Теплоход «Шота Руставели» («Assedo») и судьбы лайнеров серии «Иван Франко. судьба других теплоходов серии сложилась по-разному

Теплоход «Шота Руставели» был построен в 1968 году на верфи «Mathias Thesen Werft », Германия. На борту лайнера прекрасный интерьер: картины, гобелены и орнамент в грузинском стиле, светлые просторные каюты с душевыми кабинами, в большинстве из которых установлены сейфы.

Для комфортных условий судно оборудовано стабилизаторами качки. Для отдыха пассажиров на корабле предусмотрено два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, семь баров с меню на любой вкус, а один из них ночной, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт. Теплоход был построен по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей. Головным был лайнер «Иван Франко» построенный в 1964 году, затем были спущены на воду «Александр Пушкин » в 1965 году, «Тарас Шевченко » в 1966 году, за ним следовал «Шота Руставели » и завершал серию «Михаил Лермонтов» в 1971 году.

фотографии теплохода «Assedo» («Шота Руставели»)

теплоход «Assedo»

теплоход «Assedo» в порту Севастополь в 2002 году

теплоход «Assedo» в порту Дубровник

интерьер в грузинском стиле

на палубе теплохода «Assedo»

круизный лайнер «Assedo»

тренажерный зал на борту лайнера


С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз . Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. За такое длительное путешествии судно оставляло за кормой почти 26000 морских миль и пересекало Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также Тасманово и Карибское моря.

Пассажирское судно фрахтовалось различными зарубежными фирмами «Гранди Виаджи », «Италнорд », «Ориентурист », «Транстур » и другими. Гостями комфортабельного лайнера были туристы из республик Советского Союза, в том числе и выдающиеся личности - 20 августа 1973 года на теплоходе путешествовали Владимир Высоцкий, Марина Влади и ее два сына - Пьер и Волдемар.

В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo » (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля ), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine », начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.

Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo » ухудшилось и уже не соответствовало постоянно возрастающим международным требованиям, и 28 ноября 2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang .

судьба других теплоходов серии сложилась по-разному

Теплоход « Иван Франко » головное серии круизных лайнеров после развала Советского Союза первым отправился на слом в 1997 году.

теплоход «Иван Франко»

теплоход «Александр Пушкин»

теплоход «Alexandr Pushkin»

теплоход «Alexandr Pushkin» в порту

Лайнер «Александр Пушкин » после постройки в 1965 году совершал рейсы на круизной линии Ленинград и Монреаль, а позднее, после переоборудования в Германии, теплоход начал совершать кругосветные с пассажирами из Германии, Великобритании и Франции. В 1992 году после кратковременного бездействия в порту Сингапур судно было продано компании «Shipping & General » и отправлено в Грецию для проведения капитального переоборудования, переименовав в «Marco Polo ». В 2000 году судно перешло в собственность компании «Orient Line ».

лайнер «Marco Polo»

бар на лайнере «Marco Polo»

библиотека на борту лайнера «Marco Polo»

Была выполнена ощутимая реконструкция, после которой лайнер обрел вторую жизнь. Четыре пассажирских лифта, плавательный бассейн, казино, библиотека, бары, знаменитый ресторан «Seven Seas » на 450 мест. Салон для представлений «Ambassador » на 438 посетителей, а танцевальный салон на 220 человек. На

Теплоход «Шота Руставели»

Теплоход «Шота Руставели» был построен в 1968 году на верфи «Mathias Thesen Werft», Германия. На борту лайнера прекрасный интерьер: картины, гобелены и орнамент в грузинском стиле, светлые просторные каюты с душевыми кабинами, в большинстве из которых установлены сейфы. Для комфортных условий судно оборудовано стабилизаторами качки. Для отдыха пассажиров на корабле предусмотрено два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, семь баров с меню на любой вкус, а один из них ночной, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт. Теплоход был построен по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей. Головным был лайнер «Иван Франко» построенный в 1964 году, затем были спущены на воду «Александр Пушкин» в 1965 году, «Тарас Шевченко» в 1966 году, за ним следовал «Шота Руставели» и завершал серию «Михаил Лермонтов» в 1971 году.
















