Какие суставы подлежат фиксации при переломе бедра. Перелом бедренной кости: классификация и виды. Перелом со смещением

Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.

Первая помощь – залог выздоровления

Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:

  1. Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
  2. Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
  3. Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
  4. Частично или полностью обездвижена нога.
  5. Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.

Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:

  • остановки кровотечения;
  • обезболивания (если необходимо);
  • наложения повязки (если есть рана);
  • транспортной иммобилизации.

Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.

Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.

Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:

  • повреждения тканей частицами разрушенной кости;
  • сильного кровотечения:
  • травматического шока.

Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:

  • из дерева;
  • из проволоки;
  • из пластмассы;
  • с вакуумным принципом работы.

При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.

Принципы шинирования

Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:

  • бедро;
  • голень;
  • стопа;
  • подмышечная область.

Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.

Также важно соблюдать следующие правила:

  1. При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
  2. Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
  3. Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
  4. На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.

Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.

По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.

Как накладывать шину Крамера?

Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:

  1. Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
  2. Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
  3. Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».

После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:

  1. Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
  2. Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
  3. Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
  4. Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
  5. Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
  6. Шины крепко прибинтовываются повязками.
  7. Стопу с частями шин под ней также обмотать “восьмеркой” фиксирующими бинтами.

Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.

Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.

Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.

Как накладывать шину Дитерихса?

Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека. Сверху каждая планка оснащена перекладиной, которой они упираются в пах и зону подмышек (по подобию костылей). Вытяжение делают, используя готовую деревянную подошву, которую прибинтовывают к ступне.

Сначала нужно подготовить длину приспособления:

  1. Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
  2. Длина внутренней планки – от паха до стопы.
  3. Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль – в пах.
  4. Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
  5. Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.

У шпеньков, фиксирующих длину планок, лучше перемотать бинтом двигающиеся части каждого костыля. Так они будут плотно зафиксированы и не сместятся при транспортировке.

Для справки! Шинирование можно облегчить, если предварительно под ногой и торсом (от нижней трети голени до лопатки) подложить конструкцию из двух скрепленных шин Крамера.

Это обездвижит конечность и ускорит последующее шинирование.

  1. Мягкую ватно-марлевую прокладку (или просто вату) прибинтовывают к внутренней поверхности обеих планок и к овальным перекладинам костылей.
  2. Не снимая с пострадавшего обуви, сначала с помощью бинтов к стопе фиксируют «подошву» со шнуром, особенное внимание уделяя фиксации пяточной зоны. При недостаточной фиксации повязка может сползти, и должного вытягивания не произойдет.
  3. Длинная планка размещается по внешней стороне корпуса и ноги, короткая – внутри бедра и голени. Обе планки плотно прижимаются к ноге.

Каждая планка проводится снизу через скобы подошвенной перекладины.

После этого происходит закрепление шин:

  1. Посредством прилагаемых ремней наружная шина прикрепляется к корпусу на грудном и поясничном участках.
  2. После этого наружная шина прибинтовывается на бедре.
  3. Внутренняя шина фиксируется к бедру и голени.
  4. С помощью поперечной планки с отверстием соединить нижние части шин, которые находятся под пяткой.

После того, как шины закреплены, делается вытяжение стопы:

  1. Шнур от деревянной «подошвы» пропускают через специальное отверстие.
  2. Жердочкой, продетой в петлю шнура, закручивается шнур. Тем самым производится вытяжение.
  3. В этом положении стопа фиксируется к поперечной нижней перекладине марлевым бинтом.

Вытяжение ноги нельзя делать при открытом переломе, а также если у человека болевой шок. Об этом стоит помнить еще с уроков биологии.

После того, как наложены шины и произведено вытяжение ноги, необходимо окончательно зафиксировать обе планки. Для этого они круговыми движениями привязываются бинтами к торсу и конечности. После этого пострадавший подлежит транспортировке.

Для справки! Если предстоит длительная транспортировка, то дополнительно нужно использовать специальные гипсовые кольца. Пострадавшему накладывается пять колец: два на корпусе, три на ноге (в верхней трети бедра, на голени и на лодыжке).

После наложения шины Дитерихса желательно дополнительно нахлестом на нее наложить вокруг таза шину Крамера. Это повысит степень фиксации и облегчит транспортировку.

Знание того, как оказать первую помощь и наложить шину при такой серьезной травме, как перелом бедра, имеет огромное значение. В подобных ситуациях очень важно действовать быстро и правильно, поскольку любое промедление или неверные действия могут представлять серьезную угрозу для здоровья пострадавшего, а иногда и стоить жизни. Вот поэтому важно изучать биологию человека, для того чтобы знать как реагировать в экстренных ситуациях.

Попасть в чрезвычайную ситуацию может каждый человек. И в этом случае знания правил оказания первой медицинской помощи могут спасти жизнь. Главное - сохранять ясность мышления и не пытаться выполнить манипуляции, для которых нужна специальная подготовка.

