Панагия по сути. Что такое панагия - нательная икона божьей матери (богоматери) или иконка. Православный энциклопедический словарь

Захотелось мне сегодня узнать подробнее кто такие столпники . Не знаю почему, просто услышал где-то, или прочитал мельком, в общем, промелькнуло где-то и запало в голову «столпник» . Сразу предупреждаю, я не верующий и прошу извинения у верующих, за несколько вольный стиль изложения. Ну как сказать? С детства я вот такой: «Хочу, всё, знать». Итак, что же я узнал? Оказывается столпники, довольно почитаемые в православной церкви святые, о чём говорят многочисленные иконы, как старинные, так и более поздние. Стоило мне только набрать в «поисковике» слово столпник .

(*Для просмотра изображений в большем формате, кликните по фото)

Алипий Столпник (греческая икона 1716 год)

Так кто же они такие, столпники? Обратимся сначала к словарям.

Толковый словарь русского языка Ушакова

СТОЛПНИК , а, м. (церк. истор.).
Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе или затворившийся в маленькой башенной келье

Википедия

Столпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Обычно, их так и изображают, на столпе в виде колонны, я его для себя так и назвал «столп-колонна», или на столпе в виде башни, о чём говорят изображаемые двери на «столпах-башнях».

Встречаются изображения и столпов с кельями на верху

840-50-е гг. Илл. к Пс. 4, 4. Миниатюра к «Хлудовской псалтыри». Византия. Москва. Исторический музей.

Поскольку «википедии» полностью доверять нельзя, а тут ещё мне встретился и столп изображённый в виде дерева, мне, естественно, захотелось узнать, почему именно дерево и кто он такой – Столпник Давид Солунский, изображённый на фреске. Я обратился к другим источникам.

Прп. Давид Солунский. Роспись парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 гг.

Согласно т. н. анонимному Житию Давида Солунского созданному в 718-720 гг., преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов, в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор, пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиепископ Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных.

Действительно, сие иначе как подвигом назвать нельзя.
А что же упомянутый выше Никита Столпник?

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг - он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену - по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.

Сейчас мощи святого Никиты Столпника почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг - крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.

Ну что ж, кто такие столпники мне стало понятно. Вот только слово «фанатик» в словаре Ушакова смущает, как-то в современной интерпретации звучит грубовато. И вот ещё, на фреске в храме Илии пророка в Лесном, Никита столпник, изображён на столпе сложенном из брёвен, может иконописец хотел в этой фреске отобразить название посёлка – Лесное (трудно изобразить столп в виде ямы), или иконописец хотел отобразить именно русскую деревянную архитектуру?

А почему его не изобразили на столпе в виде колонны? Ответа я не нашёл. Но посмотрим на другие иконы и фрески. Вот уже упомянутый выше столпник Давид и Симеон. Давид на «столпе-дереве», а Симеон на «столпе-колонне»

Столпники Симеон и Давид.

Кто такой Симеон?

В стране Каппадокийской, в селении Сисан, жили христиане Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею крещения…

… Как реки, стекались к Симеону различные народы и племена: приходили к нему из Аравии и Персии, из Армении и Иверии, из Италии, Испании и Британии. Так прославил Бог прославлявшего Его. Когда же собралось к Симеону такое множество народа и все старались прикоснуться к нему, принимая от него благословение, блаженный стал тяготиться таким почитанием и беспокойством. И изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем. Поставив такой столп, он устроил на нем тесное жилье в два локтя, и стал здесь проводить жизнь свою в посте и молитвах. И был он первый столпник. Столп имел в высоту шесть локтей, и святой Симеон простоял на нем несколько лет. После высота столпа доведена была до двадцати локтей, а затем - и до тридцати шести. Так преподобный, столпами различной высоты, как лестницами, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождем и палимый зноем, а зимой терпя стужу…

Ну что ж, думаю не просто так иконописец изобразил одного именно на «столпе-колонне», а другого на «столпе-дереве».

А вот ещё, почему-то редко упоминаемый, Столпник Пётр.

