситуаций, когда на уроках вы слушаете, читаете, говорите, пишете.

Реферативные сообщения по контрольным вопросам:

Язык как средство общения. Язык и речь.
- Литературный язык. Понятие о норме. Виды норм.
- Речевое общение. Виды общения.
- Речевой этикет.
- Речевая деятельность, ее этапы. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, слушание).
- Текст как продукт речевой деятельности. Понятие о речевом жанре.
- Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
- Коммуникативные качества речи (правильность, чистота, точность, логичность, богатство, выразительность, уместность).
- Функциональные стили современного русского литературного языка. Стилеобразующие факторы.
- Официально-деловой стиль: задачи, черты, языковые средства, жанры
- Научный стиль и его подстили: задачи, черты, языковые средства, жанры
- Публицистический стиль: задачи, черты, языковые средства, жанры.
- Художественный стиль: сфера применения, черты, языковые средства.
- Разговорный стиль: сфера использования, черты, языковые особенности.
- Ораторская речь. Условия успеха ораторской речи. Приемы, используемые в ораторской речи.

Контрольные (проверочные) работы
Проверочная работа №1

Прочитайте текст. О чем в нем говорится? Определите идею текста. Сформулируйте тезис, отражающий основную мысль.
Обоснуйте тезис, выдвинутый автором. В качестве доказательств используйте проанализированный на занятиях материал, собственные наблюдения, примеры из жизни. Среди них могут быть аргументы, доказывающие, что «четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует … профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности» (желательно писать о выбранной вами специальности).
Какие функции языка выделяет ученый? Укажите их, приведя цитаты из текста.
О каком типе языка пишет академик Лихачев? Назовите другие средства языка, которые не имеют стабильных норм в употреблении языковых средств.
В каких ситуациях использование нелитературных вариантов языка правомерно?
Опираясь на содержание данного текста, кратко сформулируйте правила речевого поведения.
Закончите фразу словами из текста «Культура речи – это умение…»

Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты товарища, значит, он умет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке – нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в учении.
Д.С.Лихачев

Дополнительное задание
Заполните свободные клетки таблицы. Обоснуйте каждое положение.

Культура речи

Культура речевого поведения

1.Язык – это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык постигается разумом, научным анализом речи.

1.Умение создавать тексты в соответствии с речевой ситуацией, необходимый компонент культуры поведения, принятой в том или ином обществе

2.Язык коллективен, принципиально безличностен, принадлежит его носителям.

2.Такой уровень владения языком, который проявляется в выборе не только правильных, но и наиболее точных, уместных, выразительных языковых средств

3.Речь подвижна, динамична

3.Более широкое и одновременно более конкретное понятие

Проверочная работа №2
1.Соедините части высказывания в левой и правой колонках. Подберите к каждому термину левой колонки соответствующее определение из правой колонки.

1.Уместность
2.При оценке речи, как богатой или бедной, необходимо учитывать
3.Выразительная речь
4.Правильность
5.Диалектизмы
6.Культурная речь
7.Алогизмы
8.Для того чтобы речь была точной, необходимо
9. Чистота
10.Языковым условием логичности является

а) передает отношение говорящего к факту действительности и вызывает живой, эмоциональный отклик у слушателя
б) соблюдение норм русского языка
в) отличается правильностью, смысловой точностью, логической последовательностью, богатством и выразительностью – при условии уместности, т.е. с учетом условий общения
г) хорошо знать предмет речи и соблюдать лексико-семантическую сочетаемость
д) умение пользоваться разнообразием русского языка и умение целесообразно применять разные виды повторов
е) соблюдение закономерностей и норм построения высказывания, прежде всего - норм синтаксических
ж) освобождение речи от элементов, чуждых литературному языку
з) ошибки, возникающие в результате нарушения логических требований и приводящие к искажению правильного представления о действительности
и) слова и выражения, свойственные не литературному языку, а местным говорам
к) адекватность (предельное соответствие) примененных языковых средств целям сообщения, коммуникативной установке, задачам автора речи

2.Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. Укажите, каких качеств лишается речь в каждом конкретном случае.
Прежде чем приступить к решению проблемы, надо уяснить ее существо.
На встречу выпускников пришла большая половина класса.
Дул зимний ветерок.
Мы надеемся, что наши спортсмены не ударят себя в грязь.
Обсудив тему курсовой работы с преподавателем, он мне посоветовал литературу.

Проверочная работа №3
Впишите вместо многоточия определяемое слово.

