Иконография и гимнография

Василий (+ IX в.), епископ Парийский , исповедник , преподобный

За свою добродетельную жизнь был избран на епископскую кафедру жителями города Пария , входившего в состав митрополии Кизика (Геллеспонт).

Во время правления императоров-иконоборцев он отстаивал православную веру: избегал всякого общения с еретиками, не позволял им действовать в своей епархии, не подписывал письменные постановления императорской власти и иконоборческих патриархов об уничтожении икон .

При содействии прп. Василия началась церковная карьера будущего патриарха Константинопольского Игнатия , которого он поставил в чтеца, затем во диакона и, наконец, во иерея.

За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету. Остался верен православному исповеданию до конца своей жизни.

Краткое житие прп. Василия сохранилось в составе Минология Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви X в. . В них не уточняется, при каких императорах-иконоборцах протекало пастырское служение прп. Василия, лишь его упоминание в житии патриарха Игнатия позволяет уточнить годы жизни прп. Василия и отнести его деятельность ко второму периоду иконоборчества.

В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в., об облике прп. Василия сказано: "Сед изжелта, брада Евфимиева или аки Власиева, подвоилася, ризы кресты черны, белилы прописаны, кудряв, амфор (омофор) и Евангелие" . В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, добавлено: "типа схожаго с сирийским... в руках икона Спасителя и хартия с надписью" (С. 246).

Литература

  • ActaSS. Apr. T. 2. P. 96;
  • PG. 105. Col. 497А [житие Патр. Игнатия];
  • ЖСв. Апр. С. 183;
  • Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 269.
  • Bréhier L. Basile (148), évêque de Parion // DHGE. T. 6. Col. 1153;
  • ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 697;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 76.

Использованные материалы

Парийский Василий Васильевич – священник

Священномученик Василий (Парийский)

С вященномученик Василий родился 28 июля 1894 года, в день, когда Церковь празднует память равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, в одном из сел Александровского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Василия Парийского.

В 1912 году Василий окончил Переяславское Духовное училище и поступил во Владимирскую Духовную семинарию, где окончил только первый курс, и поступил псаломщиком в храм в родном селе. С 1919 по 1922 год он служил в армии, а затем снова псаломщиком. В это время он женился, и у них с женой Верой Ивановной родилось трое детей.

В 1925 году Василий Васильевич был рукоположен во диакона ко храму в селе Успенское Ивановской области, а в 1928 году во священника ко храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Титовское Загорского района Московской области, где он служил до 1936 года. В октябре 1936 года отец Василий перешел в Успенский храм села Красное Куровского района Московской области, где и служил до самого ареста в 1937 году.

Как и все священнослужители того времени, отец Василий и его семья лишались избирательных прав. Во время коллективизации их выселили из дома и отняли имущество.

Арестовали отца Василия 27 ноября 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и содержали под стражей в Таганской тюрьме.

Следствие располагает материалами о том, что вы среди односельчан… проводили систематическую контрреволюционную агитацию, - сказал следователь.

Я это не подтверждаю, контрреволюционной агитации я не проводил, - ответил священник.

Следствие от вас требует по данному вопросу дать правдивые показания.

Других показаний по данному вопросу я дать не могу.

Отец Василий не признал себя виновным ни в одном из предъявленных ему обвинений.

1 декабря 1937 года судебная тройка при Управлении НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Парийский был казнен 8 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Источники, использованные для составления жития:

ГАРФ. Ф. 10035, д. 19493.
"Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии". Ноябрь - Тверь: "Булат" , 2004 год, стр. 239-241.

* Уточнения:

1. По спискам лишенных избирательных прав по Александровскому уезду за 1927 г. Парийский В. В. и его жена Евфросиния Павловна - Тирибровской волости – служитель религиозного культа.
2. Списки выпускников Переславского Духовного училища за 1910 года: "Парийский Василий – переэкзаменовка по арифметике".
3. "Ведомости о братии Боголюбского монастыря за 1911 год": (ГАВО ф. 556,оп.111,ед.хр.1139 "Ведомости о монастырях и священнослужителях за 1911 год", л.52об.) - "в числе проживающих - под № 39. Василий Парийский 18 лет - сын псаломщика погоста Благовещенского Александровского уезда. Принят в Боголюбов монастырь 15 января 1911 г. Послушание исполняет клиросное и канонарха. До поступления в обитель жил у родителей. Качеств хороших".

Василий Парийский († 1-я треть IX века) - епископ города Пария, сторонник иконопочитания, пострадавший в иконоборческие гонения в Византийской империи. Почитается Православной церковью в лике святых исповедников, память совершается 12 апреля (по юлианскому календарю).

Жизнеописание

Василий был епископом города Пария (митрополия Кизика). В период иконоборчества отстаивал иконопочитание (избегал общения с иконоборцами, не допускал их в свою епархию, не исполнял императорские указания об уничтожении икон). За свою верность иконопочитания подвергался многочисленным гонениям. При епископе Василии начал свою церковную деятельность будущий патриарх Игнатий. Василий поставил его вначале в чтеца, затем рукоположил во диакона и позднее во иерея.

Житие Василия сохранилось содержится в Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви (X век). Житие не содержит указания на то при каких императорах проходило епископское служение Василия и только на основании упоминания в житии имени патриарха Игнатия его деятельность относят ко второму периоду иконоборчества.

Иконография и гимнография

Сводный иконописный подлинник XVIII века сообщает об облике Василия следующее:

«Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» В. Д. Фартусова дополнительно указывает: «типа схожаго с сирийским… в руках икона Спасителя и хартия с надписью ».

Студийские Типиконы редко содержат память Василия Парийского. Служба святому Василию кратко (без тропаря и кондака) описывается в Евергетидском Типиконе (конец XI века). Также последование святому Василию известно по спискам студийских Миней. Иерусалимский Типикон и Минеи указывают совершать в день памяти Василия Парийского будничную службу без тропаря (сама служба не отмечена никаким знаком месяцеслова).

Корпус песнопений Василия Парийского включает: кондак 2-го гласа, канон 8-го гласа, ирмос и 3 стихиры. Современные греческие Минеи содержат также тропарь.

Ссылки

  • Василий, еп. Парийский // Православная энциклопедия . - М .: 2004. - Т. 7. - С. 31-32. - ISBN 5-89572-010-2.

Не следует путать с Преподобным Василием исповедником („декаполитом“) - память в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), и с Преподобным Василием Новым исповедником - память 26 марта (8 апреля).

Жизнеописание

Василий был епископом города Пария (митрополия Кизика). В период иконоборчества отстаивал иконопочитание (избегал общения с иконоборцами, не допускал их в свою епархию , не исполнял императорские указания об уничтожении икон). За свою верность иконопочитания подвергался многочисленным гонениям. При епископе Василии начал свою церковную деятельность будущий патриарх Игнатий . Василий поставил его вначале в чтеца , затем рукоположил во диакона и позднее во иерея .

Корпус песнопений Василия Парийского включает: кондак 2-го гласа, канон 8-го гласа, ирмос и 3 стихиры . Современные греческие Минеи содержат также тропарь.

Напишите отзыв о статье "Василий Парийский"

Примечания

Ссылки

  • // Православная энциклопедия . - М ., 2004. - Т. 7 . - С. 31-32 . - ISBN 5-89572-010-2 .

Отрывок, характеризующий Василий Парийский

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.