Что такое ропот в православии. Ропот – это бунт человека против бога. Непокорность и непослушание -причины ропота

В царствование Феодосия жил в Антиохии один золотых дел мастер, по имени Андроник. Жену его звали Афанасия. Память их совершается ныне. Оба супруга вели благочестивую жизнь, все свои доходы разделяли на три части. Одну часть раздавали бедным, другую употребляли на украшение церкви, а третью – на свое содержание. За кроткое и ласковое обхождение все граждане любили и почитали их. Они имели двоих малолетних детей: двенадцатилетняго сына Иоанна и десятилетнюю дочь Марию. Андроник и Афанасия радовались и хвалили Бога за дарованное счастие. Но вот в одно время Афанасия, возвратившись из церкви, застала детей своих больных и стонущих. Скоро возвратился и муж, но уже не застал детей в живых. Потеря детей сильно опечалила Афанасию, она не отходила от них и все плакала. Когда дети были погребены, она не хотела возвратиться в дом и осталась на кладбище; плакала и просила у Бога смерти. В полночь явился ей мученик Iулиан и сказал: «зачем ты безпокоишь почивающих здесь своим плачем о детях своих? лучше бы ты плакала о грехах своих. Дети твои наслаждаются небесными благами; они говорят праведному Судии: Ты лишил нас земных благ, не отнимай же у нас небесных». Услышав это, Афанасия перестала скорбеть и скоро поступила в монастырь. Андроник последовал ее примеру.

II. Грешно, братие, предаваться неутешной скорби о потере близких нам людей. Мы на земле странники, следовательно нам не должно скорбеть, когда Господу угодно бывает позвать из среды нашей кого-либо в Свое вечное царство. Странник всегда радуется, когда приближается конец его путешествия и он входит в дом отца; а двери в дом Отца нашего отворяются нам только нашею смертию. Но обратимся лучше к вселенскому учителю св. Иоанну Златоусту и выслушаем, как он гремит против тех, кои чрезмерно сетуют о лишении присных сердцу. Вот какими доводами убеждает он безропотно переносить потерю близких сердцу нашему.

а) «Не оплакивай отходящих от нас, разве тех, которые отходят без покаяния, учит он. Земледелец не плачет, когда увидит, что посеянная им пшеница разрушается, но болит и трепещет, когда она в земле остается твердою. Напротив, когда видит, что она разрушается, радуется, – потому что разрушение ее есть начало будущаго прозябения. Так и нам должно радоваться (по крайней мере не предаваться неумеренному сетованию), при разрушении тленного тела, когда оно посеяно будет в землю. Не удивляйся, что апостол назвал погребение сеянием. Это есть наилучшее сеяние. За обыкновенным сеянием следуют заботы, труды и опасности, а за сим, если только будем жить праведно, следуют венцы и награды. После перваго последует опять смерть и тление, а за сим начнется для нас нетление, безсмертие и нескончаемое блаженство. Кто воскресает, тот никогда уже не умирает; тот возвращается к жизни не многотрудной и болезненной, но к той, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания».

б) «Если ты оплакиваешь мужа, продолжает тот же святитель, потому что остаешься без защиты и покровительства, то прибегни к общему для всех Защитнику и Покровителю, всеблагому Богу – к защите необоримой, под кров постоянный – всегда и везде о нас промышляющему».

в) «Вы потеряли сына или зятя? спрашивает тот же златословесный учитель церкви. – Не потеряли; и не говорите: потеряли. Это сон, а не смерть; переселение, а не потеря; переход от худшаго к лучшему. Если вы перенесете это великодушно, то отсюда будет некоторое утешение и для умершаго, и для вас; если же станете поступать иначе, то возбудите только гнев Божий против себя. Говорите подобно Иову: «Господь даде, Господь отъят». (1, 21). Помыслите, сколько таких, кои более вас угождают Богу, и вовсе не имели детей, и не называются отцами».

г) Все другия возражения ропщущаго и сетующаго сердца этот великий святитель так устраняет:

аа) «Скажешь, дружеское обращение с умершим так было для меня вожделенно, так приятно, что я не могу теперь не сетовать». И я знаю это; однако, если ты покоришься благоразумию и размыслишь о том, Кто взял его, – и о том, что ты, перенося великодушно свое сиротство, приносишь свой разум в жертву Богу: то ты в состоянии будешь преодолеть скорбь свою; а за безропотное перенесение и постигшей тебя скорби получишь от Бога блистательнейший венец. Если же ты будешь скорбеть чрез меру: то скорбь твоя, конечно, пройдет со временем, но тебе не принесет никакой пользы. С этими мыслями собери еще примеры, столь часто встречающиеся в жизни; приведи себе на память и те, которые представлены в божественном писании. Помысли, что «Авраам» сам заклал (если не делом, то намерением) единственного сына своего, но не плакал и не произнес ни одного хульного слова. Но мы призваны еще к большим подвигам. – «Иов», конечно, скорбел, но столько, сколько прилично было скорбеть отцу чадолюбивому и заботящемуся об отходящих от него чадах. А мы что ныне делаем? Не одним ли врагам свойственно это? Если бы ты рыдала и оплакивала того, кто введен в царские чертоги и увенчан: то я не назвал бы тебя другом его, а явным врагом».

