Лицевые протезы. Протезы, замещающие дефекты лица. Типология лицевых протезов

Ты никогда не показывал своё лицо. Никогда, никому, нигде. Ты постоянно его скрываешь этой белой штуковиной. Многие думают, что тебе просто нравится носить эту маску, что это косплей какого-то персонажа из ужастика или хоррор-игры... Да, прости... Не маска, а протез. Я же знаю, что ты не любишь, когда твой протез называют маской. Ты просто этого не выносишь! Ты злишься, однако только сквозь зубы проговариваешь, что это протез. Когда я впервые увидела тебя, я сразу же хотела спросить про твоё лицо. Сказав, что это маска, я ошиблась. Тогда мы уже переключились на другую тему. Я узнала, что тебе тоже нравится металл, как и мне, что ты переехал сюда с отцом. Тебе понравились мои картины. Мне, конечно же, стало приятно. Я поняла, что мы подружимся. И мои ожидания оправдались: мы стали ходить в одну школу, сидели за одной партой, ходили в разные кафешки и парки, делали уроки в квартире одного из нас, проводили время вместе. Однако ты ещё ни разу не показывал мне своё истинное лицо, хоть я тебя просила много раз. Конечно, мы иногда ссорились из-за этого, но уже через два-три дня мирились, ведь мы не могли друг без друга долгое время. Однако, я помню один случай, после которого ты просто уходил прочь каждый раз, когда кто-то просто скажет слово "протез". Это было где-то месяц назад. Ты шёл по пустеющему этажу школы в то время, когда я стояла где-то за углом. Неожиданно из какого-то кабинета вышли одиннадцатиклассники, где-то людей три-четыре. Заметив тебя, они стали приближаться. - Йоу, чувак, почему ты всё время ходишь с этой маской?! Да брось, если это костюм, то он хреновый, мягко говоря, - сказал один из них, слегка подтолкнув тебя. - А? Эм... Это... Протез... - проговорил ты, начиная отходить. - Протез? У тебя чё, лица типа нету? - они стали окружать тебя. - Я-я б-бы не хотел об этом г-говорить, эт-то личн-ное... - Личное, говоришь? А чего ж ты тогда ходишь по школе, и на тебя все пялятся? Тебя, видимо, все жалеют, так ведь? Быстро показал своё лицо! Посмотрим, кто ты на самом деле! Неожиданно я не выдержала и выбежала из угла. Я увидела, что эти придурки уже сняли с тебя протез, и лица у них были в ужасе. - Не трогайте его! - прокричала я, оттолкнув старшеклассников, - Зачем вам вообще нужен это протез? Ты прижался ко мне, обняв за талию, ибо ты был низковатым. Старшеклассники лишь быстро ушли, однако я смогла услышать их шёпоты, такие как "Ты видел его рожу?", "Ужас…", "Лучше бы мы его не трогали...", "Он будет мне в кошмарах сниться!". - Сал, эти придурки не навредили тебе? Всё хорошо? - обеспокоено спросила я, крепче обняв тебя. - Всё нормально... - сквозь слёзы проговорил ты. - Ты уверен? С твоим лицом хуже не стало? Я уже хотела посмотреть, всё ли в порядке, но ты оттолкнул меня. Я чуть ли не потеряла равновесие, но прижалась к стенке. Когда я посмотрела на тебя, ты уже был с протезом на лице. - Прости, Ларри, я не хотел. Просто... - Я понимаю, брат, всё нормально... Я случайно... Больше мы не разговаривали о протезах, однако ты чувствовал себя некомфортно, когда я смотрела тебе прямо в глаза. * * * Вечер. Погода на улице хорошая. Деревья качаются, шурша листьями. Небо розово-оранжево-жёлтое, похожее на какой-то коктейль, а в самом верху уже тёмно-синее. Там начали появляться первые звёздочки, похожие на рассыпанные жемчужные бусинки. В домах начали включать свет. Машин на дорогах становилось больше, ведь все торопились домой. Голубоволосый парень в протезе шёл по коридору четвёртого этажа. Ему хотелось прогуляться по дому, нагулять аппетит перед ужином. Неожиданно он услышал звук прибывания лифта. Из кабины вышла знакомая высокая фигура. - Л-Ларри? - поднял голову подросток, подходя к лифту. - О, здравствуй, Сал, я как раз тебя искала... Ты никуда не торопишься? - Да нет вроде, решил прогуляться немного, делать нечего... - Мог бы и ко мне зайти, раз уж ты без дела! - девушка слегка надулась и скрестила руки на груди. - Ладно, куда тебе там надо было? - цокнул Салливан и подошёл к девушке. * * * - Ларри, что мы делаем на крыше?! С крыши пятиэтажного дома можно посмотреть куда-то вдаль, на парк, который находился рядом. Вдалеке виднелась школа, в которой Ларри и Сал учатся. Прохладный ветерок приглаживал волосы парня и русоволосой. - Хорошая погода, не так ли? - подняла голову девушка, скрестив руки на груди. - Ларри, а... Зачем мы пришли именно на крышу? - спросил Сал, который уже собирался уходить. - Тебя здесь никто не увидит, кроме меня, Ларри встала перед лучшим другом, таким образом не дав ему уйти. Она наклонилась, на что Салли немного сглотнул. - Покажи мне своё лицо... - шёпотом произнесла девушка, проведя тыльной стороной ладони по протезу. - Л...Ларри! Мы же договорились, что больше такого не будет! - он попытался вырваться, но Ларри крепко держала его за руку. Неожиданно Ларри стянула протез с лица друга. Лицо Салли было всё в крови, шрамах, порезах. На глазах голубоглазого начали появляться слёзы, которые вскоре потекли по его страшным на вид щекам. - С-Сал? Т-ты п-плачешь? - слегка наклонилась русоволосая, чтобы смотреть другу прямо в глаза. В ответ Салливан лишь только отвернулся, закрыв лицо руками. Некоторое время Ларри слышала его всхлипы, но вдруг в один момент он притих. - Салли... Всё нормально? Я... Прости... - девушка подошла к нему. - Наверное, ты теперь не хочешь меня видеть... - Салливан взял протез из рук подруги, однако пока не надевал его себе на лицо, - Все, кто видел моё лицо, убегали от меня и больше со мной не разговаривали... Помнишь тех старшеклассников? - Те, которые к тебе приставали месяц назад? Но... Больше ведь такого не повторялось… - Однако они умудрились рассказать о том случае практически всей школе. Теперь, когда я хожу по коридорам, все стараются сторониться меня. Куда я ни повернусь – все сразу же уходят прочь. Когда меня подсаживают к кому-то на парту, тот закрывается от меня учебником, двигается от меня настолько, насколько позволяет граница стола. Когда я сажусь с кем-то за стол в столовой, то мои соседи либо отсаживаются на другой стол, либо вообще уходят из столовой. Чувствую себя лучше за пределами школы, когда люди не убегают от меня, а просто презрительно рассматривают. То есть, со мной больше никто не хотел общаться. А теперь ты... Увидев моё лицо, наверное, ты больше не хочешь меня видеть, перестанешь со мной общаться. Можешь идти... Сал подошёл к краю крыши. Солнце уже практически село, а звёзды уже напоминали пролитое молоко. Ветерок продолжал дуть. Машин на дорогах становилось всё меньше и меньше. - Постой, Сал. Что ты собираешься сделать?! - подбежала к нему Ларри. - А ты как думаешь? Всего-то спрыгну с крыши пятиэтажки... - Постой, не надо... Ларри взяла его за руку, притянула к себе и коснулась своими суховатыми губами его лба. - Л-Ларри? Ч-что ты х-хочешь этим с-сказать? - заикаясь от неожиданности спросил голубоглазый. - То, что мне всё равно, как ты выглядишь, - девушка положила свои руки на плечи Салливана, - Ты мне нравишься таким, каким ты есть. Как я могу перестать любить тебя, когда мы общаемся уже около года, всего лишь узнав, как выглядит твоё лицо? Это глупо, понимаешь? Повисло недолгое молчание. Ветерок продолжал дуть, однако он уже стал теплее, чем был несколько минут назад. Неожиданно Салли прижался к девушке, обняв её за талию. Его слёзы слегка мочили футболку девушки. - Ты единственная, кто нормально отнёсся к моей внешности. Я... Я тоже люблю тебя, Ларри... А тем временем уже стало совсем темно, и лишь только фонари освещали город. Солнца и след простыл. Звёзд на небе уже полным-полно, а где-то среди них мигали спутники. Машин уже практически не стало. Была видна таинственная луна, окутанная пеленой приближающегося тумана. - А ты права – погода сегодня действительно хорошая…

Примечания:

Запасные глаза я положила вам в карман ваших курток

Ещё работа этого автора

3

Фэндом: Летсплейщики Пэйринг и персонажи: Михаил/Илья , TheKrevedkoStyle Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Драббл - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа."> Драббл, 3 страницы, 1 часть Статус: закончен Метки:

Михаил идёт по городу из продуктового магазина и заходит в сквер. Там на скамейке он видит лишь одного человека.

Ещё по фэндому "Sally Face"

40

Фэндом: Sally Face Пэйринг и персонажи: Ларри Джонсон/fem!Сал Фишер Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Драббл - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа."> Драббл, 3 страницы, 1 часть Статус: закончен Метки: Гендерсвап - Работа строится на сюжетном тропе, в котором персонажи меняют заданный им в каноне пол или гендер на противоположный. Может носить как временный, так и постоянный характер. Персонажи в работе могут изначально быть другого пола/гендера или сменить его по ходу повествования." class="tag ">Гендерсвап Показать спойлеры

Он рисует то, что чувствует она. Она пишет о том, что чувствует он. Когда же, в конце концов, эти двое осмелятся встретится? Когда же два творца взглянут в глаза своей музы? Их инициалы на запястиях. Подсказка под носом. Но, чего же не хватает? Не хватает смелости просто поднять взгляд, оторваться от бумаги. Смелее, ведь судьба не столь терпелива, сколь вам кажется.

54

Фэндом: Sally Face Пэйринг и персонажи: Трэвис Фелпс/Эшли Кэмпбелл , fem!Сал Фишер/Ларри Джонсон , Тодд Моррисон , Меган Холмс Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Миди - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц."> Миди, 29 страниц, 15 частей Статус: закончен Метки:

И у Салли, и у Ларри,богатые родители.. Эти семьи соперничают, но дали себе обещание,что если дети друг друга полюбят,то они не будут препятствовать. И вот эти самые дети,попали в одну и ту же школу-интернат. Чем же это для них обернётся? Это будет неновисть? Или может любовь? Об этом можно узнать в моём фф. P.s. я попытаюсь вытянуть на миди,все же опыта у меня уже побольше. Если хотите предложить идею для фф,оставляйте заявки. Или пишите мне в лс. Я всем отвечу кто напишет. А теперь я пошла.

26

Фэндом: Макси - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц."> Макси, 4 страницы, 4 части Статус: заморожен Метки: Показать спойлеры

16-ти летняя девочка Салли Фишер, живёт в Апартаментах Эдисона вместе со своими родителями. Салли девушка Ларри Джонсона, самого красивого и крутого парня школы. У Ларри была лучшая подруга - Эш, которая влюбленна в Ларри. Сейчас Эш ненавидет Салли за то, что, она «забрала» у неё Ларри и Эш делает всё возможное что бы эта парочка рассталось.

Дефекты лица могут образовываться по причине ряда факторов, таких как удаление опухолей, особенно злокачественных, ранение различных участков лица, ожоги (термические, электрические, химические), врожденные дефекты и деформации лицевой области, последствия болезней (туберкулезная волчанка, сифилис) и др. Дефекты лица могут быть изолированными и сочетанными. Их устранение возможно путем пластических операций и протезированием. Протезирование показано при обширных и сложных по форме дефектах части лица (ушная раковина, нос). При отказе больного от операции протезируют также дефекты лица, имеющие небольшие размеры.

Пластические операции дают положительные результаты, однако они не всегда могут быть выполнены вследствие травматичности и продолжительности лечения, требующего целого ряда повторных оперативных вмешательств, прежде чем будет получен удовлетворительный эстетический эффект, что нередко является причиной отказа больных от этого метода лечения.

Противопоказания к проведению пластических операций:

1. ослабленное общее состояние организма;

2. неблагоприятные условия для приживления тканей создающиеся после удаления злокачественной опухоли и проведенного курса лучевой и химиотерапии;

3. опасность рецидива опухоли;

4. обширность дефекта части лица и его сложная форма (ушная раковина, нос);

5. преклонный возраст пациента.

6. дефекты лица небольшого размера в случае отказа больного от операции.

В этих случаях следует отдавать предпочтение ортопедическому методу лечения. Протезирование направлено на восстановление внешнего вида и речи пациента, защиту тканей от воздействия внешней среды, устранение слюнотечения и выпадения пищи, профилактику психических нарушений. Эктопротезирование заканчивает комплекс мероприятий по реабилитации пациентов с повреждением лица.

Протезы лица изготавливают из мягкой (ортопласт) или жесткой пластмассы на основе полиметилметакрилата - ПММА (АКР-7,-9, -10, ЭГМАСС-12), иногда применяют комбинацию пластмасс. Современные эктопротезы изготавливаются из материалов на основе силикона и ПММА. Для получения наилучшего эстетического эффекта, мягкие пластмассы окрашивают специальными красителями, которые подбираются по расцветке. Лицевой протез из же­сткой пластмассы окрашивают двумя способами. Лучший результат дает окрашивание протеза масляными красками. Второй способ заключается в добавлении в полимер красителей (ультрамарин, крон свинцовый, кадмий красный и др.) Опытным путем получают необходимый цвет протеза.

Механическая фиксация.

Эктопротезы укрепляют с помощью опра­вы очков, которая либо соединяется с лицевым протезом монолитно при помощи арматуры или быстротвердеющей пластмассой, либо делается съемной и соединяется с эктопротезом с помощью замковых приспособлений, например, магнитов. Для крепления эктопротезов используются также специальные фиксаторы, которые вводятся в естественные или специально созданные хирургическим путем ретенционные пункты, зажимы (как в слуховом аппарате), резиновая тесьма, проходящая под волосами от одного заушника оправы очков к другому. В ряде случаев фиксация эктопротеза производится при помощи винтообразного имплантата с шероховатой поверхностью, которая обеспечивает наилучшее соединение с костью.

Химическая фиксация. В качестве дополнительного метода фиксации эктопротезов используются также специальные адгезивы или театральный клей, которые при протезах лица небольших размеров (например, при замещении дефекта крыла или кончика носа), где другие методы креплений применить невозможно, являются основным способом фиксации.

Физическая фиксация. Сочетание имплантата с магнитными элементами упрощает конструкцию эктопротеза без снижения качества фиксации и позволяет полностью избежать опасности инфицирования имплантата благодаря сохранению целостности кожных покровов.

Все лицевые протезы готовят на модели лица (гипсовой маске). При моделировании эктопротеза сверяются с фотографиями пациента, учитывают форму лица, антропометрические данные, симметричность парного органа, учитывают личные претензии и пожелания.

Эктопротезы лица:

1) протез орбиты и носа с фиксацией на оправе очков.

2) протез носа (из жесткой пластмассы с прокладкой и вкладышами в носовые ходы из мягкой пластмассы)

3) протез носа с фиксацией на оправе очков

Протез уха , укрепленный на филатовских стеблях:

а) филатовские стебли, заготовленные из кожи;

б) металлическая пластинка;

в) протез уха с магнитами.

Замещающий протез при дефектах мягких тканей приротовой области (по Б.К.Костур и В.А.Миняевой).

Фиксация протеза осуществляется при помощи цельнолитого назубного каркаса с окклюзионными накладками – шины, при интактном зубном ряде, и шины-протеза - при частичном отсутствии зубов. Внутриротовая часть эктопротеза может быть использована как формирующий аппарат при отсроченной остеопластике, а после нее как замещающий протез.

При обширных дефектах лица, наличии рубцово-изменен ной ткани вокруг дефекта, ослаблении общего состояния больного или его отказе от оперативного вмешательства применяют ортопедические методы лечения - лицевые протезы. Для нх изготовления необходимо получить слепок со всего лица и на отлитой модели (маске) формировать недостающую часть лица с помощью воска или пластилина.

Методика снятия слепка. Больному придают горизонтальное положение, в носовые отверстия вставляют резиновые трубки (или плоскую трубку между губами) и смазывают вазелином волосистые участки лица. Голову и шею покрывают простыней, оставляя открытыми лицо и подбородок. Дефект лица заполняют марлевыми салфетками, оставляя открытыми только его края. Затем жидким гипсом заливают лицо в определенной последовательности (лоб - веки - нос - щеки - губы - подбородок), создавая слой толщиной 1 -15 см. После затвердения гипса слепок снимают, кладут в мыльный раствор на 15-20 мин и отливают модель-маску.

Изготовление протеза носа по И. М. О к с м а и у. На гипсовой маске моделируют воском или пластилином нос, ориентируясь на фотографию больного до образования дефекта и согласуй с ним форму и размеры протеза, Затем с восковой репродукции снимают гипсовую разборную форму, состоящую из 2-3 частей, соединяют ее.

и внутреннюю поверхность покрывают слоем воска толщиной I - !,5 мм, образуя шаблон будущего протеза.

Для более плотного прилегания краев протеза к поверхности кожи на гипсовую маску по краям дефекта кистью наносят слой расплавленного воска шириной 5-10 мм и к нему приклеивают восковой шаблон протеза. После необходимой коррекции восковую репродукцию протеза носа заменяют эластической и твердой пластмассой.

Укрепление протеза носа на лице может быть осуществлено или посредством пружины внутри носовых отверстий, или при помощи очковой оправы. Для использования очковой оправы в основании протеза носа и дужек очков просверливают бором отверстия или щели, в которые вставляют шплинты, разгибающиеся изнутри протеза.

Изготовление комбинированных.

челюстно-лицевых протезов. При сочетании дефектов лица и челюстей применяют комбинированные челюстно-лицевые протезы, соединенные между собой с помощью пружинящих металлических стержней в сочетании с очковой оправой. Такой вид крепления обеспечивает достаточную фиксацию протеза и некоторую его подвижность при сокращении мимической мускулатуры.

Изготовление. Сначала изготовляют челюстной протез, в который вваривают две круглые муфты диаметром 3 мм и после его наложения на челюсть снимают слепок лица для получения отпечатка передней поверхности челюстного протеза. Удалив протез из полости рта и прикрепив его к слепку лица в нужном положении, отливают модель-маску. На маске моделируют недостающие части лица, вставляют в трубки челюстного протеза стержни из нержавеющей стали в виде слегка разогнутых прутиков, спаянных на одном конце. Другие концы стержней вмонтированы в лицевой протез, изготовленный по вышеописанной методике из эластической или твердой пластмассы.

ПРОТЕЗЫ, ЗАМЕЩАЮЩИЕ ДЕФЕКТЫ ЛИЦА

Дефекты мягких тканей лица, как правило, восстанавливают путем пластических операций местными тканями или пересадкой филатовского стебля. Однако в ряде случаев, когда хирургическое восстановление противопоказано или подготовка стебля значительно затягивается, прибегают к восстановлению с помощью протеза. Трудности такого замещения дефектов мягких тканей лица заключаются в том, что приходится создавать недостающие части лица при отсутствии достаточных ориентиров.

Протезы лица изготовляют из пластмассы.

Способы укрепления протезов зависят от характера дефекта, его размеров и локализации. Протезы носа с верхней губой или с частью прилегающей щеки в большинстве случаев укрепляют при помощи очков. Если зубы, граничащие с дефектом лица, отсутствуют, изготовляют зубной протез, к которому припаивают различные приспособления для соединения с протезом лица (крючки, трубки со стержнями, кольца, каппы и др.). Трубки и стержни изготовляют из нержавеющей стали по изложенной ранее методике. Если протез будет укреплен на одном стержне, стержень и трубка должны быть четырехгранными; при использовании двух стержней они могут быть круглыми. Необходимые приспособления припаивают к протезу и готовый зубной протез надевают больному.

Для изготовления протеза лица снимают гипсом маску и отливают гипсовую модель. Если протез лица будет укреплен на зубном протезе, то во время снятия маски необходимо получить отпечаток этого протеза, чтобы вставить его в маску и отлить общую гипсовую модель. На фиксирующие приспособления зубного протеза надевают укрепляющие части для лицевого протеза и начинают формирование протеза лица из моделировочного воска. При отсутствии глаза одновременно подбирают протез глаза по цвету оставшегося и устанавливают его в восковую модель. Во время моделировки полезно использовать фотографические снимки больного. После моделировки восковой протез проверяют на больном и вносят соответствующие исправления. Во избежание смещения при прессовке приспособлений для фиксации протеза следует обратить особое внимание на закрепление их в гипсе кюветы. Для этого свободный конец трубки или крючка обвязывают проволокой, которая закрепляет приспособление в гипсе. Затем протез гипсуют, формуют из пластмассы, отделывают, шлифуют наждачной бумагой и проверяют на больном.

Существует два способа окрашивания протеза:

  • 1) масляной.краской,
  • 2) путем введения красителей в пластмассу.

Окрашивание масляными красками производится под цвет кожи, окружающей дефект. Лучше вводить краситель в пластмассу по следующим рецептам:

  • 1) 100 г пудры, 0,1 г ультрамарина, 40 г пудры, 0,1 г крона свинцового;
  • 2) 30 г пудры, 0,1 г кадмия красного сернистого;
  • 3) 200 г пудры, 2 г охры. Разбавленные красители смешивают с порошком и чистым мономером в соответствующих пропорциях. Заготовляют полимеризованные пластинки различных номеров расцветки, которую подбирают соответственно цвету участков лица.

Для укрепления протеза при помощи очков подбирают очки с обычными стеклами и укрепляют их в области переносицы на протезе; для этого в протезе пропиливают тонким шаровидным бором два отверстия и продевают в них лигатурную проволоку, чтобы скрепить протез с оправой очков (рис. 126а и 126б). Для свободного носового дыхания в протезе выпиливают отверстия соответственно наружным носовым отверстиям.

Дефекты лица образуются в результате огнестрельных ранений,ме- ханических повреждений и после удаления опухолей. Специфические хронические заболевания (сифилис,туберкулезная волчанка)приводят кпоявлению дефектов носа и губ.

Дефекты лица делают человека инвалидом, вызывая нарушения фун- кции зубочелюстной системы и способствуют появлению неврозов. Обез- ображивание лицаприводит кисключения человека из общества,делают его замкнутым,углубленным всвои переживания.Потеря трудоспособ-

^ связана с утратой кожных покровов лица и обнажением тканей, не с пособных переноситьконтакт свнешней средой. Дефекты мягкихтка- цей, окружающих ротовую щель, вызывают выпадение пищи во время же-лания и постоянное слюнотечение.

Дефекты лица замещаются путем пластических операций и протези-рованием. Замещаются протезированием обширные дефекты лица и сло-жные по форме части лица (ушная раковина,нос). При отказе больного отоперации протезируют также дефекты лица, имеющие небольшие размеры. Протезирование направлено на восстановление внешнеговида и ре-

чи пациента,защиту тканейот воздействия внешней среды, устранениеслюнотечения и выпадения пищи, профилактику психических нарушений.Таким образом, протезирование дефектов лица заканчиваеткомплекс ме- роприятий по реабилитации пациентов с повреждением лица (рис.236).

Протезы лица изготавливают из мягкой или жесткой пластмассы. Внекоторых случаях применяют комбинацию пластмасс. Для получения эс- тетического эффекта необходимо создать соответствие цвета протеза цвету кожи лица. Мягкие пластмассы (ортопласт) окрашиваются специальнымикрасителями. Цвет протеза подбирается по расцветке. Лицевой протез изжесткой пластмассы окрашивают двумя способами. Лучший результат даетокрашивание протеза мясляными красками. Второй способ заключается вдобавлении в полимер красителей (ультрамарин, крон свинцовый, кадмий красный и др.). Красители смешивают с порошком в равных пропорциях идобавляют мономер. Опытным путем получают необходимый цвет протеза.

i Рис.236. Протез лица (наблюдение В.А.Миняевой): а - до протезирования; б - после протезирования.

Эктопротезы укрепляют с помощью очковой оправы, специальныхгксаторов, вводимых в естественные и искусственные отверстия, путем

>иклеивания ккоже лицаили соединяют с протезами челюстей. СамыйНадежный способ фиксации протеза является применениеочковой опра-

вы. Для этих целей лучше всего применятьочки с металлическимиками.

Протезирование дефектов лица начинают сполучения маски.Снима- ют слепок лица гипсом, дляэтого больному придают горизонтальноепо- ложение. Дефект закрывают марлевыми салфетками. В носовые отверстия вставляют резиновые трубки.Если нос недышит, пациентудерживает резиновуютрубку губами. Волосистыечасти лица смазываютвазелином волосы убирают под косынку. Лицо покрывают слоем гипса толщиной в 1 см. Жидкий гипс наносят первоначально на лоб, глаза, нос, а затем на щеки и подбородок. Больного предупреждают, что процедура неопасная и нужно лежать спокойно.Когда гипс затвердел, слепок с лица снимаютвперед инесколько вниз,чтобы избежатьпоявления гематомы на спинке носа.

Гипсовый отпечаток лица опускают в мыльный раствор на 15 - 20 ми- нут. Маска лицаможет быть простой и разборной. Простаямаска моно- литноотливается огипсовому отпечатку. Разборная гипсоваямодель ли- цанеобходима при соединении экзопротеза с протезом челюсти. Еегото- вят по гипсовомуотпечатку, вкотором по линии смыкания губделают восковую перегородку. Для соединения протеза челюсти с лицевымпро- тезом из проволоки изгибают стержень.Один конец его соединяют спро- тезом, а противоположныйпогружают в гипс, налитый на лоббольного. После затвердевания гипсаотпечаток со лба вместе со стержнем ипро- тезомпереносят на маску лица, получая при этом пространственное положение протезачелюсти по отношению кэкзопротезу. Намаске лица из воскамоделируют протез,который проверяют на пациенте ипри не- обходимости уточняют. При моделировании протеза ориентируютсяна противоположной стороне, а также по фотографиям, сделанным допора- жения лица. Лучшевсего поручить моделирование протеза скульптору.

Протез лица должен быть легким и тонкостенным. Очень важно, что- бы крайпротеза плотно прилегал ккоже. Восковой протезгипсуют вкю- вету и заменяютвоск напластмассу. Крепление протеза кочковой оправе достигается с помощью металлических зажимов. В переносьепротеза бором высверливают две узкие щели. Две стальные пластинки шириной 2

3 мм, охватывая дужкуочков с обоих сторон,проходят через этищели и разгибаются внутри.

Протез носа. Замещение дефекта носа протетическим путемпро- водится при обширном его повреждении. Намодели лицапроизвольно моделируют из воска нос. Последовательно скаждой половиныноса де- лают гипсовый отпечаток. Обечасти оттиска составляют, связывают про- волокой ипогружают на 1 секунду в расплавленный воск так,чтобы внут- ренняя поверхность оттиска была покрыта ровным слоем воска.Внутрен- нюю поверхность оттиска заполняют гипсом.Таким образом получают гипсовый штамп иконтрштамп, покоторым можно получать неоднократно

тонкостенную восковую репродукцию носа. Ее гипсуют вкювету изаме- няют напластмассу. Протез носа на лице фиксируюточковой оправой (рис.237).

Рис. 237. Протез носа (по Оксману).

Протез орбиты. При дефектах орбитыполучают маску лица имо- "делируют восковой протез, ориентируясь по здоровой стороне. Квнут- ренней поверхности протезапозади век монтируют подобранный заранее протезглаза, затем егоотделяют. Протез орбиты моделируют спереходом на переносье, проверяют набольном игипсуют вкювету. Заменяют воск напластмассу, полируют и быстротвердеющей пластмассой укрепляют I протез глаза. Протез орбиты соединяют с очковой оправой и приклеивают [брови и ресницы.

Протез ушной раковины. Замещение большихдефектов ушнойраковины производится протетическим путем. Фиксация протеза ушнойраковины при ееполном отсутствии достигается применением биологи- ческих клеевили специальных фиксаторов,вводимых внаружный слухо- вой проход. При наличиикульти уха, ее используют для крепленияпро- теза.

Методика изготовления искусственной ушной раковины заключается в следующем. Эластическими массами получают оттиск наружного слухо- вого прохода с окружающими тканями. Отливается гипсовая модель, накоторой моделируется из воскаушная раковина по форме уха противо-положной стороны.Гипсовую модель свосковой ушной раковинойгипсу- ют вкювету. Учитывая сложнуюформу ушнойраковины с множеством

поднутрений контрштамп кюветы отливается по частям с нанесением изо- лирующего слоя. Это позволяет получить разборную форму, что облегчает выведение готового протеза изкюветы и позволяет поодной формесде- латьнесколько протезов. Форма может храниться долгие годы.Искус- ственная ушная раковина изготавливается из эластической пластмассы.

Комбинированные челюстно-лицевые протезы. При тяжелых повреждениях лица возникает необходимость одновременногопротези- рования челюстей и тканей лица. Для лучшей фиксации экзопротезаего соединяют с протезом челюсти с помощью шарнирных устройств или маг- нитов. Одновременно протез лица укрепляют наочковой оправе.Соеди- нение экзопротеза спротезом челюсти имеетсмысл только втом случае, если протез челюсти хорошо удерживается в полости рта.Б.К.Костур, В.А.Миняева, В.А.Силин и др. при замещении дефектов губ при сохранив- шемсязубном ряду рекомендуютфиксировать экзопротез нацельнолитой съемной шине.