Правила правильного питания для детей. Здоровое питание-для детей. Правила здорового питания для детей Правильный рацион питания для ребенка

Как правильно питаться?

Пара слов о калорийности

Примерное меню школьника

Завтрак :

  • Масло сливочное, сыры;

Обед:

  • Мясное (рыбное);
  • Гарнир;
  • Сок, компот, кисель.

Полдник:

Ужин:

  • Крупы, овощи;
  • Вареное (паровое) мясо, рыба.

Живите здорово!

Читайте также:

ПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ВЕГЕТАРИАНЦА

ДИЕТА ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ ПОДРОСТКУ

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде Принципы здорового питания

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

Включите в рацион ребенка свежевыжатые соки из овощей и фруктов Потребности ребенка-школьника

6-9 лет

10-13 лет

14-17 лет

Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

Потребность в белках (г в день)

Потребность в жирах (г в день)

Потребность в углеводах (г в день)

Молоко и молочные продукты

Сахар и сладости

Хлебобулочные изделия

Из них ржаной хлеб

Крупы, макароны и бобовые

Картофель

Фрукты сырые

Фрукты сушеные

Сливочное масло

Растительное масло

Режим питания

На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

  • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
  • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
  • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
  • Ужинает дома примерно в 19 часов.

Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

  • Завтракает дома в 8-9 часов.
  • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
  • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
  • Ужинает дома примерно в 20 часов.

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня Какими способами лучше готовить пищу?

Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

  • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
  • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
  • Маргарин.
  • Не сезонные фрукты и овощи.
  • Сладкую газировку.
  • Продукты с кофеином.
  • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
  • Острые блюда.
  • Фастфуд.
  • Сырокопченые колбасы.
  • Грибы.
  • Блюда, которые готовятся во фритюре.
  • Соки в пакетах.
  • Жвачки и леденцы.

Газированные напитки и продукты с вредными добавками стоит по максимуму исключить из рациона Какие давать жидкости?

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды Пример правильного меню на неделю

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из капусты и моркови (100 г)

Борщ (300 мл)

Котлета из кролика (100 г)

Картофельное пюре (200 г)

Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Апельсин (100 г)

Печенье (50 г)

Омлет с зеленым горошком (200 г)

Настой шиповника (200 мл)

Хлеб (75 г)

Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из свеклы (100 г)

Бульон с яйцом (300 мл)

Биточки из говядины (100 г)

Тушеная капуста с кабачками (200 г)

Яблочный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Булочка с творогом (100 г)

Яблоко свежее (100 г)

Картофельные зразы с мясом (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Хлеб (75 г)

Омлет с сыром (200 г)

Рыбная котлета (100 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Баклажанная икра (100 г)

Картофельный суп с клецками (300 мл)

Тушеная печень (100 г)

Кукурузная каша (200 г)

Фруктовый кисель (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Запеченное яблоко (100 г)

Овсяное печенье (50 г)

Блины с творогом и изюмом (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Гречневая молочная каша (300 г)

Цикорий (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из редиса и яйца (100 г)

Рассольник домашний (300 мл)

Куриная котлета (100 г)

Цветная капуста отварная (200 г)

Гранатовый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Пирожок с яблоками (100 г)

Запеканка из вермишели и творога (300 г)

Чай с вареньем (200 мл)

Хлеб (75 г)

Творожные оладьи с медом (300 г)

Чай с молоком (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

Бульон с лапшой (300 мл)

Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

Компот из винограда и яблок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Фруктовое желе (100 г)

Простокваша (200 мл)

Бисквит (100 г)

Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

Кефир (200 мл)

Хлеб (75 г)

Овсяная каша с ягодами (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Кабачковая икра (100 г)

Свекольник (300 мл)

Запеченная рыба (100 г)

Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)

Персиковый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молочное желе (100 г)

Чай (200 мл)

Булочка с изюмом (100 г)

Омлет с помидорами (200 г)

Цикорий с молоком (200 мл)

Хлеб (75 г)

Воскресенье

Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из огурцов и помидор (100 г)

Суп-пюре из овощей (300 мл)

Биточки из кальмара (100 г)

Отварные макароны (200 г)

Томатный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Груша (100 г)

Творожное печенье (50 г)

Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Несколько полезных рецептов Рыбные зразы с творогом

Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

Рассольник

Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

Заливные шарики из мяса

Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

Кормите ребенка-школьника с общего стола и показывайте своим примером, как нужно питаться Возможные проблемы

В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

Быстрые перекусы в школьной столовой

Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

Отсутствие аппетита из-за стресса

Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.

Отсутствие аппетита часто бывает вызвано стрессом. Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

  • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
  • У него появились проблемы со стулом.
  • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
  • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
  • На коже появились высыпания.

Переедание

Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

Неправильное питание и стрессы - самые частые причины повышенного веса ребенка Советы

  • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
  • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
  • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

Как организовать питание ребенка, чтобы рацион мог удовлетворить все энергетические потребности в этом возрасте. В период, когда ребенок идет в школу, у него отмечается повышенная психологическая и физическая нагрузка, поэтому пища должна быть здоровой, питательной и максимально полезной. – это залог его крепкого иммунитета, хорошей успеваемости и здоровья. Этой теме уделено много внимания, но некоторые вопросы так и остались нераскрыты. Какие продукты стоит ограничивать в рационе? Какой режим питания нужно выбрать? Какой способ приготовления пищи наиболее оптимальный?

Рекомендации по организации правильного питания для школьников

Педиатрами и диетологами всего мира общеприняты следующие принципы здорового питания школьников:

  • Калорийность. При создании рациона на каждый день, необходимо учитывать энергозатраты ребенка.
  • Разнообразие. Это один из главных принципов создания меню, только так можно обеспечить организм незаменимыми аминокислотами.
  • Режим. Питаться ребенок должен регулярно, промежутки между приемами пищи должны быть регламентированы.
  • Сбалансированный рацион. Обязательным считается наличие белков животного происхождения. Углеводы, которые быстро расщепляются, должны составлять не более 20%.
  • Витамины. В рационе должны присутствовать овощи и фрукты.

Конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Крайне важно, чтобы дети кушали рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день необходимо употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр. Всевозможные сладкие вкусности и жирные блюда допускаются в рационе, но они не должны заменять собой здоровую пищу.

Его величество – режим питания

Детей школьного возраста надо приучать к самостоятельности. Завтрак можно запланировать на 7-8 часов утра. Перекус приходится на 10-11 часов, в школе, на перемене. Обед может проходить либо дома, либо в школе. Ужин планируем на 19-20 часов вечера. Правильное питание для детей школьного возраста предусматривает, что завтрак и обед должны быть наиболее энергетически емкими, а вот ужинать лучше за два часа до сна.

Что же касается способа приготовления, то здесь нет каких-то особых рекомендаций. Если же ребенок склонен к набору лишнего веса, то стоит исключить из рациона жареную пищу, а также сладости и газированные напитки.

Несколько слов о калорийности

  • Ученики младшей школы имеют свою норму калорий, которая составляет не более 2400ккалорий.
  • Школьники, которые учатся в средней школе, должны получать – 2500ккал.
  • Старшеклассникам положено до 2800ккал.
  • Дети, которые активно занимаются спортом, нуждаются в энергетически емком питании, поэтому должны употреблять на 300 ккал больше.

Если у вас нет времени подбирать калорийность рациона себе и членам своей семьи, можно воспользоваться готовыми меню от ГроуФуд.

Что надо прививать детям?

