Развиваем слуховую память и внимание в играх и упражнениях. Гиперактивность и нарушение слухового внимания Развиваем слуховое внимание

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы ма­шин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их раз­личать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Со­средоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы:

v Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

v Дифференциация неречевых звуков.

v Дифференциация тихих и громких звуков.

v Развитие умения определять направление и источник звука.

v Развитие умения локализовать звук в пространстве.

v Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

v Дифференциация звукоподражаний.

v Развитие умения локализовать и узнавать голос.

v Дифференциация нерече­вых и речевых звуков.

v Развитие уме­ния ориентиро­ваться на смысл сказанного.

v Развитие ре­чевой памя­ти.

v Развитие устойчи­вого вни­мания к звуковой оболочке слова.

ЗАДАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разно­образные музыкальные инструменты, колокольчики, погре­мушки.

v Покажите малышу различные музыкальные инстру­менты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на ка­ком инструменте Вы играете.

v Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

v Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет ма- Ши на, летит самолет и т.п.

v Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному теле­фону. Предложите ребенку сделать то же.

v Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для] детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

v Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Расска­зывайте ему о том, что вы видите.

v Возьмите за привычку комментировать все, что вы де­лаете.

Детально проговаривайте то, что происходит или про­изойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

ПУСКОВОЙ МОМЕНТ

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». «Скажи, скажи, скажи...» - без устали обраща­ются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задерж­кой формирования речи такие понукания вызывают негатив­ную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повто­рять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание - непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна! сформироваться потребность в этом. Первые слова появля­ются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Eго не понимают - он капризничает, выражает недовольство протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.

Н и в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагаются раз­нообразные методические приемы, структурно организован­ные в следующие блоки:

имитация и звукоподражание,

Каждый блок содержит систему постепенно усложня­ющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интере­сы и предпочтения.

Активное участие ребенка возмож­но, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.

Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравят­ся ему.


Диалог

Основной «пусковой» момент появле­ния речи - общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка - всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевы­ми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа - понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности ме­ханизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?

Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сде­лаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихот­ворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.

ЗАДАНИЕ

☺ Для инсценировок хорошо использовать следующий тексты:

- Девица, девица, Сходи за водицей! - Я боюсь волка. -Волк на работе, Сова на болоте. (Русская народная потешка) САПОЖНИК - Был сапожник? - Был. - Шил сапожник? - Шил. - Для кого сапожки? - Для соседской кошки. (Из польского фольклора, пер. Б. Заходера)
ЕЖИК - Что ж ты, Еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! (Б. Заходер) КИСКИНО ГОРЕ Плачет Киска в коридоре. У нее Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски (Б. Заходер)
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА - Кисонька-мурысонька, Где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысонька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? - Одна! - Не ешь одна! Не ешь одна! (Русская народная потешка) КОТОРЫЙ ЧАС? - Двенадцать бьет. - Кто вам сказал? - Знакомый кот. - А мышка где? - В своем гнезде. - Чем занята? - Штанишки шьет. - Кому? - Супругу своему. - А кто ее супруг? - Барон Кукареку к. (Французская народная песенка, пер. Н. Гернет, С. Гиппиус)
ЛИСА И КРОТ - Славный домик, Милый Крот, Только больно Узкий вход! - Вход, Лисичка, В самый раз: Он не впустит В домик вас! (Б. Заходер) СКРУТ -Кто живет под потолком? -Гном. -У него есть борода? -Да. -И манишка, и жилет? -Нет. - Как встает он по утрам? Сам. - Кто с ним бегает вдоль крыш? - Мышь. - Кто с ним утром кофе пьет? -Кот. -И давно он там живет? -Год. -Ну, а как его зовут? -Скрут. -Он капризничает? Да? -Ни-ког-да! (С. Черный)
НУИ МЫШОНОК - Мам! - сказал Мышонок. - Дай-ка мне вина. - ЧТО-О? - сказала Мышка. - Вот тебе и на! - Ну, - сказал Мышонок, - Дай хотя бы пива! - Фу, - сказала Мышка, - Фу, как некрасиво! - Пить-то мне охота, Ма-мо-чка! - На тебе, Мышонок, Молочка. - (Б. Заходер) ХУДОЖНИК В уголке сидела мышка, Грызла сладкую коврижку, Запивала молоком, Заедала крендельком. Взял я толстую тетрадь, Чтобы мышь нарисовать, Но тотчас она сбежала - Где ты, мышка? Не видать! Подожду ее немножко, Не придет - примусь за кошку. (В. Лунин)
ТИМ И ТОМ - Постой на задних лапах, Тим! - Сказал собачке Том. Но Тим и глазом не моргнул На коврике своем. Держа конфету на носу, Том перед ним прошел. Но Тим по-прежнему сидел И ухом не повел. Тогда конфету бросил Том На мокрый, черный нос, И вмиг схватил И проглотил Конфету умный пес! (Уолтер де Ла Мэр, пер. В. Лунина) КТО ДОМА? «Замок. Все ясно: никого нет дома» - Такое рассуждение вам знакомо? А важно ли, что на дверях замок? Из-под кровати проворчал щенок. - Ничуть! - сказал котенок на ковре. - Ничуть! - мышонок пропищал в норе. - Ничуть! - шепнула муха на стене. - Ничуть! - вздохнула бабочка в окне. - Ничуть! - сказал паук на потолке. - Ничуть! - пропел сверчок на чердаке. - Что за нелепость: «Дома - никого?» Да все мы дома, Все до одного! (Элизабет Флеминг, пер. В. Левина)
ЛИС И МЫШОНОК - Мышоночек, Мышоночек, отчего у тебя нос грязный? -Землю копал. -Для чего землю копал? - Норку делал. -Для чего норку делал? -От тебя, Лис, прятался. -Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! -А у меня в норке спаленка. -Кушать захочешь - вылезешь! -А у меня в норке кладовочка. -Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю. -А я от тебя в отнорочек - и был таков! (В.Бианки)

Вопросы

Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмо­ционально окрашенной интонацией.

Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попыт­ках рисовать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа - «да» или «нет». Их задают в реальных часто повто­ряющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например:

Хочешь есть?

Идем спать?

Давай играть?

Дать тебе сок?

Будешь смотреть телевизор?

Ты не замерз?

Видишь машину?

Вторая серия вопросов - усложненный вариант игры «да - нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные дей­ствия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (ког­да ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходи­мостью проанализировать утверждение, содержащееся в воп­росе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на воп­росы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о людях, животных, предметах оби­хода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудно­сти не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, прини­мая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать пра­вильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображе­ниями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо ис­пользовать карточки из картинно-предметного или тематичес­кого лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Четвертая серия - вопрос Что делает? Он ставит ре­бенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, ри­сует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, пры­гает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) - основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знако­мым одушевленным и неодушевленным предметам. Напри­мер: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.

Команды

Глаголы в повелительном наклонении появляются в са­мостоятельной речи детей на ранних этапах речевого разви­тия, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизнен­ных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали есте­ственным образом.

Напоминаем:

Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоци­ровать негативистические реакции - плач, крик, отказ от общения или игры.

Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай - дя; иди - ди; читай - тятяй и пр.

Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием полу­чить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функциональ­но необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожидан­ным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.

Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

ЗАДАНИЯ

v «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие кук­лы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.

v Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За сто­лом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай - холодный или теплый? Что тебе дать - пе­ченье или конфетку?

v «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака - косточки, мишка - мед и т.п. Пред­ложите ему накормить игрушечных животных.

v Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.


Похожая информация.


Среди других видов , ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях. Однако, хотя родители знают об этом, порой они не обращают внимания на появляющиеся у ребятишек проблемы со слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, родителям нужно серьезно относиться к развитию слуховой памяти у детишек в домашних условиях.

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

Увлекательные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания

Специалистами разработано много игр и упражнений, которые помогут родителям организовать домашние занятия со своими детками на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и психологических особенностей малышей.

Какие игры и упражнения нужны малышам?

Детей раннего возраста взрослые должны активно привлекать к играм на слуховое восприятие и последующее воспроизведение полученной информации. Учитывая возрастные особенности малышей, необходимо организовать опору на их моторно-двигательные навыки и зрительное восприятие. Поэтому все игры и упражнения должны проводиться комплексно, решать задачи слуховой, зрительной, моторной памяти. Для того чтобы заинтересовать детей, можно использовать потешки, стишки, песенки. После проведения занятия необходимо поощрять ребенка, побуждать его к самостоятельной игре.

«Угадай, что играет?»

при помощи опоры на зрительные образы. Взрослый рассматривает вместе с ребенком музыкальные игрушки. Для этой забавы можно взять все игрушки, какие только найдутся в доме: барабан, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен, неваляшка, погремушка. Хорошо, если все игровые действия будут сопровождаться веселыми стишками и потешками:

Веселее всех игрушка,
Расписная погремушка
Дзынь, дзынь…

Трам-там-там, трам-там-там,
Барабаню в барабан.
Очень громко, знаю сам…

Как пошел медведь плясать,
Петь и в бубен ударять:
Бум! Бум! Трам - та - ры!
Улетайте, комары!

Дин-дон - ксилофон,
Слышен нежный перезвон.
По брусочкам бью, дин-дон,
Создаю мелодий звон…

«Музыкальное эхо»

Упражнение на развитие слуховой памяти для дошколят, развивает умение понимать и повторять ритм. Может использоваться для детей разного дошкольного возраста, различаться будет только усложнением ритмических действий. Взрослый отстукивает ритм для младших дошкольников самый простой, например, два коротких удара, один длинный, для старших дошколят можно предложить ритм какой-либо мелодии. Ребенок должен внимательно слушать и повторить. Для поддержания интереса хорошо предложить двум или нескольким детям соревнование, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

«Нарисуй, что услышал?»

Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения. Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения. Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Стихотворение А. Ахундовой:

Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук.
Непослушный, непослушный -
К потолку взлетает вдруг.
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать.

Или стихотворение С. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

«Мышка»

Забава помогает развивать слуховое восприятие, внимание, учит распознавать на слух темп, тембр, ритм звуков. Взрослый предлагает малышу стать «мышкой», которая гуляет по комнате под определенный ритм. Когда бубен звучит тихо и не спеша - мышка выходит погулять, как только бубен зазвучит громко и быстро - мышка прячется, потому что приближается кошка. В этой забаве взрослый может проявить творчество и предложить малышу поиграть в разные сюжеты: солнышко - дождик, грибок - мальчик с корзинкой, бабочка - сачок.

«Раз словечко, два словечко - будет песенка»

Эта игра - забава очень нравится детям, но предполагает наличие хотя бы небольшого опыта у детей. Можно предлагать ее малышам и усложнять по мере того, как ребенок будет разучивать детские песенки. Средние дошколята уже легко смогут принять участие в этой забаве. Взрослый делает подборку знакомых песенок и дает послушать их ребенку. Тот должен отгадать, какая прозвучала песенка. Для поддержания интереса родитель поет вместе с малышом знакомый куплет. Средним и старшим дошколятам в игру интересно будет ввести соревновательный элемент, кто больше мелодий отгадает - получает приз. Забава также хорошо подойдет для семейного досуга. На прогулке или на даче можно играть в эту игру под голосовой аккомпанемент.

Игры и упражнения для средних и старших дошколят

В среднем и старшем дошкольном возрасте упражнения на слуховую память становятся более сложными, так как усложняются задачи работы с детками. Например, большое внимание уделяется формированию у них , хорошее развитие которого необходимо при обучении чтению и письму. Старший дошкольник должен уметь не только воспринимать звуки, но и различать их по звуковому составу, по отдельным признакам (твердости - мягкости, звонкости - глухости). Детям нужно научиться произвольно концентрироваться на воспринимаемом тексте, понимать на слух поставленную задачу. От родителей требуется, чтобы создавалась такая домашняя среда, которая была бы направлена на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Это не только специальные игры и упражнения, но и весь образ жизни семьи.

  • Речь и слушание взрослого должны быть примером для подражания ребенка: родители сами должны соблюдать интонационную выразительность речи, учить умению слушать друг друга, не кричать при общении, обращать внимание малышей на красоту природных звуков, различая их по высоте, тембру, ритму.
  • Исключать в доме раздражающий шум, который рассеивает внимание детей, приводит к напряжению слуха.
  • Организовывать разнообразный досуг дошколят, посещая с ними музыкальный театр, детские театральные постановки с музыкальным сопровождением, в семейном кругу проводить игры - драматизации по народным сказкам, потешкам, стишкам.
  • Создавать развивающую предметную среду, предлагая детям обучающие (дидактические) игры, прослушивание аудиокассет с песенками, сказками, пополнять игровой уголок музыкальными игрушками: флейта, детское пианино, губная гармошка.
  • Если есть возможность, предложить ребенку посещение музыкального или хорового кружка.

Какие игры и упражнения для развития слухового внимания родители могут проводить со средними и старшими дошколятами? Специалисты предлагают для тренировки как классические, так и современные игры на развитие слуховой памяти и внимания.

«Какие машины стоят в гараже?»

Игра развивает слуховое восприятие, учит различать звуки по тембру, высоте, помогает интересно проводить досуг нескольким детишкам. Взрослый предлагает ребятам построить гараж, куда помещаются все машины, какие есть в игровом уголке. Ведущий договаривается с игроками, с какими звуковыми сигналами машины будут стоять в разных отсеках. Отсеки можно выделить цветом, например, в красном - машины с высоким звуком (небольшие автомобили «би-би»), в синем - с громким и низким звуком (профессиональные машины: пожарная, грузовик). Каждый ребенок должен запомнить свой сигнал и стараться его воспроизвести. Сюжеты игры могут быть разные: «все машины разъезжаются по своим делам», «пропускают пожарную машину», «грузовики везут на стройку груз», «автобусы везут детей на экскурсию».

«Вспомни цвет и раскрась»

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия, соотнесения зрительного образа со слуховым. Взрослый предлагает дошкольнику внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие цвета там были указаны, чтобы потом раскрасить соответствующую картинку. Родители сами могут сочинять подобные веселые стишки для своих деток.

В саду стоит зеленый дом,
Крыша красная на нем,
Рыжий пёс на страже.
На заборе голубом,
Сидят воробышки вдвоем,
Чирикают отважно:
«Увильнули, наконец,
От собаки строгой,
Можно отдохнуть нам, братец,
Подремать немного!»

«Сочинялки»

Аналогичные упражнения взрослые вместе с дошколятами могут придумывать сами. Например, сочинять стихотворные строчки на любой сюжет:

  • «дождь стучит по крыше, тише, дети, тише»;
  • «елку наряжаем, праздник приближаем»;
  • «трудится мама, трудится дочка, сажают на клумбе цветочки».

Когда небольшие стишки будут придуманы и повторены, предложить ребенку воспроизвести их. Задания можно использовать во время , . Хорошо использовать соревновательные элементы: кто больше придумает и запомнит стихотворных строк; поощрительные призы.

«Что лишнее?»

Упражнение направлено на развитие слухового внимания, классификацию предметов. Взрослый читает стихотворение медленно, предлагая дошколенку внимательно послушать егои назвать все предметы обобщающим словом, найти лишнее понятие.

Кружки ровно в ряд стоят,
Все тарелочки блестят,
На плите стоит кастрюля,
Сковородочка - чистюля!
Возле ложек мяч лежит
Он, как новенький блестит!
Всю посуду перемыли,
Ничего не упустили.


Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
А вот и лохматый пес.
Он посуду нам принес.

Специалисты рекомендуют со старшими дошколятами проводить специальные слуховые упражнения, которые помогают воспринимать и воспроизводить ритм, совершенствовать у ребятишек различные виды памяти, произвольное внимание, моторно-двигательную активность.

Специальные упражнения на развитие слухового внимания и памяти

«Послушай и повтори»

Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определенный ритм, дошколенок повторяет без ошибок. Начинать нужно с достаточно простых заданий, постепенно переходя все к более сложным. Как вариант, в старшем дошкольном возрасте ребенок может уже действовать по инструкции: «сделай три коротких и два длинных хлопка».

«Сыграй, как я»

Дошколята при помощи детской музыкальной игрушки повторяют ритмический рисунок, заданный взрослым.

«Ходьба и бег под бубен, под считалку»

Взрослый договаривается с игроками, какие движения выполнять под ту или иную музыку, затем ударяет в бубен с разным ритмом, темпом, громкостью. Дошколята должны на слух воспринимать звуки, действовать в соответствии с заданиями. Можно использовать стихотворный ряд, главное, чтобы соблюдался определенный ритм, который дает возможность ребятишкам тренировать слуховое внимание и моторно-двигательную активность в комплексе.

Еле-еле, еле-еле

А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два.
Вот закончилась игра!

«Музыкальный вечер»

Можно организовать, как семейный досуг. Участникам выдают по две карточки: одна - яркая для веселой бодрой музыки, другая - в пастельных тонах для грустной мелодии. Ведущий предлагает послушать внимательно записи музыкальных произведений и показать соответствующую карточку. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.

Как более сложный вариант, детишкам предлагают угадать, какой прозвучал в услышанной мелодии.

«Стихотворный вечер»

Аналогичное упражнение проводится со стихотворным рядом. Взрослый начинает читать знакомое ребенку произведение, тот должен продолжить его. Выигрывает игрок, который ни разу не ошибся. Такое упражнение не только тренирует слуховую память, но и дает возможность расширять словарный запас, учит мыслить, будит воображение.

Важно: уважаемые взрослые, с помощью доступных и увлекательных игр, упражнений вы можете и слуховую память своего ребенка, развивать мыслительные процессы. Такие тренировки помогут вам подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование . Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, а показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо - громко!

Цель . Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование . Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята

Цель . Закрепление понятий о количестве.

Оборудование . Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

Цель . Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование . Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель . Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование . Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры . Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель

Оборудование . Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры . Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время, педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой

Цель

Оборудование . Повязки.

Описание игры . Посредине!/площадки чертят круг. В середине круга ребенок с связанными глазами

(часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель

Оборудование . Колокольчик или погремушка.

Описание игры . Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование . Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры . Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование . Колокольчик, повязки.

Описание игры . Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Цель . Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование . Повязки.

Описание игры . Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель

Оборудование . Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры . Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка - шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка - с барабаном, а зайка - с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель . Развитие координации движений.

Оборудование . Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры . Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая - ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель . Развитие слухового внимания.

Оборудование . Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры . Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик

Цель . Развитие координации и темпа движений.

Оборудование . Тамбурин или бубен.

Описание игры . Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать

Цель . Развитие координации движений.

Оборудование . По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры . Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Узнай по звуку

Цель . Развитие фразовой речи.

Оборудование . Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры . Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Кто это?

Цель . Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование . Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры . Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Слуховое восприятие

Слух - важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения.

Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени (!) раз меньше, чем аналогичная интенсивность света.

Слух – самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника.

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми.

Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой)слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Лепет ребенка - активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка.

В этом возрасте появляются все звуки родного языка речь становится фонетически чистой, без искажений.

Эти умения, отчетливо выговаривать слова и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух, понадобятся ребенку при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма - «как слышим, так и пишем».

    «Послушай тишину»

В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, например, какие вопросы предлагаются детям:

- Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?

- Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает, и т. д.?

- Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки и т. д.).

    «Шумящие коробочки».

Взять набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Предложить ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

    «Хлопни в ладоши». Воспитатель называет слова. Дети должны хлопнуть тогда, когда услышат определенное слово. Например слово стол или домашнее животное и т.д.

    Игра "Отгадай загадки", где ответ будет в рифму:
    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха гуляет… (черепаха).
    Можно в рифмы играть и вот так: взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трех предложенных слов:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные…(перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь - от меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку -
Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ (суп)

    Упражнение на повторение за взрослым пары слов. Ребенок должен определить, похожи ли они по звучанию: пень-день, топот-кубик, майка-байка, фантик-бантик, лифт-банан и т.д.

    «Великаны и карлики». Дети должны показывать по команде воспитателя карликов (присесть) или великанов (поднять руки вверх и стать на носочки). Воспитатель начинает путать детей: говорит, например карлики, а показывает великанов. Дети должны выполнять только то, что слышат.

    «Цепочка слов».

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего

    «Лови - не лови».
    Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
    Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

    Игра «Сделай правильно».
    Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
    Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.

    Игра «Послушай и сделай как я».
    Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
    Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

    Задание №4«Запомни и нарисуй»:

солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник.

Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч.

Слова, говорятся один раз.

12. Задание №5 «Нарисуй, чего не стало».

Читается два варианта набора слов. Во втором варианте какое-то слово отсутствует. Ребёнок должен его определить и нарисовать.

*кошка, дом, трава, луна, треугольник.

*кошка, дом, трава, треугольник.

Рисунок: луна.

Игры на развитие слухового внимания

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Часовой

Цель.

Оборудование. Повязки для глаз.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик

Цель. Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Угадай по звуку

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.