Относительные величины. Расчет относительных показателей структуры и координации за каждый год. в том числе из стран

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

Факультет Экономики и Менеджмента

Кафедра «Экономика и финансы»

Практическая работа

по дисциплине «Статистика»

Относительные величины

Студент группы 0ФК-2 И. П. Тарасенко

Преподаватель И.И. Антонова

Задача 1. Объём продаж АО в 2003 г. Вырос по сравнению с предыдущим годом на 5% и составил 146 млн. р. Определить объём продаж в 2002 г.

Дано: Решение:

2003 г. – 105%, ОПД=1,05; ОПД=Q2003\Q2002

Q2003=146 Q2002=Q2003\ОПД=

146\1,05=139,05 (млн. р.)

Вывод: Объём продаж в 2002 году составил 139,05 млн. р.

Задача 2. Торговая фирма планировала в 2002 г. по сравнению с 2001 г. увеличить объём продаж на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определить относительный показатель динамики объёма продаж.

Дано: Решение:

ОППЗ=14,5%=1,145; ОПД=ОПВП*ОППЗ=1,027*1,145=1,17

ОПВП=Q2001=102,7%=1,027

Вывод: Относительный показатель динамики объёма продаж составил 1,17.

Задача 3. Завод в мае 1996 г. превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5576 автомобилей сверх плана. Определить общее количество реализованных за месяц машин.

Дано: Решение

Х- общее количество 110,6% - Х, реализованных за месяц 10,6% - 5576

машин Х=110,6%*5576\10,6%=58179,77

Вывод: Общее количество реализованных за месяц машин составляет 58179,77.

Задача 4. Предприятие планировало увеличить выпуск продукции в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 18%. Фактически же объём продаж составил 112,3% от прошлогоднего уровня. Определить относительный показатель выполнения плана.

Дано: Решение:

Q2002=ОППЗ=118%=1, 18; ОПВП=ОПД\ОППЗ=1,123\1, 18=0, 95

ОПД=112,3%=1,123

Вывод: Относительный показатель выполнения плана равен 0,95.

Задача 5. Производство сахара песка в РФ в 1998-2000 гг. (тыс. т.)

Объём производства

Определить цепные и базисные относительные показатели динамики, проверить их взаимосвязь.

Решение:

1. Цепные относительные показатели динамики:

ОПД=6567\6077=1,08

ОПД=6077\6808=0,89

ОПД=6808\4745=1,43

2. Базисные относительные показатели динамики:

ОПД=6808\4745=1,43

ОПД=6077\4745=1,28

ОПД=6567\4745=1,38

Взаимосвязь ОПД=1,08*0,89*1,43=1,38; ОПД (базисный показатель)=ОПД (цепной)=1,38

Вывод: Определены цепные и базисные относительные показатели динамики, установлена их взаимосвязь.

Задача 6. Имеются следующие данные об урожайности пшеницы в некоторых странах (ц \ га): Казахстан-7,2; Россия-14,5; США-25,3; Китай-33,2; Нидерланды-45,7.

Решение:

1. Казахстан-7,2 и Россия-14,5:

2. Казахстан-7,2 и США-25,3:

3. Казахстан-7,2 и Китай-33,2:

4. Казахстан-7,2 и Нидерланды-45,7:

Вывод: Рассчитаны относительные показатели сравнения. Чем выше урожайность пшеницы в странах, тем выше относительный показатель сравнения.

Задача 7. Внешнеторговый оборот России составил (млрд. дол.)

Решение:

1. Относительные показатели структуры за 2000 г.:

Экспорт +Импорт=91,3+31,5=122,8 (млрд. дол.);

Экспорт=91,3млрд. дол.*100%\122,8млрд. дол.=74,35%

Импорт=31,5млрд. дол.*100%\122,8млрд. дол.=25,65%

2. Относительные показатели структуры за 2001 г.:

Экспорт +Импорт=87,7+40,3=128;

Экспорт=87,7*100\128=68,52%

Импорт=40,3*100\128=31,48%

3. Относительные показатели координации за 2000 г.:

4. Относительные показатели координации за 2001 г.:

Вывод: Рассчитаны относительные показатели структуры и координации за каждый год. Показатели структуры экспорта уменьшились, а показатели структуры импорта и координации увеличились.

