Методика «Неуправляемая эмоциональная возбудимость. Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В.Бойко) Методики экспресс диагностики в в бойко

Диагностика склонности к аффективному поведению.

Инструкция к тесту

Ответьте «да» или «нет» на приводимые ниже ситуации: как вы чаще всего поступаете?

Тестовый материал
  1. Долго помните оскорбления и обиды, которые вам нанесли.
  2. Практически постоянно выясняете с кем-то отношения (либо с одним и тем же человеком, либо с разными партнерами).
  3. Вам очень трудно сделать первый шаг к примирению, когда вас кто-то обидел.
  4. Долго переживаете из-за несправедливости по отношению к себе.
  5. Мелкие неприятности обычно рассказываете ближним, ища сочувствия.
  6. По нескольку дней мысленно выясняете свои отношения с обидчиком (высказываете ему, что думаете, доказываете свою правоту и т. п.).
  7. Поссорившись с близким человеком, вы можете не разговаривать с ним долгое время.
  8. Долго переживаете случившийся с вами конфуз, допущенный промах, ошибку в работе.
  9. После конфликта дома (на работе) бываете до того расстроены, что идти домой (на работу) вам кажется просто невыносимым.
  10. Часто с трудом засыпаете из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях.
  11. Не в состоянии отвлечься от трудных проблем, требующих решения.
Обработка и интерпретация результатов теста

Чем больше утвердительных ответов получено вами, тем более дисфункционален стереотип вашего эмоционального поведения:

  • 10-11 баллов – аффективность стала неотъемлемой чертой вашего характера;
  • 5-9 баллов – аффективность свойственна вам, возможно, достигла уровня тенденции;
  • 4 бала и меньше – вам не свойственны дисфункциональные аффективные состояния.

Тест

Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В.Бойко) (15 мин)

Инструкция: Ответьте «да» или «нет»: как вы чаще всего поступаете?

1. Долго помните оскорбления и обиды, которые вам нанесли.

2. Практически постоянно выясняете с кем-то отношения (либо с одним и тем же человеком, либо с разными партнерами).

3. Вам очень трудно сделать первый шаг к примирению, когда вас кто-то обидел.

4. Долго переживаете из-за несправедливости по отношению к себе.

5. Мелкие неприятности обычно рассказываете ближним, ища сочувствия.

6. По нескольку дней мысленно выясняете свои отношения с обидчиком (высказываете ему, что думаете, доказываете свою правоту и т. п.).

7. Поссорившись с близким человеком, вы можете не разговаривать с ним долгое время.

8. Долго переживаете случившийся с вами конфуз, допущенный промах, ошибку в работе.

9. После конфликта дома (на работе) бываете до того расстроены, что идти домой (на работу) вам кажется просто невыносимым.

10. Часто с трудом засыпаете из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях.

11. Не в состоянии отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

Обработка и интерпретация результатов теста

Чем больше утвердительных ответов получено, тем более дисфункционаленстереотип эмоционального поведения:

10-11 баллов – аффективность стала неотъемлемой чертой вашего характера;

5-9 баллов – аффективность свойственна вам, возможно, достигла уровня тенденции;

4 бала и меньше – вам не свойственны дисфункциональные аффективные состояния.

Аффективное поведение - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.
В отличие от чувств, которыми можно управлять, аффект возникает помимо воли человека и подавляется с большим трудом. Например: муж из ревности убивает жену. Разъярённая мать кидается с кулаками обидчика ребёнка. Или при угрозе жизни, у человека просыпаются сверхспособности, он может перемахнуть через высокое ограждение, быстро побежать, отбросить тяжеленную вещь и т. п. Как правило, потом человек не может понять, как такое могло произойти. В зависимости от влияния на активность , аффекты подразделяются на стенические (сила) и астенические (бессилие). Стенические аффекты побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (гнев, восторг и другие). Астенические аффекты расслабляют или парализуют силы (бессилие, ужас и другие).

Инструкция: В целях личностного самопознания вам необходимо ответить «да» или «нет» на предложенные 12 вопросов.