Правила оказания ПМП

Задача человека, который оказывает первую помощь - не сделать хуже пострадавшему, чем ему есть сейчас. Он должен облегчить боль и обеспечить покой поврежденному участку. Это основная задача (ПМП) при переломах.

В первую очередь необходимо оценить тяжесть состояния пострадавшего и обнаружить место травмы. Затем, при необходимости, остановить кровотечение. До прибытия квалифицированной помощи не рекомендуется перемещать человека, особенно если у него перелом позвоночника или есть повреждения внутренних органов. В некоторых чрезвычайных ситуациях эвакуация с места происшествия жизненно необходима. В этом случае используют жесткие носилки или щиты.

Изолированная травма требует несколько иного подхода. Необходимо иммобилизировать поврежденную конечность шиной, придав ей наиболее физиологичное положение. Обязательно нужно зафиксировать сустав перед и после перелома. Если нет других жалоб, то пострадавшего перевозят в лечебное учреждение.

Открытый или закрытый перелом?

ПМП при переломах зависит от формы, вида и тяжести повреждения. Во время осмотра пострадавшего нужно определить вид перелома, так как в зависимости от этого первая помощь будет несколько отличаться. Постановка любого диагноза основывается на определенных критериях. В случае перелома существуют относительные и абсолютные признаки, свидетельствующие о наличии травмы.

Относительные признаки:

  1. Боль. При постукивании, попытке изменить положение поврежденной конечности возникает дискомфорт.
  2. Отек. Скрывает картину перелома, является частью воспалительной реакции на повреждение, сдавливает мягкие ткани и может перемещать костные отломки.
  3. Гематома. Указывает на то, что в месте травмы была нарушена целостность сосудистой сети.
  4. Нарушение функции. Проявляется в ограничении подвижности или неспособности выдерживать привычную нагрузку.

Абсолютные признаки:

  1. Странное, неестественное положение кости, ее деформация.
  2. Присутствие подвижности там, где ее никогда не было.
  3. Наличие крепитации (пузырьков воздуха) под кожей.
  4. При открытом переломе невооруженным глазом видны повреждения кожи и костные отломки.

Вот так без применения сложной техники можно определить наличие и вид перелома.

Перелом костей верхней конечности

ПМП при заключается в придании конечности правильного положения и фиксирования ее к туловищу. Для этого нужно согнуть руку в локте так, чтобы получился прямой угол, и прижать ладонь к груди пострадавшего. Для накладывания шины выбирайте материал, который длиннее, чем предплечье вместе с кистью. Ее закрепляют на конечности в представленном положении, затем подвешивают руку на повязке, представляющей собой кусок ткани, связанный кольцом и перекинутый через шею, чтобы исключить возможную нагрузку.

Перелом плеча требует несколько иной тактики. Положение конечности придается тоже под углом девяносто градусов, но шин накладывают две:

  • снаружи плеча так, что бы она опускалась ниже локтя;
  • по внутренней поверхности руки от подмышечной впадины до локтевого сгиба.

Шины сначала прибинтовывают по отдельности, а затем закрепляют вместе. Руку также необходимо подвесить на ремень, косынку или любой кусок материи, который есть под рукой. Перевозить пострадавшего до больницы нужно только сидя.

Перелом костей нижней конечности

Для того чтобы оказать ПМП при нужно запастись большим количеством длинных и широких шин (досок, штакетин и т. п.). Иммобилизуя конечность при переломе бедра, первая шина должна идти снаружи, верхним концом упираясь в ямку подмышки, а другим - доходя до стопы. Вторая шина идет от промежности к ступне, несколько выступая за нее. Каждая из них прибинтовывается отдельно, а затем вместе.

Если материалы для шины отсутствуют, то пострадавшую конечность можно прибинтовать к неповрежденной ноге.

Перелом голени требует такой же фиксации, как и перелом бедра. В больницу пострадавшего доставляют исключительно лежа.

Переломы ребер и челюсти

Так как при переломе ребер фиксировать их не к чему, то на грудную клетку накладывается тугая опоясывающая повязка. Пострадавшему рекомендуют дышать исключительно при помощи мышц живота, не нагружая грудную клетку. Если бинтов не хватает, можно использовать куски ткани или шарфы. Важно, чтобы человек ни в коем случае не ложится, так как острые отломки ребер могут повредить легкие, сердце, проткнуть диафрагму.

Чаще всего результат драки или падения. Поэтому вполне обоснованно можно предположить наличие у пострадавшего еще и сотрясения мозга. Первая помощь в данном случае заключается в том, чтобы прикрыть рот человека, дать ему анальгетики и зафиксировать челюсть повязкой, завязав ее концы на макушке. Главное - следить за положением языка, чтобы он не перекрывал дыхательные пути. Если пострадавший без сознания, то необходимо уложить его на бок либо лицом вниз. Транспортная иммобилизация при переломах головы должна быть в горизонтальном состоянии. Это поможет избежать нагрузки на поврежденные кости и предотвратить асфиксию.

