Где можно встретить королеву и епископа. Королева великобритании приняла в букингемском дворце патриарха кирилла. Беседовала Любовь Люлько

Во дни правления великого князя московского Иоанна III, православные христиане, жившие под властью немцев, имели в городе Юрьеве ливонском, в русском конце две церкви: святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия. Служили в тех церквах два пресвитера, один именем Иоанн, по прозвищу Шестник (то есть «пришелец») из Московской земли, а другой - Исидор. Когда же немцы то ласками, то угрозами начали увлекать в латинство живших в городе православных, тогда священник Иоанн, прослуживши в Юрьеве всего два с половиной года, ушел оттуда в Псков и вскоре после этого, приняв иночество с именем Ионы, основал в Псковской земле, на границе с Ливонией Псково-Печерскую обитель, где, пожив свято, сподобился блаженной кончины о Господе. Исидор же остался в Юрьеве и вел с немцами большие споры о православной вере. Нередко уговаривал он их присоединиться к православию.

В 1472 году вооружились ливонцы на православных - решили напасть на Псков. Между тем уже многие годы пресвитер Исидор беспорочно служил при храме святителя Николая Чудотворца, сияя как звезда между христианами своей паствы. И вот старейшина города Юрьева немец, по имени Юрий Трясиголов, восстав на Исидора и на православных, донес на них католическому епископу Андрею и городским старейшинам, говоря, будто слышал он от пресвитера и всей его паствы хулу на веру латинскую и служение на опресноках и похвалу одной только восточной православной вере. Таким образом он возбудил ярость в епископе и вельможах, и латиняне с того времени искали, как бы им наказать православных города Юрьева.

Настал праздник Богоявления Господня - 6 января 1472 года. Пресвитер Исидор вышел со всеми православными на реку Омовжу с честными крестами освятить воду. Там немцы, посланные от епископа и от городских старейшин, схватили Исидора и бывших с ним прихожан и отвели их к епископу и немецким судьям города Юрьева.

Их принуждали отречься от православной веры, но Исидор и все православные, бывшие с ним, сказали епископу и судьям:

«Не буди то, враг истины, чтобы нам православным отречься от Христа истинного и веры православной; не пощадим телес наших за Христа Бога, сколько бы ты нас ни мучил; но вас, нечестивые, умоляем: пощадите души свои Господа ради, ибо и вы – создания Божии».

Тогда с великим дерзновением обличал Исидор латинство и говорил о несогласии с православием. Разгневанный епископ ввергнул православных в темницу, а всех вельмож ливонских пригласил из окрестных замков для суда над православными. Тем временем святой Исидор поучал в темнице дружину свою:

«Братия моя и чада, - говорил он, - Господь собрал вас со мною на подвиг сей духовный, желая увенчать нас от вседержительной Своей руки неувядаемыми венцами; вы же, братия, добре пострадайте от беззаконных, без всякого сомнения, и не убойтесь горьких сих мук, не ослабейте, “потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Пет. 5:8), то есть уловить от веры православной. Станем в ней неподвижно, как добрые воины, против его козней, ибо Сам Господь сказал: “Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною” (Ин. 15:20-21, 26-27).

Так, братие, говорил Христос ученикам Своим, также говорит Он и нам, если кто имени Его ради постраждет до крови, т. е. до смерти. И вы, братия мои возлюбленные, не оставляйте меня, но пострадайте вместе со мною и не прельщайтесь вожделениями мира сего, но будьте великими мучениками Христовыми в роде сем».

Потом святой Исидор с дружиною своею, встав в темнице лицом к востоку, начал петь и молиться со слезами и с воздыханием сердечным; причастился сам запасными дарами святых и животворящих Таин и причастил всех бывших с ним. Все исполнились духовной радости, и благоговейный пресвитер поучал, их еще о воздаянии благ вечных за благие дела и о вечных муках за дела тьмы.

«Ни один из вас, – сказал он дружине своей, – да не страшится угроз, и самых мук да не убоится, но добре постраждем за Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и приимем почесть страдания нашего в день судный».

