Иконография - христос ветхий денми - господь - иконография - каталог статей - галерея иконописи и росписи храмов

Административный центр Баталпашинского отдела Кубанской области. Расстояние до железной дороги (ст. Невинномысская) 50 вер. Корреспонденция через местную почтово-телеграфню контору. 1) Николаевский собор, двухпрестольный. 2) Покровская церковь при-писная, освящена в 1902 году. Состав причта: 1 протоиерей, с правами бла-гочиннаго, 2 свящ., диакон и 3 псаломщ. Причтовой земли 225 дес, в 15 вер., арендовалась в 1911 году по 10 руб. за десятину. Для членов причта имеются церковные дома, приобретены в 1906 г. Кружечный доход причта в 1910 году — 8098 руб. (клир. вед.). При соборе мужская и жен-ская церковно-прих. школы. В приходе мужская и женская прогимназии, городское шестиклассное училище, 4 начальных двухклассных и однокл. учил. В приходе жителей по церковн. документам 10000, по данным статистическаго комитета 17746 душ.

Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлов. 1911г.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

В 2000 году наш город отмечал своё 175-летие . К этому событию был приурочен городской конкурс на представление "раскладушки" от школы по истории города. Тогда ещё не были широко распространены компьютерные технологии, о презентациях ещё не слышали. Фотографии были сделаны уже ушедшими в небытие плёночными фотоаппаратами.

Считаю, что этот материал и на сегодняшний день не утратил своей актуальности. Полезность заключается в том, что город быстро меняет свой облик и некоторые фото уже являются "историей" (как, например, фото современнейшего некогда кинотеатра "Россия", являвшегося городской достопримечательностью, который пару лет назад был снесён и на его месте возведён одноимённый ультрасовременный торговый центр).

Это самая настоящая групповая исследовательская работа, которая состояла из многих фаз: собирание информации в библиотеке; в туристическом кружке (там работал специалист, знавший историю улиц города); в опросе сторожил и своих родственников о районах города, промышленных предприятиях (уже многие из которых не функционировали в послеперестроечное время и стали забываться) и памятниках; в объезде разных районов и составление фотоальбома.

Можно сказать, что этот проект ещё функционирует, так как происходит пополнение фотоматериалов и в будущем предполагается открыть новый раздел: "Достопримечательности города", куда войдут уже результаты новых исследований. Материалы будут отбираться на конкурсной основе.

Рождение имени.

Исключительный случай в истории - город назван

не именем победившего в сражении, а именем побеждённого!

Своим названием станица Баталпашинская обязана сражению российских войск под предводительством генерал-майора И.Германа с превосходящими по численности войсками турецкого серскира Батал-пашой.

Не смотря на значительный перевес в живой силе и технике, туркам не удалось продвинуться к Кабарде, куда лежал их путь. Умелое руководство боем, героизм солдат и офицеров, решительный натиск пяти сотен донских казаков и неожиданность удара решили исход сражения в пользу русского оружия, причём с незначительными потерями в российском корпусе.

В 1804 году неподалёку от места сражения с Батал-пашой на правом берегу р. Кубани на высоте ок. 500 м над уровнем моря возник редут. Появившаяся в 1825 г. на его месте станица была названа Баталпашинской.

Указом Александра II 30 декабря 1869 г. станица была преобразована в город Баталпашинск. В дальнейшем Баталпашинск ещё не раз менял свой статус, становясь то городом, то станицей. В 1931 г. по решению Президиума ВЦИК была образована Черкесская автономная область с центром в городе Баталпашинске.

В 1934 г. Баталпашинск переименован в город Сулимов в честь председателя Совнаркома РСФСР. В июле 1937 г. Д.Е. Сулимов был репрессирован, а город стал называться Ежово-Черкесск.

Со 2 сентября 1939 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР Ежово-Черкесск переименован в Черкесск, и с тех пор его название не изменялось.

Из истории развития города.

Город берёт своё начало от военного укрепления, основанного в 1825 г. в составе Кубанской пограничной линии. Наряду с функциями военного поселения, ст. Баталпашинская играла заметную роль в деле налаживания торговых и культурных связей с горскими народами.

Застройка станицы велась по плану, нарезались широкие улицы. Дома были в основном глинобитные или турлучные с четырёхскатными крышами. Богатые казаки строили себе жильё из камня и кирпича, крыши делали четырёхскатные, покрывали железом и красили, как правило, зелёной краской.

Выбеленные хаты со ставнями и резными наличниками, цветы в полисадниках, обилие садов придавали станице праздничный вид.

С момента возникновения жизнью станицы управляло правление, которое избиралось на станичных кругах. В работе круга принимали участие все казаки, кроме осуждённых обществом, достигшие совершеннолетия. Иногородние на общих основаниях направляли на круг своих выборных, но они имели право решающего голоса только в обсуждении вопросов, которые касались иногородних.

На кругах избирались атаман станицы, писарь, казначей и др. должностные лица. Члены станичного правления следили за правильным использованием земли, лесов, сенокосных угодий, планировали доходы и расходы, распределяли призывников по родам войск, отвечали перед атаманом отдела за состояние дорог, улиц, общественных зданий и учебных заведений.

В 1960 г. Баталпашинская становится одним из уездных центров образованной Кубано-Черноморской области. В 1868 г. за счёт армейской казны была построена первая войсковая больница на 48 коек, ставшая началом становления медицинского дела в Карачаево-Черкесии.

К 1910 г. ст. Баталпашинская насчитывала 18 тыс. душ армейского и гражданского населения, имела вид крупной, утопающей в зелени станицы. Центр её был застроен добротными домами, лавками, магазинами, постоялыми дворами. Выделялись здания мужского высшего училища, мужской и женской гимназий. Дети станичников могли получить образование в нескольких школах, причём девочки и мальчики учились раздельно. Существовали также школы для детей иногородних, школы частные и содержащиеся войсковым управлением.

Украшением станицы была центральная площадь. В её середине стоял красивейший на Северном Кавказе Никольский собор. Отсюда и название площади - Соборная.

«Восстанавливаемый Никольский собор (уже не на центральной площади, а на Кирова) по состоянию на 2008 год.

После революции 1917 г. площадь стала носить имя В.И. Ленина. Памятник В.И. Ленину, воздвигнутый в 1924 г., был одним из самых первых памятников вождю революции в стране. В его постройке принимали участие все архитекторы г. Черкесска. Первоначально он представлял из себя 12-ти метровый ступенчатый ажурный обелиск, увенчанный ярко освещённой изнутри почти метровой красной звездой. Ниже звезды - эмблема государства - серп и молот, в центре обелиска - портрет В.И. Ленина. На памятнике было одно слово - «Ильичу».

В 1969 г. был установлен новый, ныне стоящий памятник работы скульптора Э.М. Виленского, архитекторов М.З. Виленского и В.А. Зайцева.

На восточной стороне Соборной площади располагалось Правление отдела Кубанской области. Рядом находились здания офицерского и купеческого клубов. По вечерам на площади играл духовой оркестр и прогуливались офицеры с дамами.


Здание филармонии.

В доме, где сейчас находится филармония, работал синематограф.


Окраины города занимали саманные и турлучные хатёнки бедных казаков и иногородних, крытые камышом и соломой, обмазанные глиной.

Центр торговли находился на базарной площади с лавками, навесами и базами для скота, расположенной на месте нынешних Дома печати и Дворца Детского Творчества. Здесь устраивались шумные ежегодные ярмарки.

Для привлечения людей сооружались качели, подмостки для выступления артистов, силачей. После войны базар перенесли на новое место, а площадь назвали именем С.М. Кирова.

На северной окраине проводились ежегодные ярмарки, на которые съезжались тысячи торговых людей из окрестных станиц и аулов.

Значение станицы возросло с постройкой в 1894 г. Военно-Сухумской дороги.

В 1918 г. в станице была провозглашена Советская власть.

Дом, где проходит I съезд Советов.

В 30-х гг. в городе открылась чугунно-литейная мастерская (позже - завод холодильного машиностроения, славившийся своими изделиями на всю страну и вне её) - первое крупное промышленное предприятие в Карачаево-Черкесии.


Завод холодильного машиностроения .

Во время ВОВ Черкесск был оккупирован 11 августа 1942 г. В ночь на 16 января 1943 г. советские войска начали штурм города. В ночь на 18 января части трёх наших дивизий очищали улицы города от остатков немецко-румынских частей, ликвидировали очаги сопротивления на Зелёном острове. В честь героев Лободина М., Богатырёва Х., Касаева О., Старикова Д., Лара И. названы улицы города.

Памяти защитников и освободителей Черкесска посвящены монумент и Вечный огонь на площади им. Кирова, памятник войскам Советской Армии на братской могиле.

Вечный огонь.

Не смотря на большие разрушения за время оккупации, город разросся. С 1941 по 1953 гг. количество жилых домов увеличилось на 70% К 1956 г. стали завершать строительство 2-х новых заводов: резиновотехнических изделий и низковольтной аппаратуры.

В 1956 г. был разработан генеральный план застройки города, согласно которому Черкесск условно разделили на три микрорайона.

  • Центральный, включающий наиболее древнюю часть с кривыми улицами бывшей казачьей станицы, - промышленно-транспортный, административно-хозяйственный и культурный центр города. Здесь сосредоточены наиболее крупные общественные учреждения: республиканская и городская администрации, драматический театр, почтамп, гостиница «Кубань».


Почтамп.

В микрорайон входит также парковая зона отдыха «Зелёный остров» в пойме реки Кубани.

  • Северный микрорайон (развивается с 1957 г.) - в основном промышленный.

  • Южный - сосредоточение индивидуальных домов усадебного типа и район новостроек.

«С января 1957 г. Черкесск становится центром объединённой Карачаево-Черкесской автономной области в составе Ставропольского края, а с 1991 г. - столицей Карачаево-Черкесской республики в составе России.

Современный Черкесск.

Современный Черкесск - крупный промышленный город с населением 121,4 тыс. чел. (согласно переписи 2010 г.), в котором проживают представители более 80 национальностей.

Из промышленных предприятий наиболее крупными являются Черкесское химическое производственное объединение, завод низковольтной аппаратуры и цементный.

Появились и функционируют коммерческие предприятия: «Меркурий», «Висма» «Бритта» и мн. др.

Крупнейшее высшее учебное заведение города - Карачаево-Черкесский республиканский технологический институт. Работает научно-исследовательский институт экономики, истории, языка и литературы, автодорожный колледж, Карачаево-Черкесский энергетический техникум, несколько училищ.

На центральной площади расположена республиканская научная библиотека.

Библиотека

В городе - свой драматический театр (его труппа даёт представления на трёх языках - карачаевском, черкесском и русском). Помимо выступления своей труппы, театр принимает гостей из других культурных центров страны с их музыкальными программами, либо с постановками спектаклей.

Драмтеатр.

В центральной части города расположен также историко-культурный и природный музей. Много интересного можно узнать, пройдя по тихим его залам.



В 1996 г. в канун Международного дня музеев открыта картинная галерея. И сейчас работает постоянно действующий выставочный зал.

Картинная галерея.

Излюбленным местом отдыха горожан и гостей города является природный парк «Зелёный остров», где имеется пруд и станция проката катамаранов, а также разнообразные карусели и качели для детей разных возрастов.

Одним из любимых мест отдыха является примыкающий к центральной площади сквер. В его центре расположен фонтан. За последние годы он был неоднократно видоизменён, но продолжает радовать глаз в жаркое время года.

Рядом с центральной площадью в 1993 г. был открыт памятник великому поэту России Сергею Есенину.


Памятник Есенину.

В городе проводится работа по сохранению памяти о событиях ВОВ. Неподалёку от мемориала «Огонь Вечной Славы» расположен Пост №1, который проводит поисковую и воспитательную работу, ежегодно устраивает общегородские конкурсы между учащимися школ на патриотическую тематику. На Посту имеется музей боевой славы, который открыт для посещения и играет большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения.


ПОСТ №1

Черкесск имеет полное право гордиться достижениями в области спорта. Один из крупнейших спортивных комплексов города - это «Спартак», где имеются тренировочные залы и плавательный бассейн.



Спортивный комплекс "Спартак".

В Черкесске работают спортивные школы, стадион «Нарт» и крупнейший в стране мотодром «Домбай».

Один из наиболее молодых центров спортивной и культурной жизни - ДК «Химик», построенный в 1990 г.



ДК Химик имени основателя городского химического завода З.С. Цахилова.

В центре города, напротив здания муниципалитета, располагался ультрасовременный кинотеатр "Россия".



Кинотеатр "Россия".

Над парком культуры и отдыха «Зелёный остров» возвышается монументальный памятник «Дружбы народов».

В 1957 г. Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Адыгея торжественно отпраздновали 400-летие добровольного присоединения народов этих областей и республик к России. В честь этой знаменательной даты было решено соорудить памятники в городах: Нальчик, Черкесск и Майкоп.

Строительство площади и сооружение монументального памятника «Дружба народов» в Черкесске было завершено в 1979 г. Авторами являются архитектор Рожин и скульптор Иконников. Этот памятник в нынешнее неспокойное время является хрупким символом добрососедства и сотрудничества, пожеланием счастливого дружного единения народов и светлого будущего многонационального кавказского региона.

История города в названиях улиц.

Современная улица имени Ленина раньше именовалась Покровской в честь Покровской церкви, на которую выходила.

Улица Калинина - бывшая Соборная, называлась так в честь Никольского собора.

Первомайская - бывшая Мостовая. Раньше она выходила на мост через р. Абазинку

Ставропольская - бывшая Техническая, а ещё ранее - имени XXII Партсъезда. Прежнее название связано с тем, что на этой улице был техникум, затем в честь XXII съезда Компартии.

Умара Алиева - бывшая Школьная. На этой улице была первая школа.

Фабричная - бывшая Красная. Это самая первая улица города. «Красная» означало «красивая».

Красноармейская - бывшая Коммерческая. На этой улице стояли коммерческие лавки.

Советская - бывшая Атаманская. На этой улице находились дом атамана и станичное правление

Дзасохова - бывшая Почтовая. Улица названа в честь находившегося там почтового отделения.

Город в воспоминаниях сторожил

(к сожалению, сохранился только один рассказ).

ФЕНЕВА ЭЛЛА ДМИТРИЕВНА (69 лет на 2000 год). Всю жизнь прожила в Черкесске. Рассказывает, что улица, по которой проживает (т.е. Ворошилова), именовалась раньше Базарной, затем Кирова, а после Ворошилова. Говорит, что город раньше был как хутор, это сейчас много домов, построек, раньше было по-другому. Было мало улиц. За Калантаевского и Тургеневской находились пустыри. Позднее выстроили здания, в том числе ДС «Спартак».

Элла Дмитриевна рассказывает, что на месте нынешней филармонии находился драматический театр, на месте магазина «Центральный» (напротив центрального сквера, ныне торговый обувной центр) находилась автоколонна, рядом автостанция.

Также автобусы раньше ходили по многим улицам, даже маленьким.

Было несколько кинотеатров: «Горький» (между центральным сквером и военкоматом), «Дружба» (по ул. Демиденко), «Комсомолец» (в районе остановки «Комсомолец», рядом с детской библиотекой).

С одной стороны, жилось раньше хорошо. Она говорит, что жили хоть бедновато, но спокойно. Отмечались все праздники, сопровождались парадами. Всегда было весело. На парад выходили и старики, и дети. В материальном отношении жилось лучше. Но, с другой стороны, город стал благоустроенней, красивей, появилось много магазинов, школ, различных организаций.

Ветхий днями (греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, церк.- слав. - Ветхий днями) - символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца.

Иконография основана на двух библейских видениях. Пророк Даниил описывает явление Бога в виде старца - «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан.7:9). О схожем образе пишет Иоанн Богослов в своей книге Откровения:

У богословов этот образ представляется как указание на воплощение Предвечного Сына Божия, его искупительную жертву и второе пришествие в облике грозного судьи. Так Андрей Кесарийский, комментируя книгу Откровения, пишет - «Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее - предвечный; об этом свидетельствуют Его власи белы ». [Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова] У Михаила Хониата этому даётся следующее толкование: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву, - Младенец в Воплощении ». [Ветхий денми // Православная энциклопедия]

Это изображение Христа в полноте Отчей славы, которое утверждено словами Самого Господа, - "видяй меня видяй и Отца". Оно глубоко символическое по своей природе, и как изображение Господское вполне может быть самодовлеющей иконой и не имеет той безысходной и неразрешимой трудности,которая связана с непосредственным изображением Бога Отца, не вполне принятым Церковью и являющимся подчас источником не вполне правильных или вовсе неправильных изображений.

Надо думать, что образ Ветхого Денми, имеющий все черты, которые относятся к изображению Бога Отца и в то же время являющийся иконой Христа, и есть чистое, безусловное изображение, говорящее о Боге Отце. Можно сказать, что образ этот также до некоторой степени отвечает содержанию иконы "Отечество", не допущенной к изображению Московским собором. Икона Христа Ветхого Денми может быть аналогична иконе "Отечество" тем, что выражает предвечное и полное сродство, сыновство Бога Сына - Богу Отцу.

Спаситель на этой иконе изображается совершенно так же, как изображается Бог Отец. Одною разницей является только надписание имени. В одном случае имя иконе дано"Бог Саваоф" или "Бог Отец". В другом надписании имени являются слова: "Иисус Христос Ветхий Денми". На первый взгляд, разница не представляется значительной, но если отнестись к начертанному имени со вниманием, то мы увидим, что вся тяжесть, все неразрешимое противоречие, скрытое в прямом изображении Бога Отца, - является безусловно неоспоримым свидетельством о Боге Отце. И восьмиконечный венец, состоящий из двух квадратов, из черно-синего и огненно-красного, так же как и на иконах Бога Отца, венчает главу Христа Ветхого Денми, указывая на полноту отеческой славы, которой облечен Христос. Думается, что этот образ имеет непреходящее и непреложное значение в Церкви.

Непосредственное же и неповрежденное изображение Бога Отца мыслимо, думается, лишь в изображении Святой Троицы в образе трех Ангелов.

Самым древним из известных изображений Ветхого денми является икона из монастыря Святой Екатерины, датируемая VII веком. На ней Иисус Христос в образе Ветхогоденми изображён в мандорле, изображение сопровождает надпись «Эммануил».

С XI века образ Ветхого денми стал использоваться для изображения Бога Отца. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) содержится указание - «изображаем и Безначального Отца, как Ветхого деньми, согласно с видением Даниила ». [Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве ] Надписание «Ветхий деньми» Дионисий относит к числу надписей для икон Святой Троицы. К ранним примерам таких изображений относятся:

В русской иконографии среди ранних изображений Ветхого денми можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век). Традиционным становится изображение Ветхого денми в иконографии Пантократора, с крещатым нимбом и надписью «Иисус Христос Ветхий Денми».