Подытоживая все по теме «Правильное питание для детей школьного возраста», хотелось бы сказать, что колоссальное значение имеет культура питания, а приучаться кушать правильную еду необходимо с детства. Поощряйте детей к употреблению разнообразной питательной пищи. Не стоит отказывать себе в свежих овощах и фруктах. Отдельного внимания заслуживают продукты с высоким содержанием крахмала, а польза от цельного молока, йогурта и сыров вообще несравнима. Основным источником поступления жидкости в организм должна быть вода, а не сладкие газировки.

Все хотят, чтобы их дети были здоровыми, не так ли? Но что в первую очередь нужно растущему организму? Правильное питание! А какое оно – здоровое питание детей школьного возраста? Как и чем кормить школьника, сколько раз в день, какие есть правила? Ответы на все эти, и, возможно иные, вопросы читателей ниже.

Здоровое питание детей школьного возраста. Что и для чего?

Гастрономические привычки наших бабушек гасят – ребенок должен есть кашу! Собственно, это правильно, однако не стоит забывать, что детям просто необходима клетчатка, содержащаяся в овощах, витамины и макроэлементы фруктов, животный белок мясных продуктов, фосфор, которого в избытке в рыбе, кальций, который содержится в кисломолочных продуктах. Рацион малыша должен быть сбалансирован и содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот.

Маленькие дети, в связи с особенностями строения пищеварительной системы, должны ограждаться от употребления в пищу жирной, жаренной, острой, кислой пищи. Основу рациона должны составлять сырые (овощи, фрукты, зелень) и варено-тушеные продукты. Сладкие напитки, выпечка, изделия из теста, шоколада должны присутствовать в минимальном количестве.

В период активного роста необходимо употребление в пищу полноценных белков, содержащихся в молоке, мясе, рыбе, яйцах, картофеле, пшенице, ржи, овсе, гречихе. Младшие школьники должны получать до трех грамм на килограмм веса такого белка, дети подросткового возраста – до двух с половиной, а те, кто занимается спортом до 140 грамм в сутки.

Как правильно питаться?

Ниже приведем основные правила здорового питания для школьников

  1. Разнообразие (четко продуманный, сбалансированный рацион, состоящий из различных комбинаций необходимых продуктов);
  2. Режимность и частота (в одно и то же время не реже 4 раз в день. Перерыв не может превышать 3,5 часов);
  3. Ежедневное потребление свежих овощей и фруктов (могут быть во фрешах, тертом виде, салатах и, конечно же, целиком);
  4. Минимум соли и сахара, газированных напитков (эти продукты могут спровоцировать нарушение водно-солевого баланса, расстройства пищеварения, иммунной системы, ожирение и прочие неприятности);
  5. Способ приготовления блюд – на пару, тушение, варение. Поберегите желудочно-кишечный тракт ребенка, ведь проблемы в этом отделе организма влечет за собой расстройство во всех органах и системах.

Желательно добавлять в рацион сухофрукты, орехи, семечки (в небольшом количестве).

Пара слов о калорийности

Если вы следите за своим питанием и считаете калории, вам будет просто составлять дневник питания и для своего ребенка. Учитывать нужно следующее:

  • Ученикам младшей школы в сутки нужно употреблять около 2,4 тысячи килокалорий;
  • В средней школе ребенок должен получать не менее 2,5 тыс. ккал.;
  • Старшие школьники ограничиваются 2,5-2,8 тыс. килокалорий;
  • Если ваш ребенок увлечен спортом, прибавляйте к этим нормам еще 300-400 килокалорий.

Примерное меню школьника

Давайте наметим приблизительный рацион питания школьника. Меню должно состоять (на выбор взрослого) из:

  • Каша, творог, яйца, тушеные или вареные мясные или рыбные блюда;
  • Хлеб цельнозерновой, ржаной, белый;
  • Масло сливочное, сыры;
  • Чай, кофейный напиток, молоко, какао, сок.
  • Первое блюдо (без избыточного жира и зажарок);
  • Салат (фруктово-овощной, овощной);
  • Мясное (рыбное);
  • Гарнир;
  • Сок, компот, кисель.
  • Молочные или кисломолочные напитки;
  • Выпечка или хлебо-булочное изделие.
  • Крупы, овощи;
  • Вареное (паровое) мясо, рыба.

Здоровое питание для детей с рождения в значительной степени определяет дальнейшие вкусовые предпочтения, любимые блюда, и, конечно же, состояние здоровья малыша.

Особенности питания ребенка

При правильном планировании детского питания необходимо учитывать ряд факторов.

Здорового питание для детей должно учитывать рост организма. Малыш постоянно нуждается в огромном количестве строительных материалов - белков. Поэтому родители, составляя детское меню, должны делать на это акцент. В грудном возрасте, до 9 месяцев, ребенку хватает материнского молока или адаптированной смеси. Важно, чтобы кормящая мама это понимала и питалась соответственно. После указанного срока в пищу можно вводить перемолотое мясо и рыбу.

2. Активность детей.

Следующая особенность заключается в гиперподвижности ребенка.

Растущему организму для нормального функционирования необходимо постоянно высвобождать энергию. Это следует помнить и обеспечивать рацион малыша продуктами, содержащими медленные углеводы: сырые фрукты, овощи, пророщенные зерна пшеницы, хлебобулочные изделия из грубого помола и грубоочищенные крупы. Главное - не перекормить ребенка быстрыми углеводами, так как это приводит к ожирению, повышенной утомляемости, снижению иммунитета. К ним относятся: кондитерские изделия, выпечка из пшеничной муки высшего сорта и т.п.

Клетчатка, которой богаты быстрые углеводы, также очень полезна ребенку. Она принимает активное участие в работе желудочно-кишечного тракта.

3. Потребление сладостей.

Из-за своей повышенной активности и подвижности дети способны поглощать большое количество углеводов. Значительное употребление быстрых углеводов отрицательно скажется на состоянии здоровья малыша.

Но не стоит полностью лишать кроху десерта - сладости растительного происхождения очень даже полезны.

4. О холестерине.

Дети, в отличие от взрослых, для своего жизнеобеспечения используют холестерин. Он играет огромную роль, является основным элементом мембраны, окружающей клетки организма. Ребенок очень быстро растёт, клетки усиленно делятся, образуются новые.

Насколько человек выглядит во взрослой жизни, зависит от его питания в детстве.

5. Регуляторная система.

Она контролирует энергию ребенка, чувство голода и насыщения, вкусовые приоритеты, количество необходимой пищи. Однако если предлагаемые блюда сдобрить пищевыми добавками, специями или предложить ребенку сладости - решать будет не физиологическая потребность, а вкусовые рецепторы на языке.

Правила здорового питания детей

Здоровое питание для детей предусматривает ряд правил, которые требуется неукоснительно соблюдать:

1. Режим питания.

С первых дней жизни малыша следует выработать ежедневный режим. Нужно учитывать, что дети тоже люди, хоть и маленькие, со своими особенностями и желаниями. Поэтому насилие проявлять нежелательно. Если у ребенка нет чувства голода, пища не пойдет впрок. Надо так распределить рацион, чтобы он совпадал с биологическим ритмом ребенка. Не стоит забывать золотое правило: проголодается – попросит. Нет беды в том, что ребенок покушает всего лишь дважды вместо пяти раз в день. Главное, чтобы пища была сбалансирована, полезна и без насилия, а, значит, – переедания.

2. Поговорим о насилии.

Каждый уважающий себя родитель своим долгом считает досыта накормить свое чадо. В ход идут уговоры: покушать за маму, папу и т.д. Затем следуют угрозы, типа: «Не встанешь с этого места, пока все не съешь», «Не пойдешь гулять» и т.д. Но может быть малышу просто не хочется кушать, и насильно съеденная пища не принесет ему никакой пользы.

3. Питание заболевшего ребенка.

