Где находится судно академик трешников

Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Трёшников» («AKADEMIK TRYOSHNIKOV») проекта 22280 IMO: 9548536, флаг Россия, порт приписки Санкт-Петербург было построено на ОАО «Адмиралтейские верфи». Владелец и оператор: ААНИИ, город Санкт-Петербург, Россия.

Государственный контракт на строительство нового НЭС проекта 22280 для Российской антарктической экспедиции был заключен 1 декабря 2008 года между ОАО «Адмиралтейские верфи» и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Проект 22280 был разработан ФГУП ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова/ЦКБ «Балтсудопроект».

Судно сочетает в себе функции ледокола, танкера-сухогруза, пассажирского судна и научно-исследовательской базы, имеет усиленный ледовый корпус, оснащено современным навигационным оборудованием, двумя вертолетными площадками, оборудовано научно-исследовательскими лабораториями, которые позволяют проводить оперативную обработку результатов океанографических исследований, зондирования атмосферы и других научных экспериментов.

Судно обеспечивает комфортные условия работы экипажу и экспедиции при температуре окружающего воздуха до минус 40 °C. Район плавания неограничен, включая одиночное плавание и дрейф в ледовых условиях арктических морей и плавание в тропических морях.

Судно названо в честь Алексея Федоровича Трёшникова – российского полярного исследователя, академика АН СССР. Алексей Федорович Трешников руководил многими полярными экспедициями, с 1977 по 1991 год был президентом Географического общества СССР, а с 1960 года по 1981 год возглавлял Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

7 апреля 2009 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» началась резка металла первой секции нового НЭС проекта 22280. 30 июня 2009 года на открытом стапеле завода была заложена секция 1301А весом 52,2 тонны. 29 марта 2011 года судно было спущено на воду с наклонного стапеля 5-С. 10 октября 2012 года введено в эксплуатацию (НЭС «Академик Трёшников» является первым за последние 20 лет научным судном, построенным на «Адмиралтейских верфях» по заказу Росгидромета). На судне был поднят флаг РФ, в церемонии поднятия флага принял участие председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Основные характеристики: Водоизмещение 12701 тонн, дедвейт 6634 тонны. Длина 133,53 метра, ширина 23,25 метра, высота борта 13,5 метра, осадка 8,5 метра. Скорость хода в открытой воде 16 узлов, во льдах толщиной 1,1 метра 2 узла. Автономность плавания 45 суток. Дальность плавания 15000 морских миль. Экипаж 60 человек. Количество членов экспедиции 80 человек.

Предусмотрено базирование двух вертолётов Ка-32.

Три главных двигателя Wartsila мощностью: 2х6300 кВт, 1х4200 кВт.

Два гребных электродвигателя мощностью 2х7100 кВт.

Стоимость проекта была оценена в 5,3 млрд. рублей.

С 21 декабря 2012 года по 11 апреля 2013 года НЭС «Академик Трёшников»в выполнило свой первый антарктический рейс.

01 февраля 2014 гола в 23:50 по местному времени НЭС «Академик Трёшников» вышло из порта Санкт-Петербург в свой второй антарктический рейс.

Прибыло научно-экспедиционное судно (НЭС) Арктического и антарктического НИИ Росгидромета «Академик Трёшников» из своего второго антарктического рейса.

На 13 ноября 2014 года в Гавани на Васильевском острове. Решаются организационные вопросы о проведении ремонта судна и заказа соответствующих запчастей.

22 августа 2015 года в рамках экспедиции АВЛАП/NABOS – 2015, которая продлится до конца сентября. В экспедиции участвуют более сорока специалистов из научных организаций России, США, Германии, Южной Кореи, Великобритании, Новой Зеландии и Польши. 30 сентября в порт Архангельск. 10 октября в 6-й рейс курсом на остров Большевик архипелага Северная Земля, на котором расположен научно-исследовательский стационар «Ледовая база «Мыс Баранова» ААНИИ Росгидромета. 17 октября 2015 года, после завершения грузовых работ и принятия на борт последней группы полярников со стационара, через пролив Шокальского в Карское море. 25 октября в порт Архангельск после завершения арктической экспедиции.

По сообщению от 10 октября 2016 года в арктической научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето-2016», в ходе которой впервые в России была проведена апробация уникальной технологии по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. 19 ноября из германского порта Бремерхафен по программе 62-й РАЭ. 20 декабря с выходом НЭС из порта Кейптаун в рамках сезонных работ 62-й Российской антарктической экспедиции международная кругосветная экспедиция АСЕ. С острова Марион (ЮАР) на борт судна была вертолетом девушка-орнитолог со сломанным позвоночником. Через 20 дней судно будет в порту Хобарт (Австралия), где пострадавшую поместят в стационар для прохождения лечения.

06 февраля 2018 года от причала Морского торгового порта Санкт-Петербурга по программе 63-й Российской антарктической экспедиции, из которого должно вернуться 25 мая. 22 марта на рейд базы Молодежная, где грузовые операции по плану должны быть завершены 25 марта. 05 мая порт Монтевидео и взяло курс на Бремерхафен, куда прибыло 28 мая. В порту был гарантийный ремонт ГДГ №1 и последующая его настройка. 01 июня покинул порт и направился в Санкт-Петербург. 06 июня в Санкт-Петербург.

2018 год

13 мая полностью завершены операции по выгрузке грузов 62-й зимовочной и 63-й сезонной РАЭ с борта судна в порту Санкт-Петербурга.

06 февраля в 20:45 МСК НЭС «Ак. Трешников» вышел из порта Санкт-Петербург в свой 10-ый рейс по программе 63 РАЭ. Капитан судна – Карпенко Дмитрий Александрович, начальник рейса на этапе до порта Кейптаун – Коробов Сергей Юрьевич.

