Крестьянская реформа 1861 презентация. Задание на урок

Крестьянская реформа 1861 г. «Крепостное право на крестьян отменяется навсегда…» Александр II

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину, другим – по мужику»

Н.А. Некрасов

Крестьянская реформа 1861 г.

  • Личность императора Александра II
  • Предпосылки отмены крепостного права
  • Причины отмены крепостного права
  • Подготовка крестьянской реформы
  • Основные положения крестьянской реформы
  • Значение отмены крепостного права.
  • Портреты Ал-ра и Николая
  • Портреты Сперан, Жуковск, Канкрина
Предпосылки отмены крепостного права
  • 1787г. – указ Павла I о трёхдневной барщине
  • 1803г. – указ Александра I о вольных хлебопашцах
  • 1816-19гг. – отмена крепостного права в Прибалтике
  • 1842г. – реформа государственных крестьян (П. Киселёв)
Отношение к крепостному праву среди российской общественности

Союз спасения

Союз благоденствия

Северное общество

Южное общество

западники

славянофилы

Причины отмены крепостного права

Поражение в Крымской войне

Военно-техническая отсталость страны

Массовые крестьянские выступления

Социально-экономическая отсталость страны

Изменение атмосферы в российском обществе

Подготовка к отмене крепостного права

  • 3.01.1857г. – создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян;
  • Октябрь 1857г. – губернатор В.Н.Назимов просит от лица дворян разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без земли;
  • 20.11. 1857г. – учреждены губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян;
  • Февраль 1858г. – создан Главный комитет по крестьянскому делу;
  • Март 1859г. – учреждена редакционная комиссия для рассмотрения наказов с мест.
Варианты освобождения крестьян

Дворяне в губернских комитетах

Либеральные чиновники и помещики

Революционно настроенная часть общества

Освобождение крестьян без земли

Освобождение крестьян с землёй за выкуп

Освобождение крестьян с землёй без выкупа

Основные положения манифеста

  • Крестьяне стали лично свободными;
  • Крестьяне наделялись гражданскими и имущественными правами;
  • Крестьяне наделялись землёй (3-12 десятин);
  • Сохранялись сословное деление, крестьянская подать, рекрутские наборы,
  • зависимость от крестьянской общины;

  • Земля крестьянам давалась в ограниченном количестве и за выкуп на особых условиях.
Выкупные платежи
  • Крестьянин выплачивал помещику 25% стоимости земли;
  • 75% стоимости земли помещику возмещало государство;
  • В течение 49 лет крестьянин должен возвращать кредит государству с процентами (6% годовых);
  • Пока платёж не погашен, крестьянин не может отказаться от надела земли и уехать без согласия сельского схода;
  • До полного выкупа земли лично свободные крестьяне должны были нести повинности (барщину и оброк) в пользу помещика – временнообязанные отношения.
«Распалась цепь великая, Распалась и ударила одним концом – по барину, другим – по мужику…» Н.А. Некрасов

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож…

Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Значение отмены крепостного права

  • В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян;
  • Реформа способствовала становлению рыночных отношений и развитию капитализма в России;
  • Нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством;
  • Начало становления правового государства в России.

Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков

Цели урока:
Должны познакомиться с подготовкой
и проведением крестьянской
реформы 1861 года;
- выяснить, как к этой реформе
отнеслось дворянство и крестьяне;
- развивать умение работать с
историческими источниками;

План:

1. Подготовка крестьянской
реформы.
2.Основные положения
крестьянской реформы 1861 г.
3.Значение отмены.
4.Крепостного права.

1. Кто из писателей обличал
крепостничество в своём
произведении?:
1. А.Н. Радищев
2. Н.А. Некрасов
3. Д.И. Фонвизин

2. Началу разработки реформы освобождения крестьян положил:

1. Пётр Первый
2. Павел Первый
3. Николай Первый

3. Какой закон был разработан Александром Первым по освобождению крестьян?

1. Указ «о вольных
хлебопашцах»
2. Закон «об обязанных
крестьянах»
3. Закон о трёхдневной
барщине.

4. В каком году Александр Первый вступил на престол?

1. 1850 г.
2. 1855 г.
3. 1861 г.

5. Воспитателем Александра Первого был:

1. граф Панин
2. поэт Жуковский
3. дядя Константин

6. Что не являлось причиной отмены крепостного права?

1. поражение в Крымской войне
2. желание дворян освободиться т
тяжёлого бремени
3. рекрутские наборы в армию

7. Кто не являлся сторонником отмены крепостного права?

1. Княгиня Елена Павловна
2. князь Константин Николаевич
3. В.Н. Панин

8. Недоимки – это…

1. неуплаченные в срок долги
2. разрешение на сбор налогов
3. учение об устройстве общества

9. Какое событие нельзя отнести к российской «оттепели»?

1. разрешение выезд за границу
2. объявление амнистии
политическим заключённым
3. запрет на печатание
зарубежной литературы

10. В каком возрасте Александр Второй вступил на престол?

1. 30 лет
2. 33 лет
3. 36 лет

Проверьте свои знания:

1- а
2-б
3-а
4–б
5-б
6-б
7- в
8- а
9- в
10 - в

Причины отмены крепостного права

Низкая производительность крепостного труда
Нерентабельность хозяйства, основанного на подневольном
труде
Крепостное прав препятствует дальнейшему развитию
сельского хозяйства
Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало
дальнейшему развитию промышленности, не достаток
свободных рабочих рук
Крепостное право- угроза общественного спокойствия
Крепостное право было слишком похоже на рабство
Поражение в Крымской войне показало экономическую и
военно-техническую отсталость страны
Крепостное право препятствовало дальнейшему
экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию
в разряд второстепенных держав и являлось мощным
дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

Задание на урок:

Был ли решен крестьянский
вопрос реформой 1861 года?

« …Я думаю, что
и вы одного
мнения со
мною,
следовательно,
гораздо лучше,
чтобы это
произошло
свыше, нежели
снизу»

Работа с документом «Речь Александра II в Государственном совете 28 января 1861 г.» на стр. 143.

Александр II
Освободитель
Александр II не торопился решить
вопрос об отмене крепостного
права, т.к. он был противником
отмены крепостного права, но
основным препятствием являлось
дворянство, которое боялось
потери своих оброчных доходов и
земель.
Но Александр II понимал
необходимость отмены
крепостного права.

Подготовка крестьянской реформы:
Секретный комитет
(1857-1858)
Главный комитет
(1858-1861)
Редакционные комиссии
при Главном комитете
(1859-1860 гг.)
Разработка проекта об отмене
крепостного права
(«Положений о крестьянах»)
19 февраля 1861 г.
Манифест Александра II об освобождении крестьян
(+16 правовых документов)

Основные положения реформы:

Крестьяне получали личную свободу
и наделялись общегражданскими
правами.
Получали землю, нов ограниченном
размере и за выкуп на особых
условиях (от 3 до 12 десятин)
1 десятина = 1,1
гектар

Размер выкупа устанавливался
в зависимости от величины оброка
(капитализация из 6% годовых)
Если оброк
10 руб. в год
10 р. – 6%
Х р. – 100%
Х=(10Χ100):6=166р.66коп.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

33
руб.33коп.
20% выкупной суммы крестьяне должны
были выплатить единовременно.
80% выкупной суммы давало в кредит
государство (на 49 лет под 6% годовых).
525 руб..

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам,
объявлялись свободными и наделялись гражданскими
правами.
1) производить сделки с движимым и недвижимым
имуществом (покупка, продажа и т.д.)
2) открывать торговые и промышленные
предприятия
3) выступать от своего имени в суде
4) не могут повергаться телесному наказанию иначе
как по приговору суда
5) переходить в другие сословия

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

1. При освобождении крестьяне получали землю,
но в ограниченном размере и за выкуп на
особых условиях.
2. Размер земельного надела не мог быть выше
установленной законом нормы. Отрезки – часть
находившихся в пользовании крестьян земель,
отрезанных после реформы в пользу помещика,
если надел превышал установленную норму.
Прирезки – земля, которая добавлялась к
крестьянскому наделу при освобождении, если
он был меньше низшей нормы. Дарственный
надел - ¼ часть от высшей нормы земельного
надела, которую крестьянин мог получить
бесплатно.

Вывод:

1. Крестьянская реформа стала результатом
компромисса между помещиками, крестьянами и
правительством. Причем интересы помещиков были
максимально учтены.
2. Условия освобождения крестьян изначально
заключало в себе будущие противоречие и источник
постоянных конфликтов между ними и помещиками.
3. Реформа предотвратила массовые выступления
крестьян, хотя локальные имели место.
4. Реформа не решила крестьянский вопрос.
5. Были созданы условия для утверждения
капиталистического уклада в экономике страны.

Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г.

1. Крестьяне освобождены от крепостной зависимости.
2. Произошло социальное расслоение (кулаки,
батраки).
3. Созданы условия для развития капитализма.
4. Сохранились феодальные пережитки (помещичье
землевладение, община, сословия).
5. Отработки из-за малоземелья (работа на земле
помещика за взятую ими в аренду землю).
6. Недовольство крестьян условиями выкупных
платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Крестьяне, в пользовании которых
было больше земли,
чем предусматривалось
реформой, должны были вернуть
излишки помещику
(«отрезки»).
Отработки - крестьяне получали во

вместо платы за землю они работали у
помещика.

Прирезки - часть земли,
которую отдавали в пользу
крестьян по реформе 1861 года
Испольщина - крестьяне получали во
временное пользование часть земли,
вместо платы за землю они отдавали
помещику половину урожая.

Выкупные платежи выкуп крестьянами
земли у
помещиков.
Первоначально
80% выкупа
выплатило
помещикам
государства.
Крестьяне должны
были рассчитаться
с государством за
49 лет.

Значение отмены крепостного права.

Плюсы:
1)ликвидировано крепостничество; изменилась
социальная структура общества;
2)создались условия для утверждения
капиталистического уклада в экономике
страны; появились свободные рабочие руки,
увеличился наемный труд;
Минусы:
3)сохранилось основное противоречие в
деревне между крупным помещичьим
землевладением и малоземельем крестьян, что
мешало крестьянам перестроить свое хозяйство
на новый лад.

Вывод:

крепостное право отменено,
но сохранились
феодальные пережитки.

План урока: I. Введение II. Основная часть урока: характеристика личности Александра II. Предыстория отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы её основные положения. Значение отмены крепостного права. III. Заключительная часть урока. IV. Домашнее задание.






Предыстория отмены крепостного права г. - книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» 1797 г. - Указ Павла I о трехдневной барщине 1803 г. - Указ Александра I о вольных хлебопашцах 1842 г. - Закон Николая I об «обязанных крестьянах» (реформа П.Д. Киселева) г. - Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.








Основные положения манифеста Пункт 2. Порядок личного освобождения. Крестьяне: лично свободны; наделены общегражданскими и имущественными правами. НО! Сохраняется сословное деление; подать от крестьян; зависимость от общины. Пункт 6. Порядок наделения землей. Сохраняется помещичье землевладение. Крестьяне наделяются землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа. Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными. Размер надела, оброка, барщины определялся Уставной грамотой. Срок её подписания – 2 года. Выкупная операция: 25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; Государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга. После этого отказаться от выкупной операции нельзя! Пункт 17. Порядок управления крестьянской общиной. Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.
Значение отмены крепостного права Отмена крепостного права нанесла удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для победы свободных рыночных отношений. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.

Цели урока.

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.

3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.

План урока:

1. Решение крестьянского вопроса до правления императора Александра II.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

4. Итоги и значение отмены крепостного права.

Основные понятия:

  • оброк,
  • барщина,
  • отрезки,
  • прирезки,
  • временнообязанные,
  • отработки,
  • испольщина,
  • выкупные платежи.

Ход урока

Изучение нового материала. (Изучение нового материала сопровождается электронной презентацией <Приложение 1>)

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

При рассмотрении первого вопроса плана урока перед классом ставиться задача: вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Для этого учащиеся по предложенным именам императоров и датам должны назвать действия императоров по отношению к крестьянам.

Учащимся задается вопрос.

Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?

Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

Тогда перед нами вопрос:

  • Почему Александр II решает отменить крепостное право?
  • Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Каковы главные причины отмены крепостного права?

Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но перелом во всех слоях российского общества в отношении необходимости преобразований в стране, главным из которых должна быть отмена крепостного права, произошел, в период Крымской войны, закончившейся тяжелым поражением для России. Страна стояла перед выбором: либо империи как европейской державе сойти на нет, либо в спешном порядке проводить реформы.

Причины отмены крепостного права

При рассмотрении второго вопроса плана урока обращаемся к словам Александра II:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Главной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть.

В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.

В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Я. И. Ростовцев сначала был противником отмены крепостного права, но в 1859 году он отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии в течение одного года работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: Н. А. Милютин, С. М. Жуковский, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ю. Ф. Самарин и др. Именно Семенов пережил всех своих товарищей по работе в Редакционных комиссиях и в последний раз 19 февраля 1914 года в полном одиночестве поднял тост в память о дружной работе этого мозгового центра реформы.

После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.

Учащиеся читают документ “Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года” и по нему отвечают на поставленный вопрос:

Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”

Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с работы учащихся по документам:

  • “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” <Приложение 2>,
  • проект А. М. Унковского <Приложение 3> ,
  • “Уставная грамота” <Приложение 4> , и заполнением таблицы.

Положение крестьян

Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя.

По закону для крестьян был определен размер земельного участка. В зависимости от региона эти нормы составляли: в черноземных губерниях - от 1,5 до 4 десятин земли; в нечерноземных губерниях - от 1 до 7 десятин; в степных губерниях - от 3 до 12 десятин. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, то часть излишков, которые именовались “отрезками”, отбирались в пользу помещиков. Если у крестьян земли было меньше, чем полагалось, то часть земли ему дорезали, которая называлась “прирезками”.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.

Вопрос классу:

Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”.

Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!

После чтения стихотворения классу задается вопрос:

Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?

Учитель продолжает рассказ об изменениях, которые произошли в жизни крестьян и помещиков по реформе.

Реальная стоимость всей земли - 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.

Учитель задает вопрос:

На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?

Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Беднейшие крестьяне должны были пополнить ряды наемных рабочих в городах. Зажиточные крестьяне выкупить земли в частную собственность. Однако реально это не могло осуществиться, т. к. крестьяне не стали частными собственниками земли. Земля становилась собственностью общины. Состоятельные крестьяне часто платили общинные платежи вместо бедных. Уйти из общины было крайне сложно. Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.

Четвертый вопрос плана урока начинается с выполнением задания по определению буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.

Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Реформа не решила крестьянский вопрос.

5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Закрепление изученного материала

Записать в словарь новые понятия:

1. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.

3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.

4. Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.

5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

6. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Выполнить задания:

1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):

1) временнообязанный;

2) дворовый;

3) барщина;

4) отрезки;

5) выкупные платежи;

6) крепостной.

2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:

1) наделом;

2) отрубом;

3) имением;

4) вотчиной.

3. Кто такой мировой посредник:

1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;

2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах.

4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2) распространение временнообязанного состояния крестьян;

3) существование крестьянской общины.

5. Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 года. Сделайте вывод - какие общинные порядки мешали товарно-денежным отношениям в деревне?

6. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Домашнее задание: § 20, ответить письменно на вопрос: почему стало плохо жить и крестьянину и помещику?

«Движение декабристов» - Вопросы для исследования учащимися. Основополагающий вопрос. Движение декабристов – восстание или мирная форма протеста, демонстрация? Внеурочная деятельность. 4. Обобщение результатов исследования учащимися. Структура проекта. Аннотация. Выводы по проблеме проекта. 1 урок (40 мин.). Правомерно ли сравнивать восстание декабристов с заговором?

«Урок Социально-экономическое развитие России» - ЭКОНОМИКА 1812 - 1820 г.г. (Управление народным хозяйством в целом). Социально-экономическому развитию России мешало сохранившаяся феодально-крепостническая система. Расходы государства превышали доходы. Вывод по теме: Бурлаки на Волге. Значение финансовой реформы. Министр финансов Канкрин Е. Ф. Е. Ф Канкрин – министр финансов России (1823 – 1845).

«Александр III» - При Александре III Россия переживает существенный экономический подъём. Годы правления Александра III: 1881 – 1894 годы. Урок истории с использованием информационно – коммуникационных технологий в 8 классе по теме: Внутренняя политика Александра III. Историки и современники о внутриполитическом курсе Александра III.

«Правление Николая 1» - Урок-проект. Николай I (1825 – 1855). Константин Павлович Романов. Актуализация знаний. Не Богу ты служил и не России. «Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму». Министерства Государственный Сенат Совет. VI отделение (1842 г.) – разработка административной реформы на Кавказе. Ф.И.Тютчев.

«Крестьянская реформа 1861 года» - Болгария превращалась в автономное княжество (платили Турции только дань). Малочисленное направление; преобладали выходцы из дворянской среды и разночинцы. 1867 г. Продажа Аляски (7,2 млн. $). Суть: Введение городского самоуправления по типу земского. Философия. Ограничены права и полномочия земств.

«Выступление декабристов» - Союз Благоденствия(1818-2121). Южное общество Северное общество(1821-25). Общество соединенных славян, в 1825 влившееся в Южное. Ограничение самодержавия. 3). Е.П.Нарышкина. Стране необходимы были новые реформы. Александр - 1. Демократические преобразования. 6). Следствие и суд. Что получилось в реальной жизни.

Всего в теме 12 презентаций