1. ...- это изображение явления действительности с помощью перечисления его характерных признаков.
2. ... это разъяснение, подтверждение или доказательство какой-либо мысли.
3. ...- это рассказ о связанных между собой событиях в их последовательности.
4. ...- это форма речи, которая состоит из обмена высказываниями двух или нескольких говорящих.
5. ...- это форма речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица.
6. ...- это часть диалога, представляющая собой высказывание одного лица

Какие части рассуждения обозначены цифрами:
7.(1)-...,(2)-...,(3)-....
(1) Язык служит и для мышления. (2) Знаки языка имеют обозначаемое: понятия и представления, все это - мысль. Знаки языка позволяют соединить значения, строить из них рассуждения, сопоставлять их - мыслить. Даже если я мыслю не вслух, а про себя, все равно мои мысли должны быть как-то явлены мне самому, иметь обозначающее, а зна­чит, (3) и здесь нужен язык.

Какие части описания обозначены цифрами:
8.(1)-...,(2)-...,(3)-...
(1)Выхухоль – небольшой зверек. (2) Мех у него очень красивый, блестящий, коричневого цвета. Тело у выхухоли толстое, короткие лапки с перепонками, длинный чешуйчатый хвост стелется по земле. Голова зверька большая с маленькими глазками и смешным хоботком, который все время шевелится. (З)Эти особенности делают зверька очень забавным.
Какие части повествования обозначены цифрами:
9.(1)-...,(2)-...,(3)-...,(4)-...
(1)Лес, густой, зеленый и полон шорохов, писков, песен.
(2)Но вот вошел в него охотник – и мигом всё спряталось и насторожилось. Как волна от брошенного в воду камня, прокатилась от дерева к дереву тревога. (3)Всё за кусток, за сучок – и молчок.
(4)Теперь хочешь увидеть – сам стань невидимым; хочешь услышать – стань неслышим; хочешь понять – замри .
Н. Сладков.
Проверочная работа №4
проводится по тестирующей обучающей программе, составленной Лемовым А.В.
Проверочная работа №5
1.Тестирование по книге Лемова А.В. (раздел «Стилистика»).
2. Выполнение заданий:
- Что понимают под функциональными стилями?
- Прочитайте текст и скажите, какие функциональные стили выделяются в современном русском языке

Функциональные стили современного русского литературного языка
Греческий мудрец Платон считал, что речь может быть пяти родов: политическая, когда ведут дела в народном собрании; риторическая, когда говорят ораторы; просторечная, когда говорят между собой в быту простые люди; диалектическая, когда ведут беседу в форме вопросов и
ответов. К пятому же роду речи - деловой - Платон относил язык, на котором ремесленники говорят между собой о своем ремесле.
На вопрос, сколько же стилей в современном русском литературном языке, ученые отвечают по-разному. Большинство исследователей считает, что в современном русском литературном языке существует пять функциональных стилей: разговорный (или разговорно-бытовой), научный, официально-деловой, публицистический и стиль художественной литературы. В последнее время стали говорить об информативном или рекламном стиле.
Основная форма речи в научном, официально-деловом и художественном стилях - письменная, в публицистическом" и разговорном стилях - устная.
Типичным видом речи научного, официально-делового и публицистического стилей является монолог, разговорного - диалог и полилог, художественного - монолог, диалог и полилог.
Тип речи в научном стиле - нейтральный, в официально-деловом - констатирующий и императивный, в публицистическом и художественном - обусловленный эстетической задачей, в разговорном - обусловленный ситуативно.
Функциональные стили не образуют замкнутых систем. Они создаются на основе словарного фонда и грамматического строя русского языка. К ним предъявляются единые общеобязательные требования: всякое высказывание должно быть не только правильным (соответствующим литературным нормам данного языка), но и ясным, достаточно выразительным, логичным, точным. Что же тогда обличает стили друг от друга? По мнению А.И. Ефимова, особые специфические значения, которые приобретают в каждом стиле общеупотребительные слова. Так, например, слово дух, имеющее основное и общепринятое значение «разумная сила, побуждающая к действию» («поднять дух армии»), в публицистическом стиле имеет другое значение (например, «дух статьи», т.е. идейное направление). В научно-философском стиле дух - это то, что противопоставляется материи, в церковно-богослужебном - сверхъестественное божественное начало, в просторечии - запах, дыхание. Сравните со стилем художественной литературы: «Там русский дух, там Русью пахнет...».
Определите, каким стилям соответствуют данные характеристики. (Узнайте стили по их характеристикам.) Начертите в тетради данную таблицу. Запишите в нее названия стилей.