Бытует заблуждение, что больного ребенка следует усиленно кормить, чтобы были силы на выздоровление. Они действительно необходимы для мобилизации организма. Поэтому малышу элементарно не останется энергии на пищеварение.

В это время ребенку следует предлагать легкую пищу, можно побаловать сладостями, если это не запрещено лечащим врачом.

4. Свобода выбора.

В повседневном рационе должен присутствовать выбор блюд, организм сам знает, что ему необходимо. Если следовать этому правилу, отпадет вопрос сбалансированности. Но прививать привычку правильного питания следует с раннего детства. Если ребенок постоянно утолял голод печеньем и конфетами, о какой привычке сбалансированного питания может идти речь?

5. Фрукты.

Употребление свежих фруктов должно быть в неограниченном количестве.

Ими нельзя объесться, а пользу будет огромная. Но не стоит принуждать ребенка к чему-нибудь, если он не хочет.

6. Белковая пища.

Вводить в рацион белковую пищу нужно несколько раз в день. Однако не переживайте, если малыш отдаст предпочтение углеводам вместо белков. Ребенок сам знает, чего ему не хватает. Не стоит приучать его к колбасе или сосискам – это не натуральная пища и полезного в ней ничего нет.

7. Молочная продукция.

Здоровое питание для детей предусматривает молочную продукцию. Но она полезна сама по себе, а не в сочетании с крахмалом. Молочная пища лучше всего усваивается и приносит неоценимую пользу только как самостоятельное блюдо. Полезно также сочетание кисломолочной продукции с помидорами или морковью.

8. Сладости.

Сладости - это не еда, а поощрение ребенка. Но не надо думать, что они не нужны детскому организму. Растущим, бегающим, прыгающим, думающим созданиям необходима глюкоза. Продукты растительного происхождения - мед, сухофрукты, арбузы, дыни, бананы, традиционные фрукты - в полном объеме восполняют эту потребность.

9. Употребление воды.

В здоровом питании детей вода занимает одно из главных мест, поэтому ограничивать ребенка в желании пить нельзя. Особенно полезна талая вода. Однако не стоит позволять ребенку запивать ею пищу. Эта привычка может привести к печальным последствиям. Очень полезно употреблять воду в чистом виде за 30 минут до приема пищи, а также перед сном.

Рацион двух основных подгрупп: детей дошкольного и школьного возраста

Питание детей дошкольного возраста должно быть разнообразным и сбалансированным. Мясо предпочтительнее нежирное - парная телятина, говядина, индейка будут очень полезны малышу. Субпродукты - источники белка, витаминов, железа.

Рыбу также полезно давать нежирных сортов: хек, минтай, треска. Консервы и соленая продукция должна быть не чаще 1 раза в месяц.

Молоко и кисломолочная продукция - основной источник белков и должна поступать в рацион ежедневно.

Овощи, фрукты, соки также должны присутствовать ежедневно. Кроме своей пищевой ценности они улучшают работу пищеварения и участвуют в метаболизме.

Также необходимы хлебобулочные изделия, различные крупы и жиры. Особенно полезны гречневая и овсяная крупы, а растительное масло не только улучшит вкус салатов, но и поможет в усвоении витаминов и минеральных веществ.

Ежедневно ребенок дошкольного возраста должен получать:

углеводов - 281 г,

жиров и белков - 73 г,

магния - 205 мг,

кальция - 910 мг,

фосфора - 1348 мг,

цинка - 9 мг,

железа - 13 мг,

витамина С - 51 мг,

йода - 0,09 мг.

Также важен режим приема пищи: интервал должен составлять - 3,5- 4 часа, частота приемов - не менее 4 раз в день, в трех их них должно присутствовать горячее блюдо.

В процентном соотношении суточный рацион выглядит примерно так:

завтрак - 26% – от суточной калорийности;

полдник - 14%;

Рацион школьников ненамного отличается от дошколят. Но при его составлении следует учитывать физические и возрастные потребности организма. Питание должно быть сбалансированным и учитывать расход и поступление питательных веществ.

Суточное потребление калорий:

7 – 10 лет - 2450 ккал,

11 – 13 лет - 2450-2750 ккал - для мальчиков, 2350-2550 ккал - для девочек.

14-17 лет - 2850 - 2900 ккал - юношам, 2450-2650 ккал - девушкам.

Ребенок, занимающийся спортом должен получать на 250-500 ккал больше.

В заключении хочется предложить примерное меню здорового питания для детей старше полутора лет.

Завтрак:

– молочная каша из овсяных хлопьев;

– хлеб с маслом и сыром;

– напиток кофейный на молоке.

2-й завтрак:

Свежее яблоко

Обед:

– борщ с фасолью, сметана;

– фруктовый салат;

– жаркое по-домашнему;

– ягодный компот;

Полдник:

Печенье.

Ужин:

– рисовая запеканка с изюмом;

– травяной чай.

Завтрак:

– сырники, запечённые в кефире;

– чай с молоком.

2-й завтрак:

Обед:

– крестьянский суп с добавление сметаны;

– овощной салат из свежих огурцов и перца;

– мясные фрикадельки;

– отварная вермишель;

– фруктовый кисель;

Полдник:

– молоко;

– булочка.

Ужин:

– запечённый в масле отварной картофель;

– рыбные паровые кнели;

– отвар шиповника;

2-й ужин:

– йогурт.

Завтрак:

– молочная каша из риса и пшена;

– какао с молоком.

2-й завтрак

– сухофрукты.

Обед:

– фасолевый суп;

– овощной салат из огурцов и помидор;

– тушёное мясо с картофелем по-домашнему;

– кисель;

Полдник:

– йогурт.

Ужин:

– рыбные котлеты паровые;

– овощное рагу;

– чай с сахаром и лимоном;

2-й ужин:

– простокваша.

Завтрак:

– запечённые макароны с тертым сыром;

– хлеб с сыром;

– кофейный напиток «Здоровье».

2-й завтрак.

– апельсин.

Обед:

– суп-уха;

– салат яблочно-морковный;

– мясные фрикадельки;

– каша гречневая;

– компот из сухофруктов;

Полдник:

– творожная масса с изюмом;

– печенье.

Ужин:

– овощной плов;

– курица паровая;

– фруктовый чай;

2-й ужин:

Завтрак:

– яйцо отварное;

– кабачковая икра;

– оладьи с повидлом;

– чай с сахаром;

2-й завтрак:

Обед:

– щи со сметаной;

– капустный салат;

– картофельное пюре;

– рыба, запечённая в сметане;

– компот из свежих фруктов;

Полдник:

– топленое молоко;

– бисквит.

Ужин:

– отварной картофель с маслом и зеленью;

– тельное;

– ромашковый чай.

2-й ужин:

Завтрак:

– манная каша на молоке;

– чай с лимоном;

– булочка с маслом.

2-й завтрак:

– виноград.

Обед:

– овощной суп;

– морковный салат;

– макароны отварные;

– бефстроганов;

– сок яблочный;

Полдник:

– простокваша;

– печенье.

Ужин:

– кролик, тушеный в сметане;

– запеченные кабачки и баклажаны;

– травяной чай;

2-й ужин:

– йогурт.

Завтрак:

– сырники, запеченные в сметанном соусе;

– чай с лимоном.

2-й завтрак:

Обед:

– суп полевой;

– свекольный салат;

– каша пшеничная;

– поджарка мясная;

– кисель;

Полдник:

– молоко;

– пирожок с повидлом.

Ужин:

– капуста тушеная;

– котлеты рыбные паровые;

– отвар шиповника.

2-й ужин:

– простокваша.

Для молодых родителей хотелось бы представить некоторые рецепты приготовления блюд:

1. Жаркое по-домашнему.

Для приготовления необходимо:

обезжиренную говядину вымыть, срезать жилы и плеву, порезать порционными кусками, выложить в кастрюлю с кипящим постным маслом, слегка обжарить. После добавить томат и протушить примерно час.

Картофель, лук, морковь вымыть, почистить, нарезать кубиками и слегка обжарить.

Подготовленные овощи выложить поверх мяса, посолить и долить воды, чтобы она покрывала картофель. Накрыть крышкой и тушить 20 мин. до готовности.

– говядина - 24 гр.

– картофель - 115 гр.

– лук - 15 гр.

– морковь - 12 гр.

– подсолнечное масло - 2 мл.

Соль - 0,25 гр.

– вода - 22 мл.

2. Суп крестьянский со сметаной.

Пшеничную крупу перебрать и тщательно промыть под проточной водой. Поместить в кипящую воду, проварить 10-15 минут и слить. Очищенный картофель порезать кубиками, лук и морковь мелко нашинковать. В закипающую воду положить порезанный картофель и проваренную крупу. Варить 10 мин. Затем добавить овощи, соль и варить до готовности. В суп добавить зелень и сметану. Довести до кипения.

На 1 порцию готового блюда потребуется:

– вода - 125 мл;

– картофель - 50 гр.;

– крупа пшеничная - 4 гр.;

– лук - 4 гр.;

– морковь - 11 гр.;

– соль - 1,25 гр.;

– сметана - 6 гр.;

– зелень - по вкусу.

3. Кнели рыбные.

Это блюдо готовится из фарша нежирных сортов рыб (трески, минтая, хека, судака). Перед измельчением следует тщательно выбрать все кости.

Освобожденную от кости рыбу надо промыть, перемолоть на мясорубке или миксером. К полученному фаршу добавить сырое яйцо и приготовленный охлажденный молочный соус, интенсивно перемешать, сформировать кнели 25г. каждую. Подготовленные кнели опустить в кипящую воду и варить 20 мин до готовности.

Для приготовления молочного соуса взять просушенную муку, смешать ее с солью и залить молоком. Размешать до однородной массы и проварить 3-5 мин. Охладить.

Для 1 порции готового блюда потребуется:

– рыбное филе - 90 гр.;

– яйцо куриное - 0,2 шт.;

– молоко - 28 мл;

– мука пшеничная - 6 гр.;

– соль - 0,4 гр.

В завершение хочется отметить, что каждый прием пищи для ребенка должен быть приятным занятием. Почаще организовывайте семейные трапезы с сервировкой стола, и привлекайте для этого малыша. Семейные традиции и пример близких людей должен формировать в ребенке культуру приема пищи и правильное отношение к еде. Это и предусматривает здоровое питание для детей.

Как организовать питание ребенка, чтобы рацион мог удовлетворить все энергетические потребности в этом возрасте. В период, когда ребенок идет в школу, у него отмечается повышенная психологическая и физическая нагрузка, поэтому пища должна быть здоровой, питательной и максимально полезной. – это залог его крепкого иммунитета, хорошей успеваемости и . Этой теме уделено много внимания, но некоторые вопросы так и остались нераскрыты. Какие продукты стоит ограничивать в рационе? Какой режим питания нужно выбрать? Какой способ приготовления пищи наиболее оптимальный?

Рекомендации по организации правильного питания для школьников

Педиатрами и диетологами всего мира общеприняты следующие принципы здорового питания школьников:

  • Калорийность. При создании рациона на каждый день, необходимо учитывать энергозатраты ребенка.
  • Разнообразие. Это один из главных принципов создания меню, только так можно обеспечить организм незаменимыми аминокислотами.
  • Режим. Питаться ребенок должен регулярно, промежутки между приемами пищи должны быть регламентированы.
  • Сбалансированный рацион . Обязательным считается наличие белков животного происхождения. Углеводы, которые быстро расщепляются, должны составлять не более 20%.
  • Витамины . В рационе должны присутствовать овощи и фрукты.

Конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Крайне важно, чтобы дети кушали рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день необходимо употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр. Всевозможные сладкие вкусности и жирные блюда допускаются в рационе, но они не должны заменять собой здоровую пищу.

Его величество – режим питания

Детей школьного возраста надо приучать к самостоятельности. Завтрак можно запланировать на 7-8 часов утра. Перекус приходится на 10-11 часов, в школе, на перемене. Обед может проходить либо дома, либо в школе. Ужин планируем на 19-20 часов вечера. Правильное питание для детей школьного возраста предусматривает, что завтрак и обед должны быть наиболее энергетически емкими, а вот ужинать лучше за два часа до сна.

Что же касается способа приготовления, то здесь нет каких-то особых рекомендаций. Если же ребенок склонен к набору лишнего веса, то стоит исключить из рациона жареную пищу, а также сладости и газированные напитки.

Несколько слов о калорийности

  • Ученики младшей школы имеют свою норму калорий, которая составляет не более 2400ккалорий.
  • Школьники, которые учатся в средней школе, должны получать – 2500ккал.
  • Старшеклассникам положено до 2800ккал.
  • Дети, которые активно занимаются , нуждаются в энергетически емком питании, поэтому должны употреблять на 300 ккал больше.

Если у вас нет времени подбирать калорийность рациона себе и членам своей семьи, можно воспользоваться готовыми меню от .

Что надо прививать детям?

Подытоживая все по теме «Правильное питание для детей школьного возраста», хотелось бы сказать, что колоссальное значение имеет культура питания, а приучаться кушать правильную еду необходимо с детства. Поощряйте детей к употреблению разнообразной питательной пищи. Не стоит отказывать себе в свежих овощах и фруктах. Отдельного внимания заслуживают продукты с высоким содержанием крахмала, а польза от цельного молока, йогурта и сыров вообще несравнима. Основным источником поступления жидкости в организм должна быть вода, а не сладкие газировки.

Один из вопросов, который мне часто задают как детскому психологу: «Что делать, если мой ребёнок не ест?». Рекомендации для родителей по организации питания детей мне приходится давать довольно часто.

Вопрос, который мне задают знакомые мамы: «Почему твои дети так хорошо едят?» И ещё: «Твоя дочка ест ЭТО?! Как ты научила её?» Мои дети действительно хорошо едят, а моя дочка ещё и из тех, кто ест всё и предпочитает цветную капусту сосиске. Чтобы добиться этого, мне пришлось пройти через все типичные ошибки, которые только могут сделать молодые неопытные мамы, заставить взять себя в руки, признать промахи и провести работу над ошибками.

К сожалению, исправить все ошибки, которые я наделала с сыном, было уже невозможно. Но благодаря этим ошибкам я смогла помочь моей дочке питаться здоровой пищей. Привычка, которая, надеюсь, останется у неё на всю жизнь. Ведь пищевые привычки формируются в самом раннем детстве. А правила здорового питания для детей, на самом деле, совсем несложные.

Я расскажу вам свой личный опыт организации питания моих детей: сына, которому сейчас 8 лет, и дочки 3 лет. Надеюсь, этот опыт чем-то поможет вам и вашим детям.

Ошибка 1: докармливание смесью.

Я уверена, многие скажут: «Не все могут выкормить ребёнка грудью». Да, действительно, иногда это невозможно по медицинским показаниям. Однако таких случаев по-настоящему мало. А мам, докармливающих смесью, значительно больше.

Также бывают случаи, когда женщина сама делает выбор в пользу смеси. Я считаю, что это достойно уважения хотя бы потому, что такая женщина (а видела я такую всего однажды) осознанно говорит: «Я не готова сейчас кормить грудью, у меня много работы, и я не могу справиться». Она делает выбор и берёт за него ответственность.

Чаще всего, к сожалению, я слышала другие фразы. Именно их я говорила, кормя сына смесью: «Я не молочная», «Он не наедается и плачет», «Врач сказал, что нужен докорм, я что, буду спорить с врачом?»

Кроме того, абсолютно все вокруг считают своим долгом что-то сказать или подсказать молодой неопытной маме:

– Молоко не пришло на второй день? Скорее всего, и не придёт! – говорит гинеколог.

– По часам кормить не нужно, но и не каждые пять минут! – объясняет подруга.

– Ну ты взвесь его до и после еды, и всё станет ясно, – утверждает мама.

– Почему он так плачет? Он голодный? – недоумевает муж.

Эти фразы я не придумала – мне действительно их говорили. В такой ситуации не проинформированной заранее маме практически невозможно не сдаться и не начать докорм. Даже если мама не сдаётся сразу, это часто происходит в 1–3 месяца, когда начинаются колики, ребёнок не набирает по одному кг каждый месяц или у мамы лактационный кризис.

Так сдалась и я. Сдалась, обвинив себя в «немолочности».

Работа над ошибками.

Если мама готовится к грудному вскармливанию сама, она с удивлением узнает, что для здорового ребёнка существуют всего несколько простых советов питания грудью, которым она может следовать и успешно кормить. Вот они:

– Давать грудь по требованию до 6 месяцев. Это значит, что до 6 месяцев вы не сможете расстаться с ребёнком. И давать грудь вы будете действительно каждый раз, когда ребёнок этого пожелает.

– Не давать ребёнку соску, пока не установилось грудное вскармливание. Всё время, пока ребёнок сосёт соску, он не сосёт грудь.

– Не кормить ребёнка из бутылочки (ни смесью, ни сцеженным молоком).

– Взвешивать ребёнка только на плановых осмотрах врача.

– Узнать реальные таблицы возможной прибавки в весе. Они очень отличаются от того, что часто говорят врачи.

– Уяснить, что измерение количества молока весами (взвешивая до и после) и сцеживанием – неэффективно.

Дочку я решила кормить грудью во что бы то ни стало. Это не значит, что я решила просто не взвешивать её или не слушать врачей. Напротив: дочка родилась с очень низким весом, и поэтому я была особенно внимательна. У меня были весы и, вопреки рекомендациям, я взвешивала дочку каждые три дня (на самом деле, втихаря каждый день), потому что врачи мне сказали следить, чтобы она не теряла в весе.

Также у меня был наготове телефон консультанта по грудному вскармливанию, которому мне так и не пришлось звонить. Но, по моему опыту, важно, чтобы была возможность такой консультации в любой момент.

Несмотря на то, что молоко пришло только на пятый день, как и с сыном, что дочка кричала, когда была не у груди, и что весила она очень мало при выписке из роддома, потом она прекрасно набирала вес. Я кормила её до 2 лет в соответствии с рекомендациями педиатров и просила прощение у сына за свою «безмолочность» для него.

Ошибка 2: питание «прикормом» вместо обычной еды.

Итак, моя вторая ошибка, которую я в последствии наблюдала у многих мам, – длительное питание прикормом вместо еды с общего стола.

Надо сказать, что прикорм сыну я вводила по обычным нормам: моноовощи, монофрукты, крупа в виде несладкой каши. Не буду спорить, правильно это или нет, но уж точно могу сказать: прикорм должен оставаться прикормом. То есть в течение нескольких месяцев питание ребёнка грудным молоком или смесью дополняется некоторыми продуктами. Он их пробует, учится их есть, воспринимает и исследует их вкус. Все необходимые вещества и свою норму ребёнок по-прежнему получает из молока. Прикорм следует воспринимать как знакомство. К сожалению, я воспринимала его только как знакомство для желудка, а не как знакомство для вкусовых рецепторов.

Когда сыну исполнилось 8 месяцев, он хорошо ел перетёртый кабачок, в 10 месяцев – перетёртый кабачок с курочкой, в год – перетёртый кабачок с брокколи и постной говядиной. В год сын стал есть плохо. Но я всё также думала, что ему надо съедать норму супа в 300 граммов. Конечно, я давала ему и обычные продукты: кусочек хлеба или детское печенье, но основу составляли пресные каши, фрукты и суп из здоровых продуктов. Даже мысли заменить всё это на тарелку макарон в моей голове не возникало.

Такая еда мало привлекала сына, и нам приходилось развлекать его во время еды, чтобы занести в рот очередную ложку.

Работа над ошибками.

К рождению дочки я ознакомилась с таким понятием, как педагогический прикорм – ребёнок ест не обычный прикорм, а еду с общего стола микродозами. Идея мне понравилась, но казалось сложным дать микродозу. А если ребёнок захочет ещё? Казалось странным полностью отказаться от рекомендаций педиатров и вводить продукты не по положенным срокам.

Ещё мне нравилась идея Монтессори-педагогики в скором времени после начала прикорма давать еду кусочками, а не в перетёртом виде.

Тогда я просто выяснила, чем можно кормить ребёнка в 6 месяцев (можно многие фрукты, овощи, крупы без глютена), в 8 (овощи, фрукты, крупы, курицу) и так далее. На основе этих продуктов я стала готовить еду для всех. Я начала прикорм с супа, которые ели все члены семьи: картошка, морковка, кабачок, немного риса. Дочке – перекрутить в блендере, другим – посолить и добавить приправ. Пресную кашу заменила кашей с кусочками сочных сладких фруктов. Конечно, я кормила других членов семьи не только этими продуктами, но пробовали их все.

С 8–10 месяцев я стала давать дочке пробовать многое, что было у нас на столе в неперетёртом виде: свежие овощи из салата, политые оливковым маслом, крупы, куриные котлеты, которые мы ели на ужин, кусочки фруктов, сыр, когда нам разрешили вводить молочные продукты. В год дочка ела всё с общего стола. Я ничего не готовила для неё отдельно.

В результате дочка ела и ест обычную еду, которую привыкли есть мы все. Сын до сих пор не признаёт салаты, думаю, именно потому, что все овощи для него мы слишком долгое время варили.

Ошибка 3: не давать пробовать новое.

Эта ошибка вытекает из предыдущей. Если вы кормите ребёнка специальными продуктами: супом, кашей и творожками, – скорее всего, у него не будет желания пробовать новые вкусы. Конечно, дети могут быть более или менее консервативны в еде в силу характера, но всё же вкусовые привычки формируется с раннего детства. Я знаю детей, которые и в 5 лет питаются только супом и йогуртами «Агуша», и мамы в ужасе от того, что ничего не могут изменить. Также и мой сын приходил в ужас, когда я предлагала попробовать незнакомый продукт.

Работа над ошибками.

Так как дочка ела с общего стола практически с самого начала, к году она пробовала такое, что сын не хотел пробовать и в свои 6 лет. Смотря, как дочка с удовольствием ест гуакамоле (блюдо из авокадо), он тоже решил попробовать немного «этого зелёного». Хочу заметить, что мои дети не ели сосиски или индустриальную выпечку. Когда в вашей семье есть малыш, который кушает с общего стола, вам приходится менять свой рацион в пользу здорового питания.

Если в семье уже есть ребёнок, который «ничего нового не ест», просто переводите его за общий стол. Неважно, сколько ему лет – год или 5! Просто перестаньте отдельно ему готовить и покупать «Агушу».

Сейчас моему сыну 8, и он не боится пробовать новое, хотя часто и отказывается что-то есть. Правило в нашей семье – съесть одну ложку нового блюда.

Ошибка 4: отдельный приём пищи.

Если вы кормите ребёнка его собственной едой, скорее всего, вы делаете это отдельно ото всех. У малыша может быть и отдельное расписание приёма пищи, как это было у нашего сына. В этом случае ребёнок даже не знает, что и как едят взрослые, потому привычки поведения за столом формируются гораздо позже.

Работа над ошибками.

Я знаю, как это сложно. Дочку я сажала за стол со всеми вместе с первого прикорма, и мне приходилось кормить её одной рукой, а другой пытаться есть самой. Если у вас есть другие дети, то и они требуют внимания и просят принести им воду, соль или салфетки. В итоге маме практически не хватает времени поесть. Просто смиритесь – это ненадолго. Я очень скоро увидела множество положительных моментов в таком подходе: старший сын (и даже муж) перестали беспокоить меня по пустякам и стали сами наливать себе воду и брать салфетки, а дочка в год уже вполне неплохо орудовала ложкой и быстро обучилась правилам поведения за столом.

Ошибка 5: телевизор и другие развлечения во время еды.

И эта ошибка вытекает из всех предыдущих. Если ребёнок ест один свою собственную пресную пищу, ему становится скучно, и приходится развлекать его. Как развлекать – зависит от семьи. Проще всего, конечно, включить мультики. Тогда ребёнок исправно открывает рот и съедает свою норму полезного супа. Но не думайте, что игра «За маму, за папу» и «Самолётик летит в рот» многим лучше телевизора. Всё это отвлекает ребёнка от непосредственного принятия пищи и сводит на нет пищевой интерес.

Работа над ошибками.

В этом случае мы смогли провести работу над ошибками уже с сыном. В 3 года мы просто перестали включать телевизор и детские песенки за едой. А сыну объявили, что теперь мы будем во время еды общаться за общим столом. Сын стал съедать в два раза меньше. Для меня, как и для любой мамы, это был сложный период. Так что лучше сразу же делать так, как мы делали с дочкой: не включать телевизор во время еды и не читать, сколько граммов должен съедать ребёнок в том или ином возрасте!

Ошибка 6: кормить ребёнка.

Предыдущие ошибки предполагают и долгое кормление ребёнка. Так как у малыша нет здорового пищевого интереса и он больше занят мультиками или вашим пением потешек, он ещё не готов самостоятельно пользоваться ложкой.

Работа над ошибками.

В педагогике Монтессори есть полезный трюк: с первого прикорма давать ребёнку две ложки. Одной ложкой его будете кормить вы, другой ложкой ребёнок будет пытаться есть сам. Таким образом наша дочка уже к году могла съесть всё что угодно ложкой (конечно, всё ещё помогая себе руками). Когда я убедилась, что она не останется голодной, я просто перестала её кормить и стала спокойно съедать собственный обед.

Ошибка 7: заставлять есть.

Самая вредная и самая часто встречающаяся ошибка. Если с самого начала вы не пробудили пищевого интереса у ребёнка, он начинает воспринимать еду как нечто в целом неприятное. Поэтому, чтобы он съел свою норму, вам всегда придётся заставлять его есть.

Я делала эту ошибку с сыном около трёх лет. Сын не был пухленьким ребёнком никогда, поэтому не заставлять его есть было страшно.

Я знаю очень худенькую девочку с пониженным гемоглобином, которую от страха заставляли есть до рвоты. Понятное дело, она так и не поправилась. Кроме того, ненавидела еду в принципе! Хотя с удовольствием могла съесть целый торт. Очень надеюсь, что в будущем у неё не будет серьёзных проблем с питанием.

Работа над ошибками.

Самое лучшее в этой ошибке – её можно устранить в любом возрасте ребёнка. Просто перестаньте заставлять его есть. Я перестала заставлять сына есть в 3 года (тогда же, когда запретила телевизор во время еды). И первое время он отказывался есть вовсе и худел ещё больше. Однако уже через несколько месяцев интерес к еде восстановился, хотя его меню немного изменилось: супы-пюре и кашу он больше не ел никогда. Но у меня больше не возникало проблемы накормить сына. Кстати, сейчас от бывшей худобы не осталось и следа!

Естественно, дочку я не заставляла есть никогда. Однажды мой педиатр рассказал мне любопытную теорию: все дети переживают всплески роста, когда им требуется гораздо большее количество пищи, а потом замедления – и тогда пищи требуется меньшее количество. Я не знаю, правда ли это, я не врач. Но действительно, по моему опыту, для многих детей характерно есть больше или меньше еды в течение одного месяца без особых причин. Стоит позволять им это и не мерить порцию по тому, что ребёнок съедает обычно, а по желанию есть именно сегодня. В нашей семье дети сами говорят, сколько еды положить в тарелку. Если ребёнок просит всего одну ложку, я уважаю его выбор. После всегда можно попросить добавку.

Ошибка 8: не давать выбора блюд.

Когда вы решили, что теперь ребёнок будет есть всё, легко впасть в другую крайность, что со мной и произошло в то время, когда я перестала насильно кормить сына. Я перестала уважительно относиться к его вкусовым предпочтениям. В надежде, что легко можно всё исправить, я стала готовить много овощных блюд, которые сын так и не начал есть. Нам часто кажется, что дети должны есть то, что им дают, тогда как сами частенько отказываемся от одного или другого блюда просто потому, что именно сейчас не хотим его. У нас есть преимущество – мы можем открыть холодильник, приготовить или сбегать в магазин за желаемым блюдом. У ребёнка такого преимущества нет.

Работа над ошибками.

Если вам заведомо известно, что ребёнок не ест какие-либо блюда, не заставляйте его их есть. Я знаю, сложно пережить, что ваш ребёнок, как мой сын, вообще не ест кашу или суп. Ведь это основные составляющие детского меню. Но попробуйте искать этим блюдам здоровую альтернативу, например, суп-пюре или жидкие рагу.

Не стоит полностью исключать эти блюда из вашего меню. Также раз за разом предлагайте ребёнку «просто попробовать» блюдо. Однако надо видеть разницу между ситуацией, когда ребёнок не ест какое-то определённое блюдо или продукт и когда ребёнок ест только несколько определённых блюд. Предпочтения ребёнка не должны полностью менять ваше меню и заставлять вас каждый день готовить ему отдельно. Обычно в ситуации, когда есть «первое» и «второе» блюдо или закуска и основное блюдо, ребёнок (да и взрослый) может выбрать еду себе по вкусу.

Если ребёнок просит приготовить какое-то определённое блюдо, старайтесь не отказывать ему, а лучше привлеките его к готовке.

Ошибка 9: не разрешать готовить с вами.

Признаюсь, этой ошибки мой опыт Монтессори-педагога мне сделать не дал. К приготовлению еды я привлекала обоих детей с самого раннего возраста. Однако это достаточно типичная ошибка, особенно занятых родителей. Сложно привлечь ребёнка к приготовлению еды, когда надо быстро накормить голодную семью. В итоге некоторые дети вообще не знают, откуда берётся еда, и представить себе не могут, что суп – это соединение тех самых овощей, которые они учат с мамой по карточкам.

Работа над ошибками.

Дети очень любят есть то, что сами приготовили. Поэтому детей нужно привлекать к готовке с раннего детства. Уже в год ребёнок может смешивать ингредиенты, а в полтора-два чистить варёные яйца, взбивать, замешивать тесто и делать печенье и хлеб, резать мягкие продукты. Если ребёнок плохо ест, предлагайте как можно чаще готовить вместе, и вы увидите, как самостоятельно приготовленное блюдо будет особенно привлекательно для малыша.

Ошибка 10: вредная еда.

Все мамы, особенно мамы первого ребёнка, прекрасно знают: ребёнка нужно кормить полезной пищей. Нельзя ни в коем случае давать малышу сладкое, солёное, аллергенное, сок, газировку, шоколад, колбасу, продукты с консервантами и пищевыми добавками, ГМО и вообще покупное. Тут можно продолжать или сокращать список, всё зависит от семьи. Но в общем всем ясно, что домашняя еда для детей должна быть полезной.

Однако со временем вредная еда станет интересной для ребёнка. Особенно ему будет интересна такая еда, если вы сами едите её дома, но ребёнку не даёте.

Мой сын не ел всё вышеперечисленное до 3–4 лет, как и полагается. Он в принципе не знал о существовании большей части этих продуктов.

С дочкой так не получилось. Она довольно рано стала ходить на детские праздники и в гости со старшими детьми, где её угощали сладостями и чипсами. Так как она была за общим столом, после года она иногда ела и ветчину или другие покупные продукты, которые она видела у нас на столе. В тот момент мне это очень не нравилось, но я не знала, как с этим бороться. Я как раз наблюдала за девочкой 5 лет из класса сына, которой мама запрещала все вредные продукты. На детских днях рождениях девочка хватала сладости и чипсы и ела их буквально под столом втайне от мамы. Мне казался неприемлемым такой вариант, поэтому я разрешала дочке пробовать всё, чем её угощали.

Работа над ошибками.

К моему огромному удивлению, попробовав, дочка быстро потеряла интерес ко всей вредной еде. На детских праздниках она вообще практически не ела, а отдавала предпочтение игре с детьми. Дома она перестала есть ветчину. Единственный интерес остался к конфетам, но и их она съедает 1–2 на праздниках. Дома я даю детям немного качественного шоколада.

В то же время, я стала замечать, что мой взращённый на здоровой еде сын при виде хот-дога теряет рассудок. Дома мы не едим сосиски и колбасу, однако я решила покупать их иногда специально для сына, потому что наглядно увидела, что детей интересуют вредные продукты не из-за их вкуса, а из-за их запрещённости. Надеюсь, что интерес сына к сосискам также постепенно сойдёт на нет.

Сейчас у детей каникулы. Они как раз проснулись и сели завтракать. Я кладу на стол хлеб для бутербродов, ветчину, сыр, йогурты и фрукты. Сын съедает бутерброд с ветчиной. А дочка выбирает йогурт и фрукты. Она вообще не ест колбасные изделия и очень редко – хлеб. Я съедаю бутерброд с сыром и заставляю себя «только попробовать» фрукты, молча завидуя дочке. Видимо, мне не сформировали пищевой интерес в детстве, а заставляли съесть яблочко «через не хочу».

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Виктория Штреблевская,
специалист по оздоровительным программам,
эксперт сайта сайт

Ни для кого не секрет, что современная еда в большинстве своем пустая, мертвая. Она не дает нашему организму в достаточном количестве витамины, минералы, ферменты, пробиотики и тд. Вместе с тем перегружая красителями, консервантами, загустителями и прочими токсикантами.

Добавьте к этому неблагоприятную экологическую обстановку, стрессы, негативное воздействие медикаментов и поймете причины плохого здоровья ребенка.

Важно осознать, что именно от того, ЧЕМ вы кормите ребенка, КОГДА и В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ, в бОльшей степени зависит его состояние здоровья.

Правильное питание - это здоровое питание.

С чего начать?

В первую очередь необходимо планомерно исключить «пищевой мусор» - это все, что наш организм не может усвоить нормальным образом.

Любые НЕнатуральные субстанции не могут быть нормально усвоены, они замедляют метаболизм, влияют на увеличение веса, усиливают развитие заболеваний.

САМЫЕ ТОКСИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Колбасы, сосиски, копчености, крабовое мясо или палочки, полуфабрикаты, консервация

2. Печенье, леденцы, мороженное, чипсы, любые снежки, шоколад с наполнителями, конфеты - месиво из сахара и красителей, заменителей, усилителей, загустителей. Также и выпечка почти вся содержит низкокачественные сахара, дрожжи, трансжиры (маргарин) и муку высшего сорта.

3. Кетчупы, соусы, концентрированные приправы типа бульонных кубиков

4. Фастфуд (чаще всего содержит трансжиры, сахар, консерванты)

5. Соки в тетрапаках, морсы, газировки

6. Молочные продукты с фруктовыми, шоколадными и прочими добавками, усилителями вкуса. Сюда же йогурты и молочка с длительным сроком хранения

7. Малополезны также рафинированные продукты: белый хлеб, булки, обычные макароны, белый рис.

ЧИТАЙТЕ ЭТИКЕТКИ!!!

Если в составе указан сахар, мука в/с, растительные жиры (вероятнее всего это пальмовое масло), труднопроизносимые химические ингредиенты - эта еда нам не подходит. Рекомендую сфотографировать этикетку, загуглить непонятные слова и выяснить, что за ними скрывается.

Большая проблема современного питания детей в том, что оно преимущественно углеводное, причем в основе - простые сахара, быстрые углеводы.

За последние 50 лет количество употребляемых детьми углеводов выросло более, чем в 100 раз. То есть на 1 кг сахара, получаемого из питания детьми в 40-50-х годах сегодня приходится 100 кг сахара.

Углеводы для организма - это в первую очередь источник пищевой энергии.

Когда энергии слишком много, это ведет к гиперактивности ребенка, неусидчивости, снижению концентрации внимания, плохому сну, лишнему весу и сахарному диабету.

Избыточная масса тела у ребенка - это СЛЕДСТВИЕ нарушения углеводного обмена.

Фактически один шаг до сахарного диабета.

Основные продукты, содержащие простые углеводы: любой сахар и сахаросодержащие продукты, картофель (чипсы), белая мука в/с и все, что из нее создано, манная каша, белый рис, виноград, бананы.

Количество этих продуктов должно составлять НЕ БОЛЕЕ 20% СУТОЧНОГО РАЦИОНА.

Правильное питание ребенка для похудения базируется на тех же самых принципах.

Это достаточно долгая планомерная работа над изменением пищевых привычек.

Причем важно, чтобы в этом процессе участвовали все члены семьи. А не так, что ребенок на строгой диете, а папа вечером пиво с чипсами употребляет. Или мама ест тортик в кафе, а ребенку заказала фруктовый салат.

Запреты будут только усиливать тягу к вредной пище. Поверьте, ребенок найдет доступ к «запрещенке». Будет поедать ее в тайне, и при этом тихо вас ненавидеть.

Сейчас разберем основу рациона и расскажу, как быть с привычными сладостями.

БЕЛКИ И ЖИРЫ - ВАЖНЕЙШИЕ "СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"

Белки и жиры необходимы каждой клетке растущего организма. И вот их как раз в рационах большей части населения нашей страны - постоянный дефицит.

Мясо, рыба, птица, морепродукты, яйца, молочная продукция, бобовые, злаки - эти продукты содержат животные и растительные белки, они должны быть в рационе ребенка ЕЖЕДНЕВНО!

Если есть аллергия на какой-либо вид белка, необходимо серьезно заниматься восстановлением функций ферментативный системы.

В этом помогает применение растительных ферментов (Дигестэйбл , Ассимилятор). Пищевая аллергия - это не проблема иммунитета, а проблема недостатка белка в питании или ферментативный системы (чаще всего поджелудочной железы)

ЖИРЫ - крайне важны для развития мозга. И если ребенок не получает в достаточном количестве животных жиров, лецитинов, омега-3-жирных кислот, он будет отставать в развитии.

Забудьте мифы прошлого века о вреде холестерина (жиров). Жиры жирам - рознь! И ребенку ежедневно крайне необходимы жирные кислоты, которые с пищей большинство из нас недополучает.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ОСНОВА РАЦИОНА

Если после прочтения списка продуктов, которые необходимо исключить из рациона, в вашей голове возникает вопрос: «А что же тогда остается кушать?», это значит что ваш нынешний рацион преимущественно состоит из продуктов, которые крадут здоровье вашего ребенка.

Давайте разберемся, какие продукты должны составлять основу питания:

1. Цельные злаки: геркулес, гречка, киноа, бурый и дикий рис, цельное пшено и тд

2. Бобовые: нут, чечевица, горох, красная фасоль

Злаки и бобовые перед приготовлением замачивать на ночь в очищенной питьевой воде, утром воду слить перед приготовлением и залить новой. Это делаем для того, чтобы «разбудить» семя, избавиться от фитиновой кислоты, которая блокирует работу ферментов.

Кстати, если залить небольшим количеством воды и оставить на сутки-двое, семя прорастет. Такие проростки можно добавлять в салаты, можно просто есть цельными - они сохраняют максимальное количество полезных веществ.

3. Яйца, птица, рыба, морепродукты, молочные продукты с минимальным сроком годности

4. Масла холодного отжима для заправки салатов (оливковое, кунжутное, льняное), сливочное масло не менее 82% жирности, в небольших количествах сало, обязательно Омега-3 и Лецитин в виде биодобавок

5. Орехи и семена (сырые) в разумных количествах - около 30 грамм в день.

6. Сырые овощи и фрукты: огурцы, помидоры, морковь, брокколи, цветная капуста, болгарский перец, кукуруза, яблоки, бананы, груши, киви, авокадо, любая зелень.

Каждый прием пищи должен хотя бы на 30% состоять из натуральных свежих плодов. Натуральные продукты организм легко усваивает, не накапливая токсинов (не будем сейчас подробно разбирать тему пестицидов и прочих химикатов, просто ищите более-менее «чистые» овощи и фрукты). Также по сезону добавляйте любые ягоды.

7. Приготовленные овощи. Крахмалистые типа картофеля в небольшом количестве - 1- 2 раза в неделю. Кабачки, баклажаны, цветная капуста, перцы, морковь, тыква, свекла - все это вкусно и полезно.

И важнейший компонент - ВОДА.

Без достаточного количества чистой воды даже самое качественное питание не будет нормально усвоено, и не будет происходить очищение клеток.

Полезная для здоровья вода должна быть слабощелочной, отрицательной, структурированной. Этим параметрам полностью соответствует коралловая вода.

Не буду вдаваться в подробности, вы можете изучить информацию о коралловой воде в ЭТОЙ статье.

КАК ЖЕ БЫТЬ С ЛЮБИМЫМИ СЛАДОСТЯМИ?

Первое - важно понять, что такая еда губит здоровье вашего ребенка. Последствия этого вы, возможно увидите не сразу, а спустя год-три-пять.

Большинство родителей даже не подозревает, что хронические заболевания их детей спровоцированы именно неправильным питанием.

То, что у вас хронический пиелонефрит, у вашей мамы был хронический пиелонефрит, а теперь это заболевание проявилось у вашего ребенка - это не потому, что заболевание наследственное. А потому, что характер питания из поколения в поколение передается одинаковый.

Я говорю это не просто так, сама столкнулась с этим недугом и все детство дважды в год меня кололи антибиотиками, убеждая, что «хронический» значит на всю жизнь. Это ЛОЖЬ!

Изменение рациона, а также применение биодобавок, привело к тому, что я избавилась абсолютно от всех диагнозов в своей медкарте и уже более 5 лет не болею совсем.

Уверена, что вы желаете только всех благ своему ребенку. Тогда просто примите решение максимально оградить его от ЗЛА в виде сахара. И начать нужно естественно с себя. Дети делают не то, что вы им говорите, а то, что вы сами делаете.

Можете сколько угодно спорить и оправдывать себя тем, что у вас особенный ребенок и с ним это не сработает. Что уже поздно отучать его от сладкого. Это ваше право, здоровье ВАШЕГО ребенка и оно в ваших руках.

Второе - не нужно просто все запрещать. Заменяйте вредные сладости на более полезные: у нас это фруктовое пюре БЕЗ добавления сахара (читайте этикетки), детское молоко (тут срабатывает фактор яркой картинки и упаковки, молоко в ней самое обычное без добавок), пастила фруктовая или фруктовые батончики (читайте состав, часто встречаются с добавлением сахара), печенье цельнозерновое, хлебцы разного формата.

Найти не легко, ведь нужно перечитать массу этикеток. Но, найдя один раз максимально безопасные варианты, вы потом будете безошибочно брать с полки подходящие продукты.

У меня дочка (3 года) уже сейчас спрашивает: "Мама, этот сок с сахаром? А этот? Давай купим без сахара"

Когда проходим мимо булочной или столовой, спрашивает: "Мама, что так невкусно пахнет" - "Это вредная еда, дочка"

КОГДА ДАВАТЬ ДЕСЕРТ?

Принцип очень простой - сначала основное блюдо, чтобы организм получил строительный материал (белки+жиры), а потом вкусности. Договаривайтесь с ребенком: сначала каша с котлетой, потом любимое печенье.

В нашей семье есть правило «Одно сладкое в день», то есть один десерт 1 раз в день. Да, иногда может быть и картошка фри в кафе, пицца, бургер или мороженное. Но это 1 раз в неделю, какое-то одно блюдо в качестве перекуса, а не обеда.

Каждый раз ребенку объясняю «ЭТО вредная еда. Если есть ее много, будешь часто болеть. ЭТО - здоровая еда (перечисляю, что конкретно). Кушать нужно здоровую еду, тогда будет крепкий иммунитет»

Один из самых любимых десертов моего ребенка - Ряженка + клетчатка ХайФайбер .

Кашу готовим БЕЗ добавления сахара, немного солим. Для вкуса добавьте в геркулесовую банан, ягоды, мед (если нет аллергии). Приготовьте гречневую с куриным фаршем и добавьте сливочного масла. Рисовую можно смешать 50/50 с чечевицей. Для достижения вязкой консистенции можно добавлять ряженку либо сметану.

ПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

В детском саду «Правильное питание для ребенка» рассматривают с точки зрения только БЖУ. И значительная часть углеводов - не медленные, а быстрые. Утром сладкая манная каша (сахар с сахаром в сахаре), белый хлеб, на полдник пряники или вафли, ужин сладкая молочная каша.

И даже, несмотря на то, что моя дочка НИКОГДА до этого не ела вафли, конфеты и т.п. Запивая кефирчиком (приглушает сладость), за компанию с другими детьми в первый же день умяла, о чем мне радостно сообщила вечером.

Для меня питание ребенка - очень важный вопрос. И меню детского сада - серьезная проблема. Мы с мужем работаем над ее решением последовательно и планомерно.

Во-первых , договорились с воспитателем, чтобы вместо хлеба/пряников малышке давали хлебцы. Мы их покупаем и приносим в сад.

Прекрасно понимаю, что далеко не все воспитатели пойдут на это. А официальное диетпитание можно получить только «через справку» от аллерголога. Старайтесь договариваться.

Во-вторых , договариваемся с дочкой. Каждый день ведем беседы про вредную и полезную еду. Предложили выбор - или вредная еда в садике, или на выходных пицца в кафе. Постоянно напоминаем, чтобы в саду вредное не ела, и в субботу идем в кафе. Уже спустя пару недель она спокойно отодвигает пряник и просит «хрустик».

В-третьих , недобор белка корректируем домашними приемами пищи. Высокобелковый завтрак + белок на ужин. И обязательно биодобавки. На постоянной основе Омега-3, Лецитин, детский витаминно-минеральный комплекс. Остальные курсами.