бб) «Ты сокрушаешься потому самому, что муж твой умер грешником»«, приводит св. Иоанн Златоуст другое возражение вдов и так его опровергает: «если ты поэтому оплакиваешь умершаго, то тебе надлежало бы постараться исправить его во время жизни. – Если же он умер и грешником, то и в сем случае должно радоваться, а не скорбеть, потому что прекратились дни его, а вместе с ними и грехи его; что он не увеличил своих беззаконий, и, сколько возможно, помогать ему не слезами, а молитвами, прошениями, милостынею и подаянием. Все это устроено не без цели, и мы не напрасно совершаем воспоминания об умерших при совершении божественных таинств, приобщаемся за них, умоляем предлежащаго Агнца, подъявшаго на Себя грехи мира; все это сделано и делается для того, чтобы помочь им и исходатайствовать прощение. Почему же ты скорбишь? Почему плачешь, когда умершему можно приобресть прощение и помилование».

вв) «Ты плачешь, что, сделавшись вдовою, потеряла своею утешителя?» «Не говори этого, утешает вдову златословесный святитель. Ты не потеряла Бога; и, доколе Он будет с тобою, (а Он будет с тобою дотоле, доколе ты будешь с Ним), Сам будет для тебя лучше и мужа, и отца, и сына, и зятя, и всех, кого бы ты ни имела. Бог все делал для тебя и в то время, когда был у тебя супруг. А ныне в Нем ты имеешь более, нежели кто другой, Утешителя, Отца сирот, оставшихся с тобою, и Судию вдовиц. (Псал. 67:6). Его помощи ищи, и ты узнаешь, что Он теперь более печется о тебе и о твоих чадах, нежели прежде, и тем более, чем в большем находишься ты затруднении. – Не напрасно апостол ублажает вдовство, когда говорит: «истинная вдовица и одинокая уповает на Бога» (1 Тим. 5:5), и тем выше и достопочтеннее явится она, чем более покажет терпения. Итак, не плачь о том, что может увенчать тебя. Рано или поздно ты увидишься с умершим, – и тем радостнее будет свидание ваше, чем печальнее была разлука. И где увидитесь? – Там, где никогда не будет разлуки».

гг) «Лучше было бы не испытывать радостей и удовольствия, нежели, испытав, сокрушаться потом скорбию и печалию». Так не редко говорят родители и супруги, потеряв близких и дорогих лиц. – «Нет, прошу вас, наставляет тот же святитель, не говорите и этого, не оскорбляйте Господа подобными словами. Лучше благодарите Его и за то, что получили, и благословляйте за то, что лишились. Иов не говорил: лучше бы мне не иметь детей; но благодарил Бога за то, что получил: «Господь даде», и благословлял Его за то, что лишился: «Господь отъят: буди имя Господне благословенно во веки». Так поступайте и вы, и всегда представляйте себе, что не человек взял у вас вашего сына или зятя, а Бог, Который и сотворил его, и более вас печется о нем; знает лучше вас, что ему полезно и что вредно, – не враг ему, или какой-либо зложелатель. Также точно пусть разсуждает муж о доброй жене и хозяйке дома; – так пусть разсуждают родные о родных, – друг о своем друге, – домочадцы о своем домовладыке и проч. Если все мы будем таким образом любомудрствовать: то и здесь обретем спокойствие души и будущих достигнем благ». (Из ХLI беседы на 1-е посл. к коринф.).

III. Да прольют эти мудрыя наставления великого отца и вселенского учителя церкви св. Iоанна Златоустаго хотя некоторый луч утешения в скорбныя сердца христиан, готовыя в своем малодушии и неразумии роптать на Промысл Божий по поводу потери близких их сердцу детей, родителей и др. родственных им лиц. (Сост. по твор. св. I. Злат. и Чет.-Мин. свящ. Г. Д-ко).

◄ Книга 5, Поучение 18 Книга 5, Поучение 19 Книга 5, Поучение 20

Пишете, что погружаетесь ропотом на Создавшего вас Господа; конечно, погрешительно, но умоляю вас любовью Сего же Спасителя нашего, не отчаивайтесь, но обратитесь и прибегните к Милостивому Господу Иисусу Христу, признайте свой со смирением и просите у Него прощения и милости; не сократились щедроты Его и до века не сократятся, но кающимся и толкущим двери милосердия отверзаются, т.е. согрешения наши вам милосердием отпускает.

А что пишете, что на меня скорбите, это неудивительно, и я человек подобострастен вам, но усердно прошу и молю, потерпите Господу своему, что посылает, Он силен вас утешить всеми благами земными, только предайте себя безропотно Промыслу Его, а это все скоро минется (прп. Лев, 20).

* * *

А от ропота себя, как от тлетворного яду, удерживать (прп. Лев, 20).

* * *

Бог не посылает нам искушения выше меры, разве что за гордость, за самомнение и за ропот, которым мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают их (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих (прп. Макарий, 20).

* * *

Посещение сие Божие приимите равнодушно и будьте уверены, что еще лучше Он поможет вам исправиться. Может быть, и ропот ваш был причиной этого наказания (прп. Макарий, 20).

* * *

Все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания (прп. Макарий, 20).

* * *

Я тебе удивляюсь, что ты не благодаришь Бога, призвавшего тебя ко взятию легкого Его бремени и благого Его ига (ср.: ), и вместо того, ропща, делаешь себе и тяжким, и не благим бремя и иго (прп. Макарий, 20).