Думаю что если бы не Храм во имя св. Петра столпника, стоявший на родине Пётра Павловича Ершова (1815-1869), автора знаменитой сказки «Конёк-горбунок», я вряд ли бы на него наткнулся, на просторах Интернета.

Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания в его письмах к родным и друзьям 22 февраля – дня его рождения, совпадающего с днём его именин и даже 22-го числа других месяцев. К примеру, в письме к жене от 23 ноября 1858 года Ершов, в ту пору директор училищ всей Тобольской губернии, пишет следующее: «Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске. Это последний город настоящего моего маршрута, и потом к вам, обнять тебя и милых детей. Из Ишима я выехал в субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течении трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ, примерно, до 800), что в 3 года составит до 2500 р.с. Моё дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали то самое, где был комиссарский дом, т.е. именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место рождения и восхвалится имя моего Святого. Не даром же в нынешнем году в календаре в первый раз упомянуто имя его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22 число (припомни – 22-е, а не другое) одним из приятнейших дней моей жизни» .

Мир Господень так чудесен!
Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен
Западёт тогда мне в грудь!
Я восторгом их обвею,
Слёз струями напою,
Жарким чувством их согрею,
В русской речи разолью.

(П. П. Ершов, «К друзьям», 1837)

Но меня здесь заинтересовала икона, а точнее необычное изображение «столпа-башни».

А вот и знаменитый Феофан Грек. На фреске, у каждого из троих святых, столпы изображены по разному. (?)

Феофан Грек. Столпники. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

С архитектурной точки зрения, их формы, совсем не характерны для Русской архитектуры того времени, скорее всего, отображают древне Римскую или Ближневосточную.

А вот интересная миниатюра из Минология Василия II.

Прп. Симеон Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. Мастер Пантолеон

Здания Ближневосточной архитектуры и люди в чалмах, которые пришли к столпнику Симеону толи за советом, толи за исцелением, а справа седой мужчина с посохом явно европейской внешности, просто внимательно слушает. А вот «столп-колонна», ну точь в точь колонна Марка Аврелия или колонна Трояна в Риме, даже перила нарисованы. Кстати эти колонны внутри имеют винтовые лестницы для подъёма на площадку.

Где-то я слышал, что лестницы якобы для того, чтоб зажигать огни на верху. Для чего? Освещать площадь, слишком высоко. Использовать в качестве маяка? Зачем он в Риме. А вот о чём-либо вещать с них точно можно было. Ведь именно так и устроены минареты.
Кстати, посмотрим и на минареты.

Минарет Кальян. Бухара. 1127 год

Минарет Тадж Махала. Агра. Индия.

Кажется, всё встало на свои места. Столпы это и есть минареты. Или, минареты это те же столпы. Это уж кому как угодно. Для меня остался не решённым один вопрос. Почему об этом молчит Церковь?

А что было раньше: «Курица или яйцо?»

Позволю себе немного «арифметики», поскольку не нашёл точной даты рождения столпника Симеона, как утверждается, основоположника столпничества (да собственно и не искал). В описании его бытия (www.pravoslavie.uz) есть такая фраза: «Преставился преподобный в царствование Льва Великого, в 4-й год этого царствования». Святитель Лев Великий, (родился в 390 году - умер 10 ноября 461) - папа римский с 29 сентября 440 по 10 ноября 461. Ислам, как мировая религия, зародился в 7 веке н.э. (думаю с этим, ни кто спорить не будет). Значит, строить минареты и вещать со «столпов» они переняли у Христиан. Интересно, а нет ли столпов у самой древней мировой религии, Буддизма (зародилась в 5 веке до н.э.)

Да сколько угодно, как древних, так и «современных». Делаю вывод: «Столпы появились задолго до столпника Симеона, и предназначались именно для публичного вещания» . Ну что-то не вяжется версия, что мол, чем выше, тем ближе к Богу. Бог и так всех слышит. Больше подходит, чем выше, тем больше народа услышит вещающего.

А почему столько много похожих названий?

Самарра - небольшой городок, расположен в 120 км к северу от Багдада .

Правда в нашей, Российской, Самаре нет Вавилонской башни, но зато много других храмов, тоже с великолепной архитектурой, например этот.

