Предложения с обращениями

Аня, как прошёл вчера школьный спортивный праздник?

Хорошо. Я заняла второе место в общем зачёте. Только я попала впросак. Я не расслышала, как зовут помощницу тренера, и спросила: «Тётя, вы записали мой результат?» А она и говорит: «Я не твоя тётя, твоя настоящая тётя сидит, наверное, рядом с твоей мамой, на скамье болельщиков».

И ты спросила, как к ней нужно обратиться?

Да. Она улыбнулась и сказала: «Обращайся комне по имени-отчеству - Мария Петровна».

Конечно, очень важно, как мы обращаемся к разным людям, называя их по именам, фамилиям. Даже у животных есть свои имена - клички.

Обращение - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой - звательной - интонацией.

213 . Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». После обращений делайте паузу (|) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

Лисица от собак бежала, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

Глазки, глазоньки, | что вы делали?

Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

Ушки, ушки, | что вы делали?

Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ноженьки, | а вы что делали?

Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

А ты, хвостище, что делал?

Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал. Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.

214 . Прочитайте, найдите обращения. Как они выделяются в устной речи и на письме? Спишите, подчёркивая обращения.

215 . Переставьте обращения в середину или в конец предложений. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.

Образец . Настя, ты почему не была в школе? - Ты почему, Настя, не была в школе? - Ты почему не была в школе, Настя?

1. Мама, разр..ши мне сегодня пойти на книжную выставку. 2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку.

216 . Составьте предложения по схемам. (О обозначает обращение.)

217 . Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?

    Уж как я ль мою коровушку люблю.
    Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
    Кушай вволюшку, коровушка моя;
    Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
    Уж как я ль мою коровушку люблю!
    Сытна пойла я коровушке налью:
    Чтоб сыта была коровушка моя,
    Чтобы сливочек бурёнушка дала.

218 . Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:

  • Николай Иванович;
  • Николай;
  • сынок (сыночек);
  • господин Рыбаков;
  • коллега;
  • молодой человек;
  • доктор.

Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

Вежливо ли так обращаться к людям?

Эй, ты, убери свои учебники с моей парты!

Эй, вы, давайте начинать игру!

Ты что, не знаешь гравил, быстро уступи дорогу!

Никогда не употребляйте вместо обращения выражения: «Эй, ты!», «Эй, вы!», «Ты!», «Ну, ты!» и т. д.

219 . Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:

  • вы хотите узнать дорогу;
  • вы просите продавца показать товар;
  • вы спрашиваете, который час.

Когда нам нужно обратиться к незнакомому человеку, мы вместо обращения "употребляем вежливые слова извините, пожалуйста, будьте добры и др.

220 . Как по-разному (по фамилии, по имени и отчеству, словом с уменьшительно-ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.

221 . Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судя только по этим обращениям, об отношении М. Горького к сыну?

Посылаю тебе дружище книгу «Живое слово», в ней собраны лу..шие обра..цы ру(с, сс)кого языка...

Посылаю также марки, а скоро получишь и книги. Много!

Пока до свидания! Обнимаю тебя детишка моя!

213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки "Лисичка со скалочкой". После обращения делайте паузу (Ι) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

Предложения с обращениями по цели высказывания вопросительное.

214. Прочитайте, найдите обращение. Как они выделяются в устной речи и на письме на письме? Спишите, подчеркивая обращение.

Обращение выделяется запятыми на письме. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательный интонацией, то после него ставится восклицательный знак. В устной речи обращения выделяют звательной интонации.


215. Переставьте обращения в середину или в конец предложения. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.

1. Мама, разре ши (слов.) мне сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне, мама, сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.
2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.


216. Составьте предложения по схемам. (Ο обозначает обращение).

1. Коля, когда ты проснёшься?
2. Михаил Игоревич! Поздравляем вас с юбилеем!
3. Тебе, Анюта, нужно больше читать.
4. Как у вас уютно, Марья Ивановна!


217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?

Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка (обращение) моя;
Ешь ты досыта, бурёнушка (обращение) моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя,
Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала.


218. Придумайте ситуацию, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:

Николай Иванович;
- Николай;
- сынок (сыночек);
- господин Рыбаков;
- коллега;
- молодой человек;
- доктор.

Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

1. Николай Иванович, мы ждем вас в девятом кабинете. (обращение коллег на работе).
2. Николай, как ты думаешь, успеем сегодня заскочить на стадион? (обращение друга) ?
3. Сынок, помоги мне, пожалуйста, занести диван в гостиную. (обращение мамы к сыну).
4. Мы рады вас, господин Рыбаков, видеть на нашей конференции! (обращение на деловой встрече) !
5. Ну что, коллега, приступим к обходу. (обращение коллеги, с которым в хороших отношениях) .
6. Молодой человек, разрешите пройти. (обращение незнакомого человека).
7. Когда уже нас выпишите, доктор? (обращении пациента).

219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
- вы хотите узнать дорогу;
- вы просите продавца показать товар;
- вы спрашиваете, который час.

Пожалуйста, подскажите, как пройти к остановке. Будьте добры, покажите ту хрустальную вазу. Извините, не подскажете который час.

220. Как по-разному (по фамилии, имени и отчеству, словом с уменьшительно - ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.

Мариночка, давай я помогу тебе приготовить обед. Марина Петровна, сегодня в десять часов утра у нас будет совещание. Дорогая Марина! Поздравляем тебя с Днем рождения! Ну скажите Кольке, тётя Марина, чтобы он не дрался. А где у нас соль, Марин?


221. Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судят только по этим обращением, об отношении М. Горького к сыну?

Предложения с обращениями: Посылаю тебе, дружище, книгу "Живое слово", в ней собраны луч шие (слов.) образ цы (образе ц) русс кого (слов.) языка...
Пока, до свидания! Обнимаю тебя, детишка моя!
Судя по обращениям, можно сказать, что М. Горький очень сильно любил своего сына.

Конспект урока русского языка в 5 классе

Предложения с обращениями

Борцова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ЧОУ СОШ «Ступени образования»,
г. Нижний Новгород

  1. 1. Закрепить понятие «обращение».
  2. 2. Способствовать формированию умений находить обращения в предложении, отличать обращения от подлежащего, ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

(На доске записано предложение). Друзья мои, прекрасен наш союз!

- Прочитайте предложение. Что вы можете о нем сказать?

- Дайте определение обращению. Где нужно поставить знаки препинания?

- Запишите на доске схемы расстановки знаков препинания при обращении.

3. Постановка цели урока: сегодня на уроке мы продолжим работу по теме: «Предложения с обращениями», а заодно повторим сказки А. С. Пушкина.

4. Работа у доски. На доске записаны 2 предложения:

Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

Чем вы, гости, торг ведете?

Что общего у данных предложений? Каким членом предложения является слово гости в1 и 2 предложениях. Найдите подлежащее во 2 предложении. Где нужны знаки препинания?

5. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

А сейчас проведем несколько исследований:

1 исследование Сейчас раздам карточки с отрывками из сказок А. С. Пушкина. Вам нужно прочитать отрывок, по возможности назвать сказку. А главное, найти предложение с обращением, если нужно, расставить знаки препинания. Работаем в парах. После выполнения проверим, задание будет выведено на экран.

1 пара: Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

2 пара: «Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

3 пара: Отвечает ей черница:

«Ох ты. Дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне».

4 пара: Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

« Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

А теперь заслушаем ваши ответы.

Давайте отдохнем. Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре -руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парты тихо сесть.

7.2исследование . Перед вами иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. У вас будет несколько предложений. Из них выберите то предложение, которое больше по смыслу подходит к иллюстрации. Назовите сказку. Есть ли в предложении обращение, чем оно выражено? Если нужно поставьте знаки препинания.

А теперь проверим, выходите к доске, повесьте иллюстрацию, запишите под иллюстрацией предложение, которое вы выбрали. Давайте составим схемы.

8. Самостоятельная работа. У каждого будет свое задание.

1) Спишите, расставьте знаки препинания, объясните графически.

Князь им вымолвил тогда:

«В добрый путь вам господа…»

- Выпросил дурачина корыто!

Свет наш солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу…

Здравствуй грозная царица!

Бабушка постой немножко…

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»

2) Найдите в предложениях обращения. Составьте схемы предложений.

Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи..

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.

Смилуйся, государыня рыбка…

Балдушка, погоди ты морщить море…

3) Запишите предложения с обращениями.

Ты царица всех милее, всех румяней и белее.

И царица хохотать и плечами пожимать.

Свойство зеркальце имело,

Говорить оно умело.

Здравствуй зеркальце! Скажи да всю правду доложи…

Остальные выполняют упражнение № 307, стр.95

9. Итог урока. Над какой темой мы работали весь урок? Завершить хочу урок таким стихотворением.

Всем нам при общении

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг,не забывай:

10.Оценки за урок, домашнее задание . упр.311, стр. 96

Приложение к уроку:

1. Материал для карточек:

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращение произносится с особой – звательной – интонацией.

Упр. 213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». После обращений делайте паузу (|) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

Лисица от собак бежала, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

Глазки, глазоньки, | что вы делали?

Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

Ушки, ушки, | что вы делали?

Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ноженьки, | а вы что делали?

Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

А ты, хвостище, что делал?

Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал. Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.

Упр. 214. Прочитайте, найдите обращения. Как они выделяются в устной речи и на письме? Спишите, подчёркивая обращения.

1. Здравствуйте, Иван Фёдорович! 2. Мамочка, доброе утро! 3. Добрый день, тётя Марина! 4. Спасибо, Толя, за марки! 5. Дядя Коля! Спокойной ночи!

Упр. 215. Переставьте обращения в середину или в конец предложений. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.

Образец Настя, ты почему не была в школе? – Ты почему, Настя, не была в школе? – Ты почему не была в школе, Настя?

1. Мама, разр..ши мне сегодня пойти на книжную выставку. 2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку.

1. Мама, разреши мне сегодня пойти на книжную выставку. – Разреши мне, мама, пойти сегодня на книжную выставку. – Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.

2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. – Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.

Упр. 216. Составьте предложения по схемам. (О обозначает обращение.)
1. О,?
2. О!
3. , о, .
4. , о!

  1. Мальчик, ты меня слышишь?
  2. Ребята, наши сегодня выиграли!
  3. Представляете, дети, Земля все таки вертится.
  4. Будьте бдительны, ребята!

Упр. 217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких – подлежащими?

Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя (обращение);
Ешь ты досыта, бурёнушка моя (обращение)!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя,
Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала.

Упр. 218. Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
  • Николай Иванович;
  • Николай;
  • сынок (сыночек);
  • господин Рыбаков;
  • коллега;
  • молодой человек;
  • доктор.

Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

Николай Иванович, нужно срочно измерить температуру.

После работы, Николай, мы можем пойти в кино. [… ,0, …]

Сынок, не забудь купить хлеба!

Вы обязаны это выслушать! Господин Рыбаков. […!0…]

Мне нравится, коллега, ваша точность. […,0,…]

Молодой человек, пожалуйста, уступите мне место.

Доктор, как долго мне принимать таблетки?

Упр. 219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
  • вы хотите узнать дорогу;
  • вы просите продавца показать товар;
  • вы спрашиваете, который час.

Подскажите, пожалуйста, как пройти к автостанции? Будьте добры, покажите мне эти часы. Извините, не подскажете который час?

Упр. 220. Как по-разному (по фамилии, по имени и отчеству, словом с уменьшительно-ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.

Машенька, давай я подмету пол вместо тебя. Мария Ивановна, завтра начинаем действовать! Поздравляем тебя с юбилеем! Дорогая Маша. Госпожа Иванова, попрошу вас больше не опаздывать! Ты уже взрослая, Маша.

Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судя только по этим обращениям, об отношении М. Горького к сыну?

Посылаю тебе дружище книгу «Живое слово», в ней собраны лучшие образцы русского языка… Посылаю также марки, а скоро получишь и книги. Много!
Пока до свидания! Обнимаю тебя детишка моя!

В обращениях к сыну (дружище, детишка моя) чувствуется любовь, нежность родителя к ребенку.

данные предложения?Кто его автор?
1.Дорогой наш мальчик дядя Федор.Ты живешь в сельской местности совсем заброшенный.2.Матроскин ты не прав.А ты Шарик молодец.3.Граждане сотрудники прошу вас дать показания.4.Поздравляю тебя Шарик.

составить из данных слов предложение в конце поставить нужный знак Когда,перелетные,в края,птицы вернутся наши, Расскажите вчерашнем мне о представлении

цирковом,Ребята спектакль класса,смотрели,кукольном,в нашего,театре, Какая,стоит,прекрасная,на,погода,улице, О чем рассказать своим хотите друзьям вы,Как писать уметь хорошо, укажите все имена сущ.,прилагательные,глаголы

Выпиши предложения с однородными членами расставь знаки препинания. подчеркни опасные места.таежная река течет среди снежных вершин.

сначала река бежит маленким ручейкомскатывается с камней грохочет шумит. потом она вырывается с гор на широкие просторы разбивается на десятки рукавов. трудно спускаться по таежной реке на лодке и плоту. чтобы стать таежным охотником, надо много знать уметь и быть смелым

охотиться в лесу всего трудней: высохший лист (лежит, гремит) под ногами, дичь тебя далеко слышит. Ещё и видит сквозь (редкий, густой) кустарник и, не допустив, улетает.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Найди в тексте выделенные существительные, определи их склонение и падеж.1) Лесу (__ скл., __ п.) 2) кустарник (__ скл., __ п.) 3) ногами (__ скл., __ п.) 3. Выпиши из текста задания №1 по одному слову в каждый столбик.ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ4. Укажи, какой частью речи является выделенное слово.Лист с (_____________) деревьев падал.Объясни свой ответ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Подбери к слову СВЕТЛЫЙ четыре однокоренных слова, которые часто употребляются в речи.____________________________________________________________________________________6. Выпиши слово, где все согласные звуки мягкие.Уголь, ресница, лебедь, петли. ______________________________7. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.Днём лошади п…слись (________________) в лугах, а поз…ней (____________________) ночьюспали около тёплых стогов. Иногда лошади просыпались от гу…ков (_____________) парохода на реке. С бер…га (__________________) доносился запах шиповника.8. Выпиши слова, одинаковые по составу.Оттепель, глубина, заморозок, запахи, ручей. ________________________________________9. Поставь в конце предложений пропущенные знаки препинания (? ! .).1) Как хороши были тихие закаты над лесными озёрами__2) Камень малыш перевернул легонько тронул пальцем испуганного жука__3) Как в дождевую лужу могли попасть моллюски, рачки и рыбки__10. В задании № 9 обведи номер предложения, в котором пропущена запятая.Прочитай рассказ и выполни задания 11-12.Жил у нас в доме кот – Иваныч. Целый день он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Однажды замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Прошло время и мама пошла посмотреть - хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. Иваныч был ленивый кот, даже мышей не ловил. Захожу я как-то на кухню, гляжу -Иваныч растянулся на полу и дремлет на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а кот будто пасёт их -изредка поглядывает да глаза от солнца жмурит. Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Сидим мы как-то у окна, вдруг видим - по двору бежит Иваныч, а во рту крыса. Вскочил он в окно - прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!» Мама вскочила на стул, крыса шмыг под шкаф, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.. 11. Допиши пропущенные пункты плана.1. Кот Иваныч2. _______________________________________________________________3. Мышиный пастух4. ______________________________________________________________12. Подчеркни главные члены в выделенных предложениях из рассказа.13. Прочитай текст. Зачеркни «лишнее» предложение.После вылета птенчиков из гнезда птичьи заботы кончаются. Ведь птенцов надо ещё научить летать, искать еду, прятаться от врагов. При опасности одни птицы подают птенчикам сигнал затаиться, другие стараются отвести врага хитростью, а третьи бесстрашно гонят коршуна или лисицу.14. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.Солнце взошло, туман стал расходиться волнами, шлюпку спустили на воду, поплыли на берег. Впереди туман, да волны накатывают, и глупыши кричат – морские птицы. Вынырнет из тумана глупыш и с криком за кормой в тумане исчезнет. Шлюпка – ____________________________________________________________________Глупыш – _____________________________________________________________________15. Поставь пропущенные знаки препинания в конце предложений.– А какой он из себя __– Ну, вроде птица, – сказал дед нерешительно. – Шагай быстрее__– А он чёрный__– Поглядишь – увидишь. – Если встретим, то можно двустволкой напугать, – предложили мы. – Ишь чего выдумали__16. Обведи кружком номер верного ответа. Суффикс есть во всех словах группы:1) словарь, секретарь 3) поток, комок2) пятак, добряк 4) лукошко, кошка