Правильное питание школьника: основы рациона и принципы составления меню. Семь правил здорового питания для школьника Правила полезного питания для детей

Один из вопросов, который мне часто задают как детскому психологу: «Что делать, если мой ребёнок не ест?». Рекомендации для родителей по организации питания детей мне приходится давать довольно часто.

Вопрос, который мне задают знакомые мамы: «Почему твои дети так хорошо едят?» И ещё: «Твоя дочка ест ЭТО?! Как ты научила её?» Мои дети действительно хорошо едят, а моя дочка ещё и из тех, кто ест всё и предпочитает цветную капусту сосиске. Чтобы добиться этого, мне пришлось пройти через все типичные ошибки, которые только могут сделать молодые неопытные мамы, заставить взять себя в руки, признать промахи и провести работу над ошибками.

К сожалению, исправить все ошибки, которые я наделала с сыном, было уже невозможно. Но благодаря этим ошибкам я смогла помочь моей дочке питаться здоровой пищей. Привычка, которая, надеюсь, останется у неё на всю жизнь. Ведь пищевые привычки формируются в самом раннем детстве. А правила здорового питания для детей, на самом деле, совсем несложные.

Я расскажу вам свой личный опыт организации питания моих детей: сына, которому сейчас 8 лет, и дочки 3 лет. Надеюсь, этот опыт чем-то поможет вам и вашим детям.

Ошибка 1: докармливание смесью.

Я уверена, многие скажут: «Не все могут выкормить ребёнка грудью». Да, действительно, иногда это невозможно по медицинским показаниям. Однако таких случаев по-настоящему мало. А мам, докармливающих смесью, значительно больше.

Также бывают случаи, когда женщина сама делает выбор в пользу смеси. Я считаю, что это достойно уважения хотя бы потому, что такая женщина (а видела я такую всего однажды) осознанно говорит: «Я не готова сейчас кормить грудью, у меня много работы, и я не могу справиться». Она делает выбор и берёт за него ответственность.

Чаще всего, к сожалению, я слышала другие фразы. Именно их я говорила, кормя сына смесью: «Я не молочная», «Он не наедается и плачет», «Врач сказал, что нужен докорм, я что, буду спорить с врачом?»

Кроме того, абсолютно все вокруг считают своим долгом что-то сказать или подсказать молодой неопытной маме:

– Молоко не пришло на второй день? Скорее всего, и не придёт! – говорит гинеколог.

– По часам кормить не нужно, но и не каждые пять минут! – объясняет подруга.

– Ну ты взвесь его до и после еды, и всё станет ясно, – утверждает мама.

– Почему он так плачет? Он голодный? – недоумевает муж.

Эти фразы я не придумала – мне действительно их говорили. В такой ситуации не проинформированной заранее маме практически невозможно не сдаться и не начать докорм. Даже если мама не сдаётся сразу, это часто происходит в 1–3 месяца, когда начинаются колики, ребёнок не набирает по одному кг каждый месяц или у мамы лактационный кризис.

Так сдалась и я. Сдалась, обвинив себя в «немолочности».

Работа над ошибками.

Если мама готовится к грудному вскармливанию сама, она с удивлением узнает, что для здорового ребёнка существуют всего несколько простых советов питания грудью, которым она может следовать и успешно кормить. Вот они:

– Давать грудь по требованию до 6 месяцев. Это значит, что до 6 месяцев вы не сможете расстаться с ребёнком. И давать грудь вы будете действительно каждый раз, когда ребёнок этого пожелает.

– Не давать ребёнку соску, пока не установилось грудное вскармливание. Всё время, пока ребёнок сосёт соску, он не сосёт грудь.

– Не кормить ребёнка из бутылочки (ни смесью, ни сцеженным молоком).

– Взвешивать ребёнка только на плановых осмотрах врача.

– Узнать реальные таблицы возможной прибавки в весе. Они очень отличаются от того, что часто говорят врачи.

– Уяснить, что измерение количества молока весами (взвешивая до и после) и сцеживанием – неэффективно.

Дочку я решила кормить грудью во что бы то ни стало. Это не значит, что я решила просто не взвешивать её или не слушать врачей. Напротив: дочка родилась с очень низким весом, и поэтому я была особенно внимательна. У меня были весы и, вопреки рекомендациям, я взвешивала дочку каждые три дня (на самом деле, втихаря каждый день), потому что врачи мне сказали следить, чтобы она не теряла в весе.

Также у меня был наготове телефон консультанта по грудному вскармливанию, которому мне так и не пришлось звонить. Но, по моему опыту, важно, чтобы была возможность такой консультации в любой момент.

Несмотря на то, что молоко пришло только на пятый день, как и с сыном, что дочка кричала, когда была не у груди, и что весила она очень мало при выписке из роддома, потом она прекрасно набирала вес. Я кормила её до 2 лет в соответствии с рекомендациями педиатров и просила прощение у сына за свою «безмолочность» для него.

Ошибка 2: питание «прикормом» вместо обычной еды.

Итак, моя вторая ошибка, которую я в последствии наблюдала у многих мам, – длительное питание прикормом вместо еды с общего стола.

Надо сказать, что прикорм сыну я вводила по обычным нормам: моноовощи, монофрукты, крупа в виде несладкой каши. Не буду спорить, правильно это или нет, но уж точно могу сказать: прикорм должен оставаться прикормом. То есть в течение нескольких месяцев питание ребёнка грудным молоком или смесью дополняется некоторыми продуктами. Он их пробует, учится их есть, воспринимает и исследует их вкус. Все необходимые вещества и свою норму ребёнок по-прежнему получает из молока. Прикорм следует воспринимать как знакомство. К сожалению, я воспринимала его только как знакомство для желудка, а не как знакомство для вкусовых рецепторов.

Когда сыну исполнилось 8 месяцев, он хорошо ел перетёртый кабачок, в 10 месяцев – перетёртый кабачок с курочкой, в год – перетёртый кабачок с брокколи и постной говядиной. В год сын стал есть плохо. Но я всё также думала, что ему надо съедать норму супа в 300 граммов. Конечно, я давала ему и обычные продукты: кусочек хлеба или детское печенье, но основу составляли пресные каши, фрукты и суп из здоровых продуктов. Даже мысли заменить всё это на тарелку макарон в моей голове не возникало.

Такая еда мало привлекала сына, и нам приходилось развлекать его во время еды, чтобы занести в рот очередную ложку.

Работа над ошибками.

К рождению дочки я ознакомилась с таким понятием, как педагогический прикорм – ребёнок ест не обычный прикорм, а еду с общего стола микродозами. Идея мне понравилась, но казалось сложным дать микродозу. А если ребёнок захочет ещё? Казалось странным полностью отказаться от рекомендаций педиатров и вводить продукты не по положенным срокам.