Как основателю столпничества, Симеону Столпнику, наверное, посвящено больше всего икон и фресок, но я не встретил ни одной, где бы он был «подвязан» к столпу. Везде изображён вещающим с башни.

Симеон Столпник и мч. Иоанн Воин

столпник

столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник молившийся, стоя на небольшом столпе (столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой башенной келье (столп во 2 знач.). Симеон-столпник.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

столпник

А,м.. Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье.

ж. стблпница, -ы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

столпник

м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной келье.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

столпник

святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (какомлибо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - сирийский монах Симеон Столпник (ум. 459), подвизавшийся на столпе более 30 лет.

Википедия

Столпник

Сто́лпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн.

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников, сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Примеры употребления слова столпник в литературе.

Ломоносов Жервеза в православии приняла имя Глафиры, а венчавший молодых Бутурлиных батюшка отец Афанасий от Семена Столпника сделался ее духовником и глубоко вошел в жизнь бутурлинского домика, что на Знаменке.

Это состояние души, - возразил столпник , обернувшись и глядя на Артура в упор.

К этой прилагается еще одна молитва, весьма важная, - продолжал старый столпник , - так что запиши-ка и ее тоже.

Ветродуевы муки кончились, а Жихарь со связанными Симеонами решились вернуться на прежнее место, Столпник ему все объяснил: - Воздух у него не только в легкие идет - часть и в кишки попадает.

Здесь ныне поселился столпник и находится камень Богородицы, на этой горе и был древний Вифлеем.

Столп столпника , уст затвор -- Ты был мне престол, ПросторТем был мне, что морю толп Еврейских -- горящий столп!

Этим столпником был святой Симеон, - сказал Бельбо - и, по-моему, он взобрался на столб для того, чтобы было удобнее плевать на головы проходящих внизу.

Светочи христианства, страсти Христовы, столпники и отшельники, чудеса и благодатные источники, и прочая, прочая муть тучами валилась на русского деревенского читателя.

Святые подвижники и столпники требовательно взирали на мастера, давшего им вторую, бессмертную жизнь.

Я знал людей, истязающих себе веригами, не мывшихся и не стригших ногтей -- будто Искупитель нечистоплотность проповедовал, столпников и молчальников, живших в скитах и бичевавших себя дни и ночи напролет.

Одинокий Марат - Боже избави от такого человека, - долго размышлявший в своих потаенных подвалах и на своем столбе Столпника , углядел спасение только в одном - в падении 260 тысяч аристократических голов.

И, духовным взором проникая в грядущее, видел, почти видел и мощных, взволнованных суровостью бытия праотцов, и пророков, и испуганные лица шестикрылых херувимов, и видения Страшного Суда, и ряды праведников, и то особое, что наметил он сотворить в каменной палатке храма: святых мучеников, деловитых и упорных, словно сами новгородцы, причудливых столпников и Троицу, Троицу прежде всего!

24 декабря Православная Церковь вспоминает преподобных Даниила Столпника и Луку Столпника. В чем заключается истинный смысл подвига столпничества, который еще при жизни святых вызывал у одних удивление, а у других – порицание.

Всякому человеку, чтобы чувствовать себя более или менее защищенным и устроенным в этой жизни, необходим свой кров, или, как принято говорить, крыша над головой. Правда, у каждого свои представления о том, какой должна быть эта самая крыша, но в любом случае стремление иметь свое удобное жилище всегда считалось вполне естественной человеческой потребностью. Потому тот, кто дерзал отказаться от нормальных условий жизни и выбирал для себя весьма суровый и достаточно странный, с точки зрения общества, способ существования, вызывал у окружения в лучшем случае удивление, а в худшем – такого самоотверженного смельчака спешили причислить к безумцам. Нам сегодня трудно представить себе, чтобы кто-то стал вдруг обустраивать место для проживания, скажем, на… столпе, дереве или в колодце (были и такие подвижники), добровольно подвергая себя всяким неудобствам, лишениям и испытаниям, мужественно претерпевая холод, зной, дождь, ветер.

Любое явление, которое кажется нам отклонением от нормы, которое мы не в силах постичь, принято называть аномальным или феноменальным. В христианстве много таких феноменальных проявлений. Одно из них – подвижничество в его различных видах. Некоторые формы подвижничества и в прежние времена, а в нынешние – тем более, воспринимаются порой даже христианами как некие крайности. Что уж говорить о неверующих! Впрочем, все это вполне закономерно. Есть люди, которые всю свою жизнь проводят у подножия гор, но им ни разу не приходит в голову штурмовать вершину. А встречаются такие, которые проникаются желанием добраться до самой высокой горной точки и, подобно альпинистам, день за днем, преодолевая препятствия, упорно идут к достижению цели. Жажда близости неба заставляет их совершать невероятные поступки. Подвижничество и есть непрестанное и упорное движение к небу, к Богу. И с этой точки зрения, каждый христианин должен быть в той или иной степени подвижником. Однако настоящее аскетическое подвижничество не может быть уделом многих, потому что оно требует огромной веры и любви к Богу, самоотречения, невероятных духовных, душевных и физических усилий, определенного внутреннего настроя.

Среди различных видов христианской аскезы самым необычным выглядит столпничество, которое очень часто ставят в один ряд с юродством, потому что оно тоже напоминает «безумство Христа ради», о котором писал апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 4:10). Столпничество представляет собой достаточно редкое и загадочное явление в истории христианской Церкви, да и отношение к нему у исследователей (особенно представителей западной школы) весьма неоднозначное. Среди прославленных Церковью аскетов, подвизавшихся на столпах, известно всего лишь около двух десятков имен. Хотя некоторые авторы, исследовавшие этот феномен, констатируют, что в VI веке численность столпников в Византийской империи была так велика, что государственное законодательство придало им статус особого сословия. Кто же принадлежал к этому сословию? Первоначально к столпникам причисляли всех отшельников, которые селились на высоких тесных каменных скалах, имевших естественное природное происхождение, и по форме напоминали столпы. Чтобы находиться в состоянии неусыпного бдения и постоянного бодрствования во время совершения подвига непрестанной молитвы, некоторые из аскетов, пренебрегая опасностью сорваться вниз, специально выбирали очень узкие утесы. Когда же пустыннику не удавалось найти подходящий утес, он сооружал себе на его подобие столп.

Столпничество – явление исключительно восточное, на Западе оно совсем не прижилось. Там его не одобряли и относились к нему с подозрительностью. Во всяком случае, из западных столпников известен лишь один такой отшельник, подвизавшийся в Арденнских горах, – это Вульфилаих Трирский. Этот вид подвижничества довольно древний, он возник, как полагают историографы и хронисты, сразу же по прекращении эпохи гонений на христианство и мученичества как его своеобразное продолжение. Зная, каким физическим и душевным страданиям подвергали себя эти отчаянные боголюбцы, проводившие жизнь на столпах, совершая удивительные подвиги, их действительно можно поставить в один ряд с мучениками.

Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. Считается, что этот вид аскезы возник в противовес языческому культу гор и холмов. Из жития святых столпников известно, что одни из них селились намеренно (как, например, Даниил Столпник) в пустом языческом храме, другие (как преподобный Алипий) – на месте, где стояли прежде идольские столпы. В этом тоже был свой особенный смысл – уничтожение идолопоклонства и замена его христианским богопочитанием.

Некоторые из столпников с самого раннего возраста чувствовали тяготение к подвижнической жизни. Каждый из них, прежде чем взять на себя такой трудный подвиг, проходил сначала послушание и определенную аскетическую подготовку, как правило, либо в монастыре под руководством духовного наставника, либо в затворе, постоянно упражняясь в посте, безмолвии, молитве и созерцании, подвергая себя строгим лишениям и приучая противиться желаниям плоти. И лишь после этого, понуждаемый особым действием Промысла Божия и укрепленный благодатью, он становился на путь такого служения. Столпы, на которых подвижники проводили все свое время, были различными по виду и высоте (от 3 до 15 метров и выше). Некоторые из них представляли собой столпообразную узкую башенку с решеткой, напоминавшей балкон с навесом сверху. Но были такие мужественные столпники, которые отказывались от навеса, перенося тяготы холода и зноя, имея своим единственным покровом лишь небо над головой.

Таким добровольным страдальцем в течение 53 лет был преподобный Алипий столпник. Самое удивительное, что при таком суровом и тяжелом образе жизни почти все столпники были долгожителями. Этот факт свидетельствует о действии укрепляющей благодати Божьей в этих праведниках. Подвиги столпничества продолжались на Востоке до XII столетия, а на Руси – до второй половины XV века. Последний из прославившихся русских столпников, Савва Вишерский, почил в 1460 году.

24 декабря Православная Церковь чтит двух из известных столпников – преподобных Даниила и Луку. Святой Даниил (410 – 490 гг.) был учеником преподобного Симеона Столпника, которого древние церковные историки считают одним из основоположников этого вида аскетического делания. Он родился в Месопотамии. В житии преподобного Даниила Столпника сказано, что его появление на свет произошло удивительным образом. Мать его, Марфа, долго была неплодной и терпела при этом поношения от мужа и родственников. Однажды отчаявшаяся женщина молилась со слезами всю ночь Богу, пообещав, что если родится ребенок, то она отдаст его в дар Ему. Вскоре она забеременела и родила сына. Имя свое святой получил лишь в пятилетнем возрасте от одного игумена по наитию свыше. В 12 лет он тайком ушел из дома с намерением поступить в монастырь и принять постриг. Однако игумен, взирая на столь юный возраст Даниила, в постриге ему сначала отказал. Приехавшие родители отрока сумели уговорить игумена совершить постриг. В недолгом времени инок Даниил вместе с игуменом отправился в поездку по святым местам. Во время этой поездки состоялась встреча будущего отшельника с преподобным Симеоном Столпником, от которого он получил наставления, благословение и предсказание о своем будущем подвиге столпничества. Сначала подвижник затворил себя на 9 лет в пустом языческом храме, где вступил в борьбу с полчищем бесов. Пост и молитва были его главным оружием. И, лишь пройдя это суровое испытание, он по откровению Божию взошел на столп. Первый столп преподобному соорудил его друг Марк. Очень скоро о подвижнике узнали люди из прилегающих селений. Сразу нашлись и недовольные, и завистники, и клеветники, поносившие его и обвинявшие этого святого страдальца в гордости и в похоти. Они попытались разрушить столп и изгнать отшельника. Но смирение, кротость, незлобие и человеколюбие этого праведника покорили даже его врагов, один из которых построил ему еще один, более высокий, столп.

При жизни святой совершил много разных чудес. Молитвы преподобного Даниила обладали такой силой, что Бог исцелял чрез него бесноватых. По молитвам святого у греческого царя Льва Великого родился наследник. Царь, возрадовавшись о рождении сына и в благодарность за молитвы, воздвиг ему третий столп. Святой подвижник обладал даром прозорливости и предвидения. Он предсказал большой пожар в Константинополе. Преподобный очень долго жил на столпе без крыши над головой и позволил ее устроить, уступив просьбам царя, только тогда, когда однажды после продолжительного снегопада и мороза ученики нашли столпника обледеневшим. Бог открыл ему и час его кончины. Собрав своих учеников, он дал им духовное завещание и просил похоронить с мощами трех святых отроков Вавилонских – Анании, Азарии и Мисаила для того, чтобы приходящие на его могилу христиане воздавали честь не ему, а мощам трех отроков. Таким образом, этот праведник сохранил свое смирение и уничижение пред Богом даже по смерти.

Сведений о преподобном Луке, Новом Столпнике, не очень много. Известно лишь то, что он был воином при греческом царе Романе (919–944) и при Константине Порфирородном (912–959). В 917 году на Византийскую империю напали болгары. Во время сражения погибло много воинов, но Лука по Промыслу Божию остался жив. После этого он принял монашество и был поставлен в пресвитера. Ревнуя о высоком духовном совершенстве, он взошел на столп и начал преуспевать в более суровых подвигах. Обложив свое тело железными веригами, преподобный соблюдал очень строгий пост, вкушая лишь один раз в неделю приносимую ему просфору и немного овощей. Через три года святой отшельник отправился на гору Олимп, затем в Константинополь, где, чтобы сохранить свой обет молчания, жил с камнем во рту. Наконец он обосновался в городе Халкидоне и провел там на столпе 45 лет, прославившись праведной жизнью и совершенными чудесами.

Подвижническая жизнь всех столпников представляет собой наглядный пример изречения апостола Павла о том, что: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Святые столпники являли миру удивительнейшие образцы торжества духа над плотью. Их очищенная подвигом телесная и духовная природа возносилась к таким небесным высотам, что еще при жизни на земле они достигали того богоподобия, к которому призывается Творцом каждый человек.

Валентина Новикова

СТОЛПНИК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Столпник (гр. στυλίτης, лат. stylita), святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг - стояние на столпе как способ удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве.

Хотя неопределенное упоминание об отшельнике, избравшем себе данный подвиг, имеется уже в словах Ефрема Сирина (+ 373 г.), эпоха столпников начинается лишь в V веке, когда к столпничеству обращается святой Симеон Столпник. Сначала он подвизался как монах, затем как отшельник в северной Сирии, а в 423 году взошел на столп, где проводил время в непрестанной молитве. Столп поначалу был невысоким, но затем достраивался, пока не достиг приблизительно 20 метров в высоту. Святой Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось еще при его жизни, особенно в сирийских общинах. В V - X веках пример святого Симеона имел многих последователей, в том числе преподобных Даниила (V в.), Иоанна и Симеона Столпника Младшего (VI в.), Алипия (VII в.) и других. Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

Подвиг столпничества был известен и на Руси, на столпе спасались, например, преподобные Никита Столпник Переяславский (+ 1186 г.) и Савва Вишерский (+ 1461 г.).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климане на вершинах Арденн.

Использованные материалы

Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:

http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Столп - башня, камень или другое возвышение

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТОЛПНИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛПНИК
    христианский аскет-подвижник, пребывающий в состоянии непрерывной молитвы на столпе открытой возвышенной площадке, башне и т. п. Основателем столпничества христианская традиция …
  • СТОЛПНИК в Словаре церковных терминов:
  • СТОЛПНИК в Православных церковных терминах:
    преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на "столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. …
  • СТОЛПНИК в Кратком церковнославянском словаре:
    - проводивший свою жизнь на столбе, …
  • СТОЛПНИК в Большом энциклопедическом словаре:
    святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - …
  • СТОЛПНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а,л". Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье. II ж. стблпница, …
  • СТОЛПНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сто"лпник, сто"лпники, сто"лпника, сто"лпников, сто"лпнику, сто"лпникам, сто"лпника, сто"лпников, сто"лпником, сто"лпниками, сто"лпнике, …
  • СТОЛПНИК в словаре Синонимов русского языка.
  • СТОЛПНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    столпник, -а; но: Симеон …
  • СТОЛПНИК в Орфографическом словаре:
    ст`олпник, -а; но: симе`он …
  • СТОЛПНИК в Словаре Даля:
    столповой, столп, см. столб …
  • СТОЛПНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на «столпе» (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - …
  • СТОЛПНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (см. столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой …
  • СТОЛПНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    столпник м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе [столп I 1.] или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе [ столп I 1.] или затворясь в тесной башенной …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    преподобный (356 459 гг.) подвижник, прославившийся своими аскетическими подвигами; основоположник новой формы аскезы столпничества. Уроженец Киликии, принял пострижение в одном …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • НИКИТА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Столпник, Переяславский (+ ок. 1186), чудотворец, преподобный. Память 23 мая в Соборе …
  • ЛУКА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лука, Новый Столпник, Халкидонский (+ ок. 980 г.), преподобный. Память 11 декабря. Был воином …
  • ДАНИИЛ СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Даниил Столпник (+ ок. 489 - 490 гг.), преподобный. Память 11 декабря. Родился в …
  • Панагия – один из эпитетов Богородицы
  • , который часто используется во время
  • восточного христианского обряда;
  • Панагия – тип икон Пресвятой Богородицы;
  • Панагия – в православии - это небольшая
  • икона, на которой изображена Богоматерь.

Это знак архиерейского достоинства.

Панагия (от греч. panagia – всесвятая) –

нагрудный отличительный епископский знак.

В русских и греческих монастырях, а также в миру, во времена Средневековья на груди было принято носить энколпионы. Это были небольшие ковчежцы с изображениями креста, святых и Богородицы, которые носили на цепочках или шнурках.

Энколпионы также бывают крестообразными или округлыми. В

них хранили часть служебной просфоры, в честь

Богоматери, или мощи святых. Они охраняли человека

от разных жизненных напастей, особенно в походах

или дальних странствиях.

Обычай возлагать при посвящении на

епископа энколпион перешёл в

Русскую Церковь от Православного

Востока. Однако на Руси уже

широко применялись

панагиары, носимые в

виде прямоугольных

ковчежцев с изображениями

святых, Богородицы и

Иисуса Христа. Иногда

один ковчежец с мощами

Христа Вседержителя,

святых, Богородицы

и Святой Троицы.

Иногда создавались украшенные позолотой

Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля . Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровениюапостола Иоанна Богослова , будут составлены стены Небесного Иерусалима.

Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, эта цепь имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Так же выглядит и цепь для ношения наперсного креста. Такая форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои рамена и несет ко спасению.

Наградные панагии

Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи Государь жаловал архиереям панагии с украшениями. На оборотной стороне таких панагий обычно помещали портрет Императора, выполненный в технике горячей эмали. Епископы, отличившиеся в деле служения Отечеству на поле брани, награждались панагиями на георгиевской ленте. В 1915 году этой награды был удостоен преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский.

Во время Первой мировой войны владыка Трифон, как простой полковой священник, отправился на фронт, где окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Он бесстрашно находился на передовой позиции, укрепляя и наставляя воинов, был контужен, но не оставил своего служения и в результате лишился зрения на одном глазу. За мужество и самоотверженность Государь Николай Александрович пожаловал Преосвященного Трифона панагией на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Исторические образцы

Сохранились панагии, принадлежавшие древним патриархам Русской Православной Церкви . Среди них панагия Патриарха Филарета Никитича, отца первого Государя из рода Романовых, Михаила Феодоровича . На коричневом агате вырезан образ Пресвятой Богородицы «Оранта». Золотое обрамление украшают две нити крупного белого жемчуга, символизирующего чистоту и святость, и голубые яхонты (голубой цвет - Богородичный, также указывает на небесную чистоту и непорочность). На обратной стороне панагии по золоту искусно вырезан образ Богоявления (Крещения Господня).

Трагична судьба панагии святителя Иова, Патриарха Московского . Эта панагия представляла собой замечательный образец древнерусского церковного искусства: образ Божией Матери, вырезанный на цельном куске сандалового дерева, обрамлялся богатым окладом из червонного золота, который украшали крупные рубины, сапфиры и жемчуга. Император Петр I снял панагию с мощей святителя Иова и, по свидетельству историков, намеревался обратить ее в деньги, в которых государство нуждалось для ведения войны со Швецией. До этого не дошло, но святыня не была возвращена на место, а оказалась в запасниках Грановитой палаты, откуда ее и похитили в годы революции 1917 года. Реликвия сменила несколько владельцев. Последний из них в 1988 году передал святыню одному из храмов Тверской епархии, расположенному неподалеку от Старицы - города, откуда происходил святитель Иов. Но вскоре драгоценная панагия была вновь украдена - уже современными кощунниками, и след ее потерялся.

Как мы видим, древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубины. Кстати, эзотерика определяет рубин как камень, символизирующий истину, небесные доблести и непорочность.

На рубеже XVIII - XIX веков, когда воцарился строгий стиль классицизма, панагии стали обрамлять по преимуществу бриллиантами. В XIX столетии ювелиры выбирали для своих работ драгоценные камни нежных и светлых тонов.

Современные мастера используют самые разные техники, вбирая в свою работу опыт различных эпох, так что, оказавшись на торжественном богослужении, совершаемом сонмом архиереев, мы можем увидеть самые разные панагии - от созданных по древнерусским и византийским образцам до выполненных в стиле модерна XIX века и даже несущих в себе лучшие тенденции современного искусства.

Алина Сергейчук

Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».