На борту судна в Антарктику отправились 35 участников экспедиции, в том числе 32 человека – зимовочный состав станций Новолазаревская и Беллинсгаузен и 3 сотрудника сезонного состава. Первый порт захода судна на пути в Антарктику – Бремерхафен, куда судно прибудет 10 февраля
На 08:00 МСК 08 февраля судно находилось в точке координатами 56°47’с.ш., 19°10’в.д.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

6 июня 2018 года к причалу Морского торгового порта Санкт-Петербурга из рейса, выполнявшегося по программе 63-й Российской антарктической экспедиции, возвращается научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. Это плавание в водах Антарктики является четвёртым в биографии построенного в 2012 году судна. Рейс продолжался 120 суток из них 46 суток во льдах. Командует судном испытанный полярный капитан Дмитрий Александрович Карпенко, экспедиционный состав возглавляет уже не в первый раз опытный полярник, заместитель начальника РАЭ Михаил Викторович Бугаёв.
После выхода судна 6 февраля 2018 г. из Санкт-Петербурга были выполнены заходы в Бремерхафен (Германия) и Кейптаун (ЮАР). В южноафриканском порту к находившимся на борту зимовочным составам станций Новолазаревская и Беллинсгаузен присоединился отряд сезонных операций с научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров» и два вертолёта Ка-32 авиакомпании «Авиалифт Владивосток» с лётным и техническим составом. В Кейптауне на судно были погружены авиационное топливо и оборудование для международной авиационной сети ДРОМЛАН с опорой на российскую взлётно-посадочную полосу станции Новолазаревская, а также материалы и оборудование для развития в Антарктике наземного сегмента системы ГЛОНАСС.
Через восемь суток после выхода из Кейптауна судно подошло к сезонной базе Молодёжная. В кратчайшие сроки были выполнены необходимые операции по завершению на базе сезонных программ, доставлено топливо для будущего сезона, погружены отходы, подготовленные в вывозу за пределы зоны действия Договора об Антарктике. Приняв на борт сезонный состав базы Молодёжная и участников антарктической экспедиции Белоруссии, работавших по соседству на базе Гора Вечерняя, судно продолжило рейс.
Из Молодежной судно должно было отправиться в район Новолазаревской. Однако, из-за проблем со здоровьем одного из участников зимовки на Мирном судно пришлось направить туда. 29 марта НЭС «Академик Трёшников» подошло на рейд станции Мирный, откуда был выполнен санитарный рейс вертолёта и лечение больного продолжили в судовом лазарете.
К месту выгрузки у станции Новолазаревская судно прибыло с небольшой задержкой – 5 апреля 2018 г. Все запланированные операции, включая смену зимовочного состава, выгрузку продуктов, оборудования, запасных частей и строительных материалов, перекачку дизельного и авиационного топлива, общим объёмом более 600 тонн удалось выполнить в сжатые сроки. З8 тонн отходов, принятых на борт судна, довершили успешные грузовые операции.
15 апреля судно прибыло к станции Беллинсгаузен. С борта судна на станцию были доставлены все грузы, включая запчасти, продукты питания, технические масла и газы, а также большой объем строительных материалов для модернизации наземного комплекса спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Станция была обеспечена достаточным запасом топлива на предстоящую зимовку – в емкости береговой нефтебазы слито более 150 тонн. Вклад станции в программу вывоза отходов составил 30,5 тонн.
За операциями у станции Беллинсгаузен последовал переход в район выполнения океанографических работ (проливы Брансфилд и Дрейка), а после их завершения в порт Монтевидео (Уругвай). За период рейдовой стоянки 3-5 мая были пополнены судовые запасы, а на берег отправлены 17 участников экспедиции для следования на Родину регулярными авиарейсами.
В дальнейшем последовал переход через тропические широты в Бремерхафен, куда судно прибыло 28 мая. Здесь было выполнено необходимое техническое обслуживание, к месту базирования отправлены вертолёты после чего судно взяло курс на порт приписки – Санкт-Петербург.
На борту прибывающего в порт судна находятся 57 членов экипажа и 52 человека экспедиционного состава. В ААНИИ будут доставлены отчётные материалы по выполнявшими научным программам как в период сезона, так и на зимовочных станциях. С особым нетерпением учёные ждут материалы океанографических наблюдений, поскольку они выполняются в одной и том же районе на протяжении ряда лет и возникает возможность проследить долговременные изменения, происходящие в океанской толще. Не менее любопытны результаты, полученные по целому ряду других программ, таких как наблюдения за озоном и малыми газовыми примесями в атмосфере, микробиологические и экологические исследования, мониторинг морского льда с привязкой спутниковых наблюдений к данным, полученным непосредственно с борта судна, мониторинг численности китообразных, данные об адаптации и ре-адаптации участников экспедиции на антарктических станциях.
Все полученные результаты будут обработаны и послужат основой для выполнения научных проектов институтов Росгидромета РАН и других организаций, планирования и проведения будущих экспедиционных исследований.

Зам. директора ААНИИ –
начальник РАЭ А.В. Клеников

24-31.05.2018

С 28 мая судно находится в порту Бремерхафен, где выполняется гарантийный ремонт ГДГ №1 и последующая настройка его в работе. Отход судна из порта планируется на 01 июня, после чего судно так же направится в свой порт Санкт-Петербург.

17-24.05.2018

В период с 5 мая судно продолжало следование от порта Монтевидео к порту Бремерхафен. По плану судно должно зайти в порт Бремерхафен 28 мая.
На 08:00 МСК 24 мая судно находилось в точке с координатами 43°26’с.ш., 10°31’з.д.

10-17.05.2018

В период с мая судно продолжало следование от порта Монтевидео к порту Бремерхафен. 14 мая судно пересекло экватор и вернулось в северное полушарие. По плану судно должно зайти в порт Бремерхафен 28 мая.
На 08:00 МСК 17 мая судно находилось в точке с координатами 12°38’с.ш., 28°29’з.д.

03-10.05.2018

В период с 21:00 3 мая по 17:20 МСК 5 мая судно находилось на рейде порта Монтевидео. Здесь на борт судна были поставлены продукты питания, а с борта судна выбыли 17 участников экспедиции, в том 12 участников 63 сезонной РАЭ, 1 – сотрудник 62 зимовочной РАЭ, а также 4 участника Белорусской экспедиции. 5 мая судно вновь вышло в море и взяло курс на порт Бремерхафен, куда по расчетам капитана оно должно прийти 28 мая.
На 08:00 МСК 10 мая судно находилось в точке с координатами 21°59’ю.ш., 34°20’з.д.

19.04.-03.05.18

В период 22 по 28 апреля судно выполнило программу морских океанографических наблюдений в проливах Брансфилд и Дрейка. 23 апреля судно пересекло 60 градус южной широты и таким образом вышло из Антарктики. По завершению программы морских работ судно направилось к порту Монтевидео, куда по расчетам капитана прибывает 3 мая. В порту планируется стоянка судна на рейде, откуда сотрудники сезонной экспедиции (авиаотряд, специалисты организаций Роскосмоса и Аэрогеодезии), а также сотрудники Белоруской экспедиции будут отправлены в аэропорт для вылета на рейсовых самолетах на свою Родину. Кроме того, в порту судно пополнит запасы продуктов питания.
На 08:00 МСК 3 мая судно находилось в точке с координатами 34°24’ю.ш., 52°57’з.д.

19-26.04.2018

В период с 16 по 22 апреля судно выполняло плановые погрузо-разгрузочные операции на станции Беллинсгаузен. С борта судна на станцию с помощью станционной баржи и вертолетов были доставлены все грузы для станции включая запчасти, продукты питания, технические масла и газы, а также большой объем строительных грузов для модернизации и дальнейшего развития наземного комплекса оборудования спутниковой навигационной системы ГЛОНАС., в емкости береговой нефтебазы станции было слито 150,8 тонны дизельного топлива.
В рамках проведенных операций специалисты из состава экипажа судна провели ревизию технического состояния и неотложный ремонт станционной баржи, после чего ее использовали для грузовых операций. В силу неблагоприятных метеорологических условий 19-20 апреля судну пришлось временно выйти из залива Максуэлл в пролив Брансфилд, и возвратиться в район станции только 21 апреля.
Со станции на борт судна были отгружены отходы для вывоза из Антарктики, общим весом 30,5 тонны.
22 апреля в 12:25 МСК судно завершило все запланированные операции и отошло от станции Беллинсгаузен для выполнения программы морских океанографических работ в проливах Брансфилд и Дрейка, которые по плану продлятся до 28 апреля.
На 08:00 МСК 26 апреля судно находилось в точке с координатами 61°14’ю.ш., 56°59’в.д.

12-19-.04.18

В период с 10 по 16 апреля судно осуществило переход из района барьерной базы станции Новолазаревская к району станции Беллинсгаузен.
В 16:30 МСК 16 апреля судно встало на якорь в районе станции Беллинсгаузен. В начале работ был выполнена ревизия технического состояния и неотложный ремонт станционной баржи, затем были начаты разгрузочные операции с помощью баржи и вертолетов, а также подготовка к сливу топлива.
17 апреля в связи с усилением ветра, грузовые операции были временно прекращены и судно вышло из залива Максуэлл в пролив Брансфилд. По прогнозу улучшение погодных условий планируется конце дня 19 апреля, когда судно сможет вернуться в район станции и завершить погрузо-разгрузочные работы.

05-12.04.18

Рано утром 5 апреля судно подошло к барьерной базе станции Новолазаревская, расположенной на берегу бухты Белая моря Лазарева и приступило к плановым погрузо-разгрузочным операциям.
- За период с 5 по 9 апреля все плановые операции судна для станции Новолазаревская были выполнены в полном объеме, в том числе:
- выполнена смена зимовочного состава станции,
- на барьерную базу были выгружены около 390 т дизельного топлива, технические масла и газы, хозяйственный груз, запчасти, стройматериалы, станционное оборудование,
- выгружены грузы для программы Дромлан: 226 тонн авиационного керосина наливом и 545 бочек с авиационным керосином, пожарная машина и автоцистерна,
- на борт судна были загружены отходы для вывоза из Антарктики весом 38,2 тонны.
- 10 апреля в 10:55 МСК судно отошло от ледового барьера бухты Белая и взяло курс на станцию Беллинсгаузен, куда планирует прибыть 17 апреля.
На 08:00 МСК 12 апреля судно находилось в точке с координатами 67°57’ю.ш., 11°31’ з.д.

22-29.03.18

В 09:00 МСК 22 марта судно подошло на рейд сезонной базы Белорусской экспедиции «Гора Вечерняя» и выполнило с помощью вертолета доставку одного модуля конструкции новой станции. Обратным рейсом с базы были вывезены грузы сезонной программы работ. После этого судно перешло к району расположения сезонной полевой базы Молодежная.
- 23 марта с борта судна была выполнена серия полетов на базу Молодежная для вывоза на борт судна отходов в объеме 46 тонн. На базу было доставлено около 30 тонн дизельного топлива и 15 бочек авиационного керосина для обеспечения работ следующего сезонного периода.
- Все сотрудники сезонных баз Молодежная и «Гора Вечерняя» были доставлены на борт судна и в 05:45 МСК 24 марта судно отошло о района базы Молодежная и взяло курс на станцию Мирный.
- В 03:05 МСК 29 марта судно подошло на рейд станции Мирный, откуда был выполнен вертолетный рейс на станцию с дистанции 7 км. В 05-16 МСК больного сотрудника станции Мирный доставили на борт судна для последующей транспортировки на лечение в Санкт-Петербург.
- В 06:00 МСК 29 марта судно начало движение, взяв курс на район станции Новолазаревская, куда по плану оно должно прибыть 8 апреля.