Тексты книг на сайте не размещены и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.

О. В. Барканова
. Методики диагностики эмоциональной сферы
Психологический практикум
Красноярск: Литера-Принт, 2009

Представлен комплекс широко известных методик диагностики эмоциональной сферы, необходимые сведения о каждой методике, способы обработки и психологической интерпретации методик, список используемой методической литературы. Собраны методики, предназначенные для диагностики общего эмоционального состояния, депрессий, неврозов, стресса, агрессивности и тревожности. Практикум является диагностическим инструментарием практического психолога, работающего в сфере образования и психологического консультирования различных направлений.

Предназначено для студентов – будущих психологов и педагогов-психологов дневного, заочного и вечернего отделения ВУЗов, преподавателей факультетов психологии и педагогики, практических психологов.

Предисловие

Раздел I. Методики диагностики общего эмоционального состояния, депрессий, неврозов, стресса

Тест-опросник «Оценка настроения»

Методика «Самооценка эмоциональных состояний»

Тест-анкета «Эмоциональная направленность»

Методики экспресс-диагностики В. В. Бойко:

Методика экспресс-диагностики личностной склонности к сниженному настроению (дистимии)

Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации

Шкала экспресс-диагностики уровня невротизации

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний

Опросник невротических расстройств

Раздел II. Методики диагностики агрессивности и тревожности

Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга

Инструкция. Вам предлагаются ряд вопросов, на которые вы можете дать ответ «да» или «нет». Обозначьте свой положительный ответ знаком плюс, а отрицательный знаком минус. Текст опросника 1. Вы обычно высказываете свое мнение откровенно, не особо задумываясь над выбором слов и выражений?

Приложение

2. Вы быстро начинаете злиться или впадать в гнев?

3. Вы можете ударить обидчика, оскорбившего вас?

4. После приема небольшой дозы алкоголя вы становитесь несдержанным?

5. Вы можете стать резким и нагрубить, когда заденут ваше самолюбие?

6. В детстве вы убегали из дому, обидевшись на родителей?

7. Вы обижаетесь по пустякам?

8. Перед важной встречей, событием вы очень волнуетесь, нервничаете?

9. Под влиянием эмоций вы можете сказать такое, о чем потом будете жалеть?

10. В возбужденном состоянии вы плохо контролируете свои действия (можете бить посуду, швырять вещи, ломать предметы)?

11. Вам приходилось расплачиваться за свою вспыльчивость (вас наказывали, объявляли выговор, вас покидали друзья и т. п.)?

12. Часто ли бывает, что вы быстро покупаете понравившуюся вам вещь, не успев рассмотреть и оценить ее как следует, а потом оказывается, что купили не то, что надо?

Обработка данных и выводы. За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Если набрано 10-12 баллов, это свидетельствует о большой эмоциональной импульсивности человека, если 5-9 баллов, то имеется склонность к умеренной импульсивности, если 4 балла и меньше, то склонность к импульсивности отсутствует.

Методика «Склонность к воспроизведению негативных эмоциональных инграмм»

Методика разработана В. В. Бойко (1996).

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с каким-либо " из них, поставьте рядом знак плюс. Текст опросника

1. Порой вам хочется привлечь к себе внимание близких, и вы прикидываетесь больным, обиженным, несчастным.

2. Иногда вы специально изображаете недовольство, возмущение, чтобы поставить на место кого следует.



4. Молчание - ваше привычное средство наказания партнера.

6. Обычно вы несколько холодны, эмоционально сдержаны, чтобы оградить свой внутренний мир от посторонних.

7. Вы можете поныть, поплакаться, если надо разжалобить кого-либо.

8. Чтобы вам подчинялись, вы часто придаете своему лицу суровое, строгое выражение.

9. Вы иногда изображаете обиду не столько потому, что испытываете ее, сколько для того, чтобы заставить переживать партнера.

10. В ответственных ситуациях вы умеете прикинуться беспомощным или несообразительным.

11. Иногда вы специально показываете злость, чтобы заставить человека действовать как надо.

12. Когда в споре вам не хватает аргументов, вы пускаете в ход эмоции, чтобы одержать победу.

Приложение 601

Обработка результатов и выводы. За каждый положительный ответ начисляется 1 балл. Если отвечавший набирает 1-2 балла, это означает, что он не склонен использовать отрицательные эмоциональные инграммы в качестве средств манипуляции окружающими. Если отвечающий набирает 3-5 баллов, значит у него есть некоторая склонность к манипулированию. Если он набрал 6 и более баллов - манипулирование другими для него дело привычное.

Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействия стимулов окружающей среды

Методика разработана В. В. Бойко (1996).

Инструкция. Вам предлагается оценить свое поведение в ряде ситуаций. Выберите подходящий для вас вариант ответа - «а», «б» или «в». Будьте искренни.

Текст опросника

1. Когда я усталый прихожу с работы домой, то усталость:

а) быстро проходит;

б) остается какое-то время, но я ее не показываю;

в) отрицательно сказывается на общении с домашними.

2. Жизнь показывает, что я склонен:

а) все видеть в основном оптимистично,

б) воспринимать все преимущественно в спокойных, нейтральных тонах;

в) относиться ко всему по большей части пессимистично.

3. Когда на улице хорошая погода, то чаще всего:

а) у меня улучшается настроение или повышается активность;

б) мне хочется расслабиться, отложить дела," бездельничать;

в) я на это никак не реагирую или чувствую себя несчастным, подавленным.

4. Если бы мне предложили пройти тест на определение уровня интеллекта, то я:

а) охотно согласился бы,

б) постарался бы не проходить,

5. В общении с новым деловым партнером (коллегой) я обычно:

а) легко и быстро вступаю в контакт;

б) сначала некоторое время присматриваюсь и проявляю осторожность;

в) стараюсь вообще особенно не сближаться.

6. Когда бывает радостно на душе, то обычно мне хочется:

а) чтобы это увидели, почувствовали все,

б) чтобы это увидели, почувствовали только близкие мне люди;

в) чтобы этого никто не заметил.

7. Очередное трудное обстоятельство в жизни чаще воспринимаю:

а) с готовностью успешно преодолеть;

б) с некоторой тревогой, беспокойством;

в) с чувством досады или раздражения.

8. Написать письмо на телевидение меня могла бы побудить скорее всего:

а) передача, которая очень понравилась;

б) передача, которая содержала вопрос, требующий ответа;

в) передача, которая вызвала протест, неудовлетворение.

9. Когда возникают нежные чувства к близким, я обычно:

Приложение

а) проявляю их открыто;

б) стесняюсь своей сентиментальности;

в) стараюсь не показывать.

10. Необходимость принимать ответственные решения в личной жизни обычно:

а) мобилизует меня,

б) вызывает растерянность, ставит в тупик;

в) огорчает или расстраивает.

11. Сомнительные, но интересные идеи, знания, факты я обычно:

а) включаю в багаж своих знаний;

б) тщательно обдумываю, взвешиваю;

в) решительно отторгаю или опровергаю.

12. Когда представители противоположного пола говорят мне комплименты, я обычно:

а) не скрываю своего удовольствия;

б) смущаюсь, чувствую неловкость;

в) сомневаюсь в их искренности.

13. Если мое предложение будет отвергнуто руководителем, то я скорее всего:

а) сделаю новое предложение или внесу исправления в прежнее,

б) буду переживать в себе случившееся;

в) выскажу свое недовольство или не стану впредь вносить предложения.

14. Я человек:

а) очень доверчивый;

б) осмотрительный, настороженный;

в) очень недоверчивый.

15. На юмор и шутки в основном реагирую так:

а) открыто смеюсь, радуюсь;

б) воспринимаю сдержанно;

в) отношусь критично или реагирую редко.

16. Если кто-либо из членов семьи опять делает не то и не так, я чаще всего:

а) терпеливо и спокойно объясняю, как надо сделать;

б) начинаю ворчать, брюзжать;

в) шумлю, ругаюсь, устраиваю разгон.

17. Жизнь чаще:

а) радует;

б) не вызывает определенных эмоций;

в) огорчает или разочаровывает.

18. Анекдоты я:

а) обожаю;

б) воспринимаю без особого восторга;

в) не люблю.

19. Неприятные обязанности на работе я большей частью выполняю:

а) столь же терпеливо, как и остальные;

б) нехотя;

в) с неудовольствием или с досадой, раздражением.

20. Для моего стиля жизни больше характерно:

а) активное планомерное продвижение к намеченной цели,

Приложение 603

б) стабильность, постоянство;

в) желание периодически многое или что-нибудь резко изменять.

21. Если бы мне предложили отметить круглую дату моего трудового пути, я бы вероятнее всего ответил:

а) принимаю предложение;

б) мне не очень хочется или неловко оказаться в центре внимания;

в) я не люблю подобные мероприятия.

22. На справедливые, но обидные по форме замечания в мой адрес я обычно в первый момент реагирую так:

а) принимаю с благодарностью, признанием;

б) обижаюсь, но не показываю это;

в) защищаюсь или теряю самообладание, «завожусь».

23. Я хотел бы, чтобы моя профессиональная деятельность:

а) была связана с активным общением с людьми;

б) не требовала активного общения;

в) по возможности исключала общение.

24. Дружеские подшучивания по моему адресу:

а) вполне принимаю;

б) не одобряю, но терплю;

в) не выношу, не приемлю.

25. Недостатки личности делового партнера чаще всего:

а) принимаю как обстоятельство, которое надо преодолевать;

б) стараюсь молча терпеть;

в) заставляют нервничать, огорчаться.

26. Будь я руководителем, то для завоевания авторитета у коллег предпочел бы такое средство:

а) оказание помощи и поддержки;

б) терпение и выдержку; в)строгость и требовательность.

27. Если бы на собрании коллектива меня похвалили за хорошую работу, то по всей вероятности:

а) я не скрывал бы своего удовлетворения;

б) смутился бы или постарался скрыть свои чувства;

в) не испытал бы особых чувств или это меня не порадовало бы.

28. Если меня кто-либо разозлит, то я:

а) быстро отхожу, забываю о случившемся;

б) успокаиваю себя, убеждаю, что надо уметь прощать, и у меня это получается;

в) злюсь долго и ничего с этим не могу поделать.

29. Когда вечером раздается неожиданный стук в дверь, то я по обыкновению:

а) ожидаю что-нибудь приятное;

б) настораживаюсь, но не подаю вида;

в) явно нервничаю, жду что-нибудь неприятное.

30. Когда в дружеской компании меня просят петь или плясать, то я:

а) тут же откликаюсь;

б) некоторое время смущаюсь и не решаюсь;

в) предпочитаю, чтобы меня не просили.

Приложение

31. Мелочи жизни я воспринимаю:

а) как тонизирующий фактор;

б) как беспокоящее меня обстоятельство;

в) как досадные неприятности.

32. Моя жизнь в целом:

а) наполнена яркими событиями, которые я чаще всего сам себе организую;

б) размерена и спокойна;

в) скучна и однообразна.

33. Если бы кто-нибудь из коллег, с которым не было особых отношений, вдруг стал бы оказывать мне дружеское расположение, то:

а) я тут же ответил бы взаимностью;

б) сначала постарался бы понять причину, а потом решил бы, как себя вести;

в) воздержался бы от дружеских отношений.

34. Если коллега нанесет мне какую-то обиду, то я скорее всего:

а) быстро смогу простить его,

б) буду переживать, стараясь не показывать этого,

в) когда-нибудь отвечу ему тем же.

35. Обстановка на работе чаще всего вызывает:

а) хорошее или бодрое, приподнятое настроение;

б) внутреннее напряжение, беспокойство;

в) раздражение или плохое, сниженное настроение.

36. Полезные советы со стороны знакомых я обычно:

а) тут же принимаю с благодарностью;

б) тщательно обдумываю и проверяю на надежность;

в) не принимаю в расчет, стараюсь жить своим умом.

37. Если кто-либо из коллег проявит недовольство беспорядками в нашей работе, я скорее всего:

а) постараюсь своим участием уладить конфликт;

б) буду наблюдать за развитием действий;

в) приму сторону недовольных или обиженных.

38. Большинство людей в моем окружении на работе (в учебном заведении):

а) вызывают доверие;

б) заставляют держаться настороженно;

в) вызывают недоверие.

39. В последнее время праздники я обычно встречаю:

а) с подъемом и радостью;

б) с некоторой грустью, тревогой, разочарованием или безразличием;

в) с явной досадой, раздражением или ощущением пустоты, одиночества. Обработка данных. Учитываются:

1) «эйфорическая активность вовне» а, «рефрактерная активность вовнутрь» б и «дисфорическая активность вовне» в;

2) характер стимулов:

положительные обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);

амбивалентные (или нейтральные) - они двойственны по своей природе, в них можно, обнаружить либо положительный, либо негативный смысл - все зависит от

Приложение 605

установок самой личности, от ее тенденций приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохиекачества (амбивалентны как стимулы новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе);

отрицательные обладают отрицательным смыслом и значением (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).

Подвести итоги позволяет таблица, в которую надо перенести данные ваших ответов - ставьте единички в нужной графе. Подсчитайте общее количество ответов «а», «б», «в» - по колонкам таблицы.

Интерпретация результатов

Наибольшее количество ответов типа «а» говорит о том, что ваша эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями: положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.

При доминировании дисфорической формулы (больше всего ответов «в») положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а ваша эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.

Дополнительно можно отметить, какие именно стимулы - негативные, амбивалентные или позитивные - чаще вызывают конкретный тип преобразования энергии - «а», «б» или «в».

Данные показывают, что «чистые» формулы преобразования энергии воздействий встречаются редко и обычно их демонстрируют личности с акцентуациями в характере, с признаками невротичности. Чаще отмечаются «смешанные» типы реагирования на внешние и внутренние воздействия, что показывает следующая таблица. (% к числу опрошенных).

606 Приложен™

Таблица 5 Распределение количества лиц (%) с различными формулами преобразования энергии

Диагностика подверженности неуправляемой эмоциональной возбудимости.

Инструкция к тесту

В целях личностного самопознания вам необходимо ответить «да» или «нет» на предложенные 12 вопросов.

Тестовый материал
  1. Обычно высказываете свои мнения людям откровенно, не особо задумываясь над выбором слов и выражений.
  2. Быстро начинаете злиться или впадать в гнев.
  3. Можете ударить обидчика, оскорбившего вас.
  4. После приема небольшой дозы алкоголя становитесь несдержанным.
  5. Можете стать резким или нагрубить, когда заденут ваше самолюбие.
  6. В детстве вы убегали из дома, обидевшись на родителей.
  7. Обижаетесь по пустякам.
  8. Перед важной встречей, событием очень волнуетесь, нервничаете.
  9. Под влиянием эмоций можете сказать такое, о чем потом будете жалеть.
  10. В возбужденном состоянии плохо контролируете свои действия (можете бить посуду, швырять вещи, ломать предметы).
  11. Вам приходилось расплачиваться за свою вспыльчивость (вас наказывали, объявляли выговор. вас покидали друзья и т. п.).
  12. Нередко вы быстро покупаете понравившуюся вам вещь, не успев рассмотреть и оценить ее как следует, и оказывается, что купили не то, что надо.
Обработка и интерпретация результатов теста

За каждый утвердительный ответ начислите себе балл.

  • 10-12 баллов – вы очень импульсивный человек, неуправляемая эмоциональная возбудимость – ваш функциональный стереотип поведения, однако он неприятен для партнеров.
  • 5-9 баллов – у вас есть признаки импульсивности.
  • 4 балла и меньше – вы неимпульсивны.
Источники
  • Экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.394-395.