Изучаем букву ф с дошкольниками. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Буква Ф. Конспект НОД по обучению грамоте


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Цель занятия: изучаем букву Ф, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ф, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ф по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Фиалка Фламинго Флаг Филин

Когда мы произносим звук [ф], нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка. Произнеси: ФФФ. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ф].

  • Какой звук есть и в слове ФЛАГ, и в слове ШКАФ, и в слове ТУФЛИ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ф] в слове ФЛАГ? — ШКАФ? — ТУФЛИ? — ФАРТУК? — ГРЕЙПФРУТ?
  • Гласный или согласный звук [ф]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Ф. Нашили букву Ф в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Из меня посуду тонкую.
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я… (фарфор).

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок -
Красный, маленький… (флажок).

Сказка про букву Ф

Фокусник Федя

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»

Фи,- сказал филин Федя,- с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
- У меня,- сказала медведица и притащила фикус в горшке.
- Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! - потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус - пополам.
- Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? - взревела медведица.
- Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

Загадки для детей на букву Ф

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Веселые стихи про букву Ф для детей

… А фазаны попросили -
Букву Ф Найди нам, Филин.
Но, вздыхая тяжело.
Филин прячется в дупло.
Филин даже с фонарем
Ничего не видит днем.
(Г. Сатир)

Филин в чаше у-ух да у-ух!
У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.
(Ф. Бобылев)

Фиалки
- Фью, фью! - птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.
(Г. Виеру)

Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
(В. Берестов)

Филин взял футбольный мяч,
И у норок новых
Начался футбольный матч
Двух команд норовых.
(А. Пудваль)

Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин - прыг, филин - скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.
(Г. Сатир)

Флажок
Посмотрите! Посмотрите!
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя сам смастерил.
(О. Высотская)

Фотограф
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю,- грозится еж,-
Если снимка не пришлешь!»
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Шиманская Елена Михайловна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф»

Конспект НОД по обучению грамоте

«Звуки [ф , ф"]. Буква Ф »

для детей группы общеразвивающей направленности

от 6-х до 8-ти лет

Цель : Познакомить со звуком и буквой Ф .

Задачи :

Образовательные : Закрепить правильное произношение звуков [ф , ф"].

Продолжать учить выделять звуки [ф , ф"] на фоне слова.

Закреплять умение определять место звука в слове .

Учить писать букву Ф .

Развивающие :

Развивать фонематическое восприятие : умение выделять звуки [ф , ф"] в ряду звуков , слогов, слов.

Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.

Воспитывающие :

Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.

Повышать речевую активность.

Материалы и оборудование : Две игрушки : Фома (в синей одежде) и Филя (в зеленой одежде, фотоаппарат. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф , ф"]; фотоаппараты с вкладышами; звуковые линейки и фишки ; картинки с изображением буквы Ф ; простые карандаши.

Методы и приёмы : Словесный (вопросы, объяснение, наглядный (показ картинок, игровой, практический (звуковой анализ , составление предложений) .

Предварительная работа :

Звуковой анализ слов .

Составление схем предложений.

Д. и. «Поймай звук »

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли два друга : Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Выделение первого звука в словах , характеристика звуков

Воспитатель : Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье) .

Какой он, звук [ф] ? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук (фь) . Расскажите о звуке [ф"] . (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф , ф"] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие ?

3. Сообщение темы

Воспитатель : Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф , ф"].

4. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слогов

Воспитатель : Ребята, я буду называть звуки , а потом слоги. Вы, если услышите в звук [ф] , хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , топните ногой.

Называю слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ) .

5. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слов

Воспитатель : А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , подпрыгните.

Называю слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе) .

6. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Воспитатель : Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука . А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги .

Воспитатель бросает мяч, называя пару звуков , а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т. д.)

Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами : Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова : фата, фотография, фикус, фуражка)

7. Дифференциация звуков [ф , ф"] на слух

Воспитатель : Сейчас я буду произносить звуки . А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф"] – поднимите зеленый кружок.

Произношу звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф, а дети поднимают соответствующие кружки.

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Воспитатель : Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф] , а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф"] .

Воспитатель раскладывает «фотографии» , а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф , ф"] и отдают Филе или Фоме.

9. Физминутка

Воспитатель : Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку :

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф , ф"] в слове

Воспитатель : А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок» . Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек .)

11. Звуковой анализ слова Фома

Воспитатель : Я рассказала Фоме и Филе, что вы можете в их именах обозначить каждый звук цветной фишкой . И Фома попросил, чтобы вы на звуковой линейке выложили его имя.

12. Составление предложений по схеме

Воспитатель : Фоме и Филе прислали фотографии схем предложений. Но они сами не могут составить по ним предложения. Давайте поможем им.

13. Знакомство с буквой Ф

Воспитатель : Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф , фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф . Показываю картинку с изображением буквы Ф .

Воспитатель : На что похожа буква Ф ?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи :

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу .

– Всем известно без подсказки :

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Воспитатель : Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф .

13. Печатание буквы Ф

Воспитатель : Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф .

Показываю письмо буквы на доске . Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

Воспитатель : Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились ?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф» Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф. Цель: Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф. выделение заданного согласного звука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Здравствуйте, Друзья!

Я уже говорила, что при подготовке к школе одно из важных правил при запоминании букв – это наглядность, то есть применяйте кубики с изображением букв, карточки, лото, магнитную азбуку , её удобно использовать на холодильнике. Одновременно обязательно пишите с ребенком буквы, которые вы учите.

Пусть Ваш ребенок пишет буквы в тетрадях, на снегу или песке, мелками на асфальте, пальчиком на запотевшем стекле и т.п. А при раскрашивании предложенных мною картинок работает как можно аккуратнее. Не забывайте, работа руками развивает и работу головного мозга Вашего ребенка.

В наше время креативность необходима больше, чем когда-либо. И сегодняшним дошкольникам в будущем потребуются уникальные способности развития мышления для того, чтобы найти оригинальные способы решения сложнейших проблем.

Запишите своего ребенка в музыкальную школу и художественную или купите любой из курсов «Уроки рисования». И не обязательно, чтобы в будущем он стал художником или музыкантом, но мелкая моторика рук и творческое мышление (что взаимосвязано между собой) у Вашего ребенка обязательно будут развитыми. И самое главное Ваш ребенок вырастет гармонично и всесторонне развитым человеком.

С этими буквами алфавита я тебя уже познакомила — А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У . Следующая буква алфавита Ф.

Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву Ф по образцу. Найди и раскрась букву Ф с правой стороны рисунка.

Ф - это согласный звук.


Соедини с буквой Ф только те предметы, названия которых начинаются со звуков Ф или Фь.


Сложи фигуру из двенадцати палочек. Убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Ф слева. Обведи в кружок все буквы Ф справа.


Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?


Допиши букву Ф . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки готовятся к школе .

С уважением — Лидия Витальевна.

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинку на 1 слайде. Выделите последний звук в слове жираф. Это звук [ф] – твёрдый согласный. Когда мы произносим звук [ф], воздух встречает преграду (губы, зубы). При произношении мы слышим только шум, значит это глухой звук.

Рассмотрите картинки на 2 слайде. Назовите слова. Спросите ребёнка, есть ли новый звук в этих словах? В словах фасоль, фрукты, фотоаппарат, формочки этот звук слышится в начале слова. Произнесите слово фея. В начале этого слова слышится другой звук – звук [ф"]. Это мягкий глухой согласный. Звуки [ф] и [ф"] обозначают буквой “эф”.

Прочитайте стихотворение о букве “эф”. Попросите ребёнка внимательно послушать и определить, в каких словах встретились новые звуки (футбол, футболистка, форме).

Посмотрите с ребёнком ролик о букве, обсудите его содержание. Следите за речью ребёнка. Помогайте правильно строить предложения. Назовите слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Напишите букву в альбоме, подумайте на что похожа буква. Можно дорисовать букву до образа.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите у ребёнка, почему этот фрагмент вы смотрели на уроке про букву “эф”. Назовите слова с новыми звуками (Фунтик, фокус).

Распечатайте раскраску с буквой, заштрихуйте букву или раскрасьте. Прочитайте стихотворение, попросите ребёнка повторить его, чётко проговаривая звуки. Назовите слово с новым звуком. Какой звук в слове – мягкий или твёрдый?

Сделайте вывод: мы познакомились со звуками [ф] и [ф"], эти звуки обозначают буквой “эф”. Звуки [ф] и [ф"] согласные, глухие.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Предлагаем обучение детей английскому языку в центре изучения английского языка UK Clab. Ребята быстро освоят разговорную речь с героями мультфильмов. Опытные педагоги не дают скучать на уроке – смена упражнений, проведение игр, обязательный просмотр видео, постеры, картинки – гарантия хорошего настроения и отличных знаний Вашего ребенка.