При Всероссийской переписи населения 2002 года, как и в предыдущих переписях, был использован метод опроса населения и заполнения пе реписных листов (вопросников) специально обученными переписчиками. Переписчики в период переписи обходили все помещения своего счетного участка, где проживало или могло жить население (включая учреждения, предприятия и организации). Вопросы задавались населению в той формулировке, которая дана в переписных листах и в «Руководстве для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнения переписных документов». Запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

При Всероссийской переписи населения 2010 года (перечень вопросов, включенных в переписные листы, для получения сведений о населении, собираемых в ходе переписи) содержала вопросы для постоянного населения, а также сокращенный перечень вопросов для лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации.

Постоянному населению задавались вопросы в отношении состава домохозяйств, демографической и национальной характеристик, гражданства, состояния в браке, образования, владения языками и родного языка, источников средств к существованию, наличия работы на предшествующей переписи неделе, статуса занятого населения, поиска работы для лиц, не имевших работы, миграции и рождаемости (форма Л), (См. Приложение) а также жилищных условий (форма П). (См. Приложение)

Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации на дату переписи, но постоянно проживавшие за рубежом, были переписаны по краткой программе (форма В). (см. Приложение)

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. - 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По предварительным данным всего при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года учтено 142905,2 тыс. человек, постоянно проживающих в Российской Федерации. Кроме того, было переписано 90,2 тыс. граждан России, находившихся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов власти Российской Федерации (включая проживающих с ними членов их семей), и 487,3 тыс. лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. В численность лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации, вошли: прибывшие в Российскую Федерацию (независимо от их гражданства) на учебу или работу на срок до 1 года; прибывшие независимо от срока на отдых, лечение, в гости к родственникам или знакомым; транзитные мигранты. Порядок учета всех указанных категорий населения при переписи соответствует российскому законодательству и международным рекомендациям.

Российская Федерация занимает восьмое место в мире по численности постоянного населения после Китая (1325 млн. человек), Индии (1150 млн. человек), США (304 млн. человек), Индонезии (229 млн. человек), Бразилии (190 млн. человек), Пакистана (162 млн. человек) и Бангладеш (145 млн. человек). По данным Всероссийской переписи населения 2002 года Российская Федерация занимала седьмое место.

Население Российской Федерации сократилось с 145166,7 тыс. человек в 2002 г. до 142905,2 тыс. человек в 2010 г., или на 2261,5 тыс. человек (1,6%). Среднегодовые темпы снижения численности населения по сравнению с предыдущим межпереписным периодом возросли в два раза и составили 0,2% против 0,1% в 1989-2002 гг.

Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода.

По сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года численность населения:

  • - сократилась в 63 субъектах Российской Федерации. Наиболее значительное уменьшение численности жителей произошло в Магаданской области (14%), Псковской области и Республике Коми (по 11,5%), Мурманской, Кировской и Курганской областях (по 11%), где в межпереписной период наблюдались естественная убыль и отток населения.
  • - возросла в 20 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост отмечается в Республике Дагестан - 15,6%, Чеченской Республике - 15%, г. Москве - 11%, Карачаево-Черкесской Республике - 8,9%, Московской области - 7,2%, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 6,9 процентов.

Среди федеральных округов по-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61% населения страны.

Увеличение численности населения Центрального федерального округа на 1,2% обеспечивалось ростом числа жителей г. Москвы, Московской и Белгородской областей, население которых увеличилось за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, численность населения увеличилась в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Произошел рост численности населения и в Ненецком автономном округе за счет естественного и миграционного приростов. Но сокращение численности населения в других субъектах, особенно в Республике Коми, Псковской и Мурманской областях (за счет естественной убыли и миграционного оттока), привели к уменьшению числа жителей округа на 2,8 процента.

Численность населения Южного федерального округа уменьшилась на 0,8% при незначительном повышении численности населения в Краснодарском крае и Астраханской области, где отмечалось превышение миграционного прироста над естественной убылью.

В Северо-Кавказском федеральном округе численность населения увеличилась на 6,3 процента. При этом рост численности населения произошел во всех входящих в его состав субъектах Российской Федерации, за исключением Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия.

В Кабардино-Балкарской Республике зафиксировано уменьшение численности населения за счет превышения миграционного оттока над естественным приростом.