* * *

Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби (прп. Макарий, 20).

* * *

В сердце благодарящее всегда вкапает благодать, также и сердца сокрушенного и смиренного не уничижит (). Перестанем носить в себе двоедушие и роптать на добродетель, для которой созданы и в особенности призваны. Будто она неудобоносима? Правда, одними нашими силами она несносна, ибо требует в содействие благодатной мудрости, мужества, правды и целомудрия, а мы в них чувствуем себя весьма скудными. Так что же предпринять? Бежать от добродетели, понося ее хулой и возвещая все людям, знаемым в Москве и Ярославце, что это несносное бремя, тебя убивающее? А кто это на тебя возложил? Не Господь ли? Вспомни трех отроков, в пещь вверженных, как они выдержали себя среди ужасного пламени, прославляя Бога? Ты же малодушествуешь и воздеваешь руки свои куда? K людям немощным. Лучше возводи очи свои в горы, оттуда придет помощь. – Лишен ли кто из вас премудрости, – говорит святой апостол Иаков, – да просит с верою, ничтоже сумняся (ср.: ), – и Господь близок ко всем призывающим Его, дает благодать просящим у Него. От людей же, как научает святой Исаак Сирин , сокрывай все твое состояние. На кого призирает Господь, только на кроткого и молчаливого (ср.: ) (прп. Моисей, 20).

* * *

Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных (прп. Антоний, 20).

* * *

Что с нами ни бывает, без попущения Божия не бывает. Как сказано праведным Иовом: Как угодно было Господу, так и сделалось (). И посему, подобно ему, должны благодушно переносить все случающееся в жизни неприятное, и удерживать себя от ропотливости, и не говорить: почему это так, а не так? Ибо, как говорит святой Исаак Сирин , ты не премудрее Бога (прп. Антоний, 20).

* * *

Что касается до ропотливости вашей на Всеблагого и Премилосердого Господа Бога, что Он будто бы несправедлив и непризнателен к вашим добрым делам и пожертвованиям, то таковую ропотливость должно отнести или к высшей степени гордыни, или к крайнему неразумию. И за что же роптать? Чем обидел вас Бог? По моему мнению, за такую безрассудную ропотливость свою не только должно стыдиться людей, но и самих стен своей комнаты (прп. Антоний, 20).

* * *

Скорби от игуменьи неси без роптания и молись за оскорбляющих тебя – не будет трудно (прп. Иларион, 20).

* * *

Жила… вдова, по происхождению своему принадлежавшая к высшему сословию, но вследствие разных обстоятельств доведенная до самого бедственного и стесненного положения, так что она с двумя молодыми дочерями своими терпела великую нужду и горе и, не видя ниоткуда помощи в своем безвыходном положении, стала роптать сперва на людей, потом и на Бога. В таком душевном настроении она заболела и умерла. По смерти матери положение двух сирот стало еще невыносимее. Старшая из них также не удержалась от ропота и также заболела и умерла. Оставшаяся младшая дочь до чрезмерности скорбела как о кончине матери и сестры и о своем одиночестве, так и о своем крайне беспомощном положении. И, наконец, также тяжко заболела. Знакомые ее, принимавшие в ней участие, видя, что приближается ее кончина, предложили ей исповедаться и причаститься Святых Таин, что она и исполнила; а потом завещала и просила всех, чтобы, если она умрет, ее не хоронили до возвращения любимого ею духовника, который в то время по случаю был в отсутствии.

Вскоре после этого она и скончалась, но ради исполнения ее просьбы не торопились с ее похоронами, ожидая приезда означенного священника… Наконец, только на 8-й день после ее кончины приехал ее духовник и, приготовившись к служению, хотел похоронить ее… Во время отпевания неожиданно приехал… какой-то родственник ее и, внимательно всмотревшись в лицо лежавшей в гробе, решительно сказал: «Если хотите, отпевайте ее, как вам угодно, хоронить же я ее ни за что не позволю, потому что в ней не заметно никаких признаков смерти». Действительно, в этот же день лежавшая во гробе очнулась, и когда ее стали спрашивать, что с ней было, она отвечала, что она действительно умирала и видела исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом видела страшные места мучения и здесь в числе мучимых видела свою мать и сестру. Потом слышала голос: «Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то за претерпение кратковременной тесноты и нужды сподобились бы вечной отрады в виденных тобой блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили, за то теперь и мучатся. Если хочешь быть с ними, иди и ты, и ропщи» (прп. Амвросий, 1).

* * *

Так ли мы поступаем, как поступил святой Давид, когда наказываемы бываем от Бога за грехи наши или бедствиями, или болезнями? Святой Давид, согрешив, каялся, исповедовался Богу и благодарил Господа за то, что его, согрешившего, не предал смерти, а оставил на покаяние и исправление. Нет, мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому Давиду, а, будучи наказуемы за грехи наши, ропщем на Бога и людей, обвиняем всех и все, вместо того чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние в своей грешной жизни и постараться исправиться или, по крайней мере, хоть не роптать и не обвинять других, а сознавать, что терпим болезнь или бедствие достойно и праведно. Через такое смиренное сознание и раскаяние с твердой решимостью не возвращаться на прежнее можем получить помилование от Господа и в сей, и в будущей жизни (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Бог все немощи человеческие несет, ропщущего же не терпит, Аще не накажет». Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попущается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Особенно остерегайся ропота на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, через Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему часто безумно мятемся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Жалуешься, что тебя борют страсти: ропот и гнев! Что ж нам с тобою делать?.. Куда ж нам убежать от себя? Потерпи… и Господь поможет. А только знай, что эти страсти, то есть ропот и гнев, чисто диавольские. Святой Исаак Сирин говорит, что грешащего человека милует Бог кающегося, ропотника же не простит, если не накажет. А потому всеми силами смиряйся. А если погрешишь по немощи человеческой, скорей зазирай себя и проси у Господа прощения (прп. Анатолий, 18).

