Жетон рекламный Д.И.Филипповъ, к.XIX-н.XXвв. Награды и премии

ФИЛИППОВЫ
основатели знаменитого хлебопекарного производства

ФИЛИППОВЫ, московская купеческая семья, основатели знаменитого хлебопекарного производства. Родоначальник - бывший крепостной села Кобелево Калужской губернии Максим Филиппов , в 1803 (1806 ) приехал в Москву. Вначале подрабатывал пекарем, затем, собрав денег, стал владельцем собственной пекарни на углу Бульварного кольца и ул. Мясницкой. Максим Филиппов вместе со своей семьей выпекал и продавал калачи и пироги с разной начинкой в торговых рядах города.

После смерти отца его дело продолжил сын - Иван Максимович (1824-78). К этому времени в семье Филипповых было 3 хлебопекарных заведения: калачное, булочное и бараночное - на Тверской, в доме Манухина, на Сретенке, в доме Спаса и на Пятницкой, в собственном доме. Дела шли успешно. Иван Максимович обладал коммерческой хваткой и предприимчивостью. Одним из первых он возродил в Москве технологическую цепочку "поле-прилавок ". Фунт отлично выпеченного хлеба в Москве до первой революции стоил 1 коп. Это был так называемый "кислый хлеб " (черный хлеб русской деревни ). Филиппов впервые в России организовал хлебный магазин при пекарне. В пекарне на Сретенке также впервые появились получившие вскоре известность во всем городе пирожки с требухой, кашей, капустой, визигой и др. С 1855 И. М. Филиппов состоял Поставщиком Двора Его Императорского Величества , звание он получил за отличное качество и широкий ассортимент продукции. В 1864 Филиппов открыл свою первую булочную в Петербурге, на Невском, 45. Но Невская вода не годилась для филипповских калачей. Придворному пекарю приходилось в курьерских поездах Николаевской ж/д возить дубовые кадки с мытищинской водой, чтобы на ней месить тесто в Петербурге для придворных хлебов.

С 1877 И. Филиппов выбирался гласным Московской городской думы. За заслуги в деле предпринимательства был награжден орденом Св. Анны II степени . После смерти Ивана Максимовича была создана фирма "Филиппов Иван наследники ", которую возглавила вначале его вдова Татьяна Ивановна, а с 1881 - сын Дмитрий. От двух браков у И. Филиппова было семь сыновей, отцовское дело продолжили трое. По мере взросления свои булочные получили Иван Иванович - на Сретенке, и Николай Иванович (где - не известно ). Главной булочной оставался магазин на Тверской. После смерти братьев все булочные вновь были сосредоточены в руках Дмитрия Ивановича Филиппова (на конец 1890-х гг. ).

В начале XX века Д. И. Филиппов перестроил здание главной булочной на Тверской (арх. Н. А. Эйхенвальд ), открыл в угловой части дома фешенебельную кофейню - впоследствии ресторан "Центральный ". В оформлении ее интерьеров принимали участие художник П. П. Кончаловский и скульптор С. Т. Коненков. В 1911 к левой части здания было пристроено помещение под гостиницу "Люкс " на 550 мест. (В 1920 ее переоборудовали под общежитие Коминтерна, сейчас - гостиница "Центральная". ) На этот год Д. Филиппов владел уже 16 булочными и пекарнями.

Вскоре фирму ждало потрясение - Д. Филиппов оказался должен своим кредиторам около 3 млн. руб. Чтобы спасти дело, фирма объявила себя банкротом. По решению Московского коммерческого суда управление делами фирмы с 1905 по 1915 производилось администрацией, состоявшей из служащих фирмы и представителей кредиторов. В 1913 всего на предприятиях фирмы Филипповых работало 2951 человек: в Москве - 1558, в Петербурге - 943, в Царском Селе и Гатчине - 189, в Ростове-на-Дону - 150, в Туле - 97, в Саратове – 114.

После смерти Дмитрия Ивановича его дело продолжили сыновья Николай, Дмитрий, Борис. Семейная фирма просуществовала до национализации после революции.

СССР К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Дмитрий Иванович Фили́ппов - советский технолог, учёный, руководитель; специалист газовой отрасли. Зам главного инженера Горловской станции «Подземгаз».

Биография

Разработка поточного метода подземной газификации углей была выполнена Д. И. Филипповым в период его учёбы в совместо с П. В. Скафой и В. А. Матвеевым под руководством профессора И. Е. Коробчанского и при активной помощи профессора В. С. Крыма . После лабораторных испытаний в 1934 году результаты исследования были внедрены этой группой на лисичанской шахте «Подземгаз» и горловской шахте № 4 «Подземгаз». После защиты диплома Д. И. Филиппов вместе с П. В. Скафой и В. А. Матвеевым остался работать на шахте № 4 «Подземгаз» .

Награды и премии

Напишите отзыв о статье "Филиппов, Дмитрий Иванович (технолог)"

Примечания

Факты

Ещё до Великой Отечественной войны смелое научное изыскание молодых инженеров-химиков из Донбасса привлекло внимание писательницы В. К. Кетлинской . Она начала писать роман, связанный со сложными, порой драматическими перипетиями освоения ПГУ. Закончить роман с многозначительным названием «Иначе жить не стоит» удалось только в 1960-м году. Д.И. Филиппов - прототип одного из главных героев этого романа.

Литература

  • Анатолий Виноградов. Хроника Малевинских [о Менделееве и о своей жизни] - М .: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1944
  • Вера Кетлинская. Иначе жить не стоит. Роман. - Л., Советский писатель, 1961. (См. также: М., 1963, Советская Россия; М.-Л., 1966, Художественная литература; Л., 1980, Собрание сочинений, тома 3 и 4.)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Филиппов, Дмитрий Иванович (технолог)

– Нет, отчего же вы думаете, – вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.
– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.
– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.
Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.
Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.
Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они прошли на паром.
Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.
– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите?
– Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.
Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.
– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.
– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.

Фабрика, выстроенная Д. И. Филипповым на Тверской, представляла собой образец современного производства. Она включала множество отделений: «сахарное, бараночное, пирожно-кондитерское, немецкого, стародубского, рижского, петербургского столового, черного, белого и шведского хлеба, жареных пирогов, калачное и расстегайное». Фабрика имела даже собственную электростанцию. Работавшие на ней специалисты пользовались бесплатными квартирами в общежитии, продуктами, отоплением, освещением и кипятком. Им выдавали спецодежду, стирка которой производилась за счет предприятия. Режимом работы было предусмотрено время для обеда и чаепития, а также посменная работа в праздничные и выходные дни.

В 1905 г. Д. И. Филиппов был владельцем 16 булочных и хлебопекарен, в которых трудилось около 3 тыс. рабочих. Однако революционные события подорвали спокойствие в его фирме. В сентябре 1905 г. рабочие пекарни на Тверской приняли участие в забастовке. Они выступали против снижения зарплаты. В ответ на их требования Дмитрий Иванович заявил, что он согласится на восстановление прежнего жалованья, но при условии, что это же сделают и другие коллеги по отрасли. Митингующие это условие не приняли и стали громить пекарню Чуева, рабочие которой отказались участвовать в забастовке. В результате последовали столкновения с полицией и аресты нарушителей порядка.

В июле 1906 г. ситуация еще больше обострилась. Забастовка продолжалась, и Филиппов, как и другие хозяева булочных, нес убытки. Тогда он решил пойти на уступки рабочим, предложив им праздничный отдых, работу в две смены и повышение зарплаты, вызвав тем самым недовольство других предпринимателей. Однако он не отступил, заняв независимую позицию, основанную на трезвом расчете. В результате его рабочие вернулись на свои места и возобновили выпечку хлеба. Дневной оборот филипповских булочных повысился. Но к тому времени фирма уже задолжала кредиторам около 3 млн рублей. Чтобы спасти семейное дело, Д. И. Филиппов был вынужден объявить себя банкротом. Решением Московского коммерческого суда управление делами было передано администрации, в которую входили служащие фирмы и представители кредиторов.

После смерти Дмитрия Ивановича в 1908 г. дело продолжили три его сына. Фактически главою фирмы стал его неродной сын Николай Иванович Филиппов. По окончании опеки администрации в марте 1915 г. он организовал на правах полного товарищества «Торговый дом бр. Филипповых» с сохранением права торговли под фирмой «Поставщик двора Его Императорского Величества» со складочным капиталом в 1 млн рублей. В этом качестве фирма, имевшая свое производство не только в Москве и Петербурге, ной в Саратове, Туле и в Ростове-на-Дону, просуществовала до 1917 г. и впоследствии была национализирована. Владелец фирмы вынужден был эмигрировать в Бразилию.

Долгие годы булочная Филиппова, как и Елисеевский магазин, без преувеличения была лицом российской столицы. Как это ни печально, но сегодня известной булочной на Тверской 10 не существует. Мутная волна передела собственности накрыла и ее славу, и ее место в московской истории. От некогда знаменитой филипповской империи до сегодняшнего дня сохранились только «хлебные» названия московских улиц и переулков: Калашный, Хлебный и др.

В XIX веке жил в Москве пекарь Иван Максимович Филиппов (1824-1878). У Ивана Максимовича была булочная, которая находилась на Тверской улице, дом 10. Именно Ивану Филиппову мы обязаны появлению булочек с изюмом. Об этом занимательно написал Владимир Алексеевич Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи». Вместе с Филипповым в этом «поучаствовал» генерал-губернатор Арсений Андреевич Закревский. Саму историю можете прочитать у Гиляровского, а я только скажу, что А. А. Закревский, очень влиятельный и богатый человек, в то время владел большой , красивой и умной женой и собственным театром.


Шло время, «филипповские» калачи и сайки приобрели всероссийскую известность, а сам он стал императорским поставщиком. После его смерти была создана фирма «Филиппов Иван наследники». Главная булочная на Тверской улице отошла к его сыну Дмитрию Ивановичу Филиппову (1855-1908).

Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика — от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На
хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. (В. А. Гиляровский)

В начале XX в. Д. И. Филиппов перестроил главный магазин, расширил пекарню и открыл ресторан. Кроме того, в Подольском районе, неподалеку от Ивановского, которое к тому времени уже сменило Закревских на других хозяев, Филиппов построил себе усадьбу (ныне — территория поселка Спортбаза). Сейчас от усадебных построек остался только красивый разрушающийся дом, в котором находится Медицинский восстановительный центр.

Покойный Д. И. Филиппов после своей смерти остался должен своим влиятельным кредиторам около трех миллионов рублей, поэтому фирма объявила себя банкротом. По решению Московского коммерческого суда управление фирмой до 1916 года находилось в руках администрации, состоявшей из служащих фирмы. После истечения срока судебной опеки сыновья Дмитрия Филиппова, Николай и Дмитрий Филипповы, организовали полное товарищество «Торговый дом братьев Филипповых» со «складочным» капиталом в один миллион рублей. Фактически главою фирмы стал Николай Иванович Филиппов, родившийся 8 мая 1874 г. и который был усыновлен Филипповым. Третий сын Дмитрия Филиппова, Борис Дмитриевич, имел собственную булочную на Солянке.

В годы революции филипповское товарищество было национализировано.

На Тверской, 10, и поныне существует булочная. Нужно как-нибудь сходить туда, отведать пирожков. При Филиппове это была «кофейная» с зеркальными окнами, мраморными столиками и лакеями в смокингах… Интересно, что там сейчас?..

Усадьба Сатино расположена в Подольском районе Московской области. Усадьба построена на месте, где находился древний русский город Перемышль , основанный в XII-XIV веках на берегах реки Мо чи. Город представлял собой крепость, защищающую Москву от нападения с запада. В свое время Перемышль превосходил по размерам и Дмитров и Звенигород , однако, со временем, необходимость в этом городе-крепости отпала, и уже к XVII веку город исчез с лица земли. О древнем городе напоминал лишь остатки крепостных валов, посреди которых московский булочник Дмитрий Филиппов и решил построить свою загородную дачу.

Династия булочников Филипповых основана Максимом Филипповым, прибывшим в Москву из Калужской губернии в начале XIX века. По приезду в Москву, Максим Филиппов со всей своей семьей начал выпекать и продавать горячие калачи и пирожки со всевозможными начинками, и быстро получил известность среди москвичей.

После смерти Максима Филиппова дело продолжил его сын - Иван Максимович Филиппов. Он не просто принял и продолжил начатое отцом, имея недюжинную деловую сметку, развивал семейное дело и стал поставщиком Двора Его Императорского Величества . За заслуги в коммерческих делах он был награжден орденом Св. Анны II степени.

К 1876 году у Филиппова было по четыре пекарни-булочных в Москве и в Петербурге. Самой известной была «Филипповская булочная » в собственном доме, на углу Тверской улицы и Глинищевского переулка. Одно только сочетание «Филипповская булочная » сразу говорило о лучшем хлебе, пирогах, о том, что выпеченные здесь сайки едят даже цари в Петербурге. В то же время, как и большинство предпринимателей того времени, Филипповы занимались благотворительностью . В московской («Филипповской») булочной, со стороны Глинищевского переулка, чуть ли не каждый день нищим бесплатно раздавался черный хлеб.

После смерти Ивана Максимовича во главе его дела стал старший сын Дмитрий Иванович Филиппов. Именно Дмитрий Иванович Филиппов и построил усадьбу на месте, где когда-то стоял город Перемышль . Автором проекта усадебного дома считается архитектор Н.А.Эйхенвальд . Николай Эйхенвальд известен, в основном, проектами промышленных зданий и магазинов. Ему принадлежит в том числе проект здания знаменитой "Филипповской" булочной в Москве. Видимо, для постоянного и крупного заказчика архитектор сделал исключение и создал проект усадебного дома . Результатом его трудов стал нарядный бело-голубой двухэтажный дом со смотровой башней . Архитектурный стиль здания определить довольно сложно. Он словно впитал в себя одновременно и черты эклектики и зарождавшегося тогда неоклассицизма .

Старинный двухэтажный дом овеян легендами. Согласно одной из них, здесь жила любимая Дмитрием Ивановичем цыганка Аза . Говорят, что и сама усадьба была построена именно для нее. Но ее счастье было недолгим. Однажды она узнала, что Дмитрий полюбил другую. Не выдержав горя цыганка бросилась со смотровой башни и погибла. Насколько эта легенда соответствует действительности - неизвестно. Однако она вдохновила Веронику Долину написать такие строки

Цыганка, цыганочка Аза

Жила здесь и зиму, и лето.

Теперь здесь спортивная база

Тяжело и легкоатлетов...

В этих строках описано не только прошлое, но и настоящее старой усадьбы. С 1953 года здесь расположен учебно-спортивный центр Олимпийской подготовки. Вокруг старинного здания усадебного дома выросли безликие корпуса современных домов, парк усадьбы, аллеи превратились в «территорию». А в самом здании расположился «Восстановительный центр », хотя судя по вывеске да и по общему виду здания - пора восстанавливать саму усадьбу. При посещении усадьбы стоит быть готовым, к тому, что попадешь не в тенистые аллеи старинной усадьбы, а именно на территорию спортивной базы -- запущенную и замусоренную. Но даже сейчас, нельзя не заметить своеобразной прелести особняка булочника Филиппова