Причиной превращения Ветхого денми в иконографию Бога Отца является неоднозначность текста видения пророка Даниила, который после описания Ветхого денми как седовласого старца пишет - «вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан.7:13). Исходя из того, что Сын человеческий (Иисус Христос) подводится к Ветхому денми, последний стал пониматься именно как Бог Отец. [

Богословский И. Н. отмечает, что «в видении пророка Даниила древнехристианские художники находили для себя точку опоры для представления Бога Отца под образом старца, или Ветхого денми ». [Богословский И. Н. Бог Отец, первое Лице Святой Троицы, в памятниках древнехристианского искусства. М.,1893. С. 65]

В русской иконописи под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией в XVI веке изображение Ветхого денми получило нимб в виде пересекающихся синего и красного ромбов и стало образом Господа Саваофа. Он был запрещён Большим Московским собором (1666-1667 годы). [Большой Московский собор и образ Бога отца // Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви]

Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI в., ГТГ):

Господь Саваоф изображен несколько раз в каждой из 4 композиций иконы. На 1-м клейме «И почи Бог в день седьмый» - спящий на ложе, с распятием в рукахи в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на 2-м клейме «Единородный Сыне» - поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски»--Господь Саваоф со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Св. Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Господь Саваоф на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках.

На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Господь Саваоф на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоихслучаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ).

Образ Господа Саваофа был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667гг. как несоответствующий православному вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т.н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию которых входит образ Господа Саваофа, продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

Страница 1 из 2

ВЕТХИЙ ДЕНЬМИ (Ветхий Днями) – библейский термин, в котором символически обозначается одно из свойств Бога. В основе иконографии – текст Книги пророка Даниила, описывающий видение Ветхого Деньми, одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан. 7:9), и Откровения апостола Иоанна Богослова: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр. 1:14). Обстановка, в которой изображается Ветхий Деньми, находит себе соответствие и в Новом Завете (Откр. 1:14), хотя это описание там относится к Сыну Человеческому. Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Кесарии Кападокийской Андрей (VI–VII вв.) в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесённый в жертву за нас в эти последние времена, Он, однако, древний, точнее – Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Афинский митрополит Михаил Хониат (1140–1220 гг.): «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесённый за нас в жертву, – Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (первая стихира на литии). Это описание вошло в традицию христианского искусства при изображении Бога-Отца, в отличие от Бога-Сына. Самое раннее из известных изображений – икона VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, представляющая Ветхого Деньми во славе (надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа). Следующей по времени исследователи считают миниатюру из Книги Иова, где Ветхий Деньми представлен с крещатым нимбом, Его фигура окружена ореолом, внутри которого девять ангелов (на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского монастыря – с монограммой «ИС ХС»). В рукописи Евангелия середины XI в. Ветхий Деньми изображён дважды: с надписью «ветхий днями» перед текстом Евангелия от Матфея в медальоне, сидящим на троне, здесь же – два медальона с серафимами, в центре – евангелист Матфей, в медальонах внизу – праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом), Ветхий Деньми – с крещатым нимбом, пропорции Его фигуры крупнее двух других. В композиции «Страшный Суд» в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII или XV–XVI вв. исследователи его понимают как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда Ветхий Деньми изображён на фреске церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г.). Тема Второго пришествия выражена и в росписи второй половины XII в. в церкви св. Николая Каснициса в Кастории, где Ветхий Деньми представлен в Деисусе.

(церковнослав.- , рус.- Ветхий днями),в основе иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение В. д., одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан 7. 9), и Откровения ап. Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1. 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Михаил Хониат , митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии); « » (литийная стихира на «И ныне:»).

Самое раннее из известных изображений - икона VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющая В. д. во славе. Надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа. Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова (Patm. 171. Fol. 449, IX в.) - В. д. представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри к-рого 9 ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского мон-ря (Vatop. 590, XII в.) - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия сер. XI в. (Paris. gr. 74) В. д. изображен дважды: с надписью «ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν» (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея (Fol. 1) в медальоне, сидящим на троне, здесь же - 2 медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (Fol. 167) - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, В. д.- с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее 2 др. В композиции «Страшный Суд» в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI вв. (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), В. д. следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда В. д. изображен на фреске ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г. Тема Второго пришествия выражена и в росписи 2-й пол. XII в. в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, где В. д. представлен в Деисусе.

Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях визант. храмов XI-XIV вв. образов Христа В. д., Эммануила и Пантократора: 3 образа Христа представлены в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085-1093 гг.; Пантократор, В. д., Эммануил и Христос-Священник - в куполах ц. св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; Пантократор, В. д. и Эммануил на своде - в ц. св. Стефана в Кастории, сер. XII в.; те же 3 образа в вост. части ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде В. д. (с рус. надписью «Ветхий Деньми») и на вост. стене Христос-Священник - в апсиде ц. Спаса на Нередице (не сохр.), 1199 г.; в центральном куполе Пантократор, в юго-зап. В. д., в северо-вост. Эммануил - в ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), 1375-1377 гг.; Пантократор и В. д. на своде - в ц. св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. Полуфигура В. д. встречается в росписях апсид 2 церквей XIII в. на о-ве Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 г., вместе с В. д. изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан 7. 2, 9), надпись в книге Христа - «Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель» (Ин 15. 1). Примеры различных расположений образа В. д. в храмовой росписи: ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г.- на престоле на зап. стене; ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1260 г.- в жертвеннике, там же «Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима».

Изображения В. д. встречаются также в поствизант. искусстве: ц. Вознесения мон-ря Сучевица (Румыния), XVII в., в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная мон-ря Хиландар на Афоне, 1620 г.; ц. Успения Богородицы мон-ря Пива (Черногория), 1604-1606 гг.- в своде В. д., Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел.

Неясно, с какого времени образ В. д. связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние - см.: Gerstinger. S. 79-85). Один из ранних примеров такого понимания - композиция «Отечество», вписанная в инициал Θ (ὁ Θεός) в рукописи Евангельских чтений из мон-ря Дионисиат на Афоне (Dionys. № 587, XI в.). Такой же смысл в изображении В. д. на рус. иконе «Благовещение Устюжское», нач. XII в. (ГТГ), где В. д. во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с В. д. надпись: « ». Аналогичная сцена Благовещения в росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV в. На фреске ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 г., где В. д. представлен в композиции «Крещение Господне», в его руке свиток с текстом: «Сей есть сын мой возлюбленный» (Мф 3. 17). В ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг., В. д. изображен в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления В. д. с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 г.,- В. д. в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319-1320 гг.,- В. д. на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.,- в дьяконнике «Св. Троица» (новозаветная) - на престолах в ряд изображены В. д., Эммануил и Св. Дух в виде голубя.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., образу В. д. посвящена отдельная статья «Блаженный Отец - Ветхий Деньми» (ст. 449).

В рус. искусстве XVI в. под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией В. д. вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа - Господа Саваофа , запрещенного Большим Московским Собором (1666-1667).

Лит.: Millet G . La Dalmatique du Vatican: Les élus, images et croyances. P., 1945. P. 42-44. BEHER. 1948. Vol. 60; Gerstinger H . Über Herkunf und Entwicklung der anthropomorphen byzant.-slavischen Trinitätsdarstellungen des sogenannten Synthroni und Paternitas (Otechestwo) Typus // FS W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956; Papadopoulos S . A . Essai d"interprétation du thème iconographique de la Paternité dans l"Art byzantin // Cah. Arch. 1968. vol. 18. P. 121-136; Onasch K . Ketzergeschichtliche Zusammenhänge bei der Entstehung des anthropomorphen Dreieinigkeitsbildes der byzant.-slavischen Orthodoxie // Bsl. 1970. T. 31. № 2 (A). S. 229-243; LCI. Bd. 1. Sp. 394-396.

Н. В. Квливидзе