* * *

Ты, наверно, забыла про вечный покой в Царствии Небесном, а тем покоем нескончаемо будут наслаждаться претерпевшие до конца. Ибо туда только и можно войти многими скорбями. Или ты никогда себе на память не приводишь того, как жили и что терпели Спаситель, Божия Матерь и все святые? Зачем же ты неразумно ропщешь и этим губишь свои венцы? Или ты не веришь в будущую жизнь? Не смотри, как живет богатый Лазарь, а лучше подражай бедному Лазарю, и будет после смерти Ангелами отнесена твоя душа на лоно Авраамово.

Если уж очень ты малодушна, нетерпелива, то получше почини или переделай печку в келье и живи, благодаря Бога.

Если бы ты знала, как живет в походе царь в ненастную погоду, то ты за свой ропот и уныние покраснела бы до ушей. Проси терпения (прп. Иосиф, 19).

* * *

Не надо роптать, а делай все со смирением и с покорностью, за это награду получишь от Бога. А ропот губит все труды (прп. Иосиф, 19).

Один из главных пороков нашего времени - неблагодарность Богу. Она проистекает от отсутствия веры и любви. А в основе всего этого лежит колеблющаяся вера. Даже в бытие Бога у некоторых вера колеблется. Но колебание в вере в Бога - это уже на грани безумия, то есть, если такие мысли приходят в голову и человек на них останавливается, у него ум на грани безумия, потому что “рече безмен в сердце своем: несть Бог” (Пс. 13, 1; 52, 1).

В свое время замечательно сказал митрополит Платон (Левшин) - был у нас такой известный церковный деятель, можно даже сказать святитель. Тогда принимали при царском дворе всяких так называемых «просветителей», вернее, «темнил», и кто-то из этих французских безбожников, приехав, кажется при императрице Екатерине, самодовольно заявил: «А вот Дидро говорит, что Бога нет». Это он так решил похвастаться своими «прогрессивными» знаниями. А митрополит Платон спокойно так отвечает: «Да он ничего нового не придумал, потому что уже несколько тысяч лет назад было сказано «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Это сказал еще Давид. Так что о них уже давно предсказано».

Почему сейчас какое-то всеобщее помрачение разума? Потому, что все время забывают о Боге. А все разумения только от Бога. Господь есть Высший Разум. Высший Разум! Поэтому если человек отрывается от Высшего Разумения, то есть от Бога, он теряет рассудок, он становится безумным и мгновенно попадает во власть диавола. Конечно, Господь старается сохранить человека, но если человек не осознает этой опасности, то полностью попадает во власть диавола, и то, что он творит, - например пьянство, наркомания, одержимость всеми страстями, - и есть свидетельство диавольского насилия над человеком.

Человек думает, что это он сам делает, а на самом деле он уже живет как марионетка, кукла, которую дергают за ниточки, и она делает то, что ей приказывают. Также и язык человека, ушедшего от Бога, произносит всякие безумные фразы, как в Евангелии сказано – прочие безумные глаголы. Отсюда всевозможные проклятия, сквернословие - все это воздействие диавольское. Человек, потерявший веру, отступивший от веры дальше уже не ведает, что творит. Поэтому цель всего диавольского ухищрения - поколебать веру, и именно с этой целью стали развращать людей, отвращать от церкви, от веры в Бога.

Или как у нас в свое время, помню, писали: «Я - атеист». Но это все равно что заявить: «Я - слепой» или: «Я - глухой». Ну и что же, бедненький, что ты слепой и глухой? Значит, ты не видишь и не слышишь, это твоя беда. Но хвастаться-то этим зачем? Об этом можно только сожалеть.

На эту тему есть такой рассказ: встречаются бывшие однокурсники, ставшие врачами, она простой врач, лечит людей, а он профессор, понаписал диссертаций. И он вдруг видит цепочку у нее на шее: «Что это у тебя - крестик? Ты верующая?!» Она говорит: «Да, Петя, верующая» (по-студенчески его называет). - «А я, - он говорит, - не могу, настолько учен, что не могу веровать». И она ему спокойно так отвечает: «Ну что ж делать, если мне дано, а тебе не дано». То есть он-то думал, что не может верить, потому что такой умный, а на самом деле все наоборот.