С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать морские круизы между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз. Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. За такое длительное путешествии судно оставляло за кормой почти 26000 морских миль и пересекало Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также Тасманово и Карибское моря.

Пассажирское судно фрахтовалось различными зарубежными фирмами «Гранди Виаджи», «Италнорд», «Ориентурист», «Транстур» и другими. Гостями комфортабельного лайнера были туристы из республик Советского Союза, в том числе и выдающиеся личности - 20 августа 1973 года на теплоходе путешествовали Владимир Высоцкий, Марина Влади и ее два сына - Пьер и Волдемар.

В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo» (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine», начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.

Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo» ухудшилось и уже не соответствовало постоянно возрастающим международным требованиям, и 28 ноября 2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang.

Теплоход «Шота Руставели» был построен в 1968 году на верфи «Mathias Thesen Werft», Германия. На борту лайнера прекрасный интерьер: картины, гобелены и орнамент в грузинском стиле, светлые просторные каюты с душевыми кабинами, в большинстве из которых установлены сейфы. Для комфортных условий судно оборудовано стабилизаторами качки. Для отдыха пассажиров на корабле предусмотрено два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, семь баров с меню на любой вкус, а один из них ночной, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт. Теплоход был построен по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей. Головным был лайнер «Иван Франко» построенный в 1964 году, затем были спущены на воду «Александр Пушкин» в 1965 году, «Тарас Шевченко» в 1966 году, за ним следовал «Шота Руставели» и завершал серию «Михаил Лермонтов» в 1971 году.

С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать морские круизы между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз. Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. За такое длительное путешествии судно оставляло за кормой почти 26000 морских миль и пересекало Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также Тасманово и Карибское моря.

Пассажирское судно фрахтовалось различными зарубежными фирмами «Гранди Виаджи», «Италнорд», «Ориентурист», «Транстур» и другими. Гостями комфортабельного лайнера были туристы из республик Советского Союза, в том числе и выдающиеся личности - 20 августа 1973 года на теплоходе путешествовали Владимир Высоцкий, Марина Влади и ее два сына - Пьер и Волдемар.

В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo» (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine», начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.

Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo» ухудшилось и уже не соответствовало постоянно возрастающим международным требованиям, и 28 ноября2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang.

Судьба других теплоходов серии сложилась по-разному.

Теплоход «Иван Франко» головное судно серии круизных лайнеров после развала Советского Союза первым отправился на слом в 1997 году.

Лайнер «Александр Пушкин» после постройки в 1965 году совершал рейсы на круизной линии Ленинград и Монреаль, а позднее, после переоборудования в Германии, теплоход начал совершать кругосветные морские путешествия с пассажирами из Германии, Великобритании и Франции. В 1992 году после кратковременного бездействия в порту Сингапур судно было продано компании «Shipping & General» и отправлено в Грецию для проведения капитального переоборудования, переименовав в «Marco Polo». В 2000 году судно перешло в собственность компании «Orient Line».

Была выполнена ощутимая реконструкция, после которой лайнер обрел вторую жизнь. Четыре пассажирских лифта, плавательный бассейн, казино, библиотека, бары, знаменитый ресторан «Seven Seas» на 450 мест. Салон для представлений «Ambassador» на 438 посетителей, а танцевальный салон на 220 человек. На лайнере постоянно присутствуют несколько музыкальных групп с музыкальными программами. Возле бассейна, кроме саун и джакузи, также располагается бар, где можно отдохнуть в неформальной обстановке.

Теплоход «Тарас Шевченко» третье судно серии оказалось долгожителем среди своих собратьев. Лайнер совершал длительные рейсы по всем морям и океанам, фрахтуясь фирмами «Транстур», «СТС», «Интурист», «Спутник» и другими. Из-за многочисленных долгов за топливо, воду, масло и снабжение продуктами в портах 6 января 2005 года было переименовано в «Tara» и отправлено в один из портов Бангладеш для разделки на слом.

Лайнер «Михаил Лермонтов» последнее судно серии был одним из самых комфортабельных кораблей Балтийского морского пароходства. В феврале 1986 года теплоход во время очередного рейса из Австралии к берегам Новой Зеландии затонул, получив пробоину у мыса Джексон. Все пассажиры были спасены.

Теплоход «Шота Руставели » был построен в 1968 году на верфи «Mathias Thesen Werft », Германия. На борту лайнера прекрасный интерьер: картины, гобелены и орнамент в грузинском стиле, светлые просторные каюты с душевыми кабинами, в большинстве из которых установлены сейфы. Для комфортных условий судно оборудовано стабилизаторами качки. Для отдыха пассажиров на корабле предусмотрено два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, семь баров с меню на любой вкус, а один из них ночной, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт. Теплоход был построен по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей. Головным был лайнер «Иван Франко» построенный в 1964 году, затем были спущены на воду «Александр Пушкин » в 1965 году, «Тарас Шевченко » в 1966 году, за ним следовал «Шота Руставели » и завершал серию «Михаил Лермонтов» в 1971 году.

фотографии теплохода «Assedo» («Шота Руставели»)


теплоход «Assedo»

теплоход «Assedo» в порту Севастополь в 2002 году

теплоход «Assedo» в порту Дубровник

интерьер в грузинском стиле

на палубе теплохода «Assedo»

круизный лайнер «Assedo»

тренажерный зал на борту лайнера


С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз . Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. За такое длительное путешествии судно оставляло за кормой почти 26000 морских миль и пересекало Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также Тасманово и Карибское моря.

Пассажирское судно фрахтовалось различными зарубежными фирмами «Гранди Виаджи », «Италнорд », «Ориентурист », «Транстур » и другими. Гостями комфортабельного лайнера были туристы из республик Советского Союза, в том числе и выдающиеся личности - 20 августа 1973 года на теплоходе путешествовали Владимир Высоцкий, Марина Влади и ее два сына - Пьер и Волдемар.

В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo » (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля ), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine », начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.

Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo » ухудшилось и уже не соответствовало постоянно возрастающим международным требованиям, и 28 ноября 2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang .

судьба других теплоходов серии сложилась по-разному

Теплоход « Иван Франко » головное серии круизных лайнеров после развала Советского Союза первым отправился на слом в 1997 году.

теплоход «Иван Франко»

теплоход «Александр Пушкин»

теплоход «Alexandr Pushkin»

теплоход «Alexandr Pushkin» в порту

Лайнер «Александр Пушкин » после постройки в 1965 году совершал рейсы на круизной линии Ленинград и Монреаль, а позднее, после переоборудования в Германии, теплоход начал совершать кругосветные с пассажирами из Германии, Великобритании и Франции. В 1992 году после кратковременного бездействия в порту Сингапур судно было продано компании «Shipping & General » и отправлено в Грецию для проведения капитального переоборудования, переименовав в «Marco Polo ». В 2000 году судно перешло в собственность компании «Orient Line ».

лайнер «Marco Polo»


бар на лайнере «Marco Polo»

библиотека на борту лайнера «Marco Polo»

Была выполнена ощутимая реконструкция, после которой лайнер обрел вторую жизнь. Четыре пассажирских лифта, плавательный бассейн, казино, библиотека, бары, знаменитый ресторан «Seven Seas » на 450 мест. Салон для представлений «Ambassador » на 438 посетителей, а танцевальный салон на 220 человек. На постоянно присутствуют несколько музыкальных групп с музыкальными программами. Возле бассейна, кроме саун и джакузи, также располагается бар, где можно отдохнуть в неформальной обстановке.

теплоход «Тарас Шевченко»

Лайнер «Михаил Лермонтов » последнее серии был одним из самых комфортабельных кораблей Балтийского морского пароходства. В феврале 1986 года теплоход во время очередного рейса из Австралии к берегам Новой Зеландии затонул, получив пробоину у мыса Джексон. Все пассажиры были спасены.

Технические данные лайнера «Shota Rustaveli» («Assedo»):
Длина - 177 м;
Ширина - 23 м;
Осадка - 8,2 м;
Водоизмещение - 21275 тонн;
Количество палуб - 9;
Судовая силовая установка - два дизельных двигателя «Sulzer » типа 7RD76, мощностью 21000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Количество пассажиров - 650 человек;
Экипаж - 100 человек;


Корреспондент «МУ» разыскал капитана советского круизного лайнера «Шота Руставели», на котором любил отдыхать Владимир Высоцкий.
Юрий Михневич двадцать один год ходил капитаном черноморского лайнера «Шота Руставели». Свою встречу со знаменитым бардом он помнит до мельчайших подробностей.


- Когда произошла встреча с Высоцким?

Мы впервые встретились в апреле 1979 года в Марселе, где стояли больше суток. Забирали там туристов и везли в Стамбул, Ялту, Одессу.
Владимир Высоцкий с Мариной Влади поднялся на судно в надежде увидеть капитана Назаренко , с которым они дружили. Благодаря ему в круизах они бывали не раз.

Я объяснил ситуацию: Назаренко через полтора месяца должен был вернуться на судно, а я его подменил. В общем, я был растерян такой неожиданной встречей!
К тому же, я понимал, что Высоцкий в опале. А для меня судно и экипаж были новыми, и тут такая провокация…

- Как выглядел Высоцкий, помните?

Он тогда хорошо одевался - как стиляга. Интересной они были парой с Мариной Влади!

- А что они делали в Марселе?

Путешествовали на колесах по югу Франции, а когда узнали, что в Марселе стоит «Шота Руставели», приехали.
Автомобиль поставили на территории порта. Несмотря на то, что Назаренко не оказалось на борту, я пригласил их.

Предложил кофе, капучино. Сервис у нас был хороший, ведь судно обслуживало итальянских, французских, немецких туристов. Больше 200 человек обслуживающего персонала, 367 человек - экипаж.

По моей команде накрыли стол в ресторане. Я попросил Высоцкого спеть, он был без гитары, но мы нашли ее. С двенадцати до часу дня было как раз наше обеденное время. В музыкальном салоне он спел три песни: «Лучше гор могут быть только горы», «На нейтральной полосе цветы» и «Очи черные» на французском языке.

Потом мы поднялись ко мне в каюту. Высоцкий передал две пластинки, выпущенные в Америке, для Назаренко. Подарил и мне с надписью: «Уважаемому капитану Михневичу от Высоцкого и Марины Влади». Я проводил их. Высоцкий пил что-то из крепкого, а бутылку виски взял с собой.

- Какова судьба пластинок?

В Одессе меня допросили: гэбэшники из экипажа доложили по инстанции о визите Высоцкого, и пластинки были изъяты. Хотя я умышленно не упоминал о полученных подарках в специальном журнале, свидетельствующем о гостях и подарках. И подарены они были в моей каюте, без свидетелей.

- Приходилось ли вам еще встречаться?

Я с ним встречался два раза в 1979 году летом в Сочи во время круиза. Приходил с актером из Театра на Таганке. Высоцкий был немножко подавленный. Спиртного не пил ни грамма. А в 1980 году мне сообщили, что он умер во время Олимпиады.
До этих пор лучшим в мире фильмом для меня остается «Место встречи изменить нельзя». Для меня Высоцкий был бог. Я всегда был от него в восторге! На «Шота Руставели» плавало много звезд: Маша Распутина, Наташа Королева с Игорем Николаевым, Пугачева.
Встреча с Высоцким была самой запоминающейся и волнительной.

К слову

В 1988 году, в год 50-летия поэта, танкер Новороссийского морского пароходства назвали «Владимир Высоцкий». На этом судне по просьбе моряков одна каюта была выделена «для Володи» и превращена в небольшой музей.
Здесь был портрет Высоцкого, звучал его голос, хранились пластинки, программы спектаклей с его автографами, публикации о поэте.
Каждый год 25 января в 9 часов 40 минут на танкере отбивали склянки.
Традиция сохранялась все годы, когда танкер принадлежал НМП. Сейчас он принадлежит другой судоходной компании.

Справка «МУ»

Теплоход «Шота Руставели» был построен в 1968 году на верфи «Mathias Thesen Werft» (Германия) по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей.
С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать морские круизы между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз. Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo» (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine», начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.
Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo» ухудшилось, и 28 ноября 2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang.

ИНТЕРЕСНО

Из книги инженера морского флота Феликса Сафронова «Морские дороги Владимира Высоцкого»:

1971 год


«21 августа Высоцкий с Мариной в Одессе сели на «Шота Руставели», который капитан Александр Назаренко получил в 70-м году.
Он рассказал Высоцкому о спасении трех немецких яхтсменов в Тихом океане, о плавании на Таити и по Океании, в результате в этом рейсе появилась песня «Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...», которую он подарил Назаренко с автографом.

Впоследствии, заходя на Таити, радист врубал динамики на полную мощность:

Пришвартуетесь вы на Таити
И покрутите запись мою,
Через самый большой усилитель
Я про вас на Таити спою!

«22-го погуляли по Ялте, 23-го утром подошли к Новороссийску. В это время уже в полную силу разыгрался страшный местный ветер - бора. Швартовать судно в такой ситуации очень сложно.
На капитанском мостике в это время были рядом с капитаном Высоцкий, Марина Влади и Зиновий Высоковский. Марина и Зиновий вовремя спрятались в рубке и наблюдали швартовку через стекла.

А Высоцкий отстоял все маневры на открытом мостике рядом с капитаном. Когда закончилась швартовка, Высоцкий был с головы до ног в цементной пыли, принесенной ураганным ветром с гор, волосы всклокочены и стояли дыбом, глаза слезились. В итоге появились такие строчки:

И команды короткие, злые
Быстрый ветер уносит во тьму:
«Кранцы за борт!»,
«Отдать носовые!»
И: «Буксир, подработать корму!»
У капитана аж слеза выкатилась».

1973 год

«18 августа в 20.00 Высоцкий с Мариной и ее сыновьями вышли из Одессы на «Шота Руставели». Капитан Назаренко ушел в отпуск, его заменял Леонид Хлебников. Гостями капитана были Зиновий Высоковский и Всеволод Абдулов. 19-го утром пришли в Ялту, были в гостях дома у Феликса Дашкова. Утром 20 августа пришли в Новороссийск, на борт поднялся Валерий Кочерга, который был в это время в отпуске: его с женой и сыном также пригласили в круиз».

Из интервью капитана Александра Назаренко:

Два раза - в 1968 и 1969 годах - Володя был на «Аджарии». С 1970 года я был капитаном «Шота Руставели», и Володя каждый год приезжал туда. За год до смерти уже не приехал, у него уже другая жизнь была... Я просил его, чтобы он два раза за рейс выступал перед пассажирами (чтобы никто не придирался, зачем он здесь), а в остальное время отдыхал.

Я давал ему «люкс», и он мог работать без помех. Писалось ему тяжело. Иной раз по двадцать-тридцать вариантов одной и той же песни записывал. Черновики уничтожал. Я как-то хотел спрятать один листок, сохранить. Он увидел и не позволил: «Ты куда берешь? Ни в коем случае! Отдай сейчас же!»
Песню «Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...» он написал на «Шота Руставели», написал лично для меня.

КСТАТИ

Белорус Александр Линкевич, исследователь жизни и творчества Владимира Высоцкого, обратился к властям города и меценатам с просьбой о помощи в открытии музея поэта в Одессе, однако пока положительных результатов нет. Сейчас существует только два музея Высоцкого - в Польше и в Москве. Также объявлен конкурс на создание памятника, который, возможно, будет установлен возле Одесской киностудии.

Подготовила Снежана Павлова
Фото автора, а также из личного архива боцмана Вилена Лободы
и из архива БФ "Нахимовец"