Признаки дистресса. Что такое дистресс плода, причины возникновения, возможность решения проблемы и профилактические меры. Чем опасен стресс

Термин «стресс» на слуху у всех людей, многие могут даже подробно описать его и признаются, что не раз испытывали. Но вот про дистресс слышал мало кто. А как вы отреагируете на то, если я скажу, что это всего лишь одна из стадий ? А точнее дистресс – это именно то, с чем обычно люди обращаются за помощью и называют стрессом. Интересно? Читайте дальше.

Ганс Селье, основоположник теории о стрессе, дистрессом называл состояние, при котором защитные силы организма оказываются истощены. Момент напряжения и мобилизации сил автор назвал стрессом, а момент истощения – дистрессом. Хотя в его же теории истощение – это третья стадия стресса. Таким образом, стресс способен переходить в дистресс.

Дистресс – опасная для форма стресса, в то время как сам стресс автор считал полезным. Дистресс – состояние, возникающее при неспособности организма адаптироваться к новым условиям. По сути, именно борьбу с дистрессом подразумевают, когда говорят о преодолении стресса.

Можно провести аналогию между стрессом и дистрессом и температурой. Медики не рекомендуют сбивать температуру ниже 38 градусов, до этого момента иммунитет сам борется с бактериями, лекарства только помешают ему. Так же и при стрессе. До 38 градусов – стресс, с которым человек борется сам. После 38 градусов – дистресс, при котором сил организма не хватает, требуется помощь.

Причины дистресса

Развивается дистресс как на фоне кратковременного, но сильного воздействия, так и при систематическом, но незначительном влиянии раздражителя или раздражителей.

Причина дистресса – психологическая травма, но единого перечня ситуаций, наносящих вред психике, назвать нельзя. Что для одного человека будет поводом для смеха, для другого окажется трагедией вселенского масштаба. Даже на такие серьезные трудности, как потеря работы или смерть близкого человека, люди реагируют по-разному: одни мужественно выдерживают, сохраняют стойкость и рациональность, другие оказываются полностью дезориентированными.

Таким образом, источником дистресса, определяющим фактором является уровень чувствительности:

  • Люди с низким уровнем чувствительности устойчивы к стрессогенным факторам. Чем выше устойчивость, тем невозмутимее и хладнокровнее человек. Люди, перенесшие множество травм и стрессов, часто становятся бесчувственными, «толстокожими». Уровень устойчивости в большей мере определен личным опытом, но и врожденные особенности человека играют роль.
  • Люди с высоким уровнем чувствительности, то есть низкой устойчивостью к стрессогенам бурно реагируют на малейшие изменения в жизни. Такие люди консервативны, эмоциональны, часто не отдают отчет своим реакциям и последствиям поведения. В непривычных условиях им сложно быть собранными. Эти люди не хотят и боятся перемен в жизни.

Отношение к жизни, система , трактовка происходящих событий – основа возникновения дистресса или адекватного преодоления стресса. Так, для одного человека травмирующей ситуацией станет плохой аппетит домашнего животного, а другой не обратит на это внимания, но опустит руки, узнав о собственной болезни. А третий человек и на свою болезнь отреагирует спокойно, не впадая в дистресс.

К наиболее популярным ситуациям, вызывающим дистресс, относится:

  • смерть родственника (особенно ребенка и родителей), близкого друга;
  • разрыв отношений или развод;
  • заключение, тюремное наказание;
  • болезнь;
  • физические травмы, переломы, другие увечья;
  • свадьба, заключение брака;
  • безработица, банкротство, увольнение;
  • вынужденный уход за кем-то;
  • финансовые трудности;
  • беременность, рождение ребенка;
  • проблемы в интимной сфере;
  • переезд, смена места работы или учебы, профессии и т. д.;
  • начало обучения, трудовой деятельности;
  • перестройка и сбой режима дня, сна, труда и отдыха, изменение питания (диета), трудового графика;
  • избавление от вредных привычек и зависимостей, смена образа жизни;
  • неудовлетворение потребностей;
  • изменение социальной активности, вынужденная пассивность или наоборот гиперактивность;
  • непринятие себя и жизни;
  • ощущение бессмысленности и безрадостности жизни.

Таким образом, травмируют эмоциональные и психофизиологические перегрузки. И если травмирующие ситуации отличаются от одного человека к другому, то существует общая для всех людей особенность, обуславливающая развитие дистресса. Специалисты отмечают, что проще перенести одну масштабную трагедию, чем одновременно множество мелких травм.

Виды дистресса

Дистресс бывает физиологическим, психологическим и эмоциональным, хроническим, кратковременным. Каждый из этих видов опасен для здоровья:

  • Психологический и эмоциональный дистресс возникает на фоне переживания эмоций, которые вытекают из проблем в социальной сфере, но вместе с тем психологический и эмоциональный стресс ухудшает взаимоотношения личности и окружения.
  • Физиологический дистресс возникает на фоне влияния негативных внешних условий или неудовлетворения физиологических потребностей: жажда, голод, холод, отсутствие любви и т. д. Подобные лишения и влияния влекут за собой нарушения в работе внутренних органов, проблемы со сном и другие нарушения. Даже если человеку кажется, что он устранил вредный фактор, например, девушка прекратила сидеть на диетах, организм еще долгое время будет пребывать в дистрессе. Без реабилитационных мер это не устранится.
  • Хронический дистресс обычно не осознается самой личностью, так как подпитывается ежедневно и воспринимается как норма жизни. Опасен этот вид дистресса развитием депрессии, суицидом и нервным срывом.

Признаки дистресса

Во время дистресса человек испытывает целый комплекс . Но все их можно разделить на три стадии:

  1. Начинается дистресс с выраженного чувства , и беспокойства. Все переживания и мысли сопряжены с конкретным событием (причина дистресса).
  2. Человек начинает отрицать свои эмоции, раздумья и сам факт, вызывающий переживания.
  3. Человек принимает случившееся, но признает свое бессилие и психоэмоциональное, адаптационное истощение. Самостоятельно или с помощью других людей составляет план преодоления трудной ситуации.

К другим признакам дистресса относится:

  • усталость;
  • вспышки ;
  • неадекватные реакции (смех или слезы);
  • апатия;
  • изменение аппетита или вкусовых предпочтений;
  • изменение увлечений;
  • снижение влечения;
  • равнодушие к своей жизни;
  • суетливость;
  • забывчивость;
  • нервозность;
  • (головные боли, тошнота, дрожь, потливость, боли, ломота мышц);
  • изменение сознания и речи (междометия, сбивчивая речь, трудность формулирования мыслей);
  • снижение либидо.

К сожалению, самостоятельно люди часто принимают ошибочные решения, что еще больше усугубляет ситуацию: уходят в болезни и зависимости, и . и психозы – частые последствия дистресса.

К неправильным стратегиям поведения при дистрессе относится:

  • панический страх, который мешает действовать рационально, последовательно и уверенно;
  • агрессия и аутоагрессия, конфликтность, гнев;
  • примитивные и детские реакции;
  • фиксация внимания на проблеме, мешающая полноценному осмыслению ситуации и поиску решений;
  • зависимости.

Правильная поведенческая стратегия – изменение неудовлетворяющих условий или изменение своего отношения к ситуации.

Профилактика

Профилактика предполагает выявление причин дистресса и их устранение. Самыми популярными причинами являются , неудовлетворенные , нереализованный потенциал. Важно проанализировать причины, разделить их на те, которые подвластны личности, и те, которые не подвластны. Например, кризис в стране изменить один человек не сможет. Значит, этот факт нужно принять и обесценить, а вот если человека беспокоят частые конфликты в семье, то он вполне может научиться их преодолевать и решать.

Профилактика, как и борьба с дистрессом предполагает индивидуальный подход. Причины стресса носят субъективный характер, потому нельзя составить общий и универсальный для всех людей план.

Согласно статистике, трудовая сфера – основной источник стресса. Придерживайтесь следующих рекомендаций для профилактики дистресса на работе:

  • Если вас не устраивают условия труда, то подумайте, есть ли перспективы по их изменению, стоит ли бороться за это место.
  • Обсуждайте проблемы с коллегами и руководством. Не жалуйтесь и не обвиняйте, рационально обсуждайте.
  • Верно оценивайте свои возможности и способности, не берите на себя слишком много, не бойтесь тактично отказаться от непосильных поручений. Аргументируйте отказ.
  • Не стесняйтесь уточнять информацию, переспрашивать. Добивайтесь определенности и ясности.
  • Не создавайте себе ситуации неуспеха. При конфликте ролей (трудовых поручений) сразу обсуждайте это, не доводите ситуацию до того, как вы не справитесь и окажитесь виноватым.
  • При напряженной работе устраивайте отдых и перерывы. Достаточно двух перерывов продолжительностью 10-15 минут за день.
  • Научитесь принимать свои ошибки и воспринимать их как опыт. Прорабатывайте причины, не зацикливайтесь на неудачах.
  • Научитесь давать выход своим эмоциям. Боритесь с гневом, агрессией и раздражением социально-приемлемым путем.
  • Не смешивайте личные и трудовые отношения.

Жалость к себе, перекладывание вины на обстоятельства или других людей, обиды – неэффективные методы преодоления и профилактики стресса. Очень часто семья или друзья оказывают человеку медвежью услугу, успокаивая его тем, что неадекватно обвиняют других. Важно рационально разбираться в ситуации и признавать свою ответственность.

Регулярные разгрузки, снятие напряжения – очень хорошая идея для профилактики дистресса. Способы снятия напряжения подбираются индивидуально: спорт, прогулки, секс, массаж, чтение, просмотр фильма, ванна с аромамаслами, просмотр фильма и т. д. Чем больше органов чувств одновременно задействовано, тем лучше. Общими методами расслабления является полноценный сон и питание, прием витаминов. Цель мероприятий – восстановить ресурсы, подготовить организм к новым нагрузкам.

Что такое дистресс и его основные виды. Почему возникает такой синдром и как он проявляется. К чему может привести затяжной хронический стресс и как лучше его лечить.

Содержание статьи:

Дистресс - это стресс с отрицательным знаком, то есть «плохой» стресс, который истощает адаптационные возможности организма. В результате человек утрачивает способность приспосабливаться к окружающему миру, расплачиваясь за это не только социальными проблемами, но и здоровьем. Следствием дистресса могут быть срывы невротического характера и проблемы с сосудами, давлением.

Понятие и фазы дистресса


Понятие «дистресс» имеет английские корни и в переводе означает страдание, истощение, боль, горе, несчастье и во многом перекликается с уже привычным для нас термином «стресс». Другими словами его можно назвать тяжелой или хронической формой стресса.

В психологии эти термины также разделяются по принципу воздействия: стресс с положительным эффектом - эустресс, стресс с отрицательным эффектом - дистресс. В основу положительного воздействия стрессового фактора положена выработка человеком навыков приспосабливаться, приобретать опыт, становиться сильнее и увереннее в себе.

Отрицательный эффект заключается в противоположном: длительная, неконтролируемая, неразрешающаяся стрессовая ситуация в буквальном смысле ломает человека. Хроническая отрицательная эмоция не дает мозгу возможности «разрядиться», поддерживая в нем постоянный «заряд» возбуждения.

В результате происходит постепенное истощение жизненных сил организма - как психических, так и физических. Человек становится излишне агрессивным и нервным или, наоборот, пассивным и апатичным, нарушаются основные биоритмы (сон, питание, обменные процессы, гормональные функции), возникают или обостряются болезни.

При рассмотрении дистресс-синдрома следует учесть то, что реакции на стрессовые ситуации проходят несколько последовательных фаз.

Основные фазы дистресса:

  • Первая фаза - фаза беспокойства, страха, тревоги. За счет такой активации нервно-психических процессов она призвана мобилизировать все ресурсы организма на борьбу со стрессовой ситуацией.
  • Вторая фаза - отрицание человеком произошедшего, эмоциональное оцепенение. В таком состоянии он старается не думать о проблеме.
  • Третья фаза - сопротивление стрессу. Именно на этой фазе человек принимает решение и вырабатывает дальнейшую тактику поведения по отношению к проблеме.
Таким образом, именно сбой в третьей фазе играет решающую роль в развитии дистресса. Так, если человек неадекватно интерпретировал возникшую ситуацию, принял поспешные решения и неправильную стратегию поведения, разрешения проблемы не происходит, нервозность и напряжение возрастают, психоэмоциональные ресурсы истощаются. В результате появляются нервные расстройства или соматические заболевания. Так, расплатой за неспособность адекватно воспринимать перемены может быть невроз, алкоголизм, психоз, проблемы с сердцем, гипертония, язвенная болезнь.

Разновидности дистресса


Учитывая, что стрессовые перегрузки могут быть разными по продолжительности, психологи выделяют две основные формы дистресса:
  1. Острый дистресс . Это шоковое воздействие на человека внезапного, неожиданного характера. Чаще это события глобального масштаба, связанные с угрозой жизни. К примеру, катастрофы (землетрясение, пожар, авария), ограбление, насилие, несчастный случай, тяжелые травмы и болезни. Не меньше вреда психике и физическому здоровью могут нанести непредвиденные события в сферах, наиболее ценных для человека - смерть или тяжелая болезнь близких, разрыв отношений, потеря работы, жилья, материальных ценностей, предательство, измена. В таком случае дистресс-синдром проявляется неадекватным поведением человека по отношению к наступившему событию (неуместное веселье, ступор, бесцельная суета, несвойственные характеру и жизненным кредо поступки, обращение к алкоголю или наркотикам) или острыми проблемами со здоровьем (гипертоническим кризом, инфарктом или инсультом, язвой, нервным срывом).
  2. Хронический дистресс . Это изменение поведенческих реакций человека в результате затяжных стрессовых воздействий. Это могут быть проблемы социального характера (конфликты в семье, на работе, неудачи в личной жизни), психологического (закомплексованность, отсутствие возможностей или желания реализоваться в жизни), экологического (проживание в местности, которая не подходит по климату или имеет неблагоприятный экологический фон).
Дистресс не только вызывает проблемы со здоровьем, но и может усугубляться их наличием. Так, к примеру, замечено, что хронический дистресс развивается быстрее у людей, которые уже имеют заболевания гинекологического характера, сердечно-сосудистые нарушения, гормональный и обменный дисбаланс.

Причины возникновения дистресса


Утверждать, что у всех людей причины дистресса одинаковы, невозможно, поскольку каждый человек является индивидуумом с разной восприимчивостью и разными жизненными ценностями. Однако длительные исследования ученых все же позволяют выделить несколько «универсальных» факторов, которые способствуют развитию хронического стрессового состояния.

Основные причины развития дистресс-синдрома:

  • Невозможность удовлетворения своих физиологических потребностей на протяжении долгого времени (достаточного количества воды, еды, воздуха, интимных отношений, тепла и т.д.).
  • Изменения в состоянии здоровья (травмы, увечья, длительная боль, серьезные или продолжительные заболевания).
  • Ситуации, которые провоцируют хронические негативные эмоции (гнев, агрессию, напряжение, страх, ярость, обиду).
  • Потери родных и близких людей (смерть, переезд, развод или расставание не по своей инициативе).
  • Вынужденные ограничения (лишение свободы, диета, реабилитация после серьезного заболевания или травмы, инвалидизация, уход за близким родственником или родным человеком, смена режима дня, отказ от вредных привычек).
  • Проблемы финансового характера (безработица, отсутствие карьерного роста, увольнение, банкротство, невозможность выплаты кредитных обязательств или долгов).
  • Перемены в жизни (брак, рождение ребенка, переезд в другой город, смена работы или учебного заведения).
  • Проблемы семейного характера (конфликты между супругами, с детьми или родителями).
Дистресс может вызывать не только наличие стрессовых факторов, но и их полное отсутствие. Поэтому состояние хронического стресса нередко возникает при полном благополучии, когда жизнь протекает ровно, гладко и спокойно, а также у людей, которые достигли своей главной цели и не знают, к чему стремиться дальше.

При этом ученые установили интересный факт: нашу реакцию на стрессовый фактор формирует не столько сам фактор и его интенсивность, сколько наша восприимчивость к нему, то есть порог чувствительности. Именно от него в большинстве случаев и зависит наше поведение под воздействием стресса:

  1. Низкий порог чувствительности . Обеспечивает своему обладателю высокую стрессоустойчивость. То есть, чтобы выбить такого человека «из колеи», нужен очень мощный стрессовый фактор или длительная череда более мелких неприятностей. В основном же он очень стойко и спокойно переносит различные неурядицы и встряски, способен трезво и быстро принимать решения даже в самых непредвиденных ситуациях. Такого человека часто называют «кремнем», бесчувственным, невозмутимым.
  2. Высокий порог чувствительности . Делает человека подобным спичке, которая легко возгорается от любой искры. В качестве последней может выступать стрессовый фактор самой разной важности и интенсивности. Такое возгорание сопровождается бурей эмоций, хаотичным поведением и неспособностью прогнозировать последствия такого поведения или сумбурно принятых решений. Чаще всего высокой чувствительностью к всякого рода стрессовым ситуациям обладают люди мнительные, восприимчивые, неуверенные в себе, а также привыкшие жить по своим правилам и испытывающие страх выйти за их рамки.
Однако такое деление является условным, поскольку у каждого из нас есть своя шкала важности стрессовых факторов: на одни из них мы можем реагировать спокойно и взвешенно, другие же способны надолго вывести нас из равновесия. К примеру, есть люди, для которых неприятности с близкими людьми переносятся гораздо тяжелее, чем потеря работы или материальный ущерб. И наоборот, есть субъекты, для которых невозможность удовлетворить свои потребности становится сильнейшим стрессом, при этом ко всему остальному они остаются стрессоустойчивыми.

Интересно то, что высокий уровень восприимчивости стрессовых ситуаций - это не единственное условие развития дистресса. Психологи установили еще один фактор, который способствует развитию затяжного стрессового состояния - это количество этих самых стрессовых ситуаций, которые за короткий промежуток времени обрушиваются на человека. Они доказали, что одна, даже очень весомая по значимости проблема переносится легче, чем череда мелких неприятностей.

Важно! Часто причиной возникновения негативного отношения к восприятию жизни становятся не сама жизнь и происходящие в ней события, а то, как мы к ним относимся.

Основные симптомы дистресса


Если проявления острого дистресса не заметить (как и предотвратить) практически невозможно, то развитие хронической его формы можно распознать заранее. Для этого нужно понаблюдать за собой или своими близкими.

Основные проявления дистресса:

  • Изменения характера и качества питания (снижение или усиление аппетита, смена вкусовых предпочтений - не присущая ранее тяга к сладкому или соленому).
  • Появление или усиление вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).
  • Утрата интереса к общению, интимным отношениям, саморазвитию, спорту.
  • Отсутствие стремления улучшить качество своей жизни, отношений, работы; апатия, равнодушие, пассивность, пессимистические настроения, утрата чувства юмора.
  • Функциональные нарушения нервной системы: бессонница, раздражительность, нервозность, беспокойство, суетливость, рассеянность, забывчивость, снижение работоспособности даже в пределах привычных объемов работы.
  • Реакции соматического характера: головные боли, скачки артериального давления, нехватка воздуха, боли в сердце и в мышцах, повышенная потливость, тошнота, озноб, дрожь в руках или во всем теле.
  • Ухудшение мыслительных процессов: зацикленность на проблеме настолько сужает сознание, что оно способно только на самые простые мыслительные операции.
Изучая проявления дистресса, ученые выделили несколько основных моделей поведения, которые сопровождают это состояние:
  1. Панический страх, который не имеет логического объяснения, из-за чего блокирует возможность реагировать на сложившуюся ситуацию взвешенно и логично.
  2. Гнев и агрессия (как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе), которые мешают найти компромиссное решение проблемы.
    Уход от реальности и стремление разрешить ситуацию не совсем адекватными для взрослой личности методами.
  3. Фиксация на проблеме, которая значительно сужает рамки полноценности жизни своего «хозяина».

Важно! На сегодня научно доказано, что длительные стрессовые воздействия на организм в первую очередь сказываются на сердечно-сосудистой системе. Поэтому они фигурируют как отдельные факторы возникновения ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и гипертонии.

Способы лечения дистресса


В случае с дистрессом актуальным будет главное условие успешного лечения любой психологической проблемы - признание этой самой проблемы. Только в таком случае можно начинать искать наиболее подходящий для себя способ выхода из затяжного стрессового состояния.

Самым верным решением вернуться в строй оптимистов будет помощь психолога - он поможет найти точку «застревания» в стрессе и подберет наиболее эффективный способ выхода из нее. Однако есть немало способов попробовать провести лечение дистресса и своими силами.

Самые эффективные способы преодолеть дистресс-синдром:

  • Организация полноценного сна . Спите не меньше 7 часов в день без перерывов, ложитесь спать не позже полуночи.
  • Прогулки на свежем воздухе . Почаще проветривайтесь - после работы и в перерывах, перед сном и по выходным дням. Ничто так не прочищает голову, как кислород.
  • Умеренная физическая активность . Спорт давно признан одним из лучших средств по снятию стрессовых напряжений. Однако в случае с дистрессом чрезмерные физические нагрузки могут только усилить истощение организма. В отличие от умеренных и систематических, с обязательными периодами расслабления. Такая физическая активность поможет преодолеть затянувшееся стрессовое состояние.
  • Грамотное расслабление . Как максимум специальные практики (медитации, йога), массаж, как минимум периодические паузы не меньше 3-х минут в количестве не меньше 5 в день. При этом помните, что алкоголь, курение и наркотические средства нельзя считать полноценными способами снятия стресса, поскольку они не решают проблему, а только отодвигают ее или усугубляют еще больше.
  • Коррекция рациона . Сократите до минимума такие пищевые активаторы нервной системы, как острые приправы, кофе, крепкий чай. Они еще больше усугубят истощение. Отдавайте предпочтение здоровой пище и дробному питанию.
  • Выход агрессии . Найдите оптимальный для себя безопасный способ снять напряжение. Чтобы стало легче на душе, можно разбить старую или ненужную посуду, покричать в лесу, порвать или сжечь письма (фото, старые журналы), затеять генеральную уборку или ремонт.
  • Реальное восприятие мира . Всегда помните правило зебры: за черной полосой обязательно идет белая. Не нагнетайте ситуацию. Возможно, спустя некоторое время, когда проблема разрешится, окажется, что именно она и была наилучшим способом изменить вашу жизнь к лучшему.
  • Смена приоритетов . Переведите вектор вашего внимания от проблемы к более важным вещам. Уделите внимание своим близким, побалуйте себя.
  • Ослабление контроля . Не бойтесь иногда плыть по течению, пуская ситуацию на самотек. Иногда именно такой подход является лучшим выходом из ситуации. Во-первых, невозможно постоянно контролировать все, всех и сразу. Во-вторых, чрезмерный контроль также может создавать немало проблем.
  • Умение делиться своими проблемами . Не зацикливайтесь на том, что ваши проблемы являются только вашими и никого больше не интересуют. Не бойтесь обсуждать свои неурядицы с близкими вам людьми. Даже если они не помогут вам найти оптимальное решение возникшей проблемы, вы сами можете проговорить его во время общения. Так подсознание иногда выдает наиболее приемлемый способ разрешения ситуации, который вы не смогли услышать в своих мыслях.
Что такое дистресс - смотрите на видео:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Стресс. Основные понятия
  • 4. Практическое задание
  • Заключение

Введение

Стресс - настоящий бич нашего времени - явление неоднозначное. Практически каждый человек в своей жизни пережил сильные стрессовые ситуации. Оскорбления и обиды, потеря близких, катастрофы оставляют в душе долгие незаживающие раны.

Исследования знаменитого канадского физиолога Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья человека. В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам и эффективные способы его преодоления являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.

Актуальность выбранной темы: "Стресс: способы профилактики и преодоления" объясняется следующим. Необходимость исследования проблемы преодоления стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, научится понимать, что необходимо в данный конкретный момент для психологического комфорта человеку. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Задачи контрольной работы:

· Дать определение понятию стресс;

· Описать методы профилактики стресса;

· Описать методы преодоления стресса;

1. Стресс. Основные понятия

Существует множество определений понятия "стресс". В целом же - это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.

Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Это в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и психологические стрессоры.

К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура (жара, холод) и т.д. К психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до 100 баллов (см. Приложение А).

Таковы избранные категории стрессовых факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия). Так что если за год вы успеете закончить учебу, устроится на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные ситуации принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три стадии.

Первая - стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек.

Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.

2. Методы профилактики стресса

Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка" дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

Противострессовая "переделка" дня. Очень часто подросток при возвращении домой из школы приносит свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с учебы, сразу же проводить релаксацию

Очень важно, чтобы инициатива таких "переделок" дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

Первая помощь при остром стрессе. Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал учитель, директор школы или кто-то из домашних заставил понервничать) - у подростка начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Аутоанализ личного стресса. Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть, как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после школы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, все забудется, когда и что произошло.

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, "неуспокаивающиеся ноги" (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

Стрессовый стиль жизни. Испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с друзьями, знакомыми, родственниками), участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе. Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за данный промежуток времени. Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий. Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, начинает пробовать курить, выпивать, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме). Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, учебой, общественной деятельностью, одиночеством или физической деятельностью). Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой. Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно "запрограммированные" (например, путем интриг, стремления "заманить"). Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора. Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей. Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча.

Нестрессовый стиль жизни. Допускает наличие "творческого" стресса в определенные периоды напряженной деятельности. Имеет "пути спасения" позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться. Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными. Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение. Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами "передышки". Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться. Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет. Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых). Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение. Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора. Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания. Эффективно распределяет время, избегает напряженных ситуаций.

3. Методы преодоления стресса

Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменение отношения) и комплексные.

Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы можем повлиять или которые мы можем изменить сами.

К этим методам относятся техники (методы) прямого действия на стрессор. Комплекс приемов прямого действия на стрессор включает в себя как методы проблемно-ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), так и методы эмоционально-ориентированные (направленные на реакцию, оценку, реагирование и т.п.). Это наиболее эффективный, но и наиболее сложный путь преодоления стресса.

· Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям необходимо также учитывать последствия, которые могут быть вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы - ("Мастер на все руки" может нанести вред себе, окружающим и прибору - цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

· Оценить в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя "во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор". Например: в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке умений выполнить - надо учиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.

· К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, "неудобно стоящий пассажир", "вечно обгоняющие водители", "очереди", "толчея на перроне" и т.п.

В таких ситуациях очень важно осознать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой реакции. Иногда даже такого шага бывает достаточно, чтобы стресс был преодолен. Осознайте, помогает ли раздражение или "назидание" в разряжении создавшейся ситуации. Как правило, нет! Негативная эмоция способна приводить к новой негативной эмоции, питая сама себя! Однако это вовсе не означает, что если мы не можем управлять этим стрессором, то мы позволяем стрессору управлять нами! Если мы умеем управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если мы не можем управлять стрессором, то мы можем контролировать эмоциональные реакции на него.

Такие навыки относятся к эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса. К наиболее эффективным и простым для освоения методам (техникам) можно отнести следующее:

· метод глубокого дыхания;

· обучение прогрессирующей мышечной релаксации;

· визуализация.

Кроме перечисленных факторов-стрессоров важно выделять факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но по сути не являются стрессорами, а возникают как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

На самом деле наша оценка ситуации как стрессовой определяется тем, что именно значит для нас стрессор и как мы его оцениваем.

Тревогу и огорчения влекут не сами события (большинство событий), а то как мы их оцениваем для себя. Иногда источником стрессовой ситуации может быть неадекватное убеждение (например, "Я должен быть совершенен", "Жизнь должна быть справедливой"). Педанты часто подвержены стрессу поскольку ставят недостижимые цели.

Преодоление такого рода стрессоров относятся к, так называемым, когнитивным стратегиям:

1) Изменение неадекватного убеждения. Убеждения, что мы и окружающие должны соответствовать каким-либо стандартам часто является источником стрессовой реакции. Как этого избежать?

· Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.

стресс первая помощь профилактика

· Обучение самовнушению (диалог с собой). Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например - "Я могу справиться, если составлю план", "Не раздувай из мухи слона", "Я сделаю это постепенно", "Это не трудно", "Я могу поздравить себя, если добьюсь этого", "Если это не удастся, я попытаюсь вновь".

2) Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций. При овладении этим методом можно "заставить" себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить "декорацию". Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей ("Сейчас я изменить ничего не могу", "Подумаю об этом завтра", "Это не так страшно" и пр.).

3) Самооценка - осмысление проблемы - выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса). Это наиболее эффективные методики управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка - ключ к определению проблем, обусловленных стрессом. Методы самооценки могут быть разными, но важно, чтобы все они отвечали принципам: что важно именно для меня, что я могу изменить. В выполнении самооценки помогает ведение дневников. Стрессоры записываются, регистрируются реакции на него, а в последующем проводится самоанализ и оценка: чего можно было бы избежать, что для этого необходимо и пр. Самооценка приводит к осмыслению проблемы. Отработка навыков управления стрессом - выработка умений рационального реагирования (глубокое дыхание, релаксация, когнитивные стратегии - отказ от иррациональных убеждений, самовнушение).

Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры:

· умение управлять собственным временем;

· умение равномерно распределять нагрузки, "планировать дела";

· умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже;

· умение определить приоритеты при выполнении дел;

· умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские);

· не делать или стараться не делать несколько дел одновременно;

· умение использовать перерывы в работе для отдыха или переключения на другие проблемы уверенность в себе;

· наличие социальных навыков общения, управления конфликтами;

· умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на "потом";

· умение распределить обязанности по дому между членами семьи;

· умение планировать домашнюю работу;

· умение ставить конкретные достижимые, реальные цели и научиться "поощрять себя" за их выполнение;

· навыки межличностного общения;

· уверенность (но не самоуверенность) в поведении;

· профессиональная компетентность;

· честность и трудолюбие и пр.

Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека - то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод "прямого действия" на стрессор?

· Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть следствием изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков, могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы - ("Мастер на все руки" может нанести вред себе, окружающим и прибору - цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

· Оценить, в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: "Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?" Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке навыков выполнения - надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.

К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, "неудобно стоящий пассажир", "вечно обгоняющие водители", "очереди", "толчея на перроне" и т.п.

4. Практическое задание

Задание 1 .

1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Опишите 2-3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

Рационализация гнева. Этот метод требует прежде всего осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: "Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?" После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Скажите себе: "Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться".

Визуализация гнева. Его техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел какой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения ("Так тебе и надо"), возможно даже жалость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно)

Б. Каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

В данной ситуации прежде всего возникнет не гнев, а обида студентки на преподавателя. Эмоции будут переполнять, т к она старалась, трудилась выполняя самостоятельно работу. Самое главное не дать эмоциям выйти наружу, потому что все это приведет к полному разглашению и к ничему общему и хорошему это не приведет. Просто поговорить с преподавателем, объясниться почему так вышло и как можно все исправить.

Задание 2 .

Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой из трех стратегий он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.

А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит. смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм.

Мужчина после того как попал в катастрофу почувствовал какой большой стресс он при этом испытал, получив при этом травму шей. И возможно что после этой травмы он стал понимать людей у которых что-то болит, т.е. повлияло на его подсознания.

Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант. решает проблему

Подчиненный выбрал последний вариант обжаловать решения начальника при этом таким образом он надеется решит проблему.

Заключение

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность - единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания - просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и "жалуясь" всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания.

Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение - просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Список используемой литературы

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2001. С 203

2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - Санкт-Петербург, 2003. с 189

3. Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4 с 320

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ, 2003. С 321

5. Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М., 2001. с 321

6. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.:, 2000. С 124

7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2000. С 325

8. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 2001. с 320

9. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: 2001. с 197

10. Г. Селье. Стресс без дистресса. М., 2001 с 245

Приложения

Приложение А

Степень тяжести влияния жизненных событий на психику человека.

Смерть партнера

Разлад в супружеской жизни / разрыв

Тюремное заключение

Смерть близкого члена семьи

Серьезная травма или заболевание

Потер работы

Примирение и другие перемены в жизни

Выход на пенсию

Изменение в состоянии здоровья близкого члена семьи

Беременность

Появление нового члена семьи

Перемена места работы

Изменение в финансовом состоянии

Крупный долг

Уход сына или дочери с родного дома

Перемена в ответственности по месту работы

Перемена в условиях жизни

Смена привычек

Перемена школы

Смена отдыха

Мелкий долг

Перемены связанные со сном и режимом дня

Перемены в привычном образе питания

Праздник

Проступок

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие стресса по теории Г. Селье. Причины стресса, методы его профилактики и преодоления. Стресс в работе менеджера. Степень устойчивости к стрессам. Определение степени напряжённости и факторы, провоцирующие стресс. Тренинг "профилактика радостью".

    презентация , добавлен 11.10.2016

    Происхождение термина и определение понятия "стресс". Причины и условия возникновения подавленного состояния. Первые признаки и влияние стресса на человеческий организм. Стратегии и методы преодоления стресса. Показания к медицинской помощи при стрессе.

    презентация , добавлен 18.12.2011

    Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Анализ стресса, причин его возникновения, влияния на организм, способов борьбы и профилактики. Принципы применения упражнений по релаксации, концентрации, ауторегуляции дыхания, противострессовой "переделке" дня, а также первая помощь при остром стрессе.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Понятие и профилактика стресса: релаксация, противострессовая "переделка" дня. Первая помощь при остром стрессе. Методы нормализации состояния в стрессовой и постстрессовой ситуации: аутоанализ личного стресса, ослабления "предстартовой лихорадки".

    реферат , добавлен 21.01.2008

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Стресс: понятие, основные стадии. Особенности проявления стресса и сопутствующие с ним поведенческие, интеллектуальные и физиологические изменения. Идеомоторные методы как способ преодоления стресса. Сущность теста личностной тревожности Спилбергера.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Основные характеристики стресса, его причины и последствия. Ганс Селье и его последователи. Физиологическое и психологическое понимание стресса. Способы регуляции эмоциональных состояний. Упражнения на концентрацию внимания. Современные взгляды на стресс.

2 3 044 0

В сложных ситуациях, которые так или иначе встречаются в нашей жизни, стресс помогает адаптироваться и сохранить ресурсы нервной системы, принять верное решение в сложной ситуации.

В экстремальной ситуации стресс всегда является физиологическим ответом на раздражитель. При этом в психологии врачи четко отличают две категории стрессовых ситуаций:

  1. Положительные (эустресс). Защищают организм от стрессового расстройства, выступают в роли «эмоциональной встряски», помогают сохранить баланс нервной системы, овладеть ситуацией.
  2. Отрицательные (дистресс, или обратная сторона эустресса). Организму не удается сопротивляться стрессовым факторам, энергетические запасы истощаются, происходит нервно-психическое истощение.

При чрезмерном психическом перенапряжении, деструктивном стрессе, стрессовые факторы провоцируют хроническое истощение нервной системы. Из-за этого страдает весь организм, так как он становится уязвимым для болезней.

В этой статье рассмотрим дистресс “со всех сторон”.

Вам понадобятся:

Что происходит

  • Хроническое нервное и эмоциональное напряжение приводит к истощению защитных механизмов нервной системы, развивается .
  • Субъективное восприятие ситуации становится крайне негативным, теряется навык спокойного реагирования на все раздражающие стимулы внешнего мира.
  • Резко снижается устойчивость к стрессогенным факторам, малейшая жизненная неурядица воспринимается как большая проблема, решения которой нет.
  • Возникает эмоциональный дистресс, что проявляется резким отсутствием интереса к жизни, событиям, семейным заботам или рабочим задачам.
  • Пропадает интерес поддерживать общение с людьми, снижается работоспособность, интеллектуальная продуктивность, беспокоят вопросы о смысле каждого действия.
  • Без надлежащей медицинской помощи, деструктивный стресс может обернуться тяжелой депрессией.

4 основных типа деструктивного стресса

В современной психологии врачи выделяют:

Название

Почему возникает

Психологический Основная причина расстройства – эмоциональные переживания, последствие положительного и отрицательного стресса. Также это изменения на работе или учебе, семейные ссоры, утрата близкого человека.
Физиологический Причина – перемена погоды, нерегулярное питание, малоактивный образ жизни, или же наоборот, чрезмерные тренировки, которые становятся причиной негативного воздействия на организм. И в череде событий – слишком мало сна и постоянная усталость, голод, переутомление, провоцирует деструктивный стресс.
Хронический Наиболее неблагоприятный тип стресса, при котором постоянное нервно-психическое перенапряжение приводит к апатии, депрессивному расстройству. Хронический дистресс может осложниться мыслями о нежелании жить, попытками суицида. В таких случаях лечение должно быть строго обязательным.
Нервный Отдельный тип, который возникает преимущественно на фоне сильного стрессового расстройства, клинически с резким снижением работоспособности, выраженной усталостью, истерией.

Что служит провокатором

Провокаторами психоэмоционального расстройства являются стрессоры, которые можно разделить на три категории:

Неконтролируемые

К ним можно отнести изменения в политике, финансовой ситуации в стране, глобальные перемены на работе, изменения климата. Такие стрессоры могут значительно нарушать наше психическое равновесие от осознания собственной невозможности что-либо сделать и решить проблему.

Подвластные

Их мы можем изменить, но не делаем этого в силу собственной неуверенности в успехе или нежелании прикладывать большие усилия. Плохое планирование дня, неверно расставленные приоритеты, недостаточная подготовка к важному мероприятию или экзамену оборачиваются неудачей и стрессом.

Самовольные

Зависят от нас и являются отражением прошлого, и мыслей о будущем. Постоянное беспокойство и переживания о мелочах, мысли о том, что было сделано не так раньше, что нужно было сделать иначе, или вовсе постоянные сожаления о содеянном. Такое превращение всей жизни в проблему оборачивается серьезным расстройством.

Симптомы

Деструктивный стресс оказывает влияние на весь организм в целом, что проявляется:

  1. Изменением настроения и резкими переменами от радости до гнева и истерии. Нарушается концентрация внимания, снижается интерес, возникает дефицит сил и энергии. Нарушается сон, появляется головная боль и головокружение.
  2. Моменты переживаний могут осложниться тоскливостью, апатией, чувством угнетенности и подавленности, .
  3. Резкие смены настроения могут сопровождаться плаксивостью или истерией без веской причины.
  4. Повышается давление, частота сокращений сердца, появляется аритмия или тахикардия, у лиц старше 30 лет значительно растет риск сердечных осложнений и приступов.
  5. Снижаются защитные свойства иммунной системы, организм более подвержен вирусным и бактериальным заболеваниям.
  6. На нервной почве возникает нарушение пищеварения, при отказе от еды или длительном голоде, дистресс осложняется гастритом и язвой желудка, функциональными расстройствами кишечника.
  7. Нервное расстройство осложняется снижением полового влечения, нарушением репродуктивных функций.

Какие могут быть последствия

  • , депрессия - наиболее частные осложнения, которые характерны для лиц молодого возраста. Хорошо поддаются коррекции при своевременном обращении к психотерапевту, раннем начале терапии.
  • Заболевания сердца, острое нарушение коронарного или мозгового кровообращения - частое последствие дистресса у лиц старшего возраста. Требует неотложного лечения в условиях специализированной больницы, в кардиологическом или неврологическом стационаре, в связи с угрозой жизни пациенту.

  • Острый невроз, . Без лечения у психоневролога чревато психозом, необратимым расстройством психики.
  • Заболевания органов пищеварения на нервной почте, диарея, обострение гастрита или язвы желудка. Хорошо поддается лечению при устранении главной причины болезни – стрессовых факторов.
  • Проблемы со сном, бессонница, синдром хронической усталости.

Лечение

Основа терапии – методы психологической помощи и коррекция нарушений.

Защитить себя и своих родных не сложно, соблюдая 10 простых правил:

  • Не воспринимайте все рабочие или учебные моменты как проблему, старайтесь найти плюсы и минусы в любой ситуации, чтобы прийти к верному решению.
  • Учитесь , не настраивайте себя на негатив.
  • Учитесь говорить и рассказывать своим близким о том, что вас тревожит.
  • Используйте метод переключения на приятные занятия или хобби, которые помогут поднять настроение после тяжелого дня.
  • Не подавляйте негатив и злость, это может привести к депрессии. Откройте для себя способ избавления от отрицательных эмоций, занимаясь активным спортом или любимым делом.

Стресс является неотъемлемым компонентом жизни современного человека. Несмотря на развитие цивилизации, люди так и не смогли избавиться от факторов, вызывающих стрессы. Проблемы поиска пищи, выживания и защиты от врагов, актуальные для наших далеких предков, сменились на постоянное беспокойство о политической и экономической обстановке в стране и мире, угрозой безработицы, социальной незащищенностью, ростом преступности и терроризма. Даже повседневные проблемы – конфликты на работе и дома, сдача экзаменов, неразделенная любовь, переезд, болезни близких людей – негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека. Как же бороться со стрессом и можно ли от него защититься?

Термин «стресс» произошел от французского слова «estresse», что означает «угнетенность», «подавленность». Стресс – это состояние повышенного физического или психического напряжения, возникающее под влиянием того или иного фактора.

Канадский ученый Ганс Селье является создателем теории стресса. Он считал, что организм, сталкиваясь с разного рода факторами, такими как боль, холод, страх, опасность, быстрый бег, эмоциональное потрясение, потеря крови и т. д., включает специальные механизмы защиты от стресса, отвечая на раздражители не только защитной реакцией, но и однотипным физиологическим процессом. Этот процесс представляет собой полную мобилизацию, приспособление к неожиданной ситуации. Это требует от организма большого напряжения и затраты огромного количества сил.

Ганс Селье

Г. Селье предложил гипотезу, согласно которой старение организма происходит в результате воздействия на него всех стрессов, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение жизни. Любой, особенно травматический стресс вызывает необратимые изменения в химическом балансе организма. Накапливаясь, эти изменения запускают механизм старения. Постоянный стресс особенно опасен для клеток мозга и нервной системы. Г. Селье подчеркивал, что профилактика психоэмоционального стресса очень важна для здоровья и долголетия.

Виды стресса

В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

  • Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре.
  • Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
  • Эмоциональный стресс представляет собой примерно то же, что и психологический.
  • Информационный стрес с возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.

Все виды стресса негативно сказываются на здоровье и психологическом состоянии человека.

Чем опасен стресс?

Стрессовые ситуации негативно влияют не только на психологические механизмы, но и на весь организм в целом, приводя к ряду проблем. Стресс вызывает следующие нарушения в организме:

  • повышает риск возникновения заболевания нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы;
  • снижает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям;
  • вызывает нарушения сна, хроническую усталость, нервозность, раздражительность, ухудшает общее состояние;
  • провоцирует появление спазмов в мышцах и фантомных болей в суставах, головные боли;
  • вызывает ухудшение аппетита или, наоборот, желание «заесть» стресс, употребляя большое количество пищи;
  • разрушает многие витамины, нарушает обменные процессы;
  • вызывает ухудшение памяти и эмоциональную неустойчивость;
  • способствует появлению депрессии, апатии, утрате интереса к жизни.

Способы профилактики стресса

Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Какие же методы профилактики стресса существуют?


Что такое профессиональный стресс?

Психологи выделяют еще одну разновидность стресса – профессиональный стресс. Он представляет собой эмоциональное напряжение, сопутствующее профессиональной деятельности человека. Если работник испытывает трудности в своей повседневной деятельности, имеет напряженные отношения с сотрудниками, руководством, или просто не удовлетворен своей работой, у него постепенно развивается стресс. Профессиональный стресс можно разделить на три вида:

  • Рабочий . Причины, вызывающие его, связаны с условиями труда (неудобный график работы, плохая организация рабочего места, однообразная работа, недостаточная безопасность труда).
  • Производственный . Связан с самой профессией или видом деятельности (психологический климат в коллективе, профессиональный уровень, социальная ответственность, ролевой статус).
  • Организационный . Его причиной является негативное влияние на работника особенностей самого предприятия (стиль управления, кадровая политика, нарушение субординации, организационные изменения).

Ни один человек не застрахован от профессионально стресса. В группу риска попадают владельцы предприятий, директора и менеджеры, а также рядовые сотрудники. Помимо внешних факторов, вызывающих стресс, большое значение имеют и индивидуальные особенности личности работника. Больше всего подвержены стрессу люди с повышенным уровнем тревожности, эмоционально лабильные и склонные к депрессивным реакциям.

Последствия профессионального стресса могут серьезно отразиться на человеке. У него появляется неудовлетворенность своей профессией, апатия, депрессия, снижение самооценки, тревожность и раздражительность. Кроме эмоциональных реакций, стресс провоцирует у работника возникновение мышечных и головных болей, переутомление, сердечно-сосудистые проблемы. В результате хронического стресса организм включает психологическую защиту, и у человека наступает профессиональное выгорание.

Подмечено, что профессиональный стресс, возникающий у одного из работников, может постепенно охватить весь коллектив. В результате в коллективе нарастает напряженность, учащаются конфликты, снижается продуктивность труда, повышается текучесть кадров, у работников падает мотивация к труду, появляется критика в адрес руководства. Все это негативно отражается на работе предприятия. Поэтому руководство должно быть заинтересовано в профилактике стресса у своих работников и коррекции их психоэмоционального состояния.

Профилактика профессионального стресса

Основными средствами профилактики стресса на предприятиях являются следующие:

  1. Информирование работников предприятия. Руководство предприятия обязано ввести систему информирования сотрудников о том, что такое профессиональный стресс и каковы его признаки. Удобнее всего печатать информацию о стрессе и методах его профилактики в корпоративной газете или вывешивать на информационном стенде, чтобы каждый работник мог с ней ознакомиться. Идеально, если на предприятии имеется психолог, к которому работники могут обращаться со своими проблемами.
  2. Проведение тренингов для работников предприятия. На этих тренингах персонал обучают умению избегать стрессовых ситуаций, нахождению оптимальных решений в трудных ситуациях, приемам управления стрессом.
  3. Проведение тренингов для руководства предприятия. Руководителей тоже обучают поиску наиболее успешных стратегий управления, умению брать на себя ответственность и принимать эффективные решения. Подобные тренинги обычно проводят приглашенные специалисты.
  4. Корректировка микроклимата в рабочем коллективе. Часто профессиональный стресс вызывается неблагоприятным микроклиматом в коллективе. В этом случае довольно эффективными оказываются специальные программы по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту, проводимые специалистами. Для сплочения коллектива полезно организовывать корпоративные праздники, выезды на природу, спортивные мероприятия. Неплохим вариантом может стать создание комнат психологической разгрузки, где каждый сотрудник сможет отдохнуть и настроиться на рабочий лад.

Таким образом, профилактика стресса очень важна для здоровой и полноценной жизни человека и эффективной профессиональной деятельности.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .