Чертежи учебных кораблей проекта 887. "смольный". Тактико-технические характеристики и размеры

Провел нас рано утром на борт ледокола и представил своему давнишнему доброму другу - капитану "Мудьюга" Сергею Владимировичу Сидоренко.


Пока "Мудьюг" отдыхает у набережной, штормовая погода ему нипочем.


Капитан дизель-электрического ледокола "Мудьюг" Сергей Владимирович Сидоренко

Осмотревши нас придирчиво и усмехнувшись словосочетанию "ледокольные фанаты", капитан повел гостей знакомиться со своим подопечным. Строился "Мудьюг" на знаменитой финской "Вяртсиле" в 1982 году. История названия ледокола - .
Поднимаясь к капитанскому мостику, я с волнением замечала схожие черты в обстановке, так напоминающие "Вайгач": все та же компактность и скромность внутренней отделки, удобный быт, те же двери кают, релинги, маленькие трапы... Все иное и в то же время похожее. Наверное, на свете нет двух одинаковых ледоколов, хоть у "Мудьюга" есть два младших брата-близнеца - "Диксон" и "Магадан".
Старший отличается тем, что в 1987 году немецкая фирма предложила переделать ледокольный нос по швейцарскому проекту. До миделя (середины) ледокол фактически разобрали и приделали новый носище, который по внешнему виду иным насмешникам напоминает калошу. Просторный бак "Мудьюга" с тех пор похож на добротную хоккейную коробку - хоть в хоккей играй, хоть танцуй, площадь огромная. Внизу спрятаны якорные клюзы, не сразу и заметишь. Испытания переделанного ледокола прошли у Шпицбергена (если я не перепутала). Сергей Владимирович говорит, что есть даже старые фотографии, где "Мудьюг" выписывает на ровном льду какие-то замысловатые фигуры. "Обкатка" прошла блестяще, всем понравилось.
Сперва "Мудьюг" работал в Архангельске, потом был передан Петербургу в 2000-х годах. Здесь теперь и работает, команда набрана из местных.
Что-то "Мудьюг" от переделки приобрел, но и потерял многое - теперь практически не может двигаться задним ходом, а его "швейцарско-немецкий" нос, предназначенный, по сути, для швейцарских озер и немецких рек, не смог разбивать толстые арктические льды. Зато на фарватере в Невской губе этот молодец просто незаменим: он режет молодой лед и оставляет после себя идеально ровную "дорогу". Да и буксирная лебедка, по словам Сидоренко, у него очень удачно сконструирована, а тросом надлежащей толщины длиной в километр не могут похвастаться даже атомоходы. В следующем году у "Мудьюга" юбилей - 30 лет безукоризненной службы на благо Отечеству.

Сидоренко - один из немногих петербургских капитанов росморпортовских ледоколов, который работал на Севере и знает трудные ледовые проводки не понаслышке. "Как работали этой зимой на Финском? Ругались, конечно, но работали", - Сергей Владимирович машет рукой с некоторой досадой.

Длина "Мудьюга" 111,5 метров, ширина - 22,2 метра, максимальная осадка 6,8 метра. Мощность в 10 тысяч лошадиных сил позволяет ему прекрасно справляться с задачами портового ледокола.

Сергей Владимирович провел нас в камбуз, в кают-компанию, сауну, бассейн, спортзал, ЦПУ, в машину и румпельное отделение. Исползали все, даже в носовое помещение под баковой палубой залезли, а вот на пеленгаторный мостик попроситься забыли.
И везде - удивительная чистота, опрятность и запах - такой приятный, знакомый, почти родной. Запах ледокола: металла, обшивки, внутренней отделки, топлива и масла. В камбузе - пахнет едой, в кают-компании - обивкой мебели, в машине шум и гам, кажется, заглушает даже обоняние, но потом привыкаешь, и щекочет нос. И чувствуется дрожь огромной спины, по которой ступаешь, и тепло жилых помещений - ледокольного "брюха", в котором чувствуешь себя так уютно.

Для кинестетика на каждом ледоколе особая радость: все можно осязать, пощупать, погладить. Ощутить энергичное рукопожатие капитана, когда его большая широкая ладонь аккуратно, но крепко, на мгновение, сжимает твою. Провести рукой по выглаженным от времени релингам, дотронуться до штурвала и кнопок в ЦПУ, измазать кончики пальцев в тягучей смазке в машинном отделении, прикоснуться к огромным сменным лопастям винтов. Металл как будто теплый на ощупь, и каждая зазубрина, каждая впадинка становится внятной.


Капитана мы застали за работой - отдавал какие-то распоряжения. Старались не мешать. По возможности:)


Штурвал всамделишний, просто чудо как хорош


Капитанский мостик "Мудьюга" очень широк и просторен


Слева видны Дмитрий Викторович Лобусов и Капрал в штурманской, отделенной от рулевой рубки шторами.


Кстати, о пожарной безопасности. Финны постарались на совесть - система тепловых датчиков в каждом помещении моментально реагирует, если температура воздуха превысит 70 градусов по Цельсию. Сразу же "завопит" на мостике, вот на этой самой панели и четко даст знать, где случилось ЧП.


Место стоянки ледокола на радаре.


Два капитана.


Место радиста в штурманской.


А вот бережно хранимое горлышко бутылки от шампанского, которую разбили, как водится, о нос спускаемого на воду нового судна.


Пальма - моя ровесница, ей 25 лет! Отлично сохранилась. Когда я доторнулась до ее листа, он щипнул меня крошечным зарядом статического электричества. Я, конечно, знала, что на ледоколах многие предметы бьются током, но чтобы пальма!.. Повторять ее дивную историю не буду, милости прошу к Капралу в ЖЖ, у него запись о нашем походе открыта для всех.


Памятная доска с верфи.


Здесь кушают члены экипажа


А вот и камбуз. На всех ледоколах отлично кормят.


Камбуз поразил меня своей чистотой.


Все буквально надраено с пола до потолка


А вот и кают-компания.


Душевая кабина. Сергей Владимирович обратил наше внимание на то, что прошло 30 лет, а сантехника так и не менялась - по-прежнему стоит финская! И отменно работает.


Сауна, разумеется, была предусмотрена в проекте, а вот бассейн боцман и матросы, поплевав на руки, сделали сами - в течение двух месяцев из подсобного помещения, где ватники хранились. Настоящие молодцы - сделали проект, установили "чашу" бассейна, отделку знатную сообразили.


А вот и спортзал. "Гири тянут, но больше всего любят в теннис играть. К сожалению, средний возраст члена экипажа - 40 лет, - качает головой Сергей Владимирович, - не идет молодежь на ледокол. Под флагами ходить им выгоднее - денег больше платят".


Вот он, "Мудьюг" в разрезе.


Центральный пост управления (ЦПУ).


Машинное отделение.


Капитан только посмеивался, слушая наши с Капралом восторженные ахи и охи.


Лопасти - громадные, как плавники китов...


Перо руля. Их на "Мудьюге" два.


Вид с другой стороны.


Мастерская.


А вот и знаменитый буксирный трос в километр длиной.


Лоснится от смазки.


Прямо за кормой - мачта "Мира".


Знакомые шлюпки. На "России" уважаемый Василий Геннадьевич около них нам целую лекцию прочитал о спасении на водах... :)


Как передать шершавость швартовного троса, его жесткую бугристую поверхность, намокшую от дождя?


На баке палубная команда какие-то работы проводила.


А мы тем временем погрузились под баковую палубу. А там, в носу, вот такой "стадион"


Вид из иллюминатора капитанской каюты. Светало в дождливом Петербурге... За чаем и разговором прошло не меньше часа.


Дорогой Капрал запечатлел красоту "Мудьюга".


И я, конечно же, тоже старалась поймать эту красоту...


...И все равно не поймала. Но то, что есть - теперь и ваше, друзья.

Учебные корабли проекта 887

Учебная база «Смольный»

Проект
Страна
Изготовители

Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное - 6120 ,
полное - 7270 т
Длина 138
Ширина 17,2 м
Осадка 5,5 м
Двигатели двухвальная, 2 16-ти цилиндровых дизеля
Мощность 16 000 л. с.
Скорость хода 20 узлов
Дальность плавания 9000 морских миль на скорости 14 узлов (запас топлива - 1050 тонн)
Экипаж 12 офицеров, 120 матросов + 30 преподавателей и 300 курсантов
Вооружение
Артиллерия 2 × 2 - 76,2-мм АК-726 ,
2 × 2 - 30-мм АК-230
Противолодочное вооружение 2 × 12 РБУ-2500 «Смерч» (128 РГБ)

Учебные корабли типа «Смольный», проект 887 Учебные корабли проекта 887 - «Хасан» , «Перекоп» и «Смольный» построены на польских верфях в 1976-1978 годах. «Перекоп» и «Смольный» находятся в строю и базируются в Кронштадте . «Хасан» был списан и разделан на металл.

Основные ТТХ

Водоизмещение: стандартное 6120 т, полное 7270 т
Длина: 138 м
Ширина: 17,2 м
Осадка: 5,5 м
Скорость: 20 узлов
Дальность плавания: 9000 миль на скорости 14 узлов (запас топлива 1050 тонн)
Автономность: 40 суток
ГЭУ: двухвальная, 2 16-тицилиндровых дизеля, 16000 л.с.
Вооружение: 2 x 2 76-мм АК-726 , 2 x 2 30-мм АК-230 , 2 x 12 РБУ-2500 (128 РГБ) 2 РБУ-6000
РЛС: обзорные РЛС «Волга», «Дон-2», «Миус», РЛС обнаружения целей МР-310 «Ангара-М», РЛС управления огнём МР-105 «Турель» (АК-726) и МР-104 «Рысь» (АК-230)
ГАС: подкильная ГАС «Шелонь»
Экипаж:12 офицеров, 120 матросов + 30 преподавателей и 300 курсантов

Представители проекта

Название Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания
приёмного акта
Статус
«Хасан » 1979 1980 Выведен 1999.Разделан на металлолом
«Перекоп » 11 декабря 1976 12 ноября 1977 в составе ДКБФ
«Смольный » в составе ДКБФ

Изображения

    Perekop2010-SPb-1.jpg

    Perekop2010-SPb-2.jpg

Напишите отзыв о статье "Учебные корабли проекта 887"

Ссылки


"Смольный" - учебный корабль проекта 887.

Место базирования

Балтийский флот, Кронштадт.

Постройка

Корабль построен на Щецинской верфи в Польше. Вошел в состав флота в июне 1976 года.

Вехи

6 раз признавался лучшим кораблём Ленинградской военно-морской базы, 8 раз признавался лучшим кораблём соединения.

С осени 2010 года прошел капремонт на заводе "Флотский арсенал" в порту Варны. Произведен капитальный ремонт главного двигателя и вспомогательного корабельного оборудования, частично заменены корпус и обшивка корабля. Условия обитаемости корабля для экипажа и курсантов приведены к современным стандартам.

30 августа 2013 года корабль вернулся в главный пункт базирования Кронштадт после ремонта.

20 мая 2014 года,возвращаясь из дальнего морского похода, при швартовке в Кронштадте кормовую часть. После этого на корабле .

30 июня 2014 года корабль во французский порт Сен-Назер российские экипажи строящихся вертолетоносцев типа "Мистраль" и служил им плавучей казармой. 18 декабря корабль с российскими моряками покинул Сен-Назер и 30 декабря в Кронштадт.

3 июля 2015 года корабль вышел из Кронштадта. Сообщалось, что он отправился в Севастополь. Однако в конце июля он зашел в порт Луанда (Республика Ангола).

В июле 2016 года в учебный поход в Черное море с более чем 300 курсантами на борту.

Тактико-технические характеристики и размеры

Стандартное водоизмещение – 6120 тонн, полное водоизмещение – 7270 тонн, длина – 138 метров, ширина – 17,2 метра, осадка – 5,5 метра, скорость – 20 узлов, экипаж – 12 офицеров, 120 матросов. В учебных целях корабль принимает на борт порядка 30 преподавателей и 300 курсантов.

Вооружение

2 реактивные бомбометные установки РБУ-2500, 2 спаренные 76 мм артиллерийские установки АК-726, 2 спаренные 30 мм артиллерийские установки АК-230.