Первая помощь при открытом переломе

ПМП при открытом переломе должна быть оказана как можно быстрее. В такой ситуации риск развития осложнений, таких как коллапс, массивное кровотечение значительно возрастает.

Поэтому алгоритм действий такой:

  1. Осмотреть пострадавшего и оценить его состояние.
  2. Дать ему обезболивающее средство для предотвращения травматического шока.
  3. Обработать кожу вокруг раны раствором перекиси, йодом или любым другим антисептиком.
  4. Стерильной марлевой салфеткой аккуратно осушить дно и края раны.
  5. Сложенный в несколько раз наложить на рану, но не прижимать.
  6. Произвести иммобилизацию из подручных средств.
  7. Ни в коем случае не вправлять отломки!
  8. Вызвать бригаду скорой помощи.

ПМП при закрытом переломе будет иметь аналогичные этапы, за исключением тех пунктов, где говорится об обработке раны.

Иммобилизация

Иммобилизация - это обездвиживание поврежденной части тела. Она обязательно производится при переломах костей и суставов, разрыве нервных и мышечных волокон, ожогах. Из-за боли пациент может совершать резкие движения, которые могут усугубить его повреждения.

Транспортная иммобилизация заключается в придании пострадавшему неподвижности в то время, пока его доставят до лечебного учреждения. Так как во время движения некоторая тряска неизбежна, хорошая фиксация больного позволяет избежать усугубления ситуации.

Существуют правила, при соблюдении которых наложение шины пройдет наименее болезненно для пострадавшего.

  1. Шина должна быть достаточно большая, чтобы фиксировать сустав выше и ниже места перелома. А при повреждении бедра обездвиживают всю ногу целиком.
  2. Формируют шину либо на здоровой конечности пострадавшего, либо на себе, чтобы не доставлять больному дополнительных неудобств.
  3. Наложение шины производят поверх одежды, чтобы избежать инфицирования раны.
  4. Чтобы избежать пролежней в местах близкого расположения кости к коже, под шину кладут мягкий материал.
  5. Шину не фиксируют с той стороны, где выступает сломанная кость, потому что вправлять ее до прибытия в больницу категорически запрещено.

Виды медицинских шин

Шина медицинская может быть нескольких модификаций, в зависимости от цели ее использования. Существуют шины-протезы, которые и удерживают пострадавший участок в одном положении, и замещают недостающий участок кости.

Выделяют следующие виды иммобилизационных шин:

  • Шина Крамера - это решетка из тонкой проволоки, которая сверху покрыта несколькими слоями бинта или мягкой ткани. Каркасу можно придать любую форму, которая необходима в конкретном случае, это делает ее универсальной.
  • Шина Дитерихса - представляет собой две деревянные доски с просверленными в них отверстиями, через которые протянуты ремни или ткань. Еще в набор входит небольшая плоская втулка, которая вставляется в отверстие, фиксируя шину на нужном уровне.
  • медицинская - это герметичная камера, внутрь которой укладывается травмированная конечность. Затем между ее стенками нагнетается воздух, и часть тела надежно фиксируется.
  • Шина Шанца - это воротник-фиксатор, применяющийся при заболеваниях позвоночника, а также для профилактики смещения шейных позвонков во время травм спины.

ПМП при кровотечениях

Кровотечение - это следствие нарушения целостности стенки сосуда. Оно может быть наружным или внутренним, артериальным, венозным или капиллярным. Умение останавливать кровь необходимо для выживания человека.

ПМП при кровотечениях подразумевает соблюдение некоторых правил.

  1. Промывать кровоточащую рану нужно только в том случае, если в нее попали едкие или ядовитые вещества. В случае иных загрязнений (песок, металл, земля) промывать поврежденный участок водой нельзя.
  2. Ни в коем случае не смазывайте рану. Это препятствует заживлению.
  3. Кожу вокруг раны механически очищают и обрабатывают раствором антисептика.
  4. Нельзя прикасаться руками к открытой ране или убирать сгустки крови, так как эти тромбы сдерживают кровотечение.
  5. Удалять из раны инородные тела может только врач!
  6. После наложения жгута необходимо сразу вызвать скорую помощь.

Наложение повязки

Повязка накладывается непосредственно на рану. Для этого используют стерильный бинт или чистую ткань. Если вы сомневаетесь в стерильности материала, то лучше накапать на него йодом так, чтобы пятно получилось больше раны. Поверх ткани кладут валик из бинта или ваты и туго его прибинтовывают. При грамотном наложении повязки кровотечение останавливается, и она не намокает.

  • Внимание: при открытом переломе и выступающей кости туго бинтовать и вправлять кость запрещено! Достаточно приложить повязку!

Наложение жгута или закрутки

Жгут кровоостанавливающий может стать как помощью в борьбе с кровотечением, так и усугубить тяжесть состояния пострадавшего. К этой манипуляции прибегают только в случае очень сильного кровотечения, которое нельзя остановить другими методами.

Если под рукой нет медицинского то подойдет обычный тонкий шланг. Для того чтобы не прищемить кожу, можно наложить закрутку на одежду (рукав или штанину) либо подложить кусок любой плотной ткани. Конечность жгутом обматывают несколько раз, так чтобы витки не нахлестывались друг на друга, но и зазоров между ними тоже не было. Первый - самый слабый, а с каждый последующим необходимо затягивать сильнее. Жгут кровоостанавливающий можно завязывать, когда кровь перестанет идти. Обязательно нужно записать время накладывания жгута и закрепить его на видном месте. В теплое время года держать его можно до двух часов, а в холодное - только час.

При оказании первой помощи в случаях травм особо важное значение имеют создание покоя поврежденному органу, подготовка больного к транспортировке.

Покой уменьшает или устраняет боли и тем самым предотвращает развитие травматического шока или уменьшает его тяжесть; снижает опасность дополнительных повреждений мягких тканей и внутренних органов костными отломками, повышает сопротивляемость тканей к инфекции, предупреждает распространение инфекции за пределы раны и другие тяжелые осложнения.

Одной из временных мер создания покоя при травмах является наложение шин при перевозке пострадавшего с места происшествия в лечебное учреждение. Время это исчисляется минутами, но может достигать нескольких часов и даже суток. Поэтому хорошо и правильно наложенная шина, создавая покой поврежденному органу, приобретает особую ценность.

Показания к наложению шин : повреждения костей, суставов, сосудов и нервов; обширные повреждения мягких тканей и др.

Покой поврежденному органу создают специальными стандартными шинами Крамера, Дитерихса и др. При отсутствии стандартных шин иммобилизацию обеспечивают подручными средствами (фанера, доски, рейки, палки, лыжи необходимого размера и прочности), а в особых обстоятельствах (когда нет под рукой никаких материалов), можно фиксировать поврежденную руку к туловищу, поврежденную ногу - к здоровой конечности.

Разновидность иммобилизирующих шин и повязок зависит от локализации повреждения. Техника наложения шин проста, однако потребуются при этом определенные знания, умение и навыки.

Создавая покой поврежденному органу, необходимо соблюдать ряд правил :

  1. Обеспечить надежную иммобилизацию. Помнить о том, что обычно при переломах конечностей должны быть зафиксированы место перелома и 2 близлежащих сустава, один выше, другой - ниже места перелома; при переломе же бедра обездвиживают три сустава: тазобедренный, коленный и голеностопный.
  2. Прежде чем проводить иммобилизацию, нужно подготовить шину - проложить ее на всем протяжении ватой и марлей или же надеть на нее специальный чехол; прикрыть ватно-марлевыми прокладками выступающие части костей, чтобы избежать образования пролежней.
  3. При наложении шины придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение, снимающее мышечное напряжение. Это достигается легким сгибанием крупных суставов под углом 5-10°.
  4. При закрытых переломах костей перед наложением шины произвести осторожное вытяжение конечности по оси, а шину наложить поверх одежды и обуви.
  5. При открытых переломах нельзя производить вытяжение и вправление отломков костей. Их следует фиксировать в том положении, которое они приобрели в результате травмы.
  6. При открытых переломах нужно обязательно наложить на рану давящую повязку, при необходимости остановки кровотечения - жгут, а затем уже шину. Жгут накладывают поверх одежды (он должен быть на виду), а в сопроводительном листе указывают время его наложения. Жгут на конечности можно держать не более 1 - 2 ч.
  7. Если возникает необходимость снять с пострадавшего одежду, ее снимают сначала со здоровой руки или ноги, а затем с поврежденной. Надевают одежду в обратном порядке - сначала на поврежденную конечность, а затем на здоровую.
  8. Снимая или надевая одежду, нельзя поднимать или сажать пострадавшего.
  9. При перекладывании больного на носилки или с носилок помощник должен поддерживать поврежденную конечность.
  10. Нельзя изгибать шину по форме конечности на больном.
  11. Накладывать шины надо очень осторожно (лучше с помощниками), чтобы не причинить излишней боли пострадавшему и не вызвать дополнительных повреждений.

Наиболее простым и доступным средством создания покоя при травмах черепа может служить самостоятельно изготовленный плотный ватно-марлевый валик в виде «бублика». Для этого берут полоску серой ваты толщиной до 5 см, шириной 10-12 см, длиной 45- 50 см, скручивают ее в плотный жгут и обертывают бинтом. Концы валика соединяют и сшивают.

Образовавшийся ватный «бублик» осторожно подкладывают под голову и прибинтовывают круговыми витками бинта. Валик может быть изготовлен из полотенца, пеленки или другой (лучше хлопчатобумажной) ткани. Для этих целей используют также маленькую или средних размеров подушку, слабо надутый подкладной резиновый круг.

Подготовив пострадавшего к транспортировке, его следует уложить на деревянный щит или на носилки и лежа перевезти в больницу.

Для создания покоя при повреждениях шеи применяют картонно-марлевый воротник. Берут лист плотного картона, из которого вырезают фигурную заготовку размером примерно 435X145X80 мм. Заготовку обертывают слоем ваты и марлей или какой-либо тканью. К концам картонной заготовки пришивают по две тесемки, и воротник готов к применению.

Техника наложения воротника проста: приподнимают голову пострадавшего, подводят под шею картонно-марлевый воротник и завязывают тесемки спереди на шее.

Существует и другой доступный способ создания покоя при повреждениях шеи - с помощью ватно-марлевого воротника. Берут пласт ваты толщиной до 20 см, шириной 40 см, длиной 90 см, обертывают его марлей и укладывают вокруг шеи. Вату укрепляют витками бинта с небольшим натяжением, чтобы не было сдавления шеи (дыхание должно быть свободным).

При отсутствии возможности применения указанных способов иммобилизации шеи можно под шею и плечи больного подложить небольшую подушку или сверток одежды: голова при этом запрокидывается, что позволяет достичь разгибания шейного отдела позвоночника и предупредить сдавление спинного мозга.

Помните! При выполнении иммобилизации поврежденного органа, каких-либо манипуляций недопустимы толчки, грубые и резкие движения, чрезмерные перегибы шейного отдела позвоночника.

Необходимо обеспечить надежный покой и быструю транспортировку пострадавшего в больницу. Важное значение имеет уход за больным во время транспортировки. Голову и туловище пострадавшего нужно слегка приподнять, к голове желательно приложить холод (пузырь со льдом или холодной водой). Следить за тем, чтобы повязки не затрудняли дыхание.

В случае появления рвоты, голову следует повернуть набок, освободить полость рта от рвотных масс. При тяжелых травмах, когда у больного западает язык и затрудняется дыхание, ему необходимо открыть рот, захватить кончик языка салфеткой или платком и, подтянув его на себя, удерживать в таком положении. Если последнее не удается, нужно прошить язык по средней линии иголкой с ниткой и в натянутом положении прикрепить его к коже подбородка.

Для иммобилизации грудного и поясничного отделов позвоночника при отсутствии стандартных шин нередко используют подручные средства - деревянные рейки, палки, доски, лыжи и др. Используемый в этих целях подручный материал (длиной в рост пострадавшего) скрепляют между собой. На образовавшийся щит осторожно укладывают пострадавшего (на спину), подложив под его поясницу и колени небольшие валики. Затем фиксируют его к щиту, не сдавливая тело, и перевозят в больницу.

При переломах ребер и грудины для создания покоя грудной клетки рекомендуется спиральная повязка с «портупеей». Для этой повязки можно использовать полотенце или простыню, сложив их в три слоя и скатав в рулон, широкие бинты. Чтобы повязка не сползала, можно подшить к завязке («портупее») надплечики.

Для фиксации поврежденной стороны грудной клетки можно применить лейкопластырь. Наклеивают его черепицеобразно от грудины до позвоночника.

Пострадавшего транспортируют сидя, полусидя или с несколько приподнятой верхней частью туловища.

Для обездвиживания отломков костей при переломах ключицы, лопатки, головки и шейки плеча удобна косыночная повязка. Берут косынку с двумя длинными концами и одним коротким. Середину ее подводят под согнутое в локтевом суставе до 90° предплечье. Один конец косынки располагают между предплечьем и туловищем и ведут через здоровое плечо, другой, находящийся спереди от предплечья,- через больное плечо, а затем оба конца завязывают сзади на шее. Вершину косынки (третий конец ее) загибают в области локтевого сустава кпереди и закрепляют булавкой. Косынку можно сделать из любого платка, сложив его с угла на угол.

При переломах ключицы, плеча нередко прибегают и к другому способу иммобилизации - прибинтовыванию поврежденной верхней конечности к туловищу. Вначале поврежденную руку слегка отводят в сторону, подкладывают в подмышечную область ватно-марлевый валик, а затем, согнув ее под прямым углом в локтевом суставе и плотно прижав к груди, прибинтовывают круговыми витками бинта от здоровой стороны грудной клетки по направлению к больной, к туловищу.

Обездвиживание конечности при переломах плечевой кости осуществляют посредством проволочной (лестничной) шины. Для этого руку слегка и осторожно отводят от туловища, предплечье сгибают в локтевом суставе под прямым или острым углом, подложив в подмышечную впадину ватно-марлевый валик.

Затем по задней поверхности шеи и плеча укладывают ватно-марлевую прокладку, а на ладонь немного ваты, которую пострадавший охватывает пальцами. Берут зачехленную длинную (1 м) проволочную шину и, предварительно изогнув ее соответственно контурам руки, накладывают на заднюю поверхность поврежденной руки, ведя от здорового плеча через спину и надплечье, плечо и предплечье до основания пальцев. Шину прибинтовывают к руке и частично к туловищу. Руку подвешивают на косынке к шее. Шину следует накладывать поверх одежды.

При отсутствии проволочной шины для обездвиживания поврежденной конечности можно применять подручные средства, например пучок хвороста достаточной длины (1 м и более). Его укладывают по задней поверхности всей верхней конечности и прибинтовывают или привязывают к ней полосками материи.

Для шинирования конечности можно применить две дощечки. Их накладывают на наружную и внутреннюю поверхности плеча и прибинтовывают к нему, а руку подвешивают на косынке к шее. Иногда для создания покоя конечность прибинтовывают к туловищу.

Обездвиживание конечности при переломах костей предплечья и кисти достигается применением короткой проволочной шины или подручных средств. Для этого предплечье осторожно сгибают под прямым углом в локтевом суставе, на ладонь больного кладут немного ваты и он пальцами зажимает ее. Проволочную шину, покрытую чехлом, сгибают под прямым углом, моделируют по контуру руки, укладывают по задней поверхности плеча от верхней трети его до основания пальцев и прибинтовывают круговыми витками бинта к руке. Руку подвешивают на косынке к шее.

При иммобилизации предплечья и кисти подручными средствами в ладонь больного кладут немного ваты, затем укладывают по тыльной и ладонной поверхности от локтевого сгиба до кончиков пальцев, например две полоски фанеры (плотного картона, дощечки и т. д.), обернутые ватой, прибинтовывают их круговыми турами бинта к предплечью, а руку подвешивают на косынке к шее.

Для обеспечения покоя поврежденной руки можно применить только косыночную повязку (или подол рубахи) и прибинтовать конечность к туловищу.

Обездвиживание отломков при переломах костей нижних конечностей имеет особо важное значение в предупреждении повреждения сосудов, нервов, травматического шока и других осложнений.

Покой нижней конечности при переломе ее костей лучше всего обеспечивается стандартными шинами Дитерихса, Крамера. При отсутствии стандартных шин для обездвиживания конечности прибегают к подручным средствам (палки, лыжи, рейки, доски, фанера и др.). Они должны быть достаточной длины, чтобы фиксировать 3 сустава (тазобедренный, коленный и голеностопный).

Техника обездвиживания отломков костей при повреждении бедра шинами из подручного материала: подложив на костные выступы, т. е. на крыло подвздошной кости, тазобедренный, коленный и голеностопный суставы толстый слой ваты (для предупреждения пролежней), берут 2 рейки соответствующей длины, обертывают их ватой или другими мягкими материалами и подбинтовывают к конечности.

Более длинную рейку укладывают по наружной поверхности конечности от подмышечной области до стопы, короткую, рейку - по внутренней поверхности от промежности до внутреннего края стопы. Стопа устанавливается под углом 90°. Обе рейки круговыми витками бинта, ремнями или полосками материи фиксируют к туловищу и конечности.

В случае отсутствия подручных средств для обездвиживания поврежденной конечности применяют простейший способ фиксации - «нога к ноге». Для этого здоровую ногу укладывают рядом с поврежденной и связывают их в нескольких местах полотенцем или ремнями. Закончив шинирование ноги, пострадавшего в положении лежа перевозят в травматологическое отделение.

Обездвиживание конечности подручными средствами при переломе костей голени : вокруг голеностопного и коленного суставов укладывают слой ваты или мягкой ткани (для предупреждения пролежней), используемые для шинирования предметы (например, рейки) оборачивают ватой или тканью, затем одну рейку укладывают по наружной, другую - по внутренней поверхности бедра, голени и стопы, захватывая 2 сустава (один выше, другой - ниже перелома кости); обе рейки круговыми витками бинта или полосками марли фиксируют к конечности. Если под рукой не оказалось необходимых шинирующих средств, можно (как и при переломах бедра) воспользоваться способом фиксации «нога к ноге».

Обездвиживание при переломах лодыжек и костей стопы достигается наложением на конечность проволочной (лестничной) шины. Для этого на область лодыжек и пятки кладут ватно-марлевую подкладку. Укороченную шину моделируют по контуру икроножной мышцы, пятки и стопы укладывают по задней поверхности поврежденной ноги от верхней трети голени до пальцев стопы и прибинтовывают к ней, фиксируя голень и стопу.

При этих повреждениях можно также провести шинирование полосками фанеры, плотного картона, дощечками и т. д. Область лодыжек и пятки обкладывают ватой и обертывают мягкой тканью; затем берут подручный материал и так же обертывают его тканью, далее укладывают одну полоску шины по наружной, а другую - по внутренней поверхности конечности от верхней трети голени до края стопы и обе шины плотно прибинтовывают к ноге.

