Значение голощапов сергей иванович в православной энциклопедии древо. В лагере и ссылке

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

В этом выпуске передачи «Хранители памяти» - рассказ о священномученике протоиерее Сергии Голощапове, расстрелянном на Бутовском полигоне, и о тех святынях, которые ему удалось собрать и уберечь и которые теперь хранятся в храме новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы отправляемся на Бутовский полигон в храм Новомучеников и исповедников Российских. Наш рассказ о расстрелянном на Бутовском полигоне священномученике Сергии Голощапове.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове:

Отец Сергий Голощапов как бы выделяется среди тех священнослужителей, которые пострадали на Бутовском полигоне. Он происходил не из духовного сословия, его папа был художником на мануфактуре и занимался рисунком по ткани. Семья жила сначала в Подмосковье, затем в Москве. Будущий отец Сергий был очень религиозным мальчиком. На него большое впечатление произвели рассказы об отце Иоанне Кронштадтском, его современнике. Он получил образование в Заиконоспасском духовном училище, окончил Московскую духовную семинарию, а затем и Московскую духовную академию, но не решился принять сан. Он считал, что Церковь в Российской империи находится в неестественном положении, потому что Церковь должна быть независимой от государства. Поэтому он остался в Московской духовной академии, преподавал там и в других учебных заведениях.

Когда произошла революция, то будущий священномученик принял активное участие в жизни Церкви. Он был приглашен в делопроизводители Отдела высшего церковного управления Поместного Собора. Благодаря этому он познакомился с Патриархом Тихоном. В 1920 году по рекомендации Святейшего он принимает сан (сначала диакона, затем священника) и служит в московских храмах. Вначале он служил в церкви Святителя Николая у Покровских ворот, а затем в церкви Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. К этому времени верхний храм был уже закрыт, поэтому богослужения проходили в нижнем храме в честь иконы Божией Матери «Грузинская».

Надо сказать, что отец Сергий в своей богослужебной приходской жизни был человеком очень строгим, старался соблюдать Устав во всех деталях, и в его храме совершались всенощные бдения, то есть ночные богослужения, которые начинались в десять часов вечера, а заканчивались в пять часов утра.

В 1929 году отец Сергий был арестован, осужден и отправлен в Соловецкий лагерь. По прибытии на Соловки от сильной физической нагрузки у отца Сергия практически сразу случился сердечный приступ, его сняли с общих работ, и врач в санчасти, обратив внимание на то, что больной знает латинский язык, договорился с руководством, чтобы его оставили в санитарной части провизором.

Отец Сергий принимал участие в тайных богослужениях, которые проходили на Соловках, и даже один раз подвергся наказанию из-за того, что при обыске у него были обнаружены предметы для богослужения и запасные Дары. В 1931 году он был освобожден и отправлен на поселение в Мезень(Архангельская область), туда же была выслана его супруга. Они жили там несколько лет, очень скудно, в тяжелых условиях, затем им разрешили переехать в Муром, где они прожили года два. Потом отцу Сергию разрешили жить недалеко от Москвы, и они поселились в Можайске, там тоже условия жизни были очень скудными. Слава Богу, что матушке удалось получить разрешение жить в Москве. Она устроилась домработницей, и в семье появился постоянный заработок. Отец Сергий пытался давать уроки, чтобы как-то существовать. В комнате, которую они снимали в Можайске, отец Сергий устроил алтарь и регулярно совершал богослужения.

7 декабря 1937 года, в то время, когда он совершал всенощное бдение, он был арестован, ему было предъявлено традиционное обвинение в контрреволюционной агитации. 19 декабря, в день святителя Николая, он был расстрелян здесь, на Бутовском полигоне.

- Предметы, принадлежавшие священномученику Сергию Голощапову, бережно хранятся в его семье.

Сергей Павлович Голощапов, внук священномученика Сергия Голощапова:

К сожалению, я родился тогда, когда дедушки уже не было в живых, но отдельные вещи у нас сохранились. Например, зонтик, которым я даже несколько раз в жизни пользовался во время дождя. Выяснилось, что дедушка был скрипачом-любителем, и у нас есть скрипка, на которой он немного играл. Он вообще любил петь, и, по рассказам папы, к нему приходили его товарищи, и они исполняли церковные песнопения и дуэты из мировой оперной классики. Скрипка, видимо, была приобретена в начале XX века в магазине, на ней почти не играли. Как антиквариат она не представляет ценности, но для нас это семейная реликвия.

Сохранилось несколько фотографий. Есть снимок дедушки и бабушки, видимо, перед свадьбой, то есть это начало XX века. Кроме того, есть небольшая фотография, которая была сделана во время поездки в Давлеканово (Башкирия). Дедушка болел туберкулезом и нуждался в кумысолечении, которое как раз было на этом курорте. Еще есть более поздние фотографии, сделанные перед началом Первой мировой войны, в 1914 году, 1918 году, за несколько месяцев до первого ареста. Есть ноты для хора, церковные песнопения на четыре голоса и аккомпанемент на фортепиано.

Протоиерей Кирилл Каледа:

Отец Сергий всю свою жизнь(как он подтвердил и на своем последним следствии), занимался собиранием различных церковных предметов, икон. У него в Можайске и в Москве оказалось достаточно много реликвий, которые вначале матушка, а потом сын Павел Сергеевич со своей супругой Ольгой хранили в течение длительного времени. Когда на Бутовском полигоне был открыт храм и отец Сергий был причислен к лику святых,то целый ряд реликвий был передан в храм в Бутове. Надеемся, что в ближайшее время часть этих реликвий будет представлена в музее памяти пострадавших, который создается на Бутовском полигоне.

Среди тех предметов, которые сохранились, - плат с головы преподобного Сергия Радонежского. Каким образом он оказался у отца Сергия, мы можем сейчас только гадать, но плат подписан -он с мощей преподобного Сергия. Среди вещей, которые хранятся в нашем храме и которые принадлежали священномученику Сергию, можно отметить замечательную парчовую епитрахиль. Также сохранились священнический пояс и скуфеечка отца Сергия. Есть несколько индитий (наружная одежда престола в алтаре. - Прим. ред .), плат, которые вешались, очевидно, под иконами. Их всего два, второй из них мы нередко используем в богослужениях, украшая престол нашего храма. Еще одна индития находится у нас в храме под иконой Царя-мученика.

Конечно, нельзя обойти стороной литургические святыни. У нас есть сшитый бархатный возду х (матерчатый плат, которым покрываются чаша и дискос. - Прим. ред .), очевидно,конца XIX века (мы иногда его также используем в наших богослужениях) и серебряный богослужебный набор: потир, чаша, звездица, лжица, тарель и серебряный ковшичек. Эти вещи принадлежали отцу Сергию. Наверное, он на них когда-то служил и использовал их по прямому назначению.

Особо хотелось бы сказать еще об одной святыне. Это частицы мощей благоверного князя Константина Муромского. Как я говорил, отец Сергий некоторое время находился на поселении в городе Муроме, это было в начале 30-х годов. Как раз в это время закрывались муромские монастыри, и отец Сергий, чтобы сохранить какие-то святыни, взял их к себе. В частности, он сохранил икону пророка Моисея, которая находится у нас в храме, и частицы мощей благоверного князя Константина. Мощи хранились у него дома,за иконой Спасителя, в шкафу, который служил в качестве божницы. Они были завернуты в бумагу, на которой было написано: «бл. кн. Константин Мур.» Несколько лет тому назад Сергей Павлович, внук отца Сергия, обнаружил эту святыню в шкафу.

Сергей Павлович Голощапов:

Шкаф был очень старый, он несколько раз переезжал из одной квартиры в другую и пришел в ветхое состояние. Мы решили заменить его, а для этого надо было перебрать вещи, которые в нем находились. Таким образом мы нашли эти мощи. Я счел своим долгом привезти их сюда.

Протоиерей Кирилл Каледа:

Мы взяли икону князя Константина и положили мощи в ковчег, чтобы прихожане могли прикладываться к ним: с одной стороны, прославлять подвиг древнего русского святого, а с другой стороны, прославлять подвиг нового русского святого, священномученика Сергия, который сохранил эту древнюю святыню.

- Наш рассказ о священномученике Сергие Голощапове подошел к концу.

), где располагалась Знаменская мануфактура Полякова. На этой фабрике отец его работал художником по тканям. Вскоре после рождения сына он переехал со всей своей многодетной семьей (было пятеро детей) в село Алексеевское . Сейчас это район Москвы. По причине болезни отец лишился работы, и семья жила в большой нужде. Но нравственная атмосфера была здоровой. Семью объединяла и укрепляла глубокая религиозность. Об этом писал Сергей Голощапов в замечательном очерке, посвященном отцу Иоанну Кронштадтскому :

"Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре. Однажды моя мать пришла от своей хорошей знакомой и сказала: "вот, что говорила мне Т. В. В Кронштадте, за Петербургом, есть необыкновенный священник о. Иоанн. Его окружают толпы народа; он раздает деньги бедным, предсказывает будущее и исцеляет больных. Народ окружает его тысячами". Как сейчас помню нашу маленькую квартирку, где весть об о. Иоанне впервые коснулась моего слуха, проникла в сердце, в самую душу и там глубоко запала. О нем говорили часто наши родные и знакомые, о нем неслись печатью и устно новые и новые вести, ходило много толков в народе, и с той же поры мысль об отце Иоанне Кронштадском уже не покидала ни меня, ни всех других членов нашей семьи". Из этих же воспоминаний мы узнаем, что мать в нуждах часто прибегала к молитве и научила своего сына: "Часто заочно моя мать обращалась к нему с горячей просьбой о том или другом деле за нас пред престолом Божиим. При этом говорила она, что замечала, когда о чем попросит его, то исполняется. Этой заочной просьбе к нему она и меня научила. И пишущий эти строки сам много раз просив о чем-либо заочно молитв о. Иоанна, получал желаемое".

С ранних лет Сережа отличался большой религиозностью, пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал родителям отдать Сергея в Заиконоспасское духовное училище , где обучение было бесплатным.

После закрытия Семинарии, пошёл работать в среднюю школу (быв. гимназия Баумерт) преподавателем русского языка и литературы. Положение в школе было отчаянным: дров для отопления не было, учителя и ученики сидели на занятиях в верхней одежде, чернила замерзали. Во время уроков случались голодные обмороки и у учеников и у педагогов. К счастью, Сергею Ивановичу предложили читать лекции на курсах Политпросвета в одной из воинских частей (ВОХРа). Там платили не деньгами, которые уже ничего не стоили, а выдавали солдатский паек (хлеб, крупу, воблу). Это спасало от голодной смерти. С закрытием семинарии семью Сергея Ивановича выселили из казенной квартиры при семинарии - сначала на улицу, потом дали маленькую комнату в коммунальной квартире на Сретенке. В доме, несмотря на зимнее время, не было ни отопления, ни освещения. В качестве отопительного прибора посреди комнаты стояла небольшая железная печка, которую топили сначала мебелью, а затем книгами. Но больше чем от земных лишений, которые коснулись его семьи, Сергий Иванович страдал от тех жестоких гонений, которые воздвигла богоборческая власть на Церковь. С детства всем сердцем приняв православную веру, будучи глубоко церковным человеком, он испытывал внутреннее желание стать на защиту попираемых святынь. В нем родилось желание стать священником. Вопрос о рукоположении был решен после беседы со Святейшим Патриархом Тихоном.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря года для общецерковного почитания.

Труды

  1. Голощапов С., Апостол Христов, (Личные воспоминания об отце Иоанне Кронштадском), - Московские Церковные ведомости, 1910, N 48, с. 857-58, 860.
  2. "Радостная песнь Боговоплощения (Размышление пред праздником Рождества Христова)" - Душеполезное чтение, 1905, ч.3, N12, с. 627-632.

Публикации

  • Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
  • Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998.
  • Голубцов Сергий, Голощапов Павел. Исповедник и мученик протоиерей Сергий Голощапов. М., 1999.
  • Сергий (Савельев), архим., Далекий путь, М., 1998.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Житие на сайте Православие.ру
  • Игум. Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Декабрь» Тверь, 2004 год, стр. 46-62.

"20 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Сергия к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

По прибытии в лагерь священник сразу же был отправлен на общие работы на лесные разработки, находившиеся в глубине большого Соловецкого острова, представляющего собой топкое, болотистое инепригодное для жилья место. На Соловки он попал в то время, когда там еще не окончилась эпидемия тифа, и после недели работы в лесу отец Сергий тяжело заболел и был помещен в центральную больницу лагеря.

Здесь выяснилось, что он хорошо знает латынь и имеет высшее, хотя и богословское, образование. После выздоровления начальник санчасти предложил свяшеннику сдать экзамен на помощника лекаря. Сдав экзамен, отец Сергий остался в санчасти в качестве помошника лекаря, что помогло ему выжить, несмотря на слабое здоровье, в условиях лагеря.

В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали богослужения, что являлось для них большим утешением. Однако службы эти лагерным начальством не разрешались, и время от времени администрация лагеря обыскивала бараки, изымая все вещи и книги, относящиеся к богослужению. Так, в октябре 1930 года у протоиерея Сергия были изъяты богослужебные книги, епитрахиль, поручи, просфоры, запасные Дары, иконки, кадильница и ладан...

"Отец Сергий, как и большинство священнослужителей тогда, тоже получил свои положенные отличия – каторжный труд на Соловках, холод и голод в северной Мезени, трофические язвы на ногах и мучительное выживание в Можайске. Страх и ожидание новых «наград» - арестов и тюрем, должны бы были парализовать его волю и утопить в отчаянии. Но не горькими сетованиями была полна его жизнь, когда в Можайске даровал ему Господь «безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1)."
(Вадим Лебедев . Жизнеописание священномученика Сергия Голощапова. Никольский листок № 6 (143), 2012 )

Летом 1931 года протоиерей Сергий был выслан из Соловков в город Мезень Архангельской области. Тогда же в Москве была арестована его жена, которая также бьmа сослана в Мезень. Условия жизни здесь были крайне суровыми, работа если и была, то только физическая, которая и отцу Сергию, и его жене была не по силам. Жили они, снимая проходную комнату у не отличавшихся доброжелательностью хозяев, а кормились тем, что им удавалось выручить за даваемые ими уроки и от продажи бумажных цветов, которые они научились здесь делать.

Летом 1934 года срок ссьлки окончился и им разрешено было выехать из Архангельской области в центральную Россию. Они поселились в городе Муроме Владимирской области..." (Сергий Голубцов и Павел Голощапов . Исповедник и мученик протоиерей Сергий Голошапов. Изд-во не указано. М. 1999. )

Тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. был обвинен в контрреволюционной агитации по ст.58-10 УК РСФСР. В обвинительном заключении сказано: "Имел при себе церковное облачение и тайно ходил по домам, совершая религиозные обряды и вместе с тем вел к/р агитацию..." Виновным себя о.Сергий не признал. Приговор - высшая мера наказания, расстрел (16.12.1937).

Сергей Иванович Голощапов (18 июня , посёлок Баньки (близ Павшина), Московская губерния - 19 декабря , Бутовский полигон , Московская область) - протоиерей Русской православной церкви.

Семья

Отец, Иван Александрович, был художником по тканям на Знаменской мануфактуре. По болезни лишился работы, семья бедствовала, но её объединяла и укрепляла глубокая религиозность.

Жена - Ольга Борисовна (умерла в 1963 год). Сын - Павел, соавтор биографической работы о своём отце.

Образование

В лагере и ссылке

Труды

  • Учение Св. Писания о кончине мира и предположение новейших учёных о запустении или же разрушении Земли и окружающих её небесных тел // Душеполезное чтение. 1908, № 10, 11, 12.
  • Православное богослужение и его значение для обновления религиозно-церковной жизни. СПб, 1909.
  • Вера в чудеса с точки зрения современной богословской науки // Вера и Разум, 1912. № 5, 6, 8.

Напишите отзыв о статье "Голощапов, Сергей Иванович"

Примечания

Библиография

  • Голубцов С., протодиакон , Голощапов П. Исповедник и мученик протоиерей Сергий Голощапов, -М.:, 1999.
  • .

Отрывок, характеризующий Голощапов, Сергей Иванович

Теперь он часто вспоминал свой разговор с князем Андреем и вполне соглашался с ним, только несколько иначе понимая мысль князя Андрея. Князь Андрей думал и говорил, что счастье бывает только отрицательное, но он говорил это с оттенком горечи и иронии. Как будто, говоря это, он высказывал другую мысль – о том, что все вложенные в нас стремленья к счастью положительному вложены только для того, чтобы, не удовлетворяя, мучить нас. Но Пьер без всякой задней мысли признавал справедливость этого. Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслажденье еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, то есть жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает все счастие удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий, та свобода, которую ему в его жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта то свобода и делает выбор занятий неразрешимо трудным и уничтожает самую потребность и возможность занятия.
Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время.
Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Ново Девичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, – Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни.
И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались трудности его положения.
Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать, представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, – здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что этот взгляд обязывал его.

В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного.
– Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера.
– Mais non, il est a l"agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.