Название стиля

Характеристика

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Логично, последовательно, аргументированно, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются знания.

Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается, личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Официально, точно, по общепринятому стандарту излагается что-либо.

Подумайте, для каких стилей приведенные ниже слова и словосочетания являются характерными? Заполните таблицу, помня, что одни и те же языковые средства могут быть характерными для двух-трех стилей.

Слова и словосочетания:
Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, книжные, диалектные, жаргонные, междометные, аббревиатуры, устаревшие, заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.
- Подумайте, к каким стилям относятся данные жанры речи? (Заполните таблицу по образцу.)

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Проверочная работа №6
представляет собой публичное выступление на тему «Гимн русскому языку».
Рекомендации по написанию речи даются в рамках практического занятия «Ораторская речь».

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е. –Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с.
Лемов А.В. Подготовка к тестированию: задания по культуре речи и комментарии: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 96 с.
Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных специальностей университетов / Под ред.. Н.Б. Ипполитовой. – Саранск: Тип. «Крас. Октябрь», 2003 (2006). – 132 с.(160 с.).
Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Николина Н.А., Михайлова О.М. Русский язык: учебное пособие для студентов-нефилологов. – М., 2001. – 256
б) дополнительная литература
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Любое издание.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М.: Просвещение, 1989. – 208 с.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово – М., 1996. 290 с.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. – 319 с.
Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. –М., 1998 – 256 с.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999.- 400 с.
Русский язык и культура речи. Практикум /Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000. – 310 с.
Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. Пособие и словарь-справочник. –М., 1997.- 32 с.
Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. Для самообразования. – М., 2001. – 315 с.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2002. – 310 с.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. – 120 с.

Рассмотрите рисунки. На каком из них показано устное общение, а на каком - письменное?

4. О каком общении говориться в левой колонке, о каком - в правой? Расскажите, чем отличается устное общение от письменного.

В левой колонке говориться об устном общении,в правой колонке - о письменном общении. Устное общение отличается от письменного тем, что мы произносим слова вслух, когда общяемся устно или слушаем их, когда как при письменном общении мы пишем слова, предложения, тексты или читаем их.

5. Рассмотрите схему. Почему слова говорение - слушание, письмо - чтение соединены двойными стрелками?

Слова говорение - слушание, письмо - чтение соединены двойными стрелками, потому что имеется в виду, что идет общение людей друг с другом: один говорит, дрйгой слушает; один пишет, другой читает написанное.


6. В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.

1) об устной ре6чи и слушании: 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 4. Хлеб - соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться.7. От учтивых слов язык не отсохнет.
2) о письменной речи и чтении: 1. Что написано епром,того не вырубишь и топором. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном.
Что написано пером, того не вырубишь и т опором. Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь.
Хорошую речь хорошо и слушать. Когда человек говорит грамотно, красиво, правильно, его приятно слушать.
Хлеб - соль кушай, а умные речи слушай Нужно прислушиваться к советам старших, более опытных людей.
С умным разговориться что мёду напиться. Когда поговоришь с уным человеком, запас знаний пополняется. Всегда приятно поговорить с образованным человеком.
От учтивых слов язык не отсохнет. Нужно говорить почаще вежливые слова.
Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Читая книги, нужно вдумываться в смысл, получать знания, расширять кругозор.


7. Спешите текст. О чем в нем говориться? Выучите весь текст или одно-два предложения (на выбор). Приготовьтесь произнести его тожественно.


В тексте говориться о том, что наш язык самый богатый, меткий и могучий. Нужно любить свой язык.


8. Приведите примеры ситуаций,когда на уроках вы слушаете, читаете, говорите, пишите.

Мы слушаем когда учитель объясняет новую тему или ученик отвечает у доски. мы читаем в учебниках новый материал. Мы говорим, когда устно отвечаем на вопросы учителя, задаем вопросы. Мы пишем диктанты, сочинения, записываем правила.

Стёпина Н.М., учитель МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа»

Шаблыкинского района Орловской области

Конспект урока объяснения нового материала

Тема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»

Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение.

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты.

1.Предметные.

    узнать о роли языка в жизни человека, общества;

    познакомиться с основными функциями русского языка;

    научиться различать понятия язык и речь, общение письменное и устное ;

    работать с лингвистическим текстом;

    соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;

    воспроизводить (устно) лингвистический текст;

    излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    подбирать аргументы для определения своей личной позиции к общению с окружающими

В результате занятия учащиеся смогут

    сформулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность;

    находить и выделять необходимую информацию;

    совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

    проводить работу по предложенному заданию;

    слушать и слышать друг друга;

    полно и точно выражать свои мысли;

    добывать недостаточную информацию с помощью вопросов;

    строить понятное для слушателей высказывание;

    вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

    формулировать простые выводы;

    применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

    осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в схемах и тексте;

    продолжить совершенствование навыка построения рассуждения на основе причинно-следственных связей

3.Личностные.

В результате занятия учащиеся смогут

    использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

    осознавать эстетические ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    воспитать уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

    поддержать личный познавательный интерес, культуру речевого общения;

    стремиться к речевому самосовершенствованию

Основные понятия урока : язык, речь, общение

Ресурсы: учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; раздаточные материалы (рабочие листы), мультимедийная презентация.

Этап урока. Основное содержание урока.

Основные виды деятельности учащихся

1

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание? Конечно, удивительно теплый осенний денек. Нет ни малейшего дуновения ветерка. В природе так тихо и спокойно! Так пусть же такое замечательное состояние природы передастся и вам. Будьте сегодня спокойными, самыми внимательными и активными. Согласны? Итак, урок наш начинается. Проверьте: все ли готовы. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Эмоциональное включение в урок

Мобилизация внимания

Проверка готовности к уроку

2

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Ребята, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Усачева (рабочий лист. Задание 1 .)

(учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий русский язык»)

Великий могучий русский

Язык показал я французу,

А он показал – французский,

А я дал месье по пузу.

Мы в бой с ним вступили близкий,

Катались, вопили, рычали…

Но тут показал нам английский

Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали

И два языка показали.

Он сразу полез с нами в драку,

И в боксе он был неслабым:

Мы с ним показали поляку,

Китайцу и двум арабам.

С трудом нас подняли прохожие…

И поняли мы, дураки:

Какие у нас похожие

Великие языки!

Слушание и адекватное понимание текста стихотворения

Ребята, как вы думаете, о чем этот текст?

Какой язык имел в виду поэт?

На каком языке разговаривали все эти народы? Что их объединяет?

А знаете ли вы, сколько языков насчитывается на земном шаре?

Как вы поняли последние строки этого стихотворения? Почему поэт говорит, что языки «великие?

Для чего человеку нужно знание родного языка?

(чтобы изучать свою историю, понимать все богатство родной культуры и литературы)

Согласны ли вы с заголовком А Усачева « Великий могучий русский язык»? Можно ли как-то по- другому озаглавить это стихотворение?

Ребята, а вы когда-нибудь размышляли над тем, что такое язык?

Казалось ли вам интересным, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его?

Все эти тайны и загадки мы узнаём благодаря языку. В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так: (слайд 1)

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»

Какое же это слово? (язык)

Анализ языкового материала

Построение умозаключений на основе анализа языкового материала

Фронтальная работа

Слушание и адекватное понимание текста высказывания

3

4.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке речь и пойдет о языке. Запишите в рабочие листы тему урока «Язык и человек. Общение устное и письменное» (слайд 2)

Как вы думаете, в каком значении употреблено слово «язык» в теме нашего урока?

Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.

Вспомните и назовите известные вам пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете их смысл?

(Например, Язык наш – враг наш», «Язык до Киева доведет» и т.д.)

Обратите внимание, сегодня вы, ребята, распределены на группы. Так легче работать. Как говорится, в старой пословице, ум - хорошо, а два – лучше . Не забывайте и о правила работы в группах.

Групповая работа (в рабочих листах) Задание 2

1 группа (отгадать загадки о языке)

1)Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

2)Не на меру, не на вес,

А при всяком есть? (речь)

3)Рыжий жеребец в березовом осторожье ржет и хохочет, выскочить не может. (зубы и язык)

4)Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено… (словами)

5)В темном подвале лежит мокрый теленок, все время ворочается, а встать не может. (язык)

Давайте сверим, правильно ли мы отгадали загадки (слайд 3)

2 группа (соотнести части пословиц о языке)

1.От приветливых слов красно и слушать

2.Слово не воробей: язык не отсохнет

3.Красную речь вылетит – не поймаешь

4.Бойся вышнего не сколотишь и сапога

5.Без русского языка не говори лишнего

Давайте сверим, правильно ли мы соединили части пословиц (слайд 4)

3 группа (работа с высказываниями известных людей о языке)

Задание : внимательно прочитайте высказывания В.Г Короленко и М.Горького.

Язык, по самой природе своей, есть орудие общения. (В.Г. Короленко)

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

Ответьте на вопросы:

Как связаны между собой эти высказывания? Запишите ответ 1 предложением.

Какое отношение они имеют к теме урока?

Ребята, вы увидели, что пословицы, поговорки, загадки и известные высказывания говорят о значении языка. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества.

Целеполагание.

И сегодня нас ожидают новые открытия.

Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о роли языка в жизни человека, общества, о разных видах общения)

Сравним наши цели (слайд 5)

Записывают тему урока

Повторение изученного в начальной школе материала

называют пословицы и поговорки

работают в группах

отгадывают загадки

Соотносят части пословиц

Сравнивают высказывания известных людей

Формулирование целей урока

Сопоставление целей

5.

Работа по теме урока

Существуют три назначения языка в жизни человека.

1.Давайте обратимся к рабочим листам (Задание 3. Назначение языка.)

Назначение языка.

Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием.

Первое. Вы встречаетесь с друзьями:

Привет!

Здравствуй!

Как дела?

Как назвать то, что вы делаете? (общение)

Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя.

Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации)

Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание»

Чему служит высказывание? (побуждение к действию)

Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания?

Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд 6)

Язык в жизни служит для общения , сообщения информации и побуждения к действию .

2.Обратимся к правилу на с.4 (работа с учебником)

Для чего же нужно человеку знание языка?

Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор)

Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми.

3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. (слайд 7) Перед вами толкование слов язык и речь .

Язык , -а, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки ….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов.

Речь, - и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать.

Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их.

Какое значение у этих слов общее?

Чем же отличается язык от речи?

Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации.

4.Посмотрим на наши рабочие листы.(Задание 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон»)

Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон».

Я взял трубку.

Алло!

Алло!

Слышно?

Слышно!

-…Давай разговаривать.

Давай, - говорю. – А о чем разговаривать?

Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Правда.

Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Правда.

Ну?

Что «ну"?

Чего же ты не разговариваешь?

А ты почему не разговариваешь?

Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь…

Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор?

Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком)

Какое условие речевого общения отсутствовало?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

5. Обратимся к правилам на с.6,7 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика.

О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой?

Расскажите, чем отличается устное общение от письменного?

Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения.

Рассмотрите схему на с.6.

Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми)

Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий.

Работают в рабочих листах

Индивидуальная работа

Работа с высказываниями (письменная)

Формулирование вывода

Сопоставление вывода

Работа с учебной информацией

Работа со словарной статьей

Сопоставительный анализ с точки зрения языкового материала

Выразительное чтение текста

Аргументация собственной точки зрения

Формулирование вывода

Работа с учебной информацией

Работа с рисунками

Работа со схемой

6.

Первичное закрепление материала

1.Выполнение упражнения 1.

- Прочитайте текст Л.Успенского, попытайтесь правильно понять смысл.

Так как мы работаем с текстом, не забудьте отмечать на полях графические обозначения:

«!» - Я это знал; «+» - Новое для меня; «_» - Вызывает сомнение; «?» - вопрос

Как можно озаглавить текст?

Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали?

Найдите предложения, которые прямо отвечают на этот вопрос.

(С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком…Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.)

Правильно спишите эти предложения. Карандашом подчеркните трудные случаи написания.

Какая информация показалась знакомой?

Вызвало ли что-то сомнение?

Возникли ли какие-либо дополнительные вопросы?

Чтение и адекватное понимание текста

Языковой анализ текста

7

Физкультминутка

Ребята, представьте, что у вас в ладошках находится мячик: большой, или средний, или маленький. А теперь попытайтесь перекатить воображаемый мячик в руках. Для этого делаем движения, напоминающие полет мячика в разные стороны: вправо, влево, вперед. Молодцы, хорошо справились.

Снятие общего утомления (физическая и эмоциональная разгрузка)

8.

Словарная работа (слайд 8)

Вы видите слова

Общение, общаться, общительный

Докажите, что перед вами родственные слова.

Выделите в них одинаковый корень.

Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня:

Без языка люди не могли бы …. друг с другом.

О какой функции языка шла речь в предложении?

работа со словарными словами

9

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Упражнение 6 (с.6).- в рабочих листах. Задание 5.

Запишите пословицы:

Вариант 1 – об устной речи и слушании

Вариант 2 – о письменной речи и чтении

Дополнительные задание:

1.Приведите свой пример пословицы на данную тему.

2.Выберите понравившуюся пословицу и объясните (письменно), какие особенности языка подчеркиваются в ней.

3.Зачитайте получившее мини-сочинение.

Критерии оценивания :

1б. –Соблюден необходимый объем письменной работы (3-5 предложения).

2б. – Правильность изложения материала.

1б. – Логика изложения материала, четкость.

1б. – Культура изложения материала

«5» - 5 балла; «4» - 4 балла; «3» - 3 балла; «2» - 2-1 балл

Индивидуальная работа с текстом

Написание мини-сочинения

Обсуждение работ товарищей

10

Дополнительная работа по закреплению изученного материала.

Удивительно, но факт, что каждый человек учится понимать и произносить слова намного раньше, чем начинает ходить. Как тут не вспомнить себя. Правда? Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Ведь, если подумать, нашу Землю населяют разные живые существа. Но человек отличается от них.

Как вы думаете, чем? (даром слова)

Ученым известны свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. Их называют «маугли».

Кто- нибудь смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нем книгу? (слайд 9)

Кем он был?

А теперь познакомимся с текстом в рабочих листах. Задание 6. Прочитайте текст. Не забывайте о пометах к тексту.

Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.

Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года.

О чем текст? Озаглавьте его.

Найдите предложение, которое передает главную мысль.

Почему такие дети не умели разговаривать, когда попадали в человеческое общество?

Как этот текст отражает тему нашего урока? Докажите свою точку зрения.

Установление причинно-следственных связей

Смысловое чтение

Анализ текста

Аргументация собственной точки зрения

11

Рефлексия (подведение итогов урока)

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

Что нового вы сегодня узнали? (Ответ начните со слов: На уроке я узнал…)

Чему научились?

Кто испытывал трудности на уроке? (см. количество??? на полях)

С чем они были связаны?

Над чем еще нужно поработать?

1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий (красная карточка)

2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий (зеленая карточка)

3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднению при выполнении практических заданий (желтая карточка)

Оценивание

Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке, кого вы можете оценить? (учитель выставляет оценки этим учащимся после проверки их рабочих листов)

Анализ собственной ученической деятельности и самооценка

12

Задание на дом

1.Параграфы 1,2 (с.4-7)

2.Базовый уровень: упр.7

3.Дополнительно (повышенный уровень): упр.3. Ответить на проблемный вопрос: «Что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт?»

Критерии оценивания :

1.Прямой, связный ответ на вопрос (2 б.)

2.Самостоятельное формулирование суждений (2 б.)

3.Убедительность своих аргументов (2 б.)

4.Отсутствие фактических ошибок (1 б.)

5.Следование нормам речи (2 б.)

Итого: 9 баллов

«5» - 9 б.

«4» - от 8 – 7 б.

«3» - от 6 – 4 б.

«2» - от 3 – 0 б.

Фиксируют домашнее задание

Работа по теме урока

Существуют три назначения языка в жизни человека.

1.Давайте обратимся к рабочим листам (Задание 3. Назначение языка.)

Назначение языка.

Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием.

Первое. Вы встречаетесь с друзьями:

Привет!

Здравствуй!

Как дела?

Как назвать то, что вы делаете? (общение)

Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя.

Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации)

Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание»

Чему служит высказывание? (побуждение к действию)

Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания?

Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд 6)

Язык в жизни служит для общения , сообщения информации и побуждения к действию .

2.Обратимся к правилу на с.4 (работа с учебником)

Для чего же нужно человеку знание языка?

Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор)

Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми.

3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. (слайд 7) Перед вами толкование слов язык и речь .

Язык , -а, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки ….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов.

Речь, - и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать.

Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их.

Какое значение у этих слов общее?

Чем же отличается язык от речи?

Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации.

4.Посмотрим на наши рабочие листы.(Задание 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон»)

Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон».

Я взял трубку.

Алло!

Алло!

Слышно?

Слышно!

-…Давай разговаривать.

Давай, - говорю. – А о чем разговаривать?

Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Правда.

Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Правда.

Ну?

Что «ну"?

Чего же ты не разговариваешь?

А ты почему не разговариваешь?

Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь…

Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор?

Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком)

Какое условие речевого общения отсутствовало?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

5 . Обратимся к правилам на с.6,7 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика.

О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой?

Расскажите, чем отличается устное общение от письменного?

Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения.

Рассмотрите схему на с.6.

Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми)

Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий.