Экологическая проблема и пути ее решения кратко. Экологические проблемы и их решения

Большинство ученых, исследующих экологические проблемы, считает, что у человечества есть еще около 40 лет для возврата природной среды в состояние нормально функционирующей биосферы и решения вопросов собственного выживания. Но этот период - ничтожно короткий. И имеются ли у человека ресурсы для решения хотя бы острейших проблем?

К главным достижениям цивилизации в ХХ веке относят успехи науки и техники. Достижения науки, в том числе науки экологического права, можно рассматривать и как главный ресурс в решении экологических проблем.

Рассмотрим вопрос об основных путях решения экологических проблем с помощью и в рамках экологического права.

а) Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Для преодоления экологического кризиса и последовательного решения проблем окружающей среды России и человечеству необходимо совершенно новое и ценностное юридическое мировоззрение. Его научной и философской основой может стать учение о ноосфере, в разработку которого огромный вклад внес русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Это учение пронизано идеей гуманизма, направлено на преобразование отношений с окружающей средой в интересах свободно мыслящего человечества в целом.

При этом нуждается в решении проблема восстановления давно утраченной здоровой связи человека с природой и соотношения правовых норм, по которым живет или должен жить человек, с природными императивами, вытекающими из законов развития природы. При воспитании, формировании экологического мировоззрения эти истины должны быть взяты за основу. Признавая свою жизнь высшей ценностью, человек должен учиться ценить все живое на Земле для того, чтобы решительно перестроить условия совместного бытия человечества и природы.

б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции государства (см. раздел 2 учебника).

Важнейшими элементами экологической политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, то есть основанными на реальных возможностях. С учетом указанных целей общество и государство определяют стратегию природоохранительной деятельности, то есть совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач, способы достижения намеченных целей. Одним из таких способов служит право, в рамках которого регламентируется использование разнообразных правовых средств - нормирования, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экспертизы, сертификации, лицензирования, планирования, аудита, мониторинга, контроля и др. Необходимо создание такого положения, когда любое хозяйственное, управленческое и иное экологически значимое решение подготавливается и принимается только на основе и в соответствии с правовыми экологическими требованиями.


в) Формирование современного экологического законодательства. Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики. Основные характеристики и критерии "современного" экологического законодательства включают:

Создание системы специальных законодательных актов в области окружающей среды, актов природоресурсного законодательства и экологизация иного законодательства (административного, гражданского, предпринимательского, уголовного, экономического и др.). Главные требования - отсутствие пробелов в правовом регулировании экологических отношений, его соответствие общественным потребностям;

Формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических требований;

Гармонизация с экологическим законодательством Европы и мира.

г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов:

Комплексного подхода в решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;

Организации управления с учетом не только административно-территориального, но и природно-географического районирования страны;

Разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов.

д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений. Государство должно обеспечить решение этой данной двуединой задачи за счет:

Закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной части бюджета;

Посредством осуществления государственного экологического контроля за выполнением предприятиями правовых экологических требований, закрепления в праве мер экономического стимулирования, обеспечения ими природоохранного финансирования в пределах реальных возможностей;

Создание правового механизма обеспечения максимального эффекта капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды.

е) Государство как политическая организация общества в рамках экологической функции для достижения целей экологической политики заинтересовано в привлечении к природоохранительной деятельности широких слоев населения. Одна из тенденций последнего времени связана с демократизацией экологического права. Это проявляется в создании организационных и правовых условий для участия заинтересованных общественных формирований и граждан в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.

Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями заинтересованной общественности, - важное направление, предпосылка и резерв повышения эффективности природоохранительной деятельности государства.

ж) Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов. "Только переворот в умах людей принесет желанные перемены. Если мы хотим спасти себя и биосферу, от которой зависит наше существование, все... - и стар и млад - должны стать настоящими, активными и даже агрессивными борцами за охрану окружающей среды"*(9), - такими словами завершает свою книгу "Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия" Уильям О. Дуглас, доктор права, бывший член Верховного суда США.

Переворот в умах людей, который так необходим для преодоления экологического кризиса, сам по себе не произойдет. Он возможен при целенаправленных усилиях в рамках государственной экологической политики и самостоятельной функции государственного управления в сфере окружающей среды. Эти усилия должны иметь целью экологическое воспитание всех поколений, особенно молодых, воспитание чувства бережного отношения к природе. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального и общественного, основанного на идее гармоничного взаимоотношения человека и природы, зависимости человека от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений.

Одновременно, важнейшей предпосылкой решения экологических проблем в стране является целенаправленная подготовка экологов - специалистов в области экономики, техники, технологии, права, социологии, биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты Земля может не быть.

Даже имея организационные, людские, материальные и иные ресурсы для решения вопросов охраны окружающей среды, хватит ли у людей воли и мудрости, чтобы адекватно их использовать?

2. Становление и развитие экологического права. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экологического права.

Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах Российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам: а) до 1917 г., б) в советский период и в) на современном этапе .

а) Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в "Русской правде" (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В Русской правде устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, то есть дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 "Пространной правды" за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа*(25). В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с ХIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. ("Засека"- преграда из срубленных и наваленных деревьев). Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, "бить батогами нещадно" (батог - палка, прут, трость), "бити кнутом без всякой пощады", отсечение левой кисти руки. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз - кнутом, а в третий раз - отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).

С XVII века охрана лесных массивов в Сибири была связана с пушным промыслом. Так, в 1681 г. был принят царский указ (по Якутии), предусмотревший, "чтобы в ясачных местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было" ("ясак"- натуральный налог, которым облагались в старину народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока).

В XVII веке в России проявилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались как способы добычи, так и размеры добываемых видов, например рыб.

Так как ловля бобров и выдр капканами грозила их полным истреблением, 28 августа 1635 г. в Пермь Великую была направлена царская грамота "О воспрещении ловить капканами бобров и выдр"*(26).

В XVII веке, когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В принятом в 1676 г. царском указе о порядке ловли рыбы в Плещееве озере предписывалось ловить только большую сельдь. За ловлю мелкой сельди "старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни".

В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц*(27). Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными*(28).

Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. Так, по указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для профилактики в Москве предписывалось, чтобы "...падежные лошади и всякую скотину за Земляным городом на голых местах копали в землю не мелко, ... а в улицах и за городом, в слободах падежных лошадей и всякую падежную скотину и собак мертвых и кошек и...ничего мертвого... нигде не метали...". В соответствии с правовым актом "Учреждения для управления губерний" 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав благочиния, или полицейский, 1782 г. возлагал обязанности "смотрения о чищении, о мощении улиц" на частного пристава. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., "если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и вне города, но выше онаго по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей"*(29). В 1833 г. были изданы правила "О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в С.-Петербурге", которые предусматривали, что "все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы". В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе*(30).

В начале ХХ века в России обсуждался вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или министерства просвещения*(31).

Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: "В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству". Но уже в 1915 - 1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы*(32).

б) Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем.

Вплоть до 70-х годов в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В начале 20-х годов был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920 г.), постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924 г.), декрет СНК РСФСР "Об охоте"(1920 г.), декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921 г.), декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ"(1919 г.) и др.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то эти ресурсы находились в исключительной собственности государства. Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е годы применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик иные отрасли - водное, лесное, горное - стали развиваться как самостоятельные отрасли права и законодательства и получили научное и официальное признание в качестве таковых. В этот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в них фрагментарно, в общем виде. Это объясняется отчасти тем, что в конце 60-х и начале 70-х годов, во время их разработки и принятия проблема охраны окружающей среды от загрязнения не имела в России сегодняшней остроты, не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

Правда, в начале 60-х годов в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны, в период развернутого строительства коммунизма на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР "*(33). Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы этот закон не сыграл. Он не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения.

В основном с принятием в 1980 г. Закона СССР "Об охране атмосферного воздуха" в сферу правового регулирования были включены отношения по охране окружающей среды от физических и биологических воздействий.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов"*(34). Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

Позже, 1 декабря 1978 г. было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР - "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов"*(35). С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественного развития, с целью его совершенствования постановление предусматривало новую форму предпланового документа - территориальных комплексных схем охраны природы.

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х годов ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, "остаточный" принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О коренной перестройке дела охраны природы в стране"*(36).

Это постановление давало ряд существенных директив. Основные из них: 1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга); 2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды); 3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

Если не считать Закона "Об охране природы в РСФСР", правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как интегрированного объекта осуществлялось главным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем "работающего" механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды - эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

в) Новые подходы к развитию права окружающей среды получают реализацию на современном этапе развития российского общества. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды преимущественно в законах, а не в подзаконных актах - это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.

На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения ряда форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и экологического права в мире. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

Актуальность проблемы

Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали - последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке окружающей среды во всем мире. В современном мире экологические проблемы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, т. к. в числе причин, влияющих на продолжительность жизни и состояние здоровья населения, экологическая составляющая становится все более заметной и значимой.

Многие заводы, фабрики и другие производственные сооружения постоянно выбрасывают вредные вещества в атмосферу, загрязняют водоемы своими отбросами, а также землю, когда утилизируют свои отходы в землю. И это отражается не только локально в месте выброса отходов, но и на всей нашей планете. Чем дальше движется прогресс, тем больше появляется экологических проблем, и создаются сложности с охраной окружающей среды.

Одна из основных проблем – это загрязнение атмосферы и, соответственно, воздуха. Именно атмосферный воздух первым почувствовал последствия технического прогресса. Вы только представьте себе, что десятки тысяч тонн вредных и ядовитых веществ ежечасно каждый день выбрасываются в атмосферу. Многие промышленности и производства наносят непоправимый и просто ошеломляющий по силе удар по окружающей среде, такие как: нефтяная, металлургическая, пищевая и другие виды промышленностей. Вследствие этого выбрасывается большое количество углекислого газа в атмосферу, из-за чего планета постоянно нагревается. Несмотря на то, что перепады температур незначительны, в более глобальных масштабах это может серьезно сказаться на гидрологических режимах, а вернее на их изменениях. Помимо всего этого, загрязнение атмосферы отражается на погодных условиях, которые уже изменились с приходом технического прогресса. Очень широко распространены сейчас кислотные дожди, которые появляются по причине попадания в воздух оксидов серы. Эти дожди отрицательно воздействуют на многие вещи и наносят ущерб деревьям, растениям, литосфере и верхнему слою земли.



Загрязнение воды. Данная проблема получила особенно широкое распространение в странах Африки и некоторых азиатских странах. Там существует огромный недостаток питьевой воды, так как все имеющиеся водоемы ужасно загрязнены. Эту воду нельзя даже использовать для стирки белья, не говоря уже о ее употреблении в качестве питьевой воды. Это происходит опять-таки по причине выброса отходов в сточные воды многих промышленных предприятий.

Загрязнение земли. Для выбросов отходов многие предприятия используют метод их утилизации в земле. Несомненно, это негативно сказывается на почве, причем не только в зоне захоронения, но и в близлежащих районах. Впоследствии в этой почве выращивают овощи и фрукты не самого высокого качества, которые могут стать причиной многих болезней с летальным исходом.

Пути решения экологических проблем.

2.1 Пути решения экологических проблем в Англии.

В Англии большинство жителей экологически ответственны и любят помогать природе. Каждой семье выдают по два ярких контейнера – синий и красный. Британцы в красный контейнер складывают макулатуру, а в синий – всю пластмассу, стекло и упаковки от различных напитков. Обычный мусор – пищевые отходы и всё, что не перерабатывается, складываются в чёрные пакеты, которые вмещают в себя от 15-40 кг мусора. Средняя семья в Англии заполняет 2-3 таких мешка в неделю, затем на специальных площадках за пределами города вырывают огромные котлованы, в которые городской мусор сваливается в течение нескольких лет. Поскольку все мусорные отходы – органические вещества и при гниении вырабатывают газ (хотя очень тяжёлый, непригодный к немедленному применению), который англичане научились перерабатывать в более лёгкий (газ который можно использовать). Когда котлован заполнен, его бетонируют и сверлят отверстия, затем по всей поверхности слоя проводятся газовые трубы, куда и выходит газ, образовавшийся при гниении отходов. Газ собирается и отправляется на перерабатывающие станции, который впоследствии становится источником электроэнергии. Средняя станция, построенная по такому принципу, обеспечивает энергией около 10 тыс. домов. После того как котлован себя исчерпал, его засыпают и воссоздают на его месте былой ландшафт. Почти вся территория Англии перекопана и заново бережно восстановлена.

2.2 Пути решения экологических проблем в Дании.

Дания и экология - понятия неразделимые. По сути дела, экология превратилась в этом государстве в национальную идею, философию построения экологически дружелюбной страны. Дания показывает пример всему миру, как можно комфортно жить, не загаживая все вокруг. Более того, датчане научились зарабатывать, продавая свои новейшие экотехнологии и оборудование в другие страны. Не случайно климатический саммит и международный экологический форум проводились именно в Копенгагене - самой «зелёной» мировой столице.

Энергетика Дании и экология

Прежде всего, нужно отметить использование энергии ветра. "Ветряки" тут встречаются повсеместно. Если в 1997 году на ветряных электростанциях вырабатывалось 8% электроэнергии, то в 2010 - уже более 20%. А в докладе, выпущенном в 2010 году комитетом по климату Дании, говорится, что к 2050 году страна полностью сможет перевести свою электроэнергетику на ветряные электростанции. В авангарде - маленький остров Эро на юге Дании. Тут ветряки дают уже более 65% всей электроэнергии. Кроме того, здесь расположена и крупнейшая в мире солнечная теплостанция, обеспечивающая островитян горячей водой. Датчане умеют учиться на чужих ошибках. После Чернобыля тут возникло мощное движение против строительства атомных электростанций. Под девизом «Атомная энергия? Нет, спасибо» стали массово возникать кооперативы, закупающие ветротурбины. Департамент природных ресурсов Дании следит за количеством и местами установки ветрогенераторов, чтобы они не портили ландшафт. Такие опасения высказывались, но нам не показалось, что это так. Ветрогенераторы красивы и естественны, как всякое совершенное техническое устройство, они не портят ландшафт так же, как его не портили когда-то ветряные мельницы. Но, конечно, самое главное, что, давая электроэнергию, они не загрязняют окружающую среду.

Утилизация отходов в Дании

Заводы нового поколения по утилизации мусора строят на окраинах датских городов. Отходы здесь рассматриваются, как ресурс: эти заводы не только сжигают мусор, но и вырабатывают тепловую и электрическую энергию. Высокая температура сжигания и большое количество фильтров, улавливающих вредные вещества, позволяют свести к минимуму наносимый среде ущерб. Разумеется, здесь сжигают только тот мусор, который не подлежит никакому вторичному использованию. За счет сжигания мусора обеспечивается 18-20 % тепла, поступающего в дома, и около 3-5 % - электроэнергии. При этом тепло и электроэнергия, полученные за счет сжигания мусора являются «попутными» продуктами и обходятся очень дешево.

Экологическое строительство

Во время своего визита в Данию в 2010 году президент Медведев посетил первое в Дании общественное здание с нейтральным уровнем выбросов углекислого газа. Здание эксплуатируется Копенгагенским университетом и носит характерное название "Зеленый маяк". Главный источник энергии в этом доме - Солнце. Энергия светила используется и для освещения и для отопления здания. При сохранении высокого уровня комфорта энергопотребление этого здания снижено на 75% от стандартных нормативов. Это оказалось возможным благодаря специальной архитектуре, максимально использующей возможности естественного освещения и вентиляции. Были также использованы новейшие технологии геотермального отопления, солнечные коллекторы, рекуперация тепла, системы солнечных батарей, светодиодное освещение и т. д. Опыт эксплуатации здания нового поколения показал, что дома с нейтральным уровнем выброса СО2 - реальность даже в такой относительно северной стране, как Дания. Дом стоит не дешево: его строительство обошлось более чем в 6 млн. долларов. Но датчане считают, что поставленная цель стоит затрачиваемых усилий. Ведь на эксплуатацию зданий в Европе уходит около 40% всей вырабатываемой энергии, поэтому перспективы домов типа "Зеленого маяка" огромны. Самая большая в Европе экологическая деревня также расположена в Дании, недалеко от Копенгагена. Каждый дом в этой деревне потребляет энергии в три раза меньше норм датского строительного кодекса. В домах предусмотрено использование дождевой воды, некоторые жители продают излишки выработанного солнечными батареями электричества энергетической компании. А в Копенгагене, столице Датского королевства, недавно принят план, по которому все городские крыши со скатом менее 30% должны будут озеленяться. Кроме того, что растения на крышах будут выполнять обычную функцию очистки воздуха, такие крыши будут поглощать до 80% осадков и снижать нагрузки на системы отвода воды. Они лучше защищены от ультрафиолета и перепада температур. Наконец, посадки на крышах помогают увеличить срок службы покрытия, гораздо реже придется обновлять кровельный материал.

Экологичный транспорт

Спросите у любого туриста, который был в Копенгагене, что ему запомнилось больше всего. Большинство ответит - огромное количество велосипедов. Автомобильных пробок тут, практически, нет. Воздух чистый, только автомобилистам нужно быть очень внимательными, чтобы случайно не задеть велосипедиста, который здесь "всегда прав". По статистике в Копенгагене до работы на велосипеде добирается 20% жителей. На втором месте в мире с большим отрывом - Женева, в которой только 4% горожан используют для этого велосипеды.

2.3 Пути решения экологических проблем в России.

Как же решаются экологические проблемы в Российской Федерации? Коротко можно ответить так: «применительно к бедности». В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу, но на фоне эффектных деклараций. Перспектива реальной разработки и практической реализации эффективной государственной экологической политики кажется достаточно зыбкой, если предположить, что последние административно-управленческие реформы (например, понижение статуса Минприроды РФ, упразднение Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ) отражают подлинное отношение высших эшелонов власти к экологическим проблемам.

Правительство России в определенном смысле оказалось заложником собственного курса на повсеместное внедрение рыночных механизмов в сферу экологии в связи с нехваткой ресурсов и недостаточной отработанностью правовых основ охраны природы. Между тем построение механизмов природоохранной деятельности на базе устаревшей концепции экономического редукционизма, не учитывающей самоценности человеческой жизни и пытающейся свести к стоимостному подходу все факторы, включая и установление «цены жизни человека», уже давно вызывает обоснованную критику отечественных и зарубежных специалистов.

Следует отметить, что конкретные меры, направленные на разрешение экологических проблем, требуют более детальной и всесторонней проработки.

Так, например, установление органами власти технически недостижимых на сегодняшний день загрязнений может привести к тому что предприятию будет выгоднее платить штрафы за выбросы вредных веществ, чем строить и эксплуатировать очистные сооружения, поскольку штрафы неизбежны, а отказ от очистки отходов приносит экономию средств.

Поэтому в осуществлении экологической политики необходимо учитывать такие факторы, как экономическую неэффективность большинства «чистых» производств в условиях рыночной экономики (затраты на очистные сооружения экспоненциально возрастают в зависимости от степени очистки и приближаются к общим капиталовложениям в предприятие): конечную эффективность существующих технологий очистки, отсутствие заметного прогресса в создании «чистых» источников энергии и т. д.

Мнение специалистов-экологов о важности отдельных направлений

Реализации экологической политики можно представить по результатам

опроса экспертов, проведенного в феврале 2008 г. К числу приоритетных мер, способствующих улучшению экологической ситуации в регионах, респонденты отнесли: ужесточение контроля 39 соблюдением природоохранного законодательства (так считают 74% опрошенных); законодательное закрепление максимально возможной компенсации ущерба, наносимого природе предприятиями, организациями и ведомствами (70%); широкое освещение экологической обстановки средствами массовой информации (45%); персональные изменения в руководстве природоохранных органов России (40%); осуществление независимых экологических экспертиз (40%); увеличение централизованных отчислений на проведение природоохранных мероприятий в местные бюджеты (29%); закрытие всех вредных для здоровья людей предприятий (20%).

Эффективная государственная экологическая политика на сегодняшний день не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджета направлений. К их числу относятся обеспечение национального выживания в условиях мирового экологического кризиса, т. е. выделение ресурсов на случай развития событий по «пессимистическим сценариям», выполнение мероприятий по достижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологических систем.

Сложность и важность задачи формирования государственной экологической политики России предполагают участие в ее разработке общественных организаций, в том числе экологических партий и движений. В период острой социально-экологической напряженности установление конструктивного взаимодействия органов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно из необходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.

Разработку государственной экологической политики, ее важнейших

направлений (программ, проектов) следует, вероятно, осуществлять таким образом, чтобы: обеспечить формирование экологического мировоззрения населения, включающего духовное и нравственное воспитание, образование, освоение мировых природоохранных стандартов взаимодействия в системе «природа - человек - общество»; добиться конструктивного сотрудничества общества, государства, граждан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды; обеспечить внедрение экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов страны; разработать систему экологического правопорядка; превратить эколого-экономические факторы в неотъемлемый компонент управления экономическим и социальным развитием страны: реализовать неотъемлемое право каждого гражданина на благоприятную и безопасную окружающую среду. Научных знаний, технологий, людских и природных ресурсов вполне достаточны, чтобы Россия вышла из экологического кризиса.

3. Оценка решения проблемы.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два - три поколения неизбежна.

Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие размеры, что произошло нарушение баланса между природными системами, необходимыми для жизни и демографических потребностей человечества. Современному человеку выпало самое тяжелое испытание за всё время его существования: ему необходимо преодолеть экологический кризис, вызванный ограниченными запасами природных ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), преодолеть энергетический кризис и одновременно многостороннее загрязнение природной среды, взрыв популяции, голод и множество других проблем. Но как бы ни парадоксально звучало, создателем сегодняшней экологической ситуации в мире является сам человек, его всепреобразующая деятельность.

Определяя круг наиболее актуальных экологических проблем, нельзя остановиться отдельно на нескольких. Как важнейшие, можно выделить, пожалуй, лишь направления, упуская из внимания которые, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования. К таким группам можно отнести проблемы, связанные, например, с наиболее жизненно важными природными ресурсами.

Последствия нарушений природных явлений переходят границы отдельных государств и поэтому требуются международные усилия в охране не только отдельных экосистем, но и всей биосферы в целом. Все государства испытывают беспокойство за судьбу биосферы и дальнейшее существование человечества. В 1971 г. ЮНЕСКО, в состав которой входит большинство стран, приняла Международную программу « Человек и биосфера», изучающую изменения биосферы и её ресурсов под воздействием человека. Эти важные для судеб человечества проблемы могут быть решены только путем тесного международного сотрудничества.

Население Земли увеличивается, а значит, увеличивается сила вмешательства человека в природу. Ясно, что такими темпами, как сейчас, природные невозобновимые ресурсы, которые человек так активно использует, скоро исчерпаются. Даже возобновимые ресурсы сейчас в дефиците, так как темпы их потребления опережают темпы их обновления. В процессе своей деятельности человек выбрасывает в окружающую среду отходы, многие из которых не могут быть переработаны и потому загрязняют её. Загрязняя среду, человек в первую очередь лишает места обитания себя самого, а так же лишает его и других видов.

Угрожающий характер глобальных экологических проблем во многом связан с колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими планетарными естественными процессами.

Заключение: для решения современных экологических проблем необходимо изменение индустриальной цивилизации и создание новой основы общества, где ведущим мотивом производства будет удовлетворение существенных человеческих потребностей, равномерное и гуманное распределение природных и созданных трудом богатств. Защита природы непосредственно касается всех. Все люди дышат одним и тем же воздухом Земли, все пьют воду и едят пищу, молекулы которой непрерывно участвуют в бесконечном круговороте вещества в биосфере планеты. Возможно, ещё есть шанс исправить экологическую ситуацию в мире, и мы должны воспользоваться этим шансом, восстановить в биосфере то, что мы нарушили, и научиться жить в согласии с природой.

Список литературы.

1. Алимов А.Ф. Варианты решения экологических проблем // Спасение. – 2003. – № 6.

2. Охрана окружающей среды/ Справочник. Составитель Л. П. Шариков.

3. Эколого-экономический фактор стабилизации общественного развития. - М., 2005.

4. Семенова Л. Организация экологической политики. - Казань, 2005.

5. http://uchebnikionline.com/rps/regionalna_ekonomika_-_maniv_zo/otsinka_suchasnoyi_ekologichnoyi_situatsiyi_sviti.htm

6. Оганисьян Ю.С. Россия перед вызовами глобализации: проблемы идентификации// Россия в глобальных процессах: поиски перспективы М.: Институт социологии РАН, 2008.

7. Оценка экосистем на пороге тысячелетия // Экосистемы и благосостояния человека / Ин-т мировых ресурсов. - Вашингтон(округ Колумбия), 2005.-36с.

Лекция 11. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Пути решения глобальных экологических проблем:

Во-первых , экологизация производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, в идеале -создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Во-вторых, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

В-третьих, поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

В -четвертых, объединения усилий всех стран для спасения природы.

В-пятых , формирование в обществе экологического сознания -понимания людьми природы как другого, как минимум равного им живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой .

Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее «партнерских» отношений с ней. Нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников). С начала 70-х годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. Термин «римский клуб» обозначает международную общественную организацию, созданную в 1968 году и призванную способствовать целостности в условиях НТР. Основоположником и «идейным отцом» глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования по праву считается Дж. Форрестер. В своей работе «Мировая динамика» (1971) он создал вариант модели мирового экономического развития с учетом двух важнейших, на его взгляд, факторов - численности населения и загрязнения среды.

Особо шумный эффект имел первый глобальный прогноз, содержащий в докладе Римскому клубу «Пределы роста » (1972). Его авторы, вычленив несколько главных, с их точки зрения, глобальных процессов (рост народонаселения нашей планеты, рост промышленного производства на душу населения, увеличение потребления минеральных ресурсов, рост загрязнения окружающей природной среды) и используя математический аппарат и компьютерные средства, построили динамическую «модель мира », которая показала необходимость ограничения развития нынешней цивилизации. Авторы исследования пришли к выводу, что если не ограничить пределы роста названных факторов и не взять их под контроль, то они и, прежде всего, сам рост промышленного производствава приведут к социально-экономическому кризису где-то в середине XXI века.

Достаточно мрачными выглядят выводы М. Месаровича и Э. Пестеля в докладе Римскому клубу «Человечество на поворотном пункте». В нем комплексная взаимосвязь экономических, социальных и политических процессов, состояние окружающей среды и природных ресурсов представлены как сложная многоуровневая иерархическая система. Отвергая неизбежность глобальной экологической катастрофы, М. Месарович и Э. Пестель видят выход в переходе к «органическому росту», т.е. к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы .

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Если еще недавно особое, приоритетное место среди глобальных проблем занимала проблема предотвращения мировой термоядерной войны со всеми ее тяжелейшими последствиями для судеб человечества, то сегодня в связи с исчезновением вооруженного противостояния двух гигантских военно-политических блоков, первостепенное внимание ученых и политиков приковывает процесс разрушения среды обитания человечества и поиск путей ее сохранения. Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание, прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются «смертными грехами » нашей цивилизации. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. Другой грех человечества -опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники - третьим грехом человечества, - которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер, которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство. Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества -изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества - генетической деградации человека - росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Шестым смертным грехом человечества является разрыв с традициями. Чрезвычайно опасным для современного общества является и седьмой грех -возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение. Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды. Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала. И, наконец, ядерное оружие -восьмой грех, который навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем .

Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет ООН, ее различные учреждения.

Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде помогает укреплению международного сотрудничества в области защиты биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам.

Подводя итог можно сделать два простых вывода: глобальные проблемы затрагивают будущее и интересы всего человечества и требуют неотложного разрешения.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания -экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем.

Глобальные проблемы - вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле. Стоящие проблемы, безусловно фундаментальны, и общество, как бы оно ни было увлечено идеей наживы и надеждой на реализацию принципа «золотого миллиарда», рано или поздно безоговорочно эволюционно будет поставлено перед проблемой разработки духовно-экологического императива. Хуже, если такое понимание придет через Апокалипсис.

Список литературы:

1. Лукащук. Н.И. Глобализация, государство, право. 21 век. -М., 2000.С. 70- 77.

2. Бек У. Что такое глобализация. - М., 2001. С. 45.

3. В. Morality in the evolution of the modern social system // The British Journal of Sociology. № 36(3). P. 315-332.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. - М: Издателъско-книготорговый дом «Логос», 2002. - 344 с.

5. Оганисьян Ю.С. Россия перед вызовами глобализации: проблемы идентификации// Россия в глобальных процессах: поиски перспективы М.: Институт социологии РАН, 2008.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с.

7. Нижников В.А. Философия: курс лекций: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во "Экзамен". 2006. С. 383.

Сбалансированное развитие человечества - путь к решению современных экологических проблем. Сбалансированное развитие Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию ООН характеризует как путь социального, экономического и полити­ческого прогресса, который позволит удовлетворить нужды настоя­щего и будущих поколений. Иными словами, человечество должно научиться «жить по средствам», использовать природные ресурсы, не подрывая их, вкладывать деньги, образно выражаясь, в «страховку» - финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. К таким важ­нейшим программам следует отнести сдерживание роста населения; развитие новых промышленных технологий, позволяющих избежать загрязнения, поиск новых, «чистых» источников энергии; увеличение производства продовольствия без роста посевных площадей.

Регулирование рождаемости. Четыре основных фактора определя­ют численность народонаселения и скорость ее изменения: разница меж­ду коэффициентами рождаемости и смерти, миграция, фертильность и количество жителей в каждой возрастной группе. Пока коэффициент рождаемости выше коэффициента смертности, население будет увеличиваться со скоростью, зависящей от положительной разницы между этими величинами. Среднегодовая величина изменения населения отдельной области, города или страны в целом определяется по соотно­шению (новорожденные+иммигранты) - (умершие+эмигранты). Чис­ленность населения Земли или отдельной страны может выравняться или стабилизироваться только после того, как суммарный коэффициент фертилъности - среднее число детей, рожденных женщиной за ее репро­дуктивный период, - будет равен или ниже среднего уровня простого воспроизводства, равного 2,1 ребенка на одну женщину. При достиже­нии уровня простого воспроизводства требуется некоторое время для стабилизации роста населения. Продолжительность этого периода зави­сит в первую очередь от количества женщин, которые находятся в репро­дуктивном возрасте (15-44 года), и от числа девочек моложе 15 лет, вступающих вскоре в свой репродуктивный период.



Промежуток времени, в течение которого рост населения мира или отдельной страны стабилизируется после того, как средний коэффи­циент фертильности достигнет или упадет ниже уровня простого вос­производства, зависит также от возрастной структуры населения - процентного соотношения женщин и мужчин в каждой возрастной категории. Чем больше женщин в репродуктивном (15-44 лет) и в дорепродуктивном (до 15 лет) возрасте, тем длиннее период, кото­рый потребуется жителям, чтобы достичь нулевого прироста населе­ния (НПН). Основные изменения в возрастной структуре населения, происходящие вследствие высокой или низкой фертильности, имеют демографические, социальные и экономические последствия, кото­рые длятся в течение жизни целого поколения или даже больше.

Нынешние темпы роста населения не могут сохраняться долго. Спе­циалисты утверждают, что уже к концу XX столетия общая численность людей превышает допустимую в несколько раз. Естественно, она опре­деляется не по биологическим потребностям человека в пище и т. д., а по качеству жизни, достойному конца XX века, и тому удельному дав­лению на среду, возникающему при стремлении к обеспечению этого качества существования. Существует мнение, что ко второй половине XXI в. население Земли стабилизируется на уровне 10 млрд. человек. Этот прогноз основывается на предположении, что рождаемость в раз­вивающих странах снизится. Практически во всем мире признается не­обходимость регулирования рождаемости. В большинстве развивающихся стран существуют правительственные программы по контролю за рож­даемостью. Проблема заключается в том, что рождаемость снижается параллельно с ростом уровня благосостояния, а при современном быст­ром темпе роста населения благосостояние можно поднять только при очень высоких темпах экономического развития. Нагрузка на окружаю­щую среду в данной ситуации может превысить допустимый уровень. Снижение рождаемости - единственный приемлемый способ выр­ваться из этого порочного круга.

Рациональное управление природными ресурсами. Ограни­ченность ресурсов Земли является в конце XX в. одной из наиболее актуальных проблем человеческой цивилизации. В связи с этим, од­ним из важнейших условий современности можно считать решение задач по рациональному управлению природными ресурсами. Их вы­полнение требует не только обширных и глубинных знаний закономер­ностей и механизмов функционирования экологических систем, но и целенаправленного формирования нравственного фундамента обще­ства, осознания людьми своего единства с природой, необходимости перестройки системы общественного производства и потребления.

Для сознательного и квалифицированного управления эконо­микой и природопользованием необходимо:

Определить цели управления;

Разработать программу их достижения;

Создать механизмы реализации поставленных задач.

Стратегия развития промышленности, энергетики и борьба с загрязнениями. Главным стратегическим направлением развития промышленности является переход на новые вещества, технологии, которые позволяют уменьшить выбросы загрязнителей. Использует­ся общее правило, что предотвратить загрязнение легче, чем ликви­дировать его последствия. В промышленности для этого применяют­ся системы очистки сточных вод, оборотное водоснабжение, газо­улавливающие установки, на выхлопных трубах автомобилей устанавливаются специальные фильтры. Переход на новые, более «чи­стые» источники энергии также способствует уменьшению загрязне­ния природной среды. Так, сжигание на ГРЭС или ТЭЦ природного газа вместо угля позволяет резко снизить выбросы диоксида серы.

Во многих случаях загрязнение атмосферы и водоемов затрагива­ет интересы нескольких или многих стран. Для уменьшения его по­следствий необходимо международное сотрудничество. В качестве примера такого сотрудничества следует назвать соглашение о сниже­нии производства хлорфторуглеродов, в котором участвуют большин­ство государств мира, в том числе Россия и страны СНГ

Рациональное использование минеральных ресурсов . Из-за несовершенства технологии добычи и переработки минеральных ре­сурсов нередко наблюдается разрушение биоценозов, загрязнение ок­ружающей среды, нарушение климата и биогеохимических циклов. К рациональным подходам к извлечению и переработке природных ми­неральных ресурсов относятся:

*максимально полное и комплексное извлечение из место­рождения всех полезных компонентов;

Рекультивация (восстановление) земель после использова­ния месторождений;

Экономное и безотходное использование сырья в производстве;

Глубокая очистка и технологическое использование отхо­дов производства;

Вторичное использование материалов после выхода изделий из употребления;

Использование технологий, позволяющих проводить кон­центрацию и извлечение рассеянных минеральных веществ;

Использование природных и искусственных заменителей дефицитных минеральных соединений;

Разработка и широкое внедрение замкнутых циклов производства;

Применение энергосберегающих технологий и т. д.

Некоторые из современных производств и технологий отвеча­ют многим из этих требований, но вместе с тем нередко они еще не стали нормой производственной сферы и природопользования в мировом масштабе. Создание новых технологий должно сочетать­ся с грамотной экологической экспертизой всех, особенно широ­комасштабных проектов в промышленности, строительстве, транс­порте, сельском хозяйстве и других видах деятельности человека. Проводимая специальными независимыми органами, такая экспер­тиза позволит избежать многих просчетов и непредсказуемых по­следствий реализации этих проектов для биосферы.

Стратегия развития сельского хозяйства . В конце XX сто­летия объем мировой сельскохозяйственной продукции растет быстрее, чем население. Однако этот рост сопровождается, как известно, существенными издержками: сведением лесов для рас­ширения посевных площадей, засолением и эрозией почв, загряз­нением среды удобрениями, пестицидами и т. д.

В дальнейшем развитии сельского хозяйства стратегическим направ­лением является повышение урожайности, позволяющей обеспечить растущее население продовольствием без увеличения посевных площа­дей. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур может быть достигнуто за счет расширения орошения. Большое значение, особенно при недостатке водных ресурсов, должно придаваться капельному оро­шению, при котором вода рационально используется путем непосред­ственной ее подачи к корневой системе растений. Другой путь - выве­дение и возделывание новых сортов сельскохозяйственных культур. Воз­делывание новых сортов, например, зерновых культур, более продуктивных и устойчивых к болезням, дало в последние десяти­летия XX в. основной прирост сельскохозяйственной продукции. Этот успех селекционеров был назван «зеленой революцией».

Урожайность повышается при чередовании возделываемых культур (севооборотах) применительно к зональным условиям, а нередко и при переходе от монокультуры к смешанным посевам, например, совместному выращиванию зерновых культур с бобо­выми, особенно на кормовые цели.

Известно, что природные многовидовые ассоциации растений значи­тельно реже страдают от вспышек развития насекомых-вредителей, воз­будителей болезней, чем популяции монокультур в агроценозах. Это объяс­няется высокой концентрацией сельскохозяйственных культур, что дела­ет их удобным объектом для вредителей, болезней и сорняков путем интегрированной системы защи­ты сельскохозяйственных культур, где особое значение в борьбе с вред­ными организмами придается агротехническим, селекционным, семено­водческим приемам, севооборотам, биологическим методам.

Химичес­кий метод применяется в крайних случаях, в годы, когда вредные организмы превышают порог вредоносности, создается угроза потерь урожая и другие приемы не дают возможности предотвратить эти потери. Для получения максимального урожая и длительного поддержа­ния плодородия почвы, технология внесения удобрений также слож­на и требует определенной экологической культуры. Оптимальное со­отношение между минеральными и органическими удобрениями, их нормы, сроки, способы и место внесения, использование полива и рыхление почвы, учет погодных условий - это неполный перечень факторов, которые влияют на эффективность применения удобрений. Повышенные нормы, неправильные сроки или способы внесе­ния, например, азотных удобрений, приводят к накоплению их в по­чве, а в растениях, соответственно, нитратов, вредных в избыточ­ных количествах для человека. Поверхностное и чрезмерное вне­сение удобрений приводит к частичному их смыву в реки, озера, отравлению воды, гибели животных и растений. Многочисленные примеры нерационального обращения с удобрениями свидетель­ствуют о необходимости тщательного и серьезного выполнения всех работ в этой отрасли сельского хозяйства.

Вероятно, в XXI в. сельское хозяйство современного типа сохра­нится. В его развитии нынешние тенденции позволяют надеяться, что растущее население Земли будет обеспечено продовольствием.

Сохранение природных сообществ. Основа благососто­яния человечества в будущем - сохранение природного раз­нообразия. Устойчивость в функционировании биосферы обес­печивает разнообразие природных сообществ.

Животные в сообществах характеризуются определенной продуктивностью, производимой в единицу времени новой био­массой. Человек при использовании изымает часть биомассы в виде урожая, представляющего собой ту или иную долю био­продукции. Снижение продукции может происходить из-за нали­чия внутривидовой или межвидовой конкуренции, воздействия неблагоприятных условий внешней среды и других факторов. Разница между ней и урожаем может значительно сократиться и даже стать отрицательной. В последнем случае изъятие будет превышать естественный прирост биомассы того или иного вида животных, популяций.

Разумное использование биологических ресурсов состоит:

В поддержании продуктивности популяции на максимально высоком уровне;

Сборе урожая, величина которого максимально близка к производимой популяцией продукции.

Данное регулирование предполагает глубокое знание эколо­гии эксплуатируемого вида, популяции, выработку и соблюде­ние норм и правил использования.

В материальном производстве человек использует в настоя­щее время незначительный процент видов. Несомненно, в буду­щем могут быть использованы полезные свойства большего чис­ла видов при условии, если они к тому времени сохранятся. Сохранение природных сообществ важно не только для матери­ального благополучия, но и для полноценного существования человека.

В настоящее время ясно, что для сохранения видового раз­нообразия, необходимо сохранить ненарушенные участки, кото­рые должны быть значительными по площади, так как иначе на небольших заповедных «островках» многим видам грозит вы­мирание. На этом пути достигнуты определенные успехи: создана сеть биосферных заповедников в России и других странах, где представлены основные сообщества. На территории заповедни­ков запрещена всякая хозяйственная деятельность, а вокруг со­зданы специальные охранные зоны. Заповедники при сравнении с другими сообществами служат как бы эталонами, позволяю­щими выявить «отклонения от нормы».

В целом же при решении экологических проблем должны пре­дусматриваться следующие виды деятельности:

Местный (локальный) и глобальный экологический монито­ринг, т. е. измерение и контроль состояния важнейших характе­ристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в ат­мосфере, воде, почве;

Восстановление и охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней;

Дальнейшее расширение и увеличение заповедных зон, эта­лонных экосистем, уникальных природных комплексов;

Охрана и разведение редких видов растений и животных;

Международное сотрудничество в деле охраны среды;

Широкое просвещение и экологическое образование населения.

Решение экологических проблем зависит не только от уче­ных, но и политиков, производителей, от разумного поведения всего общества. Роль экологии - помочь осознать, чем грозит незнание или пренебрежение этими проблемами; изучая природ­ные сообщества, найти пути их сохранения для настоящего и бу­дущего нашей планеты.

Пути решения экологических проблем и направления рационализации природопользования

Необходимость безотлагательного практического решения проблемы охраны окружающей среды привела к разработке в большинстве стран государственных мер законодательного, организационного и административного характера, направленных на сохранение и восстановление качества природной окружающей среды. Более того, именно этот аспект все более становится главным направлением государственной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой, сопровождается активным использованием экономических рычагов и стимулов, в совокупности обеспечивающих достижение цели. Вместе с тем, в ряде регионов мира и стран, к числу которых относится и Россия, результативность природоохранной деятельности не адекватна значимости проблемы и остроте кризисной обстановки. Существенными причинами этого является недостаточная изученность состояния окружающей среды и ее изменения, взаимосвязей комплекса природных процессов с разнообразными антропогенными факторами, недостаточность финансирования.

Выход из экологического кризиса будет содействовать решению экологических проблем, в свою очередь, решение экологических проблем - необходимая предпосылка поступательного экономического развития.

Решение экологических проблем одновременно осуществляется на двух уровнях: национальном и международном.

Национальный уровень. Несмотря на множество законодательных актов состояние окружающей среды в России и рациональность использования природных ресурсов вызывает тревогу.

Уровень загрязнения окружающей среды зависит прежде всего от совершенства технологических процессов, их экологической ориентированности, от наличия и технико-экономических характеристик оборудования, степени его износа. Между тем, переоценка основных фондов показала, что средний износ оборудования в промышленности составляет почти 59%. Отсутствие средств на обновление, на развитие безотходных технологий, выдвигает экологические проблемы России в число наиболее острых. Разрушение хозяйственных связей между предприятиями привело к тому, что те незначительные объемы средозащитной техники, которые имели место, утрачиваются. Вместе с сокращением объемов производства в России сокращается и выпуск средозащитной техники, технологии, измерительных приборов и аппаратуры. Негативное воздействие оказывает и сокращение агротехнических и средозащитных мероприятий в сельском хозяйстве, имевших определенный природоохранный эффект.

Механизм воздействия на природопользователей экономическими рычагами не дает ожидаемого результата.

Предотвращение негативного антропогенного влияния и ликвидация негативных последствий этого влияния требуют создания природоохранной индустрии, специального оборудования природоохранного назначения.

Необходимо развивать производство экологически эффективного оборудования и технологий, а также создание контрольно-измерительной аппаратуры для оснащения экологических лабораторий при местных органах охраны природы. Отсутствие измерительной аппаратуры затрудняет характеристику последствий антропогенного влияния на окружающую среду и обратного воздействия загрязнений на жизнь и деятельность человека.

Экологическая обстановка явилась одним из важных факторов того, что за последнее десятилетие число детей с хроническими заболеваниями в стране возросло в 3 раза, а средняя продолжительность жизни для всего населения на 8-10 лет ниже этих данных по 44 развитым странам мира.

Сокращение производства промежуточного продукта, материалоемкости производства, переход на ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, развитие малоотходных производств - проверенные пути решения проблем.

В организационном плане необходима замена ныне принятой практики экономических санкций за загрязнение окружающей среды планомерно осуществляемой системой экономического регулирования природопользования.

Учитывая, что большинство экологических проблем носит планетарный, международный характер большая роль отводится международному уровню решения проблем.

Международный уровень . Основной принцип - обеспечение равной экологической безопасности всех стран и территорий, отказ развитых стран от экологической агрессии экономического характера и экологического колониализма: прекращение размещения экологически опасных отходов на территории других стран и немедленное пресечение хищнического уничтожения и нерационального неэффективного расходования природных ресурсов.

Необходимо дальнейшее развитие международного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе в разработке экологически безопасной техники, технологии, в экологическом мониторинге и в предотвращении возникающих опасных экологических ситуаций в любой из стран мирового сообщества. Объединение усилий человечества необходимо для кардинального решения глобальных экологических проблем и сохранения жизни на планете.

Основными направлениями решения экологических проблем являются:

1. Разработка и внедрение безотходных технологий, позволяющих решить комплекс экологических, экономических и социальных проблем.

Безотходные технологии позволяют достичь ряд экологических

эффектов:

Предотвратить загрязнение ОС отходами производства;

Предотвратить или сократить истребление природных ресурсов путем наиболее эффективного использования взятых у природы ресурсов;

Обеспечить экономический эффект и повышение эффективности общественного производства, т.е. достижение максимальных результатов при минимизации затрат.

Социальный эффект заключается в обеспечении экологической обстановки, необходимой для жизнедеятельности, улучшения здоровья населения, роста продолжительности жизни.

2. Замена традиционных источников энергии нетрадиционными: энергией солнца, приливов и отливов и другими неисчерпаемыми природными ресурсами.

3. Замена природных ресурсов, используемых в производстве в качестве предметов труда, искусственными заменителями, что позволит сохранить природные ресурсы.

4. Рационализация природопользования на основе сокращения потерь

природных ресурсов, их деградации, снижения материалоемкости производства, сокращения потребления невозобновляемых ресурсов, сокращения производственных и бытовых отходов и др.

К началу последнего десятилетия 20 века в атмосферу за год выбрасывалось около 22 млрд. т. углекислого газа. Из них 45% давало сжигание угля, 40% - нефти, 15% - газа. При производстве одинакового количества энергии нефть дает на 15%, а газ - на 43% меньше углекислого газа, чем уголь.

Поэтому только замена одних видов топлива на другие может заметно уменьшить выброс углекислого газа в атмосферу. Тем более, что запасы ископаемого топлива, особенно нефти, ограничены и его следует сохранить для будущих поколений.

Из этих 22 млрд. т. наибольшая доля приходилась на США - 23%, на СССР - 19%, Западную Европу - 13%, Китай - 8,7%, восточноевропейские страны - 7%, на все остальные - около 28%.

Эффективность потребления энергии меняется в расчете на единицу валового национального продукта (ВНП). Наилучший показатель у Франции. По отношению к нему - в Японии он составит 1,13, Великобритании - 2,0, США - 2,24, Польше - 3,13, Китае - 4,75, в нашей стране - 3,76, т.е. на единицу ВНП мы тратим почти в 4 раза больше энергии, чем Франция.

Опыт разных стран говорит о том, что в мире есть большие резервы для экономии энергии.

Решению экологических проблем также содействует социально-экономические, культурные и политические факторы:

Экологическое образование и воспитание;

Природоохранное законодательство на национальном и международном уровнях и его соблюдение;

Государственное инвестирование развития природоохранной индустрии, а также инвестиции экологического назначения из других источников финансирования;

Система экономических рычагов;

Административный контроль со стороны государства за рациональностью природопользования и воздействия на окружающую среду;

Установление научно-обоснованных нормативов по предельно-допустимым концентрациям различных загрязняющих веществ в окружающей среде.

С одной стороны, перспективы экономического развития нельзя рассматривать без учета воздействия, которое оно оказывает на состояние окружающей природной среды. С другой стороны, состояние окружающей среды все в большей степени должно учитываться при принятии экономических решений. Дальнейшее неконтролируемое возрастание антропогенной нагрузки на природные системы может привести к глобальному нарушению их равновесия, что повлечет за собой разрушение естественного базиса жизнедеятельности человечества.