Язык мяо. Хмонги в Лаосе

Народность Мяо является одним из немногих национальных меньшинств, которое имеет обширную численность населения, проживающую на и за пределами материкового Китая. Разбросанная по всему миру, Мяо диаспора находится на пяти континентах и во многих странах, включая Таиланд, Лаос, Вьетнам, Францию, Великобританию, Канаду, Австралию, Соединенные Штаты, а также другие. В Китае они населяют значительную территорию земли в юго-центральной части Китая, в том числе поселения в Гуйчжоу, Хунань, Юньнань, Сычуань, Гуанси, Хубэй и Хайнань провинции. Около четырех миллионов людей этого меньшинства проживают в современном Гуйчжоу, население, которое насчитывает более половины Мяо в Китае. Согласно переписи населения, представители данной этнической группы располагаются в сельской и городской местности, населяя префектуру и уезды Гуйчжоу. Познавательные туры о меньшинстве компании Чайна Хайлайтс предоставляют туристам прекрасную возможность для изучения древней культуры меньшинств.

Люди часто говорят о провинции Гуйчжоу, как о "основном месте проживания национальности Мяо". На территории Гуйчжоу, большинство населения Мяо находится в юго-восточной области Гуйчжоу и автономном округе Дун. Тай область имеет самую высокую концентрацию Мяо народности, что составляет 97% в процентном соотношениии и называют "первый уезд национальности Мяо". Остальная часть населения распределяется между менее концентрированными округами провинции.

На юго-востоке Гуйчжоу, численность населения Мяо составляет более 25% от общего числа людей этой этнической группы в Китае. Эта подгруппка людей в основном обитает в отдаленных горных районах вдали от города в сплоченном деревенском поселении. На самом деле, они редко проживают в деревнях, состоящих из любой другой национальности, кроме своей собственной.

Обычаи

Клейкий рисовый пирог является традиционным десертом и служит главным блюдом в потреблении, когда мужчина и женщина влюбляются друг в друга и женятся. Он также используется в качестве угощения как в своего рода день святого Валентина для тех, кто хочет выразить свои чувства. Например, Мяо девочки и мальчики Хунань дарят друг другу клеевые рисовые тортики на котором рисуется уточка-мандаринка как символ любви. Во время проведения свадебного обряда ведущий просит жениха и невесту вкусить клеевый рисовый пирог на котором изображены дракон, феникс и фэн-кукла. Кроме этого, на церемонии бракосочетания жених и невеста должны выпить алкогольный напиток Цзяобэй со специальных чашек. В процессе этого они скрещивают руки и пьют вино из своей чаши.

  • Свадебные традиции различных этнических групп по своему различны и уникальны. Музей Гуйчжоу брачных обычаев этнических меньшинств, является единственным в своем роде музеем в Китае, который представляет брачные обычаи этнических меньшинств.

Фестивали


Дата проведения : с 16 по 20 день первого лунного месяца
Место : Кайли в провинции Гуйчжоу

Фестиваль Люшен является наиболее значимым празднеством меньшинства Мяо. Он популярен в Гуйчжоу, Юньнань и Сычуань провинции. Праздник Люшен в Кайли, знаменитом туристическом центре в провинции Гуйчжоу, считается одним из величайших празднований Мяо.

Сестринский праздник пищи
Дата проведения: с 16 по 18 день третьего лунного месяца
Место: район Тайцзян и город Сидун в юго-восточной области Гуйчжоу

Этот фестиваль представляет собой празднование любви (аналогичен Дню Святого Валентина на западе). Он отмечается народом Мяо в провинции Гуйчжоу, в особенности в районе Тайцзян и округа Цзяньхэ вдоль берега реки Циншуи. Это старейший праздник Дня азиатского Святого Валентина.

Согласно обычаю людей данной этнической группы, десятый лунный месяц является началом нового года. Поэтому этот праздник является самым важным для людей мяо, и, как правило, отмечается приблизительно в это время. Но, тем не менее, точная дата меняется каждый год, и становится известной за один или два месяца до наступления этого дня.

Празднование этого Нового Года в Лейшань, провинции Гуйчжоу является величайшим из праздников Мяо. В ходе мероприятия туристы могут насладиться просмотром очаровательных обычаев людей Мяо, которые воплощают себя через различные виды этнической деятельности. Такой как фестиваль парад, на котором присутствуют Мяо девушки и женщины в традиционных костюмах, играет традиционная музыка Люшэн (своего рода музыкальный инструмент, сделанный из бамбука), коррида, скачки, и, конечно же, много песен и танцев.

В Китае много национальностей и на протяжении длительной истории у каждой из-них сложился свой образ жизни, отражающийся в особенностях питания, одежды, в обычаях и обрядах. Особенно интересна национальность Мяо (мяочан).

Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для названия ряда не всегда родственных между собой народов Южного Китая. Начиная с конца 1-го тысячелетия н. э. он связывается преимущественно с предками современных мяо. Переселения мяо не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до начала XX века.

Одна из версий происхождения названия «мяо» (Bernatzik, 1970) утверждает, что оно восходит к мяуканью кота, якобы диалект Хмонгов (самоназвание; они же Мяо в КНР) напоминал китайцам именно этот звук. Хотя одна старая китайская работа по истории (Mong-Tse) сравнивает язык мяо с плачем, или криком гиены. Ещё одна версия предполагает, что иероглиф и название может восходить к «кошачьей цепкости», указывая на то, что мяо искусные скалолазы...

Мяочане - одна из древнейших народов Юго-Восточной Азии. Историческая область его формирования — Гуйчжоу. В Южном Китае предки мяо известны со 2-го тыс. до н. э. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени “наньмань” , среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку - Чи Ю , который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с Хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, з анимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая.

Мяо славились как бесстрашные воины и имеют богатую самобытную культуру.
Согласно мифологии племя Мяо произошло от собаки. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что тому, кто победит вождя врагов он отдаст в жены свою дочь — принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — Мяо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних Мяо на уши собаки, у других на головной убор принцессы.

Общепризнано, что предки народа мяо внесли значительный вклад в развитие восточноазиатской цивилизации. Некоторые этнографы считают даже, основываясь на исторических хрониках, что именно мяо явились создателями такого способа выращивания сельскохозяйственных культур, как поливное земледелие. Подтверждением этой гипотезы, по их мнению, может служить сам иероглиф «мяо», состоящий из компонентов «поле» и «трава», что в сочетании означает «ростки риса».

Со времен династии Хань мяочане населяли запад Хунани, запад Хубэя, восток Сычуани, восток Гуйчжоу. Войны, голод, нужда, болезни, а также высокие рождаемость и плотность населения, истощенность возделываемых земель и другие причины вынуждали мяочан без конца перемещаться в другие места. В Юго-Восточную Азию мяо продвинулись из Китая в 13—15 вв. Это приводило к обширной расселенности, а также значительным различиям в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированному уровню социально-экономического развития этой народности.
Мяо, народ, живущий крупными и малыми компактными общинами, а также в смешанных общинах с другими национальностями в провинциях главным образом Южного Китая (Хунань, Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанский автономный район, Сычуань, Юньнань), каждая из которых имеет своё самоназвание (му, монг, гусу, амои, гамэ) (в другом источнике встретила такие самоназвания му, мэн, мао, госюн, дайсоу. Трудности перевода?), частично — в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма), где они называются мео. Общая численность около 11 млн. чел. Мяо — пятая по численности среди 56 этнических групп, официально признанных в Китайской Народной Республике, и одна из 54 этнических групп во Вьетнаме.
Предки яо и родственных им мяо - древнейшее население юга Восточной Азии. В культуре яо прослеживаются связи с австронезийскими народами. Разделение яо и мяо могло быть вызвано продвижением в Индокитай с севера тайских (чжуан-дунских) народов в 1-м тыс. до н.э. С 13 до 20 века яо продвигались на юг и запад, расселялись разбросанно среди народов Индокитая.
В некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде, либо местам обитания, например: “мяо в длинных юбках”, “мяо в коротких юбках”, “красные мяо”, “черные мяо” и т.д.

Основное традиционное занятие - террасное поливное, пашенное заливное, подсечно-огневое и мотыжное земледелие (рис, батат, маниока, кукуруза, гречиха, конопля и др., а также такие технические культуры как тунг, рапс и лекарственные растений - пузатка высокая, эвкоммия и т. д.). Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Современные мяо заняты также в промышленности, сформировалась национальная интеллигенция.

Основа пищи — рис, мясо, рыба, масло растительное.

Поселения расположены по склонам гор. Традиционное жилище — свайное или прямоугольное, стены - преимущественно деревянные, а также из бамбука, глинобитные или из щебня, крыша двускатная, на юге - из соломы или пальмовых листьев, на севере - черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний — жилой.

По уровню развития социально-экономических отношений мяо мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимическому принципу.

Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Брачное поселение патрилокальное. Известны обычаи выкупа и отработки на невесту, гадания и толкование снов, «лунные» танцы и др. церемонии. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца.

Мяо до сих пор сохранили старые традиции, во главе деревни стоит старейшина, которого называют "Шань цзя". Мяо носят традиционную одежду, у них свои танцы, песни, свадебный обряд. Во время праздника "Праздник третьего марта" Мяо исполняют народные танцы "Праздник сестёр" и т. д.

Мяо создали богатый фольклор, они славятся своими песнями и танцами. Но ни одна деревня, ни один праздник и ни один мужчина не может обойтись без музыкального инструмента под названием лушэн, который является разновидностью шэна . Этот музыкальный инструмент представляет собой несколько соединенных между собой бамбуковых трубок, по своему устройству напоминает волынку. Человек дует в одну трубку и закрывает пальцами определенные отверстия на других. Обычно трубок всего шесть, но могут быть разные вариации. Конечно же звучание лушэна зависит и от рук мастера, который его делал, и от человека, который на нем играет. Лушэнов может быть два вида, два «голоса» — женский и мужской.

Лушэн

Когда поздравляют стариков с днем рождения или проводят их в последний путь, тоже положено приносить серебро. И в настоящее время мяочане, живущие в районах провинции Хунань и Гуйчжоу, по-прежнему украшают себя большим количеством серебра. По этому признаку их легко отличить от других национальностей Китая.

В провинции Гуйчжоу и на западе провинции Хунань серебреные украшения очень характерные: с еребряные головные уборы, расчески, серьги, кулоны, шейные обручи, ожерелья, браслеты, кольца и т.д. Технология изготовления серебряных украшений у мяо довольно проста, но все-таки они очень изящны.

Традиционно была вера в добрых и злых духов, в каждом предмете имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, шаманство, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со второй половины XIX века работу вели католические миссии. У мяочан распространен анимизм и традиционные верования.

У мяо свое летоисчисление. В Новый год, который приходится на период сентябрь-декабрь по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.

Говорят на языках мяо группы мяо-яо. Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. В некоторых диалектах у хмонгов может быть до 12 тонов, которые в свою очередь подразделяются на несколько регистров (может быть ровный высокий тон, ровный средний тон, ровный низкий тон и т.д). В начале XX в. христианские миссионеры делали попытки создать для языков мяо письменность. В 1956 для китайских мяо на латинской графической основе были разработаны три вида письменности для че тырех диалектов языка мяо с буквенным обозначением тонов в конце каждого слога. Аналогичная письменность для языка мяо во Вьетнаме существует с 1961 (в основу был положен диалект хмонг ленг — "разноцветных хмонгов").

Для языков яо существовала также традиция записи фольклорных произведений с помощью видоизмененных китайских иероглифов. Ранее существовало оригинальное пиктографическое письмо языка патхен, которое впоследствии было утрачено.

Мяочанский язык относится к языковой ветви мяо языковой группы мяо-яо китайско-тибетской языковой семьи. Имеется три диалекта мяочанского языка, которые в свою очередь делятся на многочисленные наречия. Живущие в смешанных общинах представители национальности мяо владеют также китайским языком или языками народностей дун и чжуан.

Горная гряда Хоанглиеншон, простирающаяся из северного Вьетнама через Лаос и северный Тайланд вплоть до Мьянмы - вожделенные земли для исследований этнографов. Ну а меня особенно в этой гряде поразила часть, относящаяся к северо-западному Вьетнаму, именно - район Сапа, где живут уже несколько сотен лет горные племена Индокитая - черные и цветные хмонги. Первая волна миграции хмонгов во Вьетнам со своей родины – долины реки Янцзы – хлынула более 300 лет назад. А сегодня хмонгов уже 53 процента от общего населения гор Вьетнама: около 20 000 человек (во Вьетнаме же всего 800 000 жителей). По-другому, хмонгов можно назвать горцами Вьетнама.
Именно так их когда-то называли французы - «монтаньяры» - горные люди.

Американцы, вторгшись во Вьетнам, постарались заручиться поддержкой "монтаньяров": ведь хмонги знают джунгли и окрестные горы, как свои пять пальцев. Однако горцы жестоко расплатились за свою помощь иноземным захватчикам. К завершению войны более 200 000 «монтаньяров» были уничтожены Вьетминем.

Вьетнамцы, «вьеты» - как самые предприимчивые, деятельные и воинственные жители региона, - предпочитают селиться в долинах. Людей же из горных племен "вьеты" зовут «мой» - дикари. Различные условия жизни превратили родственные племена в два абсолютно несхожих народа.
Хмонги и в эпоху всеобщей глобализации и агрессивного наступления цивилизации продолжают вести натуральное хозяйство, основанное на подсечно-огневом земледелии. Главные для них культуры питания - рис и кукурузу - хмонги выращивают на террасированных склонах гор. На выжигаемых участках леса сеют рожь и лен, из которого производят ткань для своей национальной колоритной одежды. С болезнями борются настойками, припарками и отварами из выращиваемых традиционных лекарственных растений. Кроме того, хмонги держат различных домашних животных: от крупного рогатого скота до цыплят и собак.

По традиции женщины занимаются домашним хозяйством, а мужчины охотятся.

Каждые выходные на этнический рынок в Сапу съезжаются жители из дальних и ближних деревушек. По субботам на рынок приходят красные "дао", по воскресениям - он во владении хмонгов. Главные товары: сельскохозяйственные, а так же изделия из дерева и бамбука, серебряные украшения и домотканые вышитые национальные костюмы. Хмонги могут узнать, из какой деревни человек, по вышивке на воротнике и рукавах. Одежда хмонгов - это настоящее культурное сокровище - главный и самый оригинальный сувенир, который только можно привезти из Сапы. Но рынок - это не только место для купли и продажи. Это еще и площадка для встреч молодых людей с претендентами на руку и сердце.

Горные люди твердо уверены, что все члены одной семьи должны жить в одном доме и поддерживать друг друга даже ценой собственной жизни, если потребуется. Внутрисемейные браки здесь запрещены. Зато часто случаются «хай пу» - церемонии обручения для бедных: если родители одобряют выбор дочери или сына, но не могут оплатить свадьбу, молодые влюбленные тайно встречаются в особом месте, после чего жених ведет избранницу к себе в дом уже как официальную жену.

Ну а мне посчастливилось присутствовать на свадебной церемонии представителей красных дао и черных хмонгов. Оба племени живут в мире и дружбе друг с другом и браки между племенами нередки. Свадьба запомнилась мне песнями и танцами хмонгов в темных сине-черных национальных одеждах. Особенно поразило, когда певцы, не прекращая танцевать и петь, еще и ухитрялись жонглировать высоко в воздухе несколькими шарами.

Хмонги - язычники. Они веруют в духов и демонов, и в течении года проводится множество весьма сложных обрядов. Ну а для лечения болезней и продления жизни в племени эффективно пользуются древней мудростью народной медицины. Рецепты передаются из поколения в поколение знахарей и целителей. Многие семьи так же бережно хранят старые рукописные лекарственные книги, записанные китайскими иероглифами.

Деревни хмонгов состоят из 5-7 домов, выстроенных прямо на земле. Дом обычно из трех комнат, с глиняными или бамбуковыми стенами и деревянным полом и с крышей из рисовой соломы.

Если вы хотите увидеть музыкально-певческую культуру хмонгов, которая очень интересна, приезжайте сюда во время племенных фестивалей-праздневств. Главный фестиваль племен празднуется в Сапе во время празднования вьетнамского Тэта (Нового года) – в январе-феврале. А в сентябре-октябре проходят фестивали в честь сбора урожая.

Из района Сапа, с гор, я уезжала с надеждой обязательно вновь вернутся в этот суровый край джунглей, чтобы вновь оказаться среди людей, не отягощенных современных цивилизацией, привыкших полагаться только на себя.

В Китае и за его пределами проживает народ, который очень трепетно относится к серебру. Эта народность проживает в южной и центральной части страны и достаточно многочисленна - насчитывает около 8 миллионов человек. Предками этого народа называют племя Шиюу. Ими в свое время было организовано царство в низовьях Янцынзы. В дальнейшем они мигрировали на юг.

Народ Мяо имеет свой язык, но в последнее время представители все чаще изъясняются по-китайски. Отличает представителей Мяо, особенно женщин, любовь к серебру. Оно символизирует чистый свет, благосостояние, здоровье.

Мастера ювелирных дел Мяо достигли особых вершин в обработке этого металла. Используются различные техники для изготовления изысканных и в тоже время массивных украшений - выдувание, ковка, резьба, плетение. Самыми распространенными изделиями являются гребни, гривны, сережки, перстни и т.д.

Среди тематики, используемой в украшениях Мяо более представлена растительная и животная тема

Чем больше серебряных украшений на девушке, тем она считалась более привлекательной. Когда в семье рождалась девочка, необходимо было собрать набор серебряных украшений весом минимум 15 кг. Родители должны были это делать обязательно, даже если они залезут в долги.

Что включает в себя комплект для юной дивы?

— Оберегающий знак;

— Ожерелье, сделанное из ажурных колец;

— Высокая корона;

— Массивный пояс;

— Серьги, кольца, браслеты.

Кроме этого для брачных церемоний предусмотрены особые наряды, расшитые серебряными нитками и нашивками из настоящего металла.

Это невероятно – есть такой народ Мяо.
В Юго-Восточной Азии, а именно на юге Китайской Народной республики, на севере Вьетнама, в Лаосе, Камбодже проживает народ Мяо (хмонги). Люди небольшого роста, азиатского телосложения. Традиционная вера у мяо - это вера добрых и злых духов. Культ предков. Численность хмонгов около 12 миллионов, но мало кто знает о них.
Название мяо происходит от того что диалект бутто-бы напоминает мяуканье кошки и потому, что они очень ловкие, выносливые и хорошо лазят по горам и скалам. Хотя сами мяо не любят это название и предпочитают называть себя хмонгами.
Проживают Мяо в основном в отдалении от больших городов, небольшими деревнями, подальше от чужой культуры и суеты. Так они сохраняют свою самобытность. Строят дома на склонах гор на сваях - из дерева, тростника или глины, крыши покрывают соломой. Дома обычно двухэтажные низ приспособлен для скота, а наверху живут люди. Занимаются земледелием, выращивают рис, овощи, бобы, кукурузу. Поля хмонги распахивают на террасах по склонам гор. Выращивают скот, собирают дикие растения, ягоды, плоды. Рубят лес на строительство домов и на продажу. Промышляют охотой. Питаются в основном рисом и овощами, мясо и рыбу едят редко.
Делятся хмонги на 5 племенных групп, но не по этническим признакам, а по цвету женской одежды. Синие, белые, черные, красные и пестрые.
Так у Синих мяо в женской одежде преобладает синий цвет, много вышивки, аппликаций.
Красные обязательно носят на голове тюрбан красного цвета.
У черных в одежде много черного цвета и к тому же на свадьбы и праздники женщины делают себе огромные головные уборы из волос предков. На протяжении жизни женщины собирают выпавшие волосы, а затем из этих волос делают головной убор в виде рогов.
Белые Мяо ходят в белых юбках. И наконец, пестрые хмонги носят разноцветную одежду и пестрые головные уборы.
Но самые яркие костюмы Мяо делают для своих детей. Яркие шляпки с помпончиками, шарфики, юбочки все украшено вышивкой и аппликациями.
Мужчины носят короткие штаны и куртки. Повседневная одежда у женщин - двубортная кофта и несшитая юбка, т.е. оборачивают ее вокруг себя и завязывают.
Живут хмонги большими семьями вместе с родителями, братьями, сестрами, бабушками и дедушками. Мужчины мяо выполняют всю тяжелую работу по дому, в поле, рубят лес. А женщины занимаются творчеством, шьют, вышивают. Ухаживают за детьми и выполняют не сложную работу по дому
А как Мяо любят украшения. Особенно серебро. Можно сказать, что у хмонгов прямо-таки культ серебра. Делают из него всевозможные украшения, расшивают серебром одежду. Делают из серебра разные головные уборы, которые могут весить до 10 килограммов. Головные уборы делают различной формы и в виде рогов и напоминающие шары одуванчиков.
Повсюду в туристических районах Южного Китая, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи можно увидеть женщин хмонгов торгующих изделиями из серебра, одеждой с вышивкой, сумочками, кошелечками, тапочками и мелкими сувенирами. Продажа изделий единственный источник доходов для них.
Мяо улыбчивый, доброжелательный, гостеприимный народ. На острове Хайнань и во Вьетнаме есть туристические маршруты в деревни народов Мяо. Туристы могут познакомиться с повседневной жизнью этого народа и купить сувениры на память.