Иаков и исав толкование. Секс и любовь - это не одно и то же. Церковь и синагога

Долго, почти двадцать лет, у Исаака и Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал их усердную молитву и дал им двух близнецов, то есть у них за один раз родились два мальчика. Одного они назвали Исавом, а другого Иаковом. Мальчики совсем не походили друг на друга. Исав был весь покрыт волосами, и голос у него был грубый.

Иаков же имел чистое (без волос) тело и нежный голос.

Когда они выросли, Исав стал охотником и жил больше в лесу и в поле. Он стрелял диких коз и птиц и угощал ими своего престарелого отца Исаака. Исаак любил больше Исава, а Ревекка – Иакова.

Однажды Исав пошел на охоту в поле и вернулся домой голодный и усталый. А Иаков, который оставался дома, приготовил себе похлебку из чечевицы. Эта еда похожа на наш вареный горох. Кушанье уже стояло на столе, когда вошел Исав.

Ему очень захотелось поесть этого супа, поэтому он и попросил своего брата Иакова: «Позволь мне поесть твоих чечевиц: я очень голоден». Тогда Иаков ответил: «А что ты мне дашь, если я накормлю тебя?» «Откуда я знаю, что тебе нужно за это», – сказал Исав.

Я вам говорил уже, что Исав и Иаков были близнецами, то есть родились вместе, но Исав был на одну минуту старше Иакова. Поэтому Исав считался старшим. А старшего брата должны были слушаться не только слуги и служанки, но и братья. Старший брат получал двойную часть наследства. Старшего брата благословлял отец. Доброму Иакову было дорого родительское благословение. Вот он и сказал брату: «Продай мне свое старшинство, свое первородство».

Исав не очень дорожил отцовским благословением. «А что мне в старшинстве, когда я умираю с голоду, – сказал Исав. – Ну, будь ты старшим в доме. Дай мне только чечевицы». «Ладно, – ответил Иаков, – только я тебе не поверю до тех пор, пока ты не поклянешься мне в том, что я буду старшим и господином».

И Исав поклялся!

Тогда Иаков поставил ему чечевицы, положил также хлеба, и Исав поел. Потом он встал и ушел. Плохо поступил Исав, что продал свое старшинство. Видно, он не очень любил и уважал своих родителей, если не дорожил их благословением. Добрый Иаков и даром накормил бы своего брата.

Но, значит, Самому Богу было угодно отнять старшинство у недостойного и злого Исава и сделать старшим и господином смирного Иакова, который был более достоин родительского благословения, чем Исав.

Мать знала доброе сердце Иакова и дикий, вспыльчивый нрав Исава. Ей известно было, что Исав продал свое старшинство и клялся при этом, а ведь нарушить клятву – страшный грех. Да и Сам Бог, еще до рождения сыновей, открыл Ревекке, что ее младший сын будет господином над старшим. Поэтому она и хотела, чтобы Исаак благословил Иакова, а не Исава.

Иаков и Исав

Бытие 25:19-34; 27

Дети Исаака, близнецы Иаков и Исав, разительно отличались друг от друга и образом жизни, и характером. Это несходство было предсказано ангелом Божьим еще до их рождения. Когда в ответ на полную тревоги молитву Ревекки ангел сообщил ей, что два сына родятся у нее, он также открыл ей и их будущее. Каждый из них, сказал он Ревекке, станет родоначальником могущественного народа, но один из них будет больше другого, и младший превзойдет старшего.

Став взрослым, Исав привык исполнять все свои желания, и все его интересы сосредоточивались на настоящем. Не терпящий ограничений, он любил дикие охотничьи погони и рано решил стать охотником. Однако он был любимцем отца. Спокойного, миролюбивого пастыря привлекала к себе смелость и сила старшего сына, который, бесстрашно бродя по горам и пустынным местам, возвращался домой с дичью для отца и рассказывал ему захватывающие истории из своей полной приключений жизни. Вдумчивого, прилежного Иакова, думающего всегда больше о будущем, чем о настоящем, устраивала жизнь дома, где он ухаживал за скотом и обрабатывал землю. Мать ценила его терпеливую настойчивость, бережливость и предусмотрительность. Его чувства были глубоки и сильны; его нежное и неусыпное внимание доставляли ей намного больше счастья, нежели случайные бурные выражения сыновней любви Исава. Ревекка больше любила Иакова.

Все надежды и желания Исаака и Ревекки сосредоточивались на обетованиях, данных Аврааму и подтвержденных его сыну. Исав и Иаков знали об этих обетованиях. Их научили считать первородство делом великой важности, ибо оно включало в себя не только наследие земного богатства, но и духовное превосходство. Тот, кто получал это право, становился священником своей семьи, и в роду его потомков должен был появиться Искупитель мира. С другой стороны, существовали обязанности, которые возлагались на обладателя этого права. Тот, кто унаследовал эти благословения, должен был посвятить свою жизнь служению Богу. Подобно Аврааму, ему предстояло повиноваться Божественным требованиям. В супружестве, в своей семье, в общественной жизни он должен был следовать воле Божьей.

Исаак познакомил сыновей с преимуществами и условиями права первородства и четко объяснил, что оно принадлежит Исаву как старшему сыну. Но Исав не питал любви к молитве и не имел склонности к религиозной жизни. Предписания, обусловленные духовной стороной первородства, были для него неприятным и даже ненавистным ограничением. На Закон Божий, который являлся условием Божественного завета с Авраамом, Исав смотрел как на рабское иго. Привыкнув исполнять все свои желания, он ничего так не жаждал, как свободы делать то, что ему заблагорассудится. Все счастье жизни олицетворялось для него властью и богатством, пиршествами и весельем. Он гордился неограниченной свободой своей дикой, бурной, полной приключений скитальческой жизни. Ревекка помнила слова ангела и с большей проницательностью, чем муж, разбиралась в характерах своих сыновей. Она была убеждена, что наследие Божественных обетований предназначалось Иакову. Она повторяла Исааку слова ангела, но чувства отца были обращены к старшему сыну, и он был непоколебим в своем намерении.

Иаков узнал от матери, что, согласно Божественному слову, право первородства будет принадлежать ему, и сердце его томила жажда обещанных преимуществ. Не отцовского богатства страстно желал Иаков; он стремился обладать духовным первородством. Общаться с Богом, как праведный Авраам, приносить искупительную жертву за свою семью, стать праотцом избранного народа и обетованного Мессии, наследовать бессмертные сокровища благословений завета - вот преимущества и почести, которые воспламеняли его самые страстные желания. Его мысли всегда были обращены в будущее, стремясь постигнуть невидимые благословения.

С затаенным желанием он прислушивался к рассказам отца о сути духовного первородства; он бережно хранил в своем сердце все, что узнал от матери. Мысль об этом не оставляла его ни днем, ни ночью, пока не стала заветной мечтой его жизни. Но, хотя Иаков и ставил вечное выше временных благословений, он не имел личного опыта познания Бога, которого почитал. Его сердце не было возрождено Божественной благодатью. Он верил, что обетование относительно него не могло исполниться до тех пор, пока право первородства сохранялось за Исавом, и постоянно думал, каким бы способом получить благословения, которыми брат его так мало дорожил, но которые были так дороги ему.

Когда однажды Исав возвратился с охоты изможденный, голодный и попросил у Иакова поесть, Иаков, одержимый одной мыслью, решил не упускать случая и предложил брату утолить его голод ценой первородства. “Вот, я умираю, - вскричал безрассудный, привыкший не отказывать себе ни в чем охотник, - что мне в этом первородстве?” И за блюдо чечевичной похлебки он расстался с правом первородства и подтвердил это клятвой. Если бы он подождал немного, то поел бы в шатре своего отца, но, удовлетворяя вспыхнувшее желание, он легкомысленно упустил славное наследие, которое Бог обещал его отцам. Он жил только настоящим. Он был готов пожертвовать небесным ради земного, променять славное будущее на удовлетворение минутного желания.

“И пренебрег Исав первородство”. Освободившись от него, он почувствовал облегчение. Теперь он будет волен делать то, что ему захочется. Не в силах обуздать свои желания, многие ради мнимой свободы и теперь продают свое право на святое, незапятнанное, вечное наследие в небесах!

Покоренный внешним блеском земных прелестей, Исав взял себе в жены двух дочерей Хетовых. Они были язычницами, и их идолопоклонство причиняло много горьких страданий Исааку и Ревекке. Исав нарушил одно из условий завета, которое запрещало брак между избранным народом и язычниками. Однако Исаак все еще был непоколебим в своем решении даровать ему благословения первородства. Ни доводы Ревекки, ни горячее желание Иакова получить это благословение, ни равнодушие Исава к обязательствам, которые оно накладывало, не могли изменить намерения отца.

Годы шли, и наконец старый ослепший Исаак, чувствуя приближение смерти, решил больше не откладывать и благословить старшего сына. Но, зная несогласие Ревекки и Иакова, он решил совершить эту торжественную церемонию тайно. Согласно обычаю устраивать пир в таких случаях, патриарх повелел Исаву: “Пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю... чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру”.

Ревекка угадала его намерения. Она была уверена: они противоречат тому, что Бог открыл им. Исаак мог таким путем навлечь на себя Божий гнев и лишить своего младшего сына того, к чему его призвал Бог. Напрасно она пыталась убедить в этом Исаака и наконец решила прибегнуть к хитрости.

Как только Исав отправился исполнять поручение отца, Ревекка принялась за осуществление своего плана. Она предупредила Иакова о необходимости действовать немедленно, чтобы предотвратить непоправимый шаг, который намеревался совершить Исаак, благословляя Исава. Она уверила сына, что если он последует ее указаниям, то получит обещанное Богом. Иаков не сразу согласился с планом, предложенным матерью. Мысль о том, что он обманет своего отца, привела его в отчаяние. Он чувствовал, что этот грех скорее принесет проклятие, нежели благословение. Но, подавив угрызения совести, отправился исполнять указания матери. Он не был намерен произносить прямую ложь, а когда предстал пред отцом, то подумал, что отступать уже слишком поздно, и обманом приобрел желанное благословение.

Замысел Ревекки и Иакова увенчался успехом, но обман обернулся для них волнениями и горем. Бог сказал, что Иаков получит благословение первородства, и, если бы они с верой ожидали этого, Его слово исполнилось бы в свое время. Но подобно многим так называемым детям Божьим в наше время, они не пожелали предать себя в Его руки. Ревекка горько раскаивалась в том, что дала сыну такой плохой совет, ставший причиной их разлуки, - она уже никогда больше не увидела сына. С того часа как Иаков обрел право первородства, его постоянно мучила совесть. Он согрешил против своего отца, брата, против себя самого и Бога. Очень короткое время потребовалось ему для совершения этого поступка - раскаивался же он в нем всю свою жизнь. Эта картина впоследствии оживала перед ним, когда злодеяния сыновей угнетали его душу.

Вскоре после того как Иаков вышел из шатра отца, появился Исав. Хотя он и продал свое первородство, скрепив договор торжественной клятвой, но теперь решил получить эти благословения, невзирая на протесты брата. Право первородства, помимо духовных преимуществ, включало в себя и материальные выгоды. Оно давало возможность стать главой семьи и обладать двойной частью отцовского состояния. Он не мог не оценить этих благословений. “Встань, отец мой, - сказал он, - и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя”.

Дрожа от изумления и отчаяния, старый, слепой отец понял, что его обманули. Надежды, которые он столько времени нежно лелеял, рушились, и он остро почувствовал, какое разочарование ожидало его старшего сына. Все же в нем возникло убеждение, что его намерения разрушило провидение Божье, исполнив именно то, чего он не желал сделать. Он вспомнил слова ангела, сказанные Ревекке, и, невзирая на преступление виновного теперь Иакова, увидел в нем того, кто как нельзя лучше исполнит намерения Божьи. В то время как слова благословения были у него на устах, он испытывал особенное влияние Святого Духа и теперь, зная уже обо всем случившемся, подтвердил благословение, непреднамеренно произнесенное над Иаковом, - “он и будет благословен”.

Исав мало дорожил благословением первородства, пока оно принадлежало ему, но теперь страстно желал получить отнятое у него навсегда. Вся его пылкая, стремительная натура возмутилась, его скорбь и гнев были ужасны. С горьким воплем он бросился к отцу и умолял его: “Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой!” Но произнесенное благословение нельзя уже было взять обратно. Теперь он не мог уже вернуть право первородства, которое так беззаботно променял. За “одну снедь”, потворствуя порыву чревоугодия, которое он никогда не обуздывал, Исав продал наследие, а когда он увидел свою оплошность, было уже слишком поздно, чтобы вернуть благословение. “Не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами” (Евр. 12:16, 17). У Исава была возможность снискать расположение Божье покаянием, но возвратить себе право первородства он уже не мог. Не осознание греха породило его скорбь - он не желал примириться с Богом. Он сокрушался о последствиях своего греха, но не о самом грехе.

Из-за своего равнодушия к Божественным благословениям и требованиям Исав назван в Священном Писании “нечестивцем” (Евр. 12:16). Он олицетворяет собою тех, кто не дорожит искуплением, предлагаемым Христом, кто ради бренных благ мира сего готов пожертвовать небесным наследием. Тысячи душ живут только настоящей минутой, не думая и не заботясь о будущем. Подобно Исаву, они кричат: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем!” (1 Кор. 15:32). Их разум подчинен желаниям; и если они не будут развивать в себе самоотречение, то лишатся самого ценного. Когда возникает необходимость выбора - отказаться от удовлетворения извращенного аппетита или от небесных благословений, обещанных только богобоязненным и самоотверженным, испорченный вкус превозмогает, а Бог и небо, в сущности, отвергаются. Сколько людей, даже тех, кто называют себя христианами, страстно привязаны к привычкам, вредным для здоровья, притупляющим чувствительность души. Когда долг призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем, они чувствуют себя оскорбленными. Понимая, что не могут оставить при себе свои вредные привычки и в то же время обрести вечную жизнь, они приходят к выводу, что, если путь к вечному царству так узок, лучше не идти им.

Многие продают свое первородство за чувственные наслаждения. Выбирая их, они жертвуют здоровьем, ослабляют свои умственные силы, утрачивают небо, - и все ради дешевого сиюминутного удовольствия, которое влечет за собой разрушение тела и унижение души. Подобно Исаву, который опомнился и увидел все безумие своего необдуманного поступка, когда было уже слишком поздно, будут сокрушаться в день Божий и те, кто променял небесное наследие на удовлетворение своих себялюбивых желаний.

ИАКОВ И ИСАВ

"И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней" (Бытие, 28:12).

Иаков и Исав - интересный предмет для исследования. Кто читал Библию, тот знает эти два характера. Иаков и Исав - братья; Иаков - младший, Исав - старший. Разница в возрасте между ними небольшая - несколько часов.

По рассказу о двух братьях можно познакомиться с семью характерами.

Было предсказано, что от Иакова и Исава произойдут два народа, из которых больший будет служить меньшему. Еще в материнской утробе они боролись, чем доставляли ей большие неудобства. Говорится, что первым родился Исав, а вторым - Иаков, который держал брата за пятку.

Внешне они сильно различались: Исав был волосатым, а Иаков - гладким. Иными словами, Исав был мужественным, а Иаков - женственным. С физиологической точки зрения Исав - человек природы, откровенный, чистосердечный, импульсивный, живущий сегодняшним днем, не ценящий жизни. Он - представитель низшей культуры. Многие люди похожи на Исава. Хорошо наевшись, они говорят: "Благодарим Тебя, Господи, что нас накормил. Завтра опять позаботишься о нас." Они выражают свою благодарность только в отношении еды.

Иаков - женственный, но смелый. В его характере есть некоторые отрицательные черты: хитрость и лукавство. Иаков похож на менял, которые всегда оказываются в выигрыше. Какую бы работу он ни предпринял, он непременно хочет что-нибудь получить.

По еврейскому закону Исав, как первородный, должен был получить благословение отца. Однако у Иакова возникло желание отнять первенство у брата. Он искал случая реализовать свое желание. И случай скоро ему представился. Однажды Исав возвращался с поля очень усталый и голодный и увидел, что брат ест чечевицу. Он попросил у брата миску чечевицы, чтобы насытиться. "Я дам тебе, - ответил Иаков, - если ты уступишь мне первородство." - "Отдам, клянусь, только дай мне поесть. Чего стоит мое первородство перед голодом?"

Тут появляются еще два характера: мать и отец. Мать больше любила Иакова, который был похож на нее по уму и по стремлениям своего сердца. Отец больше любил Исава, естественного человека, с обыкновенным сознанием. Мать представляет человеческий ум, а отец - разум, который в лице человека достиг высочайшего развития.

У матери было такое же желание, как и у Иакова - отобрать первородство у брата. Но отец, который больше любил Исава, считал, что тот, как первородный, по закону должен получить благословение. Будучи уже старым и слепым, отец сказал Исаву: "Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей. Возьми теперь оружие твое, пойди в поле и налови мне дичи. И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру." И пошел Исав в поле, чтобы поймать дичь и принести ее.

Ревекка слышала, что сказал Исак сыну своему Исаву, и сказала Иакову: "Я слышала разговор твоего отца с Исавом. Послушайся моего совета: иди в стадо и принеси оттуда двух хороших козлят, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь его отцу, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертью." Иаков сказал матери: "Исав человек волосатый, а я гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и навлеку на себя проклятье, а не благословение." Мать сказала ему: "На мне пусть будет проклятье твое, сын мой; ты только послушайся слов моих."

Иаков взял козлят, принес их матери, чтобы она приготовила кушанье, которое любил отец. Ревекка взяла одежду Исава, и одела в нее Иакова, а его руки и гладкую шею обложила шкурой козлят. Так Иаков получил благословение своего отца вместо Исава, но понес последствия своего поступка.

Нет мысли, чувства или поступка, хорошего или дурного, которые не принесут своих плодов. Это закон, который каждый человек может проверить.

Люди двадцатого века не признают этого закона и живут, как им нравится - едят и пьют, и не думают о последствиях своей жизни. Муж и жена не живут в согласии друг с другом, но не думают об этом, они ждут хороших детей. Если дети не получаются хорошими, они удивляются, на кого эти дети похожи. Они не подозревают, что причина кроется в них. Божественный закон гласит: чтобы дети были хорошими, отец и мать должны быть в полной гармонии между собой. Это не значит, что они должны быть совершенно одинаковыми, но между ними должны быть точки соприкосновения, они должны друг друга любить и понимать.

Есть тонкости, различающие мужчину и женщину, но это различие трудно схватить. Известные философы, ученые и писатели старались описать различия между мужчиной и женщиной, но им это не удалось. Отчасти могут описать различия, но не полностью. Обычно в женщине преобладают округлые линии, а в мужчине - прямые и ломаные. Округлые линии вносят в характер мягкость, а прямые - твердость и остроту. В мужчине преобладает хроматическая гамма.

В рассказе о Иакове и Исаве мы видим, какой совет дает мать своему сыну. Чтобы Иаков получил благословение отца, она заставляет его лгать. То, что она дает такой совет, показывает, что она и в других случаях прибегала к лжи.

Кто-то говорит: "Сегодня я солгал." Значит ты лгал и в другом случае. Ложь не начинается только сегодня. Она ведет свое начало от далекого прошлого, от незапамятных времен. Кто первоисточник лжи - человек или животное? Когда вошла ложь в человеческую жизнь: при восхождении человека или при его схождении?

Когда Иаков обманул брата, ему было 32 года - период, когда оформляется человеческий характер. Значит, Иаков был в таком возрасте, когда сознательно украл благословение, которое принадлежало Исаву. Бог видел поступок Иакова и дал ему заслуженное. Это показывает, что Он видит все мысли и желания человека, все замечает и все вознаграждает или наказывает.

По совету матери Иакову следовало отправиться к своему дяде, Лавану, чтобы скрыться от Исава, который иначе мог обрушить на него свой гнев. Иаков оставил свой дом и отправился в путь. В первый же день, после захода солнца, ему приснился сон: он видел лестницу, стоящую на земле, а верх ее достигал неба; и ангелы Божии сходили и восходили по ней.

Итак, Иаков отправился в дом своего дяди, Лавана, человека хитрого и практичного, который стал ему учителем. В этом доме появляются еще три характера: Лаван и две его дочери, старшая - Лия, и младшая - Рахиль.

Прежде, чем Иосиф пришел в дом дяди, он увидел у колодца Рахиль, которой помог набрать воды, поцеловал ее и сказал, что он ее родственник. С этого момента он влюбился в Рахиль. Лаван, как практичный человек, спросил Иакова, какой платы он хочет за время, которое он будет в доме его работать. Иаков ответил, что любит Рахиль и хочет взять ее в жены - это и будет его платой.

Имя "Рахиль" содержательно, оно представляет идеальное и возвышенное в человеке. Лаван обещал отдать Рахиль за Лавана, но с условием, что тот будет работать семь лет за нее. Иаков согласился. По истечении семи лет Лаван вместо Рахили отдал в жены Иакову Лию, старшую дочь.

Иаков только утром понял, что его обманули, и спросил дядю: "Почему ты обманул меня и не отдал мне Рахиль, по своему обещанию?" Лаван ответил: "По нашим законам сначала выходит замуж старшая сестра, а потом - младшая. Работай на меня еще семь лет, чтобы получить Рахиль".

Здесь мы видим закон возмездия. Иаков обманул отца и брата, поэтому и Лаван его обманул. За то, что он два раза солгал, он должен был служить четырнадцать лет: семь лет за обман отца и еще семь - за обман брата.

Многие думают, что свободны от ошибок Иакова, никогда не лгут. Пока человек на земле, он обязательно играет какую-то роль: или роль Исака, или Ревекки, или Иакова, или Исава, или Лии, или Рахили, или Лавана. Это семь различных характеров со специфическими ролями.

Часто люди продают свои мысли и желания, как Лаван продал двух дочерей, чтобы обогатиться.

Мир представляет собой лестницу, по которой люди спускаются и поднимаются, обманывают друг друга, преследуют друг друга, гонят, любят и ненавидят друг друга. Те, кто любит друг друга, не могут пожениться. Вместо любви они женятся на деньгах. Лия представляет собой жену, взятую за деньги, а не по любви. Чтобы получить Рахиль, Иакову пришлось сначала жениться на Лии.

То же происходит и в жизни нынешних людей. Некий юноша любит девушку, но не может жениться на ней, потому что оба бедны. Не имея возможности достичь желаемого, он встречает богатую девушку, которая обеспечивает его деньгами, чтобы он учился за границей. Он обещает ей, что женится на ней. Это Лия, на которой он через некоторое время женится, а первую оставит, сказав ей: "Ты красива, добра и благородна, но в этом мире одной красотой и благородством не проживешь."

Лаван был хитрым человеком, но Иаков владел искусством обогащения. Прослужив дяде четырнадцать лет за двух дочерей, он остался работать у него еще на семь лет, чтобы приобрести себе богатство. Когда сильные овцы и козы беременели, Иаков клал в их поилки палочки с белыми нарезками, и, насмотревшись на эти палочки, они рожали пятнистых ягнят и козлят. Потом в нужное время он отделял своих овец и коз от лавановых. Так Иаков разбогател и приобрел большие стада, много рабов и рабынь, верблюдов и ослов. В конце концов, пробыв у Лавана двадцать один год, он вернулся к своему брату.

Многие хотят быть богатыми, но для этого нужно искусство. Кто хочет быть богатым, должен обладать смелостью Иакова. Иаков имел и дурные черты в своем характере, но Бог подверг его большим испытаниями и страданиям, чтобы он стал благороднее. Сколько раз он горько жаловался на судьбу! Будучи уже взрослым, он должен был пасти стадо своего дяди, отвечая перед ними за каждого погибшего козленка или ягненка.

Благодаря страданиям и испытаниям Иаков приобрел способность созерцания. Он связывался с Богом, молился Ему и разговаривал с Ним.

И вот однажды он решил взять своих жен, сыновей и дочерей и все свое имущество, оставить дом Лавана и вернуться в отцовский дом, к брату Исаву. Он сбежал от Лавана и тронулся в путь.

Приблизившись к отчему дому, Иаков отправил к брату послов, и всю ночь провел в молитве. В это время к нему пришел человек, с которым он боролся всю ночь до зари. Увидев, что не может его победить, этот человек прикоснулся к суставу его бедра и вывихнул его, сказав: "Дай мне уйти, потому что уже светает." Иаков ему ответил: "Не отпущу тебя, пока ты меня не благословишь." - "Кто ты? Как тебя зовут?" - "Иаков." - "Отныне ты будешь не Иаковом, а Израилем, потому что ты боролся с Богом и с людьми и победил." Человек, с которым Иаков боролся всю ночь, был ангелом.

Что означает имя Иаков? - Ставящий препятствия. Он упрямился, то есть противопоставлялся и Богу, и людям. Поскольку характер его изменился, нужно было изменить и его имя. Если имя человека не изменяется, и в характере его не происходит никаких изменений. Чтобы изменилось лицо человека, нужно чтобы изменился его характер, а за ним и имя. В этом мире форма и имя человека - две одинаковые вещи. На характер и силу человека, как и на качества его души оказывает влияние то, из скольких букв состоит его имя, в каком порядке стоят гласные и согласные.

Например, имя матери Иакова и Исава, - Ревекка, - имеет два противоположных значения, в зависимости от тех двух народов, которые от нее произошли. Тогдашние народы шли путем инволюции, а нынешние идут путем эволюции. Однако и доныне еще есть две культуры: культура интуиции и культура чистого разума. Чтобы эти культуры примирились, нужно, чтобы примирились и течения, которые их вызывают. Очень естественно: когда вы хотите определить какое-то растение, отнести его к определенному классу, вы должны изучить его корень, стебель, листья и т.п.

Изучая человека, вы ясно видите в нем два течения, то есть два различных проявления - проявления Иакова и Исава. Исав представляет собой грубую человеческую природу. Он не ценит свое первородство и за пустяк продает свое благословение. Он говорит: "Зачем мне благословение? Вся жизнь проходит на Земле, все находится здесь. Важен нынешний день, незачем готовить условия для завтрашнего." Исав не подозревал, что между прошлой и нынешней жизнью есть связь. Нынешняя жизнь - результат прошлой, а будущая жизнь рассматривается как последствие нынешней.

Помните: человек не в первый раз приходит на Землю. Если бы вы в первый раз были на Земле, как бы вы объяснили противоречия своего характера? Если бы вы в первый раз исходили от Бога, вы были бы чистыми, вы должны были бы Его знать. Так ли это на самом деле? Большинство людей не знают Бога, потому что отклонились от прямого пути. Значит, человек не только что вышел от Бога, а тысячи лет назад.

Кого-то сажают в тюрьму и через некоторое время отпускают на свободу. Все говорят: "Этот человек вышел из тюрьмы и входит в жизнь." В первый ли раз он входит в жизнь? Прежде чем попасть в тюрьму, он уже был в жизни. Человек много раз попадает в тюрьму и выходит из нее, пока научится чему-то, и характер его станет благородным. Вы можете прочесть в "Отверженных" Гюго, что Жан Вальжан провел некоторое время в тюрьме, но приобрел нечто ценное, характер его стал благороднее.

Каждый человек входит в жизнь после того как провел несколько лет в тюрьме - в нижних сферах астрального мира. То, что он попадает в тюрьму, показывает, что ему нужно пройти определенную школу, стать благороднее и добрее. И выйдя из тюрьмы человек должен еще много работать над собой, чтобы выработать характер.

Понаблюдайте, с какими характерными чертами рождаются дети, которые только еще выходят из тюрьмы. Первое время они - эгоисты, думают только о себе. Дайте трехлетнему ребенку яблоко и посмотрите, что он будет делать, Он спрячет яблоко, чтобы оставить его себе. Долгое время нужно воспитывать ребенка, чтобы он приобрел в своем характере нечто мягкое и благородное. Некоторые дети не поддаются воспитанию, остаются грубыми и эгоистичными. Вы скажете, что ребенок получает эти качества от родителей. А у них оно откуда? Это не наука и не философия. Дурные желания и проявления человека основаны на непонимании вещей.

Иаков и Исав хотели достичь одного и того же, но различались своими методами. Иаков применил насилие и должен был пройти через большие страдания, чтобы понять, что это - неправильный метод. Значит, некоторые люди достигают исполнения своих желаний посредством страданий, которые их облагораживают. Другие же не нуждаются в страданиях. Они достигают исполнения своих желаний другим путем, и тоже становятся благороднее.

Чтобы изваять статую, скульптор долго оббивает камень молотком. Однако природа ваяет свои статуи другим образом, без помощи молотка. И работа молотком - культура, но низкая, грубая. Предпочтительнее культура, которой пользуется природа. Созревание плодов - тоже культура, но природа тут не пользуется молотком.

Применяйте и вы этот метод. Только так вы можете достичь исполнения своих желаний. Вы можете достичь этого и другим образом, но с большими расходами и трудностями. Дайте условия хорошим тенденциям в себе и не беспокойтесь о том, реализуются ли они. Оставьте заботу о них природе, она все предусматривает. Если над вами работает скульптор, вы дадите ему молоток, чтобы он бил, как умеет. Если над вами работает природа, дайте ей свободно проявиться.

Наблюдая себя, вы увидите, что один день Бог работает над вами, на другой день - вы сами, и так постоянно происходит смена. Восемь часов работаете вы, остальное время - Бог. Именно в смене работы человек получает красивые импульсы и проявляется как великое и способное существо.

Когда человек спит, Бог усиленно работает над ним. Поэтому когда человек готовится ко сну, он должен отложить в сторону свой рюкзак и успокоиться, чтобы Дух мог свободно работать над ним. Когда он проснется, он может свободно взять свой рюкзак и продолжить свою работу.

Сны воспитывают человека. Если человеку снится дурной сон, он может исправить какую-то свою ошибку. Его сознание пробуждается, и он видит, что где-то отклонился. Чем лучше спит человек, тем здоровее становится. Попробуйте в течение месяца спать спокойно, без всяких смущений в мыслях и чувствах, и увидите, что ваше состояние улучшится. Если вы страдаете от неврастении - выздоровеете.

Если вы хотите быть здоровыми, берегитесь дурных мыслей и желаний. Люди сами создают себе страдания и трудности. Видя, что какой-то их знакомый высоко поднялся, занял высокий пост, они ищут способа его очернить, лишить его положения. Смысл жизни заключается не в поиске ошибок людей, в сваливании их с высоких постов, а в той работе, которую вы делаете. Если вы - скульптор, делайте хорошо ту работу, для которой определены; если спите - оставьте природу свободно выполнять свою работу. Сон - Божье дело. Во сне человек успокаивается и получает Божье благословение.

Божественным был и сон Иакова, который заснул и пробудился с мыслью о Рахили. Думая о Рахили, этот практичный, хитрый человек постепенно становился благороднее. Пока Иаков не думал о Рахили, он работал за деньги; с тех пор, как стал о ней думать, он был готов работать без денег. Если люди меня спрашивают, когда исправится мир, я говорю: мир исправится, когда все люди - учителя, священники, проповедники, матери и отцы начнут работать без денег. Все должны работать даром, по Любви.

Кто не служит Богу, тот не может стать благороднее. Так и Иаков понял, что значит служить Богу, то есть Любви. - "Где найти Бога?" - В Рахили, которая представляет собой Любовь. Человеческий характер испытывается посредством Рахили, то есть Любви.

Один француз долгое время жил в Африке, где накопил большое богатство. В конце концов он решил вернуться во Францию, чтобы там провести остаток своей жизни. У него было два двоюродных брата, с которыми он намеревался жить, поскольку не собирался жениться. Чтобы решить, у кого из них остановиться, он решил их испытать, выяснить, кто из них добрее и бескорыстнее. Он позвал обоих братьев и сказал: "Я был богат, накопил много денег в Африке, но все потерял и возвращаюсь в Париж, чтобы умереть в родном городе. Кто из вас возьмет меня к себе?" Один из братьев ответил: "Приезжай ко мне на некоторое время," - однако в первую же неделю попросил его искать себе другое место.

Тогда он отправился ко второму брату, который сказал ему: "Братец, оставайся у меня, сколько хочешь. Мой дом - твой; располагай всем, как своим." Когда прошло несколько месяцев, он решил открыть свое истинное положение и сказал брату: "Я хотел вас испытать, посмотреть, кто из вас двоих настоящий человек, чтобы остаться жить у него. Ты проявил бескорыстие и любовь ко мне. Я богат, ничего не потерял из накопленного, и все это оставлю тебе." Узнав истину, первый брат отправился к родственнику, которого выгнал из своего дома, извинился и пригласил его приехать к нему и остаться у него, сколько он хочет, но было уже поздно.

Придет день, когда Бог явится всем людям в виде бедной вдовы, бедного юноши или какой-нибудь страдающей души и испытает вас, насколько вы готовы принять Его с любовью и бескорыстием. Он испытает вас, насколько вы верны своему идеалу. Только так и вы поймете глубокий смысл жизни, как Иаков понял значение высокой лестницы, по которой сходили и восходили ангелы Божьи.

Эта лестница стоит и сейчас, и по ней сходят и восходят ангелы Божьи. Сейчас она больше и разветвленнее. Я желал бы вам, чтобы каждый из вас увидел эту лестницу и, дойдя до первой ее ступени, понял бы смысл земной жизни и страданий, которые ему даются.

Страдания - не что иное, как оболочка, в которую обернуты блага жизни. Как семя обвито в свою скорлупу, чтобы не потерялись питательные соки зародыша, так и страдания облекают блага, чтобы они были даны человеку тогда, когда он сможет пользоваться ими. Вот почему тот, кто ищет счастья и блаженства в мире, сначала должен пройти через страдания.

Христос говорит: "Имеющий уши слышать, да слушает." Я же говорю: кто не верит в мои слова, тот их испытает; когда пройдет через испытания и страдания, поймет, что в них кроются блага жизни. За одну ложь Иакову пришлось служить Лавану двадцать один год, а Моисею за одно убийство пришлось служить еврейскому народу целых сорок лет.

Каждая ошибка, каждое преступление искупается страданием. Пусть женщина, зная это, не спрашивает, почему муж плохо к ней относится. Когда-то в прошлом она плохо относилась к нему. И служанка пусть не спрашивает, почему хозяйка с ней так жестоко обращается. В прошлом она поступала дурно со своей хозяйкой. Таков закон кармы. Проследите историю человечества, народов, обществ, семейств и увидите, что этот закон действует всюду, планомерно и беспощадно.

Если вы в будущем хотите иметь хороших сыновей и дочерей, примените закон Любви. Карма разрешается только посредством Любви. У Иакова было двенадцать сыновей, но только Иосиф был рожден по закону любви. Иаков работал за него семь лет, после чего женился на Рахили, которая родила только одного сына - Иосифа. Кто может служить семь лет с любовью, тот родит Иосифа. Кто женится обыкновенным образом, без любви, тот возьмет Лию, которую не любит, и от нее у него родится много сыновей.

Закон перевоплощения - это закон искупления и освобождения человека от ошибок прошлого. По тому же закону рождаются и перевоплощаются человеческий ум и человеческое сердце.

Один американский писатель описывает день, когда ум его прояснился. Для него это прояснение было большим торжеством. Это ничто иное, как момент нового рождения. Радость этого человека была такой же великой, как радость матери, которая родила сына или дочь. Как ребенок кричит, когда родился, так и всякий человек кричит, когда пробуждаются его ум и сердце. Велик момент, когда человеческий ум берет кормило в свои руки и направляет судьбу собственной жизни.

То, что Иаков видел несколько тысяч лет назад во сне, относится к нынешним людям, то есть к людям двадцатого века. Сейчас сходят и восходят Божьи ангелы; рождается новая культура, происходит новое сближение между людьми и народами. Страдания, через которые проходят современные люди, показывают, что они находятся в положении женщины, которая рожает. Когда она родит, ангелы друг за другом начнут воплощаться в человеческих умах и сердцах. Бог, Который посылает Своих ангелов, следит за последствиями.

Каждому человеку будет дана возможность услышать, как Бог говорит. Выйдите рано утром весной, когда природа пробуждается, когда цветы расцветают, и углубитесь в себя, чтобы услышать тихий голос Бога. Если ваш слух развит, вы услышите тихую, едва уловимую музыку, которая вносит в душу мир, спокойствие и радость. Если пойдете в лес, услышите тихий шум листьев, который сливается в нежную, приятную мелодию.

Чем более развит слух человека, тем больше открывается перед ним возможностей услышать тихий голос Бога. Бог не говорит много: Он скажет одно слово, но оно оставит память на века. Если юноша и девушка не могут забыть слова, которые пишут или говорят друг другу, насколько глубже остаются в памяти слова Бога. Какой юноша, какая девушка забыли два слова "люблю тебя", которые когда-то сказали друг другу?

Один молодой человек рассказывал о своих переживаниях. По определенным причинам он дошел до большого отчаяния в своей жизни и решил покончить с собой. В этот момент в соседней комнате послышался тихий голос его друга. Он вслушался в песню, которая долетала до его ушей, и ясно услышал слова: "Я только о тебе думаю и никогда тебя не забуду." Они произвели в нем переворот, он отказался от решения покончить с собой, сказав себе: "Есть Некто, Кто думает обо мне. Это может заставить меня жить и радоваться всему, что мне дано."

Зная, что есть кому думать о вас, не отчаивайтесь. Если только одна мысль может заставить вас полюбить жизнь, насколько больше вы должны ее любить, зная, какие заботы, усилия и труд положены ради вас не только Единым, но и многими существами. Вслушивайтесь в слова каждого человека. Чтобы проникнуть в их смысл, чтобы понять зов человеческой души, которая просит об освобождении. Если слышите, что кто-то жалуется на свою жизнь и хочет умереть, знайте, что он хочет умереть как цветок на дереве. Но он должен образовать завязь, и нужно, чтобы со временем созрел его плод. В этом смысле смерть - это символ, переход из одной жизни в другую.

Когда человек умирает, он рождается заново; когда рождается - заново умирает. Следовательно, кто хочет жить, хочет быть свободным, тот должен отказаться от повседневных забот жизни. Это не значит, что не нужно думать. Думайте, не тревожась. Каждый должен определить программу своей жизни и стремиться к ее реализации, не беспокоясь.

Если у вас есть отец, похожий на Иакова, и мать, похожая на Ревекку, скажите им: "Прошу вас, не учите меня лжи, я не нуждаюсь в таких уроках." Если у вас есть дядя, похожий на Лавана, скажите ему, чтобы он не злоупотреблял любовью своих ближних. Многие юноши и девушки стали несчастными по той простой причине, что их родители противились их выбору. Дайте каждому самому выбрать юношу или девушку, которые отвечают его или ее сердцу. Если они сделают какую-нибудь ошибку, они будут страдать и сами исправят свою ошибку, - по крайней мере они будут страдать от любви.

Нет в мире человека, который был бы свободен от страданий. Идейные страдания имеют смысл, они возвышают человека. Предпочтительнее, чтобы человек страдал за какую-то идею, чем чтобы у него вообще не было идеи. Когда женщина рожает и дети ее живут долгое время, ее муки и страдания оправданы. Однако если ее дети умирают, ее страдания неуместны.

Мысли и желания человека точно так же рождаются, живут определенное время и умирают. Если они умирают сразу после рождения, такая жизнь бессмысленна. Дайте возможность добрым мыслям и желаниям в вас жить долгое время, дать плоды, которым будете радоваться вы и будут радоваться ваши ближние.

У человека есть душа, которая хочет любить. У человека есть ум и сердце, которые хотят правильно развиваться. Что с вами будет, если вы убьете жизнь своего ума, своего сердца и своей души? Что это за жизнь, в которой ум, сердце и душа не принимают участия? Проявляйтесь свободно, без лжи, кражи и убийства, потому что каждый получает заслуженное. Каждая извращенная, кривая мысль, рожденная человеком, будет преследовать его всю жизнь - и на земле, и на небе.

Работайте правильно и разумно, как для на себя, так и для своих ближних, и для своего народа. Работая таким образом, вы снова придете на землю, но при более благоприятных условиях. Что станет с тем или иным народом, не должно вас смущать. Душа важнее народа. Один человек, который несет мир, благоденствие людям, стоит больше целого народа, который несет скорбь, страдания и разрушения для человечества. Где сейчас Великая Римская империя? Она распалась, но римлянин не исчез. В то время жил один истинный Человек в мире, Которого распяли вместе с разбойниками, но Его идеи и доныне еще существуют и владеют миром. Он стоит больше всей Римской империи. Этот великий человек - Христос.

Сейчас все болгары хотят знать, что будет с Болгарией. Если она будет следовать Божьими путями, ничего с ней не случится. Каждый должен заботиться о своем индивидуальном развитии, давать ход добрым мыслям и желаниям, постепенно освобождаясь от страха. Чем лучше вы будете становиться, тем меньше будет у вас страха.

Если у вас будет характер Иакова, вы непременно пострадаете. Ревекка, Лаван и все остальные типы пожинают свои плоды. Сейчас большинство людей взяли ключи материального мира в свои руки, и куда бы вы ни пошли, вам скажут: "Оплачивайте расходы." Если кто-то проповедует, он тоже хочет, чтобы ему платили.

Должно существовать по крайней мере одно звание, за которое люди будут работать без денег. Нет для человека более священного звания, чем служить Богу с Любовью. Кто служит Богу, тот всегда говорит Истину. Мир нуждается в таких людях. Они происходят от Рахили. Это требуется и от современных женщин. Можете ли вы играть роль Рахили, пасти овец, как она? Можете ли жить среди пастухов и быть почитаемы?

Сколько мужчин должно быть у одной женщины, и сколько женщин у мужчины? Один мужчина и одна женщина. Иными словами, у человека должен быть один ум и одно сердце. Два ума, два сердца раздваивают человека, а всякое раздвоение причиняет зло. Один ум, одно сердце и одна воля ведут к добру. Когда жена разлюбит мужа, крылья ее опадают. Когда муж разлюбит жену и пожелает другую женщину, он прелюбодействует.

Любовь должна быть чистой и бескорыстной. И Лаван любил Иакова, но его использовал. Женщина должна стремиться быть как Рахиль, родить Иосифа. Если мужчины и женщины будут рожать таких сыновей, как Иосиф, они будут избранными мужчинами и женщинами, образуют избранный народ.

"Божьи ангелы сходят и восходят по ней." Они спрашивают болгарских девушек: "Готовы ли вы рожать таких сыновей, как Иосиф?" Они спрашивают и болгарских юношей: "Готовы ли вы рожать таких сыновей, как Иосиф? Готовы ли жить хорошо? Если готовы, мы придем в Болгарию."

Иосиф пришел в Египет и спас его жителей от гибели, от голодной смерти. - "Когда придут в мир ангелы?" - Это зависит от вас. Они могут прийти через час, но это может произойти и через много лет. Когда вы дадите проявиться своей душе и своему духу, тогда ангел Господень сойдет к вам. Он вас узнает, и вы его узнаете.

"Мы грешны." Не думайте о своих грехах. Мы не занимаемся прошлыми вещами; не занимаемся и настоящим. Прошлое и настоящее важны как условия для будущего. Перед вами открывается великое будущее; работайте для него. Если мне приносят нечистую одежду, я не спрашиваю, почему она испачкалась, чья она, но кладу ее в корыто, заливаю чистой водой и стираю, пока она не станет чистой. Если ваша одежда чиста, берегите ее, чтобы она не потеряла свою чистоту. Стремитесь к Любви, которая чиста и возвышает человеческое сердце.

Кто очистил и возвысил Иакова? - Его возлюбленная, Рахиль. Бог ему сказал: "Даю тебе Рахиль, люби ее и о других женщинах не думай." Иаков, который ныне зовется Израилем, живет по-новому, не так, как жил раньше. Вот почему он принадлежит к избранным, высококультурным и ученым людям, которые несут свет миру. Они пожертвовали собой за человечество.

Сейчас все люди стоят перед лестницей и смотрят вверх, откуда Бог их спрашивает: "Как вы собираетесь жить, спускаясь и поднимаясь по этой лестнице? Будете ли по-прежнему обманывать своих братьев и сестер, отцов, матерей и ближних? Будете ли искать других мужчин и женщин, или будете любить только тех, кого Бог вам дает, как условие для вашего роста?" Потом Он обращается к матерям и отцам и спрашивает их: "Будете ли по-прежнему продавать сыновей и дочерей?"

"Мы измучились, Господи!" Бог не жалеет людей, когда они мучаются. Он радуется, потому что знает, что они родят. Бог говорит: "Я радуюсь вашим детям, которые играют, скачут и веселятся, радуются Божьему миру, как цветам, которые расцвели в саду."

Великое дело для человека - жить в Любви, радоваться миру. Когда люди будут жить в Любви, жизнь всех людей, - мужчин, женщин и детей - превратится в песнь и молитву. Мир станет райским садом. Так будет, но одно требуется от человека - спускаться и подниматься по лестнице, вершина которой достигает неба. Кто находится около лестницы, тот пользуется благами жизни. Он находится в положении деревьев, которые растут около реки. Они используют воду реки и хорошо развиваются. Тот, кто находится далеко от реки, обречен на гибель.

Божественные блага - Любовь, Мудрость, Истина, Правда, - спускаются по Божественной лестнице. Бодрствуйте, чтобы их использовать. Проводите в свои сады по маленькой канавке, чтобы принять хотя бы одну струю от большого изобилия, Только так вы измените свою жизнь и войдете в новое, которое идет сейчас в мир.

Новое похоже на месяц май. Все пробудилось, вышло из зимнего сна, из своих коконов. И люди уже выходят из своих гробов, чтобы воскреснуть. В Писании сказано: "Выйдите вы, мертвые, чтобы вошли мы, живые". Что означает этот стих? Это означает: выйдите вы, мертвые, которые живы, чтобы вошли мы, живые, которые мертвы, и осолились.

Кем бы вы ни были - живыми-мертвыми или мертвыми-живыми, не бойтесь; и тем и другим хорошо. Кто выходит из гроба, тот уже чист; кто входит, тот очистится и снова придет, но уже чистым и обновленным. Радуйтесь жизни и благодарите, что живете.

В истории об Иакове и Исаве я указал вам на семь характеров, из которых только Рахиль заслуживает подражания. Я бы желал всем женщинам быть как она, вносить красивые и великие идеалы во всех мужчин, женщин и детей. Стремитесь к учению, которое Христос несет через женщину. Оно вытрет слезы страдающих. О какой женщине я говорю? - О той, которая подобна характером Рахили. Она расцветет, образует завязь, и плоды ее будут зреть. А женщина, характер которой подобен Лии, нуждается еще в длительном прививании ростков благородства.

Женщины должны спасти мир и спасут его. Только матери могут спасти мир. Кто думает, что мир может спастись и улучшиться без матерей, тот обманывает себя, тот на ложном пути. Все священники, проповедники, учителя, государственные деятели должны объединиться вокруг матери. Самое возвышенное, самое высокое слово в мире - это слово "мать". Слова "Бог", "Господь" подразумевают Божественную Мать.

Все люди говорят о Любви, но не знают ее. Мы имеем в виду любовь Рахили, которая требует от человека готовности к самопожертвованию. Без этой Любви природа остается скрытой для человека. Как человек открывается тому, кого любит, так и природа открывает свои тайны тому, кто ее любит, и кого она любит. Кто носит в себе ключ Любви, тот может проникнуть в великие тайны Бытия.

В заключение всего этого скажу: в нынешнем мире работают шесть сил - Ревекка, Исак, Иаков, Исав, Лаван и Лия. Они создают трудности и страдания человечеству и его обессоливают. Новая сила идет в мир - Рахиль, которая несет свет умам людей. Отовсюду слышится зов: "Пусть женщины выйдут вперед!" Когда мужчины останутся в тылу, а женщины выйдут на передовую линию, мир исправится. Бог, ангелы, святые имеют сильную веру в женщин. И я верю в них. Следовательно, мир исправится, когда мужчины станут любимыми сыновьями и братьями женщин.

Библейские сюжеты всегда интересны тем, что нам, простым людям, открывают глаза на правду благодаря великой мудрости, зашифрованной в них. Таким образом Бог учит нас главной истине жизни, через постижение которой человек найдет спасение в вечности.

И теперь, прежде чем разобрать ветхозаветную историю об Исааке и Ревеке, у которых появятся на свет близнецы-мальчики, сразу остановимся на том, что имя Исаак переводится как "смех". Он был сыном пророка Авраама и родился, когда тому было 100 лет. Его матери Сарре на тот момент было 90 лет, и у нее не было детей. Однажды она невольно рассмеялась, когда услышала пророчество Бога о рождении у нее сына. И он родился, через восемь дней был обрезан и через три года отнят от груди. Авраам был очень рад этому событию и даже устроил большой пир, на котором другой сын Авраама, рожденный от служанки Сарры (Агари) Измаил, насмехался над Исааком, после чего Агари с сыном выгнали из дома.

Жертва и вера

Так Бог засвидетельствовал Аврааму, что от Исаака должен произойти Мессия - Спаситель мира. Исаак подрос, и ему было уже 25 лет, но прежде, чем у него родились сыновья - два брата-близнеца, его отец Авраам получил от Бога повеление о том, чтобы тот принес своего единственного сына Ему в жертву для всесожжения. Так Господь испытывал веру Авраама, и он достойно выдержал это испытание, так как был уверен в том, что его Бог всесилен и воскресит Исаака из мертвых.

Когда Исааку было 37 лет, его мать Сарра умерла, ей на то время было 127 лет. Авраам был праведником, и Господь послал ему долгие годы жизни. Когда он состарился, то позвал к себе своего старшего слугу Елиезера и дал ему указание, чтобы тот нашел для его сына Исаака жену в Месопотамии. Слуга нагрузил десять верблюдов разными богатствами для невесты и отправился в Месопотамию в город, где жил Нахор, брат Авраама.

Ревекка

Когда Елиезер остановился возле колодца, то сразу стал молиться Богу, чтобы Он указал ему невесту для Исаака. И сразу решил для себя, что какая девушка наклонит кувшин и даст ему напиться, а потом напоит и его верблюдов, та и будет женою Исаака.

Через некоторое время подошла к колодцу очень красивая девушка, которую звали Ревеккой. Она дала путнику испить воды из своего кувшина, а затем стала черпать воду и для его верблюдов. После этого слуга дал ей золотую серьгу и надел на руки два драгоценных запястья.

Ревекка, прибежав домой, рассказала обо всем, что с ней случилось, своим родным. Тогда брат ее Лаван пошел к источнику и пригласил гостя в дом. Он предложил ему отдохнуть с дороги, а потом расседлал верблюдов, дал им соломы. Слуга Елиезер перед тем, как вкусить предложенную ему пищу, не стал тянуть время и рассказал, зачем он пришел в их края. А потом попросил родителей Ревекки отпустить ее с ним. Девица была согласна. Они же, прежде чем отпустить ее, попросили его, чтобы она побыла с ними хотя бы еще десять дней.

Исаак же незадолго до встречи вышел в поле на раздумья и вдруг увидел слугу отца и прекрасную девушку рядом с ним. Так познакомился Исаак со своей женой Ревеккой, которую он полюбил и которая смогла утешить его в печали по умершей матери.

Аврааму было 175 лет, когда он умер. Его тело погребли рядом с женой Саррой на поле Ефрона. По смерти благочестивого Авраама Бог благословил Исаака.

Дети Исаака и Ревекки

Исааку было 40 лет, когда он женился на Ревекке, которая долгое время оставалась бесплодной (около двадцати лет). Тогда Исаак начал усердно молиться своему Господу, и Он услышал его молитвы, и жена забеременела. В ней забились сразу два младенца. Бог сказал ей, что из ее утробы появятся близнецы-мальчики, от которых произойдут два народа, один народ будет сильнее другого, больший будет служить меньшему.

При родах первым вышел Исав - косматый и красный. А потом вышел его брат Иаков, держа Исава за пятку. Так появились на свет близнецы Исав и Иаков. Отцу их Исааку тогда было 60 лет.

Первородство

Первый сын Исаака и Ревекки Исав стал искусным охотником и звероловом. В отличие от своего брата, Иаков был человеком кротким и жил в шатрах.

Однажды Иаков готовил и в это же время с охоты вернулся Исав, который стал просить у брата покушать «красного». В обмен на чечевичную похлебку Иаков попросил продать свое первородство. Исав же был настолько голоден, что чуть не умер, и поэтому с легкостью согласился.

Сын Исаака и Ревекки Иаков

Исаву было сорок лет, когда он взял в жены двух хеттеянинок, и они были в тягость Исааку и Ревекке. Пришло время, и Исаак состарился, зрение его сильно ослабло. Тогда он позвал своего старшего сына Исава и попросил его наловить дичи и приготовить вкусное кушанье, чтобы перед приближающейся смертью благословить его. Ревекка все слышала, однако она хотела, чтобы муж благословил Иакова. И сказала она младшему сыну, пока в доме не было старшего, чтобы тот принес из стада двух козлят, из которых она приготовит кушанье.

Сын Исаака и Ревекки Иаков же сказал, что он человек гладкий, а Исав - косматый. Если отец дотронется до руки его, то сразу поймет, кто это, и вместо благословения будет ему проклятие. Мать успокоила сына, сказав, что его проклятие ляжет на нее. И тогда, надев на Иакова нарядную одежду Исава и обвязав его руки и шею кожею козлят, отправила с кушанием к отцу. Тот, отведав с удовольствием приготовленную еду, благословил сына со словами, чтобы подал ему Бог множество хлеба и вина, и поклонились племена, чтобы он был господином над братьями его, и сыны его матери поклонились ему, проклинающие его будут прокляты, а благословляющие - благословлены.

Ненависть и примирение

В это же время первый сын Исаака и Ревекки Исав вернулся с охоты, приготовил кушанье, пришел к отцу, а потом, узнав, что Иаков хитростью получил благословение, вознегодовал и возненавидел его за это. Тогда-то он и решил, что убьет брата, как только отец умрет. Ревекка, узнав об этом, предложила Иакову бежать к ее брату Лавану в Харан и пожить у него некоторое время, пока ярость брата не пройдет. А когда он позабудет обиду, она пришлет за Иаковом. Ревекка боялась лишиться сразу обоих сыновей.

Много всего произойдет за это время, но в конце концов братья Исав и Иаков со слезами на глазах встретятся и примирятся.

В поисках любви. Юность - это время, когда молодые люди стремятся утвердить свою независимость, начинают работать или серьезно учиться, а в сексуальном плане узнают себя как мужчину или женщину и начинают знакомиться с миром противоположного пола.

Однако это время также характеризуется и тем, что мы еще не уверены в собственной личности и той роли, которую нам предстоит играть в жизни. Это происходит потому, что в ранней юности мы находимся как бы на верхней ступени детства и нижней ступени взрослости. Иногда мы ощущаем себя взрослыми, а иногда, особенно во время кризиса, трудностей или болезни, мы все еще чувствуем сильную зависимость от наших родителей.

Поскольку юность - это время, когда завершается физическое развитие организма , а также происходят значительные психологические изменения, формирующие наш облик как юноши или девушки, то мы начинаем с большим интересом воспринимать противоположный пол. В области сексуальности это период, когда человек открывает свою сексуальную сущность, свои мужские или женские качества. До недавнего времени во всем мире было не принято ходить на свидания и проводить время вдвоем с представителем противоположного пола до дня свадьбы. Если молодым людям и разрешалось встречаться, то только в присутствии сопровождающего, который должен был следить за ними и не позволять" переступить черту". Самое большее, что мог себе позволить молодой человек - это перед расставанием поцеловать руку своей возлюбленной; более близкие отношения считались допустимыми только после свадьбы.

Какой выбор Вы сделаете?

Как Вы поступите, если Ваш десятилетний брат попросит Вас разрешить ему вести отцовскую машину, когда вы проезжаете через центр Москвы? Ему очень хочется этого, и к тому же у него есть для этого все физические данные - глаза, руки, ноги и уши, да и для своего возраста он достаточно рослый. Он очень уверен в себе, упрашивает вас не беспокоиться, говорит, что отлично справится. Но Вы прекрасно знаете, что это не лучший способ для него учиться вождению: это опасно и для его жизни, и для жизни других людей. Если Вы в самом деле любите своего брата и заботитесь о благе других, Вы ни в коем случае не разрешите ему вести машину в центре города, а если согласитесь поучить его вождению, то, конечно же, выберете подходящее место, безопасное и для него, и для других, и под вашим непосредственным наблюдением. Не кажется ли Вам, что этот рассказ имеет весьма прямое отношение к обсуждаемой нами теме? Как часто в жизни мы бываем похожи на этого десятилетнего мальчика, считая, что мы уже достаточно "взрослые", чтобы принимать самостоятельные решения, в том числе, в сфере любви и секса? И не ведет ли это порой к тому, что мы оказываемся вовлеченными в отношения, к которым еще совершенно не готовы?

Секс и любовь - это не одно и то же

В наши дни целомудрие - не такая уж распространенная добродетель. С замирающими сердцами и бьющимся пульсом подростки открывают для себя сексуальность, как будто приближаются к загадочному божеству. Все здесь новое, неизведанное. Однако мы должны понимать, что в сексе люди ищут не просто физической близости, а достижения чего-то более глубокого, более постоянного. Секс и любовь - это не одно и то же. Но чем они отличаются? Это правда, что секс является одной из естественных потребностей, но роль, которую он будет играть в нашей жизни, то, насколько важным он будет для нас - это вопрос нашего свободного выбора. Воздержание - это образ жизни, присущий только человеку.

Животные находятся в состоянии полной зависимости от сексуальности. Человеку же с его свободой выбора присуще состояние потенциальной сексуальности. Существуют миллионы людей, которые избрали путь целомудрия, часто - вследствие религиозных причин. Однако никто не может прожить жизнь без любви. Она также необходима как пища. Хотя никто не умер от недостатка сексуального опыта, исследования потребностей новорожденных показали, что без любви, выраженной в материнских ласках, развитие детей значительно замедляется. В отсутствии любви жизнь не имеет смысла, такое состояние приводит людей к отчаянию и даже к самоубийству. Каждому необходимо, чтобы его любили. И если любовь уходит, люди начинают в отчаянии искать что-то, что могло бы ее заменить. Но секс сам по себе не может заменить любовь.

Если Вы вступаете в отношения интимной близости, надеясь, что это приведет к любви, то Вас, несомненно, ждет разочарование. Сначала должна быть любовь. Вместе с любовью приходит доверие, ответственность, преданность, и только потом - секс. Часто говорят, что сексуальное влечение можно испытать в отрыве от любви, что любовь без секса не существует, или, если и существует, все равно не имеет большого смысла. Однако не забывайте, что в большинстве наших отношений с людьми мы не испытываем никакого сексуального влечения, и любовь к родителям, к друзьям не становится от этого менее глубокой.