Значок подводная лодка вепрь к 157

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б»), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.


Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

В конструкции атомной подлодки 971-го проекта реализовали новаторские решения, такие как комплексная автоматизация технических и боевых средств субмарины, сосредоточение управления кораблем, вооружением и в едином центре - ГКП (главный командный пункт), использование всплывающей спасательной камеры (была успешно проверена на подлодках проекта 705).

Подлодка 971-го проекта относится к двухкорпусным субмаринам. Прочный корпус изготавливается из высокопрочной стали (предел текучести составляет 100 кгс/мм2). Основное оборудование, рубки и боевые посты, главный командный пункт размещены в зональных амортизированных блоках, которые представляют собой каркасные пространственные конструкции с палубами. Акустическое поле корабля значительно уменьшается амортизацией, которая позволяет обезопасить оборудование и экипаж от динамических перегрузок, которые возникают во время подводных взрывов. Также, блочная компоновка дала возможность рационализировать процесс строительства субмарины: монтаж оборудования перенесли из условий отсека (довольно стеснены) в цех, на зональный блок доступный с различных сторон. После окончания монтажа зональный блок «закатывают» в корпус АПЛ и подсоединяют к трубопроводам и магистральным кабелям корабельных систем.

На атомных подлодках использована развитая система двухкаскадной амортизации, которая значительно снижала структурный шум. Механизмы установлены на амортизированных фундаментах. Все зональные блоки от корпуса АПЛ изолированы резинокордными пневматическими амортизаторами, которые образуют второй каскад виброизоляции.

Благодаря внедрению комплексной автоматизации экипаж субмарины удалось уменьшить до 73 человек (из которых 31 офицер). Это почти вдвое меньше численности экипажа атомной подлодки типа «Лос-Анджелес» (составляет 141 человек). На новом корабле по сравнению с атомными подлодками проекта 671РТМ улучшены условия обитаемости.

Энергоустановка субмарины включает 190-мегаваттный водоводяной реактор ОК-650Б на тепловых нейтронах, имеющий четыре парогенератора (для 1-го и 4-го контуров по паре циркуляционных насосов, для 3-го контура – три насоса) и одновальную блочную паровую паротурбинную установку, имеющую широкое резервирование механизации. На валу мощность составляла 50 тыс. л.с.

ПЛА «Барс» пр.971 в море

Установлена пара турбогенераторов переменного тока. Потребители постоянного тока питаются от двух групп аккумуляторных батарей и двух обратимых преобразователей.

Подлодка оснащена семилопастным винтом, имеющим уменьшенную частоту вращения и улучшенные гидроакустические характеристики.

В случае выхода главной энергетической установки из строя для ее последующего ввода имеются вспомогательные средства движения и аварийные источники энергии - два подруливающих устройства и гребные электродвигатели постоянного тока каждый мощностью 410 л.с. Вспомогательные средства обеспечивают скорость движения 5 узлов и служат для маневрирования на ограниченной акватории.

На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-300 мощностью по 750 лошадиных сил с обратимыми преобразователями, запас топлива на десять суток работы. Генераторы предназначались для выработки переменного тока – питают общекорабельные потребители и постоянного тока – для питания гребных электродвигателей.

ГАК МГК-540 «Скат-3», имеющий цифровую систему обработки данных с мощной системой гидролокации и шумопеленгования. Гидроакустический комплекс состоит из развитой носовой антенны, двух бортовых антенн большой протяженности и буксируемой протяженной антенны, размещенной в контейнере, установленном на вертикальном оперении.

Максимальная дальность обнаружения цели посредством нового комплекса увеличилась в 3 раза по сравнению с гидроакустическими системами, установленными на субмаринах второго поколения. Значительно уменьшилось и время определения параметра движения цели.

Кроме гидроакустического комплекса, атомные подлодки 971-го проекта снабжены высокоэффективной системой обнаружения подлодок и надводных судов по кильватерному следу (на лодке установлена аппаратура позволяющая фиксировать такой след через несколько часов после прохождения подлодки противника).

На лодке установлены комплексы «Симфония-У» (навигационный) и «Молния-МЦ» (комплекс радиосвязи), имеющий буксируемую антенну и систему космической связи «Цунами».

Торпедо-ракетный комплекс состоит из 4 ТА калибра 533 миллиметров и 4 аппаратов калибра 650 миллиметров (суммарный боекомплект - 40 ед. средств поражения, среди которых 28 533-миллиметровых). Он приспособлен для ведения огня КР «Гранат», подводными ракето-торпедами («Ветер», «Шквал» и «Водопад») и ракетами, самотранспортирующимися минами и торпедами. Кроме того, подлодка способна производить постановку обычных мин. Управление огнем при использовании крылатых ракет «Гранат» осуществляется аппаратным спец. комплексом.


В 1990-х годах на вооружение АПЛ поступила УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), разработанная в «Научно-исследовательском институте морской теплотехники» и Государственном научно-производственном предприятии «Регион». Она сменила электрические противолодочные торпеды ТЭСТ-71М и скоростные противокорабельные торпеды 53-65К. Предназначение новой торпеды было поражение надводных кораблей и подлодок противника. Значительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка обеспечивают торпеде большой диапазон глубин хода и возможность поражения на больших дистанциях высокоскоростных целей. Малошумный водометный движитель и аксиально-поршневой двигатель (используется унитарное топливо) дают возможность универсальной глубоководной самонаводящейся торпеде развивать скорость свыше 50 узлов. Движитель, не имеющий редуктора, связан с двигателем напрямую, что, вместе с другими мерами, должно значительно увеличить скрытность использования торпеды.

На УГСТ используются двухплоскостные рули, которые выдвигаются за обводы после выхода торпеды из трубы торпедного аппарата. У комбинированной акустической аппаратуры самонаведения имеются режимы локации подводных целей и поиска надводных кораблей по кильватерному следу судна. Есть система проводного телеуправления (торпедная катушка длиной 25 тыс. м). Комплексом бортовых процессоров обеспечивается надежное управление системами торпеды во время поиска и поражения целей. Оригинальное решение – наличие алгоритма «Планшет» в системе наведения. «Планшет» моделирует в момент стрельбы на борту торпед тактическую картину, которая накладывается на цифровую картину акватории (глубины, фарватеры, рельеф дна). После выстрела данные обновляют с борта носителя. Современные алгоритмы придают торпедам свойства системы, имеющей искусственный интеллект, позволяющим одновременно использовать несколько торпед по нескольким или одной цели во время активного противодействия противника или при сложной мишенной обстановке.

ПЛА «Волк» (К-461) и «Барс» (К-480) 24-й дивизии СФ в Гаджиево

Длина универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды - 7200 мм, вес - 2200 кг, вес ВВ - 200 кг, скорость хода -50 узлов, глубина хода -500 метров, дальность стрельбы - 50 тыс. м.

Также продолжается совершенствование ракето-торпед входящих в состав вооружения атомных подлодок проекта 971. На сегодняшний день ракето-торпеды комплектуются второй ступенью, которая представляет собой подводную ракету АПР-3М (масса 450 кг, калибр 355 мм, вес БЧ 76 кг), имеющую гидроакустическую систему самонаведения, с радиусом захвата 2 тыс. м. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения дало возможность сместить центр группировки ракет к середине подводных целей. В торпеде применяется регулируемый турбоводометный двигатель на высококалорийном смесевом топливе, который обеспечивает АПР-3М значительную скорость сближения с целью, которая затрудняет применение средств гидроакустического противодействия противником. Скорость подводного хода - от 18 до 30 метров в секунду, максимальная глубина поражения целей - 800 метров, вероятность поражения цели - 0,9 (при среднеквадратичной ошибке целеуказания от 300 до 500 метров).

При этом на основании договоров между СССР и США, подписанных в 1989 году, из числа вооружения многоцелевых атомных подлодок исключили системы оружия, имеющие ядерное снаряжение - ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также крылатые ракеты типа «Гранат».

Подлодка «Щука-Б» – первый тип многоцелевой АПЛ, серийное строительство которой первоначально организовали не в Ленинграде или Северодвинске, а в Комсомольске-на-Амуре, что свидетельствовало о возросшем уровне развития данной отросли на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971-го проекта – К-284 - был заложен в 1980 году на берегах Амура и 30.12.1984 вступил в строй. Уже в процессе испытаний данного судна было продемонстрировано достижение более высокого уровня акустической скрытности. У К-284 уровень шумности в 4-4,5 раза (на 12-15 дБ) оказался ниже уровня шумности самой «тихой» советской подлодки предшествующего поколения - 671РТМ. Это вывело СССР в лидеры по данному важнейшему показателю подводных судов.


Характеристика атомной подводной лодки проекта 971:
Наибольшая длина – 110,3 м;
Наибольшая ширина – 13,6 м;
Средняя осадка – 9,7 м;
Нормальное водоизмещение – 8140 м3;
Полное водоизмещение – 12770 м3;
Рабочая глубина погружения – 520 м;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Полная скорость подводного хода – 33,0 узла;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность - 100 суток;
Экипаж – 73 человека.

Во время серийного строительства велось непрерывное совершенствование конструкции субмарины, была проведена акустическая отработка. Это дало возможность укрепить достигнутое положение в области скрытности, ликвидировав превосходство США.

Новые атомные подлодки по классификации НАТО получили обозначение Akula (что вносило путаницу, поскольку на букву «А» начиналось название другой подлодки СССР – Alfa 705-го проекта). После первых «Акул» появились суда, которые на Западе были названы Improved Akula (к их числу, вероятно, были отнесены субмарины построенные в Северодвинске, а также последние корабли «комсомольской» постройки). Новые субмарины по сравнению с предшественниками имели лучшую скрытность, чем у усовершенствованных подлодок SSN-688-I (тип «Лос-Анджелес») американских ВМС.

ПЛАРК пр.949-А и ПЛА пр.971 в базе

Первоначально лодки 971-го проекта несли только тактические номера. Но 10.10.1990 вышел приказ главнокомандующего военно-морского флота Чернавина о присвоении названия «Пантера» подлодке К-317. В дальнейшем и другие атомоходы проекта получили имена. К-480 – первая «северодвинская» лодка - получила имя «Барс», ставшее вскоре нарицательным для всех субмарин 971-го проекта. Первый командир «Барса» – капитан второго ранга Ефременко. По ходатайству Татарстана в декабре 1997 году субмарина «Барс» была переименована в «Ак-Барс».

Построенная в Северодвинске крейсерская атомная подводная лодка (КАПЛ) «Вепрь» вступила в строй в 1996 году. Сохраняя прежние обводы, субмарина имела новые внутреннюю «начинку» и конструкцию прочного корпуса. В области снижения шумности также был сделан очередной серьезный рывок вперед. На Западе данная подлодка корабль (а также последующие суда проекта 971) назвали Akula-2.

По словам главного конструктора проекта Чернышева (который скончался в июле 1997 года), «Барс» сохраняет значительные модернизационные возможности. Например, задел, который имеется у «Малахита», дает возможность повысить поисковый потенциал субмарины примерно в 3 раза.

По данным американской военно-морской разведки, в прочном корпусе модернизированного «Барса» имеется вставка длиной 4 метра. Дополнительный тоннаж позволил оснастить подлодку «активными» системами снижения вибрации энергоустановки, практически полностью устранив воздействие вибрации на корпус судна. По оценкам специалистов, модернизированная лодка проекта 971 по характеристикам скрытности приближается к уровню многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 «Сивульф» ВМС США. По глубине погружения, скоростным характеристикам и вооружению данные субмарины приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованная атомная подводная лодка проекта 971 может рассматриваться как подлодку, близкую к уровню четвертого поколения.

Подлодки проекта 971 изготовленные в Комсомольске-на-Амуре:
К-284 «Акула» – закладка – 1980 г.; спуск на воду – 06.10.82; ввод в строй – 30.12.84.
К-263 «Дельфин» – закладка – 1981 г.; спуск на воду – 15.07.84; ввод в строй – декабрь 1985 г.
К-322 «Кашалот» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1986 г.
К-391 «Кит» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1987 г. (в 1997 году лодку переименовали в КАПЛ К-391 «Братск»).
К-331 «Нарвал» – закладка – 1983 г.; спуск на воду – 1986 г.; ввод в строй – 1989 г.
К-419 «Морж» – закладка – 1984 г.; спуск на воду – 1989 г.; ввод в строй – 1992 г. (В январе 1998 года приказом ГК ВМФ К-419 была переименована в К-419 «Кузбасс»).
К-295 «Дракон» – закладка – 1985 г.; спуск на воду – 15.07.94; ввод в строй – 1996 г. (1 мая 1998 года субмарине «Дракон» передали гвардейский андреевский флаг атомной подлодки К-133, а строящейся АПЛ К-152 «Нерпа» - гвардейский андреевский флаг К-56. К-295 в августе 1999 года переименовали в крейсерскую атомную подводную лодку К-295 «Самара»).
К-152 «Нерпа» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1998 г.; ввод в строй – 2002 г.
Подлодки проекта 971 изготовленные в Северодвинске:
К-480 «Барс» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1988 г.; ввод в строй – декабрь 1989 г.
К-317 «Пантера» – закладка – ноябрь 1986 г.; спуск на воду – май 1990 г.; ввод в строй – 30.12.90.
К-461 «Волк» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 11.06.91; ввод в строй – 27.12.92.
К-328 «Леопард» – закладка – ноябрь 1988 г.; спуск на воду – 06.10.92; ввод в строй – 15.01.93. (В 1997 году крейсерская АПЛ «Леопард» передали орден Боевого Красного Знамени. В некоторых публикациях говорится, что 29 апреля 1991 г унаследовала Краснознаменный Военно-морской флаг от атомной подводной лодки К-181 проекта 627А).
К-154 «Тигр» – закладка – 1989 г.; спуск на воду – 10.07.93; ввод в строй – 05.12.94.
К-157 «Вепрь» – закладка – 1991 г.; спуск на воду – 10.12.94; ввод в строй – 08.01.96.
К-335 «Гепард» – закладка – 1992 г.; спуск на воду – 1999 г.; ввод в строй – 2000 г. (С 1997 года - гвардейская КАПЛ).
К-337 «Кугуар» – закладка – 1993 г.; спуск на воду – 2000 г.; ввод в строй – 2001 г.
К-333 «Рысь» – закладка – 1993 г.; снята со строительства из-за отсутствия финансирования в 1997 г.

«Барсы» на Северном Флоте сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, атомная подлодка «Волк» в декабре 1995 - феврале 1996 годов (на борту находился экипаж атомной подводной лодки «Пантера» под командованием капитана первого ранга Справцева, старший на борту - зам. командира дивизии капитан первого ранга Королев), находясь в Средиземном море на боевой службе, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». При этом выполнили длительное слежение за несколькими субмаринами НАТО, среди которых американская атомная подлодка типа «Лос-Анджелес».

Боевая устойчивость и высокая скрытность дают «Барсам» возможность преодолевать противолодочные рубежи, которые оборудованы стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения и имеют противодействие противолодочных сил. «Барсы» могут работать в зоне господства противника, нанося чувствительные торпедные и ракетные удары по нему. Вооружение субмарин позволяет бороться с надводными кораблями и подлодками, а также поражать с высокой точностью наземные объекты при использовании крылатых ракет.


ПЛА «Гепард»

Каждая лодка проекта 971 в случае вооруженного конфликта может создать угрозу, а также сковать значительную группировку противника, не допуская ударов по территории России.

По данным ученых из Московского физико-технического института, приведенным в брошюре «Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы» (1995 год, Долгопрудный), даже в случае самых благоприятных гидрологических условиях, которые характерны для Баренцева моря в зимний период атомные подлодки проекта 971 могут обнаруживаться американскими субмаринами типа «Лос Анджелес» с гидроакустическим комплексом AN/BQQ-5 на дальности до 10 тыс. м. В случае менее благоприятных условий в этом районе обнаружить «Барс» ГАС практически невозможно.

Появление субмарин, имеющих столь высокие боевые качества, изменило ситуацию и заставило американские ВМС считаться с возможностью значительного противодействия со стороны флота России даже при условии полного превосходства наступательных сил США. «Барсы» могут атаковать не только ударные группировки американских военно-морских сил, но и их тылы, включая пункты снабжения и базирования, береговые центры управления, на каком бы удалении они не размещались. Скрытные, а значит недосягаемые для противника, атомные подводные лодки проекта 971 превращают потенциальную войну на просторах океана в подобие наступление через минное поле, где любая попытка движения вперед грозит незримой, однако реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подлодкам проекта971, данную Н. Полмаром, видным военно-морским аналитиком США, во время слушаний в комитете по нац. безопасности палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки: «Появление подлодок типа Akula и других русских атомных подводных лодках третьего поколения продемонстрировало, что кораблестроители СССР разрыв в уровне шумности ликвидировали быстрее, чем ожидалось». В 1994 году стало известно, что данный разрыв ликвидирован полностью.

По утверждению представителей американских ВМС, на оперативных скоростях около 5-7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, которая фиксировалась средствами гидроакустической разведки, была ниже шумности наиболее совершенных атомных подлодок Военно-морских сил США типа Improved Los Angeles. По словам адмирала Джереми Бурда (Jeremy Boorda), начальника оперативного отдела американских ВМС, корабли США оказались не способными сопровождать подлодки Akula на скорости менее 9 узлов (контакт с новой подлодкой России состоялся весной 1995 г. у восточного побережья Соединенных Штатов). Усовершенствованная атомная подлодка Akula-2, по мнению адмирала, по характеристикам малошумности соответствует требованиям, выдвигаемым к лодкам четвертого поколения.

Появление в составе флота России уже после окончания «холодной войны» новых сверхскрытных субмарин вызвало серьезную озабоченность в Соединенных Штатах. Данный вопрос в 1991 году подняли в конгрессе. На обсуждение законодателей США было вынесено несколько предложений, которые были направлены на то, чтобы исправить сложившееся положение в пользу Соединенных Штатов Америки. В частности в соответствии с ними предполагалось:
- потребовать от России придать гласности долгосрочные программы в области строительства субмарин;
- установить для США и Российской Федерации согласованные ограничения на количество многоцелевых атомных подводных лодок;
- оказать России помощь в переоборудовании верфей, которые строят атомные подлодки, для производства невоенной продукции.

К компании по борьбе с подводным кораблестроением России подключилась и неправительственная международная экологическая организация «Гринпис», которая активно выступала за запрещение подлодок, имеющих ядерные силовые установками (разумеется, это касалось в первую очередь, российских субмарин, которые, по мнению «зеленых», представляют наибольшую экологическую опасность). «Гринпис» с целью «исключения ядерной катастрофы» рекомендовала правительствам западных государств поставить предоставление фин. помощи России в зависимости от решения данного вопроса.

Однако темпы пополнения военно-морского флота новыми многоцелевыми подлодками к середине 1990-х годов резко снизились, что сняло для Соединенных Штатов остроту проблемы, хотя усилия «зеленых» (как известно, многие из которых тесно связаны со спецслужбами НАТО), направленные против ВМФ РФ, не прекратились даже сегодня.

В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Карабин Молот-Армз Вепрь-К (ВПО-133)

Карабин Молот-Армз Вепрь-КМ (ВПО-136)

Карабин охотничий самозарядный модели Вепрь-КМ калибра под охотничий патрон 7,62x39 сделан на основе автомата Калашникова, доработанного до соответствия требованиям, предъявляемым к гражданскому нарезному охотничьему оружию. Переделка боевых АК и АКМ в гражданские образцы стала возможной благодаря решению министерства обороны и правительства рф о разрешении отечественным предприятиям использовать отдельные образцы боевого стрелкового оружия в своей деятельности, что относится к снятым с вооружения и подлежащим утилизации образцам. Оригинальные АК из которых делаются эти карабины были выпущены с 1958 до 1980 гг. Была сохранены оригинальная прицельная планка до 1000 метров, цевье и приклад, покрытие, родные клейма и номера.

Карабины Вепрь-К и Вепрь-КМ ориентированы на потребителей, желающих иметь в личной собственности максимально похожее на боевой АК изделие для развлекательной стрельбы, антуража или коллекции. Термин «охотничий» к данному карабину совершенно не применим по понятным причинам. Вместе с известной надежностью, все присущие семейству АК недостатки перекачивали на карабины Вепрь-К. Из не малого списка недостатков АК здесь можно отметить, к примеру, короткий низкий не регулируемый приклад, неудобную пистолетную рукоятку, отсутствие затворной задержки, крайне не удобный в пользовании односторонний предохранитель и отсутствие каких-либо автоматических предохранителей. Но самыми существенными являются в целом низкая точность стрельбы и полнейшее отсутствие какой бы то ни было эргономики. Однако для покупателей данных переделок вышеназванное значения не имеет.

Автоматическая перезарядка карабина осуществляется за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру при выстреле, и энергии возвратной пружины. Запирание затвора на два боевых упора осуществляется поворотом затвора вокруг своей оси продольно-скользящей затворной рамой. Для повышения долговечности карабина и коррозионной стойкости канал ствола и патронник хромированы. Ударно-спусковой механизм куркового типа обеспечивает производство одиночного выстрела и постановку на предохранитель. Возможность ведения автоматической стрельбы устранена путем удаления автошептала, заваривания оси автошептала, а так же срезания соответствующего выступа на затворной раме и курке. Выполнено местное подваривание дульного устройства к колодке мушки. Проведены дополнительные испытания по проверке прочности карабина стрельбой испытательными патронами, карабины приведены к нормальному бою. Открытое прицельное приспособление позволяют вести прицельную стрельбу на дистанциях до 300 метров. Канал ствола карабина Вепрь-КМ не штифтованный, следообразующая выполнена методом кернения дульного среза. На затворе карабина выполнена лунка, наличие указанного элемента обеспечивает индивидуальную маркировку стреляных гильз оружия и не влияет на технические и эксплуатационные характеристики карабина.

Цена в рознице составляет порядка 15000 р.

Видеообзор карабина

Технические характеристики

  • Калибр: 7,62х39
  • Длина оружия: 883 мм
  • Длина ствола: 415 мм
  • Ширина оружия: 72 мм
  • Высота оружия: 195 мм
  • Масса без патронов: 3,8 кг без магазина, 4 кг с магазином
  • Емкость магазина: 10 патронов
  • Прицельная дальность: до 300 м.
  • Кучность стрельбы (радиус рассеивания): не более 75 мм

ВПО-136 (Вепрь-КМ) производится предприятием МОЛОТ-Оружие по программе утилизации излишков армейского оружия. В качестве основы для ВПО-136 взяты автоматы АК (также известные как АК-47) и АКМ.

Отличия ВПО-136 от боевого автомата:

  1. У дульного среза, на глубине около сантиметра, в нарезе сделано кернение. Иногда на наружнем переднем торце дульного среза остаётся небольшой след от керна. Как уже неоднократно доказано, это кернение ни на что не влияет, с настрелом (100-200 выстрелов) "выплеск" металла в районе кернения разглаживается. Разумеется, что в месте кернения хромовое покрытие ствола пострадало - это требует чуть больше тщательности при чистке.
  2. В личинке затвора около выхода ударника засверлена небольшая лунка, которая оставляет след на капсюле стреляной гильзы. Сама гильза при этом остаётся абсолютно целой.
  3. Подварен винт, крепящий приклад. Это сделано для невозможности укорачивания карабина до длины менее 800мм. Вследствии этого легально поменять приклад можно только в лицензированной оружейной мастерской.
  4. Заменен УСМ - удалены детали автоматного УСМ, вместо них установлен УСМ от карабинов ВЕПРЬ. Из автоматных деталей оставлен только предохранитель-переводчик.
  5. На затворной раме на правой направляющей срезан прилив, который на боевом автомате взаимодействует с пером автоспуска. Место среза никак не обработано, желательно подворонить хотя-бы холодной воронилкой, чтоб не появилась ржавчина. Скажу "по секрету", так как затворная рама не является основной частью оружия, владелец вправе её менять самостоятельно.
  6. В отверстие третьей оси (на которой у автомата расположен автоспуск) вставлена некая уникальная новодельная деталька, которая расклёпана с правой стороны ствольной коробки.
  7. Нанесены новодельные клейма. На бОльшей части аппаратов - на правой и левой стенках ствольной коробки, на некоторой части аппаратов - на стволе под цевьём. Клейма нанесены лазером, и легко зачерняются до малозаметности средствами для холодного воронения.

В остальном всё полностью соответствует боевому автомату.

Плюсы ВПО-136

  1. Возможность использования армейских магазинов (разумеется, после установки в них ограничителя ёмкости). Я без вопросов пристегнул к ВПО-136 макет (со спиленными губками) магазина от РПК. Был бы этот магазин исправный, то никаких проблем с его использованием (кроме недозволенной ёмкости) небыло бы.

    Тут надо отметить, что Закон об Оружии РФ регламентирует именно максимальную вместимость магазина (не более 10 патронов), а не количество патронов в магазине. То есть, если владельца карабина примут с пристёгнутым 30-тиместном магазином, в котором будет 10 или менее патронов, у СП будут все основания для составления протокола и наказания такого владельца.

  2. Неподваренная дульная насадка (компенсатор или гайка защиты резьбы). Это позволяет совершенно легально устанавливать на карабин разнообразные пламегасители и ДТК. На всякий случай напомню, что установка приборов для снижения звука выстрела запрещена. Но если у Вас есть макет глушителя, не препятствующий прохождению пули, но и не осуществляющий снижение звука выстрела, то Вы вполне можете навинтить такой макет в чисто декоративных целях.
  3. Абсолютно целое крепление для штык-ножа. Никаких запретов в законодательстве на крепление ножа на оружие я не обнаружил. Да и например сувенирные версии штык-ножа НС-АК продаются свободно, и ничего не препятствует его установке на ВПО-136.
  4. Карабины (кроме неправильной партии, см. ниже) комплектуются армейскими 30-тиместными алюминиевыми "десантными" магазинами (с проволочным ограничителем).
  5. Сохранены все оригинальные клейма, номер карабина является номером автомата-донора.

Недостатки ВПО-136

  1. МОЛОТ-Оружие где-то пролюбил родные шомполы, и комплектует карабины длиннющими тонкими шомполами от Вепря. Эти шомполы не встают на своё штатное место, и штатные автоматные принадлежности на такой шомпол не навинтятся.
  2. Заодно МОЛОТ-Оружие пролюбил пеналы для чистки, и комплектует карабины современными полу-комплектными пеналами. На штатный АК/АКМ шомпол принадлежности из этого пенала не навинтятся.
  3. Ну и ремней нет.

Отличия (преимущества) ВПО-136 от ВПО-133 (Вепрь-К)

  1. Нетронутый сухарь перед патронником, и незаменённая защёлка магазина. Это даёт возможность использования в ВПО-136 армейских магазинов без какой-либо доработки (кроме установки ограничителя, разумеется).
  2. Неприваренная дульная насадка.
  3. Неприваренная "затычка" третьей оси.
  4. Лёгкое кернение вместо штифта в качестве кримметки в стволе.
  5. Алюминиевые армейские магазины "псевдо-30"
  6. Отсутствует штифт в стволе, ствол не ослаблен сквозным сверлением, и пулю ничего не царапает.
  7. Отсутствует лунка в патроннике, хром в патроннике нетронут, и после выстрела гильза абсолютно целая.

Известные мне на данный момент варианты ВПО-136

  1. Донор - АК "тип 2" или АК "тип 3" или АКМ,
  2. Тульский завод или Ижевский,
  3. С компенсатором на стволе, или с гайкой защиты резьбы,
  4. Новодельные клейма на ствольной коробке или на стволе под цевьём.

Выбор ВПО-136 при покупке

Как показывает практика, если автоматы-доноры семидесятых годов выпуска, то общее состояние ВПО-136 будет получше. Хотя встречаются и отдельные образцы более ранних выпусков в отличном состоянии. Но вообще ВСЕ ВПО-136 произведены из автоматов, находящихся в полностью исправном состоянии, и соответствующих всем армейским требованиям к автоматам.

Крим.метки (в стволе и на затворе) выполнены более-менее однообразно, выискивать аппарат с менее глубокими метками бесполезно.

Из замеченных мной недостатков (а я перебрал приличное кол-во ВПО-136) встречаются:

  1. Сетка разгара в пулевом входе. Неприятно, но не смертельно, это ж не снайперская винтовка, стрелять будет вполне нормально. Но потребует намного больше усилий при чистке.
  2. Дефекты (язвочки ржавчины) на нарезах. В принципе, должны отчиститься или самоустраниться при стрельбе, но хром в этих местах пострадал. Стрелять будет вполне нормально, но потребует намного больше усилий при чистке.
  3. Лёгкие поверхностные очаги ржавчины на наружних поверхностях, например, на стволе под цевьём. На параметры не влияет, легко устраняется.
  4. Потёртости, сколы лака, царапины на дереве (цевьё, газоотвод, приклад, пистолетная рукоять, если она деревянная). Цевьё, газоотвод и рукоять - ерунда, легко меняется владельцем, благо можно найти абсолютно новое дерево. А вот приклад - проблема. Легально менять можно только в лицензированной оружейной мастерской, так как винт приклада заварен.
  5. Попадаются аппараты с замененным деревом, то есть на дереве имеются номера, отличающиеся от номеров карабина.
  6. Ну и встречаются аппараты с бОльшим или меньшим настрелом. Износа нет, остаточный ресурс более чем достаточный, просто заметно, что аппарат пострелял в свою бытность автоматом.

1990 год 13 июля
Заложена в цехе ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как АБПЛ;

1991 год 1 сентября
Закончено формирование 266-го экипажа (1-е формирование) АПЛ 971 проекта ;

1992 год - 1993 год октябрь
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);

1993 год октябрь
Экипаж прибыл в г.Северодвинск и был подчинен командованию 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1995 год 29 июня
Начало ЗХИ (55 суток). За время испытаний пройдено: в надводном положении - 2995,0 мили, в подводном положении - 2456,0 миль;

1995 год 24 августа - 25 ноября
Выполнила программу государственных испытаний. За время испытаний пройдено: в надводном положении - 1800,0 миль, в подводном положении - 1673,8 миль;

1995 год 25 ноября
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Ответственный сдатчик Сорокин В.Н., сдаточный механик Белопольский С.А.;

1995 год 10 декабря
Прибыла в пункт постоянного базирования - бухту Ягельная губы Сайда;

1995 год 29 декабря
Включена в состав СФ, вошла в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

1996 год 23 марта
Над лодкой начала шевствовать администрация г.Череповец Вологодской области;

1997 год - 1998 год
Выполнила задачи БС с экипажем ПЛАК К-461 "Волк" (командир - кап.2р. Телушкин О.А., старший - кап.1р. Фёдоров И.В.);

1998 год лето - осень
Выполняла задачи БД в базе с экипажем ПЛАК К-461 "Волк" (командир - кап.1р. Телушкин О.А.);

1998 год 11 сентября
На ПЛ произошло чрезвычайное происшествие, когда матрос Кузьминых хладнокровно убил 8 сослуживцев (все матросы) и ранил офицера (на пирсе, дежурного по живучести соединения ПЛ), после чего забаррикодировался в носовом отсеке. Мать и брат матроса, священник и психолог безуспешно пытались заставить его сдаться. В ответ на уговоры матрос пригрозил взорвать одну из ракет в отсеке, где он забаррикадировался. Через 23 часа после начала инцидента специальные подразделения ФСБ и Северного флота провели спецоперацию, в результате которой матрос был убит. Все погибшие были из экипажа ПЛАК К-461 "Волк" . По результатам расследования командир экипажа кап.1р. Телушкин О.А. был снят с должности. Причина убийства так и не была выяснена;

1998 год декабрь - 1999 год февраль
Выполнила задачи поисковой операции с основным экипажем (командир - кап.1р. Воротников В.М., старший - КД кап.1р. Буриличев А.В.). По результатам БС экипажу был вручен приз ГК ВМФ за поиск и слежение за ПЛ;

1999 год апрель
В ходе КШУ по переводу сил соединения в высшие степени готовности корабль проверялся Военной инспекцией Совета Безопасности РФ. Оценка - "отлично";

1999 год
Завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке;

2001 год
Экипаж (командир - кап.1р. Воротников В.М.) завоевал приз ГК ВМФ за поиск и слежение за ПЛ и занял первое место на СФ по борьбе за живучесть;

2002 год
За время нахождения в боевом сотаве ВМФ выполнила 1 БС и 1 поисковую операцию;

2002 год 1 сентября
Переформирована в состав 24-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

2003 год апрель - май
Выполнил задачи БС с 608-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Кавлис С.Е.);

2003 год 5 - 11 июля
5.7 совместно с БПК "Адмирал Чебаненко" вышла (на борту 608-й экипаж, командир - кап.1р. Кавлис С.Е.) из г.Северодвинск для участия в совместных российско-французких учениях в Норвежском море;

2004 год сентябрь
Совместно с БПК "Адмирал Чебаненко" приняла участие (командир - кап.1р. Кириченко Ю.А., старший - кап.1р. Воротников В.М.) в совместных российско-французких учениях в Северо-восточной Атлантике. Учения проходили с 14.9 по 21.9 и с 26.9 по 28.9. С 21.9 по 26.9 российские корабли зашли с неофициальным визитом в г.Брест (Франция). Первый заход АПЛ в порт страны НАТО;

2005 год
Приняла участие в ответственном мероприятии (командир - кап.1р. Кириченко Ю.А., старший - кап.1р. Кочемазов В.Н. По результатам мероприятия экипажу был вручен приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке. По итогам года корабль награжден почетным переходящим кубком губернатора Мурманской области - "Лучшей подводной лодке Северного флота;

2008 год июль
266-й экипаж (командир - кап.2р. Петров Е.А., старший - к.а. Минаков А.Н.) на ПЛАК К-157 "Вепрь" выполнил учебно-боевые задачи в море (стрельба четырьмя практическими торпедами на приз ГК ВМФ, оценка - "отлично"). На борту находился начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ ген.л-т Шаманов В.А.;

2008 год
Находилась в боевом составе ВМФ;

2011 год
Переформирована в состав 24-й ДиПЛ Подводных Сил СФ с прежним местом базирования;

2012 год
По данным сайта Википедия, выведена в резерв, в связи с выработкой ресурса активной зоны реактора;

2014 год
В рамках госконтракта Р/1/8/0603/ГК-13-ДГОЗ от 20.11.2013 в филиале СРЗ "Нерпа" ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" производился ремонт с продлением межремонтного срока на 3,5 года с планируемым сроком сдачи в 2015 году;

2016 год июнь
ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (г.Северодвинск) планировал передать флоту обновленную АПЛ до конца 2016 года. Об этом сообщил Flotprom со ссылкой на сдаточную программу 2016 года, опубликованную в годовом отчете судоремонтного предприятия;

2017 год апрель
На АПЛ выполнен широкий комплекс работ по восстановлению технической готовности и обновлению бортовых систем и механизмов. Сроки сдачи корабля смещены на конец 2017 года;

2018 год март
Находилась в филиале СРЗ "Нерпа" ОАО "Центр судоремонта "Звездочка". На АПЛ произведено значительное обновление бортового оборудования. "Выполняется полный доковый ремонт, ремонт клапанов вентиляции, кингстонов, главного валопровода, гребного винта, резинового спецпокрытия, осуществляется полная окраска корпуса, ремонтируются те системы корабля, которые влияют на его живучесть", - рассказал ТРК "Звезда" директор предприятия Аркадий Оганян. Кроме того, по его словам, проводятся работы по замене активной зоны ядерного реактора;

2019 год январь
На начало года в СМИ конкретной информации о планах по вступлению АПЛ в строй нет. Предположительно сроки смещены на конец 2019 года или позже.