Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти род человеческий от греха и вечной смерти.
Он явил себя миру на реке Иордан во время Своего Крещения от Иоанна Предтечи. С той поры за Иисусом постоянно ходил народ, жаждущий видеть Его чудеса и слышать Его Божественное слово.
Господь искал уединения для молитвы. Однажды Господь провёл ночь на одной из гор, окружавших Галилейское озеро. Там, в таинственном молитвенном общении с Богом Отцом, Иисус Христос приготовился к великому событию наступающего дня. Когда рассеялась ночная мгла, Спаситель призвал Своих учеников. Из их числа Он избрал двенадцать апостолов, то есть посланников. Христос избрал именно двенадцать апостолов, чтобы народ Нового Завета, Новый Израиль, подобно народу Ветхого Завета, также имел двенадцать духовных родоначальников, двенадцать патриархов.
Все ученики были израильтянами. Спаситель избрал не богатых, просвещённых или сильных мира сего, а самых простых людей. Большинство из апостолов были рыбаками из близлежащих к Галилейскому озеру городов и селений - Капернаума и Вифсаиды. "И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Петр. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"; Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его".
Первым апостолом из числа двенадцати был Симон, называемый Петром. До призвания на апостольское служение он был простым рыбаком. Пётр был единственным из учеников, который, узнав шедшего по морю Господа Иисуса Христа, устремился Ему навстречу. Усомнившись в своём чудесном хождении по воде, он стал тонуть и был спасён Христом. Апостол Пётр - человек пылкого сердца и порывистого духа. Он первым исповедал Своего Учителя истинным Сыном Бога Живого. Его брат Андрей удостоился первым войти в число учеников Христа, по древнему преданию, проходя с проповедью Фракию, Скифию и Сарматию, апостол Андрей Первозванный дошёл до Днепровских гор. Там апостол установил крест. Впоследствии здесь возник город Киев.
Любимым учеником и апостолом Христа был Иоанн Богослов. Его называют апостолом любви, так как все его апостольские труды пронизаны любовью и сводятся к одной мысли: Бог есть Любовь. Ни одно слово Спасителя не ускользнуло от внимательного сердца Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого и спасительного следа в его душе. Вся его жизнь была служением любви Богу и ближнему.
Апостол Нафанаил (Варфоломей) был родом из Каны Галилейской. Поначалу он принял весть о явлении Мессии с недоверием и даже выразил презрительное отношение к Назарету, откуда пришёл Спаситель. Нафанаил говорил: "Из Назарета может ли быть что доброе?" Но потом он глубоко уверовал во Христа и получил от Спасителя похвалу: "Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства". По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие в Индии, Аравии, Эфиопии.
По свидетельству Священного Писания, один из двенадцати апостолов, по имени Фома, не поверил в Воскресение Христа. Он уверовал лишь, когда вложил свои персты в раны Спасителя. Раскаявшись в своём неверии, апостол Фома обошёл с проповедью почти всю землю и принял мученический венец.
При избрании апостолов Господь не придавал значения их общественному положению. Божественного призвания удостоился как презираемый всеми мытарь Матфей, унизивший своё левитское достоинство служением, так и Симон Зилот - человек, принадлежавший к числу непримиримых врагов римского владычества. Последним в число апостолов вошёл Иуда Искариот. При первых встречах Иуда обнаружил искренность и нелицемерную преданность Спасителю. Но истинной причиной его пребывания среди апостолов были деньги и мирские блага. Христос провидел грядущее предательство Иуды, однако избрал его в число двенадцати.
Господь дал ему возможность исправиться, победить в себе сребролюбие и корысть. Но Иуда не воспользовался Божественным даром высшего милосердия.
Таково было собрание ближайших последователей и учеников Спасителя. Они сподобились великой чести - стать преемниками своего Божественного Учителя и благовествовать Его учение по всей земле. Свидетельство апостолов о земной жизни и проповеди Господа нашего Иисуса Христа сохранилось для мира в виде основополагающего текста Нового Завета. Так труды апостолов стали фундаментом, на котором воздвигнуто всё учение Святой Церкви.
Мф. 10, 1-4; Мк. 3, 13-19; Лк. 6, 12-16
События в Иерусалиме на празднике Пасхи показали, что в Иудее не было еще благоприятных условий для евангельской проповеди. Поэтому Христос удаляется в Галилею к берегам любимого Им Геннисаретского озера, и там, вдали от слепых приверженцев буквы ветхозаветного Закона, приступает к подробному изложению новозаветного учения о Царстве Небесном.
Но вино новое не вливают в мехи ветхие и к ветхой одежде не пришивают новой заплаты. Подобно этому, и новозаветное учение надо было преподать людям, далеким от тупого начетничества и узкого формализма. Поэтому перед Спасителем теперь стояла задача из числа многих Своих последователей избрать таких людей, которые смогли бы воспринять Его учение и сделаться солью земли и светом миру и положить начало новозаветному человечеству.
Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капернауму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в молитве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делателей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос просил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спасительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов.
С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот... » (Мф. 10, 2-4).
Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел двенадцать духовных родоначальников, или патриархов.
Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Христос, но самых простых людей, все достоинство которых заключалось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияниями душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знаниями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты предубеждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учености и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины нового Откровения.
Правда, и двенадцать избранных не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его самую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Честные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли воспринять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книжникам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой прислушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью – основание Церкви – и ставил ее выше всякого родства.
Мф. 5, 1-7, 29; Лк. 6, 20-49
Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповедни-ческой деятельности Господа нашего Иисуса Христа. До этого Он еще не делал такого подробного изложения новозаветного учения, которое должно было прийти на смену ветхозаветному. Теперь же, с избранием преданных учеников и последователей, готовых стать провозвестниками Царства Небесного среди народов, Господь начал открывать им и собравшемуся на горе народу тайны и духовные сокровища Царства Божия, которое Он пришел основать на земле.
Евреи, гордые сознанием своего превосходства над всеми народами земли, считавшие себя народом избранным и особенно любимым Богом, думали, что они призваны господствовать над всем миром. Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать духовный смысл пророчеств о Мессии и Его Царстве.
Они ждали Его как могучего царя, который не только освободит их от земных угнетателей, но и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет в Иоппии на берегу моря и повелит морской стихии выбросить жемчуг и все морские сокровища к Его ногам. Затем Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о Мессии и Его Царстве – и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но почти все евреи. Даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он наконец объявит Себя Царем Израиля. С такими-то мечтами, с такими-то ложными воззрениями на Мессию они окружали теперь Иисуса на горе Блаженств.
Господь отверз уста Свои и начал благовествовать о Царстве Божием. В Своем учении Христос прежде всего Царство Небесное противопоставляет всем державам мира сего, всем видам человеческих организаций. Ибо Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по иным законам, но приходит оно в мир сей и приносит на землю законы Неба.
Царство Божие – это не новый общественный строй, а в первую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог. Это царство Любви, Правды, Добра, Мира, Благодати Божией. Оно незримо присутствует среди людей. Оно всюду: в семье, в обществе и прежде всего внутри каждого человека. В глубинах человеческого духа, в чистом сердце человеческой души обитает Бог, а вместе с Ним обитает мир, радость, любовь и блаженство. Сюда-то, в этот Божественный мир, на это духовное небо, которое открывается в нашем сердце, и призывает Господь войти человека. Быть вместе с Богом, носить Его в своем сердце – это и есть величайшая радость, это и есть Царство Божие на земле. Ибо если человек имеет в сердце Бога, он все имеет, хотя бы и всего в мире лишился. Душа, достигшая блаженства, не может замкнуться в самой себе, она раскрывается для всех, ее охватывает огонь любви ко всему миру. Поэтому Царство Божие не может остаться уделом отдельных душ. Оно неизбежно должно перерасти в Царство всечеловеческого духовного единства, в центре которого будет царствовать Бог. Авва Дорофей эту мысль выразил в виде круга, в центре которого Бог. Чем ближе радиусы к центру, тем ближе они между собой; чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. В центре все сливается воедино. Там «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).
Но войти в Царство Божие человек может только посредством очищения своего духа от греха, ибо в сердце, заполненное духовными идолами, Бог не войдет. Еще в беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Божие необходимо духовно переродиться, перевоспитать себя и с Божией помощью стать другим – духовным человеком. Для этого надо не лениться, но напрягать все свои силы, ибо «Царство Божие силой берется» и только те, кто трудятся и работают над собой, войдут в него. Чтобы войти в Царство Бога Любви, нужна постоянная борьба с самим собой. Эта борьба требует жертв, духовного очищения: ради Царства Небесного никакой подвиг не может быть слишком велик. «Если... глаз твой соблазняет тебя, вырви его... лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
На весах ценностей Царство Божие превышает все ценности и идеалы земли, все великие и благородные цели человечества. Кто войдет в это Царство Любви и Правды, тот достигнет настоящего счастья (блаженства), которого человек тщетно ищет на земле без Бога. А в него войдут только нищие духом, плачущие о своих грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.
Гордый никогда не войдет в Царство Любви и Правды; но смиренный, осознавший свою духовную нищету, уже стал на путь совершенства. Он будет плакать о своих грехах, кротко относиться к людям, жаждать правды Божией, будет милостивым к ближним, будет созидать мир вокруг себя и заботиться о чистоте своего сердца. И если придут испытания его веры, он, как скала в бушующем море, останется крепким, стойким и преданным Богу, несмотря ни на какие гонения. Кто пойдет таким путем, путем исполнения заповедей Христовых, тот несомненно увидит Бога, примет Его в свое чистое сердце и будет счастлив не земным счастьем.
Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к апостолам, которым предстояло созидать на этих духовных основах Нового Завета Церковь Христову.
«Вы соль земли, ¾ сказал Христос Своим ученикам, ¾ Осоляйте мир Моим учением, предохраняя его от нравственной порчи. Помните, что если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон... Так же и вы, если не будете жить по заповедям Божиим, то жизнь ваша потеряет высший смысл и вы сделаетесь посмешищем людей...
Вы – свет мира. Просвещайте его Моим учением. Несите свет Евангелия в темное царство греха. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного!»
Заповеди блаженства были настолько необычны для слушателей, что им, привыкшим к безжизненному, избитому учению раввинов, они могли показаться совершенно новыми, разрушающими ветхий закон Моисеев, на котором основывалась вся духовная жизнь избранного народа. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Закон Божий, который заключается в любви к Богу и ближним, должен оставаться непреложным на все времена. Но евреи, и прежде всего их духовные руководители книжники и фарисеи, давно уже потеряли истинный смысл Божьего закона. Они превратились в формальных и мелочных исполнителей Синайского закона. Поэтому Христос предупреждает Своих слушателей: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Исцеление слуги сотника
Мф. 8, 5-13; Лк. 7, 1-10
Окончив проповедь, Господь от горы Блаженств направился в Капернаум. Как мы уже отмечали, город Капернаум был большим торговым центром Галилеи, в котором стоял римский военный гарнизон под начальством сотника. Римский офицер был благочестивым человеком, хорошо относился к евреям и даже построил им в городе синагогу. И вот у этого капернаумского сотника заболел и лежал при смерти его любимый слуга. Услышав о Христе, сотник сначала послал к Спасителю иудейских старейшин, потом своих друзей, а затем и сам пришел к Нему, прося Иисуса исцелить его любимого слугу.
Господь согласился и направился в дом сотника. И вот здесь-то язычник проявил такую веру во Христа как истинного Мессию, какой не было даже в Израиле. Обращаясь к Христу, римский офицер сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то и делает».
Смирение и сила веры язычника настолько поразили Христа, что Он, обратившись к сопровождавшему Его народу, воскликнул: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры!»
Эта искренняя вера смиренного язычника мгновенно перенесла мысли Иисуса Христа в будущее: Он видит толпы язычников, идущих к Нему; видит, как Его слово, брошенное апостолами на языческую почву, взошло и разрослось в громадное дерево (Церковь), под которым укрылось множество народов, ¾ видит и народ иудейский, одиноко стоящий вдали и злобно взирающий на это дерево. Под влиянием таких мыслей Христос с грустью сказал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (евреи) извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Затем, обращаясь к сотнику, Христос произнес: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе».
Сотник пошел в дом свой и на пути узнал от друзей радостную весть, что слуга его здоров.
Похожая информация.
Как звали апостолов Иисуса Христа? Полный список 12 имен апостолов Иисуса Христа по порядку и их житие. Изображение иконы, а также почитание 12 апостолов в православной церкви представлено в данной статье!
Слово «апостол» заимствовано из греческого языка и дословно означает «посланник». Как гласит писание, Иисус Христос тоже являлся апостолом, только Божьим. Но традиция связывает это слово прежде всего с двенадцатью избранными учениками Иисуса .
Икона 12 апостолов Иисуса Христа
Список 12 апостолов Христа
Как звали 12 апостолов Иисуса Христа?
Апостолы Христа
Ученики Христа следовали за ним по всему миру, внимали каждому его слову. Они являлись свидетелями всех чудес, которые он творил. А самое главное — апостолы искренне верили, что Иисус — сын самого Бога.
Двенадцать апостолов
По велению Христа они бросили все: дома, свои занятия, родителей, детей и жен. Следовали за Иисусом всюду: по странам и городам. Переносили вместе с ним все тяготы кочевой жизни. И это не было приказом. Они шли за своим Учителем по доброй воле. Что примечательно, почти все апостолы — выходцы из семей бедняков.
Своим ученикам Иисус завещал нести Благую весть о себе. Именно апостолы начали проповедовать Евангелие по всему миру. Как гласит писание, Господь наделил своих посланников чудодейственной силой. А теперь они находятся на небе. Окружают Бога, восседая на двенадцати престолах.
Ради веры, апостолы положили на алтарь свои жизни. Можно даже сказать, что они принесли свои жизни в жертву вере. Андрея, Петра и Иакова Алфеева распяли на кресте. Павла и Иакова Зеведеева обезглавили. Фому — проткнули копьем. Иоанн Зеведеев умер естественной смертью, но при жизни перенес множество страданий: его держали в заключении, пытались сварить в кипящем масле. Несмотря на то, что они погибли, слово Божье осталось жить в других людях. И их имена живы в писании до сих пор .
Житие апостолов
Апостолы — ближайшие последователи Иисуса. Именно они первыми стали распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении .
1
Петр — не родное имя апостола. До встречи с Христом его называли Симон. Родился он в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера. Его отец — простой бедняк. Занимался рыбной ловлей. По его стопам пошел и Петр.
Оставил все свои дела, и последовал за своим Учителем после того, как Иисус чудесным образом излечил его тещу. Петр стал одним из любимых учеников Христа. Характер апостола — живой и вспыльчивый.
После вознесения Христа, Петр начал проповедовать учения в разных странах. Чудеса, которые он совершал привлекали людей. После контакта с ним мертвые оживали. Немощные и больные выздоравливали и вставали на ноги.
Петра распяли на перевернутом кресте. Последнее он пожелал сам, считая, что не может умереть так же как Христос .
2
Андрей является братом Петра. За то, что он первым последовал за Христом, его назвали Первозванным. Всю свою жизнь он посвятил служению и даже отказался вступить в брак.
Андрей всегда и во всем следовал за Христом. После распятия Иисуса, стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. Согласно писанию, Андрей был преданным Иисусу до самой смерти.
Закончил свою жизнь будучи распятым на косом кресте .
3 Апостол Иоанн Зеведеев
Младший брат Иакова. Его занятие — ловля рыбы. Иоанн является автором четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. За что его назвали Богословом. Именно его Христос попросил позаботиться о Богоматери. После распятия Христа он забрал Марию к себе. Умер естественной смертью, несмотря на многие попытки его убить. Иоанна травили ядом, но чудесным образом он выжил. Вторая казнь для него была — котел с кипящим маслом. Но даже такая страшная смерть его не постигла. После этого, уверившись в том, что апостолу невозможно нанести вред, его отправили в ссылку. Именно там он дожил до конца своих дней.
Смерть Иоанна стала легендой. Почувствовав скорый конец, он позвал с собой на поле семь учеников. Они выкопали Иоанну могилу, в виде креста, в которую он лег, будучи живым. Ученики накрыли лицо апостола и засыпали землей. Через некоторое время, когда другие узнали об этом, могилу раскопали. Но тела там не обнаружили .
4 Апостол Иаков Зеведеев
Так же, как и его брат, Иаков ловил рыбу. Характер описывают как взрывной и порывистый. На страницах писания он появляется только после распятия и вознесения Христа. Он участвовал в устроении первых христианских общин. Назвали его «Старшим», потому что среди учеников было два Иакова. Среди апостолов его казнили первым — погиб от царского меча в 44 году .
5
Родился Филипп в Вифсаиде. Христос призвал его третьим. Иисус часто обращался к апостолу за советами, как распределить малое количество еды на большое количество человек. Как гласит писание, после участия Филиппа в распределении, люди насыщались малым количеством пищи. Распяли его на кресте вниз головой. Сами ученики не хотели быть казненными как их Учитель, считая, что они не достойны такой же смерти .
6 Апостол Варфоломей
Варфоломей родился в Кане Галилейской. Возможно он являлся родственником или близким другом апостола Филиппа. Именно Филипп привел Варфоломея к Иисусу. О нем Христос отзывался, как о человеке, в котором нет лукавства и хитрости. Он один из первых учеников, которых призвал Иисус. В Евангелие упоминается о нем, как о Нафанаиле. Погиб Варфоломей в страшных муках в Армении — с него, когда он был еще живой, ножом срезали кожу .
7
Его называли «Дидим», что в переводе обозначает «близнец». Уж очень он был внешне похож на Христа. Упорный и решительный человек. Его назвали «Неверующим», потому что сначала Фома не поверил в воскрешение Иисуса, пока не увидел его раны. В Иерусалиме Фому Неверующего заключили в темницу, где долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, умер .
8
Автор первого Евангелия. Последовал за Христом прямо во время своей работы — сбора налогов. То есть наживался на своих соотечественниках. После того, как Иисус пришел к нему в дом, Матфей раскаялся. Раздал свое имущество беднякам. Присоединился к апостолам только после кончины Христа. Вместо предавшего Иисуса апостола Иуды. О его жизни практически ничего не известно. Данные о его смерти расходятся. Одни источники говорят, что он сгорел заживо, другие - что умер в мире .
9
Родственник Христа, двоюродный брат по матери. До встречи с Христом был сборщиком податей. Это занятие не считалось престижным, таких людей называли «мытари». Среди учеников был назван «Младшим», чтобы можно было отличать от второго Иакова. Который был старше его почти в два раза. Согласно преданию, его сбросили с крыши, а потом насмерть забили камнями .
10
Согласно преданию, именно он был женихом на той свадьбе, на которой Иисус совершил свое первое чудо — превратил воду в вино. Был достаточно ревностным человеком, по отношению к вере. Благочестиво следовал за Христом. Апостол принял мученическую смерть — был заживо распилен пилой на Кавказе .
11
Выходец из провинции Иудея. Среди апостолов числился казначеем. Выдал Христа за 30 сребреников первосвященникам. Его предательство — сюжет многих произведений искусства .
12 Апостол Иуда Фаддей
Брат Иакова Алфеева. Именно он задал Иисусу на Тайном вечере вопрос о его грядущем воскрешении. В отличии от Иуды Искариота, Фаддей был безоговорочно предан Христу. Характером отличался мягким и покладистым. Согласно писанию, умер апостол в Армении, во второй половине 1 века мученической смертью .
Почитание и церковное значение
Про почитание посланников Бога написано еще Священном писании. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7)
В современном мире они являются примером для подражания. Люди вспоминают их подвиги и преданность Иисусу. Подражают их делам, прославляют их святость. Устраивают праздники в их честь.
Кроме этого, почитание носит характер преклонения. К мощам и ликам обращаются если случилась беда. Им молятся, целуют иконы и ставят свечи. В их честь возводят храмы и часовни.
Церковное значение апостолов огромное. Апостолы считаются главными фигурами в христианстве. Разнеся по миру Слово Божье, именно они положили начало зарождения церкви.
Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви. Апостолам в христианских календарях установлены дни памяти, отдельные для каждого.
Все посланники Христа были самоотверженными людьми, безоговорочно ему преданные. Они не побоялись принять смерть, порой даже самую жестокую и мучительную, ради веры в Христа и в Слово Божье.
Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Апостол и евангелист Матфей
Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти род человеческий от греха и вечной смерти.
Он явил себя миру на реке Иордан во время Своего Крещения от Иоанна Предтечи. С той поры за Иисусом постоянно ходил народ, жаждущий видеть Его чудеса и слышать Его Божественное слово.
Господь искал уединения для молитвы. Однажды Господь провёл ночь на одной из гор, окружавших Галилейское озеро. Там, в таинственном молитвенном общении с Богом Отцом, Иисус Христос приготовился к великому событию наступающего дня. Когда рассеялась ночная мгла, Спаситель призвал Своих учеников. Из их числа Он избрал двенадцать апостолов, то есть посланников. Христос избрал именно двенадцать апостолов, чтобы народ Нового Завета, Новый Израиль, подобно народу Ветхого Завета, также имел двенадцать духовных родоначальников, двенадцать патриархов.
Все ученики были израильтянами. Спаситель избрал не богатых, просвещённых или сильных мира сего, а самых простых людей. Большинство из апостолов были рыбаками из близлежащих к Галилейскому озеру городов и селений - Капернаума и Вифсаиды. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Петр. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»; Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его».
Первым апостолом из числа двенадцати был Симон, называемый Петром. До призвания на апостольское служение он был простым рыбаком. Пётр был единственным из учеников, который, узнав шедшего по морю Господа Иисуса Христа, устремился Ему навстречу. Усомнившись в своём чудесном хождении по воде, он стал тонуть и был спасён Христом. Апостол Пётр - человек пылкого сердца и порывистого духа. Он первым исповедал Своего Учителя истинным Сыном Бога Живого. Его брат Андрей удостоился первым войти в число учеников Христа, по древнему преданию, проходя с проповедью Фракию, Скифию и Сарматию, апостол Андрей Первозванный дошёл до Днепровских гор. Там апостол установил крест. Впоследствии здесь возник город Киев.
Любимым учеником и апостолом Христа был Иоанн Богослов. Его называют апостолом любви, так как все его апостольские труды пронизаны любовью и сводятся к одной мысли: Бог есть Любовь. Ни одно слово Спасителя не ускользнуло от внимательного сердца Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого и спасительного следа в его душе. Вся его жизнь была служением любви Богу и ближнему.
Апостол Нафанаил (Варфоломей) был родом из Каны Галилейской. Поначалу он принял весть о явлении Мессии с недоверием и даже выразил презрительное отношение к Назарету, откуда пришёл Спаситель. Нафанаил говорил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Но потом он глубоко уверовал во Христа и получил от Спасителя похвалу: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства». По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие в Индии, Аравии, Эфиопии.
По свидетельству Священного Писания, один из двенадцати апостолов, по имени Фома, не поверил в Воскресение Христа. Он уверовал лишь, когда вложил свои персты в раны Спасителя. Раскаявшись в своём неверии, апостол Фома обошёл с проповедью почти всю землю и принял мученический венец.
При избрании апостолов Господь не придавал значения их общественному положению. Божественного призвания удостоился как презираемый всеми мытарь Матфей, унизивший своё левитское достоинство служением, так и Симон Зилот - человек, принадлежавший к числу непримиримых врагов римского владычества. Последним в число апостолов вошёл Иуда Искариот. При первых встречах Иуда обнаружил искренность и нелицемерную преданность Спасителю. Но истинной причиной его пребывания среди апостолов были деньги и мирские блага. Христос провидел грядущее предательство Иуды, однако избрал его в число двенадцати.
Господь дал ему возможность исправиться, победить в себе сребролюбие и корысть. Но Иуда не воспользовался Божественным даром высшего милосердия.
Таково было собрание ближайших последователей и учеников Спасителя. Они сподобились великой чести - стать преемниками своего Божественного Учителя и благовествовать Его учение по всей земле. Свидетельство апостолов о земной жизни и проповеди Господа нашего Иисуса Христа сохранилось для мира в виде основополагающего текста Нового Завета. Так труды апостолов стали фундаментом, на котором воздвигнуто всё учение Святой Церкви.
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Апостол и евангелист Иоанн Богослов