Ещё мне нравилась идея Монтессори-педагогики в скором времени после начала прикорма давать еду кусочками, а не в перетёртом виде.

Тогда я просто выяснила, чем можно кормить ребёнка в 6 месяцев (можно многие фрукты, овощи, крупы без глютена), в 8 (овощи, фрукты, крупы, курицу) и так далее. На основе этих продуктов я стала готовить еду для всех. Я начала прикорм с супа, которые ели все члены семьи: картошка, морковка, кабачок, немного риса. Дочке – перекрутить в блендере, другим – посолить и добавить приправ. Пресную кашу заменила кашей с кусочками сочных сладких фруктов. Конечно, я кормила других членов семьи не только этими продуктами, но пробовали их все.

С 8–10 месяцев я стала давать дочке пробовать многое, что было у нас на столе в неперетёртом виде: свежие овощи из салата, политые оливковым маслом, крупы, куриные котлеты, которые мы ели на ужин, кусочки фруктов, сыр, когда нам разрешили вводить молочные продукты. В год дочка ела всё с общего стола. Я ничего не готовила для неё отдельно.

В результате дочка ела и ест обычную еду, которую привыкли есть мы все. Сын до сих пор не признаёт салаты, думаю, именно потому, что все овощи для него мы слишком долгое время варили.

Ошибка 3: не давать пробовать новое.

Эта ошибка вытекает из предыдущей. Если вы кормите ребёнка специальными продуктами: супом, кашей и творожками, – скорее всего, у него не будет желания пробовать новые вкусы. Конечно, дети могут быть более или менее консервативны в еде в силу характера, но всё же вкусовые привычки формируется с раннего детства. Я знаю детей, которые и в 5 лет питаются только супом и йогуртами «Агуша», и мамы в ужасе от того, что ничего не могут изменить. Также и мой сын приходил в ужас, когда я предлагала попробовать незнакомый продукт.

Работа над ошибками.

Так как дочка ела с общего стола практически с самого начала, к году она пробовала такое, что сын не хотел пробовать и в свои 6 лет. Смотря, как дочка с удовольствием ест гуакамоле (блюдо из авокадо), он тоже решил попробовать немного «этого зелёного». Хочу заметить, что мои дети не ели сосиски или индустриальную выпечку. Когда в вашей семье есть малыш, который кушает с общего стола, вам приходится менять свой рацион в пользу здорового питания.

Если в семье уже есть ребёнок, который «ничего нового не ест», просто переводите его за общий стол. Неважно, сколько ему лет – год или 5! Просто перестаньте отдельно ему готовить и покупать «Агушу».

Сейчас моему сыну 8, и он не боится пробовать новое, хотя часто и отказывается что-то есть. Правило в нашей семье – съесть одну ложку нового блюда.

Ошибка 4: отдельный приём пищи.

Если вы кормите ребёнка его собственной едой, скорее всего, вы делаете это отдельно ото всех. У малыша может быть и отдельное расписание приёма пищи, как это было у нашего сына. В этом случае ребёнок даже не знает, что и как едят взрослые, потому привычки поведения за столом формируются гораздо позже.

Работа над ошибками.

Я знаю, как это сложно. Дочку я сажала за стол со всеми вместе с первого прикорма, и мне приходилось кормить её одной рукой, а другой пытаться есть самой. Если у вас есть другие дети, то и они требуют внимания и просят принести им воду, соль или салфетки. В итоге маме практически не хватает времени поесть. Просто смиритесь – это ненадолго. Я очень скоро увидела множество положительных моментов в таком подходе: старший сын (и даже муж) перестали беспокоить меня по пустякам и стали сами наливать себе воду и брать салфетки, а дочка в год уже вполне неплохо орудовала ложкой и быстро обучилась правилам поведения за столом.

Ошибка 5: телевизор и другие развлечения во время еды.

И эта ошибка вытекает из всех предыдущих. Если ребёнок ест один свою собственную пресную пищу, ему становится скучно, и приходится развлекать его. Как развлекать – зависит от семьи. Проще всего, конечно, включить мультики. Тогда ребёнок исправно открывает рот и съедает свою норму полезного супа. Но не думайте, что игра «За маму, за папу» и «Самолётик летит в рот» многим лучше телевизора. Всё это отвлекает ребёнка от непосредственного принятия пищи и сводит на нет пищевой интерес.

Работа над ошибками.

В этом случае мы смогли провести работу над ошибками уже с сыном. В 3 года мы просто перестали включать телевизор и детские песенки за едой. А сыну объявили, что теперь мы будем во время еды общаться за общим столом. Сын стал съедать в два раза меньше. Для меня, как и для любой мамы, это был сложный период. Так что лучше сразу же делать так, как мы делали с дочкой: не включать телевизор во время еды и не читать, сколько граммов должен съедать ребёнок в том или ином возрасте!

Ошибка 6: кормить ребёнка.

Предыдущие ошибки предполагают и долгое кормление ребёнка. Так как у малыша нет здорового пищевого интереса и он больше занят мультиками или вашим пением потешек, он ещё не готов самостоятельно пользоваться ложкой.

Работа над ошибками.

В педагогике Монтессори есть полезный трюк: с первого прикорма давать ребёнку две ложки. Одной ложкой его будете кормить вы, другой ложкой ребёнок будет пытаться есть сам. Таким образом наша дочка уже к году могла съесть всё что угодно ложкой (конечно, всё ещё помогая себе руками). Когда я убедилась, что она не останется голодной, я просто перестала её кормить и стала спокойно съедать собственный обед.

Ошибка 7: заставлять есть.

Самая вредная и самая часто встречающаяся ошибка. Если с самого начала вы не пробудили пищевого интереса у ребёнка, он начинает воспринимать еду как нечто в целом неприятное. Поэтому, чтобы он съел свою норму, вам всегда придётся заставлять его есть.

Я делала эту ошибку с сыном около трёх лет. Сын не был пухленьким ребёнком никогда, поэтому не заставлять его есть было страшно.

Я знаю очень худенькую девочку с пониженным гемоглобином, которую от страха заставляли есть до рвоты. Понятное дело, она так и не поправилась. Кроме того, ненавидела еду в принципе! Хотя с удовольствием могла съесть целый торт. Очень надеюсь, что в будущем у неё не будет серьёзных проблем с питанием.

Работа над ошибками.

Самое лучшее в этой ошибке – её можно устранить в любом возрасте ребёнка. Просто перестаньте заставлять его есть. Я перестала заставлять сына есть в 3 года (тогда же, когда запретила телевизор во время еды). И первое время он отказывался есть вовсе и худел ещё больше. Однако уже через несколько месяцев интерес к еде восстановился, хотя его меню немного изменилось: супы-пюре и кашу он больше не ел никогда. Но у меня больше не возникало проблемы накормить сына. Кстати, сейчас от бывшей худобы не осталось и следа!

Естественно, дочку я не заставляла есть никогда. Однажды мой педиатр рассказал мне любопытную теорию: все дети переживают всплески роста, когда им требуется гораздо большее количество пищи, а потом замедления – и тогда пищи требуется меньшее количество. Я не знаю, правда ли это, я не врач. Но действительно, по моему опыту, для многих детей характерно есть больше или меньше еды в течение одного месяца без особых причин. Стоит позволять им это и не мерить порцию по тому, что ребёнок съедает обычно, а по желанию есть именно сегодня. В нашей семье дети сами говорят, сколько еды положить в тарелку. Если ребёнок просит всего одну ложку, я уважаю его выбор. После всегда можно попросить добавку.

Ошибка 8: не давать выбора блюд.

Когда вы решили, что теперь ребёнок будет есть всё, легко впасть в другую крайность, что со мной и произошло в то время, когда я перестала насильно кормить сына. Я перестала уважительно относиться к его вкусовым предпочтениям. В надежде, что легко можно всё исправить, я стала готовить много овощных блюд, которые сын так и не начал есть. Нам часто кажется, что дети должны есть то, что им дают, тогда как сами частенько отказываемся от одного или другого блюда просто потому, что именно сейчас не хотим его. У нас есть преимущество – мы можем открыть холодильник, приготовить или сбегать в магазин за желаемым блюдом. У ребёнка такого преимущества нет.

Работа над ошибками.

Если вам заведомо известно, что ребёнок не ест какие-либо блюда, не заставляйте его их есть. Я знаю, сложно пережить, что ваш ребёнок, как мой сын, вообще не ест кашу или суп. Ведь это основные составляющие детского меню. Но попробуйте искать этим блюдам здоровую альтернативу, например, суп-пюре или жидкие рагу.

Не стоит полностью исключать эти блюда из вашего меню. Также раз за разом предлагайте ребёнку «просто попробовать» блюдо. Однако надо видеть разницу между ситуацией, когда ребёнок не ест какое-то определённое блюдо или продукт и когда ребёнок ест только несколько определённых блюд. Предпочтения ребёнка не должны полностью менять ваше меню и заставлять вас каждый день готовить ему отдельно. Обычно в ситуации, когда есть «первое» и «второе» блюдо или закуска и основное блюдо, ребёнок (да и взрослый) может выбрать еду себе по вкусу.

Если ребёнок просит приготовить какое-то определённое блюдо, старайтесь не отказывать ему, а лучше привлеките его к готовке.

Ошибка 9: не разрешать готовить с вами.

Признаюсь, этой ошибки мой опыт Монтессори-педагога мне сделать не дал. К приготовлению еды я привлекала обоих детей с самого раннего возраста. Однако это достаточно типичная ошибка, особенно занятых родителей. Сложно привлечь ребёнка к приготовлению еды, когда надо быстро накормить голодную семью. В итоге некоторые дети вообще не знают, откуда берётся еда, и представить себе не могут, что суп – это соединение тех самых овощей, которые они учат с мамой по карточкам.

Работа над ошибками.

Дети очень любят есть то, что сами приготовили. Поэтому детей нужно привлекать к готовке с раннего детства. Уже в год ребёнок может смешивать ингредиенты, а в полтора-два чистить варёные яйца, взбивать, замешивать тесто и делать печенье и хлеб, резать мягкие продукты. Если ребёнок плохо ест, предлагайте как можно чаще готовить вместе, и вы увидите, как самостоятельно приготовленное блюдо будет особенно привлекательно для малыша.

Ошибка 10: вредная еда.

Все мамы, особенно мамы первого ребёнка, прекрасно знают: ребёнка нужно кормить полезной пищей. Нельзя ни в коем случае давать малышу сладкое, солёное, аллергенное, сок, газировку, шоколад, колбасу, продукты с консервантами и пищевыми добавками, ГМО и вообще покупное. Тут можно продолжать или сокращать список, всё зависит от семьи. Но в общем всем ясно, что домашняя еда для детей должна быть полезной.

Однако со временем вредная еда станет интересной для ребёнка. Особенно ему будет интересна такая еда, если вы сами едите её дома, но ребёнку не даёте.

Мой сын не ел всё вышеперечисленное до 3–4 лет, как и полагается. Он в принципе не знал о существовании большей части этих продуктов.

С дочкой так не получилось. Она довольно рано стала ходить на детские праздники и в гости со старшими детьми, где её угощали сладостями и чипсами. Так как она была за общим столом, после года она иногда ела и ветчину или другие покупные продукты, которые она видела у нас на столе. В тот момент мне это очень не нравилось, но я не знала, как с этим бороться. Я как раз наблюдала за девочкой 5 лет из класса сына, которой мама запрещала все вредные продукты. На детских днях рождениях девочка хватала сладости и чипсы и ела их буквально под столом втайне от мамы. Мне казался неприемлемым такой вариант, поэтому я разрешала дочке пробовать всё, чем её угощали.

Работа над ошибками.

К моему огромному удивлению, попробовав, дочка быстро потеряла интерес ко всей вредной еде. На детских праздниках она вообще практически не ела, а отдавала предпочтение игре с детьми. Дома она перестала есть ветчину. Единственный интерес остался к конфетам, но и их она съедает 1–2 на праздниках. Дома я даю детям немного качественного шоколада.

В то же время, я стала замечать, что мой взращённый на здоровой еде сын при виде хот-дога теряет рассудок. Дома мы не едим сосиски и колбасу, однако я решила покупать их иногда специально для сына, потому что наглядно увидела, что детей интересуют вредные продукты не из-за их вкуса, а из-за их запрещённости. Надеюсь, что интерес сына к сосискам также постепенно сойдёт на нет.

Сейчас у детей каникулы. Они как раз проснулись и сели завтракать. Я кладу на стол хлеб для бутербродов, ветчину, сыр, йогурты и фрукты. Сын съедает бутерброд с ветчиной. А дочка выбирает йогурт и фрукты. Она вообще не ест колбасные изделия и очень редко – хлеб. Я съедаю бутерброд с сыром и заставляю себя «только попробовать» фрукты, молча завидуя дочке. Видимо, мне не сформировали пищевой интерес в детстве, а заставляли съесть яблочко «через не хочу».

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Виктория Штреблевская,
специалист по оздоровительным программам,
эксперт сайта сайт

Ни для кого не секрет, что современная еда в большинстве своем пустая, мертвая. Она не дает нашему организму в достаточном количестве витамины, минералы, ферменты, пробиотики и тд. Вместе с тем перегружая красителями, консервантами, загустителями и прочими токсикантами.

Добавьте к этому неблагоприятную экологическую обстановку, стрессы, негативное воздействие медикаментов и поймете причины плохого здоровья ребенка.

Важно осознать, что именно от того, ЧЕМ вы кормите ребенка, КОГДА и В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ, в бОльшей степени зависит его состояние здоровья.

Правильное питание - это здоровое питание.

С чего начать?

В первую очередь необходимо планомерно исключить «пищевой мусор» - это все, что наш организм не может усвоить нормальным образом.

Любые НЕнатуральные субстанции не могут быть нормально усвоены, они замедляют метаболизм, влияют на увеличение веса, усиливают развитие заболеваний.

САМЫЕ ТОКСИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Колбасы, сосиски, копчености, крабовое мясо или палочки, полуфабрикаты, консервация

2. Печенье, леденцы, мороженное, чипсы, любые снежки, шоколад с наполнителями, конфеты - месиво из сахара и красителей, заменителей, усилителей, загустителей. Также и выпечка почти вся содержит низкокачественные сахара, дрожжи, трансжиры (маргарин) и муку высшего сорта.

3. Кетчупы, соусы, концентрированные приправы типа бульонных кубиков

4. Фастфуд (чаще всего содержит трансжиры, сахар, консерванты)

5. Соки в тетрапаках, морсы, газировки

6. Молочные продукты с фруктовыми, шоколадными и прочими добавками, усилителями вкуса. Сюда же йогурты и молочка с длительным сроком хранения

7. Малополезны также рафинированные продукты: белый хлеб, булки, обычные макароны, белый рис.

ЧИТАЙТЕ ЭТИКЕТКИ!!!

Если в составе указан сахар, мука в/с, растительные жиры (вероятнее всего это пальмовое масло), труднопроизносимые химические ингредиенты - эта еда нам не подходит. Рекомендую сфотографировать этикетку, загуглить непонятные слова и выяснить, что за ними скрывается.

Большая проблема современного питания детей в том, что оно преимущественно углеводное, причем в основе - простые сахара, быстрые углеводы.

За последние 50 лет количество употребляемых детьми углеводов выросло более, чем в 100 раз. То есть на 1 кг сахара, получаемого из питания детьми в 40-50-х годах сегодня приходится 100 кг сахара.

Углеводы для организма - это в первую очередь источник пищевой энергии.

Когда энергии слишком много, это ведет к гиперактивности ребенка, неусидчивости, снижению концентрации внимания, плохому сну, лишнему весу и сахарному диабету.

Избыточная масса тела у ребенка - это СЛЕДСТВИЕ нарушения углеводного обмена.

Фактически один шаг до сахарного диабета.

Основные продукты, содержащие простые углеводы: любой сахар и сахаросодержащие продукты, картофель (чипсы), белая мука в/с и все, что из нее создано, манная каша, белый рис, виноград, бананы.

Количество этих продуктов должно составлять НЕ БОЛЕЕ 20% СУТОЧНОГО РАЦИОНА.

Правильное питание ребенка для похудения базируется на тех же самых принципах.

Это достаточно долгая планомерная работа над изменением пищевых привычек.

Причем важно, чтобы в этом процессе участвовали все члены семьи. А не так, что ребенок на строгой диете, а папа вечером пиво с чипсами употребляет. Или мама ест тортик в кафе, а ребенку заказала фруктовый салат.

Запреты будут только усиливать тягу к вредной пище. Поверьте, ребенок найдет доступ к «запрещенке». Будет поедать ее в тайне, и при этом тихо вас ненавидеть.

Сейчас разберем основу рациона и расскажу, как быть с привычными сладостями.

БЕЛКИ И ЖИРЫ - ВАЖНЕЙШИЕ "СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"

Белки и жиры необходимы каждой клетке растущего организма. И вот их как раз в рационах большей части населения нашей страны - постоянный дефицит.

Мясо, рыба, птица, морепродукты, яйца, молочная продукция, бобовые, злаки - эти продукты содержат животные и растительные белки, они должны быть в рационе ребенка ЕЖЕДНЕВНО!

Если есть аллергия на какой-либо вид белка, необходимо серьезно заниматься восстановлением функций ферментативный системы.

В этом помогает применение растительных ферментов (Дигестэйбл , Ассимилятор). Пищевая аллергия - это не проблема иммунитета, а проблема недостатка белка в питании или ферментативный системы (чаще всего поджелудочной железы)

ЖИРЫ - крайне важны для развития мозга. И если ребенок не получает в достаточном количестве животных жиров, лецитинов, омега-3-жирных кислот, он будет отставать в развитии.

Забудьте мифы прошлого века о вреде холестерина (жиров). Жиры жирам - рознь! И ребенку ежедневно крайне необходимы жирные кислоты, которые с пищей большинство из нас недополучает.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ОСНОВА РАЦИОНА

Если после прочтения списка продуктов, которые необходимо исключить из рациона, в вашей голове возникает вопрос: «А что же тогда остается кушать?», это значит что ваш нынешний рацион преимущественно состоит из продуктов, которые крадут здоровье вашего ребенка.

Давайте разберемся, какие продукты должны составлять основу питания:

1. Цельные злаки: геркулес, гречка, киноа, бурый и дикий рис, цельное пшено и тд

2. Бобовые: нут, чечевица, горох, красная фасоль

Злаки и бобовые перед приготовлением замачивать на ночь в очищенной питьевой воде, утром воду слить перед приготовлением и залить новой. Это делаем для того, чтобы «разбудить» семя, избавиться от фитиновой кислоты, которая блокирует работу ферментов.

Кстати, если залить небольшим количеством воды и оставить на сутки-двое, семя прорастет. Такие проростки можно добавлять в салаты, можно просто есть цельными - они сохраняют максимальное количество полезных веществ.

3. Яйца, птица, рыба, морепродукты, молочные продукты с минимальным сроком годности

4. Масла холодного отжима для заправки салатов (оливковое, кунжутное, льняное), сливочное масло не менее 82% жирности, в небольших количествах сало, обязательно Омега-3 и Лецитин в виде биодобавок

5. Орехи и семена (сырые) в разумных количествах - около 30 грамм в день.

6. Сырые овощи и фрукты: огурцы, помидоры, морковь, брокколи, цветная капуста, болгарский перец, кукуруза, яблоки, бананы, груши, киви, авокадо, любая зелень.

Каждый прием пищи должен хотя бы на 30% состоять из натуральных свежих плодов. Натуральные продукты организм легко усваивает, не накапливая токсинов (не будем сейчас подробно разбирать тему пестицидов и прочих химикатов, просто ищите более-менее «чистые» овощи и фрукты). Также по сезону добавляйте любые ягоды.

7. Приготовленные овощи. Крахмалистые типа картофеля в небольшом количестве - 1- 2 раза в неделю. Кабачки, баклажаны, цветная капуста, перцы, морковь, тыква, свекла - все это вкусно и полезно.

И важнейший компонент - ВОДА.

Без достаточного количества чистой воды даже самое качественное питание не будет нормально усвоено, и не будет происходить очищение клеток.

Полезная для здоровья вода должна быть слабощелочной, отрицательной, структурированной. Этим параметрам полностью соответствует коралловая вода.

Не буду вдаваться в подробности, вы можете изучить информацию о коралловой воде в ЭТОЙ статье.

КАК ЖЕ БЫТЬ С ЛЮБИМЫМИ СЛАДОСТЯМИ?

Первое - важно понять, что такая еда губит здоровье вашего ребенка. Последствия этого вы, возможно увидите не сразу, а спустя год-три-пять.

Большинство родителей даже не подозревает, что хронические заболевания их детей спровоцированы именно неправильным питанием.

То, что у вас хронический пиелонефрит, у вашей мамы был хронический пиелонефрит, а теперь это заболевание проявилось у вашего ребенка - это не потому, что заболевание наследственное. А потому, что характер питания из поколения в поколение передается одинаковый.

Я говорю это не просто так, сама столкнулась с этим недугом и все детство дважды в год меня кололи антибиотиками, убеждая, что «хронический» значит на всю жизнь. Это ЛОЖЬ!

Изменение рациона, а также применение биодобавок, привело к тому, что я избавилась абсолютно от всех диагнозов в своей медкарте и уже более 5 лет не болею совсем.

Уверена, что вы желаете только всех благ своему ребенку. Тогда просто примите решение максимально оградить его от ЗЛА в виде сахара. И начать нужно естественно с себя. Дети делают не то, что вы им говорите, а то, что вы сами делаете.

Можете сколько угодно спорить и оправдывать себя тем, что у вас особенный ребенок и с ним это не сработает. Что уже поздно отучать его от сладкого. Это ваше право, здоровье ВАШЕГО ребенка и оно в ваших руках.

Второе - не нужно просто все запрещать. Заменяйте вредные сладости на более полезные: у нас это фруктовое пюре БЕЗ добавления сахара (читайте этикетки), детское молоко (тут срабатывает фактор яркой картинки и упаковки, молоко в ней самое обычное без добавок), пастила фруктовая или фруктовые батончики (читайте состав, часто встречаются с добавлением сахара), печенье цельнозерновое, хлебцы разного формата.

Найти не легко, ведь нужно перечитать массу этикеток. Но, найдя один раз максимально безопасные варианты, вы потом будете безошибочно брать с полки подходящие продукты.

У меня дочка (3 года) уже сейчас спрашивает: "Мама, этот сок с сахаром? А этот? Давай купим без сахара"

Когда проходим мимо булочной или столовой, спрашивает: "Мама, что так невкусно пахнет" - "Это вредная еда, дочка"

КОГДА ДАВАТЬ ДЕСЕРТ?

Принцип очень простой - сначала основное блюдо, чтобы организм получил строительный материал (белки+жиры), а потом вкусности. Договаривайтесь с ребенком: сначала каша с котлетой, потом любимое печенье.

В нашей семье есть правило «Одно сладкое в день», то есть один десерт 1 раз в день. Да, иногда может быть и картошка фри в кафе, пицца, бургер или мороженное. Но это 1 раз в неделю, какое-то одно блюдо в качестве перекуса, а не обеда.

Каждый раз ребенку объясняю «ЭТО вредная еда. Если есть ее много, будешь часто болеть. ЭТО - здоровая еда (перечисляю, что конкретно). Кушать нужно здоровую еду, тогда будет крепкий иммунитет»

Один из самых любимых десертов моего ребенка - Ряженка + клетчатка ХайФайбер .

Кашу готовим БЕЗ добавления сахара, немного солим. Для вкуса добавьте в геркулесовую банан, ягоды, мед (если нет аллергии). Приготовьте гречневую с куриным фаршем и добавьте сливочного масла. Рисовую можно смешать 50/50 с чечевицей. Для достижения вязкой консистенции можно добавлять ряженку либо сметану.

ПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

В детском саду «Правильное питание для ребенка» рассматривают с точки зрения только БЖУ. И значительная часть углеводов - не медленные, а быстрые. Утром сладкая манная каша (сахар с сахаром в сахаре), белый хлеб, на полдник пряники или вафли, ужин сладкая молочная каша.

И даже, несмотря на то, что моя дочка НИКОГДА до этого не ела вафли, конфеты и т.п. Запивая кефирчиком (приглушает сладость), за компанию с другими детьми в первый же день умяла, о чем мне радостно сообщила вечером.

Для меня питание ребенка - очень важный вопрос. И меню детского сада - серьезная проблема. Мы с мужем работаем над ее решением последовательно и планомерно.

Во-первых , договорились с воспитателем, чтобы вместо хлеба/пряников малышке давали хлебцы. Мы их покупаем и приносим в сад.

Прекрасно понимаю, что далеко не все воспитатели пойдут на это. А официальное диетпитание можно получить только «через справку» от аллерголога. Старайтесь договариваться.

Во-вторых , договариваемся с дочкой. Каждый день ведем беседы про вредную и полезную еду. Предложили выбор - или вредная еда в садике, или на выходных пицца в кафе. Постоянно напоминаем, чтобы в саду вредное не ела, и в субботу идем в кафе. Уже спустя пару недель она спокойно отодвигает пряник и просит «хрустик».

В-третьих , недобор белка корректируем домашними приемами пищи. Высокобелковый завтрак + белок на ужин. И обязательно биодобавки. На постоянной основе Омега-3, Лецитин, детский витаминно-минеральный комплекс. Остальные курсами.

Здоровое питание для детей с рождения в значительной степени определяет дальнейшие вкусовые предпочтения, любимые блюда, и, конечно же, состояние здоровья малыша.

Особенности питания ребенка

При правильном планировании детского питания необходимо учитывать ряд факторов.

Здорового питание для детей должно учитывать рост организма. Малыш постоянно нуждается в огромном количестве строительных материалов - белков. Поэтому родители, составляя детское меню, должны делать на это акцент. В грудном возрасте, до 9 месяцев, ребенку хватает материнского молока или адаптированной смеси. Важно, чтобы кормящая мама это понимала и питалась соответственно. После указанного срока в пищу можно вводить перемолотое мясо и рыбу.

2. Активность детей.

Следующая особенность заключается в гиперподвижности ребенка.

Растущему организму для нормального функционирования необходимо постоянно высвобождать энергию. Это следует помнить и обеспечивать рацион малыша продуктами, содержащими медленные углеводы: сырые фрукты, овощи, пророщенные зерна пшеницы, хлебобулочные изделия из грубого помола и грубоочищенные крупы. Главное - не перекормить ребенка быстрыми углеводами, так как это приводит к ожирению, повышенной утомляемости, снижению иммунитета. К ним относятся: кондитерские изделия, выпечка из пшеничной муки высшего сорта и т.п.

Клетчатка, которой богаты быстрые углеводы, также очень полезна ребенку. Она принимает активное участие в работе желудочно-кишечного тракта.

3. Потребление сладостей.

Из-за своей повышенной активности и подвижности дети способны поглощать большое количество углеводов. Значительное употребление быстрых углеводов отрицательно скажется на состоянии здоровья малыша.

Но не стоит полностью лишать кроху десерта - сладости растительного происхождения очень даже полезны.

4. О холестерине.

Дети, в отличие от взрослых, для своего жизнеобеспечения используют холестерин. Он играет огромную роль, является основным элементом мембраны, окружающей клетки организма. Ребенок очень быстро растёт, клетки усиленно делятся, образуются новые.

Насколько человек выглядит во взрослой жизни, зависит от его питания в детстве.

5. Регуляторная система.

Она контролирует энергию ребенка, чувство голода и насыщения, вкусовые приоритеты, количество необходимой пищи. Однако если предлагаемые блюда сдобрить пищевыми добавками, специями или предложить ребенку сладости - решать будет не физиологическая потребность, а вкусовые рецепторы на языке.

Правила здорового питания детей

Здоровое питание для детей предусматривает ряд правил, которые требуется неукоснительно соблюдать:

1. Режим питания.

С первых дней жизни малыша следует выработать ежедневный режим. Нужно учитывать, что дети тоже люди, хоть и маленькие, со своими особенностями и желаниями. Поэтому насилие проявлять нежелательно. Если у ребенка нет чувства голода, пища не пойдет впрок. Надо так распределить рацион, чтобы он совпадал с биологическим ритмом ребенка. Не стоит забывать золотое правило: проголодается – попросит. Нет беды в том, что ребенок покушает всего лишь дважды вместо пяти раз в день. Главное, чтобы пища была сбалансирована, полезна и без насилия, а, значит, – переедания.

2. Поговорим о насилии.

Каждый уважающий себя родитель своим долгом считает досыта накормить свое чадо. В ход идут уговоры: покушать за маму, папу и т.д. Затем следуют угрозы, типа: «Не встанешь с этого места, пока все не съешь», «Не пойдешь гулять» и т.д. Но может быть малышу просто не хочется кушать, и насильно съеденная пища не принесет ему никакой пользы.

3. Питание заболевшего ребенка.

Бытует заблуждение, что больного ребенка следует усиленно кормить, чтобы были силы на выздоровление. Они действительно необходимы для мобилизации организма. Поэтому малышу элементарно не останется энергии на пищеварение.

В это время ребенку следует предлагать легкую пищу, можно побаловать сладостями, если это не запрещено лечащим врачом.

4. Свобода выбора.

В повседневном рационе должен присутствовать выбор блюд, организм сам знает, что ему необходимо. Если следовать этому правилу, отпадет вопрос сбалансированности. Но прививать привычку правильного питания следует с раннего детства. Если ребенок постоянно утолял голод печеньем и конфетами, о какой привычке сбалансированного питания может идти речь?

5. Фрукты.

Употребление свежих фруктов должно быть в неограниченном количестве.

Ими нельзя объесться, а пользу будет огромная. Но не стоит принуждать ребенка к чему-нибудь, если он не хочет.

6. Белковая пища.

Вводить в рацион белковую пищу нужно несколько раз в день. Однако не переживайте, если малыш отдаст предпочтение углеводам вместо белков. Ребенок сам знает, чего ему не хватает. Не стоит приучать его к колбасе или сосискам – это не натуральная пища и полезного в ней ничего нет.

7. Молочная продукция.

Здоровое питание для детей предусматривает молочную продукцию. Но она полезна сама по себе, а не в сочетании с крахмалом. Молочная пища лучше всего усваивается и приносит неоценимую пользу только как самостоятельное блюдо. Полезно также сочетание кисломолочной продукции с помидорами или морковью.

8. Сладости.

Сладости - это не еда, а поощрение ребенка. Но не надо думать, что они не нужны детскому организму. Растущим, бегающим, прыгающим, думающим созданиям необходима глюкоза. Продукты растительного происхождения - мед, сухофрукты, арбузы, дыни, бананы, традиционные фрукты - в полном объеме восполняют эту потребность.

9. Употребление воды.

В здоровом питании детей вода занимает одно из главных мест, поэтому ограничивать ребенка в желании пить нельзя. Особенно полезна талая вода. Однако не стоит позволять ребенку запивать ею пищу. Эта привычка может привести к печальным последствиям. Очень полезно употреблять воду в чистом виде за 30 минут до приема пищи, а также перед сном.

Рацион двух основных подгрупп: детей дошкольного и школьного возраста

Питание детей дошкольного возраста должно быть разнообразным и сбалансированным. Мясо предпочтительнее нежирное - парная телятина, говядина, индейка будут очень полезны малышу. Субпродукты - источники белка, витаминов, железа.

Рыбу также полезно давать нежирных сортов: хек, минтай, треска. Консервы и соленая продукция должна быть не чаще 1 раза в месяц.

Молоко и кисломолочная продукция - основной источник белков и должна поступать в рацион ежедневно.

Овощи, фрукты, соки также должны присутствовать ежедневно. Кроме своей пищевой ценности они улучшают работу пищеварения и участвуют в метаболизме.

Также необходимы хлебобулочные изделия, различные крупы и жиры. Особенно полезны гречневая и овсяная крупы, а растительное масло не только улучшит вкус салатов, но и поможет в усвоении витаминов и минеральных веществ.

Ежедневно ребенок дошкольного возраста должен получать:

углеводов - 281 г,

жиров и белков - 73 г,

магния - 205 мг,

кальция - 910 мг,

фосфора - 1348 мг,

цинка - 9 мг,

железа - 13 мг,

витамина С - 51 мг,

йода - 0,09 мг.

Также важен режим приема пищи: интервал должен составлять - 3,5- 4 часа, частота приемов - не менее 4 раз в день, в трех их них должно присутствовать горячее блюдо.

В процентном соотношении суточный рацион выглядит примерно так:

завтрак - 26% – от суточной калорийности;

полдник - 14%;

Рацион школьников ненамного отличается от дошколят. Но при его составлении следует учитывать физические и возрастные потребности организма. Питание должно быть сбалансированным и учитывать расход и поступление питательных веществ.

Суточное потребление калорий:

7 – 10 лет - 2450 ккал,

11 – 13 лет - 2450-2750 ккал - для мальчиков, 2350-2550 ккал - для девочек.

14-17 лет - 2850 - 2900 ккал - юношам, 2450-2650 ккал - девушкам.

Ребенок, занимающийся спортом должен получать на 250-500 ккал больше.

В заключении хочется предложить примерное меню здорового питания для детей старше полутора лет.

Завтрак:

– молочная каша из овсяных хлопьев;

– хлеб с маслом и сыром;

– напиток кофейный на молоке.

2-й завтрак:

Свежее яблоко

Обед:

– борщ с фасолью, сметана;

– фруктовый салат;

– жаркое по-домашнему;

– ягодный компот;

Полдник:

Печенье.

Ужин:

– рисовая запеканка с изюмом;

– травяной чай.

Завтрак:

– сырники, запечённые в кефире;

– чай с молоком.

2-й завтрак:

Обед:

– крестьянский суп с добавление сметаны;

– овощной салат из свежих огурцов и перца;

– мясные фрикадельки;

– отварная вермишель;

– фруктовый кисель;

Полдник:

– молоко;

– булочка.

Ужин:

– запечённый в масле отварной картофель;

– рыбные паровые кнели;

– отвар шиповника;

2-й ужин:

– йогурт.

Завтрак:

– молочная каша из риса и пшена;

– какао с молоком.

2-й завтрак

– сухофрукты.

Обед:

– фасолевый суп;

– овощной салат из огурцов и помидор;

– тушёное мясо с картофелем по-домашнему;

– кисель;

Полдник:

– йогурт.

Ужин:

– рыбные котлеты паровые;

– овощное рагу;

– чай с сахаром и лимоном;

2-й ужин:

– простокваша.

Завтрак:

– запечённые макароны с тертым сыром;

– хлеб с сыром;

– кофейный напиток «Здоровье».

2-й завтрак.

– апельсин.

Обед:

– суп-уха;

– салат яблочно-морковный;

– мясные фрикадельки;

– каша гречневая;

– компот из сухофруктов;

Полдник:

– творожная масса с изюмом;

– печенье.

Ужин:

– овощной плов;

– курица паровая;

– фруктовый чай;

2-й ужин:

Завтрак:

– яйцо отварное;

– кабачковая икра;

– оладьи с повидлом;

– чай с сахаром;

2-й завтрак:

Обед:

– щи со сметаной;

– капустный салат;

– картофельное пюре;

– рыба, запечённая в сметане;

– компот из свежих фруктов;

Полдник:

– топленое молоко;

– бисквит.

Ужин:

– отварной картофель с маслом и зеленью;

– тельное;

– ромашковый чай.

2-й ужин:

Завтрак:

– манная каша на молоке;

– чай с лимоном;

– булочка с маслом.

2-й завтрак:

– виноград.

Обед:

– овощной суп;

– морковный салат;

– макароны отварные;

– бефстроганов;

– сок яблочный;

Полдник:

– простокваша;

– печенье.

Ужин:

– кролик, тушеный в сметане;

– запеченные кабачки и баклажаны;

– травяной чай;

2-й ужин:

– йогурт.

Завтрак:

– сырники, запеченные в сметанном соусе;

– чай с лимоном.

2-й завтрак:

Обед:

– суп полевой;

– свекольный салат;

– каша пшеничная;

– поджарка мясная;

– кисель;

Полдник:

– молоко;

– пирожок с повидлом.

Ужин:

– капуста тушеная;

– котлеты рыбные паровые;

– отвар шиповника.

2-й ужин:

– простокваша.

Для молодых родителей хотелось бы представить некоторые рецепты приготовления блюд:

1. Жаркое по-домашнему.

Для приготовления необходимо:

обезжиренную говядину вымыть, срезать жилы и плеву, порезать порционными кусками, выложить в кастрюлю с кипящим постным маслом, слегка обжарить. После добавить томат и протушить примерно час.

Картофель, лук, морковь вымыть, почистить, нарезать кубиками и слегка обжарить.

Подготовленные овощи выложить поверх мяса, посолить и долить воды, чтобы она покрывала картофель. Накрыть крышкой и тушить 20 мин. до готовности.

– говядина - 24 гр.

– картофель - 115 гр.

– лук - 15 гр.

– морковь - 12 гр.

– подсолнечное масло - 2 мл.

Соль - 0,25 гр.

– вода - 22 мл.

2. Суп крестьянский со сметаной.

Пшеничную крупу перебрать и тщательно промыть под проточной водой. Поместить в кипящую воду, проварить 10-15 минут и слить. Очищенный картофель порезать кубиками, лук и морковь мелко нашинковать. В закипающую воду положить порезанный картофель и проваренную крупу. Варить 10 мин. Затем добавить овощи, соль и варить до готовности. В суп добавить зелень и сметану. Довести до кипения.

На 1 порцию готового блюда потребуется:

– вода - 125 мл;

– картофель - 50 гр.;

– крупа пшеничная - 4 гр.;

– лук - 4 гр.;

– морковь - 11 гр.;

– соль - 1,25 гр.;

– сметана - 6 гр.;

– зелень - по вкусу.

3. Кнели рыбные.

Это блюдо готовится из фарша нежирных сортов рыб (трески, минтая, хека, судака). Перед измельчением следует тщательно выбрать все кости.

Освобожденную от кости рыбу надо промыть, перемолоть на мясорубке или миксером. К полученному фаршу добавить сырое яйцо и приготовленный охлажденный молочный соус, интенсивно перемешать, сформировать кнели 25г. каждую. Подготовленные кнели опустить в кипящую воду и варить 20 мин до готовности.

Для приготовления молочного соуса взять просушенную муку, смешать ее с солью и залить молоком. Размешать до однородной массы и проварить 3-5 мин. Охладить.

Для 1 порции готового блюда потребуется:

– рыбное филе - 90 гр.;

– яйцо куриное - 0,2 шт.;

– молоко - 28 мл;

– мука пшеничная - 6 гр.;

– соль - 0,4 гр.

В завершение хочется отметить, что каждый прием пищи для ребенка должен быть приятным занятием. Почаще организовывайте семейные трапезы с сервировкой стола, и привлекайте для этого малыша. Семейные традиции и пример близких людей должен формировать в ребенке культуру приема пищи и правильное отношение к еде. Это и предусматривает здоровое питание для детей.

Любая мама хочет вырастить здорового и воспитанного ребенка. Но нечасто встретишь детей, которые четко понимают, как правильно питаться и вести себя за столом. Увы, этому пункту в воспитании не уделяет внимание большинство родителей. Стоит с детства приучать ребенка к правильным привычкам в питании - это поможет в будущем взрослому человеку относиться ответственно к своему здоровью, следить за тем, что, когда и почему он ест.

Эти правила очевидны для любого европейского ребенка. Учи своего, пока не поздно!

Правила питания детей

  • Ешь 3 раза в день.
    Когда ребенок ест 3–4 раза в день, не перекусывая особо между приемами пищи, он всегда ест с аппетитом. Приемы пищи желанны и воспринимаются как приятный момент, даже если еда не очень нравится малышу.
  • Ешь натуральную пищу нормальными порциями.
    Выбирай натуральные продукты для питания ребенка. Поменьше примесей, консервантов и продуктов, вред которых очевиден. При трехразовом питании порция должна быть нормального размера, включать в себя первое, второе блюдо и десерт.
  • Пей воду.
    Вода очень важна для правильного функционирования организма, никакие соки и газировки ее не заменят. Между приемами пищи ребенок должен выпивать достаточное количество воды.
  • Ешь, сидя за столом.
    Никаких перекусов на ходу, никакой спешки, телевизора или тем более компьютера. Приучай ребенка есть, сидя за столом, сосредоточившись на еде. Объясни, почему это так важно для пищеварения. Все дети с удивлением смотрят на свой живот и делают выводы, если им рассказать, что пища плохо переваривается по определенным причинам. Учи ребенка чувствовать свое тело и понимать себя с детства.
  • Ужин должен быть легким.
    Основной прием пищи - обед. На ужин можно поесть овощи, омлет, макароны, легкий суп, фрукты. Когда ребенок ест легкий ужин, он легче засыпает и лучше спит.
  • После еды кухня закрывается.
    Научи ребенка отказываться от перекусов. Постоянные походы к холодильнику противопоказаны. Человек, который с детства приучен находиться в постоянном процессе поглощения пищи, впоследствии страдает ожирением. Зачем это нужно твоему ребенку?
  • Умей вовремя остановиться.
    Ребенок должен знать меру - когда сыт, больше не ешь. Это тоже очень важно, ведь от переедания растягиваются стенки желудка. Объясни ребенку, чем опасно переедание, и не допускай этого.
  • Наслаждайся вкусом блюд.
    Угадывай ингредиенты, которые были использованы в приготовлении пищи… Когда еда приносит удовольствие, это здорово! Готовь для ребенка не только полезные, но и вкусные блюда.

  • Учись готовить.
    Учи ребенка готовить - пусть наблюдает за тем, что делает мама. Приготовленное собственными руками блюдо ребенок будет есть с невероятным удовольствием! Существует множество простых блюд. Ты можешь научить ребенка их готовить. Интерес к еде и понимание процесса приготовления пищи формируют здоровые пищевые привычки.
  • Еда не должна вызывать чувство вины.
    Чувство вины - хорошая предпосылка для пищевых расстройств. Чтобы избежать таких серьезных заболеваний, как булимия и анорексия у ребенка, никогда не ругай его, если он съел что-то не то. Не используй еду как наказание или поощрение!
  • Эти правила питания полезны не только для детей, но и для взрослых. Заботься о здоровье своей семьи правильно, и тогда проблем с питанием не будет у ребенка! Ведь дети копируют привычки взрослых.

    Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

    Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

    • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
    • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
    • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
    • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

    Рассмотрим эти принципы подробнее.

    Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

    Белки

    Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

    Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

    Жиры

    Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

    Углеводы

    Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

    Минеральные соли и микроэлементы

    Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и .

    Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

    В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

    Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

    Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент)
    Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
    Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
    Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
    Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
    Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
    Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
    Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
    Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

    Витамины

    Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами . Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

    В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

    В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

    Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

    Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
    Витамины группы В
    В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 - 1,0 мг
    В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 - 1,2 мг
    В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 - 1,3 мг
    В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 - 1,5 мкг
    РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
    Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
    С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
    А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
    D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
    Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

    Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

    • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
    • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
    • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

    Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

    • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
    • при особых климатических условиях
    • при интенсивной физической нагрузке
    • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
    • при инфекционных заболеваниях
    • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
    • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

    Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

    • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
    • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
    • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
    • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

    Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

    Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

    Рацион

    В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

    Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

    Рекомендуемые сорта рыбы : треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

    Организация питания. Режим. Примерное меню

    Важным условием является строгий , который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

    Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

    Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

    • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,
    • творог - 50 г,
    • сметана - 10 г,
    • твердый сыр - 10 г,
    • масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды),
    • обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),
    • мясо - 120-140 г,
    • рыба - 80-100 г,
    • яйцо - 1/2-1 шт.,
    • сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,
    • пшеничный хлеб - 80-100 г,
    • ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,
    • картофель - 150-200 г,
    • различные овощи -300 г,
    • фрукты и ягоды - 200 г.

    Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

    На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

    Во время обеда обязательно супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

    Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника . А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

    Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

    У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

    Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

    Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

    День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
    Понедельник Каша гречневая с молоком
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом и сыром
    Салат
    Щи со сметаной
    Тефтели с макаронами
    Компот из сухофруктов
    Хлеб
    Кефир
    Печенье
    Яблоко
    Морковно-яблочная запеканка
    Чай с молоком
    Хлеб
    Вторник Сельдь с рубленым яйцом
    Пюре картофельное
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат витаминный
    Суп овощной
    Жаркое по-домашнему
    Кисель из яблок
    Хлеб
    Молоко
    Сухарики
    Яблоко
    Творожная запеканка
    Чай с молоком
    Хлеб
    Среда Каша рисовая молочная
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом и сыром
    Салат свекольно-яблочный
    Суп крестьянский
    Котлета мясная
    Пюре картофельное
    Кисель молочный
    Йогурт
    Печенье
    Яблоко
    Омлет
    Капуста тушеная
    Чай
    Хлеб
    Четверг Макароны с тертым сыром
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат из зеленого горошка
    Свекольник
    Гуляш с гречневой кашей
    Компот из сухофруктов
    Чай
    Ватрушка с творогом
    Яблоко
    Рагу овощное
    Яйцо вареное
    Молоко
    Хлеб
    Пятница Каша геркулесовая молочная
    Яйцо вареное
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат морковно-яблочный
    Борщ со сметаной
    Биточки рыбные
    Картофель отварной
    Кисель
    Ряженка
    Печенье
    Фрукты
    Сырники творожные со сметаной
    Чай с молоком
    Хлеб
    Суббота Вареники ленивые со сметаной
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат капустно-яблочный
    Рассольник
    Плов
    Кисель из фруктов
    Кефир
    Сухарики
    Фрукты
    Оладьи (блинчики) с вареньем
    Молоко
    Воскресенье Рыба по-польски
    Картофель отварной
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат из моркови
    Куриный бульон с гренками
    Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
    Отвар шиповника
    Хлеб
    Молоко
    Булочка домашняя
    Яблоко
    Запеканка овощная
    Чай с молоком
    Хлеб

    Здоровое питание и детский сад

    Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

    Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

    Когда я ем, я глух и нем!

    Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом .

    Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

    Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

    Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

    Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

    Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.

    Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

    Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

    Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

    Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

    Методические материалы