Посланные от епископа и судей градских пришли в темницу и, извлекши их оттуда, поставили на судилище в ратуше, для испытания их перед епископом и всеми латинянами, которые собрались на это зрелище. Как солнце со звездами стоял пред ними исповедник Исидор со своей дружиною. Сперва ласкательными словами старался епископ склонить исповедников к своей вере. Обращаясь к Исидору, как к наставнику и руководителю паствы, а затем и ко всем его пасомым, епископ говорил:

«Только послушай меня и посадников града сего, которые сошлись из окрестных замков Ливонии; примите честную веру нашу, которая почти одна с вашею, и опресночное служение, и не губите себя; будьте присными братьями нам и участниками нашего богатства. Если хотите, держите опять свою веру; только теперь повинитесь предо мною, судьями и всеми немцами».

Но мужественные исповедники отвечали епископу:

«Что ищешь уловить нас льстивыми речами? Не можешь ты отклонить нас от истинной веры православной; твори над нами, что хочешь; вот мы пред тобой и повторяем тебе то же, что говорили прежде».

Тогда суровый епископ, вместе с другими судьями, как змей, распалившись яростью на православных, велел всех их в той одежде, в какой они были, ввергнуть в реку Омовжу, а святого Исидора в иерейских священных одеждах бросил в самую Иордань, где освящал он воду в день Богоявления. Так поступили с ними, как с злодеями, казнили лютой смертью за православную веру. Всего страдальцев, считая с учителем их Исидором, было семьдесят три. Они предали свои чистые души в руки Бога Живаго и увенчались нетленными венцами.

Было же при страдании их и таковое дивное зрелище. В числе православных ведена была на казнь мать с трехлетним младенцем на руках, который был прекрасен лицом. Нечестивые немцы взяли младенца из рук матери, ее же бросили в воду. Видя свою мать потопляемую с блаженными мучениками, младенец начал плакать на руках мучителей, и сколько ни старались они успокоить его, рвался из рук их, терзая их лица. Тогда жестокие мучители бросили и его подле проруби. Младенец же, подползши к самой проруби, трижды перекрестился и, воззрев на предстоящий народ, сказал:

«И я православный, верую в Господа и хочу умереть, как и учитель наш Исидор и моя мать».

Сказав это, он бросился под лед. Так пострадал за истину младенец, как некогда мученик Христов младенец Кирик, исповедавший Господа на коленях мучителя, при виде страданий матери своей Иулитты, и вместе с нею восприявший мученический венец.

Настала весна. Разлившаяся река Омовжа выступила из берегов своих; тогда явились и телеса всех исповедников Христовых за три поприща от города Юрьева, вверх по реке под деревом у холма, никем неповрежденные, как бы положенные людьми на восток лицом; пресвитер же Исидор лежал посреди их во всем облачении священническом: так прославил Господь святых Своих угодников. Тогда православные купцы города Юрьева взяли мощи страдальцев и честно погребли их в городе около церкви чудотворца Николая.

Чтить память священномученика Исидора и семидесяти двух мучеников начали рано, не позже середины XVI столетия. Но причислены они Церковью к лику святых лишь в 1897 году. Первое празднование святым мученикам торжественно было совершено восьмого января 1898 года.

На основе книги: Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга дополнительная, вторая (январь-апрель). – М., 1916. Репринт: Введенская Оптина Пустынь, 1994.

Жизнь Исидора Юрьевского была описана священником Василием (в иночестве Варлаамом) в XVI веке. Согласно ему, в 1472 году священник русской церкви в гор. Юрьеве Исидор в праздник Богоявления во время освящения воды на реке Омовже по приказу местного католического епископа был схвачен и заключен в тюрьму. С ним были арестованы 72 прихожанина его церкви. Их принуждали отречься от православия, но они отказывались. В тюрьме Исидор причастил всех бывших с ним, после чего все они были казнены. Они были утоплены в реке Омовже, в том месте, где Исидор освящал воду в день Богоявления.

В весенний разлив тела погибших были найдены на берегу в трёх верстах от города выше по течению и с погребены в Никольской церкви в Юрьеве.

16 мая 1896 года в Валке неподалеку от Тарту в честь этих погибших был заложен храм. В том же году была составлена специальная служба юрьевским мученикам, в канун их памяти совершается торжественное всенощное бдение, а 8 января - праздничная литургия.

В Санкт-Петербурге в начале XX века была построена Свято-Исидоровская церковь, верхний храм которой освящён в его честь.

Президенту Российской Федерации Владимиру Путину отказали в присутствии на мероприятиях при открытии культурно-духовного цент р а во Франции, а вот п атриарх Русской п равославной ц еркви Кирилл был с почестями принят в Великобритании лидерами Англиканской церкви — королевой Елизаветой II и архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби.


Что искал Патриарх Кирилл в Великобритании?

Ранее РПЦ выступала за ограничение контактов с этой Церковью из-за ее либерального отношения к однополым бракам и священникам нетрадиционной ориентации. Почему отношение изменилось? Это была политическая миссия? О чем патриарх говорил с королевой? Нет ли в таких контактах размывания православных ценностей? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. R u рассказал обозреватель агентства "Регнум" Станислав Стремидловский.

— Этот визит был предпринят после того, как президенту Путину отказали в участии в мероприятиях по открытию Русского духовно-культурного центра во Франции. Почему государственное участие в духовно-культурных мероприятиях блокируется на Западе, а патриарх принимается там с распростертыми объятиями?

— Я бы не стал связывать эти две вещи. Тем более, что нашему президенту не отказали. Он не поехал сам по одной простой причине — потому что господин Олланд хотел обсуждать вопросы по Сирии, связанные с Алеппо, где французы очень серьезно завязли. А собственно, что мы могли сказать? Те предложения французов, которые выдвигались, нам не интересны.

— это совершенно отдельная история. Повод очень хороший — 300 лет отношений российского православия с англиканством было отмечено на очень высоком уровне.

Нашего патриарха принял не только архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, который является чем-то вроде управляющего главы англиканских церквей. Его приняла и глава англикан — британская королева Елизавета II.

Несмотря на различные окрики британской прессы и некоторых депутатов британского парламента, которые шумели, что патриарха Кирилла нельзя принимать или надо его визит сместить на более низшую ступень, ее величество встретилась с ним. Были и другие встречи, в том числе с представителями католической церкви, что тоже, на мой взгляд, очень важно.

— Конечно, этот визит был в плане церковного общения. Почему Запад старается так активно изолировать Россию политически? Или все-таки визит патриарха имел и политическое значение?

— Я не согласен, что Россия на Западе изолирована. Как в свое время говорил один из английских лордов, "никто не пинает только дохлую собаку". А Россия сегодня приобрела гипертрофированное, увеличенное значение в американской избирательной кампании. Опять же еще один интересный момент последнего времени — избрание нового генерального секретаря ООН. Антониу Гутерриш — католик и социалист. Избрание этого человека приветствовала католическая церковь.

А представлял его наш Виталий Чуркин, именно ему доверили это сделать. Это тоже, в общем-то, знак и показатель роли и места России в мире. И то, что сейчас делает патриарх Кирилл, конечно, некое возвращение к советскому времени, когда Церковь была очень активна во внешнем мире. В какой-то степени патриарх Кирилл сейчас повторяет традицию. Кстати, ее в 1962 году основал патриарх Алексей I, который тоже тогда встречался с руководством англиканской церкви.

Естественно, в первую очередь говорили о церковных вопросах, но все равно здесь никак нельзя обойтись без политики. В феврале этого года произошло небывалое доселе историческое событие — встреча патриарха Кирилла с . Тогда, на мой взгляд, главы двух Церквей создали новый формат общения в совершенно небывалых доселе условиях преследования Церкви в мире, в большей степени на Западе.

Мы не стремимся прямо сразу сесть за евхаристический стол и разделить чашу Христову. Мы говорим о том, что сейчас перед нами появился более опасный враг, более страшный. Мы сталкиваемся с выходом на сцену уже напрямую врага рода человеческого, который обозначил себя, показал свои рога и копыта и людоедским уничтожением.

Мы были свидетелями демонстрации WikiLeaks писем избирательного штаба госпожи Клинтон, где говорится о чуть ли не перевороте католической церкви в США, о желании создать там свою арабскую весну на католический манер. Раньше католическая церковь США старалась быть нейтральной в схватке между Трампом и Хилари, считая их обоих неприемлемым, но сейчас все-таки настроения изменились. И не только католики, но и евангелисты, протестанты уже говорят о том, что надо выбирать из двух зол.

Бывший спикер палаты представителей Ньют Гингрич в интервью католическому порталу National Catholic Register сказал, что сейчас США стоят перед глобальным разворотом, который определит их судьбу на ближайшие 50-100 лет, перед аналогом светской секулярной Французской революции, перед наступлением секулярного тоталитаризма, который попросту может уничтожить ту христианскую Америку, которую мы знаем.

— Чем все-таки важен визит нашего п атриарха в Англию?

— В англиканской церкви есть здоровые силы, и перед лицом наступления врага рода человеческого все же нужно искать союзников, а не пытаться находить разделения друг от друга. Британская христианская пресса писала, что визит патриарха Кирилла важен, потому что нужно строить мосты. Это любимая фраза Папы Франциска, который постоянно подчеркивает, что его задача в этом мире — возводить мосты и разрушать стены.

Беседовала Любовь Люлько

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

читати українською

сайт расскажет, куда отправиться на прогулку, чтобы встретить королевскую особу

Где можно встретиться взглядом с монархом


© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images

© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images

Фото 1 из 23: © Getty Images

Только представьте, вы прогуливаетесь по обычному парку, никого не трогаете, а тут мимо проходит настоящая королева.Поражены? Наша редакция решила осуществить мечты многих читательниц и рассказать, какую монаршую особу можно без проблем встретить в обычном супермаркете, на прогулке в парке или на спектакле в опере.

Где можно встретиться взглядом с монархом - Королева Маргарет II - рынок и опера

Королева Маргарет II взошла на датский престол 14 января 1972 года. Она стала второй женщиной-королевой на престоле Дании почти за тысячелетнюю историю монархии. Монаршая чета Дании - королева Маргарет и принц-консорт Хенрик Датский- живет во дворце Амалиенборг. Сам дворец расположен в центре датской столицы - городе Копенгагене.

© Getty Images

Где можно увидеть королеву: прежде всего вам нужно убедиться, что королева дома, а не посещает с дипломатической миссией какую-то далекую страну. Поверьте, это сделать очень просто. Несколько раз в неделю перед дворцом происходитсмена почетного караула. Если королева дома - церемония полная, если же ее Высочества нет во дворце - церемония сокращена.

Королева Маргарет - одна из самых демократичных монарших особ нашего времени. Она очень часто ходит на продуктовые рынки Копенгагена. Часто королева ходит по пешеходной улице Строгет, на которой расположено множество маленьких магазинчиков, кафе, ресторанов. Но самым любимым местом для продуктового шопинга Маргарет является рынок в городе Люзеш, где члены королевской семьи отдыхают в их летней резиденции, замке Chateau de Caix на юге Франции. Где можно встретиться взглядом с монархом: принцесса Беатрис Йоркская – Великобритания © Getty Images

Где можно увидеть принцессу : как не пыталась принцесса Беатрис «стать на путь истинный», но не смогла отказаться от любимых вечеринок. После того, как бабушка укорила ее слишком разгульной ночной жизнью в Лондоне, принцесса перебралась на дискотеки в Сен-Тропе. Иными словами - подальше от бдительного ока Елизаветы. Пляжи и вечеринки - вот где вам может повезти увидеть Беатрис. Также принцесса часто забегает в маленькие пляжные кафе, чтобы перекусить.

© Getty Images

Где можно встретиться взглядом с монархом - кронпринцесса Виктория - парк у королевского дворца

Кронпринцесса Виктория - наследница шведского престола с 1980 года после конституционной реформы. Принцесса Виктория и ее муж ведут очень скромный образ жизни. До замужества Викторию не замечали на шумных вечеринках, она не вела разгульный образ жизни. Вышла замуж за своего личного тренера после 9-летнего романа. И осела с мужем в постоянной резиденции шведских монархов - во дворце Дроттнингхольм.

© Getty Images

Где можно увидеть кронпринцессу : Виктория просто обожает утренние прогулки в парке дворца Дроттнингхольм. То липешком, то ли на велосипеде, но она не упускает возможности побыть часок на природе. Так что у вас есть реальная возможность прогуляться рядом с принцессой.

Дворец Дроттнингхольм открыт для туристов:

  • май-август: ежедневно с 10 утра до 16:30;
  • сентябрь: ежедневно с 11 утра до 15:30;
  • октябрь-апрель: суббота-воскресенье с 11 утра до 15:30;

Билеты покупать не нужно, вход бесплатный.

© Getty Images

Где можно встретиться взглядом с монархом - королева Елизавета II - дерби

Королева Великобритании Елизавета II - одна из самых известных монарших особ в мире. Ей поклоняется не только вся Британия, но и большинство стран нашего мира. В ее честь был переименован один из символов страны, знаменитый Биг-Бен. Теперь башня с 2012 года официально носит название башни Елизаветы.

Где можно увидеть королеву : королева имеет одну слабость - это лошади. Она еще ни разу не пропустила известные во всем мире скачки «Royal Ascot». Но попасть на них без приглашения королевской семьи почти невозможно. Хотя, если вы обладаете неслыханным состоянием, можете попробовать купить приглашение.

© Getty Images

Однако не отчаивайтесь, у вас все же есть возможность встретиться взглядом с Елизаветой II. Всего-навсего нужно посетить июньские бесплатные скачки Epsom Downs в Лондоне. Королевская семья во главе с Елизаветой ежегодно посещает эти гонки, наблюдая за действом из королевской ложи. Все остальные зрители могут разместиться в других 3-х ложах или припарковаться на собственном авто напротив королевской ложи с другой стороны стадиона для гонок.

© Getty Images

Где можно встретиться взглядом с монархом - принц Бельгии Амадео - на пробежке

Бельгийский принц Амадео не может похвастаться тем, что в будущем сможет занять бельгийский престол. Слишком длинная очередь выстроилась перед ним. Но, как ни крути, голубая королевская кровь в нем все-таки течет.

Амедео окончил Школу экономики в Лондоне. Кроме того, он носит звание офицера запаса бельгийской армии. Сейчас скромный и серьезный молодой человек работает в крупнейшей аудиторской компании Deloitte Touche Tohmatsu в Нью-Йорке.

Где можно увидеть принца : хобби принца - бег. Он даже участвовал в New York City Marathon. Так что надевайте кроссовки, хватайте плеер и айда на пробежку в Центральный парк Нью-Йорка (Central Park). Может вам повезет, и вы сможете посоревноваться с настоящим принцем.

© Getty Images

Английская королева Елизавета Вторая встретилась с патриархом Московским и всея Руси Кириллом – к неудовольствию британской прессы и украинских властей. Визит предстоятеля русской Церкви свидетельствует о том, что интересы как минимум части британской аристократии совпадают с российскими – как ни странно, по части противостояния с глобальным англосаксонским проектом.

На встрече в Букингемском дворце патриарх Кирилл поздравил королеву с недавним 90-летием и подарил ей икону Божьей Матери «Скоропослушница». Как рассказал пресс-секретарь патриарха, обсуждались различные вопросы:

«Эта встреча призвана подчеркнуть важность сохранения в современном мире базисных для всего христианского мира ценностей»

«В том числе патриарх Кирилл рассказал королеве о возрождении Церкви в России в последние 20 лет, о строительстве храмов, о развитии богословской науки, об увеличении числа епархий, в целом о духовном подъеме, который существует сейчас в России. Также шла речь о положении христианства в Европе».

Сам патриарх рассказал, что очень доволен встречей и не ожидал, что она пройдет «в такой атмосфере и на таком активном уровне, на каком она действительно состоялась»:

«У нее яркие лучистые глаза, прекрасная реакция на слова, на вопросы, на беседу. Она сама много говорила, и говорила очень правильные, умные вещи, которые интересно слушать. Этот разговор произвел на меня интеллектуально и эмоционально очень приятное впечатление. Я сохраню в своей памяти такую светлую королеву, которой 90 лет и которая 60 лет находится на троне... Монархия находится как бы над сиюминутными политическими проблемами, она дает возможность гражданам Великобритании через монархию опираться на всю силу своей национальной традиции, которую монархия выражает».

А накануне, во время патриаршего богослужения в лондонском кафедральном Успенском соборе, прозвучали и так удивившие светских людей многие лета «Ея Величеству королеве Елизавете Второй, богохранимой стране нашей, богохранимой стране сей». На этой службе были и депутаты английского парламента, и епископы англиканской церкви, и двоюродный брат Елизаветы принц Майкл Кентский – которому Виндзоры давно уже заочно «примеряли» шапку Мономаха. Конечно, не о таком варианте восстановления монархии беседовал с принцем в алтаре собора патриарх. Они говорили о давней традиции связей между двумя народами (частью которой является и нынешняя английская династия – в 19-м веке тесно породнившаяся с Романовыми).

«Отношения между странами имеют многовековую историю, и сложный период, который сейчас наблюдается, не может повлиять на глубокие связи между народами», – сказал патриарх. А во время проповеди он добавил, что «на духовном и культурном уровне происходит особо значительное взаимодействие стран и народов. Оно не подвержено политической конъюнктуре переживаемого момента».

Про политическую конъюнктуру патриарх сказал не случайно – отношения России с Западом можно с полным правом назвать холодной войной, а из всех стран Запада Англия, несомненно, занимает самую жесткую антироссийскую позицию. Учитывая, что буквально на днях был фактически сорван визит Владимира Путина в Париж, во время которого он вместе с патриархом должен был открывать русский духовно-культурный центр (главной частью которого является православный храм), лондонский визит патриарха оказался еще более заметным.

Патриарх Кирилл три дня посещал Сурожскую епархию – так называется расположенная на Британских островах и в Ирландии епархия РПЦ. Визит был приурочен к 300-летию присутствия Русской православной церкви в Англии – при посольстве Петра Первого был организован первый русский приход, община Успенского храма. И сейчас патриарх освятил Успенский кафедральный собор в Лондоне. Храм еще в 50-е годы прошлого века был переделан из бывшей англиканской церкви, а в последние годы в нем прошел масштабный ремонт.

Патриарх посетил и другие приходы в Лондоне, в том числе и храм Русской православной церкви за рубежом, много общался с их прихожанами, русскими, живущими в Великобритании. Но понятно, что прессу интересовала прежде всего англиканская часть визита. Действительно, ведь патриарх приехал не просто к сурожцам-лондонцам – но и в Соединенное Королевство. То есть к англиканам – протестантской церкви, возглавляемой королевой.

Никакого молитвенного общения между православными и англиканами нет. Хотя перед революцией 1917 года на островах среди части духовенства и аристократии был серьезный интерес к православию и даже обсуждалась возможность возвращения к православию, за последние десятилетия англикане еще больше отдалились от нас: не только браками и священством для гомосексуалистов, но и рукоположением женщин в священники и даже епископы. При этом подобные «реформы» вызывают отторжение у тех англикан, которые продолжают следовать евангельским нравственным нормам. И понятно, что они со все большей симпатией относятся к православию, в том числе и к РПЦ.

Есть и внутридинастическая условно православная партия. Муж Елизаветы принц Филипп был рожден в православной семье (из греческой династии, среди его предков был и Николай Первый) – и, хотя потом принял англиканство, говорит о том, что остался православным. Его сын, принц Уэльский Чарльз, посещает православные монастыри от Афона до Палестины – и архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий (константинопольский патриархат) говорит, что в душе принц православный.

Отсутствие духовного общения между РПЦ и англиканами не означает отсутствия «дипломатических» отношений. И поэтому в ходе этой поездки прошли встречи патриарха и с епископом Кентерберийским, и с английской королевой.

Сам факт встречи Елизаветы Второй с Кириллом вызвал не только возмущение украинского посла в Лондоне – приглашение патриарха «рискует узаконить российскую внешнюю политику в глазах всего мира» – но и критику в британской прессе. Times назвала включение аудиенции у королевы в график патриаршего визита ошибкой, а Daily Mail напомнила, что обычно приезжающих религиозных лидеров принимает принц Чарльз.

Возмущение связано не только с тем, что именно сейчас в Англии вновь обострились нападки на Россию из-за войны в Сирии, сколько с общей атмосферой враждебности в англо-российских отношениях. На этом фоне поездке патриарха приписывают черты некоей дипломатической миссии, выставляя предстоятеля РПЦ чуть ли не как эмиссара Путина – что, конечно, должно напугать островных читателей.

При этом у визита патриарха действительно есть важный геополитический аспект. Потому что Россия выступает как альтернатива англосаксонскому миропорядку, то есть планам глобального господства наднациональной элиты (преимущественно американского и английского происхождения и места проживания). И Россия защищает и продвигает не просто другой геополитический и экономический миропорядок – но и в первую очередь отстаивает духовную и нравственную альтернативу глобализации. Которая состоит в сосуществовании разных цивилизаций, каждая из которых базируется на своей традиции – и в случае России это православие.

О чем говорил представитель патриарха перед встречей с королевой?

«Мы рассчитываем, что эта встреча принесет ощутимые плоды и для выстраивания отношений между нашими народами, поскольку и Церковь, и монархия являются основой для сохранения традиционных ценностей, которые, к сожалению, сейчас в глазах многих людей теряют свое значение... Эта встреча призвана подчеркнуть важность сохранения в современном мире базисных для всего христианского мира ценностей».

Так и есть. Да, английская монархия, безусловно, является принципиальным и историческим геополитическим противником России. Но в рамках атлантической глобализации роль и место английской аристократии вовсе не такое простое, как кажется. Будучи все-таки частью большой европейской христианской цивилизации (включающей в себя и германцев, и итальянцев, и французов), английская аристократия сейчас находится фактически в конфликте с теми представителями глобальной наднациональной элиты, которые ставят на постгуманизм, на полную дехристианизацию Запада, ликвидацию национальных государств и создание единого атлантического сообщества.

Притом что английская королевская династия давно уже переплелась с наднациональным капиталом и его носителями, внутренний конфликт это не отменяет. И роль и влияние старой европейской аристократии (продолжающей оставаться центром европейской элиты) при дальнейшем продвижении глобалистского проекта будет снижаться.

Глобализация в ее условно «американском», наднациональном изводе не нуждается ни в старых династиях, ни в сохранении государств, ни в разнообразии цивилизаций. Речь идет о едином человечестве под управлением единого центра, обществе унифицированных потребителей под присмотром глобальной суперкорпорации.

Понятно, что это отдаленная перспектива. Но английская аристократия сохранила свое влияние и позиции не только из-за своей абсолютной неразборчивости в средствах (применяемых что к собственному народу, что к иноплеменникам), но и вследствие наличия стратегического мышления.

И именно поэтому как минимум часть островной аристократии может оказаться сегодня тактическим союзником России при игре в долгую против невыгодной обеим странам модели глобализации – оставаясь при этом геополитическим противником России в борьбе за влияние в конкретных регионах и в мире в целом. «Англичанка» никогда не перестанет «гадить» России, что не отменяет возможности тактического союзничества по конкретным направлениям.

Ни о каком сближении англиканства и православия не может быть и речи – так же как не может быть и речи об исчезновении геополитических противоречий между Великобританией и США с одной стороны и Россией с другой. Но от идущей ныне глобальной пересдачи карт зависят контуры будущих десятилетий. И поэтому Фарадж и Ле Пен подыгрывают Трампу, а патриарх едет в Пекин и к английской королеве.