Праведный иаков боровичский новгородский чудотворец. Почитание святого праведного иакова боровичского. Перенесение святых мощей Иакова Праведного

IV. О чудесах от св. мощей Иакова Праведного 16.
Самое явление честных мощей его, при бреге Мстинском в Боровичах, есть уже подлинное чудо. Обстоятельства, сопровождавшие сие явление, поистине изумительны. Нетленные мощи, возлежа в открытой колоде, без всякого укрепления, в целости приплыли на скользкой льдине к Боровичскому берегу, вверх по реке, против сильного напора весенних вод и быстрины порогов; колода была охвачена точно небесным огнем и как будто дымилась 18, неразумные усилия Боровичан, троекратно отталкивавших честное тело верного раба Христова оказались тщетны. Все это, вместе взятое, в связи с таинственным видением во сне и с нетлением св. мощей, в выс­шей степени знаменательно, сверхъестественно, чу­десно.
За все время, от явления мощей Иакова Праведного в 1452 г. и до открытия их в 1545 г., сохранились точные, хотя самые краткие, сведения только о следующих шести чудесных исцелениях, которые совершились на месте погребения нетленных останков угодника Божия, и ко­торые проверены нарочитою следственною коммиссиею и записаны ее в своем акте: 1) Накануне освящения новой Свято-Духовской церкви в Боровичском монастыре получила исцеление боярыня Ульяна, жена Рудного-Талызина, страдавшая семь лет ужасною головною болезнию, вследствие которой из ушей у нее постоянно шел гной, а лице и глаза постоянно пухли. 2) В самый день освящения монастырской цер­кви получила исцеление дочь крестьянина Тимохи Жданского с деревни Подола, девица Василиса, совершенно не видевшая правым глазом.
3) Вышеупомянутаго Рудного дворовый человек Иосиф Каратаев Гришица исцелился от падучей болезни.

4) Боровичская обывательница Анна Борисова, жена Горбатова исцелилась от глазной болезни, которою страдала три года.
5) Боровичская обывательница Ирина Вершина исцелилась от беснования. 6) Некая Домна Гаврилова, жена Моисеева, страдавшая тем же недугом беснования в течение двух лет, тоже совершенно исцелилась.
За время с открытия св. мощей в 1545 г. и до перенесения их из Боровичей в Валдай в 1654 г. достоверно известны также шесть чудес­ных исцелений. Они суть следующие:

1) Одна благочестивая женщина, именем Дария, долгое время страдала тяжкой головной болезнию и от оной совершенно лишилась зрения; но с верою притекши к честной раке чудотворных мощей угодника Божия Иакова и воздавши им должное поклонение, немедленно получила исцеление от своей головной болезни и от слепоты и возвратилась домой уже совершенно здоровою, славя Бога и Его Великого чудотворца, Иакова Праведного.
2) Подобным же образом получила исцеление мощей сего угодника Божия одна девица, по имени Иустина, долго страдавшая слепотою левого своего глаза. 3) Одна женщина, по имени Мария получила, молитве при мощах св. Иакова, исцеление от глазной болезни, которою сильно страдала. 4) Одна женщина, по имени Евфимия, совершенно слепая, стала ясно видеть, также после усердной молитвы пред ракою св. мощей. 5) Некогда пришла к мощам Иакова Праведного одна женщина, с давнего времени страдавшая кровотечением, и лишь только, сотворивши троекратное поклонение, коснулась честной раки св. угодника, течение крови ее немедленно остановилось, и она, благоговейно облобызав нетленные мощи, здравою отошла в дом свой 19. 6) Один священник три года страдал головными болями, до того сильными, что на одно ухо оглох. Не задолго до перенесения св. мощей Иакова Праведного в Иверский монастырь, этот священник изнемогая от своей болезни, случайно заснул, вдруг видит во сне, что к нему кто-то подошел и, называя себя Иаковом Боровичским, спрашивает о болезни, священник рассказал свою болезнь; тогда сей самый Иаков прикоснув­шись к голове больного, ткнул пальцем в ухо и, сказав, что оно скоро уже отходит отсюда, сделался невидим. Проснувшись, священник, действительно, никакой боли в голове не ощущал и, дотронувшись до уха, в которое ткнул пальцем явившийся, заметил, что из него вышло очень много гною. А вслед за сим совершилось и самое отшествие (перенесение) из Боровичей угодника Божия.
Наконец, одно чудесное исцеление соверши­лось уже во время перенесения святых мощей угодника Божия в Иверский монастырь. «После того, как преосвященный митрополит Макарий встретил нетленные мощи св. Иакова в селе Едрове, – повествует патриарх Никон, – и я, спустя три-четыре часа, прибыл в то же село. Когда остановились мы и пили часы по уставу, около седьмого часа дня пришла одна женщина с дочерию, девицею Мариею, объявляя, что эта дочь ее, шесть лет страдавшая слепотою, вне­запно прозрела, во время шествия мощей святого чудотворца. Я всячески испытывал исцеленную, показывая ей источники на своей мантии 20 и спрашивая ее о цвете их; но она, при всех моих испытаниях, отвечала удовлетворительно, совершенно ясно различая цветы источников. Тогда мы в радости душевной воздали хвалу Богу, творящему дивная чудеса во святых Своих». За всем тем, самое прибытие честных мо­щей в Иверский монастырь ознаменовано было некоторыми особенными, чудными явлениями. В ночь накануне прибытия, виден был необыкновенный свет над монастырем, в виде огненного столпа, ярко освещавший монастырскую окрестность на довольно значительное пространство. Подобный же свет виден был и в следующую затем ночь, уже по прибытии св. мощей на место, с тою впрочем разницею, что источником сего света был не один огненный столп, а четыре: един от них велик зело огнен, тии же три менши . Об этих чрезвычайных явлениях, как об особенных знамениях милости Божией, свидетельствует «немолчный проповедник чудес» и от угодника Божия, патриарх Никон, кото­рому, – как сказано выше, – самому в сонном видении, также в ночь по прибытии в Иверскую обитель, св. мощи Праведного Иакова явлены были среди дивного света 21.
Но этими немногими сказаниями о чудесах св. Иакова Праведного последние не исчерпываются совершенно. Нет сомнения, что от нетленных мощей сего св. угодника Божия, истекало множество и других чудесных знамений, особенно во времена, предшествовавшие открытию мощей и непосредственно за сим следовавшие. Так, в 1572 г., когда шла широкая молва о чудесах Иакова Праведного, Новгородский архиепископ Леонид, послал в Боровичи благочестивого иеромонаха Новгородского Розважского монастыря Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с Торговой стороны дьякона Семена и боярского сына Шестака, чтобы они, свидетельствовали мощи сего чудотворца, обстоятельно проверили рассказы о чудесах. Посланные исполнив поручение, донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова Боровичского, действительно, совершается очень много 22. Но с течением времени, если не все, то боль­шая часть таковых знамений и чудес, исчезли из памяти людей за простотою древних жите­лей Боровичских, не сумевших сохранить письменные сказания о них 23. Кроме того, некоторые чудесные знамения от св. мощей угодника Божия могли быть затаены, по малодушию, сомнению, недомыслию и другим сокровенным причинам, в душах тех, кого Господь, по благоизволению Своему, избрал в причастники струящейся от сего нетленного источника бла­годати.

  • | Печать |
Подробности 18.09.2011 16:41 Просмотров: 3275

Память его празднуется по Пасхе в 3-й день и месяца октября в 23-й день

Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда, - говорит Славеницкий, - мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа». По слухам, блаженный Иаков быль простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство. Скончался же убитый громом.

Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Мсты, особенно страшно-бурную силу ее в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьею. По этой-то реке против течения ее волн, во время вскрытия ее, на третий день Пасхи, в 1452 г., несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов: но льдина неслась наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мертвое тело и положили проводить мимо селения гроб. Принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина, однако, не слушалась и возвратилась к берегу. Веревками обмотав колоду, повлекли с льдиною по течению Мсты и отвели версты за две от села Боровичи. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Ее вновь отвели по реке, но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упреком говорил: «Зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня, христианина? Если хотите знать мое имя, то я – Иаков, одноименный святому апостолу Иакову». Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи были поставлены в часовне.

Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления. Донесли о том Новгородскому архипастырю. В июне 1544 г. по распоряжению архиепископа Феодосия Софийским священником Иоанном в присутствии многих духовных и светских лиц освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 октября 1544 г. архиепископ грамотою благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм монастыря Святаго Духа. Вместе с тем предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей.

После того потекли от мощей праведника потоки чудес. В 1572 г. Новгородский архиепископ поручил строго проверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, что при мощах святого Иакова совершается «множество исцелений». Славеницкий в свое время писал: «Учиниша письмени предавати чудеса и егда их наполнися осьмдесят и осмь седмиц, престаша писати». 2

В соборной монастырской церкви Сошествия Святаго Духа, в селении Боровичи, мощи покоились более ста лет, до тех пор, когда патриарх Никон соорудил великолепную обитель Иверскую, по образцу Афонской. Он перенес с большим торжеством нетленные мощи блаженного отрока в храм Богоматери по тому соображению, что они явились в день празднования чудотворной ее иконы Иверской. Перенесение мощей было в 1657 г., и там они доселе (конец XIX века – Сост.) почивают в серебряной позлащенной раке, устроенной патриархом.

Умилительны простодушные слова описавшего явление святых мощей сих, быть может, и очевидца, по той любви, которою он проникнут к святым угодникам Божиим: «Ныне мы несомненно благодарствуем блаженного Иакова, хотя и неведомо нам, кто он и откуда. Но Бог ведает раба своего и да будет наше с ним пребывание во веки, в здешней жизни и в будущей. Вновь просиял он Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым, и в блаженном отроке сем сильный и дивный муж пришел к нам в Русское благочестие хранить и соблюдать веру нашу во Христа. Если бы и все Святые пришли к нам в Русскую землю Государя нашего Царя, всем бы им обрелись у нас и упокоение, и похвала, и не было бы нам о том тесноты или заботы, но радость наипаче и недугов исцеление и души спасение».

Канон праведному Иакову написан был, как видно по акростиху, «Иваном», вероятно, тем самым священником Софийским Иоанном, который в первый раз свидетельствовал мощи и чудеса.

Тропарь, глас 1

Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление, притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове; темже и мы ныне чтим, честных мощей твоих принесение, веселящее вкупе душа и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Давшему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Верою и любовию твое честное перенесение празднующих блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы, и соблазна змиина, имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу, Его же моли спасти царя православнаго, и люди молящие ти ся, да вси вопием ти, радуйся отче Иакове всия Русския Земли удобрение.

Иаков Боровичский - святой покровитель Боровичей August 4th, 2014

У Боровичей есть свой небесный покровитель - святой Иаков Боровичский. По мнению историка и краеведа Андрея Петровича Полевикова, Яков один из самых таинственных святых на Руси.
Особый интерес представляет предание об обретении мощей святого Якова.

Предание дошло до нас в виде рукописи XVI века, сохранившейся в Троице-Сергиевой Лавре. 11 апреля 1452 года, в праздник Пасхи, селяне увидели плывущую против течения реки Мсты льдину, от которой валил густой пар. Льдина пристала к берегу, вблизи от Свято-Духова монастыря. На льдине люди увидели лежащее в гробу тело юноши.


Испугавшись, селяне оттолкнули льдину шестами, однако она снова пристала к берегу в том же месте. И так повторялось трижды: люди отталкивали льдину с лежащим телом, надеясь, что река унесет вниз льдину со своей скорбной ношей, но тело отрока каждый раз возвращалось к людям.

Наконец, в одну из ночей, сразу нескольким знатным селянам явился во сне отрок, сказавший им следующее: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти».

Тело отрока Якова, явившего свое имя во сне, было торжественно погребено на берегу в деревянном срубе, имевшем вид часовни. На месте погребения благочестивого юноши начались чудесные исцеления: к могиле потянулись паломники. В царствование Иоанна IV Грозного боровичский чудотворец был причислен к лику святых.

При изъятии гроба (патриарх Никон решил перенести мощи святого в Иверский монастырь) из земли забил родник. В настоящее время на месте погребения Якова Боровичского находится небольшая каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Умиление».

Наши святые были лучшими людьми своего времени, лучшими гражданами нашей страны...

Эта неопровержимая истина становится все яснее и отчетливей по мере того, как просыпается в человеке душа.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, страстотерпцы Борис и Глеб, чудотворец Варлаам Хутынский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Стефан Пермский, блаженный Василий юродивый, собеседник Святой Троицы преподробный Александр Свирский...
Какой обширный, величественный и светоносный Собор.
Эти люди сумели переплавить и все вещество своей жизни, и те необыкновенные таланты, которыми наделил их Господь, в любовь к Нему, в исполненное истинной веры служение Богу.
И независимо от того управляли они государством или отстаивали с мечом его рубежи, возводили монастыри или писали иконы, они прежде всего служили Богу, и именно это подлинно православное служение поддерживало и расширяло пространство жизни, которое и было названо Святой Русью...
И это их обширными трудами и неусыпными молитвами и выстроилась Православная Русь, прочность которой не могли поколебать никакие бури и лихолетья.
И так чудесно оказалось устроенным пространство Святой Руси, что человек, разместивший свою душу в нем, сам оказывался наделенным необыкновенными способностями и дарами чудотворений.
Причем зачастую совершается это как бы вопреки всякой логике и обыденному смыслу. Живое и неопровержимое свидетельство этому - явление чуда святой праведности...

Святой праведный Иаков Боровичский явился в селе Боровичи, во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда "настало время прославиться святому".
Было половодье.
Шумела на Боровицком пороге Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга льдины...
И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь встреч течению, уткнулась в берег саженей на сто выше Свято-Духова монастыря.
Густой туман поднимался от льдины и когда он рассеялся, увидели жители темную, как будто, опаленную огнем сосновую колоду...
Это был открытый гроб с телом нетленного отрока...

Как отмечено в "Словаре историческом о русских святых": "Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради, и убит громом".
Нет сомнения, что предание, на которое ссылается "Словарь", возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с темной, как будто опаленной огнем сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, и оттолкнули льдину назад на середину реки.
Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и снова ее вытолкнули на речную стремнину.
И в третий раз вернулась льдина...
На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.
- Отчего будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам христианина? - спросил он. - Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я - Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

К этой короткой "автобиографии" святого мы еще вернемся, пока же отметим, что, датируя чудесное появление его мощей в Боровичах, наиболее авторитетные составители жития святого праведного Иакова Боровичского расходятся на целое столетие.
В Житиях, составленных святителем Дмитрием Ростовским, в "Житиях святых Российской церкви также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия", в "Настольной книге священно-церковнослужителя" С.В.Булгакова и большинстве энциклопедий событие это датируется 1543 годом.
Однако, в "Словаре историческом о русских святых" называется 1440 год, а в "Сказании о святом Иакове Праведном Боровичском Чудотворце", изданном в Санкт-Петербурге в 1901 году, говорится уже о 1452 годе.
Изложение аргументов в пользу той или иной даты является темой специального исследования, и чтобы не отвлекаться от нашего повествования, скажем, что нам представляется духовно и исторически более обоснованной принятая церковным историками датировка 1543 годом боровичского чуда о льдине...

И получается, что Боровичское чудо всего на год опережает кончину преподобного отрока Артемия Веркольского.
Казалось бы, ни к святому праведному Якову Боровичскому, ни к самим Боровичам история, произошедшая на северной реке Пинеге, не имеет прямого отношения, но при внимательном рассмотрении тут обнаруживается такая глубокая духовная связь, что миновать ее никак невозможно.
Трудно не заметить совпадений в Житии святого праведного отрока Артемия Веркольского с историей святого праведного Иакова Боровичского.
И тут и там присутствует гроза.
Иаков Боровичский, согласно преданию, был "убит громом", а тело его нашли в темной, как будто, опаленной огнем грозы сосновой колоде.
Одинаково краткой была земная праведная жизнь и у Иакова Боровичского, и у Артемия Веркольского. Оба отрока жили так тихо, так молитвенно, в таком послушании, что и не разглядели их земляки, не успели рассмотреть за своими заботами и трудами...
Свидетельство этому и попытка жителей Боровичей оттолкнуть от своего берега льдину с гробом святого праведного Иакова, и нежелание веркольцев похоронить по христианскому обычаю пораженного ударом молнии отрока Артемия.
Иаков Боровичский явился к жителям Боровичей во сне и поведал о себе, что он получил имя в честь брата Господня. Только тогда и поймут земляки, что он пришел к ним на помощь...
Артемий Веркольский тоже был узнан, как чудотворец, на границе молитвенного бдения и сна, когда пришла в Верколу страшная болезнь...
Хотя смиренные и кроткие отроки, и не снискали при жизни славы у своих односельчан, тем не менее Господь даровал им гражданство Святой Руси, и все, что могли отроки совершить в земной жизни, после кончины их вершилось по молитвам к ним.

Есть люди на земле, но - люди неземные;
Не ангелы они, а братья нам родные,
На помощь беднякам нам посланы они,
Избранники небес и Божии слуги.
И если бы они меж нами не являлись
И нашей темноты собой не просвещали,
Что сталось бы с людьми?!
Среди сует земных - погибли бы они!

Это стихотворение игуменьи Таисии Леушинской посвящено святому праведному Иоанну Кронштадтскому, но его можно адресовать и Артемию Веркольскому, и Якову Боровичскому, ибо оно прежде всего - о святой праведности...

Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития...
Потому-то и наделяет Бог святые мощи праведников такой силой, что они творят то, что не успели совершить праведники в своей праведной жизни...

В 1532 году, когда на берегах полноводной Пинеги родился крестьянский мальчик Артемий, закончилась на Свири земная жизнь великого русского святого Александра Свирского.
Напомним, что в 1507 году, преподобный Александр Свирский, во время своей ночной молитвы, увидел трех Мужей в одеждах, сияющих "невыразимым светом". Это был сам Господь...
"Александр Свирский, - отметил архимандрит Макарий (Веретенников), - пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица"...
С этим явлением Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому Святая Русь вступала в период своей духовной зрелости, и святые праведные Артемий Веркольский и Иаков Боровичский, пришедшие на смену преподобному Александру Свирскому, были одновременно и плодом духовной зрелости нашей Богоспасаемой Отчизны, и испытанием обычных людей на готовность принять такую святость.
И как дивно, что почти одновременно, через три с небольшим столетия, появятся рядом с Артемием Веркольским в Суре - великий столп русского православия - святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в Боровичах, вблизи Иакова Боровичского - сподвижница Всероссийского батюшка, подвижница благочестия игуменья Таисия Леушинская, которую почитатели называют "игуменьей Всея Руси"...

Свято-Духов Боровичский монастырь, к стенам которого принесла Мста гроб с телом святого праведного Иакова Боровичского, занимает в духовной биографии игумении Таисии (в миру - Марии Васильевны Солоповой) особое место.

Как явствует из ее "Келейных записок", девятнадцатилетняя выпускница Павловского института благородных девиц Мария Солопова переехала в Боровичи из родительской усадьбы Абакумово, потому что ее тяготила рассеянная, ориентированная лишь на земные удовольствия жизнь дворян-помещиков.
"Как "новинка" появилась я в этом помещичьем мире: все взоры были обращены на меня, и я, "молоденькая институтка", сделалась предметом суждений и толков. Мать моя и тут сочла своей обязанностью "вывозить" меня, знакомить с соседними помещиками, у которых и мне приходилось гостить по нескольку дней...
Таким образом, прошел весь январь, февраль и Великий пост, - мы в церковь почти не ездили, кроме редких праздников; но что за богомолье это было! Заранее уговорившись, поедем (напившись, конечно, чаю) целой кавалькадой, экипажей пять, шесть и более, с разговорами, шутками, даже смехом, приедем чуть не к концу Литургии, выступим вперед на левый клирос, да еще не сразу молиться примемся, а начнем с поправления своих нарядов да причесок, затем установимся на подносимые нам коврики, - глядишь, - и службы конец. Нечего делать, стыдно выходить, только что прибывши: закажем молебен, - да и обратно потянемся прежним способом, лишь еще с большими шутками и остротами насчет сельских певчих или кого бы то ни было"...

Хотя мы и знаем из "Записок", что еще в институте юная Маша Солопова выучила наизусть всЈ Евангелие, что и тогда она предпочитала праздным разговорам молитву, но, безусловно, решение богобоязненной девушки уединиться в доставшемся ей по наследству доме деда, генерала Осипа Василевского, в самих Боровичах, было первым по-настоящему самостоятельным шагом в ее жизни...

"Я уже упоминала о том, что дед мой, скончавшийся незадолго до моего выхода из института, отказал мне по духовному завещанию все свое имущество, деньги и небольшой двухэтажный дом в г. Боровичах, - пишет она в своих "Келейных Записках". - Так как родители мои имели большое хозяйство в усадьбе, то жить в городе было для них неудобно, и домик мой отдавался в наем жильцам. Желая избавиться от праздной и суетной зимой деревенской жизни, я надумала просить родителей отпустить меня жить на зиму в город в свой домик, где бы и брат мой Костя, которому было уже одиннадцать лет, живучи со мной, мог удобнее заниматься уроками, подготовительно для поступления в корпус; заниматься с ним бралась я сама, а предметами военных наук могли бы заниматься учителя городских училищ.
Такое предложение одобрили родители; самим им оставить усадьбу на всю зиму было нельзя, почему они приискали в городе двух сестер из бедной дворянской фамилии Москвиных и поселили их бесплатно в моем домике, дав им в нем две комнаты в одной со мной квартире, в верхнем этаже; а внизу поселили прислугу нашу, состоявшую из целого семейства: мужа, бывшего нашим дворником, жены-кухарки и дочери их, девицы лет 15-ти, сделавшейся моей горничной.
В конце августа нас с братом Костей переселили в город. Я считала себя вполне счастливой, чувствуя свободу проводить время по своему желанию и стремлению"...

Читая "Келейные записки", мы видим, что все "желания и стремления" юной Марии Солоповой были направлены к устроению храма своей души, к молитвенному деланию, и в этой внешней неприметности и изначальной чистоте духовный Путь ее был очень схож с историей Иакова Боровичского, с жизненным путем пинежского отрока Артемия Веркольского...
И разве не об этом расскажет сама матушка Таисия в своем стихотворении "Летние ночи на Севере", написанном 10 июня 1899 года:

Дивны, торжественны летние ночи
На севере хладном России родной!
Но скоро сомкнутся усталые очи, -
Вечер сменится утра зарей.
Вот полночь: но мрака она не видала,
Еще не угасла вечерня заря,
А в небе другая заря заблистала
С востока, день новый вселенной заря.
Зеркальна поверхность Пинеги прелестной,
Широко разлившись в крутых берегах,
Струится и пенится, словно в ней тесно
Волне непослушной в угрюмых скалах...

Разве не о Пути святого праведного отрока, совершившегося на этих крутых поросших то темным ельником, то светлыми, выстланными беломошником сосновыми борами, берегах Пинеги молитвенно сосредоточенные строки игуменьи Таисии:

И, словно любуясь своей красотою,
В ней отражает свой солнышко луч,
Быстро вздымаясь над спящей землею,
По воле Творца совершая свой путь.

И, конечно же, не случайно, что первые шаги на пути снискания Святого Духа совершила юная Мария Солопова непосредственно вблизи мощей святого праведного Иакова Боровичского.

"Вот какой образ жизни вела я, поселившись в городе, - пишет она в "Келейных записках". - Ежедневно ходила к утрени в монастырь святого праведного Иакова Боровичского , находившийся на окраине нашего небольшого городка; иногда стояла там и ранние обедни, смотря по времени. Вернувшись из церкви, будила брата, приготовляла чай, и вместе с братом пили "по домашнему", что мне очень нравилось: я воображала себя хозяйкой.
С 9 часов начинались занятия наши, продолжавшиеся до 12, после чего ученики мои расходились по домам, а мы с братом и с Москвиными садились завтракать все вместе; затем в 2 часа брат уходил к своему учителю, а я всецело принадлежала себе, - читала, работала, иногда с одной из жиличек выходила погулять, но в гости ни к кому никогда не ходила; хотя и многие о сем просили неоднократно.
В 4 часа возвращался Костя, и опять всей семьей садились обедать; вечером иногда помогала я брату репетировать уроки, но каждый вечер заканчивался у нас общим семейным кружком за одной лампой с работами и книгами. Москвины были девицы благочестивые и тоже любили читать священные книги, которые и были у нас господствующими.
Под праздники ходили ко всенощной; и таким образом мирно, христиански текла наша жизнь..."

Краткое житие праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

О происхождении блаженного Иакова, жизни его и кончине его нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради. По церковным песнопениям, святой Иаков «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли Ангелы удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу».

Прославил Господь святого подвижника после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».

Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховской храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В «Иконописном подлиннике» о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель. Часть святых мощей осталась в Духовом Боровичском монастыре (Новгородской епархии), другая хранилась в Авраамиевом ските (бывшей Финляндской епархии). Память преподобного Иакова совершается два раза в год: 22 мая/4 июня и в день перенесения честных его мощей 23 октября/5 ноября.

Праведный Иаков Боровичский, Новгородский


Полное житие праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

У многих древних русских городов есть свой святой покровитель, имя которого связано с чудесными исцелениями и защитой города от врагов. Покровителем города Боровичи в Новгородской области является св. прав. Иаков, Боровичский чудотворец.

Св. Иаков – общеправославный святой, 5 ноября, в праздник св. Иакова, православные христиане всего мира, вознося молитвы к этому святому, духовно объединяются с верующими нашего города.

Особо покровительствует св. Иаков Боровичскому краю и Иверскому Валдайскому монастырю.

В рукописи XVI в., хранящейся в Троице-Сергиевой Лавре, изложены сказания об этом святом.

В 1452 г. 11 апреля, во вторник по Пасхе, около Свято-Духова монастыря произошло величайшее событие. Весеннее половодье; быстротечная река Мста шумным потоком катила свои волны через пороги; живительное тепло весеннего солнца уничтожило весь речной лед. Неожиданно появилась большая льдина, двигавшаяся против стремительного течения реки; густой пар, как бы дым от пламени, поднимался от нее. Пристала она к правому берегу, повыше монастыря саженей на сто. Свидетели сего явления узрели на льдине довольно потемневшую и как будто опаленную огнем сосновую колоду, представлявшую собою нижнюю часть гроба без крышки, а в ней мало прикрытое тело некоего отрока. Объятые ужасом, непросвещенные и малодушные боровичане приняли приплывшее тело за обыкновенный труп утопленника. Дабы избежать неприятностей, усиленно старались они особого рода длинными шестами оттолкнуть от берега льдину с ее странною ношею. Однако льдина не повиновалась и снова возвратилась к прежнему месту. Тогда, обмотав колоду веревками, повлекли ее вместе с льдиной по течению реки Мсты и таким образом отвели версты за две от монастыря. На рассвете следующего дня льдина со своею ношею опять вернулась. Повторилось это и в третий раз.

Наконец, Господь вразумил неразумных. Некий отрок явился во сне нескольким более благонамеренным старейшинам боровичским и сказал им: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти». Воспрянули от сна простодушные и богобоязненные старейшины, поведали друг другу о дивном сновидении и умилились в сердце своем. Слух об этом быстро распространился. И поняли тогда жители боровичские неразумное отношение к явленным через приплытие мощам отрока Божия. Много горьких слез пролили при этом; дреколье, которым отталкивали мощи, сожгли. Старейшины, сопровождаемые толпою, поспешили на берег реки Мсты с твердым намерением немедленно снять с льдины честные мощи для упокоения оных здесь же, на берегу. Был устроен деревянный сруб, имевший поверх земли вид небольшой часовни. В течение 93-х лет после приплытия и последовавшего затем погребения нетленные останки св. Иакова, почившие под спудом, неослабно источали благодатные исцеления для всех, с верою притекавших к нему.

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, жители нашего края в 1544 г. особою челобитною от духовенства и мирян довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание и усердную просьбу, чтобы честные мощи сего нового чудотворца, яко многоценное и богоданное сокровище, были открыты. Это великое торжество совершилось в 1545 г. 23 октября, в день памяти апостола Иакова, брата Господня. На самом же месте захоронения мощей св. Иакова вскоре после того открылся целебный источник. А благочестивые окрестные жители, ревнуя о славе имени Господа, дивного во святых своих, устроили тут небольшую деревянную церковь во имя иконы Божией Матери «Умиления».

В дни благочестивейшего государя, царя Алексея Михайловича, святейший Никон, великий патриарх всей Руси, зная о чудесах, совершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, и в то же время получив сведения, что св. мощи находятся в большом небрежении от скудности Свято-Духова, возымел намерение перенести св. мощи в созданную тогда на одном из островов Валдайского озера обитель Иверскую. Перенесение это совершилось в 1654 г. 23 февраля.

Кем именно был в кратковременном житии своем на земле благоугодивший Господу отрок, св. Иаков Праведный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители и откуда нетленные мощи его приплыли к боровичскому берегу? Об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных.

О чудесах св. Иакова рассказывается в книге «Сказание о святом Иакове праведном, Боровичском чудотворце», изданной в 1901 г. в Санкт-Петербурге. Сохранились воспоминания боровичан о том, что в начале Великой Отечественной войны одному глубоко верующему старцу во сне явился св. Иаков и сказал: «Пусть верующие с моим образом трижды обойдут город, и я спасу град свой».

Действительно, группа верующих три ночи обходила наш город с крестом, пением молитв, с иконой св. Иакова и с частицей его мощей. Этот крестный ход совершался тайно, ночью, т.к. верующие опасались гонения со стороны безбожных властей. Вскоре фронт подошел к г. Боровичи и находился всего в 70 км от него, но город не пострадал.

О чудесах св. Иакова существует множество преданий. Верующие посвящают ему стихи.


Блаженный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец

Тропарь блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца, глас 1

Б ожественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца, глас 8

В ерою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Боже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Ин кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца, глас 8

Я ко звезда многосветлая, отче, на востоце возсия./ к западу пришел еси, блаженне, во твое принесение,/ яко солнечная луча, испущаеши исцеления притекающим к раце мощей твоих,/ молися Христу Богу спасти православныя люди, молящияся ти,/ да вси вопием ти:/ радуйся/ Богомудре Иакове.

Молитва праведному Иакову, Боровичскому чудотворцу

О святый великий праведниче и преславный чудотворче богоблаженный угодниче Христов Иакове, дивно прославленный на Небеси и на земли данный нам от Господа целебниче и заступниче, к тебе припадаем с верою, любовию и благоговением и молимся от глубины души: помози нам, зело прогневавшим Господа и Создателя нашего, и испроси нам вся яже к житию временному и спасению вечному потребная; земли плодоносие, воздухов благорастворение, душ и телес здравие, в покаянии и благочестии преспеяние, веры православныя укрепление, суеверия посрамление, неверия искоренение, и всякаго благаго прошения нашего ко Господу исполнение. Испроси у Господа: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Услыши, угодниче Божий, всяку душу христианскую, в скорби и обстоянии тя молитвенно призывающую, ускори на помощь, облегчи скорби, уврачуй недуги и явися скорый предстатель требующих твоего заступления. Наипаче же в час кончины нашея не закосни приити на помощь нам и умоли Господа даровати нам кончину живота нашего мирну, безмятежну, святых Христовых Таин причастну и упования исполнену да с надеждою спасения безбедно прейдем страшный путь воздушных мытарств, и непреткновенно достигнем вожделеннаго онаго Царствия, еже уготовал Господь любящым Его. Ей, святче Божий! Услыши нас и не презри моления нашего, но сотвори нас соучастники быти блаженства вечнаго, да вкупе с тобою спасеннии милосердием Христа Спасителя нашего воспоем и прославим Его со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.