Сколько людей отрицают Бога, отрицают Промысл Божий. У них ведь как: «Вот случай какой был, надо же, как совпало!» Кто-то давно мудро сказал: «Случай - это бог дурака». Ведь у нас, православных, говорят: «Господь так устроил!» Кого-то встретил, кто-то тебе что-то сказал, кого-то увидел… Сколько таких примеров было, люди рассказывают: что-то задержало, опоздал, а там в это время взрыв был или авария какая-то. Если бы не задержался, попал бы в беду. «Надо же, какой случай был! « Не «случай», а Господь отвел, а у них все «случай «

Поэтому и живут эти люди в беспросветной тьме, что у них все «случайности», и в этой жизни они не знают, куда идут, и не знают, что дальше будет, когда жизнь начинает подходить к закату, все желания отмирают, ничего уже не нужно, и с чем тогда человек остается? Он не понимает, что суть жизни - будущая вечная жизнь, что душа-то - она есть. Кстати, то, что есть душа, наиболее явно начинаешь понимать с возрастом: рванулся куда-то, а сил-то уже нет. Потому что порывы еще душевные, душа-то не стареет, стареет тело, а душа - она какая была молодая, такая и остается.

Человеку не свойственно думать о смерти, потому что душа у него бессмертная, потому что если ты родился - то все: ты есть и ты уже никуда не денешься. Другое дело, что тебе придется за всё отвечать - вот об этом думать не хотят. Хотят жить для плоти, и получается, что люди так грешат, что совсем перестали различать, где душа, а где тело.

Помните, как в Евангелии человек, которому привалил хороший урожай, решил: «Все, на много лет у меня теперь запас, реку души моей: душе, имаше много блага,. почивай, яждь, пий, веселися» (Лк. 12, 19). А Господь ему говорит: «Безумец», - безумец прежде всего потому, что душа не ест и не пьет, ей ничего этого не нужно, а он говорит: реку души моей, - то есть люди на место души ставят тело, и, как говорят святые отцы, душа попадает в рабство телу и мучается от этого. Почему и говорит Пророк изведи из темницы душу мою (Пс. 141, 7). То есть душа мечется, душе тяжело. И что дальше? Получил человек то, что хотел, наслаждается этим, наслаждается. Вот еда - съел, еще поел - все, больше некуда, тело не пускает в себя больше еды. И все? Дальше-то что? Сладко поспать? Когда устанешь, это хорошо, но потом уже надоедает, от безделья человек тоже мучается. Иногда не хочется человеку работать, бросает работу, а потом мучается от безделья.

Согрешаем мы, прежде всего, неблагодарностью Богу, и не только неблагодарностью, но еще и ропотом. Согрешаем гордыней - немножечко чего-нибудь имеем, а уже гордимся. Согрешаем самомнением, самолюбием, тщеславием. Прости, Господи! Согрешаем оправданием себя и осуждением других.

Согрешаем очень много празднословием. Сколько пустых разговоров, сколько болтовни! Согрешаем оклеветанием, ложью всевозможной. Прости, Господи!

Согрешаем своеволием, упрямством, нежеланием уступить ближнему. Сейчас с детства - особенно хорошо это заметно, когда в семье несколько детей, - каждый борется за свое. Никто не уступит! Каждый кричит: Отдай мне, отдай мне!» Я сам, грешный, маленький был, но сейчас посмотришь на своих детей - они и с утра до вечера дерутся. Один схватил какую-то игрушку - сразу же она становится нужна и другому. Вот только что она лежала и никому не была нужна, а как только кто-то взял - всем стала нужна. Что это значит? Получается, прямо-таки потребность какая-то у чело века отнять у другого. Обязательно отнять! Сила есть можно отнять, а чтобы уступить - для этого нужно смирение. Пусть у него будет, не у тебя, а у него. Двое дерутся, один у другого игрушку отнимает, а третий подходит и говорит: «Да отдай ты ему, она ему не нужна, ему просто нужно у тебя отнять». Я даже поразился, насколько дети правильно все понимают, ребенок сказал совершенно точно.

Что такое зависть? Это когда у другого есть, а у тебя нет. Ну вот, захватишь ты себе, теперь у тебя будет - дальше что? И оказывается, что на этом все и кончается. Святитель Николай Сербский говорил, что свобода, как и хлеб: у одного много хлеба - у другого нет, у одного много свободы - у другого несвобода. Так и есть. Возьмите семью. Один полностью свободен - когда хочет уходит, когда хочет приходит, а все остальные вокруг него «пляшут», в рабстве у него находятся. Если есть пьяница в семье, то все вокруг него, все несвободны, только он один свободен». А свободой назвали произвол, распущенность в грехе. Прости нас, Господи!

Согрешаем очень много в мыслях. Согрешаем с детства - всевозможными мечтаниями, планами. Намечтает себе человек, вообразит что-то необыкновенное, и если в жизни это не получится, то он считает себя несчастным. Никакой ты не несчастный! Ты придумал себе то, что тебе не принадлежит, а когда это « получилось, потому что не твое, ты еще ропщешь. Человек по-настоящему не знает даже самого себя и чего он достоин.

Вот, например, в каждой стране должен быть один царь, весь народ царем быть не может, а мечтают об этом все. Помните: «Каждая кухарка может управлять государством»? Один сказал сдуру, и все остальные сдуру стали повторять. Каждый мнит себя кем-то, сидит перед телевизором и думает, что управляет государством. Дурь, конечно, никто ничем не управляет, кто перед телевизором, а тем более на кухне Куда там управлять государством - в своей семье не можешь ничего управить! Вот и заварили кашу, потому что кухарки стали государством управлять.

Все это отчего? Потому что человек живет призрачной жизнью, мечтает, воображает себе что-то: «Я бы ему сказал так.. я бы сделал вот это и вот это…» Поругаются двое, а потом еще днями, а то и неделями, иногда даже годами перемалывают в себе все это. Грешит, грешит человек, а зачем? Забудь. Согрешил - скажи: «Прости, Господи, если в чем виноват». Нужно прекратить перемалывание, все это пустое. В мыслях, в воображении человек очень много грешит.

А всевозможные грешные мечтания! Кто-то понравился - и начинает человек себе воображать что-то. Грешить уже не может, так начинает воображать себе, всякие ненормальные извращения начинаются. Почему? Потому что намечтал себе всякое. Некоторые с ума уходят от таких вещей, чего только не творят. И все это от воображения.

Святые отцы говорили, что диавол уводит человека OT истинной духовной жизни, зацикливая его на земной временной жизни. А сейчас еще более безумно поступает человек он и от этой-то земной жизни уходит - в воображаемую. Телесериалы смотрят, глупость всякую. Это же выдумки, а люди сидят переживают. О чем там переживать?! Там нет ничего! Выключи - и все темно. И так человек, обманутый диаволом, всю жизнь и проживает. Насмотрится этих фильмов, вообразит, себе так называемую «красивую жизнь», а этой воображаемой красивой жизни не получает и считает себя несчастным. Да ты благодари Бога за то, что есть! Люди, которые испытали нужду, голод, беду, - они понимают цену всему и благодарны: «Слава Тебе, Господи, - есть кров, есть во что одеться, есть что поесть, И то хорошо». А нам все мало. Как Пушкин написал: была у рыбака старуха жена - все ей было мало. Разве удовлетворишь чем-то человека, если жадность у него безмерна и всему он завидует, лишь бы только завидовать.

Мир сам над собой смеется. Был такой анекдот. По зависти человек пишет на кого-то донос «Сосед ест икру». Потом проходит время, икры уже не достать, пишет: «Сосед ест колбасу», потом: «Сосед ест белый хлеб», потом: «Ест черный хлеб», а потом уже: «Сосед что-то там ест, по-моему». То есть человек доходит до того, что лишь бы только доносить. Такая зависть! Чему мы завидуем? Всему этому мирскому тлену? Подобна горькому смеху жизнь наша. А ад - всесмехливый, так ад называют святые отцы, потому что диавол надо всем смеется.

Вот, например, один человек сначала выигрывал, выигрывал, потому что он спиритизмом занимался и диавол ему все подсказывал. Наконец он утвердился в мысли, что выиграет столько-то. Он поставил все - и все проиграл. Приходит домой и слышит: «Ха-ха-xa». То есть диавол смеется над человеком, насмехается над творением, над образом Божиим, а человек, вместо того чтобы Богу поклоняться, гоняется за призраками как кошка иногда за солнечным зайчиком бегает.

Одно время нам «призрак коммунизма» устроили, теперь другие призраки - призраки этой призрачной жизни. И это вместо того, чтобы жить в добрых отношениях друг с другом, в любви, в мире, в храме Божием духовной жизни, в молитве, - Вместо этого человек превращается неизвестно во что. Гоняют людей, как скотину, стадами на всякие представления, на показы мод всевозможные - все с ума посходили. Вот это безумие - оно как раз и есть то рабство, от которого только Господь может освободить. Прости нас, Господи! Мы не слушаем ни заповедей Божиих, ни закона Божия, ни наставлений духовных. Не живем по этим законам. Даже стыдимся - прости, Господи! - стыдимся веры, стыдимся исповедовать веру. А Господь сказал: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Согрешаем леностью, прости нас, Господи! С детства лень: уроки не делают, трудно утром вставать, трудно что-то сделать, и везде все - лень, лень, лень. И усилия над собой не делаем.

Согрешаем леностью к молитве, неделанием добpыx дел к исправлению своей души. Вокруг себя все можем с ног на голову поставить, но только не в себе, в себе - все ни с места. Прости нас, Господи!

Нет у нас терпения, нет смирения, поэтому полная расслабленность в мыслях, все как попало. Прости, Господи! Поддаемся двум опасностям, о которых иногда люди говорят не задумываясь и которые очень распространены в нашей жизни. Первая - это когда говорит: «О, мне пришла в голову мысль!, Приходят в нашу голоову мысли, множество мыслей - но они не наши. Надо твердо помнить, если мысли неверия, сомнения, хны всякие - это все бесовское. Сразу отбрасывай. Иногда бывают помыслы более тонкие - чтобы отвести от молитвы.

И вторая опасность - это когда говорят: «Я не духе». С этим нужно бороться. Это не оправдание «у меня такое настроение, я сегодня что-то не в духе, Мало ли что «не в духе», нужно над собой трудиться. Дух-то нужно мирный стяжать! И какое бы дело ни было, если начинаешь возмущаться, если начинает что-то внутри «вскипать» - это плохо. Нужно скорее стараться умиротвориться, утишиться, что бы это ни было. Само дело - это уже неважно, вернее, не настолько важно, по сравнению с тем, что с тобой происходит.

Нужно все время стараться быть внимательным, внутренне собранным. Это не значит быть напряженным, наоборот - надо быть спокойным. Спокойно созерцать, что происходит. Когда, по милости Божией, приучаешься к этому, тогда уже начинаешь понимать: например, вещь какая-то упала или что-то опрокинулось, зацепилось, ты начинаешь «вспыхивать» - ясно, это уже враг начинает «работать»: старается, чтобы ты раздражился. А ты, зная это, не раздражайся и не ропщи - а молись и смиряйся. Прости нас, Господи!

