Библейские мифы: коротко о главном. Библейские мифы и легенды

Страница 1 из 28

Легенды из Ветхого Завета

СОТВОРЕНИЕ МИРА

СВЕТ
Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, только Дух проносился над водами.
И сказал Бог: да будет свет! И стал свет.
И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день первый.

ВОДЫ
И сказал Бог: да будет твердь, и да разделит она собой воды.
И создал Бог твердь, и назвал ее небом. Отделил Бог воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью.
И был вечер, и было утро: день второй.

СУША
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень. И пусть вся она - от былинки до дерева - приносит семя согласно роду своему.
И стало так.
И увидел Бог, что это хорошо.

ВРЕМЯ
И сказал Бог: да будут светила на небе для отделения дня от ночи и для означения времени - дней и годов.
И создал Бог два светила - большее для дня и меньшее - для ночи, - а также звезды. И стали светила ведать днем и ночью и отделять свет от тьмы.
И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый.

ЖИВОТНЫЙ МИР
И сказал Бог: да наполнится вода тварью и птицы да полетят над землей.
И сотворил Бог рыб больших и малых, и всё, обитающее в воде. А также птиц крылатых сотворил Бог.
И благословил их Бог: плодитесь, рыбы, и размножайтесь, наполняйте воды морские, а птицы пусть размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля все живое - и скот, и змей земных, и диких зверей.
И стало так. И увидел Бог, что это хорошо.

ЧЕЛОВЕК
И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом и гадом пресмыкающимся и над всей землей.
И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым.
И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена.
Нарек человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым, но помощника не нашлось человеку.
Навел Бог на человека крепкий сон и взял у спящего одно из ребер. Из этого ребра создал Бог жену человека.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих, плоть от плоти моей, и скажут о ней: ему жена, ибо взята от мужа. Поэтому оставит муж отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Так сотворил Бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил.
И благословил их Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным на земле.
И сказал Бог:
- Я дал вам всякую траву и всякое дерево, пищей вашей станут плоды их и семена. Всем зверям земным и птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу.
И стало так.
Оглядел Бог все, что он создал, и увидел, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день шестой.

ОТДЫХ
Так созданы были небо, земля и все живое. Закончил Бог все дела свои и в день седьмой отдыхал.
Благословил и освятил Бог этот день.

ЭДЕМ

Посадил Бог в Эдеме сад. Много в раю красивых деревьев и сладких плодов. Дерево Жизни было посередине и дерево познания Добра и Зла.
Из Эдема текла река для орошения рая. Она разделялась потом на четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.
И в том саду поселил Бог Адама, чтобы тот возделывал сад и хранил его.
И сказал Бог человеку:
- От всякого дерева будешь есть, а от дерева познания Добра и Зла не вкушай плода. Как вкусишь, в тот же день умрешь.

ИСКУШЕНИЕ В РАЮ
Хитрее всех зверей был змей. Приблизился он к жене Адама и спросил:
- В самом ли деле Бог не велел вам есть плоды с райских деревьев?
- Нет, - сказала жена Адама. - Плоды всех деревьев мы можем есть. Только к плодам дерева, растущего среди рая, нам не велено прикасаться, чтобы не умереть.
- Нет, - сказал змей. - Не умрете вы от этих плодов. Просто знает Бог, что, стоит вам вкусить их, вы сами сделаетесь, как боги, которым известно Добро и Зло.
Присмотрелась женщина к дереву, увидела его красоту, и любопытно ей стало. Сорвала она плод, съела сама и мужу дала, и он ел.
И словно пелена упала у них с глаз. Вдруг обнаружили они свою наготу и бросились к смоковнице, стали срывать листья и делать себе повязки.
Бог в это время ходил по раю, и, услышав его, скрылся Адам за деревьями вместе с женой.
- Где ты? - спросил Бог.
- Я услышал твои шаги, - отозвался Адам, - и спрятался, потому что постеснялся своей наготы.
- Откуда ты знаешь, что ты наг? - удивился Бог. - Не ел ли ты плоды запретного дерева?
- Ел, - ответил Адам. - Ты дал мне жену, а она сорвала мне плод.
- Что же ты наделала! - сказал Бог жене Адама.
- Змей меня обольстил, вот я и съела, - ответила женщина.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
И сказал Бог змею:
- За то, что ты сделал, проклинаю тебя. Будешь ниже всех скотов и зверей, на животе своем будешь ползать и питаться землей. Я установлю вражду в твоей семье и в потомстве твоем, оно будет в голову тебя жалить, а ты его - в хвост.
Жене Адама Бог сказал:
- А тебе тяжела будет беременность, в боли будешь рожать детей. И муж твой станет господствовать над тобой.
Адаму же сказал Бог:
- Из-за того что ты послушал свою жену и ел запретный плод, будет проклята земля. Шипы и колючки станет она родить, и питаться ты будешь полевой травой. В поте лица будешь добывать хлеб, пока не вернешься в землю, из которой взят. Ты - прах и в прах обратишься.
Назвал Адам жену свою Евой, что значит «жизнь», ибо предстояло ей стать матерью всех живущих.
Сделал Бог одежды из кожи и одел Адама и Еву.
«Вот и стал Адам, как Бог, - произнес про себя Господь. - Знает теперь Добро и Зло, хорошее и плохое. Как бы не съел он плода с дерева Жизни, чтобы жить вечно!»
Изгнал Бог Адама из рая, чтобы возделывал Адам ту самую землю, из которой был взят.
Поставил Бог херувима у рая Эдемского и дал ему огненный меч - пусть ангел охраняет дерево Жизни.

КАИН И АВЕЛЬ

Сначала у Адама и Евы родился Каин, потом Авель. Авель пас овец, а Каин пахал землю. Собрал Каин урожай и понес дар Господу, и Авель тоже решил отнести Богу дар. Выбрал он ягненка из стада и преподнес.
Обратился Бог к Авелю с любовью, а на Каина и не взглянул. Сильно огорчился Каин, хмуро стало его лицо.
- Почему ты огорчился, отчего хмур? - спросил Бог. - Если дело твое доброе, почему лицо мрачно? Если же плохое задумал, знай: грех лежит на твоем пороге. Грех тянет тебя к себе, но ты будь сильнее его.
- Пошли, - позвал Каин Авеля. Вышли они в поле, Каин бросился на Авеля и убил его.
- Где же брат твой? - спросил Каина Бог.
- Не знаю, - ответил Каин. - Разве я сторож брату моему?
- Что ты наделал! - воскликнул Бог. - Голос крови брата твоего взывает ко мне из земли. Проклинает тебя земля, раскрывшая уста, чтобы принять кровь брата твоего от твоей руки. Земля не даст тебе урожай. Быть тебе изгнанником и скитальцем!
- Наказание твое больше, чем вынести можно, - ответил Каин. - Первый встречный меня убьет.
- Отомстится всемеро тому, кто тебя убьет, - сказал Бог и сделал знак, чтобы не пал Каин от руки первого встречного.

УМНОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Поселился Каин на востоке от Эдема. Жена его родила Еноха. Построил Каин город Енох. Много людей явилось миру в его роду - пастухи, музыканты и кузнецы.
Адаму было сто тридцать лет, когда Ева снова родила сына. Назвали его Сиф.
- Этот вместо Авеля, которого убил Каин, - сказала Ева.
Много было еще детей у Адама. Он дожил до девятисот тридцати лет.
На сто пятом году у Сифа родился Енос. Прожил Сиф девятьсот двенадцать лет. Из поколения Еноса вышел Мафусал, который прожил дольше всех на земле - девятьсот шестьдесят девять лет. У Мафусала родился Ламех.
У Ламеха же был сын по имени Ной. И сказал о нем Ламех:
- Ной облегчит нам работу на проклятой Богом земле.

Библейские сказания

Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии; обеспечить усвоение понятий «миф», «предание», «единобожие»; продолжить формирование умений давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Финикийские мореплаватели»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 16.

КАРТОЧКА № 16

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие открытия были сделаны финикийцами?»

Для этого вспомни:

  • - Где находилась Финикия?
  • - Какой рельеф на территории этого государства?
  • - Какие крупные города находились на территории этого государства?
  • - Какое главное занятие было у финикийцев? Что называется колонией?
  • - Что умели изготовлять ремесленники?
  • - В чем преимущество финикийского алфавита?

Сделай вывод. Примерный ответ учащегося

На восточном побережье Средиземного моря находилось древнейшее государство Финикия. Рельеф этого государства представлял собой горы и возвышенности. Крупных рек, как в Египте и Междуречье, не было. Три крупных портовых города Тир, Библ и Сидон встречали торговые караваны с разных частей света. Поскольку Финикия - это государство, расположенное на побережье моря, его жители были прекрасными мореплавателями. Они обогнули Африку, побывали в Греции, Испании, Италии, на о. Крит, Кипр, Сицилия. На некоторых территориях они бывали часто, поэтому обосновывали там свои поселения или колонии, например Карфаген в северной части Африки. Ремесленники изготовляли цветное стекло, пурпурную краску, делали быстроходные суда. Финикийцы придумали алфавит, от которого затем появится греческий алфавит, а позднее и все алфавиты мира.

  • 2. Индивидуальная работа с учащимися.
  • а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 61 (с. 50).
  • б) Решите задачу.
  • - Каким образом народы Двуречья переняли от финикийцев их алфавит, не отказываясь от клинописи? (Новые народы Двуречья (арамеи) выбрали для каждой финикийской буквы одно свое слово, начинающееся с этой буквы. Группы клиньев, изображающих эти слова, стали играть роль букв в новой алфавитной записи.)
  • 1. Устный ответ ученика по карточке № 16 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
  • 2. Проверку домашнего задания можно провести с помощью теста См. приложение, тест 6..

III. Переход к изучению новой темы

В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена. Их старейшины бережно хранили в памяти предания о своем прошлом, которые впоследствии вошли в Библию. Само слово «Библия» на древнегреческом языке значит «книга».

Ознакомимся с библейскими сказаниями.

Информация для учителя

Поскольку тема является для учащихся достаточно сложной, то целесообразнее использовать на уроке только тот материал, который есть в учебнике (в том числе и мифы, выделенные специальным шрифтом). Объяснив, что такое мифы и предания, нужно подвести учащихся к пониманию необходимости использования их как исторических источников. Отдельно и более подробно можно остановиться на заповедях, которые есть в Библии (текст заповедей см. ниже).

IV. Изучение новой темы

  • 1) Ветхий Завет.
  • 2) Мифы и сказания древних евреев.

На доске: тема урока, новые слова: Ветхий Завет, миф, предание, заповеди, завет.

  • 1. Комментированное чтение ( п. 1 § 16 на с. 75 Вигасина).
  • 2. Объяснение новых понятий .

Ветхий Завет - первая часть Библии.

Миф - древнее народное сказание о героях, богах, о явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка.

Предание - переходящий из уст в уста рассказ о былом, легенда.

Заповеди - правила, по которым должны жить люди.

Завет - договор между Богом и людьми.

3 . Работа с древними библейскими сказаниями.

Библейское сказание о сотворении мира (Бытие)

  • 1. В начале сотворил Бог небо и землю.
  • 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
  • 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  • 4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
  • 5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
  • 6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
  • 7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
  • 8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
  • 9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
  • 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
  • 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
  • 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
  • 13. И был вечер, и было утро: день третий.
  • 14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
  • 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
  • 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
  • 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
  • 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
  • 19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
  • 20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
  • 21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
  • 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
  • 23. И был вечер, и было утро: день пятый.
  • 24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
  • 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
  • 26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
  • 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
  • 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
  • 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -вам [сие] будет в пищу;
  • 30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
  • 31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
  • 1. Так совершены небо и земля и все воинство их.
  • 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
  • 3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Беседа по вопросам.

  • - Кто создал мир? (Бог.)
  • - Что еще создал Бог? (Землю, небо, день, ночь.)
  • - Какие два светила придумал Бог? (Солнце, чтобы светить днем, Луну, чтобы светить ночью.)
  • - Какие живые существа создаются им? (Рыбы, пресмыкающиеся, птицы, различные звери, также и человек.)
  • - Сколько дней в неделю все это создавал Бог? (Шесть.)
  • - Какой день был выходным? (Седьмой день.)

Библейское сказание о первых людях (текст на с. 76 Вигасина)

Беседа по вопросам.

  • - Как звали первых людей, которых сотворил Бог? (Адам и Ева.)
  • - За что Бог изгнал Адама и Еву из рая? (За непослушание. Они попробовали запретный плод с древа познаний.)

Библейское сказание о Всемирном потопе (текст на с. 77 Вигасина)

Беседа по вопросам.

  • - Что делали люди для того, чтобы выжить? (Много трудились.)
  • - За что наказал Бог людей? (Люди стали совершать дурные поступки и преступления.)
  • - Как наказал Бог людей? (Он устроил потоп.)
  • - За какие качества пожалел Бог Ноя и помог построить ему ковчег? (Ной был богобоязненным и добрым человеком.)

Библейское сказание о Вавилонском столпотворении (Бытие)

  • 1. На всей земле был один язык и одно наречие.
  • 2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
  • 3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
  • 4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
  • 5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
  • 6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
  • 7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
  • 8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
  • 9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Беседа по вопросам.

Что стремились объяснить древние евреи этим сказанием? (Появление разных национальностей у людей.)

V. Закрепление изученного материала

Что можно сказать о жизни древних евреев по сказаниям - чем они занимались, где жили, что ценили?

VI. Подведение итогов урока

Дополнительный материал

Библия - канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религии. Дохристианская часть Библии - Ветхий Завет. Христианская часть Библии - Новый Завет.

Заповеди Божии библейский сказание религия миф

Первая заповедь

Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня. Веруйте в Бога, слушайтесь Его и бойтесь сделать что-нибудь худое, чтобы не прогневать Бога и молитесь Ему. Не забывайте Бога и знайте, что Он все видит и знает не только то, что мы делаем и говорим, но и то, что мы думаем про себя. Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никаких изображений того, что ты видишь вверху на небе, внизу на земле, под землею, в воде. Смотри! Не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы - не служи им.

Мы идолам не молимся, но бываем горды, скупы, объедаемся, любим лакомство и тем та грешим против второй заповеди, считаем за идолов наши дурные наклонности и служим им, как божеству. Третья заповедь

Не произноси напрасно имя Божие.

Соблюдай праздничный день, чтобы свято хранить его; шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. Пятая заповедь

Почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете.

Хочешь быть счастливым и прожить до старости? Почитай, люби и слушайся родителей; береги отца и мать; помогай им, если они бедны, ходи за ними, если они больны. Грубить родителям, не слушаться и обманывать - большой грех. Шестая заповедь Не убивай.

Сохрани Бог убивать! Не деритесь, не обижайте, не браните никого. Берегите и свое здоровье. Помогай всем, кому только чем-нибудь можешь помочь.

Седьмая заповедь Не развратничай.

Не следует браниться худыми словами, грешно пить и слушать соблазнительные песни. Восьмая заповедь Не кради.

Никогда не бери потихоньку чужого, хотя бы это был кусок сахара, иголка, перо, листок бумаги или другая какая-нибудь маленькая вещь. Грех! Сначала украдешь пустяки, а потом сделаешься и большим вором.

Девятая заповедь

Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего. К этой заповеди относятся запрещения следующего рода: не ябедничай, не жалуйся понапрасну, не сплетничай. Десятая заповедь

Не смей желать жены ближнего твоего, или поле, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом всего, что принадлежит ближнему твоему.

Не только не берите чужого, но даже и не желайте иметь, что вам нравится у других. Не завидуйте, если у ваших товарищей одежда, сапоги и другие вещи лучше, а у вас хуже, да, может быть, и совсем нет. Будем довольны тем, что у нас есть, и за все благодарить Бога. v

Священной книгой двух религий мира - христианства и иудаизма, является Библия. Она составлялась различными людьми, пророками, священниками и даже правителями на протяжении веков, а может, и тысячелетий. Если мы откроем и пролистаем ее страницы, то найдем там множество текстов, которые имеют совершенно разную тематику и значение. Среди них встречаются пророчества, учения, исторические сводки, а также библейские мифы. Именно последние читают люди, как показывает практика, охотнее всего. Они просты в понимании, легко составлены и имеют яркий сюжет. Что же, прикоснемся и мы к этим мифам и попробуем постигнуть их сакральный смысл.

Кратко о содержании Библии

Известно, что Библия - это Святое Писание, которое условно поделено на две части: Ветхий и Новый Завет. В первом повествуется о том, как Бог сотворил нашу землю, как вел к процветанию и благополучию священный народ - древних евреев. На страницах этой части книги заключены самые старинные в мире библейские мифы, которые преимущественно были составлены семитскими народами. Что касается Нового Завета, то евреями он был категорически отвергнут. Для них единым Божьим Словом по-прежнему является только который они именуют Танахом. А уже рассказывает нам о том, как жил Иисус Христос, то есть Мессия, какие труды он оставил после себя и чему успел обучить своих ближних. Именно на основе всех этих событий и составлялись, так сказать, более современные библейские мифы. Краткое содержание каждого из них будет описано ниже, что даст возможность понять, чему именно может обучить эта книга.

Краткая характеристика сакральных сказаний

Условное разъединение Святого Письма на две части сопровождается не только разделением веры на христианство и иудаизм. Читая данную книгу, можно четко отметить отличия стиля при переходе из первой части во вторую. С полной уверенностью можно заявить, что библейские мифы и легенды, которые расположены на страницах Танаха - это самые поучительные и жизненные истории. Кроме того, в данной части Писания таких сказаний собрано много. Но самое главное, что постигнуть их истину, увы, не каждый человек способен. В Новом Завете собраны библейские мифы, которые гораздо проще воспринимаются. Они повествуют об уже знакомых нам праздниках, о дружбе, взаимопомощи, о мире и отношениях между людьми. Эти рассказы будут крайне полезны детям в любом возрасте.

Когда еще ничего не было

Как вы догадались, первый библейский миф - о сотворении мира. Его смысл известен каждому, даже малышу, потому для того, чтобы все упорядочить, просто перечислим дни, которые стали решающими для дальнейшей жизни на Земле:


Адам и Ева. Запретное яблоко

Продолжается библейский описанием жизни первых людей на планете - Адама и Евы. Создав их, Господь дал им все, о чем только можно мечтать. Они жили в райском саду, ни в чем не нуждались и умели разговаривать с животными. Употреблять можно было плоды всех деревьев, кроме одного - Дерева познания Добра и Зла, или Дерева жизни. Однажды коварный Змей подговорил Еву съесть фрукт с запретной ветки. Она нарушила запрет и склонила к этому Адама. Из-за непослушаний Бог изгнал из рая людей и проклял Змея. Кроме того, он обрек женщину на роды в муках, а мужчину - на постоянные трудности в добывании пищи. Змей же был обречен на постоянное ползанье на животе.

Каинова печать

Первыми детьми Адама и Евы были два сына - Каин и Авель. Первый был земледельцем, а второй - скотоводом. Однажды решили они принести в жертву Богу свои дары. Каин сжег на алтаре плоды своих растений. А Авель принес в жертву ягненка. На действия первого брата Господь даже не обратил внимания, а вот дань в виде животного его заинтересовала. Из зависти Каин убил своего брата, о чем вскоре узнал и Бог. За это старший брат был приговорен к тому, что он будет убит первым встречным. Кроме того, Творец наложил на него печать. Какой именно она была - никто не знает.

Очередная Божья кара

Одним из самых интересных и захватывающих является библейский миф о потопе. После того как человечество провело на планете определенное количество столетий, оно успело впасть во все тяжкие грехи. Люди воровали, обманывали, убивали. За это Бог решил открыть все небесные и земные окна и выпустить из них воду, дабы стереть с суши все, что есть на ней живое. Лишь Ною и его семье, которая не совершала грехов, Всевышний приказал построить ковчег. На его борт этот человек, помимо своих сыновей и жены, взял также "каждой твари по паре". Это были животные, насекомые, птицы, рептилии. После того как все забрались в ковчег, Бог плотно закрыл его дверь и открыл все небесные окна. Вода полностью накрыла землю, и даже самые высокие горы остались под ее толщей. Время от времени Ной выпускал голубя наружу, чтобы тот нашел хоть один участок земли, но птица всегда возвращалась к ковчегу. Однажды голубь улетел и не вернулся, что дало людям возможность понять, что суша начала проступать. К ней добралась вся семья Ноя, после чего его сыновья оставили великое потомство: сын Иафет стал родоначальником северных народов, Хам - африканских, а Сим - семитских.

"Вы больше не услышите друг друга…"

Библейский миф о можно считать также очень важным историческим источником. Начинается все с того, что после того, как потомки Ноя расселились на суше, все они говорили на одном языке. Постепенно люди спускались с гор на равнины, образовывали поселения. Одной из самых плодородных земель на то время была песчаная долина, которая протягивалась между реками Тигр и Евфрат, известная нам как Месопотамия. Как гласят библейские мифы и сказания, именно на этих землях расселились на Земле (между прочим, историки также к этому склоняются). Они строили дома, образовывались города, города-государства и прилегающие к ним поселки. Но вот однажды людям захотелось достать до небес (напоминаем, что в Библии небо определяется как нечто твердое), и решили они построить невероятной высоты башню. На строительной площадке собрались все рабочие этого края, и им удалось возвести очень высокое здание, которое имело ступенчатую структуру. Бог все это увидел и, заподозрив людей в очередной глупости, разделил их. Каждый начал говорить на своем отдельном языке, и строители уже не могли работать вместе. Город, в котором они проживали, получил название Вавилон, что означает "смешение".

Учим детей Слову Божьему

Если вы желаете открыть своему малышу мир сакральных знаний, то рекомендуется начинать читать ему библейские мифы, которые заключены в Новом Завете. Они более просты для восприятия, а также не имеют столь глобальной и масштабной смысловой нагрузки, как старинные семитские. Сказания, которые находятся на страницах Нового Завета, учат нас человечности, дружбе, любви, призывают понимать ближнего и помогать ему. Потому ниже будут кратко описаны библейские мифы для детей, которые можно читать им просто как сказки. Постепенно ребенок будет впитывать нужную информацию, и в дальнейшем она станет важной для его мировоззрения.

Искушения Иисуса в пустыне

После обряда крещения Мессия был брошен Святым Духом в пустыню, для того чтобы он смог преодолеть дьявольские искушения. Пробыв там сорок суток, Иисус почувствовал голод. Тут появился Дьявол и молвил ему: "Если Ты - Сын Божий, обрати камни в хлеба". На что последовал ответ: "Не всякими хлебами будет сыт человек, а Божьим Словом". После этого сатана поднял Иисуса на крышу храма и сказал: "Если Ты - Сын Божий, бросься вниз, и тебя подхватят ангелы". Мессия же ответил: "Не искушай Бога". В конце концов поднял Сатана его над всеми городами, садами и полями и сказал, что если только Иисус поклонится ему, то все это получит в свое обладание. В ответ он услышал, что для человека есть только один Бог, и лишь ему он будет поклоняться.

Богатство безумца

Одной из самых важных проповедей Иисуса была таковая: "Не ищите материального богатства в этом мире, ибо не от него зависит ваша жизнь". За этим высказыванием следовала притча. Суть ее заключалась в том, что один богатый человек имел хороший урожай в поле. Но вот собирать плоды свои ему уже было некуда. Он строил все большие и большие дома, чтобы хранить там свое богатство, и ни о чем другом не думал. Однажды явился к нему Господь и молвил: "После того как ты умрешь, куда же ты денешь все свои нажитки? Кому они теперь будут принадлежать?" Из сего следует, что обогащаться надо вовсе не деньгами и дарами, а Божьим словом. А все остальное приложится само собой.

Заключение

Мы вам представили лишь самые знаменитые и доступные для восприятия библейские мифы. Краткое содержание каждого из них - это возможность быстро понять Божий замысел, открыть для себя что-то новое и по-настоящему мудрое. К сожалению, они не раскрывают всей полноты смысла, который есть в Святом Писании. Чтение самой же Библии - занятие гораздо более продуктивное, но оно требует времени.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Бог сотворил небо и землю. Сначала земля была пустынна, ничего не было на земле. Тьма скрывала океан, над водами носился Дух Божий(1).

Какая часть правды, и какая - мифа содержится в приведенном выше утверждении? Согласно последнему обследованию, 48% респондентов-американцев считают, что Книга Бытия буквально подлинна и что человек был сотворен Богом. Но что это означает, когда говорят, что Книга Бытия "буквально подлинна"? Ведь имеется много различных современных версий Библии, - так какая же из них подлинная? Существуют также разные радикальные версии текстов, приспособленные к требованиям особых групп интересов, и они часто искажают первоначальный смысл. И, наконец, что еще более важно, даже самые консервативные издания Библии на английском языке представляют собой перевод с древнееврейского - а многие ли из нас читали Библию в оригинале? Таким образом, мы полностью зависим от переводчиков!

Более того, даже если мы смогли бы прочесть Библию на еврейском, то все равно это была бы тщательно подобранная и отредактированная версия событий. Известно, и не подлежит сомнению, что епископы в ранних христианских общинах решали, какие тексты следует включать в Библию, а какие нет. Затем тексты, которые были сочтены по тем или другим причинам неприемлемыми, признавались неканоническими и, следовательно, "апокрифическими"(2), в отличие от канонизированных "священных" книг. Нс подлежит сомнению, что 39 книг, вошедших в Ветхий Завет, подвергались значительной переработке и корректировке. Разумеется, духовенство отрицает это, но в действительности первые пять книг Библии, так называемое Пятикнижие, представляют собой собрание сильно переработанного материала(3).

В XIX веке группа германских ученых, изучая различные несоответствия в Библии, пришли к заключению, что Пятикнижие возникло из четырех источников. Представленные учеными объяснения многими были признаны наиболее достоверными: Книги Моисеевы, которые будто бы были написаны в Синайской пустыне в XIV или XV веках до РХ, подвергались переработке столетиями позже, а Книга Бытия почти, наверное, является обработанным повествованием о значительно более ранних событиях. Все это вызывает настоящее потрясение у тех, кто убежден, будто Библия - это чистое Слово Божие, а оказалось, что в действительности эти тексты обрабатывались человеком. Если по этому поводу существуют какие-то сомнения, то, чтобы их развеять, достаточно обратиться к многочисленным противоречиям и разночтениям в рассказе о ключевых библейских событиях, таких как Сотворение мира и Потоп.

Таким образом, первый миф Библии - это то, что она является откровением Бога. Второй миф - что в Библии присутствует один-единственный бестелесный Бог. В действительности, напротив, милостивый, всепрощающий Бог Нового Завета резко отличается от сурового, гневного Бога Ветхого Завета, и это несоответствие зачастую мешало христианам спать. Рассмотрим, например, следующий эпизод, предшествующий рассказу о Потопе:



"Господь увидел, что люди земли полны зла, что они только о зле и думают, и стало у него на сердце грустно. И сказал Господь: "Я уничтожу всех людей и всех животных и все, что ползает по земле, и всех птиц в небе, ибо сожалею о том, что создал все это"(4).

Здесь перед нами предстает якобы Всемогущий Бог - грозный и беспощадный. И можно привести множество других подобных примеров, в особенности из Книги Исхода, когда Господь обнаруживает свою злобную и мстительную натуру. Но что еще более существенно - если этот Бог всемогущ и всеведущ, то почему он допускает ошибки?

В Ветхом Завете мы встречаем немало примеров, когда Бог появляется скорее в физическом обличий, чем в качестве Духа. В повествовании о Содоме и Гоморре Господь считает нужным физически спуститься и посетить города, чтобы лично оценить ситуацию(5).

Затем, вместо того, чтобы испепелить людей одним мановением своей священной десницы, Господь использует часто физические средства (жжет серу, напускает дыма), чтобы уничтожить не только людей, но и растительность на земле. И это тот самый Бог, который, согласно Библии, лично помогал израильтянам завоевывать земли и сокрушить врагов после Исхода(6).

Таким образом, это совершеннейший миф, будто Бог Ветхого Завета - это тот же самый милостивый, всепрощающий Бог, который фигурирует в Новом Завете. Откуда же взялся этот миф? Он появился из-за того, что в этой религии может существовать только Один-единственный бесплотный Бог. Правда же состоит в том, что Бог Ветхого Завета порой действует совсем как человек - ему не чужды чувства зависти, гнева и наслаждения; он ходит по земле и разговаривает(7); борется(8). Он несовершенен, не всеведущ; он суров, жесток и нетерпим; и осуществляет свою власть в чисто физических формах.

Но в том же мифе скрыта и более глубокая истина; ибо в Ветхом Завете Господь- это не единственный Бог. Основываясь на Библии и других источниках, Карен Армстронг ясно показывает, что в ранний период древние евреи были язычниками и поклонялись также и другим богам: "Идея соглашения (Бога с Моисеем) дает нам понять, что израильтяне еще не были монотеистами, так как такое соглашение имеет смысл только при политеистической религии. Израильтяне не верили, что Яхве - Бог Синая - был единственным Богом, но в этом соглашении они поклялись, что будут игнорировать всех остальных богов и будут поклоняться только ему одному. Во всем Пятикнижии трудно обнаружить хотя бы одно монотеистическое заявление. Пророки уговаривали израильтян хранить верность соглашению, но большинство из них продолжало, в соответствии с традицией, поклоняться Ваалу, Ашере и Анат(9).

Карен Армстронг отмечает, что еврейский термин Yahweh chad означает - "единый Яхве", то есть, что это было единственное божество, которому людям разрешено было поклоняться. Очевидный вывод из этого заключался в том, что существовали и другие боги, которые были опасными соперниками Яхве. Были ли эти другие "боги" просто идолами или изображениями, как полагает Армстронг или то были "ходящие и говорящие" соперники Бога Ветхого Завета?

"Тогда Бог (Elohim) сказал: Теперь сотворим человека. Сотворим людей по нашему образу и подобию. Они будут властвовать над всеми рыбами в море и над всеми птицами в небе, будут властвовать над всеми крупными животными и над всеми мелкими тварями, ползающими по земле" (10).

Есть ли в этом высказывании зерно истины - это большой вопрос. Но в данном случае я хочу лишь рассмотреть одну его сторону - то, что я называю "мифом Элогим". В этом заявлении может показаться странным, что Бог говорит о себе во множественном числе - "мы" и "по нашему образу и подобию". Большинство читателей Библии не обращает на это внимания, считая, что это формула монарха - "Мы, король..." и т.д., или же относят это на счет особенности перевода с древнееврейского. Тут действительно есть закавыка с переводом этого текста, но состоит она совсем не в том, о чем думает большинство читателей. Не подлежит сомнению, что древнееврейское слово "Elohim" представляет собой множественное число от "El" - Господь Бог! Это хорошо известно теологам, но обычные прихожане не ведают об этом удивительном обстоятельстве.

При дальнейшем изучении Ветхого Завета выясняется, что в тексте очень часто используется эта форма множественного числа Elohim - она употребляется более чем в сотне случаев, когда Господь не именуется специально Яхве. В преобладающем большинстве случаев это имя появляется в Библии, когда речь идет о едином Боге. Как и где появилось понятие Elohim, и каков был смысл этой явно множественной формы? По мнению Армстронга, концепция монотеизма с единым богом Яхве во время вавилонского пленения евреев в VI веке до РХ была расширена, в нее был включен Бог, создавший небеса, землю и человека. Получившееся в результате объединения божество стало известно под именем Элогим.