Виде короны использовался только в российской геральдике. Короны в российской геральдике

Большая Императорская корона была изготовлена в 1762 году Георгом-Фридрихом Экартом для коронации Екатерины II. Корону мастер изготовил всего за 2 месяца. Венчала средний герб Российской Империи 1882 года. На данную корону потратили 2749 небольших бриллиантов и 58 очень больших бриллиантов. В настоящее время венчает гербы Тульской области , Архангельской области , Пензенской области , Свердловской области , Томской области , Тюменской области .
Родовая Императорская корона Романовых (корона великого герцогства Люксембургского). Является вымышленной короной.
Астраханская шапка. Была изготовлена в 1627 году для основоположника династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Астраханская корона была изготовлена для замены венца Мономаха. Корона состоит из трёх треугольных вогнутых золотых пластин, которые украшает финифть и драгоценные камни. Шапку украшает венец из шести сквозных крестообразных запон. На шапке помещена корона из трёх дуг. Над короной расположена ещё одна корона меньшего размера. Увенчана композиция изумрудом. В настоящее время располагается на гербе Астраханской области .

Казанская шапка. Была изготовлена в 1553 году для Иоанна Грозного.

Грузинская корона Грузии Георгия XII. Она была изготовлена в Российской Империи при императоре Павле I ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом. В 1801 году корона последнего грузинского царя была направлена в город Санкт-Петербург. В настоящее время хранится в частной коллекции.

Корона Анны Иоанновны была изготовлена в 1730 году. Возможно корону изготовил Готлиб Вильгельм Данкель.

Корона была изготовлена из золота, серебра и камней драгоценных.

Красный турмалин был куплен у китайского императора по велению царя Алексея Михайловича.

Шапка Мономаха (шапка золотая) является символом самодержавия в Российской Империи. Ориентировочно была создана в конце XIII века. В настоящее время хранится в архиве Оружейной палаты. В 1882 году венчала герб соединённых великих княжеств: Новгородского, Киевского, Владимирского.

Шапка Мономаха была доставлена в Русь в 988 году императорами Византии Василием II и Константином IX в дар Владимиру Святому по случаю бракосочетания с Анной. Нижняя часть короны отделана соболем. В шапке присутствует жемчуг, рубины, яхонт.

Шапка Иоанна Алексеевича венчала герб царства Сибирского в большом гербе Российской Империи 1882 года. Имеет второе название - "Шапка алтабасная".

Финляндская корона была придумана для герба княжества Финляндского в 1857 году. Существует два варианта финляндской короны.

Цвета башенных корон городов

  • Золотая башенная корона располагается на гербах губернских городов
  • Серебряная башенная корона изображается на гербах уездных городов
  • Червлёная башенная корона помещается на гербах заштатных городов.
  • В гербах посадов размещается червлёная башенная корона с двумя зубцами.

Система применения муниципальных корон при построении новых гербов

Система была принята Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации в 2005 году

Источники

  • "Древности Россиiскаго государства " Москва, 1851;
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
  • "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 год " П.П. фон-Винклер;
  • "Русская символика" Ульянов А.В. 2009 ISBN 978-5-17-060640-5

Корона в гербе - наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства , указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом , внутри щита (например, «старинная корона красного цвета» в дворянском гербе Г. Я. Травина) или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке . Шлемы с коронами носили во время турниров , особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника , поддерживает сам нашлемник вместо бурелета , или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах - между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II , содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных типов в соответствии с дворянскими титулами - см. Титул (звание)

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая , 4 и 16 июля того же года.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев , Владимир , Новгород , Тверь , Ярославль , Рязань , Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани - соответствующие «именные» шапки (короны).

Золотая башенная о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.

Золотая башенная о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

Серебряная башенная о трёх зубцах, мурованная чёрным - для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.

Червлёная башенная о трёх зубцах, мурованная золотом - для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом - для населённых пунктов, имевших статус крепости.

Червлёная башенная о двух зубцах, мурованная золотом - для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

Польская корона (Императрицы Анны Иоанновны) - для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона - для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского.

Типы геральдических корон по странам

Австрия (Священная Римская империя)

    Heraldic Imperial Crown (Gules Mitre).svg

    Императорская корона

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (1486-c.1700).svg

    Корона Римского короля (старая)

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (18th Century).svg

    Корона Римского короля (новая)

    Корона курфюрста

    Archducal Coronet.svg

    Корона эрцгерцога (старая)

    T08 Grossherzog.svg

    Корона эрцгерцога (новая)

    Princely Hat.svg

    Шапка князей

    Princely crown.svg

    Корона князей

    Ducal Hat of Styria.svg

    Шапка герцога Штирии

    Crown of a Duke of France (variant).svg

    Корона герцога

    Crown of a Marquis of France (variant).svg

    Корона маркиза

    Old Crown of a Count (France & Belgium).svg

    Корона графа

    Crown of a Viscount of France (variant).svg

    Корона виконта

    Crown of a Baron of France.svg

    Корона барона

    Rangkronen-Fig. 38.svg

    Корона дворянина

Бельгия

    Heraldic Royal Crown (Common).svg

    Королевская корона

Ватикан

    Папская тиара

    Template-Cardinal.svg

    Кардинальская шляпа

    Шляпа патриарха

    Template-Patriarch (Latin Rite) - Primate.svg

    Шляпа примаса

    Template-Metropolitan Archbishop.svg

    Шляпа митрополита

    Template-Archbishop.svg

    Шляпа архиепископа

Великобритания

    Coronet of a Child of the Sovereign.svg

    Корона детей монарха, брата или сестры монарха

    Coronet of a Child of the Heir Apparent.svg

    Корона детей наследника трона

    Coronet of a Grandchild of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по мужской линии

    Coronet of a Child of a Daughter of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по женской линии

    Coronet of a British Duke.svg

    Coronet of a British Marquess.svg

    Coronet of a British Earl.svg

    Coronet of a British Viscount.svg

    Coronet of a British Baron.svg

    Coronet of a British Herald.svg

    Король герольдов

    Torse of a British Gentleman.svg

    Дворянин

Россия

    Древняя царская корона

    Finnish grand ducal crown.svg

    Корона Княжества Финляндского

Титул, изображение Описание
Князь
Княжеская шапка тёмно-малинового бархата с горностаевой опушкой, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом
Граф
Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами
Барон
Баронская корона - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью
Баронская корона прибалтийских и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами
Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними

См. также

Источники

  • Кёне Б.В. . Проверено 31 января 2013. .
  • Винклер, П. П. «Гербы городов Российской империи», СПб, 1900 г.

Напишите отзыв о статье "Геральдическая корона"

Отрывок, характеризующий Геральдическая корона

– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

Образ орла весьма распространен в геральдике. Эта гордая птица, символизирующая власть и государственную прозорливость, есть в государственных гербах Армении, Латвии, Грузии, Ирака, Чили, США. Присутствует изображение орла и в российском гербе.

Особенность состоит в том, что орел, изображенный на нем, имеет две головы, обращенные в разные стороны. Такой образ нельзя считать исключительно российским – он был известен шумерской цивилизации, хеттам. Существовал он и в Византии.

Византийская теория

Наиболее известная теория связывает происхождение российского в виде двуглавого орла с Византией. Считается, что этот герб «принесла» в Россию София Палеолог – племянница и единственная наследница последнего византийского императора. Женившись на Софии, великий князь московский Иван III имел все основания считать себя наследником императоров Византии, погибшей под ударами , и вместе с титулом государя унаследовал и герб в виде двуглавого орла.

Этой гипотезе противоречат многие факты. Свадьба Ивана III и Софии Палеолог состоялась в 1472 году, а двуглавый орел был принят в качестве государственной эмблемы (печати) в 1497 году. Сложно найти причинно-следственную связь между событиями, разделенными 25 годами.

Нет оснований считать, что двуглавый орел был гербом Палеологов и тем более – Византии в целом. Этого символа не было ни на византийских монетах, ни на государственных печатях. И все же, этот символ использовался как элемент декора. Одежду с таким символом носили представители высшей знати.

В качестве герба двуглавый орел использовался не в самой Византии, а в соседствующих с ней странах – Болгарии, Сербии, Румынии, которые стремились противопоставить себя ей.

Другие теории

Некоторые исследователи связывают происхождение двуглавого орла на российском гербе с Золотой Ордой. Такой символ присутствует на монетах хана Джанибека, правившего в 14 веке. Но эта теория представляется спорной: заимствование вражеское эмблемы маловероятно.

Более обоснованной представляется гипотеза о заимствовании двуглавого орла из Западной Европы. В средневековой Европе двуглавый орел присутствовал на монетах Фридриха Барбароссы, Бертрана III, короля Чехии Вацлава IV, а с 1434 года он являлся государственной эмблемой Священной Римской империи.

Иван III взял курс на укрепление международного престижа молодого Московского государства. На это были направлены такие меры как выпуск золотых монет, внесение европейских элементов в придворный церемониал. Не исключено, что принятие двуглавого орла в качестве герба тоже было связано со стремлением стать вровень с европейскими монархами, прежде всего – с императором Священной Римской империи.

В Европе же двуглавый орел появился в конце 12 века – в эпоху крестовых походов. Вероятно, именно во время крестовых походов этот символ был позаимствован европейцами на Востоке. В восточной культуре этот образ возник еще – первоначально как элемент орнамента, впоследствии превратившись в символ царской власти. Две головы орла возникли как следование принципу симметрии, который в восточной культуре связывался с идеей совершенства, что и было соотнесено с пониманием правителя как «образца совершенства».

В качестве российского герба образ двуглавого орла наполнился новым содержанием. В нем видели символ объединения Москвы и Новгорода, а в настоящее время чаще всего его трактуют как символ единства Запада и Востока, Европы и Азии в Российском государстве.

Источники:

  • История о гербе России

Символом любого государства, города испокон веков являлся герб. Герб – это лицо публично-правового образования, именно герб несет в себе тайны и ценности государства. Что же изображено на гербе Российской Федерации?

На Российском гербе изображено следующее: геральдический щит красного цвета, углы которого закруглены снизу, а наверху оставлены как вершины четырехугольника. На щите по центру расположен гордый золотой орел с двумя головами, смотрящими в две стороны, который распустил свои крылья. В его правой лапе – скипетр, а в левой лапе – держава. Над каждой головой орла расположено по короне, которые затем как бы объединяются одной большой короной. Помимо этого, на Российском гербе изображено, как всадник на коне и с копьем поражает дракона. Эта композиция изображена в серебряном цвете. Плащ у всадника синего цвета.


Изображение Российского герба можно интерпретировать с разных точек зрения, в соответствии с правилами геральдики. Направление голов орла говорит о том, что государство стоит на страже своих , не даст в обиду своих граждан. Расправленные крылья характеризуют Российское государство как сильную державу, готовую в нужный момент защищать как свои интересы, так и интересы ущемленных групп. Об этом свидетельствует и поражение дракона, который пал под сильными копытами надежного коня, а с помощью копья всадник укрепил свою победу. Символом суверенитета государства являются объединенные короны. Несмотря на то, что Россия признается как светское государство, отголоски христианства также присутствуют: сам символ двуглавого орла заимствовали у Византии.


Примечательно, что изображение на Российском гербе официально закреплено законодателем в Федеральном конституционном законе, посвященном гербу Российской Федерации. Такая форма закона говорит о том, что для государства важно уважительное отношение граждан к символу России, ведь не так много ФКЗ есть в Российской Федерации на данный момент. Интересно, что законодательное описание герба было существенно дополнено в 2000 году, в связи с принятием ФКЗ. Ранее существовавшим «Положением» не было дано такое подробное описание формы щита. Орел указывался лишь как «золотой» и «двуглавый», короны указывались как короны Петра Первого, не была указана цветовая палитра щита на орле, и положение дракона не было дано. Наверно, это было сделано для того, чтобы каждый гражданин мог подробно знать и даже рассказать, что изображено на Российском гербе.


Для официальных документов невозможно использовать точную копию герба, поэтому штамп обычно представляет собой изображение орла, без большого щита в красном, синем, ярко-зеленом цвете. Другие цвета не являются приемлемыми. Цветовая гамма при изображении герба также должна выдерживаться: нельзя заменять цвета щитов, орла, всадника или дракона. И направление движения коня должно быть направо, а не налево.


На Российском гербе изображено отношение государства к своим гражданам и уважение жителей к государству. Герб несет в себе силу русского народа, его мощь и благородство.


Видео по теме

Здравствуйте уважаемые!
Пожалуй, продолжим наше увлекательное (искренне хочется в это верить) путешествие в чарующий мир геральдики. Начали мы его, напомню, вот в этом посте: , а продолжили вот тут вот: .
Итак, что у нас там по ходу следующее? Я считаю, пришло время поговорить о короне, сим важнейшем, но вовсе не обязательным элементе любого герба. Обычно оная располагается над гербовым щитом или же (в случаях с дворянской или монархической геральдикой) на шлем или, что гораздо реже, внутри щита. Корона - это отличный показатель статуса его владельца и для многих исследователей большая подсказка для определения страны происхождения и времени создания герба, так как форма короны очень сильно отличается по конкретным территориям. Причем, самое интересное, что геральдическая корона, как ее величают по науке, может оказаться и не короной вовсе. Но обо всем по порядку.

Персидская геральдическая корона правления Шаха Пехлеви.


Для начала я отмечу, что формально можно все короны разделить на 2 части. Первые - связанные со статусом рода или определенного человека, то есть короны достоинства, а вторые с городами, провинциями, областями и отдельными территориями, сиречь можно сказать муниципальные. С этих вот последних мы с Вами и начнем.
Знаете ли Вы, мои уважаемые читатели, что Геральдическим Советом при Президенте РФ в 2005 году был определен порядок использования корон в гербах городов и поселений? Думаю, нет. Посему небезынтересно будет исследовать следующую таблицу:

Вот такая вот табличка

За основу этой системы была принята старинный порядок Российской империи, принятый еще в 1858 году и прекратившая свое существование с крахом империи. Согласно этого порядка было определено, что:
Императорская корона в гербе устанавливается для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Более древняя царская корона (образца 1857 года) — для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Еще более старая царская, увенчанная двуглавым орлом — для городов, имевших статус градоначальства и крепости.
Шапка Мономаха — для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны), соответственно «Казанская шапка» и «Астраханская шапка»ю

Старый герб города Ярославль (шапка Мономаха оный венчает)

Польская корона — для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона — для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского, Грузинская корона - для Тифлиса (Тбилиси) и части городов Грузии
Золотая башенная корона о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.
Золотая башенная корона о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

старая царская корона, увенчанная орлом на гербе Севастополя 19 столетия.

Серебряная башенная корона о трёх зубцах, мурованная чёрным — для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о трёх зубцах, мурованная золотом — для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом — для населённых пунктов, имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о двух зубцах, мурованная золотом — для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

герб города Старый Оскол (конец XIX столетия)

Естественно Вы должны понимать, что далеко не все города имели подобные короны в своих гербах.
Не отставали от России и другие государства Европы (что естественно). Например, в Италии существует различные короны для города и муниципалитета, а иногда и регионов с провинциями (правда не без казусов, когда например у той же Апулии корона статуса ниже, чем тому положено быть).

герб Региона Апулия

Городская корона в Италии выполнена в виде золотой зубчатой стены с пятью башнями — форма, принятая для городских гербов во многих европейских странах, восходящая к римской corona muralis.
Муниципалитет имеет такую же корону, но только серебряную.
Короны достоинства же более разнообразны по своим формам и значениям и сильно различаются в зависимости от той или иной страны.

герб Милана

Для примера ниже я приведу максимально таблицу геральдических корон монархов и высшего дворянства во Франции, Италии, Германии и Великобритании. Максимально упрощенная она хотя бы потому, что в Соединённом Королевстве в ходу не менее 16 корон.
И это мы не упоминаем корон виконтов, баронов и просто рыцарей. Так что тут все очень и очень индивидуально.


Примерные различия некоторых корон достоинств по странам. Сверху вниз: Франция, Германия, Италия, Англия
1 - король, 2 - князь (фюрст), 3 - герцог, 4 - маркиз, 5 - граф, 6 - граф (новый вариант)

При начале нашего повествования я упомянул, что корона как геральдический знак может быть и вовсе не короной по своей сути. Как это может быть, спросите Вы? Очень просто. Иногда вместо короны использовались предметы (рука не поднимается назвать их шапками), которые, тем не менее, на эту саму корону вовсе не похожи. Например после того как Наполеон I Бонапарт провозгласил Первую Империю, он существенно и серьезно переработал геральдические правила Франции. Так вот, новооперившиеся герцоги и даже принцы вместо полагавшийся короны получили на своей герб нечто похожее на кивер с плюмажем.

Герб маршала Этьена-Жака - Жозефа-Александра Макдональда, герцога Таренто, пэра Франции. "Новая наполеоновская геральдика" во всей красе

Особая же тема разговора - это церковная геральдика. Сам Папа Римский использует у себя в гербе вместо короны один из атрибутов своей власти - тиару (о гербах Пап мы поговорим с Вами в отдельном посте, который я обязательно опубликую, когда мы с Вами закончим с теоретической частью и перейдем непосредственно к примерам). Все же иные высшие прелаты церкви (католической, протестантской, да даже некоторые и православной) в своих гербах вместо короны используют так называемую галеро - то есть специальную шляпу с широкими краями, являющеюся одним из знаков высшего духовенства и произошедшую от шляпы паломника.

Личный герб Мариана Яворского, первого на моей памяти кардинала с Украины

Ранг того или иного церковного сановника в том числе (кроме других церковных геральдических знаков) определяется по цвету галеро и по количеству кистей с обоих сторон герба. Так, например кардиналы с саном архиепископа имеют красную шапку и по 15 кистей, примасы, епископы архиепископы (без ранга кардинала) имеют зеленую галеро и от 6 до 12 кистей, священники и аббаты черные галеро. Ну и наконец, Апостольский протонотарий и папские прелаты имеют галеро цвета фуксии
В современных гербах Русской православной церкви нередко используются иные головные уборы - комилавки и клобуки.

Герб ректора Церковно-приходской школы воронежской Казанской церкви иерамонаха Пафнутия.

На этом, пожалуй, закончим с коронами и перейдем к следующим элементам герба - намету и бурелету. Оба эти элементы обязаны своим происхождением Крестовым походам. Повышенная температура и отсутствие воды заставляла, как то приспосабливается к местным условиям холоднолюбивым европейским воинам, поэтому они старались, как то избежать потери влаги. Подсмотрев у своих противников, европейцы начали надевать на шлем сверху кусок материи по типу куфии и закреплять его шнуром-икаль, как это делают бедуины. Материя, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья и получила название намет. А бурелетом (или бурлетом) начали называть арабский шнур-икаль. Первоначально бурелет был знаком, указывающим на то, что его владелец побывал в Крестовом походе, хотя потом такое значение было упразднено.
Наметы можно разделить на 2 части - растительные и естественные. Первые формируются из растительных орнаментов, вторые из узорной ткани.

Герб сэра М. Джармеи. Намет присутствует

По общему правилу принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Однако, принцип «основная финифть, подбитая основным металлом» имеет и исключения. Намет может быть трехцветным (самый оптимальный из возможных вариантов- с одной стороны от шлема одной финифти, с другой стороны - другой финифти, и с обеих сторон подложен одним металлом) и даже четырехцветным. Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Кроме того, иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами и т.д.


Герб островов Теркс и Кайкос. На шлеме Вы можете лицезреть бурелет

Про бурелет же надо сказать, что обычно состоит из шести витков. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй — цвета финифти и далее в такой же последовательности.

Продолжение следует…..

Немецкое слово «Ранг»=Rang происходит от французского слова rang- ряд, и применяется в русском языке для обозначения степени, чина, категории, специального звания или достоинства . В немецком же языке значение слова Rangнесколько точнее, им называют: 1) чин (воен.), 2) степень, разряд и 3) ярус (в театре) . То есть наиболее совпадающие с признаками русского слова «ступень» (от ст.русск. «степень»), в значении - разная высота.

Ступени (степени) общественного положения в различных странах, хоть и подобны, но не одинаковы - в любом слое. Слой дворянства - не исключение, короны (многие из которых действительно существовали) этих ступеней показывают достаточно ясно их прямую связь с землей (земельными наделами), то есть указывают величину - землевладельца.

Самый крупный (большой) землевладелец - монарх, владеет всей землей (страной), поэтому прямая связь слов: монарх = страна и корона = страна, в разных сочетаниях дают одинаковую картину. Например: Монархия Франции и под Французской Короной, Английский Монарх и владения Английской Короны, дворянин Польской Короны и т.д.

Изначально название размера земли - империя, царство, герцогство, княжество, баронство и двор (дом), сообщали такое же наименование и её владетелю, и виду его головного украшения (у многих владельцев - только на документах) - шапке или короне.

1. Современная королевская корона (Königskrone).

2. Старая форма шапки курфюрста (Kurhut).

3. Шапка курфюрста.

4. Шапка эрцгерцога.

5. Немецкая великогерцогская корона.

6. Немецкая герцогская шапка.

7. Старая английская герцогская шапка.

8. Английская герцогская корона.

9. Немецкая герцогская корона.

10. Герцогская корона в Бельгии и Нидерландах.

11. Герцогская корона во Франции, Италии, Испании и Португалии

12. Немецкая корона ландграфа.

13. Корона наследного принца из Дома светлейших Герцогов.

14. Княжеская шапка.

15. Немецкая и датская княжеская корона.

16. Итальянская и испанская княжеская корона.

17. Княжеская корона в Бельгии и Нидерландах.

18. Княжеская корона для звания «светлость».

19. Корона маркизов (и маркграфов)

в Дании, Италии, Испании и Франции.

20. Корона маркизов в Бельгии и Нидерландах.

21. Корона английских маркизов.

22. Немецкая корона «сиятельств» (Erlauhtkrone).

23. Графская корона в Германии, Австрии, Франции, Испании, Бельгии, России и Италии.

24. Бельгийская графская корона до конца 19 века.

25. Корона английских эрлов.

26. Корона французских видамов.

27. Корона французских и испанских викомтов (и вицеграфов).

28. Корона викомтов (Vicomtekron) (и бургграфов) Нидерландов.

29. Корона итальянских висконтов (Viscontekrone).

30. Корона бельгийских викомтов.

31. Корона английских висконтов (Viscountkrone).

32. Старая баронская корона (Freiherrenkrone).

33. Немецкая, австрийская, российская, бельгийская и голландская баронская корона.

34. Бельгийская баронская корона.

35. Шведская, норвежская, финская и российской остзейской провинции баронская корона.

36. Испанская и португальская баронская корона (Baronskrone).

37. Французская и итальянская баронская корона.

38. Английская баронская корона.

39. Итальянская корона потомственных дворян (Erbritterkrone).

40. Бельгийская корона дворян (Chevalierkrone).

41. Корона испанских и португальских дворян (Caballerokrone).

42. Немецкая и австрийская корона (Adelskrone) для рыцарей и нетитулованных дворян.

43. Итальянская корона для рядовых дворян (KronederEdelleute).

Некоторые из иностранных названий землевладельцев мало знакомы на русской земле. К таким наименованиям можно отнести: «фрейгерров» (№32) - немецких потомственных баронов; «маркизов» (№19), «виконтов» (№27) и «видамов» (№26) - вассалов французских духовных феодалов ; и английских «эрлов» (№25) - родовой знати, с 11 века соответствующей понятию «графы» .

Разумеется, что наряду с действительно существовавшими (даже в единственном числе) коронами, были короны и никогда не существовавшие - условные, или как их нередко называют: символические. Подавляющее их количество встречается в «геральдике» - западной монархической системе обозначения «коронных» и «подкоронных» лиц (фамилий) и территорий. «Русская» геральдика, младшая среди европейских, даёт много таких примеров.


Князь. Граф. Барон. Дворянин.

Наиболее наглядный пример, это все личные уровневые (ранговые) короны. К тому времени, когда они были введены в обязательное (геральдическое) обозначение, их практическое употребление (ношение) было совершенно неуместно, по многим причинам. Такими условными (геральдическими, титульными) они остались и до настоящего времени.

Среди набора российских территориальных (земельных) корон, совершенно условной была «Корона Великого Княжества Финляндского», которая «в силу Высочайшего повеления от 1857 года, должна изображаться в гербах губерний Финляндии и г. Гельсингфорса». «В государственном гербе, корона Великого княжества Финляндского, изображается золотой, состоящей из венца украшенного камнями, к которому прикреплены сходящиеся под яблоком две дуги, украшенные жемчугом и двуглавый государственный орел. Яблоко увенчано алмазным крестом» .

Для обозначения ранга земель и городов Российской империи был применен упрощенный (условный), но понятный вид, близкий к форме настоящих корон, например:

Но это в официальной (подконтрольной Герольдии) деятельности. Что же касается «…памятников неофициальных, короны имели форму самую разнообразную» .


Кроме вышеприведенных, личных и земельных (страны, царств, княжеств), в российской геральдической системе существовали и ранговые короны для гербов городов и посадов :


1. Императорская корона - для губерний и столиц;


2. Древняя царская корона (не существующая) - для уездов, областей и градоначальств;

3. Градоначальство и крепость


4. Царская шапка в виде венца Мономахова - для древних русских городов, центров бывших Великих княжеств;


5. Золотая башенная корона с 5 зубцами - для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей;

6. Золотая башенная корона с 5 зубцами, увенчанная императорским орлом - для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей и являющихся крепостями.


7. Золотая башенная корона с 3 зубцами -

для других губернских городов.

8. Золотая башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для губернских городов являющихся крепостями.


9.Серебряная башенная корона с 3 зубцами -

для уездных городов.

10. Серебряная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для уездных городов являющимися крепостями.


11. Красная башенная корона с 3 зубцами - для заштатных городов.

12. Красная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для крепостей, которые не губернские и не уездные города.