"Пришли в Мерру- и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам
пить?" В фразе возроптал народ, в оригинале стоит еврейское слово "йилону", происходящее от слова "лун".
Глагол "лун" бросается в глаза тем, что он в основном используется для такого простого понятия, как ночлег, провести ночь. Причем тут ропот? Как такие, казалось бы,
противоположные или разные понятия могут передаваться одним древнееврейским словом? Нам поможет симфония Стронга, которая дает много дополнительных
понятий этого слова, помогая предположить, как одно могло вытекать из другого.
Сначала в оригинале на анлийском, а потом переведем на русский: Strong"s Exhaustive Concordance
abide all night, continue, dwell, endure, grudge, be left, lie all night Or liyn {leen}; a primitive root; to stop (usually over night); by implication, to stay permanently; hence (in a bad
sense) to be obstinate (especially in words, to complain) - abide (all night), continue, dwell, endure, grudge, be left, lie all night, (cause to) lodge (all night, in, -ing, this night),
(make to) murmur, remain, tarry (all night, that night).
Итак, лун, или лин, значит также пробыть всю ночь, продолжать, претерпевать, жить, хранить обиду, корень слова значит останавливаться, обычно на ночь,
останавливаться постоянно (тормозить по нашему??), поэтому, в плохом смысле, слово значит быть упрямым, особенно в словах, роптать, жаловаться, лежать целую
ночь, медлить всю эту ночь. Также ОБРАТИЕ внимание и на такой смысл - БЫТЬ оставленным, - (возможно это ключ).
Во еврейская логика то, а обида то причем тут, к ночлегу??? Еврейские слова или понятия происходят обычно из одного основного простого корневого слова (к примеру,
по еврейски слово война, милхома, общее со словом хлеб, лэхэм, потому что хлеб делают, как бы «воюя» с тестом, меся его «по мордам», бьют тесто. Дух или ветер -
руах – общее со словом луна, йарэах, потому что происходят от понятия направления, вкратце, и т.д.).
Вновь про ночлег и обиду, и плавно к ропоту. Может это значит, что когда ты долго живешь в ночи, «ночуешь» то есть, тормозишь, задерживаешься, то накапливаешь
негативные ощущения или обиды, тебя охватывает чувство оставленности, что также несет слово лун, не выходишь на свет Божий.
Кстати, вот также почему так важно «не оставлять собрания своего», собрания церкви Господа, чтобы не «заночевать» слишком долго, не тормозить, чтобы не
появилась некая обида, жалобы и ропот, упрямство, чтобы не принять ложь врага о полной оставленности, мол, и нет Бога никакого с тобой, да и есть ли Он с кем то
вообще? А далее, все по логике мира: и какой смысл тогда воздерживаться от того, чем «наслаждаются» все остальные?
Одно дело, когда ты чувствуешь что ты оставлен (лун) Богом, потому что ты Его никогда и не переживал, или вышел из Его воли, или по другой какой причине.
Но поверить, что ты оставлен Богом, когда Он постоянно идет с тобой в столпе облачном, как это было с израильтянами, это СОВСЕМ другое!
Возможно «ночевать» в духовном смысле, иногда приходится, но ночевать слишком долго, или отделяться от народа Божьего и особого присутствия Божьего среди
него из-за самонадеянности, недисциплинированности или лени, может привести к ропоту или бунту против Бога.
Мы можем просто перестать Его понимать, наши мозги могут «заночевать» или зависнуть, перестать понимать, почему Он проводит нас через трудности пустыни,
почему вдруг на три дня «нет нормальной воды», нормальной зарплаты, и что с этим делать, почему та или иная работа вдруг стала «горькой», и как ее «подсластить».
Почему вдруг «сладкая» жена заговорила горькими словами.
Евреи столкнулись с горькой водой после трех дней в пути жаркой пустыни, что естественно вынести почти невозможно, стали роптать (лун) на Моисея, «что нам пить»?
Но они шли в сверхъестественном Божьем присутствии! А с Богом ВСЕ возможно! Моисей вообще провел на горе с Богом 40 дней БЕЗ еды и воды! И так дважды! Они
могли хотя бы начать молиться за воду, а не роптать, сохраняя здравый смысл, раз Бог их вывел, то уж точно не для смерти в пустыне!
Вся жизнь духовного еврея, христианина, это сверхъестественная во многих отношениях жизнь! Жизнь израильтян тогда во многих отношениях была совершенно
сверхъестественной: они чудом вышли из рабства, чудом остались живы от ангела смерти и остальных казней, чудом прошли чрез море, чудом их не догнали и не
порезали, чудом они ели, чудом пили, чудом не болели, нога не пухла, одежда не ветшала, чудом обобрали египтян, получив справедливую компенсацию за сотни лет
рабского труда, чудом получили чудесные законы, чудом видели Бога на горе, чудом воевали с амалеком, и чудом побеждали, потом чудом взяли Ханаан, до этого
чудом не погибли все сразу за отказ в него входить и т.д. и т.п.
Жизнь настоящего христианина, духовного сына Авраама, во многом так же чудесна! Это жизнь веры в сверхъестественного Бога. И где такой жизни можно учиться, как
не в подобных особых "безвыходных" для плоти ситуациях? Однако можно переключиться с Божьих целей на свои эгоистичные, и забыть, зачем собственно тебя
спасли, и стать роптать на Бога, забыв, что ты даже дышишь чудом.
После чуда с морем, Моисей спел особую песню, в которой он хорошо показал, КАКАЯ реакция у окружающих народов от ТАКОГО уникального чуда, как
раступившееся море! Удивительно, но похоже, народы не были счастливы от того, что Бог евреев потопил армию фараона, показав, что Он всемогущий и "кто как ты
среди богов", то есть, сильнее всех божеств и культов народов мира. Они были в шоке, они взвыли от боли, как роженица – такой термин употребляет Моисей в песне.
Они не подумали, как бы им всем покаяться, и стать детьми Авраама и присоединиться к евреям и Такому Богу, что было бы очень логичным, как это сделали многие в
Египте.
В английском языке есть слово "лунатик", которое означает нечто вроди безумия. В английском, кстати, есть много слов, однокоренных с ивритом. Вообще, есть
мнение, что все языки мира это осколки древнего иврита, после Вавилонского «лунатизма». Господь встроил иврит в язык, как я понял, чуть ли не каждого народа!
Итак, ночуя, пребывая, претерпевая житейские вещи, есть опасность принять мысль, что ты ОСТАВЛЕН Богом. Богом в каком то смысле оставлен каждый человек,
который никогда к Нему не приходил или отверг Его призыв, учение или послание!
«Се оставляется Дом ваш пуст» - сказал Господь Иисус Израилю, видя как Иерусалим отказался от Его Божественного покрова. Как результат такой оставленности,
говоря в общем, по собственному решению – изгнание из своей земли на тысячелетия, разрушение второго храма, потом погромы и Холокост с другими бедами.
Однажды, когда я смотрел док. фильм про восстание евреев против Рима в 60-70 годах, о чем пророчески говорил Господь в Луки 21, и о чем позже подробно написал
Иосиф Флавий, бывший командиром Галилейского гарнизона в той войне, Господь сказал мне одно лишь слово, характеризующее то восстание – БЕЗУМИЕ. По
английски - лунатизм. Почитайте у Иосифа Флавия в Иудейских войнах, что тогда творилось в Иерусалиме. Еврейские зилоты, сикарии и прочие боровшиеся за власть
группировки, творили невероятно ужасное со своим же народом.
Если нет света Мессии Иисуса, который большинство тогда отверг в Израиле, наступает долгий и временами кровавый «ночлег» или тьма - возможно так в двух словах
можно описать историю Израиля после 70-х.
Если мы забываем, что Бог с нами в пути чрез пустыню, жажду или другие временные нужды, в которых мы, разумеется, сами не виноваты, или как то позволяем
угаснуть Его свидетельству в нас, помазанию и присутствию, может наступить образный «ночлег» (лун) наших мозгов, и мы станем роптать и обвинять Бога в том, что с
нами ВРЕМЕННО происходит ради нашего же блага. Не путать это с тем, за что мы как христиане несем ответственность! Есть вещи с которыми необходимо воевать,
что делали евреи в пустыне, когда на них напали амалекитяне. Нашими "амалекитянами" могут быть болезни, нищета и прочие атаки дьявола. Их нельзя смиренно
принимать. Им нужно противостоять.
Интересно то, что это еврейское слово "лун" исчезает затем в Танахе в таком необычном употреблении, после книги Чисел. Оно есть, но оно не означает больше
"роптать", как в Исходе. Евреи сделали вывод и переменили лексику? Может быть.
Несомненно, может показаться, что три дня пути в пустыне Синая без воды, при плюс сорок в тени – это серьезное оправдание не то, что для ропота, но, и
откровенного восстания. Люди восстают порой и при куда низких политических или экономических "температурах". Однако, у нас есть выбор, реагировать по плоти, как
это делают все "нормальные" люди, или верой прыгать в сверхъестественное Божье обеспечение, присутствие и Его спасительное пасхальное и искупительное Имя. Он
есть Тот Кем будет, и Он есть Иешуа – Спасение, Триумф или Помощь.
Итак, одно дело, когда ты чувствуешь, что ты оставлен Богом, потому что ты Его никогда и не переживал, или вышел из Его воли, или по другой какой причине. Но
поверить, что ты оставлен Богом, когда Он постоянно идет с тобой в столпе облачном, СОВСЕМ другое! Скрытые мотивы ведомы лишь Творцу, и тем, кому Он их
показывает. Но именно в таких пустынях Бог, согласно Торы, и вскрывает их.
Далее Бог сказал во Второзаконии, для прояснения, что «Я питал тебя манной, томил жаждой, чтобы узнать сердце твое, будешь ли ты исполнять Мои заповеди». См.
Второзаконие 8. Ропот на Бога похоже показывает, что люди так и не поняли, для чего их вывели из Египта, не просто, чтобы ним стало классно, а чтобы мы стали Его
свидетелями, священниками и по настоящему свободными.
На небесах нам будет очень хорошо, лучше чем Ротшильду. А здесь нам обещаны война с врагом, испытания и порой даже временные страдания, которые могут стать
вратами в царство небесное и ступенями для духовного роста и подъема.
Геннадий Романов