Одаренность как отклонение в психическом развитии затрудняет. Введение. Саша очень подвижный. У него стремительная походка

Прикрепленные файлы: 1 файл

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие.

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, говорят о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно- ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно- волевой.

Получившее широкое распространение во второй половине XX в. рассмотрение «творческой одаренности» как самостоятельного вида одаренности базируется на исходном противоречии: человек с высокими способностями может не быть творческой личностью и, наоборот, нередки случаи, когда менее обученный и даже менее способный человек является таковым.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - психологическая характеристика ребенка с такими уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в определенной области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность - психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

3. В соответствии с критерием «форма проявления» различают явную и скрытую одаренность.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных», лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров.

4. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

5. По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одаренность.

Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. Вместе с тем отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с многоаспектным анализом развития конкретного ребенка. Могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;

Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности. Однако следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

2. Особенности одаренных детей и их трудности в семье и в школе. Способы решения этих трудностей.

2.1 Особенности одаренных детей, их трудности в семье, в школе.

В семьях особо одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования. Повышенное, в сравнении с обычными семьями, внимание к ребенку. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно в определенный период является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок - единственный смысл жизни.

Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности.

Фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу, советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны, когда родители вмешиваются в учебный процесс, в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Сверстники относятся к одаренный детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. В силу большей обучаемости, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам.

Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматичным образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши). В какой-то степени именно в результате взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или учебные способности особо одаренного ребенка будут по достоинству оценены и его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятно.

Учителя неоднозначно относятся к одаренным детям. Взаимоотношения педагогов с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный). Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах.

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.

Возникновение трудностей в учении одаренных детей часто бывает связано с их стремлением к самостоятельному исследованию и целостному восприятию картины мира, которое не находит удовлетворения в обычной школе, особенно в младших классах. Легкость усвоения больших объемов сложной информации, понимания сложных причинно- следственных зависимостей и использования их для создания собственных гипотез и теорий входит в противоречие с системой строго последовательного, фрагментарного, многократно повторяемого учебного материала. К тому же, заметно опережая своих сверстников в развитии какой-либо сферы (чаще познавательной), одаренный ребенок может не отличаться от них во всех других отношениях (например, в физическом, эмоциональном, социальном развитии) или даже отставать. Неравномерность его развития носит специфический характер и служит источником многих проблем в отношениях с окружающими.

Распространенное мнение о том, что одаренные дети должны всегда и во всем опережать своих менее способных сверстников, далеко не всегда подтверждается. Одаренные дети также могут иметь слабые стороны, которые некоторые психологи считают продолжением, а точнее, обратной стороной их достоинств. Так, различного рода корректурные пробы, задания на запоминание бессмысленных слогов и повторение узоров представляют собой как раз те виды рутинной деятельности, которая многим одаренным детям представляется не имеющей смысла и потому выполняется с трудом. Такие дети гораздо лучше справляются с более сложной и напряженной работой, предъявляющей вызов их способностям, но часто не могут заучить легкий, но неинтересный для них материал.

Восприимчивые и сообразительные, иногда даже мудрые не по годам одаренные дети могут быть безнадежно неорганизованными. Они часто очень энергичны, активны, способны к длительной и интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени (тесты, контрольные, экзамены). Творческая энергия, доминирующая в жизни таких детей, определяет независимость и нестандартность их поведения, неподчинение общим правилам и авторитетам.

Нередко встречаются различные формы ухода одаренных детей от реальностей школьной жизни или проблемы в поведении: отказ от общепринятых правил, конфликты с одноклассниками, учителями и родителями. Непохожесть одаренного ребенка на остальных детей может сказываться на отношении к нему как к « чересчур умному» или «чудику» и заставлять его скрывать свои способности, быть «как все», что тоже, безусловно, не способствует его развитию.

Блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей и позволяющая им овладевать огромной и сложной информацией, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно повторить только что сказанное. Недостатки кратковременной памяти могут быть связаны также и с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запечатление происходит с трудом. Часто обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и (или) не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.

Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и непродуманной. Нередко им трудно сформулировать свои интересные и творческие идеи для других из-за присущего им эгоцентризма. Их превосходное математическое мышление может не замечаться учителем из-за того, что даже несложные вычисления выполняются с трудом.

Краткое описание

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Введение …………………………………………………………………………3
1. Сущность, классификация и выявление одаренности детей ……………..5
1.1 Научные представления об одаренности детей ………………………..5
1.2 Методика работы с одаренными детьми ………………………………..8
2. Особенности одаренных детей и их трудности в семье и в школе.
Способы решения этих трудностей…………………………………………..13
2.1 Особенности одаренных детей, их трудности в семье, в школе ………13
2.2 Способы решения трудностей одаренных детей, возникающих
при обучении в школе…………………………………………………………17
Заключение …………………………………………………………………….23
Библиографический список……………………………………………………24

Отклонения в развитии детей

Ребенок с отклонениями в развитии: как правильно определить патологию?

19.03.2015

Снежана Иванова

Как определить есть ли отклонения у ребенка? Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении...

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Склярова Т. В.
Психическоеразвитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизничеловека, имеет временнýю структуру. Ее знание важно для пониманияпотенциальных возможностей развития, выявления типичного хода индивидуальногоразвития, составления представления о средней норме возрастной динамики; наоснове этого можно судить о вариациях возрастной эволюции в зависимости отразличных факторов.
Временнаяструктура индивидуального развития включает в себя темп развития, егодлительность и направленность.
Вкаждом возрастном этапе для развития той или иной психической функции выделяют«норму», которая может быть соотнесена с каждым параметром временной структурыиндивидуального развития. Понятие «нормы» условно. Это понятие тестологии.«Норма» определяется через стандартизацию теста путем предложения его большойгруппе лиц определенного возраста. Относительно средней нормы интерпретируютсярезультаты каждого ребенка: находится ли он ниже или выше, насколько?Психология развития определяет «нормы», критерии развития, дефектология – нормыумственного развития и т.д.
Исходяиз «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развитияформулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задаетсяпониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности»нормы. Второй – размытость границ нормы, ее вариативность.
Отклоненияот нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: можетбыть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случаепсихология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае– проблему задержек психического развития, его дефектов.
Принципиальноезначение понятие «норма» имеет для педагогической психологии и, в целом, длявсей системы образования. С точки зрения культурно-исторической концепцииобразование «есть та всеобщая жизненная форма становления собственночеловеческого в человеке, его сущностных сил, позволяющих ему становиться, оставаться– быть человеком» (Слободчиков, 2001). Современная психология развития одной изглавных проблем видит разработку возрастных норм развития, относительно которыхдолжно определяться содержание образования на разных ступенях. По мнению В.И.Слободчикова, до сих пор не построены возрастно-нормативные модели и критерииразвития, модели критических переходов с одной ступени на другую, которыенеобходимы для проектирования систем развивающего образования. В настоящеевремя эта проблема решается в исследованиях Института психологии имени Л.С.Выготского, и есть предварительные результаты, которые можно использовать как«точки роста» для педагогической психологии и педагогики. Если проблема решится,становится возможным сотрудничество двух профессионалов: психолога развития ипедагога, один из которых «как раз и держит эту самую норму развития, а другойее реализует средствами своей профессиональной деятельности; один говорит:«Я знаю, что должно быть здесь и теперь», а другой: «Я знаю, чтонужно делать», чтобы это сбылось, чтобы данная норма реализовалась дляконкретных детей в конкретных образовательных процессах» (Слободчиков, 2001).
Согласноэтим рассуждениям современных психологов понятие «норма» обобщенно можнопредставить как тот наилучший результат, которого может достичь ребенок взаданных условиях.
Однойиз важных проблем психологии развития является проблема изучения атипичного развития,отклоняющегося от норм. Однако здесь существует явно выраженный перекос:количество работ, посвященных аномальным детям, намного превосходит числоисследований по психологии одаренности. Отсутствие единой теоретической базычасто способствует игнорированию общих моментов в жизни одаренных и девиантныхдетей. И те и другие требуют специального обучения: как умственно отсталые, таки одаренные дети кажутся «странными» и нередко отвергаются своими обычнымисверстниками.
Врамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского предложен динамическийподход к изучению атипичного в развитии. Здесь типичное и атипичноеанализируется в единой парадигме, и данное направление называется«диалектическим учением о плюс – и минус – одаренности». Дефектность и одаренностьрассматриваются как два полярных исхода единого процесса компенсации, хотя это,безусловно, не означает превращения любого дефекта в талант. Компенсация – этаодна из форм борьбы с препятствиями, возникающими на пути развития. Возможностьпобеды и проигрыша определяется «силами» сторон, размерами и качественнымиособенностями дефекта, характером порождаемых им изменений в психике ребенка, богатствомкомпенсаторного фонда субъекта. «Путь к совершенству лежит через преодолениепрепятствий; затруднение функции есть стимул к ее повышению» (Л.С. Выготский).
Согласнорезультатам лонгитюдного исследования Н. Хаан и А. Мориарти действие механизмовпреодоления трудностей связано с ускорением роста коэффициента интеллекта, азащитных механизмов – с его замедлением. В исследованиях Ю.Д. Бабаевой (1997)было показано, что формирование психологических механизмов преодоления преградопределяется не только особенностями психики ребенка, но и адекватным, своевременнымвмешательством в этот процесс психологов, педагогов, родителей.
Критикуястатистический подход к одаренности, Л.С. Выготский предложил динамическуютеорию одаренности (ДТО). Ядро ДТО включает три базовых принципа, приформулировании которых Выготский («К вопросу о динамике детского характера»)опирался на «теорию запруды» Т. Липпса, введенное И.П. Павловым понятие«рефлекс цели», идеи А. Адлера о сверхкомпенсации.
Принципсоциальной обусловленности развития. Согласно этому принципу вместо оценки ужедостигнутого уровня развития способностей на первый план выдвигаются задачипоиска различных препятствий, мешающих этому развитию, анализ психологическойприроды этих препятствий, установление и изучение причин их возникновения ит.д. Подчеркивается, что преграды порождаются неприспособленностью ребенка кокружающей его социально-культурной среде.
Принципперспективы будущего – возникшие преграды становятся «целевыми точками»психического развития, направляют его, стимулируют включение компенсаторныхпроцессов.
Принципкомпенсации – необходимость борьбы с препятствиями требует усиления исовершенствования психических функций. Если этот процесс протекает успешно, ребенокполучает возможность преодолевать преграду и таким образом приспосабливаться ксоциально-культурной среде. Однако возможны и другие исходы. Компенсаторного«фонда» может не хватить для борьбы с преградой. Кроме этого, компенсация можетпойти по ложному пути, порождая неполноценное развитие психики ребенка.
Длясовременной разработки целостного подхода к анализу одаренности большоезначение имеет идея Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта». В рамкахданного подхода утверждается, что одаренность характеризует личность в целом, указываетсяна недопустимость разрыва когнитивной и аффективной сферы. Однако в наиболееизвестных моделях одаренности, по мнению Ю.Д. Бабаевой, осуществляетсяпоэлементный анализ статистических связей (Дж. Рензулли, К. Хеллер).
Вотечественных исследованиях отмечается необходимость разработки единицы анализаодаренности. Так, Д.Б. Богоявленская, изучающая психологическую природутворчества, выделяет феномен «ситуативно нестимулированной продуктивнойдеятельности» как единицу анализа творчества, отражающую единство аффекта иинтеллекта. В исследованиях одаренности Ю.А. Бабаевой в качестве основногоиспользуется понятие «динамическая смысловая система», введенное Л.С. Выготским,оно раскрываюет связь между интеллектом и аффектом.
Однойиз главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно длядиагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальныесоревнования и т.п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и вситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожностьи т.п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целяхустранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка впсихологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, всечаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамкахпредложенного Л.С. Выготским динамического подхода происходит смена парадигмы ив методах идентификации одаренности. Ведется не диагностика отбора, адиагностика развития, т.е. акцент смещается на выявление преград, тормозящихразвитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественносвоеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамическоготестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественнойпсихологии (Ю.Д. Бабаева). В частности, Ю.Д. Бабаева, разработала и провелаапробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемыеметодические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальныхвозможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитиесамопознания, познавательной мотивации и т.п.
Специальноеместо занимает диагностика особенностей семейного окружения и его влияния наразвитие способностей ребенка. Эффективность психодиагностических тренинговопределяется не количеством выявленных одаренных детей, а возможностьюразработки адекватной стратегии обучения и развития каждого ребенка. Известно, чтовысокие потенциальные возможности требуют соответствующего обучения и развития,иначе они могут так и не раскрыться в полную силу. И это тоже один из главных«больных» вопросов проблем одаренности.
Важнуюсферу исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных формпроявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одареннымидетьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнениюряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не «исчезают», а начинаютискать «обходные пути» для своего применения, используются часто наразрушительные цели.
Вместес тем современные ученые считают, что культурно-исторический подход может статьфундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмыодаренности.
Прикаких условиях происходит замедление темпов и искажение психического развития?Наиболее исследован в этом отношении вопрос влияния семьи или ее отсутствия наразвитие ребенка. Мы остановимся на характеристике неблагоприятных условийвоспитания ребенка, которые можно назвать депривационными. По определениючешских ученых Й. Лангмейера и
З.Матейчека (1984), депривационная ситуация – это такая жизненная ситуацияребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психическихпотребностей. Результатом пребывания ребенка в подобной ситуации являетсяпереживание им психической депривации, которая может послужит основойвозникновения нарушений поведения и развития. Единая теория депривации в наукееще не сложилась, но наиболее признанным определением психической депривациисчитается следующее. Психическая депривация – это психическое состояние, возникающеев результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляетсявозможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психическихпотребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени
(Й.Лангмейер и З. Матейчек).
Чащевсего в качестве наиболее патогенной ситуации называют недостаточноеудовлетворение аффективных потребностей человека. Это так называемаяэмоциональная депривация, когда у растущего ребенка отсутствует возможностьустановления интимно-эмоционального отношения с каким-либо лицом или происходитразрыв ранее сложившейся эмоциональной связи.
Выделяютследующие виды депривации:
–стимульная депривация, или сенсорная, которая возникает в ситуации пониженногоколичества стимулов или ограничения их изменчивости и модальности;
–когнитивная депривация (депривация значений), возникающая в ситуации излишнейизменчивости и хаотичности структуры внешнего мира, без четкого упорядочиванияи смысла, что не дает возможности ребенку понимать, предвосхищать ирегулировать происходящее извне;
–социальная депривация (депривация идентичности) возникает в случае ограничениявозможности усвоения автономной социальной роли.
Влияниедепривации на психическое развитие ребенка в отечественной психологии развитияактивно изучается в научных школах М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. Исследованияпостроены на сравнении психического развития детей из семей и детского дома.Ситуация воспитания в условиях детского дома и интерната наиболее нагляднодемонстрирует отрицательные последствия испытанной детьми депривации. Нодепривация не ограничена учреждениями интернатного типа и касается семей идругих областей общественной жизни (детский сад, школа и т.п.), поэтому важнознать, при каких условиях она наступает. Эти условия можно разделить на двегруппы:
1.Обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостатоксоциально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развитияребенка (например неполная семья; если родители большую часть времени находятсявне дома; низкий экономический и культурный уровень семьи и т.п.).
2.Обстоятельства, при которых объективно стимулы имеются, но для ребенка онинедоступны, так как в отношениях с воспитывающими его взрослыми образовалсявнутренний психологический барьер. Нередко это бывает в семьях экономически икультурно благополучных, но эмоционально безразличных.
Результатомперенесенной депривации, особенно в ранние годы, является госпитализм. Иногдатермин «госпитализм» используется как синоним термина «депривация». При этомученые чаще ограничиваются описанием условий, при которых происходят лишения.Есть и описания последствий в развитии психики. Остановимся на такомопределении госпитализма: глубокая психическая и физическая отсталость, возникающаяв первые годы жизни в результате «дефицита» воспитания (Р.А. Спиц, Дж. Боулби).
Другимпоследствием перенесенной депривации может быть отставание, задержка впсихическом развитии (ЗПР). ЗПР – синдром временного отставания развитияпсихики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных,волевых).
Вэтой связи учеными решается вопрос, обратим ли эффект депривации;разрабатываются и апробируются программы коррекции депривированных детей;консультируются чиновники государственных учреждений по вопросам организациижизни детей, лишенных родительского попечительства.
Современныймир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших вдепривационных условиях. Смертники-террористы – это люди, перенесшие депривацию,их поведение отличает отчужденность от других людей, враждебное отношение к ним,отсутствие жалости и мягкости (Г. Крайг).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru

Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизни человека, имеет временнýю структуру. Ее знание важно для понимания потенциальных возможностей развития, выявления типичного хода индивидуального развития, составления представления о средней норме возрастной динамики; на основе этого можно судить о вариациях возрастной эволюции в зависимости от различных факторов.

Временная структура индивидуального развития включает в себя темп развития, его длительность и направленность.

В каждом возрастном этапе для развития той или иной психической функции выделяют «норму», которая может быть соотнесена с каждым параметром временной структуры индивидуального развития. Понятие «нормы» условно. Это понятие тестологии. «Норма» определяется через стандартизацию теста путем предложения его большой группе лиц определенного возраста. Относительно средней нормы интерпретируются результаты каждого ребенка: находится ли он ниже или выше, насколько? Психология развития определяет «нормы», критерии развития, дефектология - нормы умственного развития и т.д.

Исходя из «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развития формулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задается пониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности» нормы. Второй - размытость границ нормы, ее вариативность.

Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае - проблему задержек психического развития, его дефектов.

Принципиальное значение понятие «норма» имеет для педагогической психологии и, в целом, для всей системы образования. С точки зрения культурно-исторической концепции образование «есть та всеобщая жизненная форма становления собственно человеческого в человеке, его сущностных сил, позволяющих ему становиться, оставаться - быть человеком» (Слободчиков, 2001). Современная психология развития одной из главных проблем видит разработку возрастных норм развития, относительно которых должно определяться содержание образования на разных ступенях. По мнению В.И. Слободчикова, до сих пор не построены возрастно-нормативные модели и критерии развития, модели критических переходов с одной ступени на другую, которые необходимы для проектирования систем развивающего образования. В настоящее время эта проблема решается в исследованиях Института психологии имени Л.С. Выготского, и есть предварительные результаты, которые можно использовать как «точки роста» для педагогической психологии и педагогики. Если проблема решится, становится возможным сотрудничество двух профессионалов: психолога развития и педагога, один из которых «как раз и держит эту самую норму развития, а другой ее реализует средствами своей профессиональной деятельности; один говорит: "Я знаю, что должно быть здесь и теперь", а другой: "Я знаю, что нужно делать", чтобы это сбылось, чтобы данная норма реализовалась для конкретных детей в конкретных образовательных процессах» (Слободчиков, 2001).

Согласно этим рассуждениям современных психологов понятие «норма» обобщенно можно представить как тот наилучший результат, которого может достичь ребенок в заданных условиях.

Одной из важных проблем психологии развития является проблема изучения атипичного развития, отклоняющегося от норм. Однако здесь существует явно выраженный перекос: количество работ, посвященных аномальным детям, намного превосходит число исследований по психологии одаренности. Отсутствие единой теоретической базы часто способствует игнорированию общих моментов в жизни одаренных и девиантных детей. И те и другие требуют специального обучения: как умственно отсталые, так и одаренные дети кажутся «странными» и нередко отвергаются своими обычными сверстниками.

В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского предложен динамический подход к изучению атипичного в развитии. Здесь типичное и атипичное анализируется в единой парадигме, и данное направление называется «диалектическим учением о плюс - и минус - одаренности». Дефектность и одаренность рассматриваются как два полярных исхода единого процесса компенсации, хотя это, безусловно, не означает превращения любого дефекта в талант. Компенсация - эта одна из форм борьбы с препятствиями, возникающими на пути развития. Возможность победы и проигрыша определяется «силами» сторон, размерами и качественными особенностями дефекта, характером порождаемых им изменений в психике ребенка, богатством компенсаторного фонда субъекта. «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий; затруднение функции есть стимул к ее повышению» (Л.С. Выготский).

Согласно результатам лонгитюдного исследования Н. Хаан и А. Мориарти действие механизмов преодоления трудностей связано с ускорением роста коэффициента интеллекта, а защитных механизмов - с его замедлением. В исследованиях Ю.Д. Бабаевой (1997) было показано, что формирование психологических механизмов преодоления преград определяется не только особенностями психики ребенка, но и адекватным, своевременным вмешательством в этот процесс психологов, педагогов, родителей.

Критикуя статистический подход к одаренности, Л.С. Выготский предложил динамическую теорию одаренности (ДТО). Ядро ДТО включает три базовых принципа, при формулировании которых Выготский («К вопросу о динамике детского характера») опирался на «теорию запруды» Т. Липпса, введенное И.П. Павловым понятие «рефлекс цели», идеи А. Адлера о сверхкомпенсации.

Принцип социальной обусловленности развития. Согласно этому принципу вместо оценки уже достигнутого уровня развития способностей на первый план выдвигаются задачи поиска различных препятствий, мешающих этому развитию, анализ психологической природы этих препятствий, установление и изучение причин их возникновения и т.д. Подчеркивается, что преграды порождаются неприспособленностью ребенка к окружающей его социально-культурной среде.

Принцип перспективы будущего - возникшие преграды становятся «целевыми точками» психического развития, направляют его, стимулируют включение компенсаторных процессов.

Принцип компенсации - необходимость борьбы с препятствиями требует усиления и совершенствования психических функций. Если этот процесс протекает успешно, ребенок получает возможность преодолевать преграду и таким образом приспосабливаться к социально-культурной среде. Однако возможны и другие исходы. Компенсаторного «фонда» может не хватить для борьбы с преградой. Кроме этого, компенсация может пойти по ложному пути, порождая неполноценное развитие психики ребенка.

Для современной разработки целостного подхода к анализу одаренности большое значение имеет идея Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта». В рамках данного подхода утверждается, что одаренность характеризует личность в целом, указывается на недопустимость разрыва когнитивной и аффективной сферы. Однако в наиболее известных моделях одаренности, по мнению Ю.Д. Бабаевой, осуществляется поэлементный анализ статистических связей (Дж. Рензулли, К. Хеллер).

В отечественных исследованиях отмечается необходимость разработки единицы анализа одаренности. Так, Д.Б. Богоявленская, изучающая психологическую природу творчества, выделяет феномен «ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности» как единицу анализа творчества, отражающую единство аффекта и интеллекта. В исследованиях одаренности Ю.А. Бабаевой в качестве основного используется понятие «динамическая смысловая система», введенное Л.С. Выготским, оно раскрываюет связь между интеллектом и аффектом.

Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т.п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т.п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях устранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка в психологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, все чаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамках предложенного Л.С. Выготским динамического подхода происходит смена парадигмы и в методах идентификации одаренности. Ведется не диагностика отбора, а диагностика развития, т.е. акцент смещается на выявление преград, тормозящих развитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественно своеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамического тестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественной психологии (Ю.Д. Бабаева). В частности, Ю.Д. Бабаева, разработала и провела апробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемые методические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитие самопознания, познавательной мотивации и т.п.

Специальное место занимает диагностика особенностей семейного окружения и его влияния на развитие способностей ребенка. Эффективность психодиагностических тренингов определяется не количеством выявленных одаренных детей, а возможностью разработки адекватной стратегии обучения и развития каждого ребенка. Известно, что высокие потенциальные возможности требуют соответствующего обучения и развития, иначе они могут так и не раскрыться в полную силу. И это тоже один из главных «больных» вопросов проблем одаренности.

Важную сферу исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных форм проявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одаренными детьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнению ряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не «исчезают», а начинают искать «обходные пути» для своего применения, используются часто на разрушительные цели.

Вместе с тем современные ученые считают, что культурно-исторический подход может стать фундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмы одаренности.

При каких условиях происходит замедление темпов и искажение психического развития? Наиболее исследован в этом отношении вопрос влияния семьи или ее отсутствия на развитие ребенка. Мы остановимся на характеристике неблагоприятных условий воспитания ребенка, которые можно назвать депривационными. По определению чешских ученых Й. Лангмейера и
З. Матейчека (1984), депривационная ситуация - это такая жизненная ситуация ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Результатом пребывания ребенка в подобной ситуации является переживание им психической депривации, которая может послужит основой возникновения нарушений поведения и развития. Единая теория депривации в науке еще не сложилась, но наиболее признанным определением психической депривации считается следующее. Психическая депривация - это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени
(Й. Лангмейер и З. Матейчек).

Чаще всего в качестве наиболее патогенной ситуации называют недостаточное удовлетворение аффективных потребностей человека. Это так называемая эмоциональная депривация, когда у растущего ребенка отсутствует возможность установления интимно-эмоционального отношения с каким-либо лицом или происходит разрыв ранее сложившейся эмоциональной связи.

Выделяют следующие виды депривации:

Стимульная депривация, или сенсорная, которая возникает в ситуации пониженного количества стимулов или ограничения их изменчивости и модальности;

Когнитивная депривация (депривация значений), возникающая в ситуации излишней изменчивости и хаотичности структуры внешнего мира, без четкого упорядочивания и смысла, что не дает возможности ребенку понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне;

Социальная депривация (депривация идентичности) возникает в случае ограничения возможности усвоения автономной социальной роли.

Влияние депривации на психическое развитие ребенка в отечественной психологии развития активно изучается в научных школах М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. Исследования построены на сравнении психического развития детей из семей и детского дома. Ситуация воспитания в условиях детского дома и интерната наиболее наглядно демонстрирует отрицательные последствия испытанной детьми депривации. Но депривация не ограничена учреждениями интернатного типа и касается семей и других областей общественной жизни (детский сад, школа и т.п.), поэтому важно знать, при каких условиях она наступает. Эти условия можно разделить на две группы:

1. Обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка (например неполная семья; если родители большую часть времени находятся вне дома; низкий экономический и культурный уровень семьи и т.п.).

2. Обстоятельства, при которых объективно стимулы имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях с воспитывающими его взрослыми образовался внутренний психологический барьер. Нередко это бывает в семьях экономически и культурно благополучных, но эмоционально безразличных.

Результатом перенесенной депривации, особенно в ранние годы, является госпитализм. Иногда термин «госпитализм» используется как синоним термина «депривация». При этом ученые чаще ограничиваются описанием условий, при которых происходят лишения. Есть и описания последствий в развитии психики. Остановимся на таком определении госпитализма: глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни в результате «дефицита» воспитания (Р.А. Спиц, Дж. Боулби).

Другим последствием перенесенной депривации может быть отставание, задержка в психическом развитии (ЗПР). ЗПР - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных, волевых).

В этой связи учеными решается вопрос, обратим ли эффект депривации; разрабатываются и апробируются программы коррекции депривированных детей; консультируются чиновники государственных учреждений по вопросам организации жизни детей, лишенных родительского попечительства.

Современный мир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших в депривационных условиях. Смертники-террористы - это люди, перенесшие депривацию, их поведение отличает отчужденность от других людей, враждебное отношение к ним, отсутствие жалости и мягкости (Г. Крайг).


© Все права защищены

Введение

1.1Вундеркинды

1.2Дети-индиго

1.3Проблемы в обучении и воспитании одаренных детей

1.3.1 Обучение одаренных детей

Глава 2. Определение одаренности детей

Литература

Приложение

Введение

В этой работе речь пойдет об умственной одаренности детей (интеллекте, общих умственных способностях). Признаки одаренности проявляются у детей повышенной восприимчивостью к учению, при довольно быстрых темпах продвижения в учебе при равных условиях. В настоящее время внимание к детям с теми или иными признаками незаурядного интеллекта становится большой и общей задачей школ.

Возникновение этой проблемы становится предметом дискуссий. Одни считают, что проблема повышенного интеллекта связана с взаимодействием наследственности и среды, другие считают с ранним приобщением детей к достижениям науки и новой электронной техники, третьи считают соотношением быстрого созревания и развития.

В годы возрастного созревания замечательные возможности развития заметны практически у всех детей. Каждый полноценный ребенок, будучи беспомощным, при рождении растет и развивается с помощью взрослых и он постепенно становится "человеком разумным".

Всем детям свойственна умственная активность, тяга к познанию, дать определенные оценки окружающим предметам и явлениям. В этом органически нуждается их развивающийся головной мозг. В детские годы умственное развитие идет в таком темпе, что по мере познания и взросления эта интенсивность становится недоступным в более зрелом возрасте.

Вместе с тем постоянно обнаруживается, что даже в относительно равных условиях психическое развитие детей различаются и развиваются неодинаково.

Некоторые дети развиваются гораздо интенсивнее других, в школьные годы проявляют исключительные способности. Однако ранние признаки одаренности становятся чем-то временным и преходящим.

У каждого ребенка своеобразное сочетание признаков умственной способности, и какое из этих окажется более перспективным сказать трудно.

Поэтому прогноз умственных достоинств, всегда остается проблематичным, даже в отношении учеников с чрезвычайно развитым интеллектом.

Так, может быть, не надо принимать всерьез проблему детской одаренности, раз признаки ее такие неоднозначные, а интеллект проявится в будущем?

Проявления общих умственных способностей детей и подростков указывают на некоторое слагаемое умственной способности и одаренности, позволяют видеть, как подготавливается и формируется интеллект в ходе возрастного развития.

Словосочетание "возрастная одаренность" привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок или подросток, чьи умственные достоинства еще не указывают достаточно определенно на их уровень развития в будущем.

Ученица А. У нее в раннем возрасте начали проявляться незаурядные склонности. Хорошо ориентировалась на местности. В 4 года могла ходить на лыжах и могла прогуляться по всему селу. Хорошо заучивала и читала стихи. В 5 лет научилась читать. Могла писать некоторые буквы шрифтом. Хотела поступить в школу, и с братом пришел в школу. Брат учился во 2 классе. Попросился на урок и сел за парту. После урока директор спросил ее, "зачем пришла в школу". Она ответила, что хочет учиться. Директор школы вежливо объяснил ей, что еще рано и придет через год. Через год поступила в первый класс. Училась с желанием до 5 класса, практически на "отлично". Родители, увидев незаурядную тягу к музыке, перевели ее в музыкальную школу. Она чуть не разочаровалась, когда ее записали в группу струнных инструментов. Её желание было научиться играть на баяне. Но педагоги, обращая на её маленький рост, объяснили ей, что баян тяжелый инструмент, и ей будет трудно, и что инструмент повредит её осанку. Но она смогла перебороть свои разочарования,и закончила музыкальную школу на "отлично". Затем поступила в пединститут на физико-математический факультет. Закончив его, по распределению направлена в с.Раздолье Караидельского района Республики Башкортостан и работает успешно в этой школе уже 23 год. Как и прежде любит музыку, играет в шахматы, участвует на соревнованиях по лыжным гонкам.

Тема исследования:

Одаренность как отклонение от нормы

Объект исследования: дети с незаурядным интеллектом.

Предмет исследования: психология одаренности детей и проблема одаренности как отклонения от нормы.

Цели исследования:

дать объективную и субъективную оценку проблемам одаренности

Задачи исследования:

Исследование неравномерности хода возрастного развития и предпосылки различий в интеллекте.

Исследование индивидуальных различий в своеобразии одаренности.

Исследование взаимосвязи индивидуального и возрастного проявления в интеллекте.

Гипотеза

Данная проблема при детальном изучении будет адаптировать одаренных детей, и помогать в их дальнейшем развитии.

Изучение проблемы поможет развить методологию развивающего обучения, разнообразить формы и методы их применения.

Глава 1. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

Известно, что при подходе к индивидуальным различиям по способностям очень важно учитывать возможности человеческие вообще. Как отмечал Рубинштейн, при отрыве от этой "почвы" выдающиеся способности отдельных людей неизбежно мистифицируется и путь для их изучения обрывается.

Быстрые темпы развития ребенка в дошкольном и дошкольном возрасте, а также отсутствие каких ‑ либо требований к ребенку со стороны родителей и воспитателей детских садов, могут оставить без должного внимания различные отклонения ребенка от нормального развития. Эти незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения в развитии ребенка ‑ до школьника подчас приводят к выраженным сдвигам, когда ребенок начинает обучение в школе.

Именно школа является тем индикатором, который проявляет все проблемы в интеллектуальном развитии ребенка, так как становится очевидной его неспособность овладеть учебной программой. Но в этом случае первичные нарушения в интеллекте ребенка сопровождаются появлением вторичных – деформация личности, появление различных психосоматических и психоневрологических патологий, быстрая утрата интереса к процессу обучения. В этой ситуации страдают не только сами дети, но и их родители.

Особенности и закономерности развития интеллекта у детей. Изучение этого вопроса связано прежде всего с именем швейцарского психолога Жана Пиаже (Пиаже, 1969). Начиная с 20‑х гг. XX в. он в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта.

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций.

Классификация стадий развития интеллекта

I. Сенсомоторный интеллект - 0-24 мес

II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции - 3-12 лет

III. Репрезентативный интеллект и формальные операции - 12–14 лет.

Развитие, по Пиаже, – это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретные операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Применительно к школьным годам педагоги и психологи используют следующую периодизацию:

Младший школьный возраст(6-10 лет);

Подростковый или средний возраст (10-15 лет);

Старший школьный возраст(15-17 лет).

Как известно, в младших классах все учебные предметы ведет один педагог, чаще всего учительница. Личные особенности учителя становятся фактором биографии учеников.

Итак, в младшем школьном возрасте выделяются ученики с необычно быстрым, стремительно развитым интеллектом, которые развиваются еще в дошкольные годы. Крайние случаи такого рода – вундеркинды. В среднем возрасте различия в умственных способностях не так уж заметны. В старших классах наблюдается интеллектуальный подъем у некоторых учащихся. Все это – разные варианты неравномерности хода развития.

1.1 Вундеркинды

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычность умственных успехов таких детей становится очевидной после поступления в учебу, где происходит сравнение детей друг с другом. Уже тогда обнаруживаются необычные способности некоторых учеников и умственное развитие их далеко от сверстников.

Ученик Саша. Саше не было еще 4 лет, когда он научился читать. Случилось это так. Ему купили азбуку: на отдельных картинах нарисованы буквы алфавита. Мальчик играл и по подсказке бабушки начал называть буквы. Затем, вслушиваясь в произносимые слова, стал подбирать соответствующие картинки.

Далее он научился считать. В этот период он начал увлекаться не только счетом, но и стал их чертить. Ему уже было 4 года.

Интерес к числам ослабел, когда он увлекся географией. В начало пятого года он сделал карту полушарий. Причем все очертания и обозначения с удивительной точностью совпадали с географической картой.

В дальнейшем 7-летний Саша прямо из детского сада поступил в 4 класс школы, успешно выдержав все вступительные экзамены. В школе успевал только на "отлично". Семейное окружение его: мать – экономист, бабушка 70 лет и сестра – студентка филологического факультета, отец – инженер, с семьей не живет). Мальчик в основном находится под наблюдением у бабушки.

Саша в школе не занимает особого положения. Учителя к нему относятся как к обычному ученику. Преподаватели отмечают сознательность его ответов и умение кратко и ясно излагать свои мысли. Но он долго занимается самообразованием. Подготовка домашних заданий занимает больше 1,5-2 часов в день, он практически не гуляет. Стал увлекаться орнитологией. Его работа о птицах – толстая пачка исписанных тетрадей и огромное количество рисунков.

Много самостоятельности проявлено и в иллюстрациях. Он не только копирует рисунки, а рисует на основе описания. У него хорошая зрительная память. После посещения зоопарка или зоомузея он делает схематические рисунки, описывает их. Он умеет различать даже незначительные различия в цвете и форме.

Саша очень подвижный. У него стремительная походка.

Сосредоточенность его на учебной стороне урока создает определенную отрешенность от происходящего вокруг. Он не только реагирует на поведение других, но и даже соседа по парте.

У доски Саша держится скромно, даже застенчиво. Он не смотрит на себя со стороны, не любуется своим голосом, произносящим умные и ученые слова.

Когда учительница неторопливо, педагогическим тоном, задала ему дополнительный вопрос, можно было видеть, что у него ответы готовы прежде, чем она замолкала.

Познания его по всем предметам отличаются конкретностью и точностью. Письменные работы отличаются необычайной краткостью.

1.2 Дети – индиго

Дети – индиго – это не просто дети с необычным цветом ауры (кстати, что такое аура, тоже никто не смог толком объяснить), это в первую очередь неординарные дети, которые буквально всем отличаются от обычного представления о детях. С малого возраста они рассуждают о судьбах мира, проявляют уникальные феномены и таланты, отличаются от других необычайной линией поведения, обладают уникальными лидерскими качествами, в результате чего отвергают все шаблоны воспитания. Одним из известных примеров ребенка Индиго является мальчик. В 5 лет освоивший весь мировой репертуар произведений для скрипки и в том же возрасте выступавший с оркестром уже взрослых музыкантов в качестве первой скрипки.

До тех пор, пока к изучению детей Индиго будут подходить однобоко, то есть искать причины необычности в материальных или физических факторах, понять их особенности, отличия от других и методы воспитания будет невозможно. Только после того, как будут приняты во внимание невидимые разум и душа и их потенциальные свойства, только тогда найдется ответ на вопрос "кто такие дети Индиго?"

Для того, чтобы прояснить большинство вопросов относительно детей Индиго, нужно вспомнить идею Д.И.Менделеева о троичности человека и окружающего мира, о том, что все вокруг имеют три сущности: разум, душу и тело (материальную оболочку), и разум среди них –главный. Именно наследованием разума занимался последователь Д.И.Менделеева В.И.Вернадский. он первый среди ученых сформулировал концепцию об устройстве ноосферы, то есть разума – среды, в которой содержатся совершенные истинные знания и с которой абсолютно совместим разум человека.

Отсюда становится очевидным, что одаренность и высокоразумность детей индиго обусловлена не наследственностью, не генетическим изменениями или воспитанием (то есть сущностями материального мира), а именно особыми свойствами их невидимых разумов и душ, потенциал которых на несколько порядков выше предшествующего им поколения детей.

1.3 Проблемы в обучении и воспитании одаренных детей

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет "принято к сведению", оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

1.3.1Обучение одаренных детей

Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в ВУЗ школьника 13–14 лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10–11 лет всего 6–7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть – семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что "перескок" через класс или несколько таких "перескоков" происходят уже в подростковом возрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом. (7)

Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучении, и, наконец, этика и психология семейной жизни... Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослыми? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться к "перескакиванию" с большими опасениями.

Второй путь – создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же – это неплохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).

Третий путь – создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

Вывод

Если одаренность детей с одной стороны восхищает, с другой они становятся проблемой для окружающих. Высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

Проблемы одаренных детей:

1.Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1.Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2.Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3.Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4.Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5.Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.