По предварительным данным при переписи населения 2010 г. было зафиксировано на территории Республики Ингушетия 413,0 тыс. человек. В 2002 г. численность населения Республики, по данным переписи, составила 467,3 тыс. человек, включая лиц, вынужденно покинувших Чеченскую Республику. Эти люди не были зарегистрированы в Республике Ингушетия, но перепись 2002 г. прошли на ее территории по месту фактического проживания на тот момент. К 2010 г. они выехали из Республики Ингушетия и прошли перепись в других субъектах Российской Федерации.

В Приволжском федеральном округе население сократилось во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Татарстан, где численность населения увеличилась на 0,2% за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Численность округа уменьшилась на 4,0 процента.

Численность населения Уральского федерального округа уменьшилась на 2,4% при росте населения в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе за счет естественного и миграционного приростов.

В Сибирском федеральном округе численность населения сократилась на 4,0 процента. Рост населения отмечается только в республиках Алтай и Тыва. Численность населения Республики Алтай выросла за счет естественного и миграционного прироста, а численность населения Республики Тыва за счет превышения естественного прироста над миграционном оттоком.

Численность жителей Дальневосточного федерального округа уменьшилась на 6,0 процентов. Только в Республике Саха (Якутия) произошло увеличение численности населения за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.

Предварительная численность населения близка к текущей оценке в 74 субъектах Российской Федерации, где отклонения в сторону увеличения или сокращения населения не превышают 5 процентов.

По данным переписи населения от 2010 года общая численность населения России -- 142 млн 905 тыс. 200 человек.

Плотность населения России по субъектам. Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения -- треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркутск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от неё простираются полупустыни и пустыни.

В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города - Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск и на территории Кузнецкого угольного бассейна.

По состоянию на 1 января 2010 года в России имеется 11 городов с численностью населения более 1 млн. человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.

Население России в 2002-2010 годах сократилось на 2,3 млн человек (1,6%) и составляет 142 млн 857 тысяч человек, а средний возраст россиян сократился на 1,3 года, свидетельствуют окончательные данные а об итогах Всероссийской переписи населения, которые будут опубликованы в пятницу в .

По данным Росстата, самая большая убыль населения произошла в селе: потери сельского населения в три раза больше, чем городского. С 2002 года число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс.

«Часть сел де-факто живы. Просто они вошли в состав соседних городов и поменяли статус. Но часть была ликвидирована, потому что из-за отъезда жителей в города и «естественной убыли» они опустели. Впрочем, сельских населенных пунктов, которые де-юре еще существуют, но реально там никто не живет, переписчики насчитали еще больше — 19,4 тыс. По сравнению с прошлой переписью это на 48% больше», — говорится в газете.

Согласно данным Росстата, наиболее населенными остаются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61% населения страны. На территории этих округов проживают 87,6 млн человек (61,3% от всех жителей России). В 2002 году эта цифра составила 89,4 млн человек.

Кроме того, в России продолжается медленное увеличение доли женщин. Согласно результатам переписи, сейчас женщин в России на 10,7 млн больше, чем мужчин. Средний возраст россиянина, согласно переписи, составил 39 лет (в 2002 году — 37,7 года).

Число супружеских пар составило 33 млн (согласно данным переписи 2002 года — 34 млн). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 года — 3,3 млн).

Итоги переписи свидетельствуют, что 137,02 млн человек указали свою национальную принадлежность. Среди них русские — 111,02 млн человек, татары — 5,31 млн, украинцы — 1,93 млн человек. Численность граждан России составила 137,9 млн человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 700 тысяч человек имеют гражданство других государств, и 200 тысяч — лица без гражданства.

В 2010 году владение русским языком указали 138 млн человек, в 2002 году — 142,6 млн человек. Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский и чувашский.

Всероссийская перепись населения была проведена с 14 по 25 октября прошлого года. Ранее сообщалось, что окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течение 2011-2013 годов.

Отмечалось, что до 30 июня 2012 года должны быть подведены итоги в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории России.

УРОК №1. ТАБЛИЦЫ. 1. Статистические данные в таблицах

Таблица 1. Население крупнейших городов России

Упражнение 1

1. Найдите численность населения

А) Новосибирска в 2002 г. ______________; б) Казани в 1979 г. ____________.

2. В каком городе население в 1989 году составляло 1400 тысяч человек?

_________________________________.

3. Сколько городов в России имело население более 1 млн. человек в 1979 г., в 2006 г.: ____________; ____________.

4. На сколько изменилось население Санкт-Петербурга в 2006 г. по сравнению с 1989 г.? ____________________ = ________________ (________).

5. На сколько изменилось население Екатеринбурга в 2006 г. по сравнению с 1989 г.? _________________ = ___________________ (________________).

6. Сколько городов в России в 2002 г. имело население более 1500 тысяч человек? ____________.

Таблица 2. Производство зерна в России

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Производство зерновых, млн.т

65,5

85,2

86,6

67,2

78,1

78,2

78,6

Урожайность зерновых, ц/га

15,6

19,4

19,6

17,8

18,8

18,5

18,9

Производство пшеницы, млн.т.

34,5

47,0

50,6

34,1

45,4

47,7

45,0

Доля пшеницы, %

Упражнение 2

1. Какой была урожайность зерновых в 2000 г.? ___________________.

2. В каком году урожайность составила 19,4 ц/га? __________________.

3. В каком году урожайность была наибольшей? _________________.

4. В каком году урожайность была наименьшей? _________________.

5. Для каждого года в таблице найдите, какую долю в урожае составляла пшеница (в процентах). Заполните нижнюю строку в Таблице 2.

Формула для подсчёта: Производство пшеницы, млн.тПроизводство зерновых, млн.т ∙100% .

6. В каком году доля пшеницы в урожае зерна была наибольшей? __________.

7. В каком году доля пшеницы в урожае зерна была наименьшей? __________.

8. В какие годы доля пшеницы превышала 60%? ________________________.

Таблица 3. Производство электроэнергии в России, млрд. кВт  ч

Упражнение 3

1. Сколько электроэнергии было произведено в России в 2000 г.? ___________________________.

2. В каком году электроэнергии было произведено больше: в 1999 г. или в 2000 г.? _______________.

3. В каком году в России было произведено больше всего электроэнергии? _____________.

4. В какие годы в России произведено одинаковое количество электроэнергии? ___________________________.

5. В каких единицах измеряют количество потребляемой электроэнергии в быту и в промышленности? __________________.

6. Вычислите (в процентах), как изменялось год от года производство электрической энергии в России в 1998 – 2006 гг.

Заполните таблицу:

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Изменение по отношению к предыдущему году, %

Пример 1. Производство электроэнергии в 1999 г. выросло на 846 – 827 = 19 (млрд. кВт  ч) по сравнению с 1998 г.

Изменение составляет 19: 827  100%  2,3%.

Пример 2. Производство электроэнергии в 2003 г. выросло на 916 – 891 = 24 (млрд. кВт  ч) по сравнению с 2002 г.

Изменение составляет 24: 891  100%  2,7%.

Предварительный просмотр:

УРОК №2. ТАБЛИЦЫ. 2. Поиск информации в таблицах

Таблица 4. Расписание движения поездов из Москвы в Санкт-Петербург

Упражнение 4.

1. Ответьте на вопросы: а) когда приходит в С.-Пб. поезд №2? ____________; б) когда уходит из Москвы поезд №28? _________; в) по каким дням отправляется из Москвы в С.-Пб. поезд №56? ________________; г) сколько времени находится в пути поезд №24? _______________________; д) какие поезда прибывают на вокзал, когда закрыто метро? (Метро закрывают в 0:30, открывают в 5:40) ________________________________________________.

2. Ответьте на вопросы: а) каждый ли день отправляется из Москвы в С.-Пб. поезд №20? ____________; б) сколько поездов отходит из Москвы в С.-Пб. между 20:00 и 24:00? _____________; в) какие поезда отправляются из Москвы в С.-Пб. ежедневно? ________________________________________; г) какое время находится в пути поезд №26? _______________.

3. Какой поезд имеет а) наименьшее время в пути? _________; б) наибольшее время в пути? __________.

4. Ответьте на вопросы: а) сколько времени в пути находится поезд №942? ___________; б) когда отходит из Москвы поезд №6? __________; в) какие поезда не ходят по воскресеньям? _________________; г) какие поезда приходят в С.-Пб. вечером (после 17.00)? _________________.

5. Найдите время прибытия поезда №2, №4. _________, _________.

6. Иван хочет приехать в С.-Пб. не раньше 7:00, чтобы выспаться, но не позже 8:30, чтобы успеть на работу. Какие поезда ему посоветуете? _____________.

7. Перечислите поезда, отправляющиеся из Москвы в интервале от 0:00 до 3:00 часов ночи. _____________.

8. Найдите поезда, которые приходят в С.-Пб. между 5:00 и 9:00. __________.

9. Сколько поездов вам подходит, если вы хотите выехать в С.-Пб. поездом, выходящим не позднее 11 часов вечера и приходящим в С.-Пб. утром? _____.

3. Вычисления в таблицах

Спортивный комитет выделил 50000 руб. на покупку спортивного инвентаря.

Таблица 5. Смета расходов на покупку спортивного инвентаря.

Наименование

Ед. измер.

Количество

Цена ед., р.

Стоимость, р.

Мяч футбольный

шт.

1000

Мяч волейбольный

шт.

Мяч баскетбольный

шт.

Ракетка

шт.

Воланы

коробка

Сетка

шт.

Итого:

Таблица 6. Смета расходов.

Наименование

Ед. измер.

Количество

Цена ед., р.

Стоимость, р.

Мяч футбольный

шт.

1000

Мяч волейбольный

шт.

Ракетка

шт.

Воланы

коробка

Итого:

Упражнение 5

1. По таблице 5 ответьте на вопросы: а) какой товар самый дорогой? _________________________. б) какой товар самый дешёвый? ___________; в) какого инвентаря решили купить больше всего? ________________; г) какого инвентаря решили купить меньше всего? ___________________.

Для в) и г) подумайте, почему?

2. Для таблицы 5 и таблицы 6 подсчитайте стоимость и итог.

3. По т. 5 ответьте на вопросы: а) на какой вид инвентаря планируется потратить самую большую сумму? _____________; б) на какой вид инвентаря планируется потратить самую маленькую сумму? _______________________.

4. Предложите способ изменения таблицы 6, чтобы уложиться в 50000 рублей без остатка. Начертите свою таблицу в тетради.

5. Составьте по данным таблицы 5 свою смету расходов на 50000 рублей, включающую только два наименования товара.

6. Составьте собственную смету для покупки трёх из перечисленных видов спортивного инвентаря на общую сумму 10000 рублей.

Доли и проценты в таблицах

Таблица 7. Население России в 1897 и 2002 гг., млн. чел.

Чтобы сравнить, как изменилось население России за последние 100 лет, необходимо сопоставить процентную долю городского и сельского населения в 1897 и 2002 году (в эти годы проводилась перепись населения).

Таблица 8.

Пример. Вычислим процентную долю городского и сельского населения. Доля городского населения в процентах в 1897 году составляла 16,5: 126,4  100%  13%. Тогда доля сельского населения 100% - 13% = 87%.

Заполните таблицу для 2002 года.

Упражнение 6

1. По таблице 8 найдите, насколько выросла доля городского населения в 2002 году по сравнению с 1897 г.? ________________________.

2. Составьте в тетради таблицу долей расходов на каждый тип инвентаря по таблице 5.

3. Школьный буфет закупил 50 шоколадных батончиков, 80 булочек, 40 пачек печенья, 100 бутылок воды. Стоимость шоколадного батончика – 10 руб., булочки – 4 руб., пачки печенья – 10 руб., бутылки воды – 12 руб.

а) составьте в тетради смету расходов буфета и выясните, какая сумма потребовалась для оплаты полученного товара;

б) составьте в тетради таблицу долей стоимости каждого вида товара в смете.

4. Книжный магазин начал продажу пяти новых книг по цене 30, 50, 80, 100 и 200 руб. соответственно. За день было продано 2 экземпляра первой книги, 1 – второй, 4 – третьей, 3 – четвёртой и 6 – пятой.

а) составьте в тетради таблицу продаж и вычислите, какую сумму выручил магазин за книги; б) вычислите, какую долю составила выручка за каждую из книг в общей выручке и составьте таблицу в тетради.

10*. В день рождения родители дали Саше 300 рублей на фрукты. Саша решил купить бананы, яблоки, мандарины и груши. Стоимость 1 кг бананов – 25 руб., яблок – 30 руб., мандаринов – 40 руб., груш – 35 руб.

а) сколько денег будет потрачено, если купить по килограмму каждого вида фруктов?

б) составьте смету расходов с учётом того, что фруктов каждого вида надо купить хотя бы по 1 кг. Уложились ли вы в выделенные деньги?

в) можно ли составить смету так, чтобы купить целое число килограммов каждого вида фруктов и истратить все деньги?

4. Изменения показателей в таблицах. Крупнейшие города России

Таблица 9. Города России с числом жителей более 1 млн. человек

Как получили значения столбца 5? ___________________________________.

Как получили значения столбца 6? ___________________________________.

Упражнение 7

1. В каких городах в 2006 г. население выросло по сравнению с 2002 г.? ________________________________________________________________;

В каких сократилось? ______________________________________________ _________________________________________________________________.

2. В каком городе население выросло на самое большое число жителей с 2002 по 2006 г.? __________________________.

3. В каком городе население сократилось на самое большое число жителей с 2002 по 2006 г.? __________________________.

4. В каком городе население выросло больше всего в процентном отношении с 2002 по 2006 г.? а) для всех городов таблицы _________________________; б) для всех городов, исключая Москву и С.-Петербург ___________________.

5. В каком городе население сократилось больше всего в процентном отношении с 2002 по 2006 г.? а) для всех городов таблицы ________________; б) для всех городов, исключая Москву и С.-Петербург ___________________.

6. Составьте таблицу изменения населения крупнейших городов России с 1979 по 2006 г. Найдите процентное изменение населения.

7. Население какого города России выросло меньше всего с 1979 по 2006 гг.?

8. Население какого города России выросло больше всего в процентном отношении с 1979 по 2006 г.?

Предварительный просмотр:

УРОК №3. ТАБЛИЦЫ. 5. Таблицы с результатами подсчётов

В классе был проведён опрос о том, у кого какие домашние животные. Получился следующий список:

Собака, собака, кошка, никого, кошка, рыбки, кошка, никого, кошка, кошка, птицы, никого, собака, никого, кошка, птицы, собака, кошка, собака, никого, рыбки, кошка, собака, собака, кошка, никого, черепаха, никого, собака, рыбки, кошка, собака, кошка.

Таблица 10. Подсчёт животных

Животное

Встретилось в списке

Всего

Упражнение 8

1. Какие животные чаще всего живут дома у школьника? ________________.

2. Каких животных редко держат в домашних условиях?

________________________________________________________________.

3. Составьте таблицу, показывающую число четвероногих, двуногих животных и рыб, живущих у школьников. («никого» в таблицу не включать. Сколько столбцов и строк будет в этой таблице?)

4*. Проведите такое же исследование в своём или в параллельном классе.

6. Таблицы с результатами измерений

Таблица 11. Число страниц в учебниках 9 класса

Упражнение 9

1. Для учебников, которые вы принесли в школу определите число страниц в каждом учебнике двумя способами: а) самостоятельно; б) по «выходным данным». Составьте таблицу:

2. Измерьте толщину принесённых учебников и занесите данные в таблицу. Сравните получившиеся результаты с результатами одноклассников.

3. Продавцы небольших книжных киосков часто отмечают число проданных за день книг в общей ведомости, для того, чтобы в конце дня быстро подвести итоги работы. Часть такой ведомости дана в таблице 12.

Таблица 12. Учётная ведомость продажи книг

Заполните таблицу. Посчитайте общее число проданных книг и суммарную выручку.

4. По таблице 12 составьте таблицу долей выручки от продажи каждой книги.

5. Два друга решили выяснить, как часто используются те или иные буквы в русском языке. Для этого они решили подсчитать и сравнить число некоторых букв в небольших прозаических отрывках из разных произведение А.С.Пушкина.

Из «Дубровского»

По этим же приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свёл. Нечего сказать, умные головушки приказные!

Из «Выстрела»

Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков, например об ожидании почтового дня: во вторник и пятницу полковая наша канцелярия бывала полна офицерами: кто ждал денег, кто письма, кто газет.

Из «Капитанской дочки»

Вскоре все заговорили о Пугачёве. Толки были различны. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всём по соседним селениям и крепостям. Урядник возвратился через два дня и объявил, что в степи вёрст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев, что идёт неведомая сила.

а) Подсчитайте буквы «а», «о», «и» в каждом из трёх отрывков отдельно и заполните таблицу встречаемости этих букв.

б) Посчитайте буквы «н» и «т» и заполните таблицу встречаемости этих букв.

Можно ли по полученным данным судить об использовании букв в языке?

Предварительный просмотр:

УРОК №1. СТОЛБЧАТЫЕ (СТОЛБИКОВЫЕ) ДИАГРАММЫ

1. Таблица «Количество шоколадок, проданных школьной столовой»

1. Определите: а) в какой день недели продано больше всего шоколадок? ______________; б) в какой день недели продали меньше всего шоколадок? _____________ в) в какие дни недели продавали примерно одинаковое число шоколадок? _______________________.

2. Определите, во сколько раз больше продано шоколадок в понедельник по сравнению со средой? ______ с четвергом? ______.

3. Персонаж сказки «Чипполино» кум Тыква с детства мечтал построить свой дом и покупал каждый год несколько кирпичей. В таблице приведены данные о его покупках за шесть лет.

По данным таблицы постройте столбиковую диаграмму.

4. За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок «отлично», 10 оценок «хорошо», 5 оценок «удовлетворительно» и 3 оценки «неудовлетворительно». Заполните таблицу и постройте столбчатую диаграмму:

5. В таблице указаны 6 лучших бомбардиров премьер-лиги чемпионата России по футболу в 2006 г. и место команды по итогам чемпионата.

Игрок

Команда

Число голов

Место

Р.Павлюченко

«Спартак»-М

Жо (Джоао)

ЦСКА-Москва

Домингес

«Рубин» (Казань)

П.Погребняк

«Томь» (Томск)

Д.Лоськов

«Локомотив»-М

Д.Кириченко

ФК «Москва»

а) постройте столбиковую диаграмму числа голов; б) можно ли сказать, что среди бомбардиров есть явный лидер? ______________ в) есть ли связь между числом голов, забитых лучшими бомбардирами и местом команды в чемпионате? _____________.

6. Примерная продолжительность жизни животных:

ж) Во сколько раз слон живёт дольше обезьяны? ____________.

з) Можно ли утверждать по данным диаграммы, что чем крупнее животное, тем дольше оно живёт? __________________ ___________.

7. В таблице приведены данные о выработке электроэнергии в России с 1998 г. по 2006 г. в миллиардах киловатт-часов.

а) Постройте столбиковую диаграмму по данным таблицы.

б) Сильно ли изменяется выработка электроэнергии за год? _______;

в) В каком году выработка электроэн. была самой низкой? ________; г) В каком году выработка электроэн. была самой высокой? _______; д) В каком году прирост выработки электроэн. был самым низким? _________; е) Какую тенденцию можно заметить в этих данных в начале 2000-х годов? ________________________________________.

8. В таблице собраны данные о дальности перелётов на зимовку некоторых птиц.

Птица

Расстояние, км

Постройте столбиковую диаграмму по этим данным.

Тонкоклювый буревестник

9000

Европейский белый аист

10000

Сибирская пеночка-весничка

11000

Скандинавская пеночка-таловка

13500

Полярная крачка

17000

Предварительный просмотр:

УРОК №2. КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ

1. Таблица 1.

Доля городского и сельского населения России в 1897 и 2002 гг., в %

1897 год

2002 год

_________________________

_________________________

____________________________

1) __________________________

2) __________________________

3) __________________________

_________________________

_________________________

4) __________________________

5) __________________________

____________________________

2. Таблица 2. Как часто школьники 7-9 классов покупают шоколад?

Регулярность покупки

Москва

Казань

Екатеринбург

Красноярск

Реже раза в неделю

Раз в неделю

Два раза в неделю

По-другому

Москва

1) __________________________

2) __________________________

3) __________________________

_________________________

4) __________________________

5) __________________________

6)__________________________

3. Постройте круговые диаграммы по данным Таблицы 2 для Казани, Екатеринбурга и Красноярска.

4. Таблица 3.

Городское и сельское население России в 1897 и 2002 гг., млн. чел.

Год

Городское население

Сельское население

Всего

1897

16,5

109,9

126,4

2002

106,5

38,7

145,2

1) __________________________

2) __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

3) __________________________

_________________________

4) __________________________

__________________________

__________________________

2002 год, _______ чел.

5. Таблица 4.

Вычислите долю каждой оценки, произведите необходимые вычисления и постройте круговые диаграммы распределения оценок по количеству и по процентам.

Предварительный просмотр:

УРОК №3. ДИАГРАММЫ РАССЕИВАНИЯ

1. Таблица 1. Таблица роста и веса 15 юношей

Рост, см

Вес, кг

2. Таблица 2.

Гонщик

Число выигран-ных этапов

Число очков

Место

М.Шумахер

К.Райкконен

Х.П.Монтойя

Р.Баррикелло

Р.Шумахер

Ф.Алонсо

Анализ состава работников ОАО «СМН» показал, что в 2003 году по сравнению с 2002 годом численность работников предприятия пополнилась на 178 человек, из них 127 чел. – мужчины и 51 чел. – женщины. Учитывая специфику нефтепроводного транспорта, мужчины имеют наибольшую долю численности на предприятии – 77,7 %.

Возрастная структура персонала ОАО «СМН» представлена на рис. 2.

3 height=242 src="images/referats/23644/image066.png">

Рис. 2. Возрастная структура персонала

В последние годы увеличился приток молодежи на предприятие. По состоянию на 1 января 2005 года численность молодежи в возрасте до 30 лет составила 771 человек (29,1 % от общей численности персонала Предприятия, в 2003 году – 687 человек). Численность персонала в возрасте 50 лет и старше составляет 14 % от общей численности персонала 371 человек (в 2003 году – 324 человека или 13 % от общей численности персонала).

Технико-экономические показатели работы системы транспорта нефти и газа во многом зависят от квалификационного уровня и эффективности использования кадров, от уровня их знаний, профессиональной подготовки, творческой активности.

2.3 Анализ движения кадров

Анализ движения кадров проводится на основе следующих коэффициентов:

1. Коэффициент приема кадров – отношение количества работников, принятых на работу за анализируемый период, к среднесписочной численности за тот же период.

2. Коэффициент выбытия кадров – отношение количества работников, уволенных по всем причинам за анализируемый период, к среднесписочной численности за тот же период. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

3. Коэффициент общего оборота равен отношению общего количества принятых и выбывших работников к среднесписочной численности за рассматриваемый период.

Динамика движения кадров представлена в табл. 3.

Таблица 3 Динамика движения кадров

Показатели

Изменение,

Численность на начало года, чел.

Поступило, чел.

Выбыло в течение года, чел.

Состояло на конец года, чел.

Среднесписочная численность, чел.

Коэффициент приема кадров, %

Коэффициент выбытия кадров, %

Коэффициент общего оборота, %

По данным табл. 3 видно, что количество работников принятых в течение 2004 года по сравнению с 2003 годом увеличилось на 53 человека, а количество выбывших работников в течение 2004 года увеличилось на 46 человек. Это можно объяснить новой кадровой политикой предприятия.

В условиях реорганизации ОАО «Северные МН» особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющие повысить социально - экономическую эффективность производства. В связи с этим на предприятии начинает оживляться работа с кадров, которая на сегодняшний день находится на этапе поиска наиболее приемлемых методик работы с персоналом в этом направлении. С этой целью изучается опыт работы других организаций топливно - энергетического комплекса.

Коэффициент оборота по приему в 2004 году снизился на 0,2 % в сравнении с 2003 годом, в тоже время коэффициент оборота по выбытию практически остался на прежнем уровне. Коэффициент общего оборота снизился на 0,1 %.

2.4 Описание действующих на предприятии форм и систем оплаты труда

В ОАО «Северные МН» применяется тарифная система оплаты труда, форма оплаты – повременно - премиальная .

Формирование системы оплаты труда работников предприятия осуществляется на основании «Положения об оплате труда работников ОАО «Северные МН».

«Положением об оплаты труда» определяется:

· заработная плата;

· премии за производственные результаты, вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам, вознаграждения за выслугу лет;

· выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом, условиями работы:

а) районные и северные надбавки;

б) за непрерывный стаж работы в северных районах;

в) доплаты за условия труда;

г) доплаты за работу в ночное время;

д) надбавки за подвижной характер работы и т. д.

Положение нацелено на совершенствование системы оплаты труда на основе Базовой единой тарифной сетки (БЕТС) (см. табл. 4).

Приведенные в БЕТС тарифные ставки и должностные оклады пересматриваются в порядки и сроки, определенные тарифным соглашением.

Распределение должностей и профессий работников организаций по ступеням оплаты труда осуществляется в соответствии с Классификатором профессий и должностей служащих, специалистов и руководителей.

2.5 Расчет структуры фонда заработной платы за 2004 год

1. Оплата за отработанное время

1.1. Расчет заработной платы по тарифным ставкам и окладам :

· рабочих

· специалистов

1.2. Размер премии за основные результаты хозяйственной премии :

· рабочие

· специалисты