15-22.03.18

С 14 марта судно следовало из порта Кейптаун в Антарктике, взяв курс на район сезонной полевой базы Молодежная.
- 20 марта в 13:20 МСК судно пересекло 60° ю.ш. и вошло в антарктические воды.
- В 09:00 МСК 22 марта судно прибыло на рейд базы Молодежная, где операции по плану должны быть завершены к 25 марта.

08-15.03.18

08 по 14 марта судно находилось в порту Кейптаун. На борт судна перешли участники сезонной экспедиции с борта НЭС «Ак. Федоров», включая авиаотряд, были перегружены два экспедиционных вертолета, грузы для станций Новолазаревская и Беллинсгаузен, как с борта НЭС «А. Федоров», так и находившиеся на хранении в порту. На борт судна перешел М.В. Бугаев, который возглавит завершающую часть сезонной экспедиции. Судно пополнило свой топливный бункер, приобрело скоропортящиеся продукты питания и погрузило авиационный керосин для системы Дромлан следующего сезона в объеме 284,2 тыс. литров и 619 бочек.
-14 марта в 20:55 МСК судно завершив все плановые работы в порту Кейптаун, вышло в Антарктику взяв курс на район сезонной полевой базы Молодежная, куда планирует прибыть к 22 марта. На борту судна 53 участника 63 РАЭ.
-На 08:00 15 марта судно находилось в точке с координатами 35°51’ю.ш., 18°55’з.д.

01-08.03.2018

Судно продолжало следование от порта Бремерхафен в порт Кейптаун. На 08:00 МСК 8 марта судно находилось в точке с координатами 33°48’ю.ш., 18°14’з.д.
- 08 марта судно планирует зайти в порт Кейптаун, где его стоянка судна продлится до 12 марта. За это время судно пополнит бункер судового топлива, загрузит грузы, оставленные на хранение в порту с борта НЭС «Академик Федоров». На борт судна перейдут участники сезонных работ с борта НЭС «Ак. Федоров», будут перегружены экспедиционные вертолеты и грузы для станций Новолазаревская и Беллинсгаузен. На борт судна перейдут 2 сотрудника сезонной экспедиции, прибывшие в порт самолетами, в том числе начальник воздушной экспедиции М.В. Бугаев, который будет руководить сезонными экспедиционными работами на завершающей стадии 63 сезонной РАЭ на борту этого судна.

22.02-01.03.18

Судно продолжало следование от порта Бремерхафен к порту Кейптаун. 27 февраля судно пересекло экватор и вошло в Южное полушарие. По расчетам капитана судно придет в порт Кейптаун 8 марта. На 08:00 МСК 22 февраля судно находилось в точке с координатами 06°41’ю.ш., 06°19’з.д.

15-22.02.18

По завершению всех операций в порту Бремерхафен, судно в 19:50 МСК 15 февраля покинуло порт и взяло курс на порт Кейптаун, куда по плану оно должно прибыть 8 марта. На 08:00 МСК 22 февраля судно находилось в точке с координатами 25°23’c.ш., 16°05’з.д.

08-15.02.18

В период со 6 по 12 февраля судно перешло из порта Санкт-Петербург в порт Бремерхафен.
- В 12:25 МСК 12 февраля судно зашло в порт Бремерхафен. В порту с 12 по 14 февраля судно пополнило топливный бункер, приняло на борт машинное масло, судовое техническое снабжение, заказанные запчасти для транспортной техники для станции Новолазаревская, а также скоропортящиеся продукты.
- 10 февраля в связи с замечаниями по работе судовой главной двигательной установки №1 на судно был вызван сервисный инженер, который должен выполнить инспекцию двигателя в порту Бремерхафен, по результатам которой будет определена дата выхода судна из порта

20 ноября 2016г в 00:05 МСК судно вышло из порта Бремерхафен и начало свой рейс по программе 62 сезонной РАЭ. Капитан судна Карпенко Дмитрий Александрович. На первом этапе до порта Кейптаун на борту судна попутно проходит работа «Морского университета» под эгидой Русского географического общества. В рамках этого университета на судне находятся студенты из Австралии (6 чел.), Франции (8), Германии (1), Норвегии (6), России (5), ЮАР (5), Швейцарии (6), Великобритании (5), США (6), Реюньона (1), всего 49 человек. Преподавателями программы «Морской университет» являются 2 чел. из ЮАР, и 1 – из Швейцарии. Кроме того на борту судна находятся исследователи из России (2 чел.), Австралии (2), Италии (2), Франции (2), Испании (2), Великобритании (2), Швейцарии (2), Германии (1), Чехии (1), всего 16 чел, которые готовят и настраивают оборудование для использования в период основной части рейса по программе АСЕ. Судно по плану 21-22 ноября осуществило заход в порт Саутгемптон (Великобритания), где на его борт перелетели 3 вертолета, которые будут обеспечивать программу работ. После этого судно взяло курс на порт Кейптаун, куда планирует прибыть 15 декабря.

На 01.12.2016. Судно следовало от английского порта Саутгемптон к порту Кейптаун, попутно выполняя программу «Морского университета» под эгидой РГО. По состоянию на 08:00 МСК 01 декабря судно находилось в Атлантическом океане в точке с координатами 13° 03’ с.ш., 20°07" з.д.

На 08.12.2016 Судно продолжало следование к порту Кейптаун, попутно выполняя программу «Морского университета» под эгидой РГО. По состоянию на 08:00 МСК 8 декабря судно находилось в Атлантическом океане в точке с координатами 12° 47’ ю.ш., 02°05" з.д. В порт Кейптаун судно придет 15 декабря.

На 15.12.16. судно продолжало следование к порту Кейптаун, попутно выполняя программу «Морского университета» под эгидой РГО. По состоянию на 08:00 МСК 15 декабря судно находилось в точке с координатами 33° 52’ю.ш. 18°18" в.д. Заход судна в порт Кейптаун запланирован на сегодня, 15 декабря.

На 22.12.16 21 декабря судно вышло из порта Кейптаун и начало выполнение программы исследований в южной части Индийского океана. На первом этапе судно следует от порта Кейптаун по маршруту через острова Принца Эдуарда, Крозе и Кергелен к порту Хобарт (Австралия). Начальник рейса на этом этапе д.г.н. Большиянов Дмитрий Юрьевич. Заход судна в порт Хобарт планируется на 19 января. По состоянию на 08:00 МСК 22 декабря судно находилось в точке с координатами 38° 03" ю.ш. 22°45" в.д.

На 29.12.16 продолжает следование от порта Кейптаун по своему экспедиционному маршруту через район островов Принца Эдуарда. 27 декабря руководством института и судна была получена просьба от антарктической программы ЮАР о подходе судна к острову Марион для вывоза больного в Хобарт (Австралия). 28 декабря в 05:30 на борт судна с научной базы на о. Марион на вертолете была доставлена гражданка ЮАР, после чего судно продолжило выполнение своей научной программы. По состоянию на 08:00 МСК 29 декабря судно находилось в точке с координатами 46° 32" ю.ш. 41°00" в.д.

На 12.01.17 завершив работы у западных островам архипелага: Cochons и Apotres судно следует в Хобарт. Плановый срок прихода в порт 19 января.
- По состоянию на 08:00 МСК 12 января судно находилось в точке с координатами 54° 53" ю. ш. 101°15" в.д.

На 19.01.17 9 января завершило первый этап кругосветного рейса вокруг Антарктики и зашло в австралийский порт Хобарт с целью частичной смены персонала международной экспедиции. Стоянка судна предполагается до 22 января. На судно прибыл российский Консул, который будет находиться на борту до окончания стоянки судна.

На 26.01.17 22 января вышло из порта Хобарт для выполнения второго этапа кругосветного научного рейса вокруг Антарктиды, который будет проходить в Тихоокеанском секторе Антарктики. Из-за отказа австралийских властей выдать разрешение на выполнение научных исследований на о. Макоури, судно следует в район островов Баллени, куда рассчитывает прибыть 29 января. На 8-00 МСК 26/01 НЭС «Академик Трешников» находилось в координатах 59° ю. ш., 148° 38´ в. д. 24 января из Росгидромета было получено Разрешение на выполнение научных исследований на антарктических островах, расположенных в Тихоокеанском секторе Антарктики, запланированных программой совместной российско-швейцарской экспедиции в рамках 62 РАЭ. Приказ Росгидромета о выдаче Разрешения и текст Разрешения по электронной почте доведены до экипажа судна и руководства экспедиции.

На 02.02.17 29 января судно подошло к леднику Мерц – первой плановой точке исследований второго этапа циркумполярного рейса. Выполнено несколько океанологических исследований с помощью подводного аппарата «Ропос», как непосредственно у края ледника, так и на удалении от него в 1 км. На куполе ледника проведено бурение с отбором ледяного керна мощностью 20 м. 30 января с помощью 2 вертолетов на мыс Дэнисон была доставлена исследовательская группа, включающая 2-х российских специалистов, с целью проведения геоморфологических и палеогеографических работ. К сожалению, резкое усиление ветра не дало возможность выполнить весь запланированный объем исследований, и группа была возвращена на борт судна. Утром 02 февраля НЭС «Академик Трешников» завершило работы у ледника Мерц и направилось в район островов Балени. На 8-00 МСК 02 февраля судно находилось в координатах 65°03´ю.ш. и 156° 14´ в.д.

На 09.02.17 В период с 04 по 05 февраля осуществил заход на остров Балени. На подходе к островам плавание осуществлялось во льдах сплоченностью до 6 баллов. Вечером 02 февраля в координатах 65° 24" ю. ш. и 157° 50" в. д. судно преодолело сплоченную (9-10 баллов) трехмильную перемычку крупно- и мелкобитого льда однолетнего толстого с включениями старого и тертого льда. На подходах к островам Балени было выполнено 2 CTD станции с отбором проб, 2 отбора проб воды на гидрохимический анализ, 4 отбора проб планктона, 2 драгирования дна для отбора проб бентоса и 4 аэрологических зондирований атмосферы с помощью радиозондов. На острове Йонг гляциологами был извлечен ледяной керн длиной 17 метров. Попытка высадки исследовательских групп на о-ва Баррадайл и Янг с помощью судовых «Зодиаков» не увенчались успехом из-за сильного волнения. Использование судового вертолета для этих целей из-за плохой видимости не представлялось возможным. В районе этих островов было выполнено 2 полных океанографических станций с CTD зондированием с отбором проб морской воды, а также гидробиологическое драгирование дна. Утром 5 февраля в районе острова Стёдж была предпринята попытка использования подводного аппарата «Ропос», однако, она оказалась невозможной из-за сильного придонного течения со скоростью до 4 м/с. 6 февраля судно подошло к острову Скотта, на котором были продолжены программные исследования группами ученых, доставляемых к месту работ вертолетами. По завершении этих исследований, судно направляется в район острова Петра I. На 8-00 МСК 09 февраля судно находилось в координатах 70° 33"ю. ш. и 155° 53" в. д.

На 16.02.17 Выполнение второго этапа антарктического рейса от порта Хобарт к порту Пунта-Аренас.
07 февраля были завершены все работы в районе острова Скотта, после чего судно направилось к острову Петра-1.
По ходу рейса были выполнены попутные морские исследования в тихоокеанском секторе Южного океана, в том числе в малоизученном районе моря Амундсена от мыса Дарт к полуострову Терстон, где в частности были проведены исследования шельфовой зоны и материкового склона этого моря вплоть до глубины 1100 м с помощью глубоководного аппарата «Ропос», выполнившего видео и фотосъемку, а также измерения характеристик водной толщи и дна, сбор проб донного грунта и биоты. Кроме того, на акватории моря Амундсена было выполнено драгирование дна на глубинах около 480 м, с помощью которого были получены пробы бентоса, и донные осадки для диатомового и фораминиферового анализа. 13 февраля в районе банки Амундсена была выполнена еще одна комплексная океанографическая станция. 16 февраля судно должно подойти к очередному пункту своих работ - острову Петра-1. По состоянию на 08:00 МСК 16 февраля судно находилось в точке с координатами 68°29’ ю.ш., 88°32’ з.д.

На 02.03.17 23-25 февраля судно находилось в порту Пунта-Аренас (Чили). 25 февраля группа российских специалистов с борта судна выехала на автомобиле по побережью Магелланова пролива на удаление 30 км от города в район развития морских террас, где были обследованы геоморфометрические характеристики террас, отобраны образцы четвертичных отложений для анализа их возраста, а также проведения диатомового и фораминиферового анализов.
В конце дня 25 февраля судно вышло из порта Пунта-Аренас и пройдя Магеллановым проливом вышло в Атлантический океан и взяло курс на о. Южная Георгия.
По состоянию на 08:00 МСК 2 марта судно подошло в район о. Южная Георгия и находилось в точке с координатами 53°31’ ю.ш., 36°46’ з.д., выполняя океанографические наблюдения.

На 09.03.17 02 по 04 марта судно проводило плановые работы в районе острова Южная Георгия.
- 02 марта утром судно отдало якорь в бухте Камберленд-Ист, в 4-х кабельтовых от берега острова Южная Георгия, ввиду пос. Грютвикен. В течение дня шла высадка на побережье участников экспедиции с использованием 2-х зодиаков. В ходе работ отобраны биологические пробы, выполнены геоморфологические и палеогеографические исследования в районе озера Хамберг, был отобран керн льда на леднике Норденскольд.
- 04 марта утром судно перешло в бухту Сент-Андрус, где остановилось в 2 км от берега. Здесь была проведена высадка на берег гляциологов, биологов и геоморфологов для исследований на леднике Хини, а также морских террас и моренных гряд ледников Хини и Бакстон.
- Во второй половине дня 04 марта судно начало движение к Южным Сандвичевым островам в штормовых условиях с ветром скоростью до 25 м/с и высотой волн до 9 м.
- 06 марта с утра, при снижении скорости ветра до 10-15 м/с, была выполнена полная океанографическая станция на глубине до 1500 м, а вечером этого же дня судно подошло к Южным Сандвичевым островам.
- 07-08 марта судно провело плановые работы в районе Южных Сандвичевых островов, после чего взяло курс к заключительному объекту исследований этого рейса - острову Буве.
- По состоянию на 08:00 МСК 09 марта судно находилось в точке с координатами 59°00’ ю.ш., 16°50’ з.д.,

На 23.03.17 18 марта в 12:00 МСК судно пришло в порт Кейптаун. За период стоянки судна в порту с его борта выбыли все участники международной кругосветной экспедиции под эгидой Швейцарского полярного института, а также 2 сотрудника 62 сезонной РАЭ. На этапе перехода судна из порта Кейптаун в порт Бремерхафен на судне будут продолжать работу 3 участника 62 сезонной РАЭ. В 22:40 МСК 22 марта судно вышло из порта Кейптаун и взяло курс на порт Бремерхафен, куда оно должно зайти 12 апреля.
По состоянию на 08:00 МСК 23 марта судно находилось в точке с координатами 32°14’ ю.ш., 16°41’ в.д.

На 30.03.17 Судно продолжало следование от порта Кейптаун к порту Бремерхафен, куда оно должно прибыть 12 апреля. 30 марта судно пересекло экватор и вернулось в северное полушарие. По состоянию на 08:00 МСК 30 марта судно находилось в точке с координатами 00°13’ с.ш., 10°24’ в.д.

На 06.04.17
Судно продолжало следование от порта Кейптаун к порту Бремерхафен, куда оно должно прибыть 12 апреля. По состоянию на 08:00 МСК 06 апреля судно находилось в точке с координатами 34°40’ с.ш., 16°24’ з.д.

На 13.04.17 Судно продолжало следование от порта Кейптаун к порту Бремерхафен. 11 апреля в 18:40 МСК судно зашло в порт Бремерхафен, где необходимо выполнить работы по демонтажу установленного на его борту научного оборудования, которое использовалось учеными разных стран в период завершившегося рейса. Планируется, что 20 апреля судно выйдет из порта и направится в родной порт Санкт-Петербург.

На 20.04.17 В период с 11 апреля судно находится в порту Бремерхафен. Завершен демонтаж установленного на его борту научного оборудования, которое использовалось учеными разных стран во время рейса в Антарктику. На борту судна выполняются профилактические ремонтные работы, а также работы по гарантийным обязательствам. Планируется, что 25 апреля судно выйдет из порта и направится в родной порт Санкт-Петербург.

На 27.04.17 До 25 апреля судно находилось в порту Бремерхафен, где выполнялись профилактические ремонтные работы. 25 апреля в 16:10 МСК судно вышло из порта и взяло курс на порт Санкт-Петербург. По расчетам капитана, судно должно прибыть в родной порт 30 апреля. По стоянию на 08:00 МСК 27 апреля судно находилось в точке координатами 54°57’ с.ш., 10°57’ в.д.

На 04.05.17 30 апреля судно пришвартовалось к причалу ПКТ порта Санкт-Петербург, закончив рейс по программе 62 сезонной РАЭ.

20 мая в 12:20 МСК судно вышло из порта Санкт-Петербург и перешло в финский порт Наантали для проведения годового технического обслуживания и ремонта.

31 июля 2018 г

29 июля с.г. НЭС «Академик Трёшников» вышло в рейс из Санкт-Петербурга по программе российско-американо-германской морской экспедиции «Арктика-2018». Судно направляется в порт Архангельск, с кратковременным заходом в п. Киркенес (Норвегия), где примет на борт иностранных участников экспедиции и часть научного оборудования.

НЭС «Академик Трёшников»

Собственно научный этап экспедиции начнется с выходом из п. Архангельск 12 августа и там же планируется её завершение 28 сентября 2018 года. Капитан НЭС «Академик Трешников» - Дмитрий Александрович Карпенко. Руководитель экспедиции - д.ф.-м.н. Владимир Владимирович Иванов (ААНИИ Росгидромета). Зарубежные со-руководители экспедиции: доктор Роберт Рембер (университет Аляски, США), доктор Хайдимари Кассенс (Центр им. Гельмгольца по исследованию океана, ФРГ) и доктор Бенджамин Рабе (Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (ГЕОМАР) ФРГ). В экспедиции участвуют 46 специалистов из России, США, Германии, Норвегии и Республики Корея. Среди них четыре студента СПбГУ, проходящие обучение по международной программе «Помор».

Экспедиция выполняется с целью одновременного решения задач двух международных научно-исследовательских проектов - АВЛАП/NABOS и ИАТС/CATS, в каждом из которых участвует российская сторона.

Кратко о предыстории каждого из двух научных проектов.

Российско-американский научный проект АВЛАП/NABOS

Работы по программе долговременного мониторинга состояния вод бассейнов Нансена и Амундсена (Nansen Amundsen Basins Observation System – NABOS), в русской транскрипции – АВЛАП (Атлантические Воды в море Лаптевых), осуществляются в рамках сотрудничества с Университетом штата Аляска, США. В целях реализации проекта на период 2013-2018 годов существует Соглашение от 09.04.2013 между ФГБУ «ААНИИ» и вышеуказанным Университетом.

В ходе научных экспедиций в рамках российско-американской программы АВЛАП/NABOS, начиная с 2002 года, проводятся исследования физических процессов в океане, атмосфере и морском льду Северного Ледовитого океана.

За 15 лет по проекту было выполнено 10 полномасштабных экспедиций в Северном Ледовитом океане и окраинных морях, установлено 45 притопленных автоматических буйковых станций (ПАБС), выполнено более 800 вертикальных зондирований водной толщи, обработано более 17000 гидрохимических проб.

Российско-германский научный проект: «Изменчивость Арктической трансполярной системы»

Работы по российско-германскому научному проекту: «Изменчивость Арктической трансполярной системы» (ИАТС) осуществляются в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Проект рассчитан на три года (2017-2019). Основные исполнители проекта – ФГБУ «ААНИИ» (РФ) и ГЕОМАР (ФРГ).

Фундаментальной целью проекта является количественно обоснованный ответ на вопрос: насколько существенно сказываются современные изменения климата на высокочувствительной окружающей среде арктического региона и в какой степени эти изменения могут повлиять на климат Европы. Основным географическим объектом исследований выбрана западная часть моря Лаптевых, включающая шельф и континентальный склон пролива Вилькицкого и острова Большевик архипелага Северная Земля. Этот район является ключевым для интенсивного формирования морского льда, образования новых водных масс, вовлекаемых в трансполярный перенос, а также для взаимодействия шельфовых и склоновых процессов.

В ходе экспедиции «Арктика-2018» планируется получить комплексную океанографическую, гидрохимическую и гидробиологическую информацию о состоянии природной системы моря Лаптевых летом 2018 г. По результатам исследований будет выполнен анализ океанографических данных и дано описание структуры водных масс, гидрохимической и гидробиологической структуры вод.


Схема работ НЭС «Академик Трёшников» в российско-американо-германской морской экспедиции «Арктика-2018»

В экспедиции «Арктика-2018» запланирован подъем семи ПАБС и выполнение более 120 гидрологических зондирований. Основной акцент в исследованиях будет сделан на выявлении причин современного отступления морского льда, механизмах формирования водных масс, роли шельфовых процессов в трансформации термохалинных параметров Арктического пограничного течения, значимости энергобалансовых изменений в системе «океан-лед-атмосфера», биогеохимических циклах и экологических последствиях происходящих климатических изменений.

Информация представлена ФГБУ «ААНИИ»

Готовится к антарктическому походу. Экспедиция продлится более ста суток. Это уже второй рейс в Антарктиду. Ученым предстоит исследовать мировой океан и провести ряд климатических исследований.

Помощник капитана по научной части Михаил Романов перед походом проводит последние испытания океанографического комплекса. В начале февраля судно "Академик Трешников" на три месяца уйдет в Антарктику. С помощью этого комплекса экипаж корабля возьмет пробы воды в малоизученной части мирового океана. А после экспедиции ученые проведут химический анализ этих проб, чтобы дать прогноз мирового океана в той или другой точке.

"Это важно как для рыболовства, так и для предсказания опасных явлений и динамики океана, так как она влияет на атмосферу, — говорит Михаил Романов, помощник капитана судна "Академик Трешников" по научной части. — Если мы будем знать динамику океана, мы гораздо лучше сможем предсказывать погоду".

Помимо исследовательских функций судно занимается обслуживанием арктических станций: доставляет персонал, пополняет запасы продуктов питания, вывозит со станций мусор. Корабль построили специально по заказу Росгидромета. После того, как год назад "Академика Трешникова" ввели в эксплуатацию, он стал флагманом научно-экспедиционного флота.

"Наш предшественник - "Академик Федоров". По уровню его оборудования это судно другого порядка, — говорит Сергей Лукьянов, капитан научно-исследовательского судна "Академик Трешников". Это другое поколение, это как "Москвич-412" сравнивать, скажем, с какой-нибудь "Тойотой".

Аналогов "Академику Трешникову", по заверениям капитана, в мире сейчас не существует. Судно запросто пройдет сквозь лед толщиной до полутора метров. Корабль способен плавать как в арктических, так и в тропических морях. Кроме того, он может считывать информацию с различных спутников, что позволяет в режиме онлайн отслеживать метеорологическую обстановку в любой точке земного шара

Судно "Академик Трешников" включает в себя функции пяти кораблей: это и вертолетоноситель, и ледокол, и танкер-сухогруз, и научно-исследовательская база, и пассажирское судно. Здесь созданы все условия и для комфорта экипажа - к примеру, свой тренажерный зал. Но самое главное, корабль такого уровня впервые выпущен российской верфью.

Появление "Академика Трешникова" послужило неким толчком в укреплении позиций России в водах Мирового океана, говорят эксперты. "Нужно показать, что не праздные гости", — говорит капитан Лукьянов. Руководство Росгидромета уже в этом году собирается заказать еще одно аналогичное судно.

, Германия .

Научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» - российское научно-исследовательское судно, спущенное на воду 29 марта 2011 года . Судно построено по проекту 22280 по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и предназначено для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции . Его задачи - доставка груза и замена персонала антарктических станций, проведение научно-исследовательских работ и изучение природных процессов и явлений в океане, вывоз отходов и мусора из Антарктики . Технический проект судна разработан ЦКБ «Балтсудопроект», главный конструктор - Е. С. Былинович.

Ходовые испытания прошли летом 2012 года в Финском заливе . 10 октября 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественное мероприятие по подъему флага РФ. В церемонии принял участие председатель правительства РФ Дмитрий Медведев .

НЭС «Академик Трёшников» - двухпалубное судно, с развитым баком и носовой грузовой площадкой, с развитой в корму средней надстройкой, кормовой вертолетной площадкой и вертолетным ангаром со средним расположением машинных помещений, двухвальной дизель-электрической энергетической установкой переменного тока, с винтами фиксированного шага, носовым и кормовым подруливающими устройствами, с грузовыми танками, помещениями для перевозки взрывоопасных грузов, сухогрузными и рефрижераторными трюмами.

В свой первый антарктический рейс судно отправилось в декабре 2012 года. Поход длительностью 111 суток в рамках 58-й Антарктической экспедиции прошёл без особых происшествий, однако он был совмещён с эксплуатационными испытаниями судна, и в тяжёлом льду курс не прокладывался. В районе антарктической станции «Беллинсгаузен» проводились ледовые испытания, которые показали хорошую ледопроходимость и маневренность судна. Однако на обратном пути у судна вышел из строя один из гребных электродвигателей, а испытания показали низкую надёжность системы управления электродвигателями производства фирмы Rockwell, в связи с чем были назначены дополнительные ходовые испытания, которые прошли в Финском заливе в мае-августе 2013 года.

Во время второго антарктического похода в феврале 2014 года судно на пути в порт Кейптаун прошло через 10-балльный шторм в Бискайском заливе, получив при этом незначительные повреждения и потеряв часть груза. При этом выяснилась неэффективность установленной на судне системы успокоителей качки. Крен судна достигал 42°, получили травмы двое членов экипажа. Из-за поломки одного из трёх дизель-генераторов судно не могло развить нужный ход. При подходе к станции «Новолазаревская» судно вошло в полосу аномально плотного ледового припая, скорость продвижения составляла менее 2 миль в сутки. Пробиться к самой станции судну не удалось, однако задачи 59-й Антарктической экспедиции были выполнены путём организации ледовой дороги длиной 8 км, по которой на береговую базу были переправлены грузы, привезённые судном. Во время движения у «Новолазаревской» у судна были погнуты две лопасти левого гребного винта. Помимо этого, из-за выхода из строя опреснителей на судне был установлен режим строгой экономии пресной воды . Тем не менее судно успешно выполнило задачи 59-й Антарктической экспедиции, произведя ещё и заход на станцию «Прогресс», где было сдано снабжение и обеспечен вывоз сезонников. Участники 59-й РАЭ и экипажи судов «Академик Трёшников» и «Академик Фёдоров» получили поздравление в связи с этим событием от президента России В. В. Путина . Впоследствии судно через Кейптаун возвратилось в порт Бремерхаффен, где 27 мая 2014 года встало в сухой док для ремонта винта.

16 июля 2014 года судно отправилось в очередной арктический рейс, который был успешно окончен в октябре 2014 года.