Если вы не имеете подручных средств для шинирования конечности, можно наложить на голеностопный сустав и стопу восьмиобразную повязку. Пострадавших направляют в больницу в положении лежа или сидя.

Освоение простейших способов шинирования при травмах поможет вам оказать необходимую помощь человеку, а порою и спасти ему жизнь.

Из-за частых осложнений и травматического шока, повреждение бедренной кости характеризуется как опасная травма в тяжелой форме.

Травмы распознают по очагу локализации:

  • в верхней части;
  • в центральном;
  • и нижнем отделе.

Верхняя часть подвергается повреждению в 50% эпизодов травм. Попробуем разобраться, какие суставы подлежат фиксации при переломе бедра.

Фиксация

Фиксация необходима трем суставам нижней конечности:

  • голеностопу;
  • колену;
  • тазобедренному.

При открытой травме необходимо произвести остановку кровотечений, а затем проводить обездвиживание.

Для проведения процедуры нужно приготовить 3 шины разного размера:

  • наружную – длина должна соответствовать размеру от стопы до подмышки;
  • внутреннюю – от стопы до зоны паха;
  • заднюю – от ягодиц до стопы.

Они плотно крепятся и прилегают к телу пострадавшего.

Иммобилизация

Оказание помощи при поражении бедренной кости, независимо от места травмы, предполагает наложение шины с непременным обездвиживанием суставов по всей длине ноги. Пострадавшему назначаются обезболивающие.

Наиболее результативной и часто используемой, удобной для пострадавшего считается шина Дитерихса, изготавливаемая на предприятиях по производству медицинского оборудования. На первом этапе помощи накладывается именно она.

Перед началом процесса под ногу пострадавшего укладывают (на 10 см выше пятки и до лопатки) две совмещенные шины Крамера, это позволяет без боли и быстро наложить шину Дитерихса при переломе бедра.

Техника выполнения мероприятий с шиной Дитерихса

Иммобилизация при переломе бедра происходит путем подбора двух половин шины под параметры пострадавшего:

  • раздвигается наружная деталь на расстояние от стопы до подмышечной впадины, внутренняя от паха до стопы. Они должны быть смещены так, чтобы выступать за подошву на 10 см;
  • при переломе бедра необходимо фиксировать детали конструкции (бранши). Отверстия должны совпасть для последующей вставки в них крепежного стержня (шпенька). При транспортировке пострадавшего, во избежание смещения, 2 детали фиксируются между собой с помощью бинта;
  • для удобства пострадавшего к верхним частям костылей, упирающимися в промежность и в зону подмышки, крепят накладки, в виде широкого слоя ваты или подушечки;
  • перед закреплением подошвенной перегородки прокладывают тонкий слой ваты.
  • обязательно нужно надежно зафиксировать пяточную кость, в противном случае повязка сместится, и вытягивание не будет иметь нужного результата;
  • при наложении шины, лодыжку, колено и участок проекции большого вертела покрывают ватой. Два костыля заводят снизу в проволочные скобы из подошвенной перекладины.
  • крепительными лямками, предусмотренными в комплекте, через отверстия, присоединяют приспособление к телу;
  • за стопу необходимо подтянуть конечность до места исправления. Поперечные планки должны упираться в пах и подмышку. В этом положении стопа фиксируется с помощью закрутки;
  • надежно фиксируя, с помощью бинта, без больших промежутков, шину накладывают к телу. На груди, голени и бедре, крепеж должен быть прочным. При транспортной иммобилизации образовывают кольца, которые формируют из восьмислойного гипсового бинта – 2 кольца на туловище, 3 на ноге;
  • для увеличения надежности фиксации, упрощения смены позиции и месторасположения травмированного, необходимо завершить процедуру дополнительным наложением шины Крамера.

При недоступности фиксирующей конструкции Дитерихса, для иммобилизации применяют лестничные шины.

Методика использования лестничной шины

  • По длине скрепляют две шины. При этом нижний край одной заворачивают на 20 см. Полученная ниша пригодна для фиксации по наружной боковой части травмированной конечности до зоны подмышек;
  • другую применяют для фиксации по внутренней стороне бедра.

Чтобы иммобилизовать пострадавшего при использовании лестничной шины, нужно выполнить аналогичные манипуляции, как и при наложении шины Дитерихса. Приспособление изготавливают из пластика.

Шина из подручных материалов

При отсутствии на месте травмы шин промышленного производства, иммобилизация для транспортировки происходит с использованием находящихся под рукой средств – плоских досок, палок и т.д. Их длина, зависит от роста пострадавшего. Их количество должно быть рассчитано с учетом необходимости в иммобилизации всех суставов пострадавшей ноги.

Обездвиживание травмированной конечности порой является необходимой частью лечебных мероприятий при травме бедра. Это может произойти при следующих обстоятельствах:

  • при отсутствии возможности оперативного вмешательства из-за неблагоприятных показателей жизнедеятельности организма;
  • при нарушениях психики у больного и тяжелых неврологических заболеваниях;
  • при отсутствии возможности самостоятельно передвигаться.

Данная мобилизация необходима для выполнения некоторых лечебных воздействий, связанных с жизнью пациента.

Проведение обездвиживания для транспортировки больного необходимо выполнять только знающему человеку, в противном случае могут возникнуть осложнения, связанные со смещением и т.д. В этом случае дождитесь приезда медиков, которые окажут помощь пострадавшему. Свидетелю происшествия достаточно уложить травмированного на спину, дать обезболивающее средство и, по возможности, успокоить.

При повреждениях пальцев, кисти, лучезапястного сустава шина должна захватывать всё предплечье и кисть с пальцами. Физиологическое положение пальцев достигается при вкладывании в кисть туго свернутого ватно-марлевого валика. Предплечье подвешивают на косынке или бинтовой повязке, концы которой завязывают на шее.

Повреждение, перелом предплечья и локтевого сустава

При повреждении предплечья и локтевого сустава шину берут такой длины, чтобы она одним концом доходила до верхней трети плеча, а другим - до кончиков пальцев.

Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом ладонью к животу, пальцы полусогнуты.

Стандартную шину моделируют (лучше на здоровой руке), выстилают ватой и бинтом и накладывают по наружной поверхности предплечья, перегибая через локтевой сустав и далее по наружной задней поверхности плеча. В таком виде шину фиксируют широким бинтом, а руку подвешивают на косынке.

Если отсутствуют стандартные шины, то используются подручные средства.

При этом можно:

  1. подвесить руку на косынке или ремне, а плечо прибинтовать к туловищу;
  2. рукав в области предплечья пристегнуть к рубашке безопасными булавками, предварительно согнув руку в локте;
  3. предплечье уложить в подол рубашки и пристегнуть край подола к рубашке булавками.

Повреждение, перелом плечевой кости и плечевого сустава

При повреждениях плечевой кости и плечевого сустава пользуются стандартными большими лестничными шинами. Руку сгибают в локтевом суставе под углом ладонью к животу, пальцы полусогнуты. В подмышечную впадину вкладывают комок ваты. Шину моделируют так, чтобы она начиналась от здоровой лопатки, проходила через спину по надлопаточной области больной стороны, затем по задней наружной стороне плеча, предплечья и заканчивалась у основания пальцев.

При отсутствии стандартных шин можно использовать две дощечки или другие подходящие предметы. Одну из дощечек накладывают с внутренней стороны так, чтобы верхний конец ее доходил до подмышечной впадины, а другую - с наружной стороны, чтобы ее верхний конец выступал за плечевой сустав. Нижние концы дощечек должны выступать за локоть. Предплечье подвешивают на косынке, в крайнем случае согнутую в локте руку укладывают на косынку, а затем прибинтовывают к туловищу.

Повреждение, перелом бедра и тазобедренного сустава

При повреждениях бедра и тазобедренного сустава, как наиболее тяжелых, требуется особенно тщательная иммобилизация. Для этого используется несколько больших лестничных шин. Две лестничные шины связывают так, чтобы получилась шина длиной от подмышечной впадины до внутреннего края стопы, изогнутая в виде буквы Г. Длина второй шины должна быть равна расстоянию от ягодичной складки до кончиков пальцев стопы и также изогнута. С внутренней стороны дополнительно накладывают третью шину, идущую от промежности до края стопы.

При отсутствии подручных и стандартных средств поврежденную нижнюю конечность можно иммобилизировать, прибинтовав ее к здоровой ноге.

Повреждение, перелом голени и коленного сустава

При повреждениях голени и коленного сустава используют большую лестничную шину, которую моделируют по здоровой ноге в виде буквы Г. Стопу фиксируют под прямым углом к голени. Длина шины должна быть равна расстоянию от середины бедра до кончиков пальцев стопы. С боков можно положить по малой лестничной шине.

Из подручных средств лучше всего использовать две доски, которые укладывают с наружной и внутренней поверхности, начиная от верхней половины бедра. В крайнем случае, больную ногу в двух-трех местах прибинтовывают к здоровой ноге.

При повреждениях голеностопного сустава, стопы, и пальцев достаточно наложения лестничной шины от пальцев до коленного сустава. Шину изгибают таким образом, чтобы стопа по отношению к голени была под углом 90°.

Следует помнить, что при переломах трубчатых костей тяжесть состояния усугубляется кровоизлиянием в окружающие ткани.

У пострадавших с транспортной иммобилизацией необходимо следить за кровообращением в поврежденной конечности: определяется ли пульс, нет ли похолодания, онемения, ощущения "ползания мурашек", синюшности. При необходимости следует найти участок перетяжки и ослабить его.

В.П. Дядичкин

«Наложение шин при переломах различных костей» – статья из раздела