«Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Где сокровище ваше

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8).

Враг внимательно следит за нами, он знает наши слабости. Он пришел для того, чтобы украсть, убить и погубить. И есть духи, которые сделают все для того, чтобы тебя обворовать. Они знают, как это сделать, у них тысячелетний опыт взаимодействия с человеком. Они знают, как человека ввести в такое состояние, чтобы можно было у него что-то украсть. Когда враг крадет, он потом внимательно присматривается, как человек на это смотрит. Если человек говорит: «Да и нехай!» – он будет еще воровать. И это неправильное отношение к финансам, потому что стоит только чуть-чуть приоткрыть дверь, и он залезет туда весь и еще с собой приведет, чтобы обворовать тебя полностью. Позволишь украсть ему какую-то мелочь – он начинает-то с малого – и он потихонечку начинает у тебя воровать то одно, то другое. Ты машешь на все рукой, а на самом деле даже и не знаешь, что дверь еще чуть-чуть шире сделал. Махнул опять рукой – снова дверь приоткрылась. И можно уже пролезать – им много не надо. И так все больше и больше враг обворовывает.

И происходит это потому, что есть непочтение к тем финансам и благословениям, которые дает Господь. А что такое благословения финансовые? Я бы поставила здесь знак равенства и сказала, что это жизнь, потому что финансовое благословение помогает нам не просто выжить, оно помогает нам жить. Если есть такой порядок на земле, есть финансы, деньги, есть система: ты работаешь, зарабатываешь, получаешь за это деньги – это Господь тебя благословляет, Он выделяет тебе, потому что Он стоит над всем этим. И Он по милости Своей выделяет тебе некоторую часть, которая тебе необходима.

Если есть почтение, благодарность, если есть уважение к своему труду, потому что чтобы эти деньги иметь, ты уже заплатил цену под названием твоя жизнь, потому что ты работаешь, ты трудишься, а на это уходит время. Что такое время для нас? Это жизнь, потому что наша жизнь состоит из времени. У нас есть определенный временной отрезок, который мы можем находиться здесь, на земле. Наша жизнь на этом не заканчивается, но здесь нам дано время, и оно не безгранично, оно имеет начало и имеет конец.

И поэтому когда мы относимся неуважительно к финансам, мы относимся неуважительно к Тому, Кто нам их дает. Если мы говорим, что это ничто, значит, мы не уважаем Того, Кто нам их дал. Мы говорим в таком случае: «Бог дает вообще ничто». Если Он дает ничто, значит, Он сделал такой выбор, и у Него в голове ничто. Если мы не уважаем эти финансы, приходящие к нам от Бога, не благодарим Его, не относимся с уважением, то это говорит о том, что мы Бога считаем глупцом, как минимум. Важно понять, что финансы – это то, что приходит от Господа. И хорошо относиться к ним с уважением и почтением, научиться распоряжаться этими финансами мудро.

Без покаяния здесь не обойдется. Невозможно изменить все одним только решением: «Вчера я поступала неправильно, а завтра утром я проснусь и начну поступать правильно». Это значит – идти без креста. Невозможно без креста пойти и распоряжаться своими финансами: сразу придут те, кто будет обворовывать, подставлять везде и всюду. Украл сегодня чуть-чуть – через год будет больше. И поэтому даже если хоть что-то пропало, исчезло, на это нужно обязательно обращать внимание.

Я обращала внимание на потери вплоть до мелочей. И Господь смотрел на мое сердце, потому что Он изменил меня до такой степени, что даже копейки я внимательно считала, и у меня прямо были такие ситуации, где можно было либо потерять какие-то копейки, либо махнуть на них рукой, сказать: «Да ну». Например, я иду и раз – у меня рубль упал. Кто-то скажет: «Буду я еще нагибаться за ним» – нет, я нагибалась, но нагибалась с таким мотивом, что если мне это дал Господь, то даже этот рубль имеет для меня значение. Это было из сердца прежде всего, потому что это почтение к тем деньгам, которые Господь дает. И даже к копейкам.

А если человек говорит: «Да, мне плевать, сколько это стоит». И дьявол сказал: «Отлично. Мой клиент. Если для тебя неважно, сколько стоит, ты мой клиент. Я тебя с удовольствием обворую». Через некоторое время вы смотрите: бац – опять денег нет. И опять денег нет. И опять нет денег. Это что ж тогда получается, что Господь, Отец Небесный, Творец всего Своим детям дает и недодает? Додает, еще как додает. Написано: «Мерою полною, утрясенною и нагнетенною». Кто-то скажет: «А у меня что-то этого нет в жизни». Нет – потому что у тебя нет отношения такого, твой кошелек дырявый. Ты можешь просить у Бога благословения, но они у тебя не будут задерживаться до тех пор, пока ты не расстанешься с этим дырявым кошельком. Если ты машешь рукой на то, что у тебя дырявый кошелек, ты не сможешь войти в свое служение, потому что финансы играют решающую роль в любом служении – это мощная сила. Это сила.

Запомните: финансы – это сила. Сила, благодаря которой Господь может прославляться. Финансы имеют значение, и нельзя относиться без уважения к тому, что дает Господь. И не деньгам поклоняться: «Ах, денежки, ко мне снова эта денежка пришла. Денежку дам». Это не денежка, это деньги. А денежка – как будто боженька, божочек такой – бусы на него повесить, свечечки поставить и молиться. А потом оказывается, что этот божочек вырос, стал мамоной. Вчера боженька, а завтра глядишь – уже и маммона. Жирный, большой такой, упитанный.

Люди очень много говорят неуважительных слов о деньгах. И в этот момент человек говорит неуважительно к тому, Кто есть Господь, Кто дал всю эту систему для человечества. Это неуважение к Его распределению, неуважение ко всему тому, что Бог предложил человечеству. Это полное неуважение к Создателю. Я бы сказала: «Да не думает такой человек быть благословением», потому что однажды он перестанет им быть, он все равно придет к тому, что сядет у разбитого корыта, и в кармане будет пусто. И я скажу, что это милость Божья в том, что он остался с пустыми карманами и с пустым кошельком – пока у него не будет почтения к финансам. Не к этим шуршащим бумажкам, не к циферкам красивым – а почтение к Господу, Который дает. Если ты веришь, что финансы Он дает, то это само собой подразумевает дальнейшее почтение и уважение к ним.

Не уважать финансы – это значит не любить свою жизнь и не любить Господа, Который дал тебе эту жизнь и дал тебе возможность жить. Потому что если человек создан Богом, Он всегда даст возможность человеку жить. Кто не верит, тот и жизни не будет иметь. Человек верующий, действительно верующий, уповающий на Господа, понимает, что Бог дал ему жизнь и даст возможность, чтобы человек жил.

Единственное только то, что жизнь – это путь, и поэтому чтобы жить, нужно выбрать правильный путь и идти по нему. А путь – это только Господь Иисус, и больше никто и ничто, потому что все остальное меркнет, все остальное ‒ это смерть, и больше ничего. Как бы это ни выглядело – это исключительно только смерть. Такой путь стоит дорого. Дорого стоит то, чтобы увидеть его, понять, разглядеть, особенно, когда перед твоими глазами множество путей, в голове роится множество всяких мыслей, и что из них правильно – понимания нет. И в такие моменты остается только Иисус и Его слово. И нужно идти. Света не видно, и кажется, что ты просто погрузился во тьму. Но удивительная вещь, вы помните, как начинается Слово?

Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:1–5).

Первый день. Первое, что сотворил Он, – это свет. Самое первое, что пришло, – это свет. Отделил Бог свет от тьмы – значит, они были смешаны когда-то, и Господь это выделил и сказал: «Это свет, а это теперь будет называться тьма». Хотя было вначале написано «тьма над бездною», но из этой тьмы Господь отделил свет. Настолько свет был рассеянный, что ничего не было видно, но Он взял и разделил полную тьму от света и дал нам свет. Написано, что вы сыны света, и вы не призваны уже ходить во тьме, а наша жизнь порой что являет? Слово говорит одно, а жизнь являет нечто другое. Хочется благословения – а не благословение, но какое-то проклятье. И это зависит от веры, безусловно, от отношений с Богом. Кто-то Богу доверяет, а кто-то нет, хотя все говорят одинаково:

– Ты знаешь Иисуса Христа?

– Да, да, я знаю Иисуса Христа.

Но есть ли вера – это можно узнать только по делам. Смотришь на жизнь одного человека – у него есть результаты, смотришь на жизнь другого – результатов нет. Но задай им двоим вопрос:

– Вы знаете Иисуса?

Ответ одинаковый:

У одного есть плоды, а у других ничего нет: пшик, пусто. Тогда получается, что же это за вера, есть ли доверие Господу? У кого-то есть, а у кого-то нет, потому что один человек идет и говорит: «Я буду верить, и нужно делать, что Господь скажет, не останавливаться». А другой говорит, что верит в Иисуса, но он останавливается, и все. Один остановился, другой идет, продолжает верить и идти, не сомневается, не допускает никаких сомнений, потому что только так можно достигнуть результата и плодов. Допустишь хоть одно крошечное сомнение – и дьявол уведет тебя в сторону. Один градус от этого пути – и все. Поэтому каждый день – это доверие Богу, вера Ему, каждый день – это смерть, отречься себя и идти за Ним. А почему идти-то за Ним? Да потому что люблю. Почему-то хочется идти за Ним, потому что любовь идет. Любовь к Богу ведет. Написано:

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21).

Если я отдала Ему свое сердце, если Он взял это сердце, то я иду за своим сердцем, потому что сердце мое у Него, и по-другому невозможно уже жить. Хотя я каждый день перед выбором, как и вы. Каждый день происходит выбор – не раз в месяц, не один раз выбрал и пошел, нет. Это происходит каждое утро, и очень хорошо видно, что ты выбрал сегодня.

«Не имеете, потому что не просите», – так слово Божье говорит. Но кто-то скажет: «Ну как же так, прошу, и еще как прошу – небеса все дрожат от моих просьб». Я спрошу тогда, а почему они дрожат? «Это как же? Потому что нас учили, что небо, оно может быть свинцовое, его пробить надо, чтобы оно треснуло, чтобы открылось все, что мне нужно». И тут я вспоминаю такой момент из фильма «Бриллиантовая рука», Миронова, который взмолился: «Господи», и сзади мальчик: «Дядя». – «Отстань, мальчик, не мешай!» Вот примерно точно так же человек взывает и говорит: «Господи». А в этот момент сзади Иисус: «Что ты хочешь?» – по спине. Он рядом, оказывается. «Не мешай, не видишь, я небеса пробиваю, они свинцовые».

Бог продолжает творить или перестал уже? Вы думаете, Он в ваших жизнях не творит? Если Его Слово – это просто пустой звук, ни о чем, такая жизнь и будет: ни о чем, пустой звук. Если вы молитесь и говорите: «Господь, Ты сказал в Своем слове» – Господь смотрит и говорит: «Я знаю, что Я сказал в Своем слове, ну-ка, дочь, что ты хочешь Мне напомнить? Ах, вот это ты хочешь Мне напомнить? А Я смотрю в твое сердце, но не вижу там веры, ты просто повторяешь чью-то фразу. Ты просишь для своего вожделения, ты просто думаешь, что тебе это надо. А может, и не хочешь этого, просто произносишь красивые слова перед Моим троном».

Кто-то может сказать: «Ты не имеешь, потому что ты не просишь», а твое сердце внутри говорит: «Так как мне просить, что мне еще сделать? Я уже и так просила, и так просила». Значит, эта молитва не из сердца идет, все в разуме, и не более того. Сердце, которое действительно желает, приходит к Богу и говорит: «Господь, я смиренно прихожу к Тебе. Спасибо, что Ты все даешь». Ты можешь прийти, стоять, но сердце твое лежит у ног Иисуса – просто буквально приползти как раб.

Если ты искренне просишь работу: «Господь, мне сейчас очень нужна работа, потому что у меня не осталось ничего, мне негде жить будет, Господь, мне нечего будет есть, ничего у меня не будет», то важно посмотреть в свое сердце и ответить себе на вопросы: что для тебя работа, ты на нее уповаешь или на Бога уповаешь?

Работа – это средство, и не более того. Она не может быть твоим богом, который тебя обеспечивает. И поэтому ты можешь говорить все что угодно ‒ Господь смотрит только в твое сердце. Ты говоришь: «Дай мне работу», а в сердце у тебя: «Я работу ненавижу, я ее не хочу, потому что я знаю, что если я приду на работу, у меня начнет болеть спина, мне будет там плохо, некомфортно, там еще это будет и вот это будет, – и целый багаж и опять. – Ой, дай работу».

Если ты просишь работу у Бога и при этом не веришь, что она будет для тебя благословением, то ты уже заранее знаешь, что работа будет проклятием. Ты уже знаешь этот перечень: больная спина, и это, и вот это, и не знаю, что потом с этими деньгами делать. Как тебе Господь даст работу, если ты еще не трудился над этими проблемами? Ты просишь работу, а все эти проблемы перед тобой стоят, как стена, которая не даст тебе получить свою работу. Тебе надо было трудиться над своей душой в это время, потому что если ты не имеешь работы, значит, есть проблема в твоем сердце, которую тебе надо обязательно решить. Ты не можешь получить что-то новое от Бога, если не расстанешься с чем-то старым.

Ты также можешь пойти и сам выбрать себе работу, не проси тогда ее у Бога. А если ты говоришь в своем сердце: «Мне нужна работа только от Бога», то тогда ты должен знать, что это будет непростая работа, и готов ли ты, действительно, принять ее, работать на ней? Потому что Господь там будет очень сильно тебя изменять, испытывать, и не всегда это может понравиться. Работа от Бога, она, знаешь, всегда так неприглядно выглядит, и здесь надо иметь мудрость и благоразумие. Чтобы идти на Божье место ‒ надо стать другим человеком. Это высокая планка.

Если ты в своей гордости говоришь: «Я пойду только на Божью работу», то задайся вопросом, а ты способен прыгнуть на эту планочку? Это непростая вещь. Способно ли твое сердце достичь этой планки под названием «Божья работа»? Скольким людям я предлагала пойти на Божью работу, потому что люди просили совет, и я говорила: «Это Божья работа, иди туда». Но люди с разными сердцами приходили, и кто-то говорил, что эта работа ему не нравится, и уходил оттуда. А когда-то эту работу нужно ждать, потому что Господь еще дает возможность изменить свое сердце. Но если человеку нужно только много денег – его ждет большая-большая неудача, большие потери, его ждет огромное разочарование. Невозможно идти на работу лишь только из-за того, что у тебя перед глазами цифры – сколько ты хочешь получить. Это значит, что твой бог маммона – у него ты просишь себе работу. Хоть ты обращаешься к Отцу, но перед тобою золотой телец стоит. Перед тобой икона, и ты говоришь: «Вот мой Бог, тот самый Бог, который вывел меня из Египта». И нарисовали сами себе образ этого Творца, как Он должен выглядеть. Пожертвовали, отдали много золота, чтобы излить себе такого красивого тельца. Но это ничто. Это не тот Бог, который вывел тебя из Египта, из прошлой жизни, из греха, из смерти, из ада.

Если тебе нужна работа, ее нужно просить так, чтобы просьба эта достигла Божьего сердца. Если ты действительно хочешь иметь от Бога работу, тебе придется это сделать, потому что еще есть возможность иметь ту работу, которую вы выберете сами. Никто от вас высоких полетов не требует, потому что можно самому выбрать работу и расти на ней. Там могут отсутствовать благословения, там могут быть удары – но это тебя укрепит. Наступит момент, когда ты вырастешь и сможешь взять планку под названием «Божья работа».

Поверить и выбрать Божью работу на самом деле, конечно, неплохо. Особенно, если сердце готово. Но кто-то поверит, а кто-то не поверит. И кто-то будет счастлив на этой работе, даже если там не будет много денег, потому что нельзя смотреть, сколько денег вы от Бога зарабатываете, вы не понимаете порой того, как Господь способен прославиться через это малое. Заработал ты небольшую сумму, половина ушла, допустим, на оплату квартиры, и на оставшиеся деньги нужно жить, нужно что-то надеть, что-то поесть. И люди по-своему считают и говорят: «Разве можно на эти деньги наесться, одеться и обуться»? Все. Перечеркнуто все – ты уже встал под проклятье. Потому что ты сразу отрекаешься от славы Божьей, ты сразу же отрекаешься от покровительства Божьего, ты сразу отрекаешься от Святого. Ты смотришь как бухгалтер на эти деньги, и сам оцениваешь возможности Божьи, сводишь их до минимума, расцениваешь Бога как человека, живущего под проклятьем.

Господь дает это малое. Но Он может его увеличить, если у тебя есть вера, если ты принимаешь с благодарностью даже мизер от Бога, зная, что если Господь дал мне столько, значит, Он явит великую славу и через это прославится так, как я не ожидаю, так, как Он никогда не прославлялся в моей жизни. Но люди смотрят и говорят: «Вот это много, а это мало». А Господь говорит: «Я из малого, ‒ что сделаю? ‒ Великий народ, многочисленный». Только если вы смотрите верой, принимаете с благодарностью, потому что есть малое, которое Господь способен преувеличить. Вера твоя так и скажет тебе.

И если вы принимаете эти деньги как из рук Отца и говорите: «Спасибо Тебе, Господь, это от Тебя. Ты только что держал эти деньги, Твои святые руки держали эти деньги, и Ты дал мне их», то не смотрите на эти цифры, не имеет значения, какая это цифра. Если есть Господь – это не важно. Если вы уповаете на Него – это не важно. Не нужно считать, сколько дней осталось до получки. Если ты села считать, то не успеешь оглянуться, как тебя обступили: «Ох-ох-ох, мы сейчас тебе поможем посчитать. Сейчас-сейчас. Что ты считаешь? Да тебе не хватит!»

– Ах, мне не хватит.

– А тебе Бог мало дал.

– Ах! Мне Бог мало дал!

– Как ты проживешь на эти деньги до следующей получки?

– Ах! Как я проживу на эти деньги? Как я проживу на эти деньги до следующей получки?

Все. Если вы так думаете, если вы так живете, знайте, что вы живете в неверии и под большим проклятием. И значит, вы отреклись от Святого, вы отреклись от Творца, вы отреклись от Отца, от Супруга и от всех имен, которые имеет Господь. Это вера бесовская, которая не несет в себе ни славы Божьей, ни истины, ни жизни Божьей. Потому что жизнь по вере всегда будет возносить слово Божье, и сердце верующее всегда будет стоять на Его слове, на Его обещаниях, на доверии Ему. Господь сказал – и Господь сделал, и не изменится. Он сказал слово Свое – написано, что ничем не мог клясться, как клялся только Собою, потому что обычно человек клянется тем, что есть больше его самого. Но больше Бога нет никого, и поэтому Он клялся Самим Собою, что будет так, так и вот так. Нам клясться не надо – у нас есть слово Божье, у нас есть обещания и обетования. И мой любимый вопрос: а знаете ли вы это Слово? Есть ли под вашими ногами почва, или вы стоите на болоте, если вы не знаете этого Слова? Любите ли вы это Слово? Если вы его не любите, значит, вы тощие в духе, дохленькие, затисканные кое-кем со всех сторон. И сидите в углу с ошалевшими от ужаса глазами, сглатывая сухим горлом слюну.

Если Господь дает работу, Он дает ее сразу. Найти и увидеть ее со старым взглядом, со старым сердцем невозможно, потому что это путь. А если у тебя перед глазами много путей, то, значит, у тебя в сердце еще идолы из твоего прошлого, твои знания и понимания об этой работе. И ты просишь ее у Бога, а на самом деле диктуешь Ему условия. Это не просьба – это диктование своих условий. Он не услышит никогда твоих условий и не пойдет на твоих условиях. Лучше отойди от Престола и делай сам, что считаешь нужным. Господь все равно тебе поможет. Нет понимания – Он поможет тебе, Он не оставит тебя, есть договор, вы в завете с Ним. Он будет все равно продолжать тебя менять. Даже в твоем неправильном выборе – Он будет продолжать тебя менять.

Но если у тебя запросы высоки, если ты хочешь работу от Бога… Многие думают: «Вау, работа от Бога» – все, что дает Господь, стоит недешево. Потому что увидеть, найти и взять то, что тебе дает Господь, – это не низкий полет, это не полет под столом, это высокий полет в небе, как у орла. Орел видит свою добычу только сверху, зрение у него очень хорошее, и Господь нас сравнивает с орлами. А под столом у нас только куры, они не умеет летать.

Было далеко за полночь, когда вор вскрыл входную дверь и с большой осторожностью, не осмеливаясь зажигать никакого света, на цыпочках обошёл жилище, которое намеревался обокрасть. Одна за другой открывались пред ним безлюдные комнаты, детали убранства и обстановки в которых бледно и нечётко обрисовывались неверным отсветом далёких и тусклых уличных фонарей. Только тогда домушник мог перевести дух, когда не менее безлюдною предстала пред ним последняя из комнат - хозяйская спальня - и только тогда он достал и засветил небольшой фонарик, принесённый с собою, и при его свете воротился в зал.

Яркий и узкий луч, рассекая погружённое во мрак жилище, метался по стенам, а вор восхищённо улыбался, видя в его светлом пятне то один, то другой плод упорного труда хозяина дома - мрачного, набожного, состоятельного человека, десятилетиями неутомимо собиравшего дорогостоящие распятия, иконы, статуи святых и прочую вероисповедную утварь. Там оклад из драгоценных камней, там серебряный потир, там вышитая золотыми нитями риза для аналоя сулили домушнику богатую поживу. Но между ними свет также выхватывал лики и изваяния святых, и в их суровых глазах и на немых древних устах читался непроизнесённый упрёк - упрёк во грехе. «Не укради», - вот что невольно мог видеть вор в печальном и грозном взгляде Христа, и в жестах святых, и даже в мановениях кончиков ангельских крылий.

Было ли это впечатление совершенно случайным? Домушник неожиданно стал сознавать, что нет. Коллекция хозяина дома, которую будущий похититель с интересом и предвкушением оглядывал не первый десяток минут, более не могла казаться ему бессистемною. В ней угадывалось одно чувство, один деятельный замысел. Только те эпизоды евангельских событий, только те элементы житий святых развёртывались вдоль стен во множестве изображений и скульптур, которые вполне раскрывали тему греха и последующего возмездия за грехи. Вершиною этой подборки, очевидно, являлось в центре зала громадное полотно, изображавшее с большою художественною силою муки грешников во время Страшного Суда. Во всё это время вор избегал пристально взглядываться в картину, которую (при её-то габаритах) никак не мог бы унести незаметно; но тут любопытство пересилило - и рука, будто сама собою, обратила именно туда луч фонаря. Пристально взглядевшись, в одну минуту домушник понял, что картина изображает не нравственные муки раскаяния во грехе, а вполне физические, ощутимо болезненные муки грешников. Талант её живописца был талантом явного или потаённого садиста, находящего величайшее удовольствие в справедливости причиняемого страдания.

Впервые в эту ночь вор подумал, что такой выбор иконописи и живописи открывает пред ним с полной ясностью ту фанатическую жестокость и ту свирепую нетерпимость ко греху, которая одухотворяла коллекционера - и даже, быть может, отражала какую-нибудь тайную личную драму в прошлом этого человека, проливала свет на истинные причины его уединённой жизни, которая-то и сделала возможною кражу в первую же ночь его краткой отлучки из дома. Вор невольно вздрогнул и узкий луч электрического света бешено метнулся по стене.

Холодный пот выступил на лбу вора, а сердце его забилось часто-часто, как у загнанной в угол крысы. Без малейшего промедления он изогнулся всем телом, озираясь в направлении прозвучавшего голоса, затем десятки раз крутанулся вокруг себя, рассекая ночной мрак светом фонаря, заглядывал в тёмные проёмы соседних комнат - и наконец вполне уверился, что был, как и прежде, единственным человеком во всём жилище. Да и был ли человеческим голос, напомнивший ему о Сыне Божьем? Интонация и даже звук его не особенно напоминали те, которыми общаются простые люди.

Неужто под влиянием случайного впечатления, открывшего натуру коллекционера, теперь похитителю предстоит отказаться от хищения?

Циничная усмешка неверия искривила его губы. Движением, отточенным за годы воровской практики, он протянул руки и стал рассовывать по карманам и потайным мешочкам наиболее мелкие и ценные предметы обчищаемого им жилища: миниатюрные золочёные ковчежцы, блистающие серебром дискосы, небольшие иконки явно немалой художественной ценности - как вдруг новый звук разорвал тишину. Этот звук был хлопаньем крыльев.

Внутренне домушник был готов в эту минуту и застонать от стыда, и рассмеяться над самим собою. Все, все его страхи были беспочвенны! - он понимал теперь безусловно, что в углу комнаты богато украшенная ткань скрывала под своими сферическими очертаниями не какой-нибудь драгоценнейший глобус или астролябию, а всего лишь округлую клетку с попугаем!

Тремя быстрыми шагами вор достиг этого угла, рванул ткань - и луч фонаря уткнулся в пернатое лицо смышлёной говорящей птицы.

Ну, кто это тут говорил со мною об Иисусе? - довольно спросил похититель.

Иеремия, - неожиданно представился попугай именем известного ветхозаветного пророка.

Каким же фанатиком нужно быть, чтобы даже попугая назвать Иеремией? - захохотал домушник.

Но ему стало совсем не до смеха, когда кривой клюв распахнулся в последний раз и птичий голос бесстрастно разъяснил:

А таким, который бультерьера назвал Иисусом.

Новость отредактировал A.Norton - 16-06-2018, 11:24

Ввиду этого Спаситель рассматривает богатство и с другой стороны, как я выше упомянул: «где сокровище » человека, говорит Он, «там и сердце » его. То есть, хотя и ничего подобного не случится, но немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех приходящих к тебе, - занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Что может быть бедственнее этого? Но так как мысль эта превышала понятие слушателей, и как вред, так и польза, проистекающие от богатства, для многих не были очевидны, и, чтобы понять это, нужен был ум довольно проницательный, то Спаситель, после предварительного объяснения, и сказал: «где сокровище » человека, «там и сердце » его. Поясняя то же самое далее, Он обращает речь от умственных предметов к чувственным, именно говорит: «светильник для тела есть око» (Мф. 6:22) . Смысл слов Его таков: не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, - потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое. Напротив, если будет твое сокровище на небе, то не только имеешь ту выгоду, что сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном, так как очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище; наоборот, когда ты положишь свое сокровище на земле, то будешь испытывать совершенно противное.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Он поручает нам удалиться от мира и быть нищими в отношении всех видимых вещей и не иметь земной заботы, но день и ночь бдеть у дверей (своего сердца) и ожидать, когда Господь, отворив заключенные сердца, излиет в нас дар Духа. Он говорит, чтобы мы отвергли золото, серебро и родственные узы, продали имущество и раздали бедным и воссокровиществовали его на небесах; «потому что где сокровище твое - там будет и сердце твое ». Господь видит, что сатана, действуя чрез богатство, принуждает мысли человека к тому, чтобы они поникли к заботе о материальных и земных вещах. Поэтому Бог, заботясь о твоей душе, говорит тебе отречься от этого, чтобы ты хотя бы поневоле искал небо и имел сердце у Бога; так что если бы ты и захотел опять вернуться к твоему имуществу, то (уже раздав его бедным) и не нашел бы уже ничего и, хочешь не хочешь, был бы принужден взирать туда, куда ты воссокровиществовал и отослал его, то есть - на небо, «потому что где сокровище твое, там будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа I. Слово 53.

<…> повелел Он оставить золото, серебро, родство, продать имение, раздать нищим, положить это в сокровищницу и искать сего на небесах: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце » твое. Господь знал, что сатана чрез это берет силу над помыслами и вводит их в заботу о вещественном и земном. Посему-то Бог, промышляя о душе твоей, повелел отречься от всего, чтобы и по неволе взыскал ты небесного богатства и обратил сердце свое к Богу. Ибо если и пожелаешь возвратиться к тварям, то окажется, что не владеешь ничем видимым; и тогда, хочешь или не хочешь, принужден будешь ум свой обратить к небу, где собрал и положил все в сокровищницу: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа II. Слово 11.

Прп. Максим Исповедник

Когда приметишь, что ум твой с услаждением занимается предметами вещественными, и любезно пребывает в помышлениях о них: то знай, что ты любишь их более, нежели Бога. Ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше , глаголет Господь.

Главы о любви.

Прп. Нил Синайский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сказано: «идеже есть сокровище» твое, «ту будет и сердце» твое (Мф. 6:21) . Ибо каковы занятия, таков, без сомнения, и образ мыслей, и к чему устремлены занятия, того держатся и воспоминания, и ум. Посему должно более обращать трезвенное внимание на сокровище небесное и некрадомое.

Письма на разные темы. Пресвитеру Серапиону.

Блж. Иероним Стридонский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Это нужно относить не только к деньгам, но и ко всем вообще страстям [или: имуществам]. Для прожорливого богом служит его чрево. Итак, он имеет сердце там, где и сокровище [или: есть сокровище]: сокровище любящего роскошь человека суть изысканные блюда; для ленивого - забавные игры, для любовника - похоть: Всякий находится в рабстве того, что одерживает над ним победу (2 Пет. 2:19) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-23 ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Он говорит это: если ты пригвоздил свой ум заботой об имуществе, то ты погасил свой светильник и омрачил свою душу, ибо как глаз, когда он чист, то есть здоров, освещает тело, а когда худ, то есть нездоров, оставляет его во мраке, так и ум ослепляется заботой. Если же ум омрачен, то душа делается тьмой, а тем более тело.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше

Сердцем здесь назвал ум. Он говорит: если даже ничего из того не бывает, однако вообще, где ваше сокровище, там будет и ум ваш. Но не малый вред для души в том, что ум пленен здесь, связан многоразличною заботою об охранении сокровища, порабощен такой тирании и не смеет перейти к другой мысли.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сердце всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит, к чему привязано; в чем человек поставляет свое высшее благо, к тому и лежит сердце его. Итак, чтобы истинно направить стремления нашего сердца, необходимо, чтобы предмет его стремлений был истинен, свят и чист. Сокровища небесные - добродетели; вот к чему должно быть привязано сердце христианина.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Смысл ясен. Жизнь человеческого сердца сосредоточивается на том и около того, что человек любит. Человек не только любит те или иные сокровища, но и живет, или старается жить около них и вместе с ними. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земной или небесной. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план и наоборот. Здесь, в словах Спасителя, глубокое обличение и объяснение тайных, сердечных человеческих помышлений. Как часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам только земным. Вместо “ваше” Тишендорф, Вест. Хорт и другие - “сокровище твое,” “сердце твое”. Может быть, в recepta и многих курсивных “твое” заменено словом “ваше” для согласования с Лк. 12:34, где “ваше” не подлежит сомнению. Цель употребления “твое” вместо “ваше”, может быть, заключалась в том, чтобы обозначить индивидуальность сердечных склонностей и стремлений человека со всем их бесконечным разнообразием. Один любит одно, другой другое. Знакомое всем выражение “у меня сердце лежит” или “не лежит к тому-то” почти равнозначно евангельскому выражению 21 стиха. Его можно перефразировать так: «где находится то, что ты считаешь своим сокровищем, туда будут направляться и сердечные помыслы твои, и любовь твоя”.

Троицкие листки

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Непрочно, обманчиво всякое земное сокровище; но если бы оно и прочно было, уже одно то, что люди прилепляются к нему всем сердцем и ради него забывают Бога, есть великое зло и бедствие для души. Почему? «Потому что ты становишься тогда рабом земных твоих сокровищ», - говорит святой Златоуст. ибо где сокровище ваше , где то, чего вы желаете, о чем заботитесь, что любите, там будет и сердце ваше , туда будут постоянно устремлены и взоры ваши, желания ваши, ибо где сердце человека, там и весь человек, вся судьба его. «Если, - говорит святитель Филарет Московский, - сокровище твое на земле, то не думай, чтобы сердце твое нашлось на Небеси - у Бога». - «Немалый для тебя вред, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - если ты будешь прилеплен к земному, отпадешь от Небесного, будешь думать только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибылях… Что может быть бедственнее этого? Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не услышишь ничего полезного и необходимого для тебя». Твое сердце не тронется мольбами несчастных вдов и сирот; оно так же холодно, как металл, к которому прилепилось… Угрюмый и суровый, ты от всех сторонишься, всех подозреваешь, всего боишься… Но не одно богатство может так завладеть сердцем человека: всякая страсть может сделаться его идолом, его сокровищем , с которым ему жаль расстаться. Посмотрите на человека, для которого все сокровище сердца - это плотские греховные удовольствия. Его сердце отравлено ядом разврата, его воображение переполнено нечистотами греха: до того ли ему, чтобы думать о Боге, о Небе, о спасении души? Или вот человек, у которого вся душа занята заботой о почестях, наградах, отличиях, повышениях… Этот честолюбец готов унижаться до раболепства перед сильными мира сего, хитрит, лукавит, жертвует совестью и законом: он не остановится ни перед чем, лишь бы столкнуть ближнего, занять его место. Какое черствое, холодное сердце у этого человека! Придет ли ему на ум позаботиться о будущей жизни, о Царстве Небесном? Его царство, его сокровище - здесь, на земле, в почестях и отличиях земных. А где сокровище его, там и его сердце. Укажем еще пример. Вот женщина, которая всю свою жизнь отдает в жертву страсти к нарядам и убранствам. Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится о том, как бы одеться получше других, как бы кто-нибудь не перещеголял ее… А удалось это - в сердце уже подняла голову другая страсть - тщеславие… Когда ей заботиться о детях? Что ей за дело до того, что у мужа недостает средств на обновы для нее? И сколько огорчений, даже несчастий семейных бывает из-за этой пустейшей страсти к нарядам!… Найдется ли в сердце такой женщины место для Бога, для заботы о спасении души?… Но всех таких земных сокровищ , всех греховных привязанностей, к которым склонно наше сердце, и не перечтешь: сколько грехов, столько и идолов, которым человек отдает свое сердце. А для Христова ученика должно быть только одно сокровище - Бог и святой Закон Его. Если ты любишь Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, то и все желания твои должны быть обращены к единому Богу. Живи и на земле только для Бога, потому что нигде ни в чем не может наше сердце найти мира и блаженства, кроме как у единого Бога. А Он обитает только в чистой совести, и Сам, Своей благодатью, приходит в наше сердце, но только тогда, когда там будет для Него место чистое, а не скверное…

Троицкие листки. №801-1050.

В вашем браузере отключен JavaScript

От Матфея, глава 6

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Если вы серьезно задумаетесь над вопросом о том, что всего более нужно и полезно человеку, то поймете, что каждому человеку необходима более всего Милость Божья, Долготерпение Божие, которое продолжается в отношении человека, не наказание за грехи и предоставление времени на покаяние и их исправление, прощение грехов человека и в конечном счете помилование человека на Страшном суде Божием. Поэтому во время ведения службы, церковь от имени людей многократно провозглашает: «Господи помилуй!».

Каждый человек грешен перед Богом в той или другой степени. В Библии сказано: «нет праведного ни одного» () . Хорошо, когда человек осознает себя величайшим грешником перед Богом, понимает мерзость и нелепость своих грехов. Такое признание своей греховности приводит человека к борьбе с грехами, их искуплению и их недопущению. Одним из действенных способов искупления грехов, в которых раскаивается человек, состоит в совершении милостыни и проявлении милости по отношению к ближним нашим. Потому что Сам Господь, говорил о том, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» () .

Человеку выгодно и полезно совершать милостыню и оказывать милость людям по следующим причинам:

за милость к ближним своим человек получает милость от Бога.

за милость временную человек получит для себя милость вечную.

за милость, проявленную к ближним своим, человек получит помилование самого себя Богом, отпущение и прощение своих грехов.

И в конечном счете человек получит вечное блаженство. Милость к ближним может совершать каждый человек, независимо от того положения, которое он занимает в обществе, независимо от его состояния и звания.

Христианская классификация духовной и телесной милости дает исчерпывающее пояснение в отношении того, какие поступки должен совершать человек (что нужно делать) для исполнения и проявления дел милосердия.

Вот главные дела милости телесной, обязательные для всех христиан. Эти дела может исполнить и совершить любой человек без учета его положения в обществе и его состояния. Возможность совершения этих дел будет предоставлена Богом каждому христианину многократно в течение всей его жизни. И каждый желающий спастись должен использовать эти возможности для совершения дел милосердия.

Итак к делам милости телесной относятся следующие поступки.

Алчущего напитать. То есть дать голодному пишу, голодного накормить.

Жаждущего напоить. То есть помочь утолить жажду.

Одеть нагого, то есть дать человеку необходимую одежду.

Посетить находящегося в темнице. То есть побывать у людей заключенных в тюрьме с благотворительной целью оказания им помощи и облегчения их страданий.

Посетить находящегося в больнице. То есть побывать в больничном заведении и поспособствовать выздоровлению больных. Если больной выздороветь не может, то помочь ему по-христиански подготовиться к кончине. Для этого своевременно вызвать священника для проведения исповеди и для приобщения такого человека к таинствам Христовым.

Странника принять в дом и успокоить. То есть странствующему человеку, паломнику, посещающему святыни, предоставить в своем доме приют и проявить к нему заботу, участие и внимание.

Погребать умерших в бедности. То есть на свои деньги или на собранное подаяние оказывать погребальные услуги людям, скончавшимся в нищете.

О совершении всех этих дел милости кроме последнего, добавленного церковью, говорит Сам Господь при описании последнего страшного суда.

Вот дословно слова Самого Иисуса Христа о необходимости совершения дел милосердия.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и оставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» ().

К делам милости духовной относятся следующие поступки.

При помощи увещевания отвратить грешника от заблуждения. То есть путем уговоров и разъяснений (увещеваний) неверующего или иноверца, раскольника, пьяницу, блудодея или расточителя и тому подобное, наставить на путь истинной и честной жизни. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ().

Невежду научить истине и совершению добра. То есть не умеющего молиться научить молиться Богу, незнающего заповедей Божиих, научить этим заповедям и их исполнению и так далее. «А кто не знает, тех учите» (). А также несведущего человека научить отличать добро от зла, научить видеть в людях и в жизненных ситуациях истину, научить человека совершать добро и жить по законам совести, почитая Бога и Его заповеди. «Но наставляйте друг друга каждый день... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» ().

Подать ближнему добрый своевременный совет. То есть когда ближний будет находиться в затруднительном положении, помочь ему добрым и нужным советом. Например, показать опасность, которая угрожает ближнему, и рассказать, как нужно её избежать. Если ближний злоумышляет на чье-либо благосостояние или жизнь, отвратить его от этого, если ближний болен,а вы знаете как ему помочь, то дать ему нужный совет для излечения. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ().

Молиться за всех Господу Богу нашему, Иисусу Христу, то есть в своих молитвах просить Бога о прощении грехов ближних, о наставлении их на путь истинный. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().

Утешать печальных, то есть уметь поддержать ближнего, когда он находится в унынии, в грусти, в растерянности. В трудной жизненной ситуации «утешайте малодушных» () .

Нельзя воздавать или мстить ближним за причиненное ими зло. То есть не совершать ответного зла или мести злодеям за то зло, которое они причинили человеку, а предоставить совершать воздаяние Богу. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.» (). «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» ().

Искренне и чистосердечно прощать обиды, причиненные человеку его ближними. То есть не гневаться на обидчика и прощать ему его обидные слова и действия по следующим причинам:

так как обижающий других людей, прежде всего, обижает самого себя, потому что своим злым поступком навлекает на себя гнев Божий;

так как обижающий человека, совершает этот злой поступок по наущению злой вражьей силы;

так как ничего не происходит случайно в мире и человек заслужил свою обиду своими предыдущими грехами;

Из всего вышесказанного становится очевидно то, как необходимо для каждого человека проявление христианского милосердия и совершение милости и добрых дел.

Дела милости необходимо совершать потому:

1 что без них человек не сможет попасть в Царство Небесное, уготованное Богом для добрых людей. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» () ;

3 милость, которую мы оказываем нашим ближним, мы оказываем Самому Иисусу Христу. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» () ;

4 по христианским воззрениям все люди братья, а христиане – члены Церкви Христовой. Поэтому, оказывая милость ближним нашим, мы оказываем её Господу нашему. А Сам Господь проявит к нам Свою милость, помилует нас, и окажет Свою заботу и